–PAGE_BREAK–Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Медитация представляет собой полное погружение в какой – либо процесс. Главное значение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев [23, c. 46].
Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме физической активности.
По мнению Н. Пезешкиана, сказки выполняют в психокоррекции следующие функции [53, c.9]:
1. Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.
2. Функция модели. Сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели.
3. Функция опосредования. Сказка выступает в качестве посредника между психологом и ребенком, снижая, тем самым, его сопротивление.
4. Функция хранения опыта. После окончания психокоррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.
5. Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает человеку вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает им содержание. Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом психологе. Она активизирует его работу на уровне интуиции [53, c. 10].
6. Функция альтернативной концепции. Сказка звучит для ребенка не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую ребенок может либо принять, либо отвергнуть.
7. Функция изменения позиции. Сказки неожиданно вызывают у ребенка или взрослого новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.
Следует добавить, что использование сказок, историй и притч помогает лучшему взаимопониманию между психологом и ребенком.
Таким образом, мы рассмотрели, что такое сказка и какие сказки применяются в сказкотерапии.
1.2 Арт-терапия – совокупность психокоррекционных методик для психологической помощи детям
Арт-терапия – один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и педагогов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Форма, цвет, размер и многие другие характеристики продуктов вашего творчества могут раскрыть вам ваши истинные, глубинные желания, страхи, надежды, ваше истинное отношение к кому – то или чему – то. Кроме предоставления возможности понять самого себя, арт-терапия в силах помочь изменить что-то в вашей жизни в сторону гармонизации, развития глубинной уверенности в себе, повышения гибкости мышления и восприятия.
Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью. В последние 20 лет арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным инструментарием [29, c. 17].
Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Одни авторы рассматривают арт-терапию как особую форму психотерапии посредством визуального, пластического искусства, другие – как альтернативную практику.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности [38, c. 18]. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия. Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта [29, c. 30].
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение». В зарубежной психотерапии выделяют четыре основных направления в применении арт-терапии:
1. использование для коррекции уже существующего произведения искусства путем анализа и интерпретации (пассивная арт-терапия).
2. побуждение участников к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной коррекционный фактор (активная арт-терапия).
3. одновременное использование первого и второго принципов.
4. акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с участником в процессе обучения его творчеству.
Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами участники, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения изобразительного творчества [38, c. 35].
Широко распространены взгляды на арт-терапию как на особую форму реагирования и сублимации. Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным художественно – образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее ребенку и взрослому проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а психологу обеспечивает прямой доступ к бессознательному.
И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности [30, c. 10].
Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования. Среди них:
1. негативная «Я — концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка;
2. трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
3. переживания эмоционального отвержения, чувства одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
4. неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации [29, c. 15]
Арт-терапия позволяет получить доступ к переживаниям аутичных детей и корректно помочь им. Доказаны преимущества арт-терапевтической работы с детьми и взрослыми, подвергшимися насилию или имеющими какой-либо другой травматический опыт.
При проведение арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Психологи поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.
Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется у здоровых людей. У людей с нарушениями психики эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления [41, c. 10].
Арт-терапевтическая работа может помочь наладить более тесный контакт с вашими маленькими детьми, научить лучше понимать и принимать их, ведь практически все техники, используемые в ней, сродни детским играм и детским способам самовыражения, будь то рисование красками, лепка разноцветных гномов или сочинение собственной сказки. Попросите ребенка сочинить сказку, и вы сразу узнаете все о том, как ваш ребенок ощущает в этом мире, что его волнует, а что совершенно не трогает, чего он боится, чему радуется. Для ребенка сказка – совершенно особый мир, позвольте ему развернуться перед вами.
«Дефицит любви» приводит к тяжким последствиям в душевном развитии ребенка. При этом дети воспринимают мир отношений в узком диапазоне минорных настроений: грусти, обиды, враждебности и страха. Они искаженно видят и реальные отношения между людьми [28, c. 22].
Если ребенку недостает любви, возникают так называемые «психические отклонения», трудности характера, дефекты личности вплоть до душевных заболеваний. Дефицит внимания приводит к ухудшению успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению ребенка как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия [30, c. 25].
Известные в настоящее время формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. В одних случаях они используются преимущественно как один из методов коррекции, в других – как средство педагогического воздействия, хотя применительно к детям отделить один из этих аспектов арт-терапевтической работы от другого часто бывает трудно [41, c. 23]. Необходимо учитывать следующие специфические особенности психики детей при проведении арт-терапии:
· Большинство детей затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их в игровой деятельности, изобразительной и иных формах творческой активности. Это особенно значимо, если речь идет о детях с речевыми нарушениями [44, c. 15].
· Дети более спонтанны, чем взрослые, а механизмы психологической защиты и «цензура» сознания развиты у них в недостаточной степени, в связи с чем, их переживания более непосредственно и ярко проявляются в их поведении и изобразительной деятельности и игре, чем у взрослых.
· Мышление детей более образно и конкретно. Дети познают мир и решают концептуальные задачи, опираясь не только и не столько на логическое, сколько на образное мышление. Поэтому «язык» изобразительного искусства для них естественен и близок.
· Граница между реальностью и фантазией осознается детьми не столь ясно, как взрослыми. Поэтому в процессе игры, изобразительной деятельности и иной творческой активности у них оживляется воображение, легко происходит идентификация с различными персонажами и ситуациями, от лица которых они действуют, они легко вступают в диалог с последними.
