Творчество ФИ Тютчева

Обзорныйреферат потворчествуФ.И.Тютчева

ученика10 “Б” среднейшколы №206

СухановаАртема Владимировича

Учитель: БоброваИрина Владимировна

Оценка:

ПЛАН

1.Вступление.
2.Краткиебиографическиеданные.
3.Творческийпуть великогопоэта.
4.Ф.И.Тютчеви его современники.
5.Заключение.

ФедорИванович Тютчев
(1803-1873гг.)

Особенностисудьбы и характераФ. И. Тютчева(1803—1873)определилинеправомернозамедленноераспространениеего известностине только средиширо­кой читающейпублики, но исреди литераторов-совре­менников.Лев Толстойвспоминал, какв1855году «… Тургенев, Некрасов и К°едва моглиуговорить меняпрочесть Тютчева.Но зато когдая прочел, топросто обмерот величиныего творческоготаланта». Аведь Тютчевк тому времениуже четвертьвека печатался.И тем не менеечесть «открытия»Тютчева принадлежитН. А. Некрасову, в1850году обратившемувнимание читателей«Современника»на стихи уженемолодогопо­эта, которыеон в своей статьеприравнивалк лучшим образцам«русскогопоэтическогогения».
ФедорИванович Тютчевродился23ноября1803го­да в родовомимении ОвстугБрянского уездаОрлов­скойгубернии. Домашнеевоспитаниеего направлялосьсамозабвеннопреданнымлитературепоэтом С. Е. Раичем, который вспоминало своем ученике:«По тринадцатомугоду он переводилуже оды Горацияс замечатель­нымуспехом». ВМосковскомуниверситетеТютчев слу­шаллекции известногословесникаА. Ф. Мерзлякова, который и представилюного поэтав Обществолюбите­лейроссийскойсловесности.
ПоокончанииуниверситетаТютчев поступаетна дипломатическуюслужбу и весной1822года покидаетродину, чтобывернуться лишьчерез22года. За грани­цей(в Мюнхене, затемв Турине) онживет вне рус­скойязыковой стихии, к тому же обежены поэта (Начужбине Тютчевженился, овдовел, женился вторично)были иностранками, не знавшимирусского языка.Французскийязык был языкомего дома, егослужбы, егокруга общения, наконец, егопублицистическихста­тей и частнойкорреспонденции.По-русски писалисьтолько стихи.
Изредкастихи Тютчевапоявляютсяна страницахрусских периодическихизданий, но этообычно журналыи альманахивторостепенные, малочитаемые(«Урания»,«Галатея»).Только в1836году целуюподборку егостихов, правда, подписанныхне полным именем, а ини­циаламиФ. Т., напечаталв своем «Современнике»Пуш­кин. На нихобратили вниманиетакие знатокии цени­телипоэзии, как В.А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. В. Киреевский.
Вернулсяв Россию Тютчевв1844году. Это быловремя, неблагоприятноедля поэзии.После смертиПуш­кина, Лермонтоваказалось, что«золотой век»русской поэзиизавершился, да и в обществеощутимы былино­вые веяния, отвечала которымне лирическаяпоэзия, а «положительная»проза. Все меньшепечатаетсястихов, какбудто бы спадаетинтерес к поэзии.Впрочем, Тют­чевникогда нестремился статьпрофессиональнымлите­ратором: издателям ипоклонникамего творчествапри­ходилосьвсякий разуговариватьего дать стихидля печати. В40-е годы Тютчевне печатаетсяпочти десятьлет, естественно, помнят его лишьмалочисленныепочитатели.И только в 50-хгодах Некрасови Турге­невкак бы извлекаютстихи Тютчеваиз небытия, опуб­ликовавбольшую подборкуих в «Современнике».В1654году выходитв свет первыйпоэтическийсбор­ник Тютчева, а второй—онже последнийприжизнен­ный—в1868году.
