Психолого-педагогическая характеристика 5 класса

Infointernet version раздел ПсихологияТема Психолого-педагогическая характеристика 5 класса Дата 2001 годаАвтор работы Мандрыкин Почта mandrykin aport2000.ruПримечание Фамилии и имена учениковизменены, половая принадлежность в социограмме не раскрывается. С некоторыми людьми мы строим отношенияна правде.С другими-на лжи.И эти последние не менеепрочные.А.Камю.Психолого-педагогиче ская характеристика 5 класса.
Проходилпрактику в 101 школе, в одном из классов являлся классным руководителем, накоторый и составил психолого-педагогическую характеристику.1. Общие сведения о классе.В5а классе 26 учеников, из них 15 девочек и 11 мальчиков. Класс сформировался вэтом году, после окончания начальной школы. Смены классных руководителей послеформирования класса не происходило.2.
Структура и организация класса.При изучении структуры и организациикласса я использовал несколько методов социометрию, наблюдение и беседы сучениками и учителями.Социометрия.Социометрическая процедура может проводиться в двух формах параметрическая инепараметрическая. На мой взгляд, при изучении социометрии в этом классе предпочтительнеепараметрическая процедура, которая позволит легче проанализировать связи,снизить вероятность случайного выбора.
Величиной социометрического ограничениябыло 4 выбора. Каждый ученик класса должен указать свое отношение кодноклассникам по выделенному критерию. Кого из класса Вы хотели бы пригласитьвместе, встретить Новый год? Кого из класса Вы не хотели бы пригласить навстречу Нового года? Результаты можно представить в виде социограммы см.приложение 1 .
Социметрияпоказала, что наибольшее число голосов 7 из 23 человек получили двое СашаОнуфриенко и Женя Велич. Исходя, из наблюдений бесед мне представляется, чтоавторитет их основан на большей эрудиции среди других учеников и наличием у нихорганизаторских способностей при проведении различных конкурсов, соревнований иигр, в которых они принимают активное участие. Принимают решения на равных,соперничества между ними не выявил. Дружба их объединяет с начальных классов вслучае необходимости, готовы помочь друг другу. Выбирали их как мальчики, так идевочки.Наименьшеечисло положительных голосов из класса набрал один ученик 0 из 23 учеников .Главной причиной этого, на мой взгляд, является то обстоятельство, что класссформировался в этом году. Уровень антипатий среди одноклассников являетсяодним из низких 2 из 23 школьников . Для улучшения социального статусанеобходимо найти и развивать ту сферу деятельности, в которой может
достичьмаксимального успеха. Успехи надопоощрять и делать их достоянием гласности, привлекать внимание одноклассников.Отрицательные оценки давать аргументировано, объяснять все промахи и неудачи.Делать лучше в индивидуальной беседе.Наибольшее числоотрицательных выборов получили три ученика. Социметрия не позволяет установитьмотивы отвержения, поэтому предполагаю что попали в число отвергаемых из-за трудностей в освоении учебного материала.Возможно, родители уделяли внимание преимущественно формированию
у нихпрактических навыков, усвоению правил поведения с окружающими, но нестимулировали познавательные интересы. Однако сейчас стали требовать хорошейуспеваемости как проявления соответствия школьным нормам, а в качестве примераи ориентира ставят отличников класса, что порой вызывает неприязнь к рим.Доброжелательное отношение к ним со стороны учителей с учетом индивидуальныхособенностей может помочь преодолеть возникающие трудности, повысить свойуровень развития.
Им необходимо помочь найти приемлемую социальную нишу вклассе, наладить хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Педагоги должныпоощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другимишкольниками их положительные качества. Нужно привлечь к участию в практическихи коллективных видах деятельности поливать цветы, раздавать тетради и т.д. .Целесообразно использовать возможности для повышения их социального статуса иулучшения атмосферы в классе. Важно что бы они ощущали полезность своейдеятельности, получали одобрение со стороны окружающих.Немалую роль в успешной адаптации играют личностныеособенности. Умение контактировать с другими людьми. Способность определять длясебя оптимальную позицию, так как школьное обучение носит, прежде всего,коллективный характер. Несформированность таких особенностей или наличие отрицательных личностных качеств порождаютпроблемы общения, когда ученики активно отвергаются либо просто игнорируются.
Витоге отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющееотчетливо дезадаптирующее значение.Не менее чревата негативными последствиями ситуациясамоизоляции, примером тому Женя Демченко. В этом случае не следует требоватьот Жени выполнения коллективных видов работ, принимать участия в мероприятияхпротив желания Жени. С другой стороны, необходимо помочь наладитьвзаимоотношения с одноклассниками.
Следует помнить, что круг общения оченьограничен, но дружеские связи прочные. Одноклассникам нужно показатьнезаурядные способности, подчеркнуть значимость с целью повышения интересакласса к Жене. Но нельзя поощрятьзамкнутость, надо вовлечь ее в процесс общения, но делать осторожно,ненавязчиво. Для Жени могут представлять интерес беседы с учетом увлечений.3. Наиболее частые отметки, получаемые, учениками классаявляются 4
и 5. Но в классе есть ученики, которые менее успешно справляются сучебой см. выше . Дисциплина в классе не вызывает беспокойства илиозабоченности со стороны учителей.В школе существуют различные кружки и спортивныесекции. Более 75 учащихся занимаются в различных организациях не только вшколе, но и за пределами школы. Увлекаются самбо, рисованием, футболом,танцами, акробатикой, гимнастикой, фигурным катанием и фольклором. Используяполученные знания, умения и навыки науроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе.4. Общие выводы. Эмоциональный климат в классе положительный. Ученикиоткрыты, терпимы к чужому мнению. Сильной изоляции полов не выявлено.Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективныхгрупп, что социально-ориентированные ученики, очень зависимы от мнения группы,легко подчиняются требованиям.
В случае, если референтной для них станетгруппа, например, характеризующаяся нарушением поведения, то эти ученики могут усвоить нормы этой группы. В этой связи,необходимо следить за сферой общения этих детей. Приложение 1Социограмма 5 класса показаны только положительныевыборы .