Искусство парсуны XVII в 3

Содержание

Введение
Искусствопарсуны XVII в
Загадочностьпарсуны
История русскойживописи XVII-XVIII
Заключение
Литература
Введение

Парсуна –произведениерусской портретнойживописи конца16-17вв. Термин«парсуна» былвведен в 1854 г.русским исследователемИ. Снегиревым, однако первоначальноон означал тоже, что «персона», то есть простопортрет. В парсунесоединяютсячерты и приемытрадиционнойдревнерусскойиконописи изападноевропейскойсветской картиныс натуры.
Первые парсуны, изображавшиереальных историческихлиц, ни техникойисполнения, ни образнойсистемой фактическине отличалисьот произведенийиконописи. Вовторой половине17 в. парсуны иногдаписали на холстемаслянымикрасками, поройс натуры. Искусствопарсуны просуществовалодо 1760-х гг., а впровинциальныхрусских городахпарсуны писалисьи позднее.
Искусствопарсуны XVIIв

Уже в XI-XIII векахна стенах соборовпоявляютсяизображенияисторическихлиц — храмоздателей: князя ЯрославаМудрого с семьей, князя ЯрославаВсеволодовича, подносящегомодель храмаХристу. Начинаяс середины XVIвека, появляютсяиконы с ещеочень условнымиизображениямиздравствующихчленов царскойсемьи.
Портретныеобразы в иконевторой половиныXVII века оказывалисьна перекрестьевосхождениячеловека кбожественному, и нисхождениябожественногодо человеческого.ИконописцыОружейнойпалаты, опираясьна собственныеэстетическиеканоны, создалиновый тип ликаСпаса Нерукотворного, отличающийсяопределенностьючеловеческогооблика. Образ«Спаса Нерукотворного»1670-х годов СимонаУшакова можносчитать программойэтого направления.
Как придворныехудожники, иконописцыне могли себепредставитьоблик «Царянебесного», минуя хорошознакомые имчерты «царяземного». Многиеиз известныхнам мастеровэтого направления(Симон Ушаков, Карп Золотарёв, Иван Рефусицкий)были портретистамицарского двора, о чем они самис гордостьюрассказалив своих трактатахи челобитных.Создание царскихпортретов, азатем портретовпредставителейцерковнойиерархии ипридворныхкругов сталопринципиальноновым шагомв культуреРуси. В 1672 годубыл создан«Титулярник», который собралв себе целыйряд портретныхминиатюр. Этоизображениярусских царей, патриархов, а также зарубежныхпредставителейверховнойзнати, умершихи живых (их писалис натуры).
Русскому зрителюпредставитсявозможностьвпервые увидетьпривезенныйв Россию знаменитыйпотрет ИванаГрозного, оказавшийсяв Дании еще вконце XVII века(Национальныймузей Дании, Копенгаген).В коллекцииГосударственногомузея изобразительныхискусств (Копенгаген)хранится серияиз четырехпортретоввсадников.Серия, представляющаядвух русскихцарей — МихаилаФедоровичаи Алексея Михайловича- и двух легендарныхвосточныхправителей, попала в Даниюне позднее 1696года; портретыизначальнопринадлежаликоролевскойКунсткамере, собранию редкостейи диковинок.Два из них — МихаилаФедоровичаи Алексея Михайловича- представленына выставке.
Живописныйпортрет последнейтрети XVII века- 1700-х годов являетсяглавным разделомвыставки. Живописнаяпарсуна — одновременнонаследницадуховной иизобразительнойтрадиции русскогоСредневековьяи родоначальницасветскогопортрета, феноменаНового времени.
Примечательныхрестоматийныепамятники, такие как изображениеАлексея Михайловича«в большомнаряде» (конец1670 — начало 1680-х, ГИМ), Л. К. Нарышкина(конец XVII века, ГИМ), В. Ф. Люткина(1697, ГИМ) и другие.Совершенноособый интереспредставляетнедавно открытый, всестороннеисследованныйи отреставрированныйпортрет патриархаИоакима КарпаЗолотарёва(1678, Тобольскийисторико-архитектурныймузей-заповедник).Он являетсяна данный моментнаиболее раннимподписным идатированнымпроизведениемсреди парсун, в основнойсвоей массеанонимных.
Хотя парсуныпредставляютсобой принципиальноуникальныйматериал, нои в их кругуесть особыераритеты. Одиниз них — тафтянойпортрет патриархаНикона (1682, ГИМ).Портрет являетсяаппликациейиз шелковыхтканей и бумаги, и лишь лицо ируки исполненыживописью.
Портреты иностранныххудожников, работавшихпри царскомдворе в периодприобщенияРуси к ценностямхудожественнойкультуры Новоговремени, имелидля русскихмастеровисключительноезначение какобразцы, которымони стремилисьподражать. Вданной группеживописныхпортретов естьсвой раритет- знаменитыйпортрет патриархаНикона с клиром, написанныйв начале 1660-х годов(Государственныйисторико-архитектурныйи художественныймузей «НовыйИерусалим»).Это наиболееранний из известныхнам живописныхпортретов XVIIвека, созданныйна русскойпочве, единственныйсохранившийсяприжизненныйпортрет патриархаНикона и единственныйдошедший донас групповойпортрет тойэпохи. Групповойпортрет патриархаНикона с клиром- целая изобразительнаяэнциклопедияпатриаршегои церковно-монастырскогообихода тоговремени.
Большой интереспредставляетэкспонируемыйкомплекс памятников, объединенныхназваниемПреображенскаясерия. Она включаетв себя группупортретныхизображений, заказанныхПетром I длясвоего новогоПреображенскогодворца. Созданиесерии относятк 1692-1700 годам, аавторство — кнеизвестнымрусским мастерамОружейнойпалаты. Персонажиосновного ядрасерии — участники«Всепьянейшегосумасброднейшегособора всешутейшегокнязь-папы», сатирическогоучреждения, созданногоПетром I. Членами«собора» состоялилюди знатныхфамилий изближайшегоокружения царя.В сравнениис чистой парсуной, портреты серииотличаютсябольшей эмоциональнойи мимическойраскованностью, живописностьюи иным духовнымзарядом. В нихможно усмотретьсвязь с гротескнойструей в западноевропейскойбарочной живописиXVII века. Не случайно, именно этугруппу исследователиуже не называютпарсуной, аговорят лишьо традицияхпарсуны в концеXVII столетия.

