Факультет истории и международныхотношений
Кафедра всеобщей истории
«История двух Индий»
аббатаРейналя
Выполнил:
студент V курса (группы «А»)
дневного отделения
И.И. Баранов
Научный руководитель:
доктор исторических наук, профессор
С.В. Демидов
Рязань
2005
«…Рейналь — это историк, какого еще не бывало, и тем лучше для него и тем хуже для истории. Если бы с самого начала история схватила бы и потаскала за волосы гражданских и религиозных тиранов, я не думаю, чтобы они от этого стали лучше, но от этого их еще больше ненавидели, а их несчастные подданные, быть может, стали бы от этого менее терпеливы… Книга, которую я люблю и которую ненавидят короли и придворные, — это книга, порождающая Брутов.»
Из письма Дени Дидро господину Гримму
(Т.Б. Длугач. Дени Дидро. М., 1975, с. 183-184)
План работы
· Введение
· Аббат Рейналь: жизнь и работа
· Концепция «Истории обеих Индий»
· Заключение
· Используемая литература
· Приложения
Введение
Рейналь Гийом Томас Франсуа(GuillaumeThomasFrançoisRaynal) (11.04.1713, Сен-Женье, Аверон, — 06.03.1796, Париж), французский историк, социолог и философ, представительПросвещения.
Выпускник иезуитскогоколледжа, в возрасте 34 лет Рейналь отказывается от карьеры священника ипереезжает в Париж, где занимается литературной работой и принимает активноеучастие в проекте «Энциклопедия» Д. Дидро.
Как историк и публицистРейналь проявляет глубокий интерес к истории Английской и Нидерландскойреволюций, пропагандирует опыт революции в Северной Америке.
Главным историко-философскимпроизведением аббата Рейналя заслужено считается «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев вобеих Индиях» (L’Histoirephilosophique et politique des établissements et du commerce desEuropéens dans les deux Indes), содержащая критикуфеодально-абсолютистских порядков, католической церкви и колониализма.
Этот труд впервыепоявился анонимно в Амстердаме в 1770 году. При жизни автора он выдержалдвенадцать изданий, печатался на всех европейских языках. Каждое последующееиздание не было стереотипным, дополнялось новыми материалами. Наиболее полнымбыло женевское издание 1780 года, которое впервые вышло под именем автора. Оновключало новый материал об американской революции. Это издание было знакомоРадищеву.
В 1805 году Г.Н. Городчанинов[1]перевел этот труд на русский язык, в 1834 году появилось второе издание этогоперевода. Оба эти издания неполны: в них не включена глава о России, опущенывсе резкие формулировки и характеристики, отсутствует также раздел обамериканской революции, сглажены все радикальные выводы. Именно женевскоеиздание этого труда повлекло за собой серьезные проблемы для своего создателя[2].
В 1781 году «Историяобеих Индий» была осуждена французским парламентом на сожжение, автор подлежаларесту. Не дожидаясь пленения, Рейналь бежал из Франции. Находясь в изгнании, онобъездил много стран, посетил Российскую Империю, был удостоен аудиенцииЕкатерины II.
В 1787 году аббат вернулсяна родину. Избранный в Генеральные штаты в 1789 году, Гийом Рейналь отказалсяот своего мандата. В период Великой французской революции он выступал противуглубления революционной борьбы, осуждал якобинцев.
После, следующего заТермидорианским переворотом, приходом к власти Исполнительной Директории в 1795году, Рейналь становиться членом новообразованного Института Франции (InstituteofFrance).
Шестого марта 1796 года ввозрасте 83 лет Рейналь Гийом Томас Франсуа скончался в Шайо, Париж[3].
* * *
Целью этой работыявляется попытка представить тезисный обзор биографии Гийома Рейналя какисторика эпохи Просвещения и представить краткое изложение его капитальноготруда «История обеих Индий».
