Поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Министерство образования и науки Республики Казахстан
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая теория»
Тема
«Поддержка малого и среднего бизнеса в РеспубликеКазахстан»
Выполнила
ст-ка гр
Сатыбалдина Раушан/>/>/>/>Кызылорда – 2009г.
/>/>/>/>Содержание
Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства,его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъектыпредпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса вразвитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становленияи развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательствав Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитиепредпринимательства     
Глава 3 Государственная ифинансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика вобласти поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системыфинансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства 
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В приоритетных направлениях развития общества, поставленныхПрезидентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана,центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытойрыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранныхинвестиций и внутренних сбережений.
На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач,связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Это,прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры иинститутов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных отпредыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической структуры;слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособностьпроизводительных сил.
Все это оценки справедливы и в отношении развитияпредпринимательства. Социально-экономическая роль этого сектора велика как встранах с устоявшейся рыночной экономикой, так и в тех, что только недавнопошли по этому пути.
Зарубежный опыт экономического и социального развитияподтверждает, что предпринимательство может стать реальным фактором не толькостабилизации, но и роста экономики Казахстана. Малое предпринимательствосодействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройкепроизводства, ускорению инновационных процессов, формированию социальнойнаправленности рыночных отношений и росту занятости. В связи с этим научныйанализ экономических проблем малого бизнеса в Казахстане приобретает особуюзначимость в условиях реформирования экономики, характеризующейся, в первуюочередь структурной перестройкой хозяйства, необходимостью стабилизациивоспроизводственных процессов и обеспечения в перспективе устойчивогоэкономического развития.
На сегодняшний день особую актуальность приобретают проблемыоптимизации государственного и негосударственного воздействия на секторпредпринимательства, отсутствие целостной системы управленияпредпринимательством на уровне государства и его регионов, конкретногопредприятия. Государство нуждается в ряде исследований, посвященных кактеоретическим аспектам бизнеса, определению малого и среднего бизнеса, так иизучению практических вопросов создания и эффективного функционирования малыхфирм.
В целом можно отметить, что в республике государственнаяподдержка малого и среднего бизнеса носит многоуровневый характер:осуществляются мероприятия в области снижения налогового бремени, проводитсялегализация собственности и активов, реализовывается комплекс мер по облегчениюдоступа к кредитным ресурсам, упрощаются административные процедуры иразрешения, организовываются региональные центры поддержки малого и среднегобизнеса как в городах, так и на селе.
В настоящее время со стороны государства находят активнуюподдержку конструктивные инициативы общественных организаций предпринимателей,в обществе пропагандируется активная жизненная позиция каждого предпринимателяв создании экономически развитого государства и повышении благосостоянияграждан республики.
Тем не менее, предпринимательство в Казахстане продолжает испытыватьсерьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательнаяработа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства,финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональныхпрограмм развития малого и среднего бизнеса, по устранению административныхбарьеров и преодолению коррупции. В этой связи тема данной курсовой работыприобретает особую актуальность.
Целью курсовой работы является описание преимуществ инедостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующиезадачи:
— раскрыть сущность предпринимательства;
— раскрыть тенденции и проблемы становления и развитияпредпринимательства в Казахстане;
— проанализировать государственную и финансово-кредитнуюструктуру поддержки предпринимательства.
Теоретической основой работы являются научные исследованияпредставителей зарубежной и отечественной экономической мысли, законодательныеи нормативные акты Республики Казахстан. В работе также использовались монографическиеисследования, статьи, опубликованные в периодической печати, данные АгентстваРеспублики Казахстан по статистике, статистические материалы стран СНГ,зарубежные источники, материалы отдельных казахстанских предприятий малого исреднего бизнеса.
/>Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки ифакторы развития/>/>/> 1.1 Сущность, функции исубъекты предпринимательства и бизнеса
Историяпредпринимательства начинается уже со средних веков. Уже в то время купцы,торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей. Историяразвития предпринимательства является одновременно историей развития отношенийобмена, общественного разделения труда и в целом рыночных отношений. Все этипроблемы неразрывно связаны, более того, одна становится условием развитиядругой, развитие одной означает развитие других. Предпринимательство (бизнес) характеризуетделовые отношения между людьми, а конкретнее, между участниками дела. Человек,который занимается каким-то делом, является деловым человеком, бизнесменом. Подделом понимается не всякое дело, чем может заниматься человек, а егоэкономическая деятельность. Бизнес представляет собой хозяйственнуюдеятельность, при которой производятся материальные блага и оказываются услуги.Бизнесмен при осуществлении дела преследует чисто эгоистический интерес –получение прибыли. с уверенностью можем сказать, что бизнес есть экономическаядеятельность человека, нацеленная на получение прибыли, выгоды посредствомпроизводства материальных благ или услуг.
Одной из наиболеесущественных черт рыночной системы является предпринимательство.Предприниматели постоянно генерируют новые идеи в производстве, обслуживаниинаселения, создают новые товары. Они концентрируют энергию других и направляютее на реализацию общей цели.
Предпринимательство – этоэнергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческихрезультатов. Суть его состоит в том, чтобы нести всю полноту риска за начатоедело. Предприниматели — это люди в деловом мире, умеющие увидеть коммерческиевозможности, способные получить необходимый капитал, знающие, как провестисоответствующую операцию и готовые идти на риск, принимая на себяответственность как за успех, так и за провал. Это осуществление новых смелых инепростых идей, интеллектуальная и деловая активность энергичного иинициативного человека, который, владея полностью или частично какими-либоматериальными ценностями использует их для организации бизнеса.Предпринимательство – это любое самостоятельное дело, приносящее доход.Сущность предпринимательства хорошо выражается в его принципах: ориентации начеловека, беззаветное служение покупателю, создание и поддержание культурнойсреды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, постоянное стремлениевырваться вперед.
Предпринимательствореализуется в конкретной социально-экономической среде на макроуровне, и оно неможет не учитывать ее, поскольку и исходит из этой среды, и приспосабливается кней. В конечном итоге предпринимательство является продуктом этой среды.
Предпринимательство — этоособый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразнуюдеятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана насамостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательскойидее. Экономическая активность представляет собой форму участия индивида вобщественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспеченияжизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивидав общественном производстве является одна общественная функциональнаяобязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
–         собственникакаких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный игарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, ит. д.);
–         наемногоработника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т.д.);
–         индивидуальногопроизводителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализациисвоих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси иживущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);
–         государственногоили муниципального служащего;
–         менеджера(управляющий чужим предприятием);
–         пенсионера(пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлойактивности);
–         учащегося илистудента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производствев какой-либо конкретной форме);
–         безработного (каквынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественномпроизводстве);
–         занятогооборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
–         вовлеченного вэкономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Предпринимательствовыступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальныйэтап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности,впоследствии принимающей материализованную форму. Целью предпринимательскойактивности является производство и предложение рынку такого товара, на которыйимеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишекдоходов над расходами, получаемый в результате реализации принятогопредпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, вотношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытыйспрос потребителя.
Однако получение прибылисвойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловойактивности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такойэкономической категории, как предпринимательская прибыль, илипредпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. отвведения новых методов и приемов организации производства, и составляютпредпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать,прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемыйпредпринимателем благодаря его природным качествам или особому умениюанализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости отвнешних условий. Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идетдействительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складываетсякак бы из двух элементов: обычная прибыль делового человека и излишек надобычной прибылью делового человека.
Второй элемент ивыступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формыобщественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство впроизводстве.
Всякий предприниматель,таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловойчеловек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет одействительном феномене предпринимателя.
«Предпринимательство характеризуетсяобязательным наличием инновационного момента — будь то производство новоготовара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новаясистема управления производством, качеством, внедрение новых методоворганизации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты».
