План
Введение
§ 1. Понятие, сущность и значение подследственностиуголовных дел
§ 2. Виды подследственности
§ 3. Порядок передачи уголовных дел поподследственности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Подследственность в уголовномсудопроизводстве РФ — установленная законом совокупность признаковпреступления, позволяющая определить, в какой форме должно вестись досудебноепроизводство по, уголовному делу, и какой конкретно орган предварительногорасследования должен вести следствие или дознание по уголовному делу.
Соблюдение норм оподследственности влияет на повышение качества предварительного расследования,позволяет избежать дублирования в работе органов, осуществляющих такоерасследование. Нарушение норм о подследственности ведет к его затягиванию,признанию доказательств, полученных с нарушением правил подследственности,недопустимыми.
Подследственность какправовой институт имеет и политический характер; поэтому ее положения не имеютпостоянности изменяются в соответствии с существующей общественно-политическойи внутренней обстановкой в стране. Однако уголовно-процессуальноезаконодательство не урегулировало всех положений, связанных сподследственностью уголовных дел. По этой причине на практике возникаютпроблемы, связанные с определением органа предварительного расследования,который должен осуществлять производство по уголовному делу.
Неразрешенными остаютсявопросы, связанные с основаниями и порядком передачи уголовных дел поподследственности, и ряд других. Отмеченные обстоятельства характеризуютактуальность настоящей курсовой работы.
Таким образом, цельюнастоящей работы является изучение теоретической и практической стороныинститута подследственности уголовных дел.
Задачами данной работыявляются:
— определить Понятие,сущность и значение подследственности уголовных дел;
— рассмотреть Видыподследственности;
— проанализироватьпорядок передачи уголовных дел по подследственности.
Работа по структуре состоит из трех параграфов, введения,заключения и списка использованной литературы.
подследственность уголовный дело
§ 1. Понятие, сущность изначение подследственности уголовных дел
Подподследственность понимается признак уголовного дела, позволяющий определить,какой конкретный орган правомочен, произвести предварительное расследованиеданного уголовного дела.
Подследственностьможно определить как такую совокупность юридических признаков уголовного дела,указанных законом, которая определяет, какой орган должен производитьпредварительное расследование по этому делу.
В УПКРФ законодатель приводит три признака подследственности: предметный (он же — родовой); территориальный (он же — местный); персональный.
Каждыйученый, автор по своему трактует понятие подследственности к примеру профессорРыжаков А.П. дает следующее понятие и признаки подследственности.Подследственность — это совокупность признаков преступления (общественноопасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится ккомпетенции строго определенного органа предварительного расследования,конкретной структурной единицы ведомства[1].
ЯгодинскийВ.Н. сформулировал понятие подследственности следующим образом:«Подследственность — это установленные уголовно-процессуальным законом правила,определяющие полномочия органов дознания и следствия по ведению определенныхдел о конкретных преступлениях, в зависимости от их юридических признаков, вцелях обеспечения слаженной и планомерной работы по производствупредварительного расследования и успешного решения задач уголовногосудопроизводства в данной стадии уголовного процесса»[2].
Находяданное определение более конструктивным, следует заметить, что оно, тем неменее, не является оптимальным и нуждается в совершенствовании. Авторопределяет подследственность как «правила…», но тогда, говоря о правилахопределения подследственности, мы вынуждены будем говорить о «правилахопределения правил», что ведет к тавтологии. Кроме признаков преступления,необходимо учитывать и обстоятельства совершения преступления, которые такжемогут влиять на определение подследственности.
Мысчитаем, что под подследственностью — это совокупность признаков уголовногодела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный егорасследовать.
Понятиеподследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции.Подследственность характеризует отношение между органом расследования иуголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отличается отпонятия компетенции, относящимся к признакам органа (субъекта). Термин «юрисдикция»используется в УПК РФ применительно к суду и к государству[3].
