Абу Джа‘фар ат-Тахауи

Абу Джа‘фар ат-Тахауиаль-‘Акида ат- Тахауийа بسم الله الرحمن الرحيم إن الحمد لله ، نحمده ، و نستعينه ، و نستغفره ، و نعوذ بالله من شرور أنفسنا و من سيئات أعمالنا، من يهده الله فلا مضل له ، و من يضلل فلا هادي له ، و أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، و أشهد أن محمدا عبده و رسوله. أما بعد:ПРЕДИСЛОВИЕ Хвала и благодарность принадлежат Аллаху. Мы просим у Него помощи и прибегаем к его защите от зла нашей плоти и ошибок наших деяний. Никто не сможет ввести в заблуждение того, кого Аллах наставит на верный путь. Никто не сможет наставить на верный путь того, кого Аллах ввел в заблуждение. Я свидетельствую, что нет Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха. У него нет сотоварищей. Я свидетельствую также, что Мухаммад – Его раб и посланник.{يا أيها الذين آمنوا اتقوا الله حق تقاته ولا تموتن إلا وأنتم مسلمون}«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным обра­зом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»}يا أيها الناس اتقوا ربكم الذي خلقكم من نفس واحدة وخلق منها زوجها وبث منهما رجالا كثيرا ونساء، و اتقوا الله الذي تساءلون به و الأرحام، إن الله كان عليكم رقيبا{«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошед­ших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами».}يا أيها الذين آمنوا اتقوا الله و قولوا قولا سديدا، يصلح لكم أعمالكم و يغفر لكم ذنوبكم، و من يطع الله و رسوله فقد فاز فوزا عظيما{“О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот уже достиг великого успеха”.Итак, самое верное из слов – Книга Аллаха, а самый хороший путь – это путь Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах. Самые плохие из деяний – нововведения (в религии). Каждое нововведение (в религии) является ересью (бид’а), каждая ересь – заблуждение, а каждое заблуждение – в аду.Тексты этой книги, написанные для того, чтобы разъяснить убеждения приверженцев Сунны и единой общины, соответствуют школе (“мазхабу”) великого имама Абу Ханифы, ученых Абу Юсуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана (да будет над всеми ними милость Аллаха). Убеждение этих людей описывал в своей книге «Аль-`Акыда ат-Тахауия» имам Абу Джа`фар ат-Тахауи. Он был ведущим ученым-мухаддисом ханафитского мазхаба. Большинство ученых общины Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, признали убеждения, описанные в этой книге. Имеется множество комментариев к текстам этой книги. Если одни из них соответствуют Сунне, то другие были разъяснены с помощью философии. Самым полезным из этих комментариев является комментарий, написанный имамом Ибн Абу аль-`Ийз аль-Ханафи (да будет доволен им Аллах).Дорогие братья, если на то будет воля Аллаха, с Его помощью мы переведем полностью тексты убеждения ат-Тахави и вкратце переведем смысл вышеупомянутого комментария. Я прошу у Всевышнего Аллаха благополучия! Объяснения, заключенные в кавычки, перевод комментариев к аятам и хадисам принадлежат переводчику. Я прошу моего брата-читателя поправить меня, если он встретит ошибку в переводе этой книги! Я также молю Всевышнего Аллаха простить всех моих братьев, которые стремятся крепко придерживаться убеждений приверженцев Сунны и единой общины, и воскресить их в страшный Судный день в обществе посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и Его сподвижников! Ибо Всевышний Аллах является самым милосердным из милосердных!^ От переводчика. 1. نقول في توحيد الله معتقدين بتوفيق الله أن الله واحد لا شريك له1-текст: Опираясь на руководство от Аллаха, мы рассуждаем о единобожии и говорим, что Аллах – Единый, и у Него нет сотоварищей.Комментарий: (Тавхидом называется поклонение, “ибадат” только Всевышнему Аллаху и непридание ему сотоварищей. “Ширком” – многобожием – называется поклонение вместо Аллаха созданиям: ангелам, джиннам, святым, идолам, деревьям, огню и другим вещам.) Единобожие является началом призыва всех пророков, отправной точкой на пути (к раю) и первым делом раба, обращающегося к Аллаху.Всевышний Аллах говорит:}لقد أرسلنا نوحا إلى قومه فقال يا قوم اعبدوا الله ما لكم من إله غيره {الأعراف: 59(Сура «Преграды», 59-аят. Табари комментирует данный аят следующим образом: «Господь наш Всевышний Аллах напоминает тем, кто слышит, о том, что направил Нуха, мир ему, к его племени. Тогда Нух сказал: Поклоняйтесь Аллаху, Один лишь который достоин поклонения. Поклоняйтесь ему и держитесь перед ним смиренно. Оставьте поклонение идолам, поскольку для вас нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Комментарий Табари, 8-том, 213-страница.)