–PAGE_BREAK–
2. Дальнейшее изучение позиций ног происходит боком к палке. Учащиеся левой рукой берутся за палку, слегка обхватывают ее пальцами (большой палец обхватывает палку снизу, остальные сверху). Локоть согнутой левой руки свободно опущен и находится немного впереди корпуса. Правая рука остается в подготовительном положении. Голова повернута к правому плечу. Ступни ног поочередно разворачиваются в I позицию.
Изучению следующих позиций ног и переходу из одной позиции в другую предшествует preparation (подготовительные движения руки и головы). Вводится музыкальное сопровождение. Счет 4/4. На первую и вторую четверти рука поднимается в I позицию, на третью и четвертую открывается на II позицию. Затем в начале музыкальной фразы на протяжении первого такта рука со II позиции опускается вниз, в подготовительное положение. Движение повторяется два раза.
Далее следуют II, III, IV и V позиции, также сопровождаемые движениями руки и головы. При перемене позиций ног рука остается на II позиции, голова повернута в сторону руки, взгляд направлен на кисть.
Отведение в сторону и приведение в исходное положение работающей ноги и перемещение центра тяжести тела на опорную ногу при переходе во II позицию и из II позиции в III такое же, как и при изучении позиций ног, лицом к палке.
Переходя из III позиции в IV, следует передать тяжесть корпуса на левую ногу, правую перевести вперед, вытянув подъем и пальцы. Носок работающей ноги должен быть напротив пятки опорной. Опуская пятку на пол, отвести носок назад. Таким образом, ступня примет выворотное положение параллельно левой ноге. В момент развертывания ступни работающая нога в верхней части (в бедре) слегка подтягивается к опорной и занимает положение IV позиции. При опускании пятки на пол корпус подается вперед, и его тяжесть распределяется на обе ноги.
Переходя из IV позиции в V, вытянуть подъем и пальцы правой ноги, свободно продвинув носок вперед, и передать тяжесть корпуса на левую ногу. Правая нога движется к левой (ступня постепенно принимает выворотное положение) и ставится в V позицию.
По окончании упражнений рука опускается в подготовительное положение (на заключительный такт 4/4). Исполнив упражнения с правой ноги, проделать их с левой.
Общие замечания. Ступни ног, поставленные в позицию, не должны опираться на большой палец или мизинец.
При перемене ног и стоя в позициях необходимо сохранять правильное положение всей фигуры: рук, корпуса, головы. Ступню с выворотной пяткой следует вести, не отделяя носка от пола, при выворотном положении всей ноги.
Отводя работающую ногу в требуемое положение, пятку не следует сразу отделять от пола: предварительно надо слегка нажать пяткой на пол, но этот нажим не должен препятствовать свободному скольжению ступни по поверхности пола. Сначала скользит вся ступня, затем вытягиваются подъем и пальцы.
При возвращении работающей ноги к опорной, носок скользит, не отрываясь от пола, затем мягко сгибается подъем, опускается пятка, и вся ступня, коснувшись пола, завершает скользящее движение.
Позиции рук.
В классическом танце огромная роль принадлежит постановке рук. Руки являются одним из основных выразительных средств артистов балета. Они придают законченный рисунок различным позам. Кроме того, руки должны помогать при выполнении танцевальных движений, особенно вращательных, на полу и в воздухе, а также в трудных прыжках, где они оказывают активную помощь корпусу и ногам.
Постановка рук — это манера держать их в определенной форме, на определенной высоте, в позициях и в других положениях, принятых в классическом танце.
Постановка рук начинается с подготовительного положения и позиций. Подготовительное положение в учебной работе является обязательным, из него руки начинают движение в позиции и в различные положения.
Подготовительное положение. Руки опущены вниз перед корпусом и на всем протяжении не соприкасаются с ним. Локти направлены в стороны, несколько согнуты, образуют овал. Кисти рук и пальцы также закруглены, ладони направлены вверх. Кисти почти соприкасаются: расстояние между ними равно примерно двум пальцам. Пальцы сгруппированы; большой палец направлен к выдвинутому вперед среднему, но не соприкасается с ним.
Плечи в подготовительном положении и во всех позициях должны быть опущены вниз, нельзя выдвигать их, отводить назад или поднимать вверх.