Значениеправил подследственности состоит в обеспечении такого распределения уголовныхдел между органами расследования, чтобы каждое уголовное дело было максимальнокачественно и быстро подготовлено к судебному разбирательству. Правилаподследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так,они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное,что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назватьправом на естественного (законного) следователя, подобное его праву наестественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд,произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения вбеспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc(лат. — специально для данного случая), но пристрастность публичного обвинителянесовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон[4].
Поэтомунесоблюдение правил подследственности признается существенным нарушениемуголовно-процессуального закона (ст. 381 УПК РФ) и влечет признание полученныхдоказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7 УПК РФ). Так, на практике получилораспространение нарушение подследственности по уголовным делам, возбуждаемым поч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление,переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или иханалогов в крупном размере). Уголовно-процессуальное законодательство относитэти дела к компетенции органов госнаркоконтроля (п. 8 ч. 3 ст. 151), арасследуют их ОВД.
Правилаподследственности используются также для распределения дел внутри следственныхподразделений и подразделений дознания.
§ 2.Виды подследственности
Общепринятовыделять следующие виды (признаки) подследственности: 1) предметная, или иначе,родовая; 2) альтернативная (смешанная); 3) персональная; 4) территориальная; 5)подследственность по связи дел.
Предметнаяподследственность определяется признаками, относящимися к квалификациипреступления. Каждый состав преступления правомочен расследовать в полномобъеме конкретный следователь или орган дознания. В зависимости от того, какоепреступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должнорасследовать строго определенное учреждение или должностное лицо. Предметнаяподследственность закреплена в ст. ст. 150 и 151 УПК РФ.
Такимобразом, подследственность можно определить как такую совокупность юридическихпризнаков уголовного дела, указанных законом, которая определяет, какой органдолжен производить предварительное расследование по этому делу.
Общепринятовыделять следующие виды (признаки) подследственности:
— предметная, или иначе, родовая;
— альтернативная (смешанная);
— персональная;
— территориальная;
— подследственность по связи дел[5].
Статья150 УПК РФ определяет, по каким составам преступлений предварительное следствиепроизводится следователями следственных органов Следственного комитета припрокуратуре РФ, а по каким — также следователями органов федеральной службыбезопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ, органов внутренних дел.
Встатье также определены признаки, составляющие альтернативную и персональнуюподследственности. Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуетсятем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех илииных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другогооргана. К примеру, расследование бандитизма, контрабанды, невозвращения натерриторию РФ предметов художественного, исторического и археологическогодостояния народов РФ и зарубежных стран подследственно тому органу, которыйвыявил это преступление.
Возбудитьуголовное дело по преступлениям, подследственным следователям, может и органдознания. Тем не менее, смешанная подследственность касается лишь органовпредварительного следствия. То есть органы дознания не наделены правомосуществлять предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ч. 5ст. 151 УПК РФ.
Составынекоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебноерассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешенияданной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Дела, кпримеру, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, озлоупотреблении должностными полномочиями, о получении и даче взятки, ослужебном подлоге и других преступлений, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ,расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, всвязи с которым возбуждено уголовное дело.
Персональнаяподследственность — это совокупность признаков, зависящая от того, какойсубъект совершил либо предполагается, что совершил преступление. К примеру,производство предварительного следствия обязательно по всем делам опреступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности,Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутреннихдел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов поконтролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенныхорганов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицамигражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формированийи органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Более того,если преступление, по которому в обычном порядке предварительное следствие необязательно, совершено указанными лицами, предварительное следствие по немупроизводится следователем следственного органа Следственного комитета припрокуратуре РФ[6].
Действующееуголовно-процессуальное законодательство определяет следующие видыподследственности.