Основным субъектомпредпринимательской активности выступает предприниматель. Однакопредприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужденвзаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также сгосударством, которое в различных ситуациях может выступать в качествепомощника или противника. И потребитель и государство также относятся ккатегории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если,конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (еслипроизводство не носит изолированного от общественных связей характера).
Каждый предпринимательфункционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшейна основе разделения труда. Любой предприниматель нуждается в эффективныхпартнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать врамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительноизолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы измножества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельностипредпринимателя. В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и дажепредрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вестипостоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предпринимательосуществляет переориентацию своей деятельности.
Таким образом, припланировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера(партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от взаимоотношений скоторым зависит уровень эффективности его деятельности.
В своём докладеПредседатель Правления АО «Фонд развития малого предпринимательства»Амрин Г. К. отметил, что роль малого и среднего бизнеса в национальнойэкономике Казахстана традиционно определяется через три главные функции [4].
1. Институциональныйэффект оценивается через долю малого бизнеса в хозяйствующих субъектах и здесьона достигает рекордной доли – более 92,4%. То есть усилия правительства посозданию льготных режимов налогообложения и упрощенной регистрации в Казахстанедостигли своих результатов. И наиболее высокими темпами растет количествоиндивидуальных предпринимателей, что является ярким результатом действенностиспециальных налоговых режимов для малого бизнеса. Но при этом только половинадействующего малого бизнеса является активным.
2. Традиционно малый исредний бизнес вносит большой вклад в обеспечении занятости населения(социальный эффект). В Казахстане доля занятых в малом бизнесе средиэкономически эффективного населения составляет 22 %. Такая низкая доляобусловлена тем, то 25% всего занятого населения в Казахстана занято вгосударственных организациях. По нашим оценкам, доля занятости населения вмалом и среднем бизнесе достигла 60%, но при этом учтены все средниепредприятия государственной собственности.
3 Экономический эффектоценивается через вклад объемов произведенной продукции в ВВП страны. Объемыпроизведенной продукции малым бизнесом увеличиваются с каждым годом, но темпыроста всей экономики намного выше, поэтому вклад СМП в ВВП страны снижается исейчас на уроне 15,7%. В развитых странах данный показатель достигает 50%только по малому бизнесу. Таким образом, на примере сравнения этих трехкачественных показателей с аналогичными показателями передовых государств можносделать главный вывод. При достигнутом значительном институциональном эффекте,необходим качественный прорыв в развитии малого бизнеса, так как при большомколичестве субъектов малого бизнеса их вклад в уровень развития экономикиснижается, так как не происходит развитие микробизнеса в малый и далее всредний и отсутствуют стимулы к отраслевой диверсификации малого бизнеса. Втечение последних 10 лет более 60 % малого бизнеса это торговля и сектор услуг.
/>1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитиинациональной экономики на примере зарубежных стран
/>Значение малого бизнеса в экономике очень велико. Безмалого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиватьсяне в состоянии. Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор,определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валовогонационального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнесаприходится 60 — 70 процентов ВНП.
Поэтому абсолютное большинстворазвитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировойэкономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий.Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес,например, только в США дает почти половину прироста национального продукта идве трети прироста новых рабочих мест.
Малоепредпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативнореагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечиватьнеобходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вноситсущественный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна рольмалого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП,прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Все эти и многиедругие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором исоставной частью реформирования экономики Казахстана.
Функциональное назначениепредприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости отразмера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территориии отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них– это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижениеэффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют другдруга, создают целостный организм экономики.
Малые предприятиявыполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, ониспециализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупныепредприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляютпромежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной изкрупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм,которые делают различные детали. Среднее время жизни малых предприятий где-то 6лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все малые довольнобыстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуяза спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японииспособны завершить опытное производство в течении недели, в то время как накрупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятияспециализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном наместные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты: ювелирныеизделия, одежда, обувь и так далее.
Каждое государство взависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культурыэкономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числомзанятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупнымисвыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численностивсех предприятий, и на них трудится примерно 67% всех занятых.
Действительно, вбольшинстве капиталистических государств не менее половины всех занятыхработают на мелких и мельчайших предприятиях, А для некоторых стран эта долязначительно выше. Так, в суперсовременной Японии половина всех трудящихсязанята только и мельчайших фирмах, а вместе мелкие и мельчайшие предприятиядают работу 1/2 всех занятых японцев. Японии к категории малых и среднихпредприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отрасляхобрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальномхозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле идо 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг.Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа, и на нихтрудится свыше 80% всех занятых [2, c.108].
Развитие малого исреднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкойсмешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им моделихозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночногомеханизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкогопроизводства. И если крупный бизнес — это скелет, ось современной экономики, товсе многообразие среднего и мелкого предпринимательства — мышцы, живая тканьхозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющийтемпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качествовалового национального продукта.
Развитие малого исреднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:
–    увеличение числасобственников, а значит, формирование среднего класса — главного гарантаполитической стабильности в демократическом обществе;
–    рост долиэкономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживаетдиспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
–    селекция наиболееэнергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становитсяпервичной школой самореализации;
–    создание новыхрабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфереобслуживания;
–    трудоустройствоработников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социальноуязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи,женщин);
–    подготовка кадровза счет использования работников с ограниченным формальным образованием,которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
–    разработка ивнедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясьвыжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск иосуществлять новые проекты);
–    косвеннаястимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новыхрынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малогобизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современныенаукоемкие отрасли и производства);
–    ликвидациямонополии производителей, создание конкурентной среды;
–    мобилизация материальных,финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, атакже более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизуетнебольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковскойсистемы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этомвладельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доходневелик);
–    снижениефондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции,быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только втаких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и натранспорте, а также в обрабатывающей промышленности);
–    улучшениевзаимосвязи между различными секторами экономики.
Роль мелкого бизнесавелика не только количественно, но и функционально, иными словами, по темзадачам, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего родафундамент, на котором вырастают более высокие «этажи» хозяйства и который вомногом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относитсяк интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний(отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм —коммутанты, т. е. соединители).
Дело в том, что впринципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенныйтовар должно автоматически рождать его предложение. Но характерной чертойсовременного эффективного производства является его избирательность: оноэкономически оправдано далеко не в любых условиях.
Для экономики в целомдеятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости.По уровню развития мелкого бизнеса специалисты даже судят о способности страныприспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Таким образом, труднопереоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оноспособно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширитьпроизводство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — длябеднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местныхисточников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-техническийпрогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
/>Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развитияпредпринимательства в Казахстане 2.1 Этапы формированияпредпринимательства в Республике Казахстан
Формированиеотечественного частного предпринимательства в Казахстане началось с первых летнезависимости — в период жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции,снижения жизненного уровня населения. Это было время трудных решений. Вэкономике преобладала государственная собственность. Полностью отсутствовалазаконодательная база для развития рыночных отношений. Действующие законы носилирепрессивный характер по отношению к частной собственности и предпринимательскойдеятельности. И самое страшное – в общественном сознании предпринимателявоспринимали только негативно как спекулянты, эксплуататора, расхитителяобщенародного достояния.
Формированиеи становления малого бизнеса в Казахстане проходило в 4 этапа:
1.Малый бизнес незадолго до независимости (1986-1990 гг.);
2.Малый бизнес на ранней стадии перехода к рыночной экономике (1991-1996 гг.);
3.Малый бизнес на стадии становления рыночных отношений в Казахстане (1997-2000гг.);
4.Современная стадия развития малого бизнеса.
Первыетри этапа связаны с обретением Казахстаном независимости, становлением рыночныхотношений и появлением новых форм собственности в республике. На протяженииданных этапов происходило постепенное формирование нормативно-законодательной иинституциональной основы поддержки развития частного предпринимательства(Приложение).
