Маржинальная себестоимость: особенности расчета

Содержание
Введение
1. Понятие маржинальнойсебестоимости
2. Способы разделенияобщей суммы затрат
3. Проектированиесистемы «директ – костинг»
Список используемыхисточников

Введение
В современных условиях процесс эффективного управленияпроизводством зависит от того, насколько рационально построена системавнутрипроизводственного управленческого учета на предприятии и насколькообъективно она отражает его производственные процессы. Формирование многихэкономических показателей зависит от правильности организациивнутрипроизводственного учета.
В условиях постоянно развивающегося рынка администрация именеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что жеобходится предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществлениетого или иного вида деятельности. Поэтому сегодня часто в теории и практикеуправления себестоимостью и прибылью декларируется и применяется следующийпринцип, самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно послемногочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходовпредприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанныес выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг.
В основу этой методики положено деление операционных затрат взависимости от динамики объема деятельности предприятия на переменные ипостоянные.
В системе калькуляции себестоимости по переменным издержкам(маржинальный метод, директ-костинг, метод учета по сокращенной себестоимости)постоянные производственные накладные расходы не включаются в себестоимостьпродукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в томпериоде, когда они произошли [10].
Маржинальный способ позволяет:
1) более точно исчислять влияние факторов на изменениесебестоимости продукции (услуг), суммы прибыли, уровня рентабельности и на этойоснове более эффективно управлять процессом формирования и прогнозированиясебестоимости и финансовых результатов;
2) определять критические уровни объема продаж, переменных затратна единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величинесоответствующих факторов;
3) установить зону безопасности (безубыточности) предприятия иоценивать степень ее чувствительности к изменению внешних и внутреннихфакторов;
4) исчислить необходимый объем продаж для получения заданнойвеличины прибыли;
5) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений,касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовойполитики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретениякомплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли[11].
Теоретической и методологической основой курсовой работы явилисьработы ведущих представителей отечественной экономической литературы повопросам калькулирования себестоимости продукции, а также материалы периодическойпечати.
Темы курсовой работы – сложна, интересна и в то же время важна иактуальна, потому что вопросы организации управленческого учета на предприятиитесно связаны с вопросами управления затратами на всех уровнях производственно –коммерческой деятельности.
Предметом исследования послужила система калькулированиясебестоимости продукции. А объектом исследования выступают затратыпроизводства.

1. Понятие маржинальной себестоимости
Себестоимость продукции, товаров или услуг это денежное выражениесуммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а болееточно ее единицы. Она является синтетическим показателем. План по себестоимостипродукции разрабатывается на основе прогрессивных норм использованияоборудования, расхода сырья, топлива, материалов, заработной платы и так далее.В целях анализа производственной деятельности и разработки рациональной иэффективной концепции развития предприятия в процессе изготовления продукцииисчисляется также и ее фактическая себестоимость. Сравнение плановой ифактической себестоимости позволяет объективно оценить степень рентабельностипредприятия и рациональность использования как материальных, так иинтеллектуальных ресурсов. Себестоимость показывает все успехи и неудачипредприятия в организации производства того или иного продукта. Еслисебестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то этоозначает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованнынерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужныизменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним изфакторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость является основнымценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена припрочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляетприбыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену,либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в неезатрат. Но то, какие затраты и в какой мере включаются в себестоимость, зависитот метода ее учета и калькулирования.
Существует множество методов расчета себестоимости. Конечно же,они все чем-то различаются, но в принципе их можно разделить на две группы:методы учета на основе полных и на основе неполных или переменных затрат [7].
К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется илислабо изменяется при изменении объема производства. К ним можно отнестиобщехозяйственные расходы и др.
Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместев изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов,топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственныхрабочих и др.
Некоторые затраты бывают смешанными, так как имеют одновременнопеременные и постоянные компоненты. Их иногда называют полу переменными иполупостоянными затратами. Например, месячная плата за телефон включаетпостоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит отколичества и длительности междугородных и международных телефонных разговоров.Поэтому при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными ипеременными затратами.
Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большоезначение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянныерасходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при ростепроизводства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, таккак их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. При управлениипостоянными затратами следует иметь в виду, что их высокий уровень определяетсяв значительной мере отраслевыми особенностями, определяющими различный уровеньфондоемкости продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации.Кроме того, постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению.Несмотря на объективные ограничители, на каждом предприятии имеются возможностиснижения суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервовотносятся: сокращение административно – управленческих расходов принеблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажа неиспользуемогооборудования и нематериальных активов; использование лизинга и арендыоборудования; сокращение коммунальных платежей и др.
Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от ростапроизводства продукции, но рассчитанные на единицу продукции, представляютсобой постоянную величину. При управлении переменными затратами основнойзадачей является их экономия. Экономия по этим расходам может быть достигнута засчет осуществления организационно – технических мероприятий, обеспечивающихснижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции – повышениепроизводительности труда и за счет этого снижение численности производственныхрабочих; сокращение запасов сырья, материалов и готовой продукции в периодынеблагоприятной конъюнктуры. Кроме того, данную группировку затрат можноиспользовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и вконечном счете при выборе экономической политики предприятия.
Постоянные издержки не зависят от размеров производства. Ихвеличина неизменна т. к. они связаны с самим существованием предприятия идолжны быть оплачены даже если предприятие ничего не производит. К нимотносятся: арендная плата, затраты на содержание управленческого персонала,амортизационные отчисления по зданиям и сооружениям. Эти расходы иногданазывают косвенными или накладными.
Переменные издержки зависят от количества производимой продукции,поскольку они складываются из затрат на сырье, материалы, трудовые,энергетически и др. расходные ресурсы производства [6].
Классифицировать расходы на постоянные и переменные необходимо,чтобы применить один из самых популярных методов расчета себестоимости, аименно маржинальный учет – «директ – костинг». Он подходит для всех безисключения компаний, его можно использовать всегда и везде.
Метод учета затрат по ограниченной себестоимости («директ-костинг»)основан на том, что себестоимость учитывается и планируется только в частипеременных затрат, т.е. лишь переменные издержки распределяются по носителямзатрат.
В международной практике такая система учета затрат получиланазвание «директ-костинг».
«Директ-костинг» дает информацию в виде данных о неполнойпроизводственной себестоимости (в части прямых, переменных или производственныхзатрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия).
Маржинальный доход – это разница между выручкой от реализациипродукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. Всостав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия.После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируетсяпоказатель операционной прибыли. В отчете о финансовых результатах,составляемом по такой схеме, видно изменение прибыли вследствие измененияпеременных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.
Важно, что, применяя систему «директ – костинг» (систему учетасумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязимежду объемом производства, затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью,маржинальным доходом).
Маржинальная себестоимость – это себестоимость дополнительнойсерии, партии или изделия по сравнению с себестоимостью на заданный объемпроизводства. Она представляет собой разность между суммой затрат на данный объемпроизводства и затратами на производство одной дополнительной партии илизатратами при уменьшении производства на одну партию.
Маржинальная себестоимость дополнительной единицы продукции можетбыть определена следующим образом:

Маржинальная себестоимость = Прирост общей себестоимости
Прирост количества – этот показатель помогает решить ряд проблем:
1) экономической целесообразности обработки на предприятииполуфабрикатов. Покупную цену полуфабрикатов сравнивают с маржинальнойсебестоимостью, рассчитанной по внутренним сегментам;
2) программирование производства, когда необходимо сопоставитьмногочисленные внутренние источники средств предприятия и возможности ихэффективного использования;
3) прогнозирование реализации. В этом случае цены реализации сравниваютс маржинальной себестоимостью, с тем, чтобы иметь возможность:
а) классификации готовых изделий по уровню маржинальнойсебестоимости;
б) увеличения объема демпинговых продаж при условии, что цены неопустятся ниже маржинальной себестоимости [6].