Предварительноеследствие производится:
1)следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — поуголовным делам:
а) опреступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110, 111 частью четвертой, 120,126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2частями второй и третьей, 128, 131 — 133, 136 — 149, 205, 205.1, 205.2, 208 — 212, 215, 215.1, 216, 217, 227, 237 — 239, 246 — 249, 250 частями второй итретьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254частями второй и третьей, 255, 263, 269, 270, 271, 279, 282, 282.1, 282.2, 285- 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298 — 305, 317, 318, 320, 321,328, 332 — 354 и 356 — 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
б) опреступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса,за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи,а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с ихпрофессиональной деятельностью;
в) опреступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службыбезопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службыохраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации,учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органовРоссийской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы,лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, другихвойск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своихслужебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения,учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 частитретьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношенииуказанных лиц в связи с их служебной деятельностью;
2) следователями органов федеральной службы безопасности — поуголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй — четвертой, 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 275 — 281, 283, 284, 322 частьювторой, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодексаРоссийской Федерации;
3)следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным деламо преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой — третьей, 113,114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частьютретьей, 124, 127.1, 127.2, 134, 135, 150 частями второй и третьей, 151 частямивторой и третьей, 158 частями второй-четвертой, 159 частями второй-четвертой,160 частями второй-четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частямивторой и третьей, 164, 165 частью третьей, 166 частями второй — четвертой, 167частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172 — 174, 174.1,175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183 — 187, 188 частями второй — четвертой, 191 — 193, 195 — 199.2, 201, 202, 204 — 206, 208 — 210, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 219 частями второй и третьей,220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второйи третьей, 223 частями второй и третьей, 225 — 227, 228 частью второй, 228.1,234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241частями второй и третьей, 242.1, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частьювторой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей,272 — 274, 290 — 293, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй,327 частью второй, 327.1 частью второй и 330 частью второй Уголовного кодексаРоссийской Федерации;
5)следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренныхстатьями 188 частями второй — четвертой (в части, касающейся контрабандынаркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования,находящихся под специальным контролем и используемых для производства иизготовления наркотических средств и психотропных веществ), 228 частью второй,228.1, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частью второй,234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Дознаниепроизводится:
1)дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовнымделам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключениемуголовных дел, указанных в пунктах 3-6 настоящей части;
2) Утратил силу с 1 июля 2003 г.;
3)дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — поуголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части,касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженнойпограничными органами федеральной службы безопасности), частью первой статьи322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации, а такжео преступлении, предусмотренном частью первой статьи 188 Уголовного кодексаРоссийской Федерации (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничнымиорганами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органовРоссийской Федерации);
4)дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовнымделам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовногокодекса Российской Федерации;
5)дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам опреступлениях, предусмотренных частью первой статьи 188 и статьей 194Уголовного кодекса Российской Федерации;
6)дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральнойпротивопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей168, частью первой статьи 219, частью первой статьи 261 Уголовного кодексаРоссийской Федерации;
7)следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — поуголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в»пункта 1 части второй настоящей статьи;
8)дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях,предусмотренных статьями 228 частью первой, 228.2, 230 частью первой, 231частью первой, 232 частью первой и 233 и 234 частями первой и четвертойУголовного кодекса Российской Федерации.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями275, 276, 283 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершениикоторых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второйнастоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органовфедеральной службы безопасности.
Поуголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частямитретьей и четвертой, 159 частями второй-четвертой, 160 частямивторой-четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1частью второй, 172 — 174, 174.1, 176, 183, 185 — 185.4, 187, 188, 190, 191частью второй, 192, 193, 195 — 197, 201, 202, 204, 206, 208 — 210, 222 частямивторой и третьей, 226 частями второй — четвертой, 228 частью второй, 228.1, 272- 274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 частью второй и 327.1 частью второйУголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие можетпроизводиться также следователями органа, выявившего эти преступления./>
Поуголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285, 285.1,285.2, 286, 290 — 293, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовногокодекса Российской Федерации, предварительное следствие производитсяследователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, всвязи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.
Территориальный(местный) признак подследственности.
Еслицель предметного признака подследственности сводится к установлению конкретногооргана предварительного расследования, имеющего права на производствопредварительного расследования конкретного уголовного дела, то цельтерриториального (местного) признака подследственности — определить тот из многочисленныхорганов предварительного расследования, который обязан его расследовать.