Всевышний Аллах в следующих аятах суры «Преграды» говорит о том, что и другие пророки, такие как Худ, Салих, Шу`айб, мир им, также призывали к тавхиду. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:}أمرت أن أقاتل الناس حتى يشهدوا أن لا إله إلا الله، و أن محمدا رسول الله { رواه البخاري: 25 و غيره Смысл: «Мне было приказано бороться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник».Таким образом, в первую очередь приводящее человека к Исламу, и то, с чем человек будет прощаться, уходя из этой жизни, должно быть тавхидом. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:(من كان آخر كلامه لا إله إلا الله دخل الجنة (المستدرك على صحيحين:هذا حديث صحيح الإسناد ولم يخرجاه.Смысл: «Тот, чье последнее слово будет “ля иляха иллаллах” (“Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”), обязательно войдет в рай». و لا شيء مثله ^ 2-текст: Нет ничего, подобного Аллаху.Комментарий: Ученые приверженцев Сунны единогласны в том, что ничто не похоже на Аллаха. Ничто не сходно с Ним, будет ли это схожестью в сущности, качествах или действиях.Всевышний Аллах говорит:} ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير{ الشورى: 11 (Смысл данного аята `Абдуррахман ибн Насыр ас-Саади, да смилостивится над ним Аллах, комментирует следующим образом: «Ничто из созданий Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Ничто не подобно Ему, будет это подобие в сущности, именах, качествах или деяниях. Ибо все Его имена прекрасны, все Его качества совершенны и величественны, а Его действия являются сотворением огромных созданий без помощи сотоварищей. В общем, нигде нет чего-либо, что могло бы сравниться с Ним. Он – Единственный. Всевышний Аллах слышит все звуки, несмотря на наличие множества языков и различия спрашиваемых нужд. Он видит след черного муравья, ползущего по черному камню в темную ночь, а также все остальное. Ученые приверженцев Сунны и единой общины (да будет над ними милость моего Господа!) приводят подобные аяты в качества доказательства качеств Всевышнего Аллаха и того, что они не похожи на качества созданий.)3 . و لا شيء يعجزه3. Нет для Него ничего невозможногоКомментарий: Всевышний Аллах говорит: }إن الله على كل شيء قدير{ البقرة: 20(Ас-Саади, да смилуется над ним Аллах, комментирует смысл данного аята следующим образом: «Несомненно, Всевышний Аллах Всемогущ. Ничто не может оставить Его бессильным. К Его могуществу относится то, что если Он пожелает совершить что-либо, то претворит это без каких-либо препятствий и сопротивлений. Подобные аяты делают утверждения заблудшего течения кадаритов недействительными. По их мнению, действия рабов якобы неподвластны могуществу Всевышнего Аллаха. Это утверждение опровергается. Всевышний Аллах является Тем, кто создает действия всех вещей и созданий»).Всевышний Аллах является Всемогущим, Он не бессильный. Бессильный никогда не может быть божеством, достойным поклонения. Всевышний Аллах выше подобных недостатков. 4. و لا إله غيره 4-текст: Нет какого-либо божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.Комментарий: Это слово Единобожия. Как было сказано выше, все пророки призывали свои народы к этому слову.5. قديم بلا ابتداء، دائم بلا انتهاء 5-текст: У Всевышнего Аллаха нет начала – Он существует издавна. Он также вечен – у Него нет конца. Комментарий: Всевышний Аллах сказал так:} هو الأول و الآخر{ الحديد: 3 (Табари, да смилостивится над ним Аллах, комментирует данный аят следующим образом: “Всевышний Аллах существовал прежде всех вещей, Он – безгранично Первый. А также Он будет существовать после всех вещей, Он – бесконечно Последний. В общем, можно сказать, что когда ничего не было, Всевышний Аллах существовал. Даже если все исчезнет, Он останется. Все погибнет, кроме Его Лика. Хвала Всевышнему Аллаху!”)6. لا يفنى و لا يبيد6 текст: Всевышний Аллах никогда не исчезнетКомментарий: Всевышний Аллах говорит:}كل من عليها فان، و يبقى وجه ربك ذو الجلال و الإكرام {الرحمن: 26-27(Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, комментирует данный аят следующим образом. Всевышний Аллах оповещает всех своих созданий: Каждая живая душа испытает смерть (горечь покидания души). Один лишь Аллах не умирает. Джинны и люди, ангелы, даже ангелы, держащие Трон, – все они умрут. Единственный Всемогущий остается навечно. Поэтому Он – как Первый, так и Последний. В этом аяте есть соболезнование для всех созданий, поскольку никто не останется в живых. После того, как все умрут, Аллах установит Судный День. Затем он воздаст награду или наказание по деяниям созданий: малым и большим, множеству или небольшому количеству, совершенным открыто или скрыто. Он ни насколько не совершает несправедливости.) 