Частная детективная и охранная деятельность в РФ

ЧАСТНАЯДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятиеи общая характеристика
2. Частнаядетективная (сыскная) деятельность
3. Частнаяохранная деятельность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Изменения в областяхобщественной жизни, политической, экономической, возникновение новых формсобственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности,стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектораэкономики неизбежно повлекли за собой изменения в системе защиты прав собственниковв России. Вследствие чего начал развиваться институт частной детективной иохранной деятельности.
В данный период времениактуальность темы очень высока. Количество частных охранных и детективныхорганизаций в России очень велико. Среди них встречаются как крупныеорганизации, встречающиеся на большой территории РФ, так и мелкие,осуществляющие свою деятельность, если так можно выразиться «формально».Качество оказываемых услуг у таких организаций оставляет желать лучшего, нозаконом им все, же разрешается вести охранную деятельность.
Еще одной причиной, покоторой актуальность данной темы высока, является то, что обеспечить в должноймере охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности всовременных условиях силами одних подразделений милиции общественнойбезопасности невозможно. В этих условиях органы внутренних дел стали нуждатьсяв привлечении для решения поставленных перед ними задач приданных сил.
Основная цель работы:анализ аспектов частной детективной и охранной деятельности, нормативных актоврегулирующих данную деятельность.

1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА
 
В соответствии состатьей 5 ФЗ от 8 августа 2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видовдеятельности» правительство Российской Федерации при осуществлениилицензирования устанавливает виды деятельности, лицензирование которыхосуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Данные виды деятельности установлены постановлением правительства РФ от 26января 2006 №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».Вышеуказанным постановлением негосударственная (частная) охранная деятельностьи негосударственная (частная) сыскная деятельность отнесены к видамдеятельности, лицензированием которых занимается МВД РФ.
В этом же постановлениидается поручение органам исполнительной власти представить проект актаправительства Российской Федерации об утверждении формы бланка документа,подтверждающего наличие лицензии. Таким актом стало постановление правительстваРФ от 11 апреля 2006 №208 «Об утверждении формы документа, подтверждающегоналичие лицензии».
11 марта 1992 вступил всилу закон РФ №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности вРоссийской Федерации». И так как, в соответствии со статьей 5 ФЗ от 8 августа2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», правительствоРоссийской Федерации наделено полномочиями утверждать положения олицензировании конкретных видов деятельности, оно вынесло ряд постановленийкасающихся детективной и охранной деятельности.
Постановлениеправительства РФ от 14 августа 2002 №600 «Об утверждении положения олицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и положения олицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности», в которомописаны общие положения о частной детективной и охранной деятельности. А такжепостановление правительства РФ от 14 августа 2002 №587 «Вопросынегосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскнойдеятельности», в котором утверждены виды вооружения и спец.средств для частнойдетективной и охранной деятельности, правила сдачи квалификационного экзамена, ит.п.
Непосредственнымнормативным актом МВД РФ, утверждающим организацию работы и контроль надчастной детективной и охранной деятельностью, является приказ МВД РФ от 19 июня2006 №447 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел полицензированию и осуществлению контроля за частной детективной и охраннойдеятельностью на территории РФ». Данный нормативный акт издан не только всоответствии с ранее описанными нормативными актами, но также и с ФЗ от 13декабря 1996 №150-ФЗ «Об оружии», постановлением правительства РФ от 21 июля1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия ипатронов к нему на территории РФ» и иными внутриведомственными нормативнымиактами.
Частная детективная иохранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основеуслуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение(лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальнымипредпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
На граждан,осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов,закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, нераспространяется.
Граждане, занимающиесячастной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либооперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенцииорганов, которым такое право предоставлено.
Иностранные граждане,граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства,иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей(участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлятьчастную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ееосуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охраннойорганизацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международнымидоговорами Российской Федерации.[1]
Обучение частныхдетективов и работников частных охранных организаций в заочной форме и в формеэкстерната не допускается.
Правовую основу частнойдетективной и охранной деятельности составляют Конституция РоссийскойФедерации, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»,другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.