Некоторые преподаватели-хореографы выделяют семь позиций рук. Считаем это неубедительным, так как три позиции, принятые в Ленинградском хореографическом училище, развивают основные направления рук и успешно выполняют задачу их постановки.
Первая позиция дает направление рукам вперед, вторая — направление в сторону, третья — направление вверх. Другие положения рук нет основания считать позициями, так как они состоят из комбинаций трех основных позиций и изучаются без специального обозначения, путем наглядного показа преподавателем.
Первая позиция: руки подняты перед корпусом на уровне диафрагмы, немного согнуты в локтях и запястьях, образуя овал, как и в подготовительном положении. Ладони обращены к себе. Локти и пальцы на одном уровне. Плечи опущены (следить, чтобы они не поднимались и не выдвигались вперед). Кисти приближены друг к другу. Расстояние между пальцами и их положение такое же, как и в подготовительном положении.
Принятая для I позиции высота рук на уровне диафрагмы совсем не случайна. На такой высоте руки могут хорошо поддерживать корпус за счет напряжения мышц верхней части руки (от плеча до локтя), что важно для pirouettes, tours в воздухе, tours chaines и многих других движений, где руки фиксируют I позицию во время вращения. В больших прыжках I позиция является своего рода трамплином перед раскрытием рук в какое-либо положение и помогает подтягивать корпус в момент взлета. Если руки подняты выше принятого уровня, они не могут помочь корпусу, и теряют активность. Незначительное отклонение от уровня рук в I позиции допускается только в сторону понижения, но не повышения.
Принятая высота уровня рук дает возможность не закрывать область груди, что важно с эстетической точки зрения.
Вторая позиция: руки раскрыты в стороны на высоте плеч. Плечи, локти и кисти находятся на одном уровне. Локти обращены назад, линия рук дугообразная, ладони повернуты к зрителю. Положение пальцев то же, что в подготовительном положении и в I позиции. Необходимо следить за тем, чтобы руки не заходили назад, а были немного впереди плеч.
Во время упражнений нужно тщательно соблюдать правильность положения рук, уровень которых поддерживается мышцами плеча и предплечья. Плечи не должны подниматься.
Руки, поднятые на уровень плеч, сохраняют правильное горизонтальное положение. Если их поднять выше этого уровня, неизбежно поднимутся плечи. Если же плечи удерживать на месте, а руки поднимать выше уровня плеч, невозможно сохранить правильную линию: обязательно будут опускаться локти.
Руки, опущенные несколько ниже уровня плеч, могут и не нарушать правильной линии, но они будут казаться пассивными.
Третья позиция: руки подняты вверх и образуют овал над головой. Кисти сближены, как в подготовительном положении и в I позиции. Ладони обращены вниз. Положение пальцев прежнее. Преподавателю нужно следить за тем, чтобы локти не шли вперед, а кисти рук не опускались.
Руки не должны быть над головой, тем более недопустимо, чтобы руки заходили за голову. Они должны быть слегка впереди головы, что является обязательным (особенно для мужчин), так как при отведении рук назад развитые плечевые мышцы поднимаются, и создается впечатление поднятых плеч, а в профильном положении фигуры лицо закрывается руками.
Правильность положения рук в III позиции можно проверить. Для этого, не поднимая головы, нужно посмотреть наверх; если при этом видны мизинцы, значит, III позиция установлена правильно; если же видны все пальцы, руки следует отвести немного назад, чтобы были видны только мизинцы. Если мизинцев не видно, значит, руки зашли назад слишком далеко и их следует подвинуть вперед. Такую проверку надо проводить до тех пор, пока ученики не овладеют навыком правильно определять положение рук в III позиции по зеркалу и по ощущению.
Прочие положения рук. Помимо трех перечисленных позиций, в учебной работе и в сценическом танце имеются промежуточные положения рук или, как их называют, полпозиции. Например, между подготовительным положением и I позицией (примерно на уровне пояса) вперед и в сторону, между II и III позициями в закругленном или вытянутом положении.
Положение рук в arabesques совсем иное, чем в позициях или в позах с закругленной линией. В arabesques обе руки вытянуты свободно, без напряжения. Ладони обращены вниз. Кисти и пальцы продолжают прямую линию рук. Пальцы сгруппированы: большие приближены к средним. Такое же положение рук сохраняется и в других позах, например в attitude allonge и т. д.
Переход рук из одной позиции в другую.