7. ولا يكون إلا ما يريد ^ 7-текст: Происходит лишь то, что пожелает Аллах. Никогда не произойдет того, чего Он не пожелает.Комментарий: Вышеуказанные слова делают утверждения кадаритов и му`тазилитов недействительными. По их утверждениям Всевышний Аллах пожелал, чтобы все приняли Ислам, однако неверные пожелали неверие и поэтому стали неверными. Это утверждение бессмысленно и абсурдно, ибо противеречит Корану, Сунне и здравому смыслу.Кадариты были названы так, потому что они отвергли предопределение («кадар») Аллаха. Му`тазилиты – это Амр ибн `Убайд, Василь ибн `Ата и его ученики. Слово “му`тазила” означает “отошедшие в сторону”. Они отошли от собраний ал-Хасана аль-Басри, да смилостивится над ним Аллах, в начале второго века хиджры и стали собираться отдельно. Такие ученые-табиины (последователи сподвижников), как Катада, да смилостивится над ним Аллах, говорили, что подобные люди являются му`тазилитами. Здесь мы для получения дополнительных сведений отступим от темы и остановимся на убеждениях заблудшей секты му`тазилитов. Му`тазилиты основали свое течение на пяти основах. Они называют их следующим образом: справедливость, единобожие, исполнение угрозы, промежуточное положение, повеление благого и запрещение порицаемого. Му`тазилиты в своих основах обволокли истину заблуждением, ибо таково положение заблудших.^ Справедливость (`адль): Му`тазилиты в данной своей основе придают Аллаху качество справедливости и под маской этого качества отвергают веру в предопределение. Они сказали: “Всевышний Аллах не создает зла, поскольку, если преопределить для рабов Аллаха зло, а затем наказывать их за это, тогда это будет несправедливостью. Аллах же является справедливым, и не совершает несправедливости”. Из этой испорченной основы му`тазилитов вытекает, что во владении Всевышнего Аллаха происходит то, чего Он не желал, а также то, что Он пожелал, может не свершиться. Например, они считают, что даже если Аллах не желает этого, убийца по своей воле и своею силой убьет человека. Этим они придают Аллаху качество слабости. Всевышний Аллах же Пречист от этого. ^ Единобожие (тавхид): Му`тазилиты под маской тавхида (единобожия) скрывают слова о том, что Коран является творением (В убеждениях приверженцев Сунны и общины Коран является словом Аллаха, а не творением). Они этими испорченными понятиями считают знание, могущество и другие качества Аллаха творениями. ^ Исполнение угрозы: (Доказательства Корана и хадисов об аде, муках, устрашении гневом Аллаха и Его проклятием называются “доказательствами ва`ийда – угрозы”.) Му`тазилиты говорят, что если Всевышний Аллах устрашает некоторых своих рабов муками, то Ему нельзя не наказывать их, нарушая Свое обещание, поскольку Всевышний Аллах не нарушает обещаний. Тогда, по понятию му`тазилитов, если Всевышний Аллах захочет простить какого-нибудь Своего раба, то Он не сможет его простить.^ Промежуточное положение: По понятиям му`тазилитов, человек, совершивший большой грех, лишается веры, однако не попадает в неверие. Т.е. он не будет ни верующим, ни неверным. Он будет находиться между верой и неверием. (Согласно большому количеству доказательств Корана и Сунны, их понятия являются заблуждением.)^ Повелевание благого и запрещение порицаемого: Му`тазилиты сказали: “Мы должны повелевать то, что нам велено самим. Мы будем заставлять делать других то, что и сами мы обязаны делать”. Они назвали это “повелеванием благого и запрещением порицаемого”. Под этой маской они скрывают свое убеждение о том, что, если мусульманские правители совершат насилие, против них можно будет восставать и сражаться. (Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во многих своих хадисах запрещал неповиновение мусульманскому правителю, даже если тот совершит несправедливость.)Приверженцы Сунны и единой общины говорят: Всевышний Аллах с точки зрения предопределения (кадар) желает совершения грехов. Однако Он не любит грехи, не будет доволен ими и не приказывает совершать их. Наоборот, Всевышний Аллах не любит грехи, гневается при их совершении и запрещает их.Что Всевышний Аллах пожелает, то свершится. Чего Он не пожелает, того никогда не произойдет. 