В целях охраныклиентов, выполняемой на договорных началах, сотрудники охранных службосуществляют: защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников;обеспечивают порядок в местах проведения массовых мероприятий; проектируют,устанавливают и обслуживают средства охранно-пожарной сигнализации; выполняютдругие виды услуг. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в видевооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические ииные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающейсреде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Услуги на оказаниечастной детективной и охранной деятельности между субъектами, имеющими на этоправо, и клиентами осуществляются на основании договора. Договор, заключаемыймежду субъектами частной детективной деятельности и клиентом, являетсядоговором возмездного оказания услуг (по данному договору исполнитель обязуетсяпо заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия илиосуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги).Согласно ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, исполнительобязан указать услуги лично, так как при оказании услуги её качество напрямуюзависит от личности исполнителя. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услугив сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.Заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплатыисполнителю фактически понесенных им расходов. Исполнитель вправе отказаться отисполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условииполного возмещения заказчику убытков.
Частная детективная иохранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначенияпособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносовв Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд государственного социальногострахования Российской Федерации.
Граждане, занимающиесячастной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели,получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием имиохранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью,осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации ивключается в состав ее затрат.
Оказание сопротивления,угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг всвязи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность всоответствии с законом.
Нарушение установленныхнастоящим Законом требований к осуществлению частной детективной и охраннойдеятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственностьв соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ(СЫСКНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Частный детектив — гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуальногопредпринимателя, получивший в установленном законом порядке лицензию наосуществление частной детективной (сыскной) деятельности, отнесенные законом квидам детективной деятельности.[2]
Совмещение частнойсыскной деятельности с государственной службой либо выборной оплачиваемойдеятельностью не разрешается законом.
В целях сыскаразрешается предоставление следующих видов услуг:
1. изучениерынка;
2. сборинформации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежныхделовых партнеров;
3. выяснениебиографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах(с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
4. собиратьсведения по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участникамипроцесса (в течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбортаких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо,производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находитсяуголовное дело);
5. осуществлятьпоиск без вести пропавших граждан и поиск утраченного гражданами илипредприятиями, организациями, учреждениями имущества и оказывать другие услуги.
Основнымипотенциальными клиентами частного детектива в связи со сбором сведений погражданским делам являются лица, участвующие в деле. Таковые лица в теориигражданского процесса делятся на две группы.
К первой относятсялица, имеющие как материально-правовую, так и процессуально-правовуюзаинтересованность в исходе дела, выступающие от своего имени и в защиту своихинтересов: стороны (истец и ответчик), третьи лица (заявляющие самостоятельныетребования на предмет иска и не заявляющие самостоятельные требования напредмет иска).
Ко второй группе лиц,участвующих в деле, относятся лица, имеющие только процессуально-правовуюзаинтересованность в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени, но взащиту чужих интересов: прокурор, органы государственной власти и органыместного самоуправления, вступающие в процесс по собственной инициативе или поинициативе других лиц для дачи заключения; лица, обращающиеся в суд в защиту прави законных интересов других лиц. Прокурор как должностное лицо, участвующее вгражданском процессе, в силу особенностей своего положения не будет являтьсясубъектом договорных отношений с частным детективом. Однако не исключено, чтоорганы государственной власти или органы местного самоуправления, которыеобращаются в суд за защитой неопределенного круга лиц, могут в определенныхслучаях заключить договор с частным детективом для сбора сведений, имеющихзначение для дела.
В рамках сыскнойдеятельности детективы могут осуществлять изучение рынка, сбор информации дляделовых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловыхпартнеров. Указанное направление сыскной деятельности связано со сбороминформации о субъекте потенциальных или уже заключенных сделок, предмете этихсделок, условиях их совершения и иных обстоятельствах, имеющих значение дляпредупреждения возможных негативных экономических или юридических последствий всфере финансово-хозяйственной деятельности организации, заключившей договор наоказание детективных услуг.
В принципе любаяорганизация, коммерческая или некоммерческая, при совершении сделок постоянноподвержена риску, быть дезинформированной о субъекте сделки, его реальныхнамерениях и условиях совершения сделки. Соответственно, чтобы этого неслучилось, на этапе преддоговорной работы необходимо тщательно изучитькоммерческую биографию партнера, его экономическую состоятельность,добросовестность, авторитет и другие факторы деятельности, которые могутповлиять на ту или иную сторону предполагаемых правоотношений. Если уорганизации нет собственной службы безопасности, но она заинтересована вкачественной и профессиональной проверке данных обстоятельств, то оптимальнымрешением будет заключение договора с частным детективным предприятием.