· В силу идентификации детей с воображаемыми ими персонажами и ситуациями, создаваемая ими с помощью символических и игровых средств фантастическая реальность становится для них особым «пространством» для коммуникации. Играет или рисует ребенок один или вместе с другими детьми, изобразительные образы и предметы игровой деятельности являются для него часто боле важными «партнерами» по коммуникации, чем психолог [44, c. 17].
· Изобразительные образы и предметы игровой деятельности зачастую являются для детей средствами психологической защиты и укрепления их личных границ. В значительной мере благодаря игре и творческой активности ребенок может достичь определенной степени контроля над своими переживаниями, организовать свой внутренний мир и ощутить себя «хозяином» положения [29, c. 28].
Также хотелось бы добавить то, что игра и различные варианты творческой активности, включая изобразительную деятельность, еще в большей степени, чем для взрослых, являются для детей средством получения нового опыта, эксперимента и установления новых отношений с реальностью.
Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. Словосочетание «арт-терапия» в научно – педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности [30, c.35].
Арт-терапия особенно важна для тех, кто в силу своих физических или психических особенностей своего состояния ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, новые навыки и умения позволяют им более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального выбора. Арт-терапия является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации.
Итак, мы рассмотрели, что такое арт-терапия, где она может применяться и в каких случаях.
Перейдем к рассмотрению одного из ее метода – сказкотерапии.
1.3 Сказкотерапия – один из методов арт-терапии, особенности психологической работы со сказкой
Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, сказки, легенды. Причем же здесь лечение? На этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в начале третьего тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах. Поэтому, когда мы говорим о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими [22, c. 17], [23, c. 10]. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечь человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется пассиве. В процессе психологической помощи мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение [53, c. 28].
продолжение
–PAGE_BREAK–Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: « Чему же нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций», будет более мудрым и созидательным. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [25, c. 39].
Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет неоднозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Итак, сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.
Объективизация проблемных ситуаций… Что это значит? Как объективизировать потерю близкого, «непонятно откуда» свалившиеся напасти. Таких вопросов в нашей жизни становится все больше и больше.
Обратимся к волшебным сказкам. Почему именно на главного героя «сыпется» так много испытаний? Сказка учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать, использовать во благо. Испытание дается по силам. Понимание этой простой истины часто производит психотерапевтический эффект: «израненный» человек вдруг осознает у себя внутри источник силы. В это случае, сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности [23, c. 45].
Для многих сказки связаны с волшебством. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя счастливыми. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом деревце, кусте, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы?
В этом аспекте сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания [22, c. 13].
Волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне незаметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшаю окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг нас.
Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности.
Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказкотерапии [23, c. 14].
Первый этап – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день.
Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов. Их исследование в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и других [46, c. 19]. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.
Третий этап – психотехнический. Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется пять видов сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией [24, c. 25].
Рассмотрим сказки, которые используются в сказкотерапии.
В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские, так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет свои преимущества и недостатки. При использовании народных сказок в целях психотерапии к преимуществам можно отнести [23, c.24]:
· метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций;
· знакомство ребенка с сюжетом, иногда даже дословное знание текста;
· отсутствие в сюжете лишних подробностей;
· динамичность;
· разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику;
· соответствие национальному характеру.
Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):
· недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате – недостаточная «психологичность»;
· отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки;
· в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.
В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок [22, c. 24].
· известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психолог пытается побудить к раскрытию смысла сказки;
· метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям;
· разнообразие сюжетов;
К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:
· возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен;
· зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной терапии, а также для некоторых видов групповых занятий;
· авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога;
· авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта [23, c.41].
Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог. Сказка, предлагаемая группе или отдельному человеку, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой. Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою – принцу, принцессе, королю [25, c.40].
Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения.
Не хотелось бы также исключать вопрос о духовной основе сказок. Почти любой текс в неявном виде несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателя, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, природы зла, которое человек видит в себе и в окружающем мире, отношение к смерти или к смыслу человеческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обязательно – через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета. При использовании сказок, представленных в нашем дипломном исследовании, выяснилось, что эти сказки успешно работают и на родителях, имеющих нерешенные проблемы [24, c. 45].
Возможности работы со сказкой: [53, c.10].
1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
3. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо — плохо».
4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.
5. Творческая работа по мотивам сказки:
· Анализ. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.
· Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
· Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
· Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки [53, c. 12].
Многие думают, что сказкотерапия адресована только детям, однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией не имеет границ.
Сказкотерапию можно назвать детским методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого человека. Есть древняя история о том, как человек в своем развитии проходит три стадии: Верблюд, Лев и Ребенок. Находясь на стадии Верблюда, он подчиняется правилам, несет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Когда ресурс терпения и сил Верблюда иссякает, человек переходит на стадию Льва – он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, достигает определенных высот социального положения. Но приходит момент, когда Лев понимает, что все, чему он посвящает жизнь, удаляет его от истины, он осознает, что его жизнь лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход человека на следующую стадию развития – стадию ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется узнавать то, что раньше казалось очевидным…[23, c. 40].
Если мы будем помнить об этой притче, можно смело называть сказкотерапию «детским» методом. Поэтому определим предмет сказкотерапии как процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут стать в реальной жизни созидателем [53, c. 13].
Поэтому мы определяем сказкотерапию и как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах [25, c. 39].
Итак, создавая сказки, мы оказываем определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки. Но они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.
Далее мы рассмотрим, какие существуют формы работы со сказками.
1.4 Направления сказкотерапии, формы работы со сказками
Сказкотерапия многопланова, поэтому ее делят на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи.
Аналитическое направление. Интерпретация сказок.
Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании направления лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем. Информация об этом «зашифрована» в сказочных образах. Использование этого метода эффективно для развития творческого мышления, аналитико-синтетических способностей детей от пяти лет [46, c. 50].