Подтерриториальным признаком подследственности принято понимать место совершенияпреступления, то есть территорию, где было совершено преступление — населенныйпункт, район, республика.
Правилао предметной подследственности позволяют распределить все уголовные дела междуразличными правоохранительными органами, но их явно недостаточно для того,чтобы определить среди множества правоохранительных органов тот, которому надлежитрасследовать конкретное уголовное дело. Поэтому правила предметнойподследственности необходимо дополнить правилами о территориальной (местной)подследственности.
Еслипервые имеют большое значение в силу того, что при их помощи распределяютсяуголовные дела между различными правоохранительными органами, занимающимиразличное положение в их системе, обладающими различной компетенцией приосуществлении уголовного преследования и расследования уголовного дела,используют различный процессуальный порядок, гарантирующий справедливое ибыстрое разрешение дел, то вторые иным образом служат осуществлению целейрасследования уголовных дел. Благодаря правилам о территориальной (местной)подсудности, вся масса уголовных дел распределяется между органами расследования,наделенными равными правами и процессуальными возможностями[7].
Дляобеспечения качественного и своевременного процесса расследования по уголовномуделу необходимо определить пространственные пределы действий полномочийконкретного органа предварительного расследования. Правильный выбор местарасследования уголовного дела обеспечивает наибольшее воспитательноевоздействие процесса производства по уголовному делу на его участников,способствует наиболее быстрому и полному рассмотрению дела, обеспечиваетмаксимальное сокращение государственных средств, а также времени,затрачиваемого на его расследование. Территориальный (местный) признак подследственноститеснейшим образом связан с принципами уголовного процесса, обеспечивая защитуправ и интересов участников уголовного судопроизводства путемнепосредственного, полного и быстрого расследования уголовного дела,содействуя, таким образом, достижению назначения уголовного судопроизводства[8].
Соблюдениеданного признака направлено на обеспечение гарантии соблюдения интересовобвиняемого, который чаще всего заинтересован в том, чтобы дело расследовалосьтам, где всем известна его жизнь, где в процессе расследования будут учтены всеобъективные и субъективные причины и условия, приведшие его к совершениюпреступления.
Всоответствии с действующим законодательством определен район, который долженобслуживать конкретный правоохранительный орган. Границами района обслуживаниядля районного или городского правоохранительного органа (без районного деления)являются границы муниципальной территории. Территорию можно рассматривать вузком и широком смысле. Если речь идет о расследовании дела районным илигородским правоохранительным органом, то в этом случае территориярассматривается в узком смысле. Если речь идет о расследовании деласледственной частью правоохранительного органа субъекта Российской Федерации,то речь идет о территории в широком смысле. В указанном случае границамитерритории, обслуживаемой правоохранительным органом субъекта Российской Федерации,будут выступать территориальные границы данной области, края, республики,автономной области и т.д[9].
Основнымкритерием определения подследственности уголовного дела по территориальномупризнаку является место совершения преступления. В связи с тем, что по делуможет возникнуть множество препятствий для расследования дела по местусовершения преступления, выделяются различные критерии признака территориальной(местной) подследственности. Данные признаки выделяются по аналогии спризнаками территориальной подсудности.
Всоответствии с положениями ст. 152 УПК РФ предварительное расследованиепроизводится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Составынекоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебноерассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешенияданной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Дела, к примеру,о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, о злоупотреблениидолжностными полномочиями, о получении и даче взятки, о служебном подлоге идругих преступлений, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ, расследуются теморганом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которымвозбуждено уголовное дело.
Специальныеправила подследственности это те правила, которые позволяют определитьподследственность в тех случаях, когда имеет место конкуренция родовойподследственности нескольких органов предварительного расследования и в законене имеется указаний на персональную подследственность. Что создает некуюпроблему опять же и требует процессуального закрепления в УПК РФ.