Малыйбизнес, как таковой, существовал в Казахстане задолго до появления частнойсобственности. Первые массовые, легальные виды его проявления приходятся наконец 80-х годов, когда появились кооперативы и молодежные центры. Но малоепредпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принято былотак называть. Самые распространенные примеры его проявления — это вещевые иколхозные рынки, а также частный извоз. Определенная категория людей наторговых операциях обеспечивала свой доход, причем для многих эти заработкибыли основными. Все вышеперечисленные виды бизнеса не имели никакогоофициального прикрытия. В уголовном кодексе, наряду со статьями, карающими засовершение краж и убийств, были статьи, карающие за занятие предпринимательскойдеятельностью[4,c.56].
Ноне взирая на все существовавшие запреты, спрос в условиях тотального дефицитадавал мощную подпитку к процветанию различных форм предпринимательскойдеятельности, в том числе и подпольного бизнеса. В то время у бизнеса было дваспособа самосохранения. Один из них – покровительство влиятельных людей. Второйспособ — это взятки. Естественно, что находиться постоянно под прессом законабыло малоприятно, поэтому деловые люди искали различные способы хотя быкакой-то легализации.
Ив то время существовали прообразы рыночных структур, которые не былигосударственными и занимались бизнесом. Это, например, потребительскаякооперация, которая имела своих пайщиков и сеть заготовительных контор икооперативных магазинов. Это были артели по добыче золота и других драгоценныхметаллов, которые имели относительную свободу для предпринимательства. Своипредприятия имели различные общества инвалидов, например глухих и слепых. Кмалому бизнесу тех времен можно также отнести и студенческие строительныеотряды.
Движениестуденческих строительных отрядов курировал комсомол. Поэтому не удивительно,что первые массовые прообразы рыночных структур, появившиеся в конце восьмидесятыхгодов, были пролоббированы именно комсомолом и возникли в форме молодежныхцентров при различных комитетах комсомола, от заводского до ЦК. Практическичастично был легализован ранее существовавший теневой бизнес, а частичнозакладывались основы современного предпринимательства в сфере мелкого,среднего, и крупного бизнеса.
Начинаяс начала 90-х годов, момента приобретения Казахстаном суверенитета, государстводостаточно часто меняло правила игры, предоставляя налоговые льготы каждый разразным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянныемассовые «перетоки» из одной формы малого предпринимательства вдругую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченнойответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь,в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становилисьчастными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью.
Ксожалению, следует констатировать, что и более чем через десять лет реформнельзя говорить о достаточно стабильной нормативно-правовой и организационнойоснове функционирования малого предпринимательства.
Вприложении приведена краткая характеристика основных этапов становления иразвития «официального» малого бизнеса в Казахстане, начиная с 1986г. и вплоть до 2000 г. включительно.
Первыйсерьезный скачок предпринимательской активности наблюдался в период с 1991 по1993 годы. Это можно объяснить развалом экономических связей между крупнымипредприятиями некогда союзных республик, когда в результате остановкипредприятий высвободилось значительное количество рабочей силы. Бόльшаячасть из этих людей были вынуждены искать себе применение в сфере частногопредпринимательства, зачастую в торговле. Однако, первые предприниматели имелисмутное представление о бизнесе, что вкупе с макроэкономическими потрясениямитого времени и неподъемными налогами привело к банкротству многих из них.Очевидным свидетельством этому является резкое сокращение числа предприятиймалого бизнеса в период с 1994 по 1996 годы.
Новыйвиток развития предпринимательства совпал с достижением макроэкономическойстабилизации в стране – снижение уровня инфляции, укрепление национальнойбанковской системы, приватизация ряда крупных предприятий, принятиеосновополагающего закона, регулирующего предпринимательскую деятельность.Именно в этот период наблюдается значительный рост количества малых предприятийи численности занятых на них.
Напротяжении всех этапов несколько раз менялась нормативно-законодательная база,регулирующая различные аспекты хозяйственной деятельности малого бизнеса, исоответственно изменялись формы и методы его государственной поддержки.
Приэтом стоит отметить, что проблемы, препятствующие развитию рассматриваемогосектора экономики, усложнялись по мере развития самого малого бизнеса – оттрудностей с доступом к сырью и производственным площадям в 1986 году и донедостаточной развитости объектов рыночной и производственной инфраструктуры в2000 г.
Сложившаясяотраслевая структура малых предприятий практически не меняется в последниегоды. Из общего количества действующих субъектов малого бизнеса доминирующееположение занимают сферы торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнегопользования 40,5% от общего количества, действующих в сфере малого бизнеса ссуммарной численностью занятых 163,6 тыс.человек (31% от общей численностизанятых в малом бизнесе).
Такимобразом, доперехода к рыночным отношениям базовую основу экономики Казахстана составляликрупные промышленные гиганты; малый бизнес не входил в сферу государственныхинтересов. Однако в период трансформации плановой экономики малоепредпринимательство явилось одним из главных инструментов реализациистратегического курса государства.
Загоды рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место вобществе, таким образом была достигнута главная стратегическая цель:возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемойчастью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданынеобходимые условия.
Если рассматриватьразвитие предпринимательства на современном этапе, то можно отметить следующее.В Республике Казахстан по состоянию на 1 января 2008 года всегозарегистрировано 985 496 субъектов малого предпринимательства (СМП), на 1апреля 2008 года – 996379 СМП, на 1 июля 2008 года — 958116 СМП, что на 9,9%больше показателя прошлого года. Из динамики видно, что в 1 квартале текущегогода наблюдается рост зарегистрированных СМП на 1,1%, во 2 квартале имеет местоснижение на 3,8 %.
Из зарегистрированныхсубъектов юридические лица составляют 198 594, индивидуальные предприниматели –564 681, крестьянские хозяйства – 19 4841.
От общего числазарегистрированных СМП, 77 6254 являются действующими, что составляет 73,4 %.
Доля зарегистрированныхсубъектов малого предпринимательства в общем количестве хозяйствующих субъектовсоставляет 92%.
Наибольшее количестводействующих СМП приходится на торговлю, ремонт автомобилей и бытовых изделий –36,6 % и сельское хозяйство – 23,0%, данный показатель по промышленностисоставляет 3,1 %.
В разрезе регионовнаибольшее количество действующих хозяйствующих СМП приходится наЮжно-Казахстанскую область – 14,5 %, город Алматы – 12,4 % иВосточно-Казахстанскую область – 8,8 %. Наименьшее – Кызылординская область – 2,5%, Мангистауская область – 2,8 %. По г. Астана данный показатель составляет5,4%.
При этом, анализируяпоказатели количества СМП с учетом плотности населения регионов, следуетотметить, что лидерами по количеству действующих предприятий малого бизнеса ииндивидуальных предпринимателей на 1000 жителей являются города Алматы, Астана,Атырауская и Мангистауская области. По количеству крестьянских хозяйств,наибольшее число в Южно-Казахстанской и Алматинской областях. Таблица1 – Динамика развития малого и среднего бизнеса в 2008 году 1.01.2008 г. 1.04.2008 г. 1.07. 2008 г. 1.09.2008 г. Численность занятых в малом предпринимательстве (СМП) (человек) 1835 606 1851 181 1 920 476 1953 783 Количество субъектов (СМП) (активных), (един.) 680138 657520 648 363 666 098 Индекс физического объема по выпуска продукции (в % к соответствующему периоду прошлого года) январь-март 105,2% январь-июнь 103,4% январь-сентябрь 102,5 % (оперативные данные на 1 октября 2008 г. -100,1 %)
Из представленных данныхтаблицы 1 видно, что индекс физического объема по выпуску продукции СМПнеуклонно снижается и по оперативным данным по состоянию на 1 октября 2008 годасоставил 100,1 % к соответствующему периоду прошлого года.