«Расшифровка» глубинной, архетипической природы сказочных образов дает нам возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Исследование сказок погружает нас в древний символизм мифов, преданий, легенд; позволяет узнавать психологический смысл метафор, чувствовать архетипическую природу проблемных и творческих человеческих проявлений, видеть, какие ассоциативные цепи рождают в бессознательном различные мифы и сказы. Такая работа позволяет соприкоснуться с мировым эпосом. Само по себе понимание ритуалов и традиций различных культур расширяет рамки обыденного сознания [57, c. 38].
продолжение
–PAGE_BREAK–Терапевтическая форма является прикладной и может быть использована в групповой или индивидуальной работе с детьми. В рамках данной формы решаются задачи формирования способностей к установлению причинно-следственных связей поступков и явлений, развития творческого мышления и воображения.
Терапевтическая форма применяется в двух видах: библиотерапия и решение сказочных задач.
Библиотерапия предполагает формирование ценностной структуры личности, более глубокое понимание смысла жизненных явлений и развитие аналитико-синтетических способностей [57, c. 40]. Такая форма работы хороша для детей 5-6 лет, подростков. В качестве психотерапевтического материала используются различные художественные сказки.
Решение сказочных задач служит благородным целям сбора психодиагностического материала, развития творческого мышления и воображения.
Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, она не имеет единственно правильного решения. Цель сказочной задачи – простимулировать процесс генерации идей для разрешения жизненных ситуаций, рассмотреть явление со множества сторон [23, c. 47]. Решение сказочных задач может быть использовано не только в психолого-педагогической работе, но и на детских праздниках.
Таким образом, работа в рамках аналитического направления сказкотерапии способствует:
· Развитию творческого мышления ребенка;
· Совершенствованию вербального языка;
· Развитию фантазии, воображения;
· Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
· Развитию эмпатии и умению слушать.
Однако детям бывает трудно заниматься только анализом, поэтому аналитические занятия следует дополнять другими сказочными приемами [22, c. 48].
Рассказывание сказок
Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы.
В рассказывании сказок есть свои опасности: каждый человек пересказывает одну и ту же сказку по-своему, бессознательно расставляя акценты в тех местах, которые наиболее соответствуют его актуальной проблематике. С одной стороны это может быть полезно для решения психодиагностических задач, так как анализируя состояние рассказчика, его выразительные средства, оговорки, можно составить психологический портрет человека. С другой стороны рассказчику самому важно хорошо знать себя: ведь рассказывая даже известную сказку, рассказчик переносит на слушателя и свое отношение к событиям, и свои ценности, и свою внутреннюю проблематику. Для решения этой проблемы есть только один путь: изучать себя и личностно развиваться [23, c. 50].
Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем. Зная смысл сказочных ситуаций и зная, какие из них могут способствовать развитию человека или помогут ему продвинуться в разрешении своих проблем, психолог может сознательно делать на них акценты. Таким образом, у человека активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту.
Кроме рассказывания сказки от третьего лица существуют еще и такие формы рассказа: групповое рассказывание сказок, рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения, рассказывание от имени различных персонажей сказки и т.д. [24, c. 49].
Различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие психодиагностические и психокоррекционные задачи:
· Выявление актуальной проблематики ребенка путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, стиля и смысла изложения;
· Развитие памяти и внимания;
· Развитие способности к децентрированию, умение встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
Сочинение сказок
Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.
Многие родители упрекают детей в склонности к излишнему фантазированию. Часто детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы [23, c. 10].
Сказки, сочиняемые детьми, не только отражают их внутреннюю реальность, проблемы, волнующие их, но и активизируют бессознательные процессы, способствующие их личностному развитию, и разрешению затруднений. Замечено, что сочинение сказок благотворно сказывается на психологическом здоровье: ребенок становится более уравновешенным, легче справляется с жизненными трудностями [25, c. 32].
Под психологической интерпретацией сочиненных сказок понимается безоценочная интерпретация. Мы не можем сказать – это в сказке хорошо, а это – плохо. То, о чем мы читаем, — это внутренний расклад человека на данный момент.
При интерпретации сочиненных сказок обращается внимание на следующие моменты:
· Основная тема
· Линия главного героя
· Актуализированные чувства
· Образы и символы
· Оригинальность сюжета.
Эта схема позволяет систематизировать огромное количество информации, которое передает сказка, и может быть использована как целиком, так и частями.
Опытному психологу авторская сказка подскажет пути и методы психокоррекционной и психотерапевтической работы, так как в сказке содержатся не только проблемы, стоящие перед человеком, но и способы их разрешения.
Сказочное рисование.
Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов: проективное диагностическое рисование и спонтанное рисование.
В первую группу методов входят проективные серии рисунков. Проективные графические методы с помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир человека, систему его отношений к себе и другим, его индивидуальность [23, c. 106].
Сказкотерапевтические графические методы можно разделить на три серии: первая исследует отношение человека к себе, самовосприятие, вторая – отражает отношение человека к семье и своему месту в ней, третья – направлена на исследование психологической резистентности, жизненной стойкости человека, его отношения к сложным ситуациям.
В первую серию могут входить такие рисунки, как: «Во что бы меня заколдовали», «Волшебная страна чувств», «Мой маскарадный костюм». Каждый рисунок выполняется на отдельном листе и сопровождается рассказом.
Во вторую серию включены три рисунка: «Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев». Все три рисунка иллюстрируют различные аспекты внутрисемейных отношений.
К третьей серии рисунков относятся: «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране».
Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными красками, в состав которых входит и мука, и масло, и многое другое [25, c. 107].
Глава 2. Использование сказок для психологической помощи детям в условиях семьи
2.1 Применение сказок при коррекции различных психических отклонений у дошкольников
Работая с «особыми» детьми, все педагоги и психологи сталкиваются с проблемой отсутствия конкретной программы обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости и другими формами психических отклонений. Существующие программы достаточно ориентировочные. Это оставляет возможность практикам применять их творчески, адаптировать к конкретному составу обучающейся группы.
Дети с «особыми нуждами» — это сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающиеся сверстники, по причине органического поражения головного мозга и как следствие – нарушение познавательной деятельности [23, c. 293]. Для того чтобы получить результат, педагогам необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы обучающего и воспитательного характера.
Опыт работы и анализ длительных наблюдений приводят к выводу, что сказка оказывает колоссальное корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с психическими отклонениями. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту [22, c. 100]. Таким образом, ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит сказка играет важную роль во всемерной коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми нуждами» к жизни и труду.
У детей с психическими отклонениями наблюдается недоразвитие познавательной деятельности и особенности эмоционально – волевой сферы.
По эмоциональным проявлениям таких детей можно разделить на 2 группы: гиперактивные и пассивные.
Каждая из групп характеризуется следующими признаками.
Гиперактивные дети заметны уже с самого раннего детства. В дошкольном возрасте они шумливы, развязны в обращении с окружающими, не могут организовать себя в игровой деятельности. Поведение этих детей отличает импульсивность, двигательное беспокойстве, крайняя неустойчивость произвольного внимания. Неорганизованность, поспешность, импульсивность проявляются особенно отчетливо в процессе занятий. Неумение сосредоточиться на задании, отвлекаемость в процессе выполнения задания выявляются уже в самых элементарных видах деятельности.
Эмоции этих детей неустойчивы, лабильны, изменчивы.
У пассивных детей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Особенно отчетливо проявляется вялость в моторике таких детей. В этой группе отмечается резко сниженная работоспособность. Эти дети очень плохо приспосабливаются к новой обстановке и часто остаются растерянными, заторможенными. В эту группу также включаются дети с ранним детским аутизмом и аутистическими реакциями. Их поведение характеризуется еще большей замкнутостью, «уходом в себя» [23, c. 295].
Метафора положительно влияет на этот контингент детей, однако восприятие сказок у гиперактивных и пассивных детей различно.
Так как поведение гиперактивных детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством лучше заинтересовать их наглядными образами сказки, стихотворной формой материала.
Поведение пассивных детей характеризуется «тормозными» реакциями. Именно поэтому подготовительный этап введения в мир сказки более длительный по сравнению с этапом возбудимых детей. Детей с ранним детским аутизмом необходимо осторожно вводить в мир сказки. Эти дети – пассивные слушатели, они могут быстро «уйти в себя», если их не заинтересовать. Использование метода шепотной речи дает положительный результат при работе со сказкой с детьми с аутизмом.
Гиперактивные дети не понимают тонких оттенков переживаний. Они не испытывают чувства сострадания, милосердия, жалости к попавшим в беду персонажам. Им более близки негативные чувства. Поэтому необходимо в процессе рассказывания сказки делать акцент на положительные персонажи.
Состояние «особых» детей, их настроение может определить сиюминутный поступок, неосторожно сказанное слово. Состояние детей может улучшиться и перейти в состояние «неадекватной радости», а может, наоборот, ухудшиться и перейти в состояние крикливости, раздражительности. В данном случае рекомендуется прекратить занятие и возобновить его в период более спокойного состояния ребенка [24, c. 95].
Гиперактивным детям несвойственно чувство жалости, переживания других детей вызывают у них радость, смех. Эту особенность необходимо учитывать для того, чтобы сформировать эти чувства через сказку.
Пассивные дети и дети с аутизмом впечатлительны, мнительны, слезливы, поэтому очень важно не сформировать у них патологическую слащавость и заискивание.
Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний, изображенных на картинках. Поэтому рекомендуется постоянно использовать небольшие потешки, стихотворения, отражающие эмоциональные состояния персонажей сказок на картинках [25, c.77].
Сказки играют большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Итак, мы рассмотрели, как сказки применяют при коррекции психических отклонений у дошкольников. Далее будут рассмотрены методические приемы, облегчающие применение сказок.
2.2 Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе с детьми
Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.
Приемы, используемые для «разогрева» или настройки ребенка.
Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказкой, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку. [59, c. 14].
При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив какую-нибудь «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно предложить детям изменить обстановку в помещении, создав из мебели или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия.
Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, разнесенных во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который дети должны получить каким-либо необычным способом. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или групповым. [59, c. 15].
Призывание сказки. Детей можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки.
До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с позиции внучки, мышки или репки.
Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней какой-либо персонаж так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Загадку может представить психолог, перечисляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает?» или «Что это за сказка?»
Превращение в сказку любой жизненной истории. Можно рассказать любую историю на темы взаимоотношений, работы, даже погоды, и попросить детей превратить эту историю в волшебную сказку [59, c. 16].
Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник добавляет по несколько фраз. Получившийся текст до некоторой степени проецирует проблемы участников и стратегию их поведения.
Приемы, используемые для знакомства с текстом.
Знакомство детей со сказкой может осуществляться разными способами, главное – не нарушить сказочную атмосферу.
1. психолог читает сказку вслух, выразительно, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до конца, с тем, чтобы дети пытались угадать, чем она закончится. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рассказывается.
продолжение
–PAGE_BREAK–2. сказка читается в группе различными участниками отрывками, с тем, чтобы она раскрывалась по частям.