Правилоо подследственности по связи дел содержится в ч.6 ст.151 УПК. По уголовнымделам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285, 285.1, 285.2, 286,290 — 293, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодексаРоссийской Федерации, предварительное следствие производится следователями тогооргана, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которымвозбуждено соответствующее уголовное дело[10].
Следовательлюбого следственного аппарата может расследовать эти дела, причем как в формепредварительного следствия, так и в форме дознания — в частности, по делам опреступлениях, предусмотренных ч.1 ст.150 УК.
Особонадо указать на то обстоятельство, что ст.ст.290-293 УК приведены в перечняхстатей уголовного закона, относящихся к родовой подследственности иследователей органов внутренних дел (п.3 ч.2 ст.151 УПК), и следователейпрокуратуры (подп. «а» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ). Если в данном указаниизаконодателя заложен определенный смысл, то можно говорить об ограничениидействия рассматриваемого правила о подследственности уголовных дел. Впрочем,здесь скорее следует говорить о небрежности законодательной техники. Нельзяразумно объяснить, почему по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст.290-293 УК РФ, предварительное следствие не могут производить следователи ФСБили Госнаркоконтроля. Правило о подследственности по связи дел не должно иметьтакого рода изъятий.
Сложнеесделать вывод относительно определения подследственности уголовных дел опреступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ (подследственность органоввнутренних дел, прокуратуры и ФСБ), ст.211 УК РФ (подследственность органовпрокуратуры и ФСБ), ст.227 УК РФ (подследственность органов внутренних дел ипрокуратуры), ст.304 УК РФ (подследственность органов внутренних дел ипрокуратуры) и ст. 359 УК РФ (подследственность органов прокуратуры и ФСБ).Предметные подследственности в приведенных случаях перекрывают друг друга.
Крометого, как следует из п.1 ч.3 ст.150, пп.3, 4 ч.3 ст.151, а также ч.5 ст.151УПК, по делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.188 УК, можетпроизводиться дознание дознавателями органов ФСБ, или дознавателями таможенныхорганов, или следователями органа, выявившего эти преступления. Причемпоследние могут проводить по ним и предварительное следствие.
Полагаем,что во всех приведенных случаях конкуренции подследственности применимо правилооб альтернативной подследственности.
Правилооб альтернативной подследственности приводится в ч.5 ст.151 УПК. Суть этогоправила состоит в том, что предварительное расследование производитсядознавателем или следователем органа, выявившего данное преступление. Согласноч.5 ст.151 УПК по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст.159(чч.2 и 3), 160 (чч.2 и 3), 171 (ч.2), 171.1 (ч.2), 172-174, 174.1, 176, 183,185, 187, 188, 190, 191 (ч.2), 192, 193, 195-197, 201, 202, 204, 206, 208-210,222 (чч.2 и 3), 226 (чч.2-4), 272-274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 (ч.2), 327.1(ч.2) УК, предварительное следствие может производиться также следователямиоргана, выявившего эти преступления[11].
Помимослучаев, специально указанных законом, данное правило применяется дляразрешения и других случаев конкуренции предметных подследственностейнескольких органов предварительного расследования, которые выше были приведенынами. Это правило позволяет компетентному органу, так сказать, явочным порядкомраспространить свою подследственность на то или иное дело.
Конечно,значение этого правила не абсолютно. Ибо, как уже указывалось, прокуроробладает универсальными (исключительными) полномочиями на определениеподследственности уголовных дел.
Сучетом сказанного отметим, что в современных условиях правило об альтернативнойподследственности проявляется двояко. Во-первых, правило об альтернативнойподследственности прямо сформулировано для случаев, которые непосредственноуказаны в ч.5 ст.151 УПК, а во-вторых, это правило фактически действует вситуациях реальной конкуренции предметных подследственностей двух и болееведомств.
Впоследнем случае окончательное решение по определению подследственностиостается за прокурором. Прокурор определяет орган, да и саму формупредварительного расследования, что вытекает из его процессуальных полномочий,приведенных в пп.2, 4, 8, 9 ст.37 УПК РФ.