Изучение позиций рук происходит на середине зала в следующем порядке: из подготовительного положения руки поднимаются в I позицию, затем переходят в III и, раскрываясь, опускаются во II, после чего заканчивают движение в исходном положении.
Такая последовательность наиболее логична для изучения позиций в движении.
Первоначальное изучение происходит в медленном темпе, с фиксацией положения рук в каждой позиции. Если исполнение идет на 3/4, то на первый такт руки поднимаются в I позицию, на второй такт выдерживаются в позиции и т. д.
В развитии мягкости и выразительности рук важную роль играют кисти. Они делают руки живыми и «говорящими». При поднимании и опускании рук, при их переходе на позиции, полпозиции и в различные комбинации движение начинается от кисти. Особенно активным движение кистей должно быть при раскрытии рук через I позицию на II и из III позиции на II. При этом овальная линия несколько распрямляется, что делает руки выразительными.
Наиболее тщательно нужно тренировать переход рук из III позиции на II и со II позиции. Опуская руки в подготовительное положение, надо следить, чтобы, по мере раскрытия рук из III позиции на II, кисти не поворачивались ладонями вверх, а постепенно раскрывались ладонями к зрителю. При этом локти не опускаются, а поддерживают ровную линию закругленных рук.
Опуская руки из II позиции в подготовительное положение, надо слегка приподнять их, одновременно несколько вскинув вверх кисти, которые в этот момент разворачиваются ладонями вниз. Овальная линия немного распрямляется. При опускании рук кисти отстают и на ходу постепенно закругляют линию.
Учебное поднимание рук во II позицию происходит через I. Поднимание в III позицию может происходить из I и II позиций. Опускание рук из III позиции в подготовительное положение происходит через II позицию. Из III позиции на II руки могут опускаться сразу вниз, но могут проходить и через I позицию.
Участие рук в экзерсисе.
В статичном положении или в прыжке, в момент фиксации позы, руки сохраняют четкость линии. При движении одной или двух рук нужно следить, чтобы они не заходили за линию центра фигуры, когда находятся впереди, корпуса или перед головой.
В упражнениях у палки руки, как правило, сохраняют постоянное положение: одна на II позиции, другая на палке. II позиция наиболее удобна и полезна в работе, поэтому она применяется как основная (особенно в младших классах). При исполнении упражнений на середине зала, на полупальцах, руки, открытые на II позицию, помогают сохранять устойчивость.
Многие упражнения у палки и на середине зала начинаются с предварительного открывания рук в позицию (чаще всего во II) и комбинированные положения. Это является подготовкой к упражнению — preparation.
Вначале поднимается в I позицию рука, затем нога из исходной позиции (I или V) одновременно с рукой открывается на II позицию. Для некоторых упражнений в preparation рука и нога начинают движение вместе (например, preparation перед rond de jambe par terre).
В первом классе в первом полугодии preparation исполняется на вступительный такт 4/4- На первую и вторую четверти рука поднимается в I позицию, на третью и четвертую четверти отводится на II позицию.
Во втором полугодии и в следующих классах одна или обе руки перед упражнением поднимаются в требуемую позицию на затакт на 2/4, исполняемые аккордами. В момент поднимания руки в I позицию голова поворачивается прямо, взгляд сопровождает кисть. Дальше голова слегка склоняется к плечу, противоположному поднятой руке, затем вместе с движением руки поворачивается в сторону руки, открываемой на II позицию. Взгляд сопровождает кисть.
После упражнения руки опускаются в подготовительное положение на заключительный такт 4/4 (в старших классах—на два заключительных аккорда).
В ряде упражнении у палки и на середине зала (например, в battements developpes и fondus и т. д.) для развития координации движений рук и ног одна или обе руки могут начать движение одновременно с ногами на начало музыкальной фразы и также одновременно закончить его на конец музыкальной фразы.
Голова и лицо
Положение головы и выражение лица имеют в танце большое значение. Без наклонов головы, без ее поворотов ни одна поза не имеет законченного вида. Выразительность лица и глаз одухотворяет позы.
Положения головы, ее наклоны и повороты изучаются уже с первого года обучения. Движения головы вводятся постепенно, сперва в preparation (при открывании рук на II позицию), затем в grand pile, epaulement, при изучении port de bras и поз.
Учащиеся во время упражнений от физической нагрузки часто напрягают шею, закусывают губы, появляются судорожные подергивания лицевых мышц. Эти недостатки следует устранять, чтобы они не вошли в привычку и не помешали в дальнейшем.