3. сказка прочитывается по ролям, обязательно читается и текст от автора.
4. сказка проигрывается как спектакль, экспромтом. Психолог распределяет роли, обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи, либо произносить текст с долей импровизации.
Приемы, используемые для анализа сказки.
Группа детей или один ребенок, обратившийся за индивидуальной консультацией, анализируют сказку, опираясь на вопросы, задаваемые психологом. Анализ сказки может быть и «домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии.
Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыгрывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться имели все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает анализ более разносторонним.
Анализ сказки для группы делает психолог. Группа имеет возможность дискутировать, причем последнее слово не обязательно остается за психологом.
Анализ сказки начинается с рисунка, который может украшать помещение заранее или может быть показан после чтения сказки. Это способ анализа желателен в тех случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональную вовлеченность участников.
Группа создает рисунки к сказке, устраивает «вернисаж» с обсуждением концепции художников.
Группа придумывает рисунки и обсуждает их. При знакомстве со сказкой устраивается перерыв для обсуждения. Обсуждаются варианты поведения героя, либо варианты дальнейшего развития сюжета или окончания сказки.
2.3 Проективная сказка в психодиагностике семейных проблем
Успешность коррекционной работы с семьей во многом зависит от того, насколько психологу удалось понять суть семейных проблем. Основными методами диагностики при этом являются методы беседы и метод включенного наблюдения. Однако функционирование психологических защит человека приводит к тому, что далеко не обо всех своих проблемах он готов говорить откровенно. Причем часто утаиваются наиболее важные события, в искаженном виде освещаются значимые отношения. Психолог может столкнуться как с сознательной ложью, так и с неосознанным вытеснением и введением в заблуждение. С целью преодоления этих трудностей успешно используются проективные приемы и методики, в том числе техника рассказывания сказок, историй [62, c. 280].
К.-Г. Юнг полагал, что сказки помимо всего прочего содержат мифологию, которая складывается у ребенка в отношении сексуальных процессов. Чары поэзии сказок продолжают действовать и на взрослого; в его бессознательном остаются жить старые детские теории. Таким образом, миф, сказку можно рассматривать как общее обезличенное сновидение и трактовать их с позиций аналитической психологии, используя принятые в психоанализе значении символов [65, c. 50].
Б. Беттельхейм подчеркивал, что сказочные мотивы часто встречаются в сновидениях взрослых. У них сказка играет важную роль не столько в сознании, сколько в бессознательном, так как они полагают, что давно забыли те истории, которые им так нравились в детстве.
Х. Дикман обнаружил целый ряд совпадений данных биографии, внутренних обстоятельств и проблем людей с сюжетом их любимой сказки. Нередко несчастья сказочного героя представляют собой скрытые наказания за его сексуальные отношения. Поэтому сказка бывает переполнена символами, возникающими в период полового созревания. Она указывает путь усвоения и оформления загадочных, неизвестных явлений, представляющихся по началу опасными и отвратительными [62, c. 281].
Рассказывание сказок для установления контакта с детьми впервые использовал Р. Гарднер. Он предлагал детям рассказывать истории, которые они должны были сочинять экспромтом тема не задавалась. Нельзя было описывать то, что ребенок видел или читал, а также то, что происходило с ним или его знакомыми на самом деле. Затем Гарднер сам придумывал историю, в которой участвовали те же персонажи, что и в истории пациента. Принципы анализа были таковыми.
1. отделение нетипичных элементов повествования от стереотипных, обусловленных возрастом.
2. оценка эмоциональных реакций человека во время рассказа.
3. выявление основного персонажа, представляющего автора рассказа.
4. определение персонажей, отражающих различные, нередко конфликтные свойства личности автора.
5. исследование образов и действий, отражающих родительско-детские отношения.
6. оценка общей атмосферы рассказа [15, c. 20].
Большое значение Гарднер придавал названию, которое человек дает своему рассказу, а также окончанию повествования. Сочиняя ответную историю, он предлагал человеку в метафорической форме различные варианты решения символически заявленной в его рассказе проблемы, помогал осознать разнообразие путей решения и выбрать оптимальный [62, c. 282].
Сказка способствует более глубокому пониманию родительско-детских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей.
Варианты проведения сказкотерапии разнообразны. Как при индивидуальной, так и групповой терапии возможно рассказывание оригинальных или известных историй, придумывание им новых концовок. Авторство сказок может быть коллективным или персональным. Психолог может задавать тему, может сам рассказывать сказку целиком или только начинать ее. При необходимости психолог вмешивается в повествование с целью повернуть сюжет в нужное с коррекционной точки зрения русло. Возможно разыгрывание историй по ролям с использованием песка, игрушек, кукол [62, c. 283].
К. Бремс называет технику рассказывания историй уникальной, прекрасно отвечающей терапевтическим целям.
Использование сказкотерапии в психодиагностике и коррекции семейных проблем в последние годы развивается и в нашей стране.
Далее мы поговорим о том, какие психологические игры применяются в коррекции семейных проблем.
2.4 Использование психологических игр в семье
Исторически сложилось так, что игра ориентирована в основном на ребенка. Однако эффективность коррекционного воздействия без учета контекста семейных взаимоотношений (причем не только ребенка и остальных членов семьи, но и отношений между собой значимых для него лиц, например, родителей), невелика. В то же время, поскольку ребенок является очень важным элементом семейной системы, привлечение его в качестве полноценного участника семейной психотерапии положительно сказывается на ее результатах. Трудности, возникающие при попытках сделать это, связаны с недостаточной способностью детей вербализовать свои переживания, поисками адекватного языка, понятного всем участникам психокоррекционного процесса. Таким языком может быть игра.