Основной трудностью, скоторой пришлось столкнуться при написании реферата, является катастрофическийдефицит русскоязычных источников по рассматриваемой теме.
В основу реферата легламонография доктора исторических наук, профессора исторического факультета МГУВладимира Ивановича Морякова под названием «Из истории эволюции общественно-политических взглядов просветителейконца XVIII века (Рейналь и Радищев)» выпущенная более 20 лет назад тиражомв 3520 экземпляров.
Похоже, книга В.И. Моряковадо сих пор остается единственным обстоятельным трудом об аббате Рейнале нарусском языке.
Также «Истории обеихИндий» и Рейналю посвящены статья Е.Л. Зельмановой «Рейналь как историкфилософии» (Вопросы философии, 1961, №5); ее же статья о Рейнале в 4-м томе «Философской энциклопедии»; раздел оРейнале, написанный А.В. Адо в «Историографии нового времени стран Европы и Америки». М., 1967; Богуславский В.М. Рейваль и идея революции вофранцузском Просвещении. — Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1977, № 2.
Помимо этого, некоторыебиографические данные уточнялись в статьях Encyclopædia Britannica,любезно опубликованной в onlineпроектом «Гуттенберг»[4].
Аббат Рейналь: жизнь и работа
Гийом Тома ФрансуаРейналь (1713—1796) родился в небольшом городке Сен-Жени-ан-Руерго. Образованиеполучил в иезуитской семинарии и занял после ее окончания должность аббата.Рейналь много занимался философией и литературой. Он штудировал труды поистории европейских государств, писал статьи и памфлеты, собирал материалы обыте и культуре народов.
В 1747 г. Рейналь приехал вПариж. Здесь он активно сотрудничал в журнале «Mercure de France» и вскоре сталодним из его редакторов. Это сблизило Рейналя с философским и литературныммиром Франции. Он стал вхож в дом госпожи Жофрен[5], гдепознакомился с Гольбахом и Гельвецием.
В 1748 г. Рейналь издал своюпервую книгу «История штатгальтерства» — блестящий памфлет против дома принцевОранских. Затем вышла в свет «История английского парламента».
В 50—60-е годы ГийомРейналь задумал и подготовил свой новый труд — «Философская и политическаяистория учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях». Впервые он появился в1770 г.анонимно (так же как и 2-е издание в 1774 г.) и только третье издание вышло в1780—1781 гг. в Женеве уже с указанием имени автора.
Успех, которымпользовалась «История обеих Индий», был огромен. Французский историк Фай писал:«книга имела наиболее блистательный успех в литературной истории столетия».Французский писатель Лагарп, как и многие современники, считал, что причинойпопулярности книги была универсальность ее тематики. «Это сочинение, — писалон, — имело чем понравиться многим читателям. Политикам оно представляетобозрение о всех существующих в мире формах государственного правления, купцам— данные о торговле и доходах, философам — правила нравственности и самую решительнуюненависть к тирании и суевериям, женщинам — приятное в романтическом вкусе повествование».Английский писатель, современник Рейналя, Уолпол отмечал: «В философской историиобеих Индий говорится обо всем, что существует на свете, автор излагает вам натуральнуюи моральную историю всех народов; он говорит о торговле, о мореплавании, о чае,о кофе, о фарфоре, о рудниках, о соли, о пряностях, о португальцах, об англичанах,о французах, о голландцах, об арабах, о караванах, о короле прусском, о нагихтанцовщицах».
Приведенные отзывыправильно характеризуют содержание книги Рейналя и в какой-то степени объясняютинтерес к ней у читающей публики. Но успех «Истории обеих Индий» определялся впервую очередь тем, что на страницах книги читатель встречал резкую критикуабсолютизма как формы государственной власти, политики «просвещенногоабсолютизма», находит требование уничтожения сословных прав и привилегий, рабстваи крепостничества, работорговли и т. д.