§ 3.Порядок передачи уголовных дел по подследственности
Несмотря на то, чтоопределение подследственности уголовных дел является одним из общих условийпредварительного расследования, знание его положений необходимо уже в стадиивозбуждения уголовного дела. Дело в том, что правила, устанавливающие,должностные лица какого именно правоохранительного органа, и его службы,подразделения, должны расследовать уголовные дела конкретного видапреступления, не менее актуальны и для данной стадии.
Для наиболее эффективнойдеятельности по полученному сообщению и дальнейшему производству по уголовномуделу (в случае принятия решения о его возбуждении), крайне важно, чтобы ссамого начала работу по ним осуществлял тот орган, который будет впоследствиирасследовать данное уголовное дело.
При приеме сообщения опреступлении крайне сложно учесть все обстоятельства определяющиеподследственность, а то и невозможно, принимая в расчет: скудностьпервоначальной информации, а также вероятность изменения формы, в которойдолжно быть расследовано уголовное дело, либо подследственности при соединенииуголовных дел. Однако стремиться к максимально точному определениюподследственности и формы предварительного расследования на начальном этапепроизводства все же необходимо.
Статья 151 УПК РФопределяет, к компетенции какого именно правоохранительного органа (СК прокуратуры,ОВД, ФСБ, ФСКН и др.) относится расследование преступления в зависимости от егоквалификации.
Должностное лицо,принявшее сообщение о преступлении, расследование которого отнесено ккомпетенции другого правоохранительного органа, должно принять меры попресечению преступления, обеспечению сохранности следов и направлению сообщенияпо подследственности. Если же об обстоятельствах, свидетельствующих оподследственности другому государственному органу, станет известно уже в ходепроведения предварительной проверки, должностное лицо, производившее проверку,направляет материалы проверки по подследственности.
Еслирасследование преступления отнесено к компетенции ОВД, необходимо определить вкакой форме должно расследоваться данное преступление: в форме предварительногоследствия либо дознания.
Данное условие позволяетизбежать передачи сообщения, а также материалов предварительной проверкидругому лицу. Ведь любая передача материалов для дальнейшего производства поним другому лицу влечет за собой лишнюю трату времени, а подчас и проведениедополнительных процессуальных действий[12].
То, в какой форме должнобыть расследовано уголовное дело, в зависимости от части и статьи уголовногокодекса, устанавливающих уголовную наказуемость конкретного общественногоопасного деяния, закреплено в пункте 1 части 3 статьи 150 УПК РФ.
Согласно данной статье, вформе дознания предварительное расследование должно осуществляться по уголовнымделам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 117 частьюпервой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127частью первой, 129, 130, 150 частью первой, 151 частью первой, 153-157, 158частью первой, 159 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163частью первой, 165 частями первой и второй, 166 частью первой, 167 частьюпервой, 168, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 175 частями первой ивторой, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 188 частью первой,194, 203, 207, 213 частью первой, 214, 218, 219 частью первой, 220 частьюпервой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 223 частями первой ичетвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 230 частью первой, 231 частью первой,232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 240 частью первой, 241частью первой, 242, 243-245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частьюпервой, 253, 254 частью первой, 256 — 258, 260 частью первой, 261 частьюпервой, 262, 266 частью первой, 268 частью первой, 294 частью первой, 297, 311частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 315, 319, 322 частью первой, 322.1частью первой, 323 частью первой, 324-326, 327 частями первой и третьей, 327.1частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.
Допускается возможностьуказания прокурора о проведении предварительного расследования в форме дознанияи по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанныхв пункте 1 части 3 статьи 150 УПК РФ. Однако предугадать возможность такогоуказания, при приеме сообщения о преступлении маловероятно.
Согласно п. 14.3.Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции,утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 (в ред. Приказа МВД РФ от 03.05.2003 г. № 300) в случае невозможности прибытия на местопроисшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделенийкриминальной милиции участковый уполномоченный самостоятельно проводитпредусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложныеследственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иныхобстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления[13].