Загадочностьпарсуны

Страннаядвойственностьприсуща большойпарсуне «Портретцаря ФедораАлексеевича»(1686, ГИМ), выполненнойв традицияхиконного писания.Лицо юного царянаписано объемно, а одеяния икартуши решеныплоскостно.Божественнуювласть царяподчеркиваютнимб вокругголовы, изображениеСпаса Нерукотворноговверху. Естьособое очарованиев робких, неумелыхпарсунах, вкоторых мыусматриваемзнак времени.
В XVII столетии, когда в Россииусиливалисьсветские тенденциии обозначилсяострый интереск европейскимвкусам и привычкам, художники сталиобращатьсяк западноевропейскомуопыту. В такойситуации, когданаблюдаютсяпоиски портретности, появлениепарсуны вполнезакономерно.
«Парсуна»(искаженное«персона») слатинскогопереводитсякак «особа», не «человек»(homo), а некий тип– «царь», «вельможа»,«посол» – сподчеркиваниемпонятия рода.Парсуны – светскиепарадные портретыв интерьере– воспринималиськак знак престижности.Русской знатибыло необходимоприспособитьсяк новым культурнымвеяниям, проникавшимв традиционныеформы бытовогоуклада. Парсунахорошо подходиладля культивируемойв княжеско-боярскойсреде церемониальнойобрядноститоржественногопридворногоэтикета, длядемонстрациивысокого положениямодели. Не случайнопарсуны сравниваютсо стихотворнымипанегириками.
В парсуне, преждевсего, подчеркиваласьпринадлежностьизображенногок высокомучину. Героипредстают впышных одеяниях, в богатых интерьерах.Частное, индивидуальноев них почти невыявлено.
В парсуне всегдабыло главным– подчинениесословнымнормам: столькозначительностии импозантностив персонажах.Внимание художниковсосредотачиваетсяне на лице, ана позе изображенного, богатых деталях, аксессуарах, изображениигербов, надписей.Впервые стольполное и разнообразноепредставлениео первом жанресвет-скогоискусства вРоссии – парсуне, её истоках, модификации– дает масштабная, познавательнаяи зрелищнаявыставка «Русскийисторическийпортрет. Векпарсуны». Болееста экспонатов(иконы, фрески, парсуны, лицевоешитье, монеты, медали, миниатюры, гравюры) из 14российскихи датскогомузеев показывают, как по-разномуискусствопортрета включалосьв жизнь в Россиив XVII–XVIII веках. Здесьможно увидетьлюбопытнуюгалерею историческихлиц эпохи. И нестоль уж важно, во имя чегосоздавалисьэти загадочныепарсуны. Онивсе равно являютсябесценнымисвидетельствамивремени. В одномиз самых раннихэкспонатов– оплечный«Портрет ИванаГрозного» изНациональногомузея Дании(1630) – поражаютвыразительныеглаза и брови, окаймленныетемным контуром, обобщеннаятрактовка лица.
Именно в иконописнойсреде, у мастеровОружейнойпалаты родилосьновое пониманиечеловека. Узнаменитыхмосковскихмастеров СимонаУшакова и ИосифаВладимировахудожественныетребованияк иконе и к портретуцаря или воеводыуравновешиваются.Ушакову удалосьпередатьматериальность, ощущение телесности, земного в образахсвятых: он соединиликонные традициис реалистическойманерой, использовавновые средства.Его образ СпасаНерукотворного, чей лик написанс помощьюсветотеневойлепки – одновременноикона и портретс определеннымчеловеческимобликом. Такпроисходилонисхождениебожественногодо человеческого.