Алпа́товМихаил Владимирович (10 декабря 1902, Москва — 9 мая 1986, там же) — российскийискусствовед, действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженныйдеятель искусств РСФСР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1974).
М.В. Алпатов — выходец из московской буржуазной семьи. Племянник В.А.Капустина — историкаподмосковного села Леоново и внук О.А.Найдёновой, сестры московскогопредпринимателя и краеведа Николая Найдёнова, двоюродный племянник писателяАлексея Ремизова.
Училсяна отделении теории и истории искусства историко-филологического факультета МГУ(1919-1921); в числе его педагогов — Б.Р.Виппер и А.Г.Габричевский.
В1921-1923 годах Алпатов работал в Музее изобразительных искусств;
в1923-1930 годах — в Институте археологии и искусствоведения РАНИОН.
В 1925 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории древнерусской живописи;докторской диссертацией (1940) стала монография «Итальянское искусствоэпохи Данте и Джотто» (1939).
С1943 года профессор Московского художественного института имени И.В.Сурикова.Среди его учеников — известный современный художник Илья Кабаков.
Наиболееизвестным трудом Алпатова является трехтомная «Всеобщая историяискусств». (М. — Л., 1948-1955), до сих пор пользующаяся популярностью устудентов и всех интересующихся историей изобразительного искусства. Кругнаучных интересов Алпатова был чрезвычайно широк. Он одинаково квалифицированнописал о творчестве Андрея Рублёва, проблемах итальянского Возрождения иискусстве Древней Греции. Излюбленный им жанр небольшого искусствоведческого«этюда» стал своего рода фирменным знаком научного метода Алпатова, вомногом вобравшего в себя исследовательские принципы Ганса Зедльмайра иД.В.Айналова. Труды Алпатова снискали известность не только в СССР, но и зарубежом. Его книги публиковались на семнадцати языках мира.
ЛекцииАлпатова привлекали большой интерес студенческой аудитории, в том числе и впоследний период его жизни, после перенесённой тяжелой болезни. Вот какотзывался об этих лекциях известный художник Элий Белютин:
МихаилВладимирович Алпатов строил каждую лекцию как ряд определенных эмоциональныхобразов, соответствующим образом настраивался и ни в чем не изменял единождывзятой тональности. Это был мир того художника или художественной школы, окоторых он говорил.
Крометого, Алпатов сочинял стихи (в традициях Серебряного века), рисовал, преимущественнопастелью (в стиле, близком манере Анри Матисса), писал литературоведческиестатьи и оставил интересные воспоминания. Большой интерес представляет егопереписка с пианисткой Марией Юдиной и филологом Наумом Берковским.
Избранныетруды:
Очеркипо истории портрета. М.- Л., 1937.
Итальянскоеискусство эпохи Данте и Джотто. М.- Л., 1939.
Этюдыпо истории западноевропейского искусства. М.- Л., 1939; 1963.
Всеобщаяистория искусств. Т. 1-3. М.-Л., 1948-55.
TheRussian Impact on Art. N.Y., 1950 (на русском языке эта книга не публиковалась)
АлександрАндреевич Иванов. Т. 1-2. М., 1956.
АндрейРублев. М., 1959.
Этюдыпо истории русского искусства. Т. 1-2. М., 1967.
Матисс.М., 1969.
Художественныепроблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
Этюдыпо всеобщей истории искусств. М., 1979.
ФеофанГрек. М., 1979, 1984, 1990.
КамильКоро. М., 1984.
Художественныепроблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Воспоминания.М., 1994.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.inostranka-newlife.com