В сказкотерапии играм отводится особая роль – они помогают представить проблему в символической форме.
Ребенку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В игре же каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.
Задача психолога – грамотно выбрать необходимый игровой материал и построить связный сюжет, где одна игра плавно перетекает в другую. Благодаря использованию игр каждый участник имеет возможность самовыражения и, что особенно важно, преобразования своего личного мира, приобретения нового жизненного опыта. Игровая деятельность позволяет человеку почувствовать себя хозяином положения, властелином своих эмоций и чувств, формирует у него самые положительные представления о себе, настраивает на состояние успеха [53, c.93].
Использование игр в семье позволяет получать информацию о взаимоотношениях ребенка с родителями и интерпретировать ее не только лишь из их рассказов, но и путем включенного наблюдения. Участие родителей и психолога в совместной с ребенком игре создает высокую степень доверия участников друг к другу. Игра помогает создать безопасную дистанцию, побуждающую членов семьи стать более откровенными. Игра может отразить опыт трех поколений, объединенных той или иной семейной проблемой, что позволяет снять обвинение во всех бедах с одного из членов семьи. Использование игр в коррекционной работе с семьей не носит конфронтационный характер, что способствует активизации эмоциональной и вербальной экспрессии ребенка; родители имеют возможность лучше понять чувства ребенка, а также получить скрытую информацию о символически проявляющихся в игре отношениях ребенка к ним.
В игре родителям предоставляется возможность пережить чувства, связанные с их отношениями к собственным родителями, и сравнить их со своими чувствами к собственному ребенку, участи родителей в детской игре обеспечивает высокий уровень их эмпатии.
В коррекционной работе с семьей игра может применяться как проективная методика, позволяющая диагностировать личностные семейные проблемы. Игра помогает семейному психологу выйти из ситуации при которой он теряет контроль над происходящим или чувствует себя исключенным [62, c. 183].
Психологические игры могут использовать в следующих ситуациях:
· когда психолог испытывает трудности в связи с тем, что основные вопросы в ходе первичной беседы исчерпаны;
· когда необходимо придать общению с членами семьи более динамический и творческий характер;
· когда проблема трудноразрешима;
· когда изменить ситуацию не представляется возможным;
· когда члены семьи недостаточно сплочены;
· когда разногласия между детьми и родителями серьезны;
· когда ребенок чрезмерно опекаем;
· когда в семье сформированы ложные, болезненные представления;
· когда при наличии дисгармоничных отношений члены семьи отрицают наличие проблем и продолжают считать, что у них все нормально.
Применение игровых приемов в коррекционной работе, направленное на разрешение проблем, возникающих в отношениях родителей с детьми, очень эффективны. И родителям, и ребенку предоставляется возможность исследовать свои роли, связанные с семейными правилами, культурными и внешними установками, ролевые взаимоотношения. Именно в игре участники вырабатывают навыки взаимодействия, умения выполнять правила, договариваться, утверждать себя в социально приемлемых формах [62, c. 184].
Диагностическая функция игры как «естественного эксперимента» заключается в том, что она позволяет выявить защитные установки, срытые симптомы, конфликты и способы их разрешения в семье. Терапевтическая функция спонтанной игры состоит в предоставлении членам семьи в процессе коррекционного занятия возможности эмоционального и моторного самовыражения, сознавания и отреагирования страхов, фантазий, возможности тренировать психические процессы.
Опытно-экспериментальная часть
Для проведения исследования мы определили нижеописанные методики, разработанные В. Богомоловым. Мы провели параллельный эксперимент, который продолжался с января 2005 года по февраль 2006 года. Базой исследования выбрали 5 семей с разным количеством детей и социальным положением. Эксперимент включал в себя этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель эксперимента – улучшение коммуникативных способностей детей. Выбор наш пал не случайно на эти умения: многие дети не умеют общаться со сверстниками, взаимоотношения в семье не складываются.
Задачи исследования:
1. изучить литературу по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;
2. ознакомиться с несколькими сказкотерапевтическими методиками, используемыми в семьях для работы с детьми;
3. продумать и провести эксперимент;
4. выявить влияние сказок на развитие коммуникативных способностей детей;
5. через методы сказкотерапии помочь родителям развить умение общаться у детей.
Объектом исследования стали дети, неохваченные общественным дошкольным воспитанием, а предметом – коммуникативные способности детей в условиях семейного воспитания.
Характеристика семей:
01. Отец: Меркедонов Григорий Леонидович(44 года)
Мать: Меркедонова Ольга Владимировна(44 года)
Дети: Вова(3.08.2000) и Никита(27.03.1995)
02. Мать: Мурадова Светлана Александровна(52года), разведена
Дети: Сергей (15.06.2001)
03. Отец: Бондарь Алексей Александрович(30 лет)
Мать: Бондарь Инга Игоревна(25лет)
Дети: Никита(26.05.1998), Даниил(04.05.2001) и Елизавета(04.05.2001)
04. Отец: Терещенко Дмитрий Николаевич (26 лет)
Мать: Терещенко Марина Васильевна (23 года)
Дети: Вероника(26.04.2001)
05. Отец: Мамсуров Руслан Муратович(30 лет)
Мать: Мамсурова Людмила Витальевна(29 лет)
Дети: Давид(28.07.2000) и Вика(06.07.2001)
В дипломном исследовании мы выдвинули рабочую гипотезу, что специально подобранные сказкотерапевтические методики в условиях семейного воспитания положительно влияют на развитие коммуникативных способностей детей. В качестве методов были использованы: сказкотерапевтический тренинг, сочинение сказок детьми, игровая семейная терапия, адаптированные психодиагностики, изучение литературы. Методологической основой выбрали арт-терапевтическую теорию, разработанную Т. Зинкевич-Евстигнеевой.