Заключение
Подследственностьв уголовном судопроизводстве РФ — установленная законом совокупность признаковпреступления, позволяющая определить, в какой форме должно вестись досудебноепроизводство по уголовному делу и какой конкретно орган предварительногорасследования должен вести следствие или дознание по уголовному делу.
Признакиподследственности уголовных дел:
· предметный(родовой),
· персональный(личный),
· территориальный(местный),
· альтернативный(по связи дел).
Анализправил ч. 1-3 ст. 151 УПК показывает, что:
1)они посвящены должностным лицам, которые осуществляют предварительное расследование,а именно:
а)следователям (они производят предварительное следствие). Это следователи СКП,Следственного комитета при МВД, а также следователи органов ФСБ и ФСКН России;
б)дознавателям (они осуществляют дознание). В настоящее время круг органовдознания и дознавателей следует определять в соответствии со ст. 40-41 УПК РФ ип. 1-8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
В ч.2 ст. 151 УПК указаны уголовные дела, по которым предварительное следствиеосуществляют соответственно следователи СКП, ФСКН, органов федеральной службыбезопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, а в п. 7 ч. 3 ст.151 УПК — уголовные дела, по которым следователи СКП осуществляют такжедознание. В ч. 3 ст. 151 УПК исчерпывающим образом указаны уголовные дела, покоторым производится дознание, а также дознаватели (и органы, должностнымилицами которых они являются) которые производят дознание по соответствующимуголовным делам. Перечень этих уголовных дел, а также круг дознавателей иорганов дознания указанный в ч. 3 ст. 151 УПК — весьма часто изменяются,дополняются и уточняются поэтому эти изменения следует постоянно отслеживать.
Должностное лицо,принявшее сообщение о преступлении, расследование которого отнесено ккомпетенции другого правоохранительного органа, должно принять меры попресечению преступления, обеспечению сохранности следов и направлению сообщенияпо подследственности. Если же об обстоятельствах, свидетельствующих оподследственности другому государственному органу, станет известно уже в ходепроведения предварительной проверки, должностное лицо, производившее проверку,направляет материалы проверки по подследственности.
Списокиспользованной литературы:
1. Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2009 года) // СЗ РФ от 24 декабря 2001 г. — № 52 (часть I) — Ст. 4921.
2. Федеральный законот 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от28 ноября 2009 г.) // ВВС РФ. – 1992. — №8. Ст. 366.
3. ПриказГенеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 136
«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органовпредварительного следствия» // Законность. – 2007. — № 11.
4. Александров А.Подследственность уголовных дел // Российская юстиция. – 2003. — № 10. – С. 23.
5. Зайковский В.Н.Обеспечение прав и свобод личности в процессе оперативно-розыскной деятельности// Государственно-правовые проблемы обеспечения и защиты прав граждан.Тверь.1997. С. 82.
6. Жидких А.А.Обеспечение безопасности потерпевших несовершеннолетних на предварительномследствии // Вестник МВД России. 1997. №6. С. 67.
7. Карпец И.И.Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С. 244.
8. Комментарий кУголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (науч. ред. В.Т. Томин,М.П. Поляков). — 3-е изд., перераб. и доп. «Издательство Юрайт», 2009. С. 245.
9. Назаренко В.Формы расследования преступлений // Законность. – 2002. №12. – С. 4.
10. Савицкий В.М.Закон надо совершенствовать, но не ухудшать // Соц. законность. 1990. № 1. С29-32.
11. Уголовныйпроцесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) — 2-е изд., перераб.и доп. — «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. С. 372.
12. Уголовныйпроцесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под общ. ред.В.М. Лебедева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С.427.
13. Черкасов Д.А. Изменение правового регулированиясоединения уголовных дел на предварительном расследовании по УПК РФ 2001 г. / Черкасов Д.А. //Науч. исслед. высш. шк. — Тюмень, 2004. С. 17.
14. Якимович Ю.К.,Пан Т.Д. Предварительное следствие по УПК РФ.– Томск, 2002. С. 42.