Система «директ-костинг» заостряет внимание руководствапредприятия на изменении валовой маржи (суммы покрытия) по предприятию в целоми по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большойрентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разницамежду продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается врезультате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретныхизделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование,учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно – постоянных,накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показываетсяв отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние навеличину прибыли предприятия.
Основное достоинство системы учета сумм покрытия в том, что наоснове информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативныерешения по управления предприятием. В первую очередь, это касается возможностипроводить эффективную политику цен. Традиционные классические методыценообразования, основанные на калькуляции полной фактической себестоимости, невсегда обеспечивают эффективность ценовой политики предприятия, работающего нарынке.
В настоящее время более популярны подходы к ценообразованию, прикоторых прежде всего учитываются факторы, более относящиеся к спросу, чем кпредложению, то есть оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить запредлагаемый товар. После того, как установлена цена равновесия, предприятиедолжно проанализировать все свои затраты и постараться максимально сократитьих.
С учетом по системе «директ – костинг» также связана возможностьпроведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены натовар и объемов его реализации.
При современном уровне развития рыночных отношений неизмеримоусложняется ориентация предприятия, что ведет не просто к возрастанию ролиуправления им, а к качественным изменениям во всей структуре и методахуправления. Довольно быстро происходит процесс интеграции традиционных методовучета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую системуполучения, обработки информации и принятии на ее основе управленческих решений,систему, которая управляет предприятием, будучи ориентирована на достижение нетолько оперативных текущих целей получения прибыли того или иного размера, но ина глобальные стратегические цели, выживание предприятия, его экологическийнейтралитет, сохранение рабочих мест, то есть на социальные факторы, систему, вкоторой преобладающим становится системное, комплексное решение проблем.
Как показывает практика, в настоящее время применение формулыцены, основанной на фиксации суммы полных затрат и определенного процентаприбыли, приводит предприятия к тупиковым ситуациям. Стремясь привести своидоходы в соответствие с уровнем инфляции, сохранить норму и массу получаемойприбыли, предприятия повышают цены, тем самым делая свою продукциюнеконкурентоспособной. Вместе с тем экономическая теория и практический опытпоказывают, что завоевание и удержание рынков сбыта возможно при реализацииболее дешевой продукции и получении нужной массы прибыли за счет большихобъемов продаж.
Система «директ-костинг» дает возможность установить связи ипропорции между затратами и объемами производства, получить информацию оприбыльности и убыточности производства в зависимости от его объема,прогнозировать поведение себестоимости в зависимости от объема или мощностей.Выделение суммы постоянных затрат в этой системе калькулирования позволяетпоказать влияние их величины на сумму прибыли, а изменение валовой маржи даетвозможность выявить более рентабельные изделия и соответственно внестиизменения в ассортимент выпускаемой продукции.
Калькуляция себестоимости продукции по переменным издержкамобеспечивает контроль над постоянными издержками, за вложениями в получениеприбыли каждого выпускаемого вида продукта, за соблюдением ассортимента выпускапродукции. Такие калькуляции выявляют неконтролируемые издержки, различия междуприбыльными и неприбыльными операциями, поведение издержек относительнонормативов.
Таким образом, система «директ-костинг» (калькуляция покрытия)позволяет определить изменение прибыли вследствие изменения переменных затрат,цен реализации, структуры выпускаемой продукции и, соответственно, на основетакого анализа принять комплекс необходимых в этих условиях стратегических мерпо управлению предприятием. Для определения потенциальной прибыли, которуюможет получить предприятие, является необходимым проведение совместного анализаиздержек, объема производства и прибыли (затраты – объем – прибыль).
Исчисление коэффициентов покрытия необходимо для выбора наилучшей(с точки зрения получения прибыли) структуры ассортимента реализуемойпродукции. При равенстве всех других показателей предпочтение должно отдаватьсятой структуре продаж, которая обеспечивает самый большой коэффициент покрытия[5].
2. Способы разделения общей суммы затрат
 
Общая сумма затрат основной деятельности предприятияподразделяется на две совокупности: постоянные и переменные затраты в зависимостиот их поведения по отношению к объему производства или продаж в прошлыеотчетные периоды.