Незадолгодо возвращенияна родину, вспоминаясвою московскуююность, Тютчевписал родителям:«Не подлежитсомнению, чтобудь я еще наэтой исходнойточке, я совсеминаче устроилбы свою судьбу». Мыне знаем, чтоимел в видупоэт, но дипломатиче­скойкарьеры он несделал. Однакововсе не из-заотсут­ствияинтереса кполитике—напротив, внешнеполити­ческиевопросы всегдасоставлялиодин из главнейшихинтересов вжизни Тютчева.Свидетельстватому—егопублицистическиестатьи, егописьма, воспоминаниясо­временников.Россия, ее положениев мире, еебудущ­ность—предметнеослабноговнимания, беспокойногои глубоко личногоинтереса Тютчева:«Думаю, чтоневозможнобыть болеепривязаннымк своей стране, нежели я, болеепостоянноозабоченнымтем, что до нееотно­сится».ПоражениеРоссии в Крымскойкампании 1855года было воспринятопоэтом какличная катаст­рофаи заставилоего пересмотретьотношение кНико­лаюIи всему 30-летнемуправлению этого«царя лице­дея», человека «чудовищнойтупости».
Внутриполитическиевзгляды Тютчевабыли вполнетрадиционны, однако принциппросвещенногосамодер­жавия, согласно еговзглядам, долженбыл удовлетво­рять, в сущности, идеальнымусловиям, аименно: госу­дарственныечиновники недолжны чувствоватьсебя самодержцами, а царь—чиновником.За70лет жизни Тютчевасменились трицаря, и ни однореальноецар­ствованиечаяниямпоэта не отвечало—об этом можносудитьпо многочисленнымего едким критическимвысказываниям.Оставалисьсмутные упования:«В Россию можнотолько верить», упования, основанныена убеж­дении, что судьбуРоссии решитне «пена, плавающаяна поверхности», а те могучие, невидимые силы, которые пока«таятся в глубине».Тютчев и«мелпрекраснуювозможностьвблизи наблюдатьза деятельностьюгосударственноймашины—ведь он до концасвоих днейнахо­дилсяна государственнойслужбе (сначаластаршим цен­зоромпри Министерствеиностранныхдел, а последниепятнадцатьлет—председателемКомитета цензурыиностранной).Кроме того, звание камергераналагало нанего обязанностьбывать придворе. ВзглядТютче­ва наположение делвнутри страныс течениемвремени становитсявсе болеепессимистическим.«В прави­тельственныхсферах бессознательностьи отсутствиесо­вести достиглитаких размеров, что этого нельзяпо­стичь, неубедившисьвоочию»,—вынужденпризнать онна склоне лет.
Итак, политика, общественныеинтересы глубоковолновалиТютчева—государственникаи дипломата:«Часть моегосуществаотождествиласьс известнымиубеждениямии верованиями».Этой «части»обязаны своимпоявлениемна свет политическиестихи Тютчева, в большинствесвоем написанные«по случаю»и в со­гласиис его принципом«смягчать, ане тревожить»сердца «подцарскою парчою».Стихи эти значительноуступают в силеи художественностилирическимего произведениям, которые рождалисьиз таинственныхродников, сокрытыхв глубине души.
Истинноевеличие Тютчеваобнаруживаетсяв его лирике.Гениальныйхудожник, глубокиймыслитель, тонкий психолог—таким предстаетон в стихал, темы которыхвечны: смыслбытия человеческого, жизнь при­роды, связь человекас этой жизнью, любовь. Эмоцио­нальнаяокраска большинстватютчевскихстихотворе­нийопределяетсяего мятущимся, трагическиммироощущением.Как жесточайшеебедствие итяжкий грехощу­щал поэтсамовластье«человеческогоЯ»—проявлениеиндивидуализма, холодного иразрушительного.Отсюда бессильныепорывы Тютчевак христианству, особенно кправославиюс его выраженнойидеей «соборности», смирением ипокорностьюсудьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкостьчеловеческогосуществования— источникипостояннойвнутреннейтревоги поэта.Тют­чев—мятущийсяагностик—впоисках устойчивогоми­ровоззренияне мог пристатьни к одномуберегу. Так, оннеоднократнодекларировалпантеизм («Нето, что мнитевы, природа…»,«Полдень»), новнутреннейубеж­денности, стойкой верыв божественноеначало, благо­творноеи разлитоеповсеместно, не было. Еслидля пан­теистическогомировоззренияА. К. Толстогохарак­тереноптимизм, вызванныйуверенностью, что «в однулюбовь мы всесольемся вскоре…», то Тютчевуперспектива«слияния»рисуется весьмабезрадостно.В стихо­творении«Смотри, какна речномпросторе…»«чело­веческоеЯ» уподобляетсятающим льдинам, которые