Кроме того, имеютсярегионы, у которых вышеназванный показатель гораздо ниже среднего по РеспубликеКазахстан:
1) Западно-Казахстанская– июль 94,4 %; август 97,3%; сентябрь 97,2%;
2) Жамбылская – июль100,1%; август 95,4%; сентябрь 93,6%;
3) Кызылординская – июль88,3 %; август 88,6%; сентябрь 89,0%;
4) Мангистауская – июль99,8 %; август 100,1%; сентябрь 98,9%;
5) Павлодарская – июль97,6 %; август 97,8%; сентябрь 99%;
6) Южно-Казахстанская –июль 96,9%; август 98,5%; сентябрь – 93,9%;
В региональном разрезенаибольшая доля занятых в СМП в общей численности занятых приходится на гг.Астана – 40,7% и Алматы – 42,9% и Жамбылскую область – 28,1%. Это говорит овысокой концентрации бизнеса и его активности в данных регионах. Доля малогопредпринимательства в ВВП страны за 2007 год составила 30,9 %.2.2Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Можновыделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства.
Однойиз наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малогопредпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточныхфинансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотныхпотребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательствавынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентнойставки по займам.
Вто же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнесане способствует повышению экономической эффективности сектора малогопредпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживаеткредитование малого предпринимательства под залог основных средств.
Поэтой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность дляпредпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственныхфинансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализациитоваров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объемаполученного ими дохода.
Другимфактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, являетсянесовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательствестраны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит кувеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированностьинфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что привходе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленныенеобходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами вовнешней и внутренней среде. Во внешней — это взаимоотношения с государственнымиорганами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями иконкурентами; во внутренней — выбор вида деятельности и организационно-правовойформы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров иуправление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка [7].
Вомногих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификациипредпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированныхкадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочихспециальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимостьуглубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путемсистематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опытапредыдущих лет.
Вцелях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государстваопределены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшуюперспективу, в том числе формирование предпринимательского климата,конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будутстимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленнойстоимостью. [9]
 Правительствопроводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексномуразвитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сетицентров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и другихфирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малыхпредприятий.
Такжепредусматриваются меры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями,а также осуществление сегментации крупных малоэффективных производств исоздания на их базе малых предприятий.
Вцелях привлечения предпринимателей в процесс подготовки законодательных инормативных актов при центральных исполнительных органах созданы Экспертныесоветы по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства,в состав которых вошли представители общественных объединений предпринимателей.
Вцелом в настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства- введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза,упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малогопредпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права наземлю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органови платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектаммалого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью,неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенногостроительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектовмалого предпринимательства.
ВКазахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого взаконодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы.
Среди150 административных барьеров — привлечение иностранной рабочей силы,таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению вэксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширятьполномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстаненасчитывается 57 (особо активных — более 3-х десятков). Каждый административныйбарьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями испециальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшнийдень HДС для казахстанских предприятий составляет 13%, тогда, как в США всего5%.
Проведенный SWOT- анализсектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменилисьс 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на периоддо 2030 года.
— Отсутствие четковыраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса иподготовки кадров.
— Противоречивость законодательныхи нормативных актов.
— Проблемы доступа кфинансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залоговогои страхового механизма).
— Отсутствие эффективногомеханизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга.
— Отсутствие у начинающихпредпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правоваянеосведомленность.
— Бюрократизм, коррупция,вымогательство.
— Слабость ифрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
— Жесткая налоговая итаможенная политика, особенно в вопросах администрирования.
— Повышеннаячувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям.
— Низкий уровеньспециализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимогоинформационного обеспечения.
Принятые в последнеевремя усилия со стороны государства по созданию нормативно-правовой базырегулирования малого предпринимательства не решили проблем по созданиюблагоприятного климата для этого сектора экономики. В действующемзаконодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малогобизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, неговоря о стимулировании развития этого сектора экономики.
В стране действуют 11тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированныхМинистерством юстиции, свыше 25 тысяч нормативных актов, принятых на местномуровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да ив самих законах встречаются несоответствия, что создает большие трудности вповседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник ипредприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, нотак не смогли в корне решить эту проблему.
Сегодняшнее внимание кпроблемам малого и среднего бизнеса обусловлено процессами происходящими вобществе.
Если характеризоватьсовременный казахстанский бизнес, то необходимо представлять перед собойпирамиду, где в основании СМП без создания юридического лица – это 455 тысячиндивидуальных предпринимателей и 169 тысяч крестьянских фермерских хозяйств.Второй уровень — 120 тысяч юридических лиц — малых предприятий, третий уровень 11тыс. средних предприятий и на вершине 2 тыс. крупных предприятий.
Самой главнойкачественной характеристикой является отраслевая структура МСБ, где наиболеехарактерными видами экономической деятельности является торговля и сфера услуг.При этом только 4% СМП в сфере строительства, и всего 3% — в сферепромышленности, при этом, если сравнивать экономический и социальный эффектыданных отраслей, он намного выше: 3% промышленных предприятий, обеспечивают 6%занятости и 10% вклада в ВВП. Сельское хозяйство представленное крестьянскимихозяйствами выполняя огромную роль в занятости населения характеризуется самойнизкой производительностью т руда занятого насления, в 2007 году выработка на 1занятого составила 545 тысяч тенге, а в торговле она не достигла миллиона тенгеи составила 941 тысячу.
Одной из причин,сложившейся ситуации является постоянное направление основных кредитныхресурсов в данные сферы. Если сравнивать структуру выпуска продукции на 1января 2008 года и структуру банковского кредитного портфеля на эту же дату, томожно увидеть, что из за перефинансирования торговых операций, складываетсянедофинансирование промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи.Складывающийся дефицит финансовых ресурсов в данных отраслях не даетвозможности диверсифицировать малый бизнес и усилить его роль в экономикегосударства. Также следует отметить, что по объектам кредитования в ссудномпортфеле БВУ наибольшая доля принадлежит кредитам на пополнение оборотныхсредств. Она превышает долю кредитов на приобретение основных средств более чемтри раза.
/>Глава 3 Государственная и финансово-кредитнаяинфраструктура поддержки предпринимательства/> 3.1 Государственная политика вобласти поддержки предпринимательства
До настоящего временигосударственная поддержка малого предпринимательства в Казахстанеакцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготногофинансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системныхначалах.
Сегодня назрела ситуация,когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость,мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места винновационной экономике.
Предполагается решениеследующих задач:
–   созданиемаксимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднегопредпринимательства;
–   дебюрократизацияэкономики и устранение административных барьеров;
–   сокращениетеневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
–   передачанепрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому исреднему предпринимательству;
–   создание иобеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевогоподхода;
–   участиепредпринимательства в инновационной экономике.
В целях сокращенияадминистративных барьеров и улучшения бизнес климата, постановлениемПравительства от 18 марта 2008 года № 259 создана Комиссия по устранениюадминистративных барьеров и улучшению бизнес – климата для малого и среднегобизнеса (далее – Комиссия) во главе с Премьер-Министром РК. Основными направлениямиработы Комиссии является усовершенствование:
— разрешительной системы,включая лицензирование;
— порядка проведенияпроверок;
— системы регистрацииправ на недвижимое имущество;
— процедур сертификациитоваров, работ и услуг.
В состав Комиссии включеныпредставители НЭПК «Союз «Атамекен», Форума предпринимателей, Ассоциациипредпринимателей Карагандинской области.
На проведенных в текущемгоду 6 заседаниях Комиссии рассматривались первоочередные меры по устранениюадминистративных барьеров и улучшению бизнес климата для малого и среднегобизнеса; упрощение таможенных процедур; оплата за присоединение дополнительныхмощностей и создание благоприятных условий для развития розничного рынкаэлектрической энергии для субъектов малого и среднего бизнеса (далее – МСБ) иряд других.