8. لا تبلغه الأوهام و لا تدركه الأفهام 8-текст: Предположения никогда не достигнут сущности Всевышнего Аллаха, и знания не смогут постичь ЕгоКомментарий: Никто, кроме Аллаха, не знает Его сущности. Мы знаем Аллаха только по Его качествам. (Мы признаем и верим в качества Аллаха, которыми Всевышний Аллах описал Себя в Коране и которыми наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, описал Аллаха в своих хадисах.) Всевышний Аллах говорит:}يعلم ما بين أيديهم و ما خلفهم و لا يحيطون به علما{ طه: 110(Смысл: Табари, да смилуется над ним Аллах, комментируя данный аят, говорит: «О Мухаммад (да благословит и приветствует его Аллах), только Аллах знает, что предстоит перед людьми, следующими за призывающим (к месту собрания в Судный день): попадут ли они в рай, получив награду, или же попадут в ад для наказания. А также только Аллах знает, что у людей позади, т.е. что они совершили на этом свете. Люди не смогут узнать сущность Аллаха».)9. و لا يشبهه الأنام9-текст: Создания не похожи на АллахаКомментарий: Эти слова являются опровержением течению, называемому “мушаббиха”. Они уподобляют Творца творениям. Всевышний Аллах чист от их ложных утверждений. Всевышний Аллах говорит:} ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير{ الشورى: 11(«Ничто из созданий Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Ничто не подобно Ему, будет это подобие в сущности, именах, качествах или деяниях. Ибо все Его имена прекрасны, все Его качества совершенны и величественны, а Его действия являются сотворением огромных созданий без помощи сотоварищей. В общем, нигде нет чего-либо, что могло бы сравниться с Ним. Он – Единственный. Всевышний Аллах слышит все звуки, несмотря на наличие множества языков и различия спрашиваемых нужд. Он видит след черного муравья, ползущего по черному камню в темную ночь, а также все остальное. На основе комментария к Корану Саади, да смилуется над ним Аллах.) В книге “Аль-Фикх аль-Акбар” есть следующие слова Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах: “Всевышний Аллах не похож ни на одно из Своих творений, и ни одно Его творение не похоже на Него. Все Его качества противоположны качествам творений. Он знает – но не как мы. Он могущ – но Его могущество не подобно нашему. Он видит – но не как мы ”.На`им ибн Хаммад, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Кто уподобит Аллаха кому-либо из Его творений, тот, несомненно, станет неверным. Кто отвергнет одно из качеств, которыми Аллах описал Себя, тот тоже будет неверным». 10. حي لا يموت، قيوم لا ينام ^ 10-текст: Всевышний Аллах всегда жив, не умирает. Он – Вечный Властелин, Поддерживающий жизнь, Он не спитКомментарий: Всевышний Аллах в 255-ом аяте суры “Корова” говорит следующее: }الله لا إله إلا هو الحي القيوم لا تأخذه سنة و لا نوم{ البقرة:255 Смысл: (Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха. Единственный Аллах имеет право на то, чтобы все поклонения совершались только Ему. Нельзя поклоняться кому-либо, кроме Него. Подобные поклонения являются недействительными. Всевышний Аллах существует всегда, Он – Вечный Властелин, Поддерживающий жизнь. Ни сон, ни дремота не овладевают Им, поскольку дремота и сон одолевают слабых созданий. Комментарий ас-Саади).Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, говорит: }إن الله لا ينام و لا ينبغي له أن ينام{ رواه مسلم، و ابن ماجه و غيرهماСмысл: “Аллах не спит. Он и не нуждается во сне”. (`Абдуллах ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, говорит: “У вашего Господа Всевышнего Аллаха нет ни дня, ни ночи. Свет небес происходит от света Его Лика”. Из книги Ибн Таймия, да будет смилуется над ним Аллах, “Аль-Маджму` аль-фатава”). 11. خالق بلا حاجة، رازق بلا مؤنة ^ 11-текст: Всевышний Аллах является Создающим, не испытывая нужды в этом, и Наделяющим уделом, не испытывая трудностейКомментарий: Всевышний Аллах говорит следующее:}و ما خلقت الجن و الإنس إلا ليعبدون. ما أريد منهم من رزق و ما أريد أن يطعمون. إن الله هو الرزاق ذو القوة المتين{ سورة الذاريات:56(Смысл этих аятов Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, комментирует следующим образом: “Всевышний Аллах сообщает, что создал своих рабов только для того, чтобы они поклонялись лишь Ему одному, не придавая ему сотоварищей. Кто будет повиноваться Аллаху, Аллах наградит его сполна. Кто будет грешником, Аллах подвергнет его тяжким мучениям. Всевышний Аллах напоминает Своим творениям, что Он не имеет нужды в них. Напротив, все творения нуждаются в Нем во всех своих надобностях. Аллах Сам наделяет уделом и является обладателем всей мощи.) Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передает, что посланник Аллаха, соллаллоху алайхи ва саллам, сказал: “Всевышний Аллах сказал следующее: “О Мои рабы, если все ваши предки и все ваши потомки, люди и джинны были бы (чисты и богобоязненны) как самый богобоязненный из вас, то этим они ничего не прибавили бы к Моему владению. О Мои рабы, если все ваши предки и все ваши потомки, люди и джинны были бы (нечисты, плохи) как самый испорченный из вас, то они ничего не убавили бы из Моего владения. О Мои рабы, если все ваши предки и все ваши потомки, люди и джинны соберутся на одной площади и попросят у меня свои нужды, а Я дам каждому, то, что он просил, то это не убавит того, чем Я владею. Но лишь настолько (убавит, как) окунутая в море иголка убавит воду из него”. (Ибн Ражаб, да смилуется над ним Аллах, комментируя данный хадис кудсий, говорит: “Даже если все творения Аллаха будут богобоязненны и будут поклоняться Ему, то они не смогут прибавить чего-нибудь к владениям Аллаха. Также, если все творения Аллаха будут грешниками, совершая грехи, они не приуменьшат что-либо из владений Аллаха.”) 12. مميت بلا مخافة، باعث بلا مشقة ^ 12-текст: Всевышний Аллах убивает без страха, воскрешает без трудностейКомментарий: Всевышний Аллах говорит: }الذي خلق الموت و الحياة ليبلوكم أيكم أحسن عملا { الملك:2Смысл: Аллах является Тем, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше”. (Табари, да смилуется над ним Аллах, комментируя данный аят, говорит: “Всевышний Аллах умертвляет того, кого Он пожелал, и дает жизнь тому, кому Он пожелал. О люди, Он создал смерть и жизнь, для того чтобы испытать вас: чьи деяния окажутся лучше, кто из вас будет больше поклоняться Аллаху и кто из вас больше будет стремиться к Его милости”. Куртуби, да смилуется над ним Аллах, говорит: “Всевышний Аллах упомянул вначале смерть, а затем – жизнь. Причиной тому является то, что смерть была прежде, чем жизнь, поскольку вначале вещи были мертвы. Например, сперма и почва, из которых появляется человек”.) 13. ما زالَ بصفاته قديما قبلَ خلقه، لم يَزدَد بكونهم شيئا لم يكن قبلهم من صفته، و كما كان بصفاته أزليّا، كذلك لا يزال عليها أبديّا. 13-текст: Всевышний Аллах имел свои качества изначально, еще до того, как Он сотворил создания. Ни одно из качеств, которых не было прежде, не прибавилось у Него из-за появления созданий. Он изначален со своими качествами, также как и вечен с нимиКомментарий: Всевышний Аллах изначально имеет совершенные качества в Своей сущности и в Своих деяниях. Нельзя иметь убеждения о том, что какого-либо качества Аллаха изначально не было, а потом оно появилось. Если сказать, что определенного качества Аллаха не существовало прежде, а после оно появилось, то это будет приданием Всевышнему Аллаху недостатка. Всевышний Аллах чист от недостатков и превыше всего. Вышеуказанный текст является опровержением му`тазилитам, джахмитам и некоторым шиитам, являющимся их единомышленниками. По их утверждению, Аллах прежде не мог действовать и говорить. Он якобы смог действовать и говорить потом. (Подобное убеждение неверно. Всевышний Аллах чист от подобного недостатка.)14. ليس بعد خَلق الخلق استفاد اسم “الخالق” و لا بإحداثه البرية استفاد اسم “الباري”14- текст: Всевышний Аллах не получил имя «Холик-Творец» после того, как Он сотворил создания. Он не овладел именем «Аль-Баарий-Создатель» после того, как он создал творения. Комментарий: Всевышний Аллах был Холик-Творцом до создания творений и имел это имя изначально. Нельзя верить, что Он получил это имя после того, как Он создал творения. С именем “Аль-Баарий” то же самое. («Аль-Барием» называется создающий творения, которых ранее не было.)15. له معنى الربوبية و لا مر بوبَ ، و معنى الخالق و لا مخلوقَ15-текст: Всевышний Аллах был Ар-Робб – Господь-Воспитывающим еще до появления воспитываемых созданий. Он был Аль-Холик-Творцом до сотворения созданий.(Комментарий: Всевышний Аллах является Ар-Робб – Господом, Воспитывающим во всех смыслах воспитания. Он был таким еще до создания первого творения. Также Он был Холик-Творцом еще до сотворения созданий. Эти и другие имена Всевышнего Аллаха были ранее и будут потом. На основе комментария Хумаййиса, да хранит его Аллах.) 