Деление затрат на постоянные и переменные осуществляется двумяосновными методами: аналитическим и статистическим. При аналитическом методевсе затраты предприятия, исходя из опыта прошлых лет, вначале постатейноподразделяют на постоянные, полностью переменные (пропорциональные) и частичнопеременные (полупеременные). Затем на основе анализа соотношения затрат ирезультатов предыдущих отчетных периодов по каждой статье частично переменныхрасходов исчисляется удельный вес переменной части (вариатор затрат). Такимобразом, постоянные расходы имеют вариатор 0, пропорциональные – 1 (или 10 придесятичном масштабе измерения), а переменные – значения вариаторов в интервалеот 0 до 1 (10). Постоянная и переменная части полупеременных расходовприбавляются к первоначально исчисленной сумме постоянных и пропорциональныхзатрат.
Аналитический метод в зависимости от изменения объема производствапозволяет уловить лишь общую тенденцию поведения затрат и допускает возможностьпогрешностей за счет условности расчета вариаторов. Более точные результатыследует ожидать от применения для такого рода расчетов методов математическойстатистики (крайних точек, графика рассеивания, корреляционного ирегрессионного анализа и др.). Эти методы применяются достаточно редко напрактике ввиду сравнительной трудоемкости.
Основными статистическими методами дифференциации общей суммызатрат на постоянные и переменные расходы являются:
1) метод минимальной и максимальной точки (метод мини – макси);
2) графический (статистический) метод;
3) метод наименьших квадратов.
При методемини – макси из всей совокупности данных выбирают два периода с наименьшим инаибольшим объемом производства. Затем определяется ставка переменных затрат,или средние переменные издержки, в себестоимости единицы продукции. Общая суммапостоянных расходов исчисляется как разность между общей суммой затратотчетного периода и произведением их переменной части на соответствующий объемпроизводства.
Алгоритм вычислений:
1) из данных об объеме производства и затратах за периодвыбираются максимальные и минимальные значения по объему производства изатратах;
2) находятся разности между максимальным и минимальным значениемпо объему производства и между максимальным и минимальным значением позатратам;
3) определяется ставка переменных расходов на одно изделие путемделения разности по затратам на разность по объему производства:
/>, (1)
где b – переменные затраты на ед. продукции;
Xmax – максимальное значение затрат;
X min – минимальное значение затрат;
Vmax – максимальное значение объема производства;
Vmin – минимальное значение объема производства.
4) определяется общая величина постоянных затрат при помощиисходных данных по максимальному или минимальному значению по объемупроизводства и затрат и уравнения затрат:
Y = а + bV, (2)
где Y – общие затраты по max или min значению объема производства;
V – max или min значение объема производства;
а – общая величина постоянных затрат;
b – ставка переменных затрат на ед. продукции.
Метод мини – макси прост в применении, но его недостатокзаключается в том, что для определения затрат используются только две точки.Следовательно, надежность оценки целиком зависит от того, насколько типично поотношению ко всему интервалу данных расположены самая высокая и самая низкаяточки. В общем же случае две точки недостаточны для определения зависимости ирасчета сумм затрат. В частности, периоды, в которых объем производства былнеобычайно низким или высоким вследствие различных причин (отсутствия сырья,простоя оборудования, поломки, то есть случайные точки), могут исказить общуюкартину. Поэтому для более точного расчета величины затрат используются методы,основанные на большом количестве наблюдений за поведением затрат.
Графический метод основан на том, что на график наносятся данныеоб общих затратах при разных объемах производства. Затем проводится прямая,которая отвечает зависимости между затратами и объемом производства. Точка еепересечения с осью Y показывает уровень постоянных затрат (рисунок 2.1).