По результатамрассмотрения на заседаниях Комиссии приняты 13 постановлений Правительства иряд внутриведомственных актов.
Все принятые мерыположительно отразились на бизнес-климате в республике, что подтверждаетсяизменением места Казахстана в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business».Используемые индикаторы необходимо рассматривать как ежегодную оценкупроведенных реформ по улучшению бизнес-среды. В связи с изменением методикипроведения рейтинга в прошлом году Казахстан занимал 80-е место (при прежнемметоде – 71). В настоящее время республика переместилась на 70 место, то естьимеет место улучшение положения на 10 позиций в 2009 году по сравнению с 2008годом.
Кроме того, во исполнениепункта 4 протокола совещания по вопросу реализации антикризисных мер узаместителя Премьер-Министра Республики Казахстан от 19 сентября 2008 года №17-5/005-1321 касательно подготовки совместно с заинтересованными госорганамиочередного пакета документов по устранению административных барьеров иулучшению бизнес климата для малого и среднего бизнеса, сообщаем следующее.
–   Министерством финансов РеспубликиКазахстан разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений внекоторые законодательные акты по вопросам таможенного дела» (далее –законопроект).
Принятие законопроектапозволит оптимизировать формы государственного контроля в пунктах пропуска,исключить необоснованные задержки транспортных средств, ускорить прохождениепроцедур осуществляемых государственными органами.        
В настоящее времязаконопроект внесен в Парламент Республики Казахстан постановлениемПравительства РК от 29 сентября 2008 года № 896.
–   Министерством индустрии и торговлиРеспублики Казахстан разработан проект Концепции реформирования системыпроверок субъектов частного предпринимательства. Проект Концепции направлен наоптимизацию деятельности контролирующих органов в целях сокращения иупорядочения проверок.
30 сентября 2008 годаданный проект Концепции был вынесен на обсуждение и одобрен (протокол от30.09.08. № 17-68/007-694) на заседании Комиссии по устранению административныхбарьеров и улучшению бизнес климата для МСБ.
В настоящее время всоответствии с названным протокольным поручением Концепция дорабатывается вМинистерстве, после чего будет вынесена на заседание Межведомственной комиссиипо вопросам законопроектной деятельности.
–   Министерством экономики и бюджетногопланирования Республики Казахстан разработана Концепция совершенствованияразрешительной системы (далее – Концепция).
Целью данной Концепцииявляется совершенствование разрешительной системы, предусматривающей снижениеадминистративной нагрузки на бизнес и упрощение разрешительной системы, преждевсего лицензирования, сертификации, аккредитации с учетом лучшего зарубежногоопыта, системных мер и предложений, направленных на упорядочение разрешительныхпроцедур, улучшение бизнес климата.
В рамках Концепции будутразработаны предложения по оптимизации перечня регулируемых видов деятельности.
Концепция в настоящеевремя дорабатывается и будет внесена на следующее заседание Комиссии поустранению административных барьеров и улучшению бизнес климата для МСБ.
–   Министерством юстиции РеспубликиКазахстан разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений внекоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сниженияадминистративных ограничений в Республике Казахстан».
Целью законопроектаявляется устранение административных барьеров для субъектов частногопредпринимательства через сокращение перечня лицензируемых видов деятельности,замены сертификации отдельных видов продукции на декларирование, упрощениепорядка государственной регистрации, сокращение сроков проведения проверок иколичества запрашиваемых документов.
Законопроектомпредусматривается внесение изменений в 30 законодательных актов.
В настоящее время данныйзаконопроект находится на рассмотрении в государственных органах.
В качестве системных мер по дальнейшемуразвитию малого и среднего бизнеса Правительство предлагает:
1.   Принять меры развития небанковскогосектора финансового рынка, в частности, микрокредитных организаций и кредитныхтовариществ.
Дальнейшееразвитие микрокредитных организаций и кредитных товариществ зависит от решенияряда вопросов связанных с налогообложением, коммерческим инвестированием, а такжезаконодательнымрегулированием деятельности микрокредитных организаций икредитных товариществ.
Микрокредитныеорганизации и кредитные товарищества во всем мире и в Казахстане более охотноидут в сельскую местность, меньше ориентируются на залоги, то есть работают втой нише, которая не интересна банкам. В нашей стране они законодательноущемлены как в части источников фондирования, так и в налогообложении посравнению с банками.
С целью приведениядеятельности микрокредитных организаций и кредитных товариществ к международнымстандартам, расширения их возможностей, привлечения отечественных и иностранныхинвестиций мы совместными усилиями разработали проект поправок в Законы «Омикрокредитных организациях» и «О кредитных товариществах» (пункт 51 Планамероприятий по исполнению Общенационального плана мероприятий по реализацииПослания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года, и пункт 44Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год).
Измененияи дополнения в действующие законы вызваны необходимостью современного развитиямикрофинансовых организаций, некоторые из которых вышли на международныйуровень развития и их деятельность ограничена рамками данных законов.
Предметом регулированиязаконопроекта является упрощение процесса капитализации микрокредитныхорганизаций и кредитных товариществ, расширение их деятельности в частиосуществления небанковских операций.
В частности, основныепоправки которые мы предлагаем — это разрешить микрокредитным организациямсоздаваться в форме АО, с правом выпуска простых акций, а кредитнымтовариществам разрешить принимать срочные взносы.
Ожидается, что данныеизменения коренным образом поменяют идеологию микрокредитования, и это будет инновациейв развитии данного финансового сектора.
Нанастоящий момент Законопроект со всеми заинтересованными государственнымиорганами, одобрен Правительством и готовиться к внесению в Мажилис Парламента.
Кроме того, по итогамучебной поездки в Венгрию группы разработчиков проекта Закона, Правительствомначата работа по разработке проекта Концепции дальнейшего развития небанковскихкредитных учреждений, с учетом передового опыта.
2. Необходимо предпринятьвсесторонний анализ эффективности различных институтов финансовогопосредничества как инструментов обеспечения доступа реального сектора(особенного малого и среднего бизнеса) к рынкам капитала.
3. С учетом результатовсравнительного анализа принять комплекс мер по активизации фондового рынкаКазахстана. При этом использовать возможности иностранных (включая Исламскийбанк развития) и отечественных (в т.ч. институты развития) инвесторов.         
Произошедшие изменения впредпринимательской среде, формировавшейся в течение последних десяти лет,ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базыи основ ее государственного регулирования.
В этих целях будетпроведена ревизия действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросыпредпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий и приведенияих в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.  3.2 Развитие системыфинансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Обеспечениефинансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого бизнеса будет основано наразвитии специализированных институтов и внедрении пошаговой (уровневой) схемыфинансово-кредитного обеспечения целевых групп субъектов малогопредпринимательства с установлением приемлемых для них условий и процедуркредитования.
Фундаментом указаннойсхемы должна выступить система микрокредитования предпринимательских инициативнаименее обеспеченных граждан и начинающих предпринимателей, в том числе населе, осуществляемого как на коммерческой, так и на грантовой основе с упрощениемтехнических процедур оформления кредита.
Решением Правления АО «Қазына»от 24.10.07 г. № 57 АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (далее — Фонд)прекратил осуществление прямой финансовой поддержки (проектное финансирование,финансовый лизинг, гарантирование) субъектам малого предпринимательства.
В настоящее время Фондявляется оператором по управлению государственных средств по Программеобусловленного размещения средств в банках второго уровня (далее – БВУ) дляпоследующего кредитования представителей малого и среднего бизнеса (далее –МСБ).