Но более всего книгавызывала интерес читателей тем, что, в отличие от многих своих предшественников,Рейналь не ограничился критикой существующего строя. Логика исторических фактовзаставила Рейналя прийти к выводу о вреде реформ, проводимых государями,сохранявшими неограниченную власть. От призыва к просвещению монархов вопределенной степени он перешел к революционным призывам.
Подвергнув критикефеодально-абсолютистскую систему, автор «Истории обеих Индий» сделал вывод онеобходимости свержения феодального строя и с энтузиазмом воспел американскуюреволюцию, которая окончательно утвердила его в мысли о прогрессивностиреволюционного переворота[6].
Но, тем не менее, Рейнальво многом непоследователен и противоречив. Понимая, что революция как самоеэффективное средство борьбы с тиранией привлечет широкие массы «простонародья»,Рейналь искал наиболее выгодный для буржуазии вариант и нашел его в «Славнойреволюции» 1688 г.в Англии, а в английской конституционной монархии — наиболее приемлемую форму правления.
Несмотря на отдельные недостатки ислабости работы Рейналя, она стала произведением, которое просвещало «головы дляприближавшейся резолюции»[7].
Можно сказать, что «Историяобеих Индий» пользовалась огромной популярностью благодаря своей антифеодальнойнаправленности и революционным выводам.
Один из зарубежныхисследователей «Истории обеих Индий» Ханс Вольпе с полным основанием заметил,что как раз революционные выводы из критики феодального строя и всех феодальныхинститутов превратили книгу Рейналя из орудия просвещения в орудие войны сфеодализмом, в «боевую машину». О степени популярности и значении книги Рейналяговорит тот факт, что только в конце XVIII в. на разных языках вышло около 70ее изданий, в том числе 12 при жизни автора.
О том, что книга Рейналябыла действенным оружием в процессе подготовки и осуществления буржуазнойреволюции, свидетельствует ее высокая оценка Франклином, Джефферсоном, Пейном идругими деятелями американской войны за независимость, вождем освободительной борьбыгаитянского народа Туссен-Лувертюром. Об этом же свидетельствует ее необычайнаяпопулярность среди колонистов Северной Америки. Как пишет Вольпе, среди нихбыло распространено более 2500 экземпляров книги Рейналя.
В первых двух изданиях«Истории обеих Индий» (1770 и 1774) резкая критика феодальных порядков,рабства, колониальных захватов еще не сопровождается призывами к революционнойборьбе за уничтожение феодального строя. Автор еще не разделался с иллюзиями овозможности мирного пути ликвидации феодального строя, которые были характерныдля энциклопедистов. Революционные тенденции появляются только в третьем10-томном издании «Истории обеих Индий» 1780—1781 гг. Это произведение, всоздании которого участвовали Дидро и другие французские просветители, имелодля последней четверти XVIII в. в плане конкретно-политических революционных посвоему смыслу выводов такое же значение, какое для середины века имелазнаменитая «Энциклопедия». Именно она отчетливо показывает, как просветители70-х годов сыграли определенную роль в идеологической подготовке масс кгрядущей революции[8].
* * *
Много внимания уделяютисследователи выявлению соавторов Рейналя, особенно роли Дидро в создании«Истории обеих Индий». Историк Бено заявляет, что в книге Рейналя Дидропринадлежит 400—500 страниц и различных добавлений, в основном революционногохарактера. Бено считает, что Дидро значительно усилил книгу Рейналя, что именноему принадлежат многие революционные места «Истории обеих Индий».
Именно третье«революционное» издание «Истории обеих Индий», независимо от того, какие егочасти были написаны Рейналем, Дидро или другими французскими просветителями, поправу занимает одно из важнейших мест в истории общественно-политической мыслив канун французской революции.
Тем не менее, мы условноназовем эту работу коллективной.
Концепция «Истории обеих Индий»
«История обеих Индий»состоит из десяти томов, первые девять разделены на 2 книги каждый.