Царские иконописцыявлялисьпортретистамицарского двора, создававшимииконы и портреты.И необычныйспособ экспонированияеще более усиливаетстраннуюпритягательностьпарсун. Свисающиес потолка портретыпредставленына прозрачныхстеклянныхфонах, сквозькоторые виднеетсякирпичнаякладка. А наобтянутыхкрасной материейпилонах цари, патриархи, аристократыпорой предстаютна манер святых(царевна Софьяв образе царяСоломона). Необычайнохорош поясной«Портрет АлексеяМихайловича»(1680-е, ГИМ). Царьизображен вторжественномкостюме, расшитомжемчугом идрагоценнымикамнями, в высокойшапке, опушенноймехом. Лицотрактованоболее правдиво, чем в раннихпарсунах. Кажется, все рассчитанона эмоциональноевоздействие.Зритель ощущаетзначительностьизображенного, занимающеговысокое положение, как в «ПортретеВ. Ф. Люткина»(1697, ГИМ).
Изображенныйв рост персонажв синем кафтанес широкимирукавами ивысокими обшлагамиправой рукойопирается нарукоять шпаги, левой придерживаетполу одежды.Хорошо переданоего чувствособственногодостоинства, уверенностив себе. Простотаи лаконичностьпластическойхарактеристикилица сочетаетсясо светотеневоймоделировкойпредметов иумением передатьфактуру тканей.Но по-прежнему, как и в болееранних парсунах, большую важностьимеют аксессуары.
Особой силойи мощью отличаютсяпортреты иззнаменитойПреображенскойсерии участников«Всепьянейшегособора Всешутейшегокнязь-папы», созданногоПетром I в 1694 годус целью дискредитациицеркви. В портретахвыразилисьтворческиеискания, особенностихарактера, мироощущениячеловека напереломеСредневековьяи Нового времени.Художники уженачинают думатьо композиции.
Члены «собора»– представителизнатных фамилийучаствовалив маскарадныхшествиях, шутовскихпраздниках.В портретахдерзко высмеиваетсятрадиционныйуклад жизниДревней Руси, сатирическиеперсонажинаделены сильнымиэмоциями, нотакой гротескне характерен.Изображенныена портретахПреображенскойсерии считалисьшутами, однакопосле исследованийи уточненияимен персонажейвыяснилось, что на портретахизображеныпредставителиизвестныхрусских фамилий: Апраскины, Нарышкины…сподвижникиПетра. Предельнойобнаженностьюличности поражает«Портрет ЯковаТургенева»(1695). Усталое, изрезанноеморщинами лицонемолодогочеловека. В егопечальныхглазах, устремленныхна зрителя, вчертах лица, словно искаженногогорькой гримасой, есть нечтотрагическое.И судьба егобыла трагической.Один из первыхсоратниковмолодого Петрав «соборе» имелзвание «старыйвоин и киевскийполковник».Он командовалротой в маневрахпетровскихпотешных войск.Но с 1694 года сталиграть в шутовскихпразднествах, а забавы Петраносили жестокийи дикий характер.Вскоре послесвоей пародийнойи кощунственнойсвадьбы Тургеневумер.
НеобычныепортретыПреображенскойсерии, в которыхтрадиции иконописи, парсуны сочеталисьс гротескнойлинией западноевропейскогоискусства, неполучили дальнейшегоразвития врусской портретнойживописи, избравшейиной путь.
Историярусской живописиXVII-XVIII