Y
/>затраты/> /> /> /> /> /> /> />

V производства X
Рисунок 2.1 – График статистической зависимости общей суммы затратот объема производства
Несмотря на то, что данный метод использует всю совокупностьданных о затратах за период, сам по себе он является достаточно субъективным.Ошибка в начертании прямой может выразиться в существенном искажении данных,оказывающих непосредственное влияние на качество принимаемых управленческихрешений. Таким образом, основным недостатком метода визуальной аппроксимацииможно считать отсутствие признаков, по которым можно определить достоверностьоценки, которую дает построенная прямая. Как правило, метод визуальнойаппроксимации используется для предварительной оценки составляющих переменных ипостоянных затрат в структуре совокупных затрат, для более же точной оценкирекомендуется использовать один из нижеперечисленных методов.
Метод наименьших квадратов. Согласно этому методу, прямая затратстроится таким образом, чтобы сумма квадратов отклонений расстояний от всехточек до теоретической линии регрессии была бы минимальной. Для установлениязависимости между затратами и объемом и определения суммы затрат используютметоды математической статистики, в частности, метод наименьших квадратов.
Величинапеременных затрат на единицу продукции определяется исходя из соотношений:

/> (3)
где b – величина переменных затрат на ед.продукции;
X – объем производства;
Y – общие затраты производства;
n – количествопериодов, на основе которых исчисляется величина постоянных и переменныхиздержек.
Общую суммупостоянных расходов рассчитываем по формуле:
/>               (4)   
где a – величина постоянных затрат;
Y – общие затраты производства;
X – объем производства;
n – количествопериодов, на основе которых исчисляется величина постоянных и переменныхиздержек.
Таким образом, метод наименьших квадратов позволяет достаточноточно определить постоянную и переменную составляющие в структуре общих затрат,однако он связан с весьма громоздкими расчетами, и необходимостью автоматизациипроцесса расчетов, что объясняет весьма редкое применение данного метода впрактике управления затратами хозяйствующего субъекта.
Кроме того, при применении метода наименьших квадратов могутвозникнуть следующие проблемы:
1) нехватка статистической информации (для того, чтобы расчетыбыли точными, необходимы данные как минимум за год по месяцам);
2) искажение данных вследствие влияния инфляции;
3) высокая трудоемкость расчетов [4].

3. Проектирование системы «директ-костинг»
Основой «директ-костинга», является четкое разделение затрат напеременные и постоянные. При этом постоянные затраты считаются затратамипериода и не распределяются между изделиями, а прямо относятся на результат.Как следствие этого, общие расходы более быстро относятся на результат при«директ-костинге», чем при методах исчисления полной себестоимости, причемостатки готовой продукции оцениваются только по переменным затратам.
Техника «директ-костинга» приспособлена к определеннымэкономическим условиям: снижение темпов экономического развития и неполноеиспользование факторов производства. В самом деле, в этой ситуации руководительбольше контролирует переменные затраты, чем постоянные. Действительно,постоянные затраты находятся на определенном, не очень высоком, уровне и будутвозрастать лишь после расширения производства. Дистанция роста постоянныхрасходов длиннее, чем период экономического подъема, и анализ переменной себестоимостив период экономического кризиса больше соответствует экономической ситуации.
«Директ-костинг» базируется на следующих принципах:
– затраты подразделяются по элементам на постоянные ипеременные;
– себестоимость произведенных и реализованных изделийисчисляется только на основе распределения переменных затрат;
– сравнение полученной таким образом переменной себестоимостис ценой реализации в целях определения разницы, называемой маржей с переменныхзатрат;
– возмещение постоянных затрат за счет различных марж спеременной себестоимости для определения результата деятельности ирентабельности предприятия.
Таким образом, согласно методу переменных затрат (простой «директ –костинг») определяется маржа с переменной себестоимости, которая представляетсобой излишек выручки от реализации по сравнению с переменными затратами.
Когда маржа с переменных затрат позволяет возместить суммупостоянных затрат, предприятие достигает «мертвой точки», или порогарентабельности, то есть финансовый результат равен нулю [2].
Под точкой безубыточности (мертвой точкой)/> понимается та точка объема продаж, в которой издержки равнывыручке от реализации всей продукции, а прибыль, соответственно равна нулю.
Точка безубыточности является критерием эффективности деятельностиорганизации. Организация, не достигающая точки безубыточности, действуетнеэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры.