Том I начинается со«вступления», где охарактеризовано состояние стран и народов с I до XVIII в.Первая книга посвящена завоеваниям, открытиям и войнам португальцев в«Восточных Индиях». В это понятие Рейналь включал Африку, собственно Индию ивесь азиатский материк. Вторая книга рассказывает об образовании Голландскойреспублики, учреждении голландской торговой компании, войнах, которые велиголландцы в своих колониях.
В третьей книге IIтома помещены материалы о торговлеАнглии в Индии, рассматривается политический строй индийских государств, нравыкоренных жителей Индии, учреждение английской компании и ее состояние в XVIIIв., a в четвертой — торговля Франции.
Пятая книга III томасодержит сведения о торговле Дании, Швеции, Пруссии, Испании и России вВосточной Индии, дает историю развития этих стран. В шестой книге сообщается оботкрытии Америки, о жестоком обращении колонизаторов с индейцами, о металлах,рудниках и торговле Мексики.
В обеих книгах IV томаговорится о завоеваниях испанцев в Америке, осуждаются зверства, чинимыеколонизаторами, содержится призыв и порабощенным народам свергнуть ненавистноеколониальное иго.
В девятой книге V томахарактеризуется учреждение португальской компании в Бразилии, а в десятой —заселение европейцами американского континента.
О работорговле, способахее ведения, о положении в африканских странах, условиях содержания рабовповествует VI том. В этом томе Рейналь выступал с резкой критикой рабства иработорговли.
В VII и VIII томах авторписал о французских колониях в Америке, методах эксплуатации коренногонаселения, источниках обогащения Франции в этих колониях, а в IX томеизлагается предыстория и история войны американцев за независимость.
X том, содержащийфилософские и исторические концепции, Рейналь делил не на книги, а на главы;главные из них — «Религия», «Правление», «Политика». Кроме этих глав имеютсяразделы о торговле, мануфактурах, общественных кредитах, морали, философии.
В «Истории обеих Индий»Рейналь рассказывал не только о колониальных завоеваниях, богатствах, бытекоренных народов, но и об истории, политическом устройстве стран-колонизаторов,описывал страны, лежащие рядом с колонизаторами. В результате читатель получаетгигантскую сумму географических, статистических, политических, этнографическихи исторических объединений, обработанных и обобщенных в свете с принципов просветительскоймысли. Труд Рейналя — один из самых ярких образцов деятельностипросветителей-энциклопедистов кануна французской революции.
«История обеих Индий» спозиций «третьего сословия» осмысливала и рассматривала как историческоепрошлое, так и настоящее. В третьем издании «Истории обеих Индий» критика существующегофеодального строя шла по всем направлениям. Центральное же место в этойвсесторонней критике занимал вопрос об абсолютной монархии. В «Истории обеихИндий» доказывалась неправомерность, незаконность ее существования,неизбежность крушения феодализма. Теоретические рассуждения практически и политическибыли прямо направлены против абсолютизма; автор утверждал, что нет вечногоподчинения и «незыблемых» порядков. Эти идеи не новы для французского просветительства,они были ранее высказаны в работах Дидро, Руссо, Гельвеция, Гольбаха, в знаменитой«Энциклопедии».
В третьем издании«Истории обеих Индий» эти идеи получили свое развитие и стали основойсделанного на страницах этого труда вывода о необходимости революционноговыступления против существующего строя.
Естественноправовая исоциологическая концепции Рейналя те же, что и у его предшественников попросветительской идеологии. Все явления и события рассматривались с точкизрения соответствия идеалам «разумного» общественного устройства, основанное напринципах «естественного права» и «общественного договора». Но материалистическиетенденции у Рейналя глубже. Он считал, что промышленность и, главное, торговляиграют решающую роль в жизни общества и им обязаны своим процветанием многиестраны Европы. Но торговля может принести успех только в том случае, если она ведетсясвободными людьми, если законы благоприятствуют ее развитию и освобождаютлюдей, ею занимающихся. Поэтому подъем итальянских городов, Возрождение, ликвидациюкрепостничества, возвышение Голландии автор «Истории обеих Индий» связывал с торговлей.