Первый этап исследования – констатирующий эксперимент – включал в себя три адаптированные нами методики (сроки проведения январь-февраль 2005 года):
1. Методика «Изучение типа общения ребенка со взрослым». (см.Приложение1).
Цель: выявить, какой тип общения сформирован у ребенка.
Результаты обследования:
Семья 01
\s
Семья 02
\s
Семья 03
\s
Семья 04
\s
Семья 05
\s
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: у большинства детей наблюдается склонность к манипуляции с игрушками и к бессюжетной игре с ними, чем к общению со взрослыми, что говорит о разобщенности в семье.
2. Методика «Личностное ожидание ребенка в общении со взрослым» (см. Приложение 1).
Цель: понять, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет реакция на его поступки, чего следует ожидать от взрослых.
Выводы: у детей высокий уровень притязаний.
3. Методика «Семейная социограмма». (см.Приложение 1)
Цель: выявить положение ребенка в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.
Выводы: дети обозначают свои социограммы под взрослыми, на большом расстояние от них, что говорит о разобщенности в семье.
продолжение
–PAGE_BREAK– Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент (сроки проведении: март-апрель 2005 года), для проведения которого был разработан план коррекционной работы как индивидуальный, так и для каждой семьи. (на основе сказок И.В. Стишенок).
Цель: развитие коммуникативных способностей.
Приводим фрагмент эксперимента. Сказки и игры, которые использовались здесь, приведены в приложении 2.
Семья 01.
Анализ, рассказывание и проигрывание в ролях сказки «Птенец». Цель – дать оценку своей роли в семье, осмыслить ее и выйти на новый уровень взаимоотношений.
Фрагмент из наблюдения № 1.
При прочтении сказки ребенок проявлял интерес, задавал вопросы. Анализировал сказку охотно, дополнял ее своими рассуждениями, а проигрывать ее согласился с трудом, т.к. очень зажат. Но с помощью родителей удалось уговорить.
Семья 02.
Рассказывание сказки «Золотая рыбка», ее дополнение и использование игр «Ослиная шкура» и «Войди в круг». Цель сказки – решить проблемы во взаимоотношениях с другими, понять ценность и важность партнеров по общению.
Фрагмент из наблюдения №4.
Смысл сказки был понят Сергеем правильно, высказывал свое мнение насчет героя сказки. Без мамы не хотел играть, очень к ней привязан. Ребенок достаточно эрудирован, но его скованность мешает ему проявлять свои знания.
Семья 03.
Анализ сказки «Тучка», проигрывание ее значимых ситуаций. Использование игры «Контур человека». Сказка способствует социализации, помогая осознать ценность членов семьи, важность взаимоотношений с ними.
Фрагмент из наблюдения №2.
Сказка Лизе понравилась, очень активно согласилась проиграть ее. Тяжело было заставить играть ее в присутствие родителей, которые не принимали участия ни в чем, а просто придерживались наблюдательной позиции.
Семья 04.
Рассказывание сказки «Колючка», рисование. Сказка способствует принятию реальности, способствует раскрытию личностного потенциала.
Фрагмент из наблюдения №5.
Т.к. у девочки плохо развита моторика рук, рисовать она не захотела, но когда мы все взялись за это дело, она тоже подтянулась. Зато смысл сказки передала точно. Очень эмоционально высказывалась насчет героя сказки
Семья 05.
Анализ, рассказывание, рисование сказки «Сокровище» и использование игр «Да – нет», «Контакт». Сказка способствует раскрытию личности и социализации.
Фрагмент из наблюдения №3
Когда ребенку предложили «протестироваться», он с охотой взялся за задание. Рассказал сказку, точно передав смысл. Все выполнял старательно и увлеченно. Рисовал с удовольствием, рассказывал быстро, сбивчиво, пропуская слова, делая ошибки. Родителей было трудно заставить поиграть с нами.
Следующий этап исследования – контрольный эксперимент (сроки проведения январь-февраль 2006 года).
Цель: проверка влияния коррекционного плана на коммуникативные качества детей.
1. Методика «Изучение типа общения ребенка со взрослым».
Результаты обследования:
Семья 01
\s
Семья 02
\s
Семья 03
\s
Семья 04
\s
Семья 05
\s
Выводы: после коррекционной работы у большинства детей появилось желание общаться со взрослыми, обращаться к ним с проблемами, а не играть с игрушками в одиночестве.
2. Методика «Личностное ожидание ребенка в общении со взрослым». (см. Приложение 1).
Выводы: уровень притязаний остался на том же уровне.
3. Методика «Семейная социограмма». (см. Приложение 1).
Выводы: отношения стали изображаться более дифференцировано.
По окончании контрольного эксперимента мы провели сравнительный качественно-количественный анализ констатирующего и контрольного экспериментов. Для этого мы выбрали методику № 1, т.к. она отражает изменения в коммуникативных способностях детей наиболее показательно. Результаты отразили в схеме:
\s
По результатам эксперимента было отмечено, что у Вовы М. уровень общения со взрослыми повысился на 34 %, у Сергея М. – на 11%, у Лизы Б. – на 34%, у Вероники Т. – на 44%, Давида М. – на 42%.
Уровень игры с игрушками снизился соответственно на 16, на 0%, на 10%, на 16% и на 15%. Показатель «чтение книг» практически не изменился.
Мы считаем, что этому способствовали не только занятия сказкотерапией, но и включенность родителей в этот процесс. Дети стали больше обращаться за советом к родителям, им стало интереснее общаться со взрослыми, нежели играть с игрушками или читать книги.