Всевместе—малые, большие,
Утративпрежний образсвой,
Все—безразличны, как стихия,—
Сольютсяс бездной роковой!..
Спустядвадцать лет, в последниегоды жизниобраз «всепоглощающейи миротворнойбездны» сновавоз­никнетв стихотворениипоэта «От жизнитой, что бу­шевалаздесь…».
Вобщем рядуявлений природычеловек в поэзииТютчева занимаетнепонятное, двусмысленноеположе­ние«мыслящеготростника».Мучительнаятревожность,тщетныепопытки понятьсвое предназначение, ужасаю­щиеподозренияотносительносамого существованияза­гадки«природы-сфинкса»и наличия «творцав творе­нии»неотступнопреследуютпоэта. Его угнетаетсозна­ниеограниченности, бессилия мысли, которая упорностремитсяпостичь вечнуюзагадку бытия,—«длань не­зримо-роковая»неуклоннопресекает еенапрасные иоб­реченныепопытки. Вомногих стихахТютчева незримоприсутствуеттерзавшаяПаскаля мысль:«Меня ужасаетвечное молчаниеэтих бесконечныхпространство».Вооб­ще философияПаскаля чрезвычайноблизка мироощу­щениюТютчева. В егопоэзии немалообразов и поня­тий, встречающихсяу французскогофилософа, ноедва ли несамое основное—это убеждениеТютчева, что«корень нашегомышления нев умозрительнойспособ­ностичеловека, а внастроенииего сердца» созвучноеодному из основныхположенийфилософииПаскаля: «Сердцеимеет своизаконы, которыхвовсе не знаетразум».
Чувствотревоги особеннообостряетсяночью, когдаисчезает призрачнаяпреграда—видимый мир—между человекоми «бездной»с ее «страхамии мглами». Ули­шённогозрения «ночного»человека обостряетсяслух, послышитон «гул непостижимый»или вой «ветраноч­ного», которые напоминаютему о «родимом», но не ме­нееот того жуткомизначальномхаосе. О том, как ост­ро ощущалпоэт, что «ночьстрашна», красноречивосви­детельствуетстихотворение«Альпы», лишенноев отли­чие отдругих егопроизведенийна тему «деньи ночь» философскогозвучания, нотем более поражающеемрач­нымиобразами, найденнымиТютчевым дляспящих гор:
Помертвелыеих очи
Льдистымужасом разят.
Вотношении кприроде Тютчевявляет как быдве ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающуюокружающиймир «с помощьюпяти органовчувств»., — идуховную, мыслящую, стремящуюсяза видимымпо­кровом угадатьвеликую тай«уприроды..
Тютчев-созерцательсоздает такиелирическиеше­девры, как«Весенняягроза», «Естьв осени первона­чальной….»,«ЧародейкоюЗимою..,»и — множествоподоб­ных, коротких, какпочти все тютчевскиестихи, прелест­ныхи образныхпейзажныхзарисовок.
АполлонГригорьевписал: подчиненное, тяготеет надотно­шениямик природевеликорусской, но это подчиненноесозерцаниеи сообщает импри переходев творчествоих особеннуюкрасоту и прелесть.•В Тютчеве, напри­мер, возводит их, эти отношения, до глубиныфилософ­скогосозерцанья, до одухотворенияприроды>>.
Тютчев- мыслитель, обращаясь кприроде, видитв ней неисчерпаемыйисточник дляразмышленийи обоб­щенийкосмическогопорядка. Такродились стихи«Вол­на и дума»,«Певучестьесть в морскихволнах…», «Каксладко дремлетсад темно-зеленый…»и т.п. К этимпроизведениямпримыкаютнесколько чистофилософ­ских:«Silentium!»,«Фонтан», «Деньи ночь». Фило­софскаялирика Тютчеваменее всего«головная», рассудочная.Прекрасноохарактеризовалее И. С. Тургенев:«Каждое егостихотворениеначиналосьмыслью, но мыслью, которая, какогненная точка, вспыхивалапод влия­ниемчувства илисильного впечатления; вследствиеэто­го, еслиможно так выразиться, свойствапроисхождениясвоего, мысльг. Тютчева никогдане являетсячитателю нагоюи отвлеченною, но всегда сливаетсяс образом, взятымиз мира душиили природы, проникаетсяим и сама егопроникаетнераздельнои неразрывно».