Он считал, что основойразделения общества на классы является собственность. Возникновение частнойсобственности, по Рейналю, связано с эволюцией торговли, промышленности и земледелия.Основой всякого общества Рейналь считал собственность. В ней он видел началаблага и зла, которые продолжают существовать в «социальном государстве». Всенации кажутся разделенными на две непримиримые части. «Богатые и бедные,владетельные, так сказать, хозяева и рабы образуют два класса граждан, к несчастьюпротивоположные».
Но, несмотря на это, приизложении истории личных стран их порядки и состояние рассматриваться с чистопросветительских позиций в свете принципов «природы», «естественной справедливости», без учета уровня социально-экономического развития страны, возможностей становлениятам «царства разума». Правда, иногда делаются попытки учесть особенности истории и социально-экономического развития стран.Так обстоит дело, например, в отношении России. Следует иметь в виду, чтопросветительские, антифеодальные идеи и положения по одному какому-то вопросурассеяны по различным томам «Истории обеих Индий» и растворены в массе огромного и самого разнообразногофактического материала.
Заключение
Подводя итог этогоскромного реферата, можно сказать, что работу «Философская и политическаяистория учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» Гийома Рейналя поправу можно назвать основательным научным трудом, отразившим в своем текстепрогрессивные историко-философские чаяния эпохи Просвещения.
На страницах «Историиобеих Индий», опираясь на богатую базу источников, автор размышляет обабсолютизме, рабстве, революции и делает попытку вывода «рецепта» идеальнойформы правления.
К сожалению, персонааббата Рейналя и его работы продолжают оставаться terraincognitoдля отечественных историков. Остаетсянадеяться, что в будущем «История обеих Индий» будет профессионально переведенана русский язык и выдержит несколько академических изданий. Тем более, что в2006 году крупнейшее международное издательство ‘Ashgate Publishing’ готовитьсявыпустить сборник избранных трудов Рейналя на английском языке[9].
Список используемой литературы
· Bancarel G. Raynal ou le devoir devérité. — Genève Champion, 2004.
· МоряковВ.И. Из истории эволюции общественно-политических взглядов просветителей концаXVIII века (Рейналь и Радищев). — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.
· АдоА.В. Историография нового времени стран Европы и Америки. — М.: 1967.
· ШапироА.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. Курс лекций. — М.: 1982.
· ЗельмановаЕ.Л. Рейналь как историк философии // Вопросы философии. — 1961. — № 5.
· БогуславскийВ.М. Рейналь и идея революции во французском Просвещении // Научные докладывысшей школы. Философские науки. — 1977. — № 2.
· en.wikipedia.org/wiki/Raynal
форзац третьего «женевского» издания«Истории обеих Индий»
Н. Кочин Портрет Гийома Рейналя. Амстердам, 1792, 15 x9.5 cm
[1] Городчанинов, ГригорийНиколаевич, 1771-1852, профессор русской словесности казанского университета.
[2] Зельманова Г., Рейналь — как историк философии // Вопросы философии, 1961,? 5
[3]Guillaume Thomas François Raynal @ Wikipedia,the free encyclopedia — en.wikipedia.org/wiki/Raynal
[4] gutenberg.org
[5] Жофрен (Geoffrin),Мария-Терезия, 1699-1777, жена богатого фабриканта, хозяйка знаменитоголитературного салона.
[6] Зельманова Е.Л. Рейналькак историк философии // Вопросы философии. — 1961. — № 5.
[7] Маркс К. и Энгельс Ф.Соч., т.20, с.16.
[8] Богуславский В.М. Рейнальи идея революции во французском Просвещении // Научные доклады высшей школы.Философские науки. — 1977. — № 2.
[9] www.ashgate.com