16. و كما أنه مُحيي الموتى بعدَ ما أحيا استحقَ هذا الاسمَ قبلَ إحيائهم، كذلك استحقَ اسمَ الخالق قبلَ إنشائهم16-текст: Всевышний Аллах будет «Воскрешающим мертвых» и после воскрешения созданий. Он был достоин этого имени еще до воскрешения созданий. Также, Аллах был достоин имени «Холик-Творец» еще до создания творений.Комментарий: Данный текст также делает недействительным веру му`тазилитов и им подобных течений в данном вопросе. Как было сказано выше, они утверждали, якобы Аллах не мог действовать и говорить раньше, он смог это лишь потом. Приверженцы Сунны и единой общины говорят так: Всевышний Аллах может все, что Он пожелает и как Он пожелает. 17. ذلك بأنه على كل شيء قدير، و كلُ شيءٍ إليه فقير، و كل أمر عليه يسير، لا يحتاج إلى شيء، ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير17-текст: Всевышний Аллах имеет свои качества изначально благодаря тому, что Он – Всемогущ, все нуждается в Нем, все легко для Него, а Он не нуждается ни в чем. Ничто из творений Всевышнего Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Аллах слышит все звуки и видит все.Комментарий: Всевышний Аллах сказал в суре «Корова» следующее: }و الله على كل شيء قدير{ البقرة: 284 Смысл: “Аллах способен на всякую вещь”. Заблудшее течение му`тазилитов стало утверждать: «Аллах может то, на что Он способен. Он не всемогущ над действиями своих рабов». Все что происходит в этом мире, происходит согласно желанию Всевышнего Аллаха. Вера в это является самым важным условием веры в рубубият Аллаха (признание единственности Аллаха в обладании атрибутами господства, ибо только Он является Творцом, Царём, Правителем Воспитывающим, Дарующим удел и т. д.). Каждая вещь в этой Вселенной нуждается в Аллахе. Она нуждается в Нем для своего появления и для своего существования. Всякое дело легко для Всевышнего Аллаха. Он сказал в Коране: “Воистину, это для Аллаха легко” (Железо-22). Сам Аллах не нуждается в чем-либо — Он чист от недостатков, Велик. Наоборот, все само по себе нуждается в Нем. То, что все нуждается во Всевышнем Аллахе является доказанной и подтвержденной истиной. Это не изменится: вещь не может в одно время нуждаться в Аллахе, а в другое время – нет, или же – нуждаться в одном месте и не нуждаться в другом. (В комментарии имеются слова Хумаййиса, да хранит его Аллах.)Всевышний Аллах говорит:}ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير{ الشورى: 11(«Ничто из созданий Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Ничто не подобно Ему, будет это подобие в сущности, именах, качествах или деяниях. Ибо все Его имена прекрасны, все Его качества совершенны и величественны, а Его действия являются сотворением огромных созданий без помощи сотоварищей. В общем, нигде нет чего-либо, что могло бы сравниться с Ним. Он – Единственный. Всевышний Аллах слышит все звуки, несмотря на наличие множества языков и различия спрашиваемых нужд. Он видит след черного муравья, ползущего по черному камню в темную ночь, а также все остальное. На основе комментария к Корану Саади, да смилуется над ним Аллах.) 18. خلق الخلق بعلمه18-текст: Всевышний Аллах создал творения знаючиКомментарий: Всевышний Аллах создал творения знаючи. (Например, Всевышний Аллах создал людей и джиннов, зная, сколько Он их создаст, какое количество пищи он съедят за свою жизнь, что они совершат, сколько проживут, будут ли они счастливы или несчастны, попадут они в рай или ад и все остальные состояния.) Аллах говорит в Коране:}ألا يعلم من خلق و هو اللطيف الخبير {الملك:14(Саади, да смилостивится над ним Аллах, комментирует данный аят следующим образом: “Разве не знает Создатель-Аллах, сотворивший создания прекрасными и разноцветными? Как Он может не знать?! Аллах – Проницательный и Добрый (“Латыф”) и Сведующий. Имя Аллаха “Латыф”, означает, что Он знает все тайны, скрытые и очевидные вещи, а также, что Он милостив (добр) к своим верующим рабам.) 19. و قدر لهم أقدارا19-текст: Всевышний Аллах предопределил судьбы созданийКомментарий: Всевышний Аллах говорит:}إنا كلَ شيء خلقناه بقدر{ القمر:49Смысл: “Поистине, мы сотворили каждую вещь согласно предопределению” (Месяц-49).Имам Муслим в сборнике “Сахих” передает от `Абдуллаха бин `Амра, да будет доволен ими Аллах, что пророк наш, да благословит и приветствует его Аллах, сказал следующее:” قدّر الله مقاديرَ الخلق قبل أن يخلق السموات و الأرض بخمسين ألف سنة و كان عرشه على الماء”Смысл: Всевышний Аллах предопределил судьбы созданий за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и Земли. Тогда Его Трон (“Арш”) был над водой.20. و ضَرَبَ لَهم آجَالا20-текст: Всевышний Аллах определил срок жизни созданий.