Для реализации Программысеми БВУ, определенным соответствующим решением Государственной комиссии помодернизации экономики при Президенте Республики Казахстан, было выделено 48,8млрд. тенге. Таблица 2- Структура средств, выделенных БВУ, для реализации Программы№ Банк Выделенная сумма, млн. тенге Доля БВУ 1 АО Банк ТуранАлем 12 200 25% 2 АО Казкоммерцбанк 12 200 25% 3 АО Банк ЦентрКредит 6 100 12,5% 4 АО Каспийский Банк 6 100 12,5% 5 АО Альянс Банк 6 100 12,5% 6 АО Евразийский Банк 3 050 6,3% 7 АО Цесна Банк 3 050 6,3% ИТОГО 48 800 100%
За положенный срокполностью освоили выделенные им средства АО Банк ЦентрКредит, АО КаспийскийБанк, АО Евразийский Банк и АО ЦеснаБанк. АО Казкоммерцбанк освоило11 467,5 млн. тенге (94%), АО Банк ТуранАлем – 9 965,9 млн. тенге(81,7%). АО Альянс Банк освоило лишь 38,6% выделенных средств, что составляет2 353,3 млн. тенге. В соответствии с требованиями кредитного соглашения уБВУ неосвоивших полностью своевременно выделенные им средства остатокнеосвоенных сумм были отозваны и перераспределены среди остальных четырех БВУосвоивших своевременно полную сумму выделенных средств.
По состоянию на01.08.2008 г. совокупный размер средств, освоенных БВУ, с учетом перераспределениясоставил 49 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 1 964 проекта,при этом средняя сумма кредита составляет 24,96 млн. тенге, средневзвешеннаяставка – 17,7%, а эффективная ставка 20,2%.
В региональном разрезе врамках Программы наибольшие суммы были освоены в г. Алматы – 10 534 млн.тенге (311 проектов), Карагандинской области – 6 936 млн. тенге (301проектов) и Восточно-Казахстанской области 4 475 млн. тенге (264проектов). Наименьшие суммы освоения наблюдаются в Алматинской – 1 180 млн.тенге (54 проекта), Жамбылской – 1 133 млн. тенге (93 проектов) иАтырауской – 1 203 млн. тенге (72 проектов) областях.
Во исполнение порученийГлавы государства по реализации антикризисных мер Правительство расширилосуществующие программы развития малого и среднего бизнеса и сделало их болееактивными.
По протокольнымпоручениям 27 и 28 июня текущего года на заседаниях Государственной комиссии повопросам модернизации экономики и Правительства одобрено кредитование малого исреднего бизнеса по трем схемам:
–    это 100 млрд.тенге второго транша Стабилизационной программыфинансирования проектов малого и среднего бизнеса. Из которых 50 млрд. тенге выделяетАО «Казына» через Фонд «Даму» и 50 млрд. тенге выделяют банки второго уровня. Годовая ставка для конечных заемщиковпо данной программе не более 12,5%.
–    56 млрд. тенгепрограмма софинансирования малого и среднего бизнеса в регионах с участиемФонда «Даму» и местных исполнительных органов по 28 млрд. тенге. Для конечныхзаемщиков ставка вознаграждения по данной программе не более 14%.
–    10 млрд. тенгеСпециальная Программа по финансовой поддержке проектов МСБ «Даму-Колдау»(проекты МСБ в сфере обрабатывающей промышленности, транспортно-логистической иинформационно-телекоммуникационных отраслях экономики). Надо отметить, чтоданная программа финансируется из собственных источников Фонда «Даму». Ставкавознаграждения по данной программе не выше ставки рефинансированияНационального Банка.
–    По состоянию на10 октября 2008 года складывается следующая ситуация:
–    1. 50/50 — второйтранш Стабилизационной программы финансирования проектов малого и среднегобизнеса, ФРП «Даму» — БВУ;
На реализацию даннойпрограммы АО «Казына» предоставило АО «ФРП «Даму» (далее – Фонд) средства вразмере 50 млрд. тенге для последующего кредитования МСБ.         
Финансовые средства всумме 50 млрд. тенге со стороны Фонда освоены, т.е. перечислены в банки второгоуровня согласно договорам между Фондом и банками. По условиям программы 50/50,БВУ должны со своей стороны зарезервировать такую же сумму. По состоянию на 10октября 2008 года прокредитовано 6 проектов на сумму 0,08 млрд. тенге.
Таблица3 — Кредитование проектов МСБ в разрезе банков, по состоянию на 10 октября 2008№ Банк Размещенная сумма, тенге Фактически выданная сумма Кол-во проектов % освоения 1 АО «Нурбанк» 5 000 000 000 12 600 000 1 0,25% 2 АО «БТА Банк» 5 000 000 000 66 263 958 4 1,33% 3 АО «Банк ЦентрКредит» 2 500 000 000 0,00% 4 АО «Каспийский Банк» 5 000 000 000 0,00% 5 АО «Евразийский Банк» 9 929 090 000 4 000 000 1 0,04% 6 АО «Астана Финанс» 5 570 910 000 0,00% 7 АО «АТФБанк» 16 000 000 000 0,00% 8 АО «Цеснабанк» 1 000 000 000 0,00% ИТОГО 50 000 000 000 82 863 958 6 0,17% Таблица4 — Кредитование проектов МСБ в региональном разрезе, по состоянию на 10октября 2008№ Область Кол-во проектов Фактически выданная сумма Доля, % 1 Акмолинская 2 Актюбинская 2 24 358 000 29,4% 3 Алматинская 4 Атырауская 5 ВКО 6 Жамбылская 7 ЗКО 8 Карагандинская 1 7 000 000 8,4% 9 Костанайская 10 Кызылординская 11 Мангистауская 1 34 905 958 42,1% 12 Павлодарская 13 СКО 1 4 000 000 4,8% 14 ЮКО 1 12 600 000 15,2% 15 г. Астана 16 г. Алматы ИТОГО: 6 82 863 958 100,0%
2. 28/28 -Программасофинансирования малого и среднего бизнеса в регионах с участием Фонда «Даму» иместных исполнительных органов (МИО);
Правительство своиобязательства перед регионами о выделении 28 млрд. тенге выполнило полностью.Средства на увеличение уставного капитала АО «ФУР «Казына» выделены из резерваПравительства Постановлением № 714 от 29.07.2008г. Эти средства решением Советадиректоров АО «ФУР «Казына» от 10 октября 2008 года направлены нафинансирование МСБ для регионов через Фонд «Даму».
По состоянию на 10октября 2008 года на финансовую поддержку малого и среднего бизнеса из местногобюджета на реализацию программы было выделено средств на сумму 15,2 млрд. тенгет.е. не в полном объеме.
Между акиматами и Фондомподписаны договора о выделении средств по программе на сумму 24,7 млрд. тенге(МИО – 13,1 млрд. тенге, Фонд – 11,6 млрд. тенге).
Фактически перечисленосредств на счета банков второго уровня 9,8 млрд. тенге (МИО – 5,8 млрд. тенге,Фонд – 4,0 млрд. тенге) из этих 24,7 млрд. тенге. По данной программе БВУфактически прокредитовано 93 проекта на сумму 1,9 млрд. тенге.
В основном заседанияКомиссий по отбору проектов при акиматах и комиссий банков происходятеженедельно по мере накопления проектов, но не реже 1 раз в месяц. В некоторыхрегионах утверждены графики проведения заседаний по отбору проектов.(Мангистауская область).
Принимаются крассмотрению практически проекты всех отраслей кроме торгово-посредническойдеятельности, часть заявленных проектов планируется реализовывать в сельскихрайонах области.
3. 10 млрд. тенге –специальная программа финансовой поддержки МСБ за счет собственных средств АО«ФРП «Даму».
В целях диверсификациисектора МСБ Фондом разработана Программа прямого финансирования малого исреднего бизнеса «Даму-Колдау» на 2008 2012 годы, которая была утвержденаСоветом директоров Фонда «Даму» 1 августа 2008 года.
Однако данная Программана сегодняшний день не работает. Основной проблемой в этом вопросе являетсязапрет Правления АО «ФУР «Казына» от 4 декабря 2007 года № 70 на осуществлениеФондом прямого кредитования проектов МСБ.