История русскогоискусства вначале XVIII векапретерпелаперелом. Древнерусскоеискусствосменилось новым«европейским»искусством.Иконописьуступила местоживописи. ПетрI посылает заграницу учениковпостигатьевропейскоеискусство инаиболее известныеиз них – граверАлексей Зубови портретистИван Никитин– положилиначало в русскомреалистическомискусстве.Начало XVIII векаявилось решающимдля русскойживописи. Именноэтот периодутвердил заменудревних художественныхтрадиций. Прибытиеиз-за границыкрупнейшихмастеров являетсяключевым вразвитии всехвидов искусствв России.
Развитие иконописив древнерусскомстиле остановилось, новая церковнаяживопись былаподчинена новойцерковнойархитектуре.Иконы утратилисвой стиль: онистали простокартинами нарелигиозныетемы. В это времямногие петровские«пенсионеры»после обученияза границейвозвращаютсяв Россию. зарубежом ониобучались«портретной»и «исторической»живописи.
Менялся нетолько изобразительныйязык, но и всяобразная система.Иными становилисьцели и местохудожника вобщественнойжизни страны.Развивалисьновые жанры, особенноблагоприятныеусловия возниклидля портрета.Интерес к изображению«парсуна»(персона) возникна Руси уже вовторой половинеXVII века. Изобразительныйязык парсуныво многом условен: фигура, почтисливающаясяс фоном, трактоваласьплоскостно, гамма красоктемна. Художникеще учитсявсматриватьсяв черты лица, улавливатьи передаватьна холсте портретноесходство, пытаетсячерез внешнийоблик пониматьчеловека. Традициипарсуны ещедовольно долгобудут жить впортрете XVIII века, вплоть до серединыстолетия.
Вместе с тем, с начала XVIII векапроисходитстановлениеновых формпортрета. Образчеловека требовалсмелых, живописныхрешений. Расцветискусствасередины XVIII векасовпадает сподъемом всейнациональнойкультуры, представленнойименами Ломоносова, Новикова, Сумарокова, Радищева. Начинаяс петровскоговремени, русскаякультура развиваласьпод влияниемидей просветительства, и портретноеискусство сталовоплощениемнового идеалачеловеческойличности, возникшегов передовыхкругах русскогообщества.
Крупнейшиемастера тоговремени – Антропови Аргунов, самостоятельноовладевалиприемами портретногоискусства. Вотличие отиностранцев, они стремилисьпреодолетьповерхностноевосприятиенатуры и создавалипроизведения, полные энергии, выразительностии яркой красочности.
Во второй половинеXVIII века дальнейшееразвитие идейпросветительстваопределиловысокое представлениео назначениичеловека инаполнилоискусствогуманистическимсодержанием.Выдающиесяхудожники тоговремени – Ф.Рокотов, Д. Левицкийи В. Боровиковскийоказали глубокоевоздействиена развитиепортретногоискусства.
Заключение

Особенностьданной работы- в стремлениипоказать парсунуне изолированно, а во взаимосвязис другими явлениямии тенденциямивторой половиныXVII века, так илииначе связаннымис новым пониманиемобраза человека, изобразительногоязыка и художественныхсредств Новоговремени.
Рождение портретав среде позднесредневековогоискусства –очень интересноеи важное явление.Одновременноеэкспонированиеширокого кругапарсун и иконпоследней третиXVII века впервыепредоставитзрителю плодотворнуювозможностьнепосредственныхсопоставлений.
Парсуна в русскомискусстве –переходныйэтап от иконык светскомупортрету.
Искусствопарсуны темболее важнодля рассмотренияв связи с произведениями, выполненнымирусскими ииностраннымимастерами, работавшимив России.
Литература

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. — М.: Современник, 2008.
Европейская живопись 13- 20 вв.: Энцикл. слов. /Рос. акад. художеств,
История искусств: Учеб. пособие для учащихся художеств. шк. и училищ/ Авт-сост.: А. А. Воротников, О. Д. Горшковоз, О. А. Еркина. -Минск: Соврем. литератор, 2007.
Камминг Р. Художники: Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев. -Лондон; М.: Дорлинг Киндерсли: Слово, 2007.
Мир внутри и вне стен: Интерьер и пейзаж в европейской живописи 15-20 веков/И. Е. Данилова; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т высш. гуманитар. исслед. -М.: РГГУ, 2007.
Науч. — исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств; Л. С. Алешина, Т. С. Воронина, Н. Ю. Золотова и др. Редкол.: В. В. Ванслов и др. -М.: Искусство: NOTA BENE, 2007.
Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от средних веков до наших дней: Пер. с фр. /Ред. рус. пер. Н. Молок. -М.: Терра, 2005.