Радостьбытия, счастливоесогласие сприродой, без­мятежноеупоение еюхарактерныпреимущественнодля стихотворенияТютчева, посвященныхвесне, и в этоместь своязакономерность.Постоянныемысли о хрупко­стижизни былинеотвязнымиспутникамипоэта. «Чув­ствотоски и ужасауже много леткак стали обычныммоим душевнымсостоянием»—такого родапризнаниянередки в егописьмах. Неизменныйзавсегдатайсвет­скихсалонов, блестящийи остроумныйсобеседник,«прелестныйговорун», поопределениюП. А. Вяземского, Тютчев былвынужден «избегатьво что бы то нистало в течениевосемнадцатичасов из двадцатичеты­рех всякойсерьезнойвстречи с самимсобой». И малокто мог постичьего сложныйвнутренниймир. Вот ка­кимвидела отцадочь ТютчеваАнна: «Он мнепред­ставляетсяодним из техизначальныхдухов, такихтон­ких, умныхи пламенных, которые неимеют ничегооб­щего с материей, но у которыхнет, однако, идуши. Он совершенновне всякихзаконов и правил.Он поражаетвоображение, но в нем естьчто-то жуткоеи беспокой­ное».
Пробуждающаясявесенняя природаобладалачудодейственнымсвойствомзаглушать этопостоянноебеспо­койство, умиротворятьтревожную душупоэта. Могу­ществовесны объясняетсяее торжествомнад прошед­шими будущим, полнымзабвениембывшего и грядуще­гоуничтоженияи распада:
Истрах кончинынеизбежной
Несвеет с древани листа:
Ихжизнь, как океанбезбрежный,
Всяв настоящемразлита.
Воспеваявесеннюю природу, Тютчев неизменнора­дуется редкойи краткой возможностиощутить полнотужизни, не омраченнойпредвестникамигибели—«Не встретишьмертвого листа»,—ни с чем не сравнимойотрадой целикомотдаватьсянастоящемумоменту, при­частности«жизни божески- всемирной».Порой и осеньюему чудитсядуновениевесны. В противопоставлении, вернее, в предпочтениисомнительномурайскому блажен­ствубесспорного, достоверногонаслаждениякрасотою весеннейприроды, самозабвенногоупоения еюТютчев близокА. К. Толстому, писавшему:«Боже, как этопрекрасно—весна! Возможноли, что в миреином мы будемсчастливее, чем в здешнеммире весной!»Совер­шенноте же чувстванаполняютТютчева:
Чтопред тобойутеха рая,
Поралюбви, поравесны,
Цветущееблаженствомая,
Румяныйцвет, златыесны?.
Натютчевскихлирическихпейзажах лежитособен­наяпечать, отражающаясвойства егособственнойду­шевной ифизическойприроды—хрупкой иболезнен­ной.Его образы иэпитеты частонеожиданны, непри­вычныи на редкостьвпечатляющи.У него ветвидокуч­ные,земля принахмурилась,листье изнуренноеи вет­хое,звезды беседуютдруг с другомтихомолком,день скудеющий,движение ирадуга изнемогают,увядающаяприрода улыбаетсянемощнои хилои т.п.
«Вечныйстрой» природыто восхищает, то вызываетуныние поэта:
Природазнать не знаето былом,
Ейчужды нашипризрачныегоды,
Иперед ней мысмутно сознаем
Себясамих—лишь грезоюприроды,
Нов своих сомненияхи мучительныхпоисках истинныхвзаимоотношенийчасти и целого—человека иприроды—Тютчев вдругприходит кнеожиданнымпрозрениям: человек невсегда в разладес природой, онне только«беспомощноедитя», но он иравновеликей в своейтворческойпотенции:
Связан, соединен отвека
Союзомкровного родства
Разумныйгений человека
Створящей силойестества…
Скажизаветное онслово—
Имиром новыместество
Всегдаоткликнутьсяготово
Наголос родственныйего.