Одним из финансовых инструментов, используемых в управленческомучете для определения точки безубыточности, является анализ безубыточностипроизводства или анализ соотношения «затраты – объем – прибыль».Анализ данного соотношения на практике называют анализом точкибезубыточности/>. Эту точку также называют критической,или мертвой, или точкой равновесия. Проведение данного анализа является однимиз более эффективных средств планирования и прогнозирования деятельностиорганизации. Он способствует выявлению наиболее оптимальных пропорций междупеременными и постоянными издержками, ценой и объемом реализации продукции, и врезультате, минимизации предпринимательского риска.
Вычисление точки безубыточности может производиться следующими методами:
1) уравнения;
2) маржинального дохода.
Метод уравнения/> основан на том, что любой отчет офинансовом результате можно представить в виде следующего уравнения:
Пр. = Выручка – Перем. затраты – Пост. затраты, (5)
или
Пр. = (Цена * Колич. ед.) – (Перем. затраты на ед. *Колич. ед.) – Пост. затраты, (6)
Форма данного уравнения подчеркивает, что все издержкиделятся на зависящие от объема реализации (переменные/>) и не зависящие от него (постоянные/>).
Период, за который должно быть произведено (или реализовано)количество изделий в точке безубыточности, определяется тем, за какой срок мыопределили величину постоянных издержек.
Используя метод уравнения определения точки безубыточности,можно определить, какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получитьопределенную, начально заданную величину прибыли. Такой расчет возможен ввиду того,что процентное соотношение переменных издержек к выручке остается неизменным.
Метод уравнений можно использовать и при анализе влиянияструктурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализациярассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручкиот реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигатьзаданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих случаях влияние наприбыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторонунизкорентабельной или высокорентабельной продукции.
Метод маржинального дохода/>является разновидностью метода уравнения, для определения точки безубыточностииспользуется концепция маржинального дохода. Величина маржинального дохода показываетвклад организации в покрытие постоянных издержек и получение прибыли.
Маржинальный доход (МД)/> –это превышение выручки от реализации над всеми переменными издержками,связанными с данным объемом продаж. Другими словами, это разница между выручкойот реализации и переменными издержками.
Существует два способа определениямаржинального дохода:
МД = Выручка от реализации – Переменные затраты, (7)
или
МД = Постоянные затраты + Прибыль организации, (8)
Соответственно, если из маржинального дохода вычестьпостоянные издержки, то получим величину операционной прибыли.
Под средней величиной />маржинальногодохода понимают разницу между ценой продукции и переменными затратами наединицу продукции. Средняя величина маржинального доходаотражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получениеприбыли:
Средний МД = Цена – Переменные затраты на единицу, (9)
Нормой маржинального дохода (процентомМД)/> называется доля величины маржинальногодохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля среднейвеличины маржинального дохода в цене товара:

Норма МД = МД на весь объем / Выручка от реализации, (10)
Норма МД = Средний МД / Цена, (11)
Таким образом, чтобы найти точку безубыточности, необходимоответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобыприбыль стала нулевой? При условии уменьшения выручки нельзя определить этотпоказатель в точке безубыточности простым сложением переменных и постоянныхзатрат, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.
Точка безубыточности согласно этому методу может бытьопределена как точка, в которой разница между маржинальным доходом ипостоянными затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход равенпостоянным затратам. Уравнение критической точки при маржинальном подходе/> будет следующее:
Т. безубыточности в ед. продажи = Пост. затраты / Норма марж.дохода, (12)
или
Т. безубыточности в ед. продажи = Пост. издержки / Ср. марж.доход, (13)
Таким образом, главная роль в процессе выбора стратегииповедения организации – необходимость уделять достаточное вниманиевеличине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибылиможно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разнымиспособами: снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации,увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных издержек,пропорционально изменять переменные, постоянные издержки и объем выпускапродукции. Кроме того, на выбор модели поведения организации также оказываетсущественное влияние величина среднего маржинального дохода [1].