В частности, детективымогут выяснить важную информацию о потенциальном работнике, а именнобыло ли применено к лицу в качестве меры уголовного наказания лишение правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью втечение определенного срока (от 1 года до 5 лет). Соответственно, указанныелица не могут быть приняты на работу, связанную с замещением таких должностейили осуществлением такой деятельности в течение срока, определенного приговоромсуда. Относительно некоторых видов работ существуют конкретные ограничения. Например,к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаютсялица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, атакже лица, которые имели судимость за определенные преступления (ч.2 ст.53Закона «Об образовании»).
К видам частнойдетективной деятельности относится осуществление поиска без вести пропавшихграждан либо поиска утраченного физическими или юридическими лицами имущества.
Указанные виды частнойдетективной деятельности аналогичны отдельным направлениям деятельности,которые осуществляют органы дознания в рамках оперативно-розыскных мероприятий.Однако поиск граждан и имущества, которым занимается частный детектив, имеетпри формальном сходстве существенное отличие от поиска без вести пропавших иутраченного имущества, который осуществляется органами внутренних дел и инымиуполномоченными органами.
При осуществлениичастной детективной деятельности сыщик не вправе:
•скрывать отправоохранительных органов ставшие ему известными факты готовящихся илисовершенных преступлений;
•выдавать себя засотрудника правоохранительных органов, собирать сведения, связанные с личнойжизнью граждан, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
•прибегать к действиям,посягающим на права и свободы граждан;
•совершать действия,ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
•фальсифицироватьматериалы и вводить в заблуждение клиента, а также совершать некоторые другиедействия, предусмотренные Законом о детективной деятельности в РоссийскойФедерации.
Оказывать гражданам июридическим лицам услуги сыскного и охранного характера имеет право строгоограниченный круг субъектов, соответственным образом зарегистрированных,имеющих лицензию на право заниматься частной детективной и охраннойдеятельностью, отвечающих всем требованиям законодательства. К таким субъектамотносят: частных детективов и охранников, частные детективные и охранныеорганизации, объединения частных детективных организаций, филиалы частныхдетективных организаций, смешанные детективно-охранные службы, создаваемые напредприятиях и именуемые службами безопасности.
В ходе частной сыскнойдеятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия),наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия ихвладельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдениедля получения необходимой информации, а также использование видео- иаудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющихвреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.
В случае необходимостиоказания частным детективом услуг, сопряженных с опасностью для их жизни издоровья, им разрешается использование специальных средств. Выдача лицензий наосуществление частной сыскной деятельности осуществляется органами внутреннихдел в пределах их компетенции.
Для того чтобыоказывать услуги сыскного характера или поступать на работу в частное сыскноепредприятие в качестве детектива, лицо должно получить лицензию на правозаниматься частной детективной деятельностью в соответствующих органахвнутренних дел. Процесс лицензирования представляется весьма важным этапом,поскольку для получения лицензии лицо должно соответствовать определеннымтребованиям, установленным в законе, иметь специальное образование и подготовкуи т. д. Выдавая лицензию на право заниматься частной детективной деятельностью,государство в лице отдельных его органов — органов внутренних дел гарантируетопределенную степень подготовки данного лица к сыскной работе, егоквалификацию.
Под лицензией на правозаниматься частной детективной деятельностью понимается выдаваемое органамивнутренних дел в пределах их компетенции разрешение на осуществление частнойдетективной деятельности.
Гражданин, претендующийна получение лицензии, на осуществление частной детективной деятельности,обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел:
1. заявлениео предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовойформы и места нахождения юридического лица; фамилия, имя, отчество, данныедокумента удостоверяющего личность; лицензируемой деятельности; предполагаемаятерритория осуществления частной детективной деятельности;
2. анкету;
3. фотографии;
4. медицинскуюсправку о состоянии здоровья;
5. документы,подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования илипрохождение профессиональной подготовки для работы в качестве частного сыщика,либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трехлет;
6. сведенияо потребности в технических средствах и намерении их использовать;
7. копииучредительных документов и свидетельства о государственной регистрациисоискателя лицензии в качестве юридического лица;
8. копиясвидетельства о государственной регистрации гражданина в качествеиндивидуального предпринимателя;
9. копиясвидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе суказанием идентификационного номера налогоплательщика;
10. документ,подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
11. копиидокументов, подтверждающих наличие у руководителя сыскной организации илииндивидуального предпринимателя квалификации, соответствующей требованиям,предъявляемым Законом Российской Федерации «О частной детективной иохранной деятельности в Российской Федерации».