Утонченныйпсихологизм, пронизывающийтворчествоТютчева какболее или менеекатегорияотвлеченная, приобретаетконкретно-житейскийхарактер в такназы­ваемомденисьевскомцикле поэта.Тютчеву было47лет, когда еголюбовь вызвалаответное изначительнобо­лее сильноечувство состороны молодойдевушки ЕленыАлександровныДенисьевой:
Нераз ты слышалапризнаньем
«Нестою я любвитвоей»,
Пускаймое она созданье,—
Нокак я беденперед ней…
Поэт-мыслительвсю жизнь—от ранней юностидо последнихдней болезненнойстарости—чрезвычайнаинтенсивножил сердцем.Он любил и быллюбим, но считаллюбовь чувствомизначально-губительным,«поединкомроковым». Потому-топечалился оно судьбе однойиз своих дочерей,«кому я, бытьможет, передалпо наследствуэто ужасноесвойство, неимеющее названия, нарушающеевсякое равновесиев жизни, этужаж­ду любви…».
Полюбивстрастно ибезоглядно, Денисьевавсецело отдаласьсвоему чувству, восстановивпротив себяоб­щественноемнение. Ей былауготована«жизнь отре­ченья, жизнь страданья»:
Таковуж свет: он тамбесчеловечней,
Гдечеловечно-искреннейвина.
Нетолько «свет»отвернулсяот Елены Александ­ровны, но и роднойотец отрексяот нее. Главнойже мукой былото, что любимый, ради котороговсе было принесенов жертву, непринадлежалей полностью: Тютчев не тольконс порывал сосвоей семьей, но и продолжалпо-своему любитьжену, во всякомслучае, дорожитьею. Весь циклстихов, посвященныхДеиисьевой, проникнуттяжелым чувствомвины, насыщенро­ковымипредчувствиями.В этих стихахнет ни пылко­сти, ни страсти, только нежность, жалость, преклонениеперед силойи цельностьюее чувства, сознание собст­веннойнедостойности, возмущение«бессмертнойпошло­стьюлюдской». Эта«последняялюбовь» Тютчевадли­лась14лет, до самойсмерти Денисьевой, сошедшей вмогилу в возрасте38лет от чахотки, течение которойобострили иускорили душевныестрадания.
О, как убийственномы любим!,
Какв буйной слепотесвоей
Мыто всего вернеегубим,
Чтосердцу нашемумилей!..
Тютчевочень тяжелопереживалутрату:
Жизнь, как подстреленнаяптица,
Поднятьсяхочет—и не может…
Я.П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал:«Друг мой, теперьвсе испробовано—ничтоне по­могло, ничто не утешило,—не живется—не живется— неживется…» Встихах «денисьевскогоцикла» особенночасты характерныетютчевскиестроки, начинающиесягорьким восклицанием«О!», определяющиминтонациюотчаяния всегостихотворения.Столько страданияи му­ки в стихах, посвященныхпамяти ЕленыАлександров­ны, что невольнов сознаниивозникаетнародное поня­тиеубивается…Да, Тютчев именноубивается поДенисьевой:
Поней, по ней, судьбыне одолевшей,
Нои себя не давшейпобедить,
Поней, по ней, такдо конца умевшей
Страдать, молиться, веритьи любить.
Онпережил ее надевять лет. Вэти последниегоды Тютчеведва успеваетоправлятьсяот потерь близкихему людей: мать, брат, четверодетей…
Днисочтены, утратне перечесть,
Живаяжизнь давноуж позади,
Передовогонет, и я, как есть,
Нароковой стоюочереди.
Егочеред пришел15июля1873года… Но осталисьстихи Тютчева, которые самон так малоценил, так не­брежнохранил, полагая:

Внаш век стихиживут два-тримгновенья.
Родилисьутром, к вечеруумрут.
Очем же хлопотать? Рука забвенья
Какраз свершитсвой корректурныйтруд.
Однакотирания времени, которую такостро ощущалпоэт, оказаласьне властна надего творчеством.Конеч­но, совершенствоформы и значительностьсодержанияпоэзии Тютчеватребуют отчитателя определеннойкультуры, просвещенности.В свое времяв статье о ТютчевеА. Фет писал:«Тем большечести народу, к которому поэтобращаетсяс такими высокимитребо­ваниями.Теперь за намиочередь оправдатьего тайныенадежды».

ЛИТЕРАТУРА

1.Ф.И.Тютчев.Избраннаялирика.-М.,1986
2.А.Григорьев.Эстетикаи критика.-М.,1980
3.А.А.Фет.Сочинения.-М.,1982