Комментарий: Всевышний Аллах определил срок жизни созданий. Когда наступает срок окончания их жизни, они не в силах передвинуть этот срок ни на час назад, ни вперед. Всевышний Аллах говорит в 145-аяте суры «Семейство Имрана»: }و ما كان لنفس أن تموت إلا بإذن الله كتابا مؤجّلا{ آل عمران: 145 (Смысл этого аята ас-Саади, да смилуется над ним Аллах, комментирует следующим образом: «Все живые души связаны со своими сроками смерти по воле и преопределению Аллаха. Когда приходит время смерти, эта душа умирает, даже если не будет на то причины. Если Всевышний Аллах пожелал, чтобы жизнь какой-либо души продолжалась, то, несмотря ни на какие причины, ведущие к смерти, она не умрет раньше срока. Это происходит благодаря тому, что Аллах предопределил судьбу этой души, записал срок этой души. “Когда приходит срок смерти созданий, они не смогут передвинуть его ни на час вперед, ни на час назад”.)عن عبد الله قال: قالت أم حبيبة زوج النبي صلى الله عليه وسلم ثم اللهم أمتعني بزوجي رسول الله صلى الله عليه وسلم وبأبي أبي سفيان وبأخي معاوية قال فقال النبي صلى الله عليه وسلم قد سألت الله لآجال مضروبة وأيام معدودة وأرزاق مقسومة لن يعجل شيئا قبل حله أو يؤخر شيئا عن حله ولو كنت سألت الله أن يعيذك من عذاب في النار أو عذاب في القبر كان خيرا وأفضل”. رواه مسلمКогда супруга нашего пророка, да благословит и приветствует его Аллах, Умму Хабиба, да будет доволен ею Аллах, совершила следующую мольбу: «О Аллах, обрадуй меня, продлив жизнь моего мужа, посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, моего отца Абу Суфйана и моего брата Муавии», пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Ты попросила у Аллаха предопределенные сроки, подсчитанные дни и распределенный удел. Всевышний Аллах не передвинет ничего ни вперед срока, и не оставит ничего после срока. Было бы лучше, если бы ты попросила у Аллаха спасти тебя от мук ада и мук в могиле». (Сообщение Муслима.)21. و لم يَخفَ عليه شيءٌ قبلَ أن يخلقَهم، و علِم ما هم عاملون قبلَ أن يخلقَهم21-текст: Не было ничего неизвестного для Аллаха перед тем, как Он сотворил создания. Всевышний Аллах знал перед тем, как создать их, что они совершатКомментарий: Всевышний Аллах знает все произошедшие, не произошедшие, все происходящие события и события, которые произойдут в будущем, а также то, как они произойдут. Эти слова опровергают убеждение рафизитов и кадаритов. Они говорят: «Аллах не знает вещь, которую Он создает, до ее создания». Это убеждение недействительно, неверно. (Ахмад аль-Хилал, да смилуется над ним Аллах, проживший в 234-311-годах хиджры, в своей книге “Ас-суннату лиль-Хилал” пишет следующее: `Абдуллах ибн Ахмад говорил: “Я спросил своего отца (Ахмада бин Ханбала): “Кто такой рафизит?”. Он ответил: “Тот, кто ругает и оскорбляет Абу Бакра и Умара, да будет над ними милость Аллаха”. Цепочка передатчиков этого сообщения достоверна. Куртуби, да смилуется над ним Аллах, в своем комментарии к Корану говорит следующее: «Рафизиты делятся на 12 групп: Алавиты, Амриты, Шиитқ, Исхакитқ, Навуситы, Имамиты, Зайдиты, Аббаситы, Танасухиты, Радж`иты, Ла`инитқ, Мутабарриситы. Тому, кто желает ознакомиться с убеждениями данных групп, я рекомендую обратиться к 158-странице 4-тома комментария Куртуби.) 22. و أمَرَهُمْ بـِطاعَـتِهِ، و نـَهاهُمْ عَن مَعْصِيَـتِهِ22-текст: Всевышний Аллах приказал Своим созданиям повиноваться Ему и запретил им совершать грехиКомментарий: Ат-Тахави, да смилуется над ним Аллах, привел после текстов о создании и предопределении тексты о повелениях и запретах. Здесь имеется указание на то, что Всевышний Аллах создал творения лишь для того, чтобы они поклонялись Ему. Это подобно тому, как сказал Всевышний Аллах:} و ما خلقت الجن و الإنس إلا ليعبدون {سورة الذاريات:56(“Всевышний Аллах говорит, что создал своих рабов для того, чтобы они поклонялись Ему одному, не придавая Ему сотоварищей. Кто будет повиноваться Аллаху, тому Аллах даст награду сполна. Кто станет грешником, того Аллах подвергнет тяжелым мукам”. Комментарий Ибн Касира, да смилостивится над ним Аллах). 23.و كُلّ شَيْءٍ يَجْري بتـَقـْدِيرهِ ومَشِيئـَتِِهِ، و مَشِيئَتـُه تـَنْـفـُذ، لا مَشِـيئَة لِلعِبادِ، إلا ما شَاءَ لَهُم، فـَما شَاءَ لَهُم كان، و ما لَمْ يَشـَأ لَمْ يَكـُنْ23-текст: Каждая вещь происходит по предопределению и воле Аллаха. Его воля обязательно исполняется. Для рабов нет Воли: происходит лишь то, что для них пожелал Аллах. Таким образом, что Аллах пожелал для своих рабов, то произойдет (беспрепятственно), а чего Он не пожелал, того (никогда) не произойдет (даже если все создания соберутся вместе и попытаются воспрепятствовать этому).