Копии документов, незаверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала.[3]
Органы внутренних делвправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленныхдокументах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числепутем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.
Лицензия не выдаетсягражданам:
1. недостигшим двадцати одного года;
2. гражданам,состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психическогозаболевания, алкоголизма или наркомании;
3. гражданам,имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
4. гражданам,которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопросаоб их виновности в установленном законом порядке);
5. бывшимработникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частнойдетективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
6. гражданам,не представившим необходимые документы;
7. гражданам,уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иныхправоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;[4]
8. гражданам,в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, имеется заключение, соответствующегооргана, о невозможности допуска к осуществлению частной детективнойдеятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан,возникновением угрозы общественной безопасности;
9. гражданам,не прошедшим обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
В отношениисоответствия Конституции РФ пункта 5 статьи 6 ФЗ РФ от 11 марта 1992 года№2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»,в котором указано, что граждане, уволенные с государственной службы, изсудебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим ихоснованиям должно быть отказано в получении лицензии на осуществление частнойдетективной деятельности, Конституционный Суд РФ определил:
1. пункт5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации «О частнойдетективной и охранной деятельности в Российской Федерации» подлежитприменению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным внастоящем Определении исходя из правовых позиций Конституционного СудаРоссийской Федерации, сохраняющих свою силу;
2. выявленныйКонституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл пункта5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации «О частнойдетективной и охранной деятельности в Российской Федерации» являетсяобщеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительнойпрактике.
Также КонституционныйСуд РФ установил, что по общему правилу, закрепленному в отраслевомзаконодательстве (трудовом, административном, уголовном), негативныепоследствия привлечения гражданина к той или иной юридической ответственности(дисциплинарной, административной, уголовной) в связи с совершением имконкретного правонарушения ограничены определенным сроком. Применение судамиобщей юрисдикции пункта 5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации«О частной детективной и охранной деятельности в РоссийскойФедерации» вне системной связи с положениями отраслевого законодательствао перечне оснований увольнения с государственной службы, считающихсякомпрометирующими, и сроках претерпевания гражданином соответствующих неблагоприятныхправовых последствий, приводило бы к ущемлению права лица, претендующего наработу в качестве частного детектива или частного охранника, свободнораспоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности ипрофессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), которое неможет быть оправдано указанными в статье 55 (часть 3) Конституции РоссийскойФедерации целями. Это означает, что суды общей юрисдикции и иныеправоприменители должны, исходя из фактических обстоятельств конкретного дела(давности увольнения по компрометирующему основанию лица, претендующего наполучение лицензии, степени тяжести совершенного им проступка, его личныхкачеств и других обстоятельств), применять данную норму в системной связи сположениями отраслевого законодательства об ответственности за совершениеконкретных правонарушений и сроках претерпевания гражданином неблагоприятныхправовых последствий привлечения к юридической ответственности.[5]
Лицензирующий органпринимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии всрок, не превышающий 45 дней.
Лицензия наосуществление сыскной деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действиялицензии может быть продлен на 5 лет по заявлению лицензиата, представляемому влицензирующий орган не позднее, чем за один месяц до истечения срока еедействия.
В случае отказа ввыдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этомгражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение илинарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящийорган внутренних дел или суд. Гражданину, получившему лицензию на работу вкачестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременновыдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.
Частная детективная организация — организация, имеющее специальное разрешение (лицензию) на осуществлениечастной детективной (сыскной) деятельности, выданную в установленном закономпорядке органами внутренних дел в пределах их компетенции и осуществляющее навозмездной договорной основе услуги физическим и юридическим лицам в целяхзащиты прав и законных интересов своих клиентов. Частные детективные организациивправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации. При этомкаждый филиал должен получить лицензию в соответствующем органе внутренних делпо месту своего расположения. Частные детективные организации вправе создаватьобъединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для ихруководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии начастную сыскную деятельность.[6]
Частная детективная организация(объединение) обязана заключить с каждым из своих клиентов письменный договорна оказание сыскных услуг, в котором должны быть отражены сведения одоговаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид исодержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ееопределения.
