Образ Петербурга в цикле Н.А. Некрасова "О погоде"

В стихах Н.А. Некрасова главной темой является тема народных страданий. Писателю самому пришлось пережить много трудностей и невзгод, после того как он переехал в Петербург. Но это позволило ему увидеть город изнутри.
На мой взгляд, цикл стихотворений “О погоде” – редкий случай, когда цензура в чем-то поспособствовала увеличению художественных достоинств произведения. Ее запрет на открытые обличения и политические призывы привел к тому, что Н.А Некрасов стал писать цикл стихотворений о нелегкой судьбе петербургской бедноты под видом заметок о погоде. Это привело к созданию поразительно “одухотворенного” образа города. Если бы не этот конфликт, стихотворение могло бы сильно потерять в художественном отношении. А так, будучи вынужден прибегать к иносказаниям, Некрасов, может быть, и создал образ Петербурга как живого существа, настроение которого отражается в явлениях природы.
Погода – это “выражение лица” города, если идет дождь, можно сказать, что он плачет, выглянувшее солнце кажется нам улыбкой. Петербург предстает перед нами то рыдающим, когда идут бесконечные осенние дожди, то с прекрасной и одновременно смертоносной улыбкой мифической Горгоны, когда красота зимних улиц оказывается для человека губительной. Он старается сделать все, чтобы досадить человеку : летом поднимает столбы пыли, весной нагоняет завесу тумана. Этой череде выражений гнева, горя, ужаса и страха Некрасов противопоставляет спокойное, умиротворенное описание сельской идиллии:
Солнце, воздух, цветов аромат –
Это всех поколений наследство.
Изображение Некрасовым города в виде живого существа не случайно. Это стихотворение, как и многие другие его “гражданские” произведения, пронизано довольно тривиальным умозаключением – корень народных страданий не в самом народе, а вне его. Образ города, который занят истреблением своих обитателей, тех, кто создает его и о нем заботится, напрашивается сам собой.
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
Не случайно вместе с природными бедствиями, буквально через несколько страниц, Некрасов описывает человеческое злодеяние, совершенное богатыми против бедных.
Это изображение Петербурга можно обобщенно назвать образом русской столицы. Мне кажется, что такой образ не вяжется с нашим представлением о Петербурге времен Петра – городе молодом и прекрасном. Не подходит этот образ и Ленинграду, который, в отличие от Москвы, называвшейся до восстановления в правах столицы “Москвой купеческой”, всегда хранил дух возвышенной интеллигентности. Зато теперешней Москве, с ее контрастом роскоши и нищеты, этот образ весьма к лицу. По моему мнению, город становится врагом бедняков не по своей воле и даже не по воле богачей. Суть гораздо глубже – в самом человеке. Ведь даже во времена Некрасова был сильный поток людей из деревни в город, а особенно в столицу. Столица – это не просто сосредоточение дворцов и галерей, как поначалу кажется приезжему. Это центр человеческой жизни, деловой и социальной, это отражение иерархии человеческого общества, его неотъемлемая часть. Даже если всех людей переселить из Столицы, мне кажется, что на новом месте люди выстроят себе новую столицу, потому что стремление к иерархии, к борьбе, к власти – неотъемлемая часть человеческой природы.