Вместе с тем, в отношениипрямого кредитования МСБ АО «ФРП «Даму», имеется позиция акционера — АО «ФУР«Казына», в соответствии с которой акционер считает нецелесообразнымосуществление АО «ФРП «Даму» финансовой поддержки МСБ напрямую, приводясравнительные преимущества и недостатки прямого кредитования и кредитованияпосредством обусловленного размещения.
В тоже время АО «ФУР«Казына» сообщает, что Фонд готов приступить к прямому финансированию проектовМСБ отдельных стратегически важных обрабатывающих отраслей, за исключениемторговли и услуг, лишь после принятия Правительством стратегического решения поданному вопросу и выделении дополнительных средств из республиканского бюджета.Данный вопрос на настоящий момент пока не решен.
Необходимо отметить, чтоанализ показателей реализации программ финансирования проектов субъектов малогои среднего бизнеса выявил ряд объективных причин, которые препятствуют ихреализации в полной мере.
Так, банки второгоуровня, к сожалению, не проявили особой активности в реализации программ.
Из 12 банков,утвержденных Комиссией, отказались от участия 6 банков второго уровня (АО«Казкоммерцбанк», АО «Народный Банк», АО «Нурбанк», АО «АТФ Банк», АО «ЦеснаБанк»,АО «Каспийский Банк»).
Оставшиеся 6 БВУ(финансовая организация) участвующих в программе 28/28 по регионам представленынеравномерно. В Акмолинской области 5 банков, Алматинской области 1 банк, востальных регионах по 2-3 банка. Причем 3 банка (финансовая организация)представлены лишь в одной области (АО «Альянсбанк», АО «Темірбанк», АО «Астанафинанс»).
Кроме того, Фондомпревышены лимиты кредитования на одного заемщика (БВУ), которые в соответствиис пруденциальными нормативами АФН, не должны превышать 25% от собственногокапитала Фонда. Даная ситуация связана с активным участием банков (АО «БТАБанк», АО «Евразийский Банк» и др.) в освоении первого транша (48,8 млрд.тенге), и принимающих участие в освоении второго транша (50/50 млрд. тенге) стабилизационныхпрограмм.
Это означает, чтозадержка происходит не на стадии выделения денег в акиматах, а на более позднихэтапах, связанных с БВУ.
Отказы банков связаны сусловиями программ. С точки зрения банков одна из проблем — излишняя жесткостьизначальных условий программы:
—   запрет финансированияторгово-посреднических операций;
—   запрет рефинансирования ранеевыданных займов;
—   запрет кредитования субъектовсреднего предпринимательства;
Другая проблемазаключается в сложности процедур отбора проектов, текущей отчетности и контроляза их исполнением ввиду использования бюджетных средств.
Третья проблема – этопринципиальное несоответствие значительной части проектов реального секторатехнологическим требованиям отечественного банковского бизнеса, так какзначительная часть проектов носит стартовый характер, планируется к реализациив сельской местности, что увеличивает риски и затраты банков.
В связи с этим,Правительство РК рассматривает ряд мер по улучшению ситуации.          
25августа 2008 года в г. Алматы АО «ФУР «Казына» и Фондом «Даму» было проведеносовещание с участием представителей акиматов и банков второго уровня (далее — БВУ), где обсуждались проблемы реализации Программы Фонда по софинансированиюпроектов малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) с местными исполнительнымиорганами. В результате данного совещания были приняты решения по устранениювсех препятствии мешающих эффективной реализации вышеназванной Программы.
Вчастности на сегодняшний день уже внесены изменения в Постановление Правительства№ 1039 от 6 ноября 2007 года по включению субъектов среднего бизнеса вкатегорию претендентов на получение кредитных ресурсов по вышеназваннойПрограмме. Данное Постановление Правительства подписано Главой Правительства 23августа 2008 года.
Крометого, внесены изменения в Программу Фонда по софинансированию проектов малого исреднего бизнеса с местными исполнительными органами по разрешению БВУ,участвующим в реализации данной программы рефинансирования ранее выданныхзаймов в пределах до 50% средств выделенных БВУ. Данное изменение внесено вПрограмму решением Совета директоров Фонда от 10 сентября 2008 года.
Правительствонамерено внести изменения в Закон Республики Казахстан «О частномпредпринимательстве» (п.5 ст.19) касательно исключения пункта о запретефинансирования торгово-посреднических операций.
Работапо обеспечению субъектов МСБ в регионах доступными кредитными средствамипродолжается.
/>
Рисунок1 – Динамика развития микрокредитных организаций 2007-2008 гг
Поданным Агентства Республики Казахстан по статистике количество микрокредитныхорганизаций за второй квартал 2008 года составило 1223 единицы. По сравнению ссоответствующим периодом прошлого года количество зарегистрированных МКОувеличилось на 35,1%. Из созданных микрокредитных организаций действующиесоставляют 1091 единиц, из которых 611 – наиболее активные. 80% или 982 единицМКО зарегистрированы в городской местности, соответственно 20% или 241 – всельской.
Распределениесубъектов микрокредитного рынка по территории республики неоднородно, при этомнаибольшее количество сосредоточено в Южно-Казахстанской области – 254организации, 176 организаций зарегистрированы в г. Алматы, в Карагандинскойобласти – 102. Наименьшее количество зарегистрировано в Атырауской области – 17МКО, в Мангистауской области – 29. Данная тенденция обусловлена плотностьюнаселения, уровнем предпринимательской активности и спросом на микрокредиты в регионе.
Каквидно из графика, начиная с третьего квартала 2007 года и до 2 квартала 2008года, произошло снижение объемов выданных кредитов МКО с 16,8 млрд. тенге до8,8 млрд. тенге, т.е. почти в 2 раза. Данный факт свидетельствует об ухудшенииположения субъектов малого предпринимательства, при том, что такая же ситуацияскладывалась и в отношении кредитования МСБ банками второго уровня.
Однаково 2 квартале 2008 года произошло увеличение объемов выданных кредитов до 8,8млрд. тенге. По нашему мнению данная тенденция обусловлена реализацией в рамкахпостановления Правительства от 6 ноября 2007 года № 1039 антикризисных мер вчасти обеспечения кредитными ресурсами субъектов малого и среднегопредпринимательства.
Таблица 5 – Динамика выданных микрокредитов 2007-2008 ггПоказатели 1 квартал 2007 года 2 квартал  2007 года 3 квартал 2007 года 4 квартал 2007 года 1 квартал 2008 года 2 квартал  2008 года количество микрокредитов, выданных юр.лицам, ед. 87 135 77 72 134 147 сумма микрокредитов, выданных юр. лицам, млн. тенге 137,4 246,9 173,7 152,1 289,9 318,2 количество микрокредитов, выданных физ. лицам, ед. 58465 90475 93633 78401 62068 61141 сумма микрокредитов, выданных физ. лицам, млн. тенге 10523 16491 16670 11202 7998 8461
Поколичеству микрокредитов, выданных юридическим лицам произошло увеличение со134 единиц в 1 квартале 2008 года до 147 единиц во 2 квартале 2008 года, ссоответствующим увеличением сумм микрокредитов с 289,9 млн. тенге до 318,2 млн.тенге.
Показателиколичества микрокредитов, выданных физическим лицам снизились с 62068 единиц в1 квартале 2008 года до 61141 единиц во 2 квартале 2008 года, но возрослипоказатели в денежном выражении с 7998 млн.тенге до 8461 млн.тенге.
Даннаяситуация объясняется тем, что экономический кризис затронувший разные слоипредпринимательства ударил прежде всего по физическим лицам (индивидуальнымпредпринимателям), так как данная категория наименее защищена от подобныхэкономических явлений, что сделало проблемным их кредитование не только вбанках второго уровня, но и в микрокредитных организациях.