Договор считаетсязаключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнутосоглашение по всем его пунктам, и он составлен с соблюдением всехпредусмотренных законом условий.
В договорепредусматривается обязанность частной детективной организации представитьклиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который долженвключать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии сдоговором.
Договор на оказаниесыскных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет.
Споры по расчетам зауслуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективнымпредприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами,рассматриваются в судебном порядке.

3. ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
детективный охранныйнормативный договорной
Частная охраннаядеятельность — деятельность организаций, специально учрежденных для защитыжизни и здоровья граждан от противоправного посягательства; охраны имуществасобственников; проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания средствохранно-пожарной сигнализации; консультирования и подготовки рекомендацийклиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств, атакже обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Охранная деятельностьорганизаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране,перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациямразрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке,установленном Правительством Российской Федерации, а также использоватьтехнические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан иокружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Запрещается вооруженнаяохрана имущества на территориях закрытых административно-территориальныхобразований, а также приобретение и использование оружия частными охраннымиорганизациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.[7]
Частная охраннаяорганизация — организация, специально учрежденнаядля оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядкеи имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Лицензирование охраннойдеятельности осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территорииРоссийской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранныхуслуг, которые может оказывать лицензиат. Срок действия лицензии может бытьпродлен на 5 лет по заявлению лицензиата, представляемому в лицензирующий органне позднее, чем за один месяц до истечения срока ее действия.
Для получения лицензиисоискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
1. заявлениео предоставлении лицензии с указанием наименования, организационно-правовойформы юридического лица, места его нахождения, а также лицензируемойдеятельности;
2. копииучредительных документов и свидетельства о государственной регистрациисоискателя лицензии в качестве юридического лица;
3. копиясвидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе суказанием идентификационного номера налогоплательщика;
4. документ,подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
5. копиидокументов, подтверждающих наличие у руководителя охранной организацииквалификации, соответствующей требованиям, предъявляемым Законом РоссийскойФедерации «О частной детективной и охранной деятельности в РоссийскойФедерации».
Копии документов, незаверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала.[8]Органы внутренних дел проводят проверку полноты и достоверности, представленныхв заявлении сведений, документов, приложений к ним, в соответствии стребованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации.[9]
Лицензирующий органпринимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии всрок, не превышающий 45 дней.[10]
Частная охраннаяорганизация может быть создана только в форме общества с ограниченнойответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысячрублей. Для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать)услуги по вооруженной охране имущества и (или) иные услуги, уставный капитал неможет быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей. Предельный размеримущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охраннойорганизации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Немогут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации,привлеченные денежные средства.
Внесение в уставныйкапитал частной охранной организации средств иностранными гражданами,гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства,лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а такжеорганизациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанныеграждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международнымидоговорами Российской Федерации.
Руководитель частнойохранной организации должен иметь высшее профессиональное образование и пройтиповышение квалификации для руководителей частных охранных организаций.Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охраннойорганизации удостоверения частного охранника.
Руководитель частнойохранной организации не вправе замещать государственные должности РоссийскойФедерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должностигосударственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественныхобъединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, заисключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческойдеятельности.[11]
Обязательнымтребованием является наличие у работников частной охранной организации,осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органамивнутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительнойвласти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Работники частнойохранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальнойформенной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказаниеработниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одеждедолжно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
Частный охранник — гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедшийпрофессиональную подготовку для работы в качестве частного охранника, сдавшийквалификационный экзамен, получивший в установленном законом порядке удостоверениечастного охранника (документ, дающий право частному охраннику работать потрудовому договору с охранной организацией на должности, связаннойнепосредственно с оказанием охранных услуг) и работающий по трудовому договорус охранной организацией.