Заключение
В последнее время особенно выросла популярность арт-терапии в таких сферах, как психология, педагогика, социальная работа. Безусловно, представленные в нашем дипломной работе упражнения и тренинги – всего лишь ориентиры в творческом процессе арт-терапевтической работы.
По результатам нашей исследовательской работы мы пришли к выводу, что те задачи, которые мы поставили, нам удалось выполнить. Мы изучили более 50 источников литературы по данному вопросу, провели эксперимент, показали родителям, как сказки влияют на развитие детей, что нужно делать для этого. Подводя итоги нашей исследовательской работы, хочется еще раз отметить важность арт-терапевтических методов в психологической помощи детям.
Мы познакомились со сказками, сочиненными для целей сказкотерапии, с играми, подобранными для сказкотерапевтических занятий, и методическими рекомендациями, призванными облегчить работу с играми и сказками для заинтересованного в этом педагога и психолога. На конкретных примерах мы убедились, что этот метод является в своем роде незаменимым. Занятия и игры, включающие в себя элементы сказкотерапии, позволяют ребенку осмыслить свою собственную жизнь. Воздействуя на сознание и подсознание, могут помочь ему определить верный путь решения своих проблем. Спроецировав поступок героя сказки на свою жизнь, ребенок, изменив свое поведение, может встать на путь личностного развития, излечения невротических расстройств.
Особенно незаменим этот метод в семейном воспитании. Все родители читают детям сказки. Мы надеемся, что после проведенной работы они не только будут читать, но и анализировать сказку. Проанализировав результаты проведенного исследования, мы обнаружили, что у детей появилось желание общаться со взрослыми, обращаться к ним, а родители поняли, что их дети – это маленькие личности, что у них тоже бывают какие – то проблемы, сложности в их, казалось бы, беззаботной жизни. Мы увидели, как сказкотерапия влияет на способности детей, на взаимоотношения в семье.
Все это говорит о том, что использование сказкотерапевтических методов дает возможность корректировать развитие коммуникативных способностей детей, тем самым, создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка в семье – это и подтверждает выдвинутую нами рабочую гипотезу. Наш опыт показал, что через анализ и сочинение сказок детьми можно получить такие сведения, которые целесообразно использовать в психодиагностической практике.
Проведя свою работу, мы еще раз убедились в том, что работа с маленькими детьми всегда несет в себемассу неожиданностей исюрпризов, которые могут стать помехой, а могут быть использованы и как материал для совместной деятельности всей семьи. Конечно же, это зависит, прежде всего, от личных и профессиональных качеств педагога, в первую очередь от того, насколько он знаком с психологическими особенностями детей данного возраста, может ли он быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно, чтобы педагог был искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и релаксации, а также владел навыками семейного консультирования.
Не стоит ждать от своей работы быстрого показательного эффекта, положительные результаты начинают проявляться постепенно. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.
Родителям важно понять, что детям нужны внимание, любовь и забота, тогда у них все будет хорошо: и желание учиться будет, и взаимоотношения в семье сложатся положительно!
Список использованной литературы
1. Абраменко И.И., Алексеев И.И. Практикум по общей психологии. – М.: Просвещение, 1990.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург: Деловая книга; М.:ACADEMI, 1995.
3. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
4. Аллан Д. Ландшафт детской души. – СПб. – Мн.: ЗАО «Диалог» — ИП «Лотаць», 1997.
5. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. – СПб.:2003.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – М., 1987.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
8. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001.
9. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Медицина, 1989.
10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001.
11. Веденов И.В. Воспитание воли у ребенка в семье. – М., 1952.
12. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Педагогика, 1981.
13. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
14. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Вопросы психологии. М., 1985.
15. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. – СПб.: Речь, 2002.
16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1984.
17. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2003.
18. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1996.
19. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М.,1982.
20. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: СОЮЗ, 1998.
21. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001.
22. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000.
23. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1998.
24. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003.
25. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции. – СПб.: Изд-во «СМАРТ», 1996.
26. Икер Б. Раскрытие семейных тайн в семейной игровой психотерапии//Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. — СПБ.: Питер, 2000.
27. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.
28. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. 1995.
29. Копытин А.И. Основы арттерапии. — СПб.: Лань, 1999.
30. Копытин А.И. Системная арттерапия. — СПб.: Питер, 2001.
31. Лебедева Н.Н. Игровая терапия: эволюция методов. (По материалам зарубежной литературы)//Ж. психолог в детском саду. – М. — Обнинск, 1998.
32. Лендрэт Г.Л. Игровая терапия, искусство отношений – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
33. Макарова Е.Г. В начале было детство: записи педагога.- М.: Педагогика, 1990.
34. Матейчик З. Родители и дети. – М., 1992.
35. Мустакас К. Игровая терапия. — СПб.: Речь, 2000.
36. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и дитя: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
37. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
38. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Правда, 1982.
39. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.
40. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
41. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
42. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.
43. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1976.
44. Практикум по арттерапии//под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Питер, 2000.
45. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М., 1987.
46. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.
47. Психодиагностика в тренинге./Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2004.
48. Раев А.И., Регуш А.И. Методы психологии // Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. – М., 1981.
49. Развитие общения дошкольника со сверстниками / Под ред. А.Н. Рузской. – М., 1989.
50. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
51. Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина. – М., 1990.
52. Соколов Д.М. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996.
53. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2005.
54. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987.
55. Торре Делла А. Ошибки родителей. – М., 1993.
56. Тренинг по сказкотерапии/Под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2000.
продолжение
–PAGE_BREAK–