Epaulement.
В классическом танце встречаются различные положения фигуры: прямо (en face), в полуоборот (epaulement), спиной и в профиль к зрителю. Наиболее широко в танце применяются положения epaulement и en face.
Epaulement — положение фигуры в полуоборот к зрителю по диагонали. Оно тесно связано с понятиями croise и efface.
Понятие croise означает скрещенность линий в позе танцующего (направление поворота головы и корпуса создает как бы скрещенную линию, ноги тоже скрещены).
Понятие efface означает развернутое положение фигуры без скрещенных линий.1
Так, например, если в V позиции правая нога находится впереди, корпус повернут правым плечом вперед, голова направо — это положение epaulement croise. Если, не меняя поворота плеч и головы, поставить правую ногу назад, скрещенность линий пропадает, фигура принимает положение epaulement efface.
Понятия croise и efface тесно связаны с маленькими и большими позами классического танца.
В первом классе положение epaulement вводится во второй половине года в упражнениях на середине зала, на plie в III, IV и V позициях, затем, при изучении поз, port de bras и temps lie.
Устойчивость (aplomb).
Устойчивость — один из основных элементов классического танца.
Положение фигуры в позах и упражнениях на всей ступне, на полупальцах и пальцах, на двух и на одной ноге должно быть уверенное, устойчивое, без смещения опорной ноги и подскоков на ней.
Сохранить длительную устойчивость на полупальцах и пальцах на одной ноге в зафиксированной позе трудно. Еще труднее не потерять устойчивость позы после большого прыжка и приземления на одну ногу, после прыжка с вращением в воздухе, а также в турах и пируэтах.
Развитие устойчивости начинается с первого класса, когда вырабатываются постановка ног и корпуса в экзерсисе у палки и умение распределять центр тяжести корпуса равномерно на одну или на две ноги. Положение фигуры при этом должно быть вертикальное, без наклона вперед или назад и прогиба в пояснице; спина прямая, ягодичные мышцы подтянуты. Поясница укрепляется напряжением спинных мышц. Ни в коем случае нельзя держать спину с напряженно соединенными лопатками, это неизбежно ослабляет подтянутость поясницы.
Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит по середине головы и корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах, и на пятке, когда стоишь на всей ступне.
В тех случаях, когда требуется перегиб корпуса в сторону, назад или наклон его вперед, для устойчивости центр тяжести корпуса должен быть на опорной ноге, через которую проходит вертикальная ось тела. Равновесие удерживается благодаря правильному распределению центра тяжести корпуса на опорной ноге в сочетании с подтянутой спиной и бедрами. Сохранению устойчивости способствует также закрепленное в выворотном положении бедро работающей ноги и выворотность опорной.
Понятия en dehors и en dedans.
Понятиями en dehors (наружу) и en dedans (внутрь) определяются вращательные движения ноги по кругу или вращения фигуры на полу или в воздухе вокруг своей вертикальной оси на одной или на двух ногах, с продвижением или на месте.
С понятиями en dehors и en dedans учащиеся впервые знакомятся при изучении rond de jambe par terre, где работающая нога из I позиции движется в направлении вперед и по дуге, в сторону и назад, замыкая круг в I позиции, то есть описывает наружный круг от опорной ноги (en dehors).
Движение ноги в направлении назад и по дуге, в сторону и вперед, описывающее круг к опорной ноге, будет en dedans.
Усвоив на rond de jambe par terre движение ноги по наружному и внутреннему кругу, значительно легче ориентироваться в en dehors и en dedans при поворотах и турах.
Все вращательные движения фигуры вокруг своей вертикальной оси (направления поворота) определяются теми же понятиями en dehors и en dedans, что и в rond de jambe par terre.
Вращение en dehors — это вращение от опорной ноги слева направо, если стоять на левой ноге; en dedans — к опорной ноге справа налево.
Таким образом, понятие en dehors и en dedans ложится в основу определений вращательных движений ног и фигуры по наружному и внутреннему кругу.
PLIE.
Полуприседание (demi рlie) и глубокое, большое приседание (grand plie) развивают ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и крепость которых играют значительную роль в классическом танце. В приседаниях, особенно глубоких, активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы.