Квалификационныйэкзамен проводится, как правило, в образовательных учреждениях, реализующихпрограммы профессиональной подготовки частных охранников. К сдаче экзаменадопускаются лица, прошедшие обучение по программе профессиональной подготовкичастных охранников. Для организации приема экзамена в органах внутренних делсоздаются экзаменационные комиссии в порядке, установленном Министерствомвнутренних дел Российской Федерации. Гражданин для сдачи экзамена представляетпредставителю комиссии паспорт и медицинское заключение об отсутствиизаболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, поформе, установленной Министерством здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации. Экзамен состоит из проверки теоретических знаний, получаемыхпо программам профессиональной подготовки частных охранников, и практическихнавыков применения специальных средств, гражданского и служебного оружия всоответствии с получаемой гражданином квалификацией. Проверка теоретическихзнаний осуществляется согласно программе профессиональной подготовки частныхохранников в зависимости от получаемой квалификации в соответствии сположениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессийрабочих по следующим основным дисциплинам:
1. правоваяподготовка, в том числе по вопросам правового регулирования частной охраннойдеятельности, оборота специальных средств, гражданского и служебного оружия, атакже уголовного, административного, трудового и иного законодательстваРоссийской Федерации;
2. тактико-специальнаяподготовка;
3. использованиеспециальных средств;
4. техническаяподготовка;
5. медицинскаяподготовка;
6. огневаяподготовка (при необходимости получения соответствующей квалификации).
Порядок проведенияпроверки практических навыков применения специальных средств, гражданского ислужебного оружия устанавливается Министерством внутренних дел РоссийскойФедерации.
Для граждан, непрошедших проверку теоретических знаний либо практических навыков примененияспециальных средств, гражданского и служебного оружия, решением комиссииустанавливается время и место повторной проверки указанных знаний и навыков.
Результаты сдачиквалификационного экзамена оформляются экзаменационным листом, форма бланкакоторого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.Экзаменационный лист подписывается членами комиссии, принимавшими экзамен.
Комиссия в течение 5рабочих дней принимает решение о присвоении гражданину квалификации охранника всоответствии с положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работи профессий рабочих, а также выдаче документа о присвоении квалификацииохранника.
Решение комиссии можетбыть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экзаменационные листыхранятся в органах внутренних дел в течение 10 лет. Документ о присвоенииквалификации охранника выдается в течение 3 рабочих дней со дня принятиякомиссией соответствующего решения.
Документ о присвоенииквалификации охранника подписывается председателем (заместителем председателя)комиссии и заверяется печатью комиссии. Форма документа устанавливаетсяМинистерством внутренних дел Российской Федерации.[12]
Органы внутренних делвыдают удостоверения (их дубликаты), продлевают срок их действия и принимаютрешения об их аннулировании. Удостоверение выдается на 5 лет. Срок действияудостоверения продлевается на 5 лет после повышения квалификации.
Для полученияудостоверения гражданин представляет в орган внутренних дел по месту жительствалибо по месту нахождения охранной организации, следующие документы:
1. заявлениео выдаче удостоверения;
2. документоб уплате государственной пошлины за выдачу удостоверения;
3. копияпаспорта гражданина Российской Федерации;
4. медицинскоезаключение об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностейчастного охранника, по форме, установленной Министерством здравоохранения исоциального развития Российской Федерации;
5. копиясвидетельства о прохождении профессиональной подготовки частного охранника;
6. документо присвоении квалификации охранника.
Кроме документов,предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, гражданином представляются 2фотографии (4 x 6 см) и заполняется анкета, форма которой утверждаетсяМинистерством внутренних дел Российской Федерации.
В случае если гражданинработает в охранной организации и получает удостоверение по месту еенахождения, то дополнительно представляется выписка из трудовой книжки,заверенная подписью должностного лица и печатью организации. Указанныедокументы подаются в орган внутренних дел лично гражданином либо руководителемили уполномоченным представителем охранной организации.
Необходимые документыпринимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема вручается гражданину(представителю охранной организации). Заявление о выдаче удостоверения подлежитобязательной регистрации в установленном порядке. Копии документовпредставляются с предъявлением оригинала.
Решение о выдаче (оботказе в выдаче) удостоверения принимается не позднее 20 рабочих дней со днярегистрации заявления о выдаче удостоверения. В случае необходимости проведениядополнительных проверочных мероприятий указанный срок может быть увеличен, ноне более чем на 10 рабочих дней.
Решение об отказе ввыдаче удостоверения оформляется в письменной форме с указанием причин,послуживших основанием для отказа.
Удостоверение невыдается гражданам, которые:
1. непредставили необходимые документы, либо представили документы, содержащиенеполную или недостоверную информацию;
2. невправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранникав соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]
Право на приобретение правового статуса частногоохранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовкуи сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частногоохранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверениячастного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частныйохранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и еготрудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящимЗаконом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуетсяпредусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовойфункции в качестве работника частной охранной организации.