Комментарий: Всевышний Аллах говорит в 29-аяте суры «Скручивание» следующее:}و ما تشاءون إلا أن يشاء الله رب العالمين {التكوير:29(Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, комментирует данный аят так: “Вы пожелаете, только если пожелает Аллах, Господь всех миров. Воля – не в ваших руках. Кого Аллах пожелает наставить на правильный путь, тот обязательно будет наставлен. Кого Аллах пожелает ввести в заблуждение, тот, несомненно, свернет с него. Все эти дела зависят от Всевышнего Аллаха – Господа всех миров. Суфйан ас-Саври передает от Са`ида ибн `Абдуль-`азиза, а тот – от Сулеймана ибн Мусы, что тот сказал: “Когда был ниспослан аят (о том, что Коран будет примерным напоминанием для того), кого Аллах пожелал направить на правильный путь, Абу Джахль сказал: “Все дело – в наших руках. Если захотим, то будем на правильном пути, а если не захотим, то не будем”. Тогда Всевышний Аллах ниспослал вышеуказанный аят “Вы пожелаете, только если пожелает Аллах, Господь всех миров”.) Этот и подобные ему аяты являются доказательством убеждения приверженцев Сунны и единой общины о том, что желание Аллаха исполнится, а то, чего Он не пожелает, то не исполнится. Как может происходить во владении Аллаха то, чего Он не желает?! (Му`тазилиты) говорят, что якобы Аллах пожелал, чтобы неверный стал верующим, а тот не захотел этого и стал неверным. Желание неверного стало превыше воли Аллаха!!! Есть ли человек, более заблудший и более погрязший в болоте неверия, чем человек, сказавший это?! Аллах Превелик над тем, что говорят эти лица. Вахб ибн Мунаббах, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Когда я (с чрезмерностью) рассматривал вопрос предопределения, то пришел в изумление. Затем я опять рассмотрел этот вопрос и опять изумился. Тогда я пришел к выводу, что самые знающие в вопросе предопределения – это те, кто удерживает себя (не полагаясь в этом вопросе на свой разум, не впадая в крайность). А самые невежественные в этом вопросе – это те, кто много говорит на эту тему”. (Вахб ибн Мунаббах, да смилостивится над ним Аллах, родился в 34-году хиджры, во времена правления `Усмана, да будет доволен им Аллах. Он бқл последователем-таби`ином, учившимся у Ибн `Аббаса, Абу Хурайры и других сподвижников. Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал об этом человеке следующее: “Вахб ибн Мунаббах был славным человеком из племени персов”. Некоторые передают, что один из жестоких правителей замучил до смерти Вахба ибн Мунаббаха. Да будет милость Аллаха над ним! Эти данные взяты из книги “Сияру а`лаамин-нубала” аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах.) 24. يَهدي مَن يَشاءُ، و يَعصِمُ و يُعَافِي، فـَضلا، و يُضِلّ مَن يَشاء، و يَخذلُ و يَبتلِي، عَدْلا24-текст: Всевышний Аллах Своей милостью наставляет на истинный путь того из своих рабов, кого Он пожелал, оберегает его от заблуждения и смуты. Аллах Своей справедливостью вводит в заблуждение того из своих рабов, которого Он пожелал, не оберегает его от сомнений и низвергает его в пучину смут (испытаний).Комментарий: Эти слова опровергают убеждение течения му`тазилитов. Они сказали: Наставление на путь истины (“хидая”) со стороны Аллаха означает разъяснение истинного пути. (Это понятие неверно. Ученые приверженцев Сунны делят два вида наставления на путь истины: 1. “Хидая-тавфик” – наставление на правильный путь. 2. Разъяснение истинного пути. Когда Всевышний Аллах дарует Своему рабу веру, то говорится, что Он наставил его на верный путь. Это и есть первый вид наставления (“тавфик”). Подобное наставление возможно только со стороны Аллаха. Никто, даже пророк и ангел не могут дать веру и наставить кого-либо по своему усмотрению. Второй вид наставления – разъяснение правильного пути – могут совершать пророки и ученые.) Ибо наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, разъяснял истинный путь людям, которых он любил и которых он не любил. Всевышний Аллах говорит в 56-аяте суры “Рассказ”: }إنك لا تـَهدِي مَن أحبَبْتَ و لكنَّ الله يَهدي مَن يـَشاء {القصص: 56(Саади, да смилуется над ним Аллах, комментирует этот аят следующим образом. «О Мухаммад, ты не сможешь наставить на прямой путь кого-либо, даже если он будет твоим самым любимым челове