Полуприседание (demi plie) является неотлучным спутником прыжков: эластичным и сдержанным полуприседанием начинается и заканчивается любой прыжок, поэтому ему следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в различных комбинациях движений.
Общие замечания. Приседания в первом классе надо начинать с полуприседаний в позициях, лицом к палке. IV позиция (как и при изучении позиций ног) включается в работу последней, когда учащиеся исполняют полуприседания, держась за палку одной рукой.
Глубокое приседание изучается позже, ибо требует поставленных, выворотных и достаточно сильных ног, поставленной и закрепленной спины. Эти качества вырабатываются при изучении позиций ног, полуприседаний, battements tendus и других движений на полу. Только после этого можно перейти к изучению глубоких приседаний.
В полуприседаниях и приседаниях особое внимание обращается на выворотное положение ног, иначе ахиллово сухожилие не в полной мере включается в работу и не получает должного развития. Недопустим «завал» на внутренние стороны ступни, на большой палец. Центр тяжести тела распределяется равномерно на обе ноги. Корпус должен быть прямым и подтянутым, спина без прогиба в пояснице, ягодичные мышцы напряжены и втянуты (особенно при исполнении приседаний во II позиции). Мышцы ног также напряжены; колени предельно развернуты и при приседании направлены в сторону носков (колено против носка).
Приседание и выпрямление происходят равномерно, без рывков, причем, достигнув предельной точки внизу, нельзя задерживаться на plie; подниматься следует сразу, не прерывая движения.
В первом классе полуприседание и полное приседание изучаются отдельно и исполняются по два раза на всех позициях каждое. Позднее возможны соединения двух полуприседаний с одним полным приседанием.
В последующих классах количество приседаний сокращается наполовину. В упражнения у палки и на середине зала добавляются движения, связанные с приседанием, поэтому не следует увлекаться излишним количеством приседаний: это расслабляет связки ног. В ежедневных занятиях и на протяжении всего курса обучения рекомендуется приседания у палки чередовать: один день исполнять их с правой ноги, другой — с левой и т.д. Такое чередование даст равномерное развитие обеих ног.
DEMI PLIE.
В полуприседаниях пятки не должны отделяться от пола. Это развивает ахиллово сухожилие, вырабатывает правильное положение ступни в прыжках, где толчок от пола делается пятками. При исполнении полуприседаний рука предварительно открывается на II позицию.
В самом начале обучения (в первом полугодии первого класса) полуприседание исполняется на два такта по 4/4, в медленном темпе. На первый такт делается приседание, на второй — выпрямление.
Во втором полугодии полуприседание исполняется на один такт 4/4- На первую и вторую четверти — приседание, на третью и четвертую — выпрямление. В последующих классах — также на один такт 4/4, но темп несколько ускоряется.
GRAND PLIE.
В глубоком приседании следует, как можно дольше удерживать пятки на полу, пока они сами непроизвольно не оторвутся от него. При выпрямлении нужно стараться, как можно раньше опустить пятки на пол, но не ускорять темпа выпрямления ног. Обе пятки должны отделяться от пола и ставиться на пол одновременно. Все время надо сохранять предельную развернутость бедра и выворотность ступней.
В полном приседании во II позиции пятки от пола не отделяются.
На приседании в IV позиции следует правильно распределять центр тяжести тела между ступнями и приседать равномерно на обеих ногах.
В первом полугодии первого класса глубокое приседание изучается в медленном темпе на два такта по 4/4. Один такт — приседание, второй — выпрямление.
Во втором полугодии приседание можно исполнять на один такт 4/4 Медленный темп сохраняется.
В последующих младших классах полное приседание исполняется в медленном темпе на один такт 4/4; в средних и старших классах также на один такт, но темп несколько ускоряется.
Полуприседание и глубокое приседание могут комбинироваться друг с другом или с другими движениями и исполняться на один такт 2/4.
Глубокое приседание требует координации движений ног, рук и головы при активном участии корпуса. Перед началом
приседания рука открывается через I позицию на II (preparation). При исполнении глубокого приседания на середине зала на II позицию открываются обе руки. Со II позиции рука опускается в подготовительное положение, проходит близко от колена, не задевая его, затем поднимается в I позицию и открывается на II. Движение руки плавное, неразрывно связанное с движением ног, начинается и заканчивается одновременно, с началом и окончанием plie. Точное распределение движения на музыкальные доли воспитывает координацию. продолжение
–PAGE_BREAK–