Подругому данный факт повлиял на заемщиков — юридических лиц, если им сталосложно получить кредиты в банках второго уровня, то более благоприятные условиякредитования в микрокредитных организациях позволили юридическим лицам выйти изситуации и получить необходимые средства для дальнейшего развития в МКО.
Общаятенденция снижения объемов выданных микрокредитов сопровождается снижениеммикрокредитов, выданных на предпринимательские цели с 10,3 млрд. тенге в 3 квартале2007 года до 4,2 млрд. тенге во 2 квартале текущего года.
Можносказать, что микрокредитные организации наряду с субъектами предпринимательстваневольно испытали на себе действие экономического кризиса и показали себя какустойчивые финансовые структуры третьего уровня финансового сектора страны.
Продолжениеммероприятий        государства по институциональному развитию системымикрокредитования в Республике Казахстан является Программа мер по развитиюмикрокредитных организаций в Республике Казахстан на 2008-2012 годы, котораяразработана и утверждена Фондом «Даму».
Основнымизадачами данной Программы являются увеличение возможности активно действующихМКО по получению доступных по стоимости кредитных ресурсов на конкурснойоснове; оказание технической поддержки МКО (программное обеспечение);разработка и внедрение стандартов по микрокредитованию; осуществлениемероприятий по обучению и повышению квалификации участников системымикрокредитования и некоторые другие.
Всоответствии с данной Программой поддержка МКО будет осуществляться в следующихосновных направлениях: финансовая поддержка МКО и нефинансовая поддержка МКО.
Финансоваяподдержка МКО будет осуществляться посредством кредитования активно действующихМКО на конкурсной основе, для чего Фондом «Даму» разработаны соответствующиеПравила финансирования МКО на конкурсной основе.
С маятекущего года Фонд начал реализацию вышеуказанной Программы, котораяпредусматривает кредитование МКО на конкурсной основе. На осуществление даннойПрограммы в 2008-2012 годах из собственных средств Фонда и республиканскогобюджета будет выделено 26,1 млрд. тенге, из них – 5,1 млрд. тенге запланированона 2008 год.
Внастоящее время, Фондом проведен первый конкурс, по итогам которогопрофинансированы 43 проекта на сумму 3 755,6 млн. тенге.
Такимобразом, наряду с решением экономических задач, микрокредитные имикрофинансовые организации параллельно задействованы в решении социальныхзадач, направленных на развитие предпринимательской инициативы, обеспечениесамозанятости экономически активной части населения, увеличение его общегоуровня жизни и приобщение к кредитной культуре. Также одной из задач развитиясектора микрокредитования являются легализация и вывод из теневого секторамелких финансовых посредников.
Заключение
Переход к рыночнойэкономике — длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опытпоказывает, что все глобальные социально-экономические реформы, связанные скоренной ломкой ранее действующей хозяйственной системы, неизбежносопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно,потребления. Эта закономерность требует разработки действенной и эффективнойэкономической политики на основе выбора оптимального варианта стратегии итактики осуществления экономической реформы.
С приобретением полногополитического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложнаязадача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетоммирового опыта и специфики республики.
Многочисленность предпринимателейзаметно активизирует в национальном хозяйстве соперничество и конкуренцию,выступает известным гарантом сдерживания монополистических тенденций,инфляционных процессов, роста безработицы. Хозяйственная маневренность,гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность, — всеэти черты присущи современному предпринимательству.
Исходя из проведенногоанализа следует отметить, что в последние годы в Республике Казахстанпредпринимательство получило динамичное развитие.
В настоящее времяпредпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразныхвидах. Особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка малого исреднего предпринимательства.
Среди новыхпредпринимательских структур резко увеличилось количество акционерных обществ,созданных в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий,инвестиционных фондов и компаний.
Подводя итогвышесказанному, следует отметить, что отличительная черта в развитиипредпринимательства в Республики Казахстан то, что оно рассматривается какдолговременный, один из ключевых факторов развития экономики.
Дальнейшее развитиемалого бизнеса, использование инновационного потенциала малогопредпринимательства, его стимулирование, развитие таких форм взаимодействия,как подрядное кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов,лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование, должны обеспечить устойчивоефункционирование либеральной экономической системы Республики Казахстан,главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.
Роль малого бизнесавелика не только количественно, но и функционально, иными словами, по темзадачам, которые он решает в экономике, а именно формирование среднего класса —главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе, созданиеновых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, ликвидациямонополии производителей, создание конкурентной среды.
Казахстанскоепредпринимательство пережило несколько этапов своего становления. В период«золотого века» малого предпринимательства в конце 80-х годов происходило оченьбыстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитныхтоваров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогдабытовых услуг, розничной торговли, общественного питания. В экономикеКазахстана стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрациии централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности.
Таким образом, многиемалые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности,не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общейнадежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную ” лучшуюжизнь” (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободногопредпринимательства и всеобщего потребления).
За годы рыночных реформпредпринимательский сектор занял заметное место в обществе. Достигнута главнаястратегическая цель — возможность заниматься предпринимательством сталареальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, длячего государством созданы необходимые условия.
До настоящего временигосударственная поддержка малого предпринимательства в Казахстанеакцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготногофинансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системныхначалах. Последние же 10 лет государство уделяет первостепенное значениеразвитию предпринимательства, разрабатываются и реализуются специальныепрограммы по поддержке предпринимательства. Разработка экономической моделиразвития малого и среднего бизнеса на основе кластерно-сетевого подходаозначает переход к новой стратегии государственной поддержки малого и среднегопредпринимательства и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.
Используя опыт развитыхстран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углубленнуюполитику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктурыподдержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса,бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банковданных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.
В настоящее время упрощенпорядок регистрации субъектов малого предпринимательства — введены типовыеуставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедурасертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготыпо регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующихгосударственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендерыпо передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственнойдеятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектовнезавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учетадля субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, внастоящее время в области поддержки предпринимательства существует большоеколичество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы имеханизмы поддержки.
/>/>Список использованныхисточников
1.   «Основы предпринимательскойдеятельности» под редакцией Осипова Ю.М., М., 2002
2.   Грузинов В., Грибов В. Предпринимательствоформы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия — М., 2006
3.   Кантарбаева А.К.«Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет»,Алматы,2000г.
4.   Доклад Председателя Правления АО «Фонд развития малогопредпринимательства»АмринаГ.К. 03.03.2008, www.mit.kz
5.   Кубаев Е., Кырбасов Е., Бордоусов О.Состояние и направления развития малого бизнеса и предпринимательства вКазахстане. Журнал «Экономика и статистика.» №4, 2006 г., стр. 56-60
6.   Анализ состояния развития малого исреднего бизнеса за 9 месяцев 2008 года. www.mit.kz
7.   «Экономические регуляторыполитики поддержки предпринимательства в Казахстане» А.Кантарбаева,У.Шукеев // Альпари № 3 2005 г.
8.   Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основнойкурс т.1 М.: Экономика», 2000
9.   Послание Президента Казахстана Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» 6 марта2009 года www.akorda.kz
10.     Сборник«Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы, 2000.
11.     Аналитическийдоклад о развитии малого бизнеса (в разрезе областей). Министерство индустрии иторговли Республики Казахстан, февраль 2008 г. www.mit.kz
12.     Среднесрочныйплан социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы(второй этап) www.mit.kz
13.     Программаускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РеспубликеКазахстан на 2005 — 2007 годы www.mit.kz
14.     Аналитическоеобозрение Агентства Республики Казахстан по статистике www.stat.kz
15.     “Социально-экономическоеразвитие РК” Информационно-аналитический журнал 2005
16.     Абуталипов Ж. Напути к рынку//Казахстан: экономика и жизнь, 2000
17.     Мамыров Н.К.«Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 2007