Не вправе претендовать на приобретение правовогостатуса частного охранника лица:
1. неявляющиеся гражданами Российской Федерации;
2. недостигшие восемнадцати лет;
3. признанныерешением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4. имеющиезаболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника.Перечень таких заболеваний устанавливается постановлением правительствомРоссийской Федерации от 19 мая 2007 №300 «Об утверждении перечня заболеваний,препятствующих исполнению обязанностей частного охранника»;
5. имеющиесудимость за совершение умышленного преступления;
6. которымпредъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об ихвиновности в установленном законом порядке);
7. непрошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника;
8. вотношении, которых по результатам проверки, проведенной в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможностидопуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышеннойопасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественнойбезопасности;
9. досрочнопрекратившие полномочия по государственной должности или уволенные сгосударственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органовпрокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии сзаконодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарногопроступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершениемпроступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему,если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольненияпрошло менее трех лет;
10. укоторых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям,указанным в законе, если после принятия решения об аннулировании прошло менеегода;
11. непрошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации впорядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частный охранникнаделяется правом задержать лицо, совершившее противоправное посягательство наохраняемую собственность, на месте правонарушения и незамедлительно передатьего в орган внутренних дел.
В целях охраныразрешается предоставление следующих видов услуг:
1. защитажизни и здоровья граждан;
2. охранаобъектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся всобственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативномуправлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или)имущества, предусмотренных законом;
3. охранаобъектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ попроектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средствохраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РоссийскойФедерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на ихсигнальную информацию;
4. консультированиеи подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты отпротивоправных посягательств;
5. обеспечениепорядка в местах проведения массовых мероприятий;
6. обеспечениевнутриобъектового и пропускного режимов (порядок, устанавливаемыйклиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству РоссийскойФедерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны иобеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможностьбесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса(выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны)) наобъектах, за исключением объектов, предусмотренных законом;
7. охранаобъектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускногорежимов на объектах, которые имеют особое значение для обеспеченияжизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которыхутверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В порядке,установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющимчастную охранную деятельность, предоставляется право содействоватьправоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективампредоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждениии раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административныхправонарушений.
Физическим июридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частногоохранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услугисвязанные с частной охранной деятельностью.
Контроль за частнойдетективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерацииосуществляют Министерство внутренних дел РФ, иные министерства и ведомстваРоссийской Федерации и подчиненные им органы и подразделения.
Контроль за частнойдетективной и охранной деятельностью в системе МВД России возлагается наначальников соответствующих подразделений МВД России, МВД республик, управлений(главных управлений) внутренних дел краев и областей, Москвы, Санкт-Петербургаи Ленинградской области, автономных образований в составе Российской Федерации,руководителей горрайорганов внутренних дел.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В настоящее времячастная детективная и охранная деятельность переживает «периоднормативно-правового многообразия». Одновременно действуют Федеральный Закон «Очастной детективной и охранной деятельности», Федеральный Закон «Об оружии»,Гражданский и Уголовный кодексы РФ, ряд Постановлений правительства РФ и соответствующихведомственных нормативно-правовых актов. Существенные изменения в правовую базувнес Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии,с которым были приняты новые нормативно-правовые акты и внесены изменения встарые.
Изменения в ФЗ РФ «Очастной детективной и охранной деятельности» носят весьма значимый характер.Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия ианнулирование лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Такимобразом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебномпорядке. Исключены требования получения персональных лицензий руководителямичастных охранных предприятий и охранниками. Более того, формально снятыограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, врезультате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования кохранникам, аналогичные требованиям к детективам. В то же время в статье 16часть 3 осталась норма, связывающая обязанность проходить периодическуюпроверку частных детективов и охранников, обладающих лицензией, на пригодностьк действиям в условиях, связанных с применением специальных средств иогнестрельного оружия.
Осуществление службамибезопасности «охранно-сыскной деятельности» можно трактовать двояко. Либо этосиноним охранной и сыскной деятельности, требующий получения двух лицензия,либо особый вид деятельности, формально под лицензирование не подпадающий.Трактовка зависит от ангажированности комментатора. Требования в отношении деятельностислужб безопасности одно – согласование устава. Однако правовой статусработников служб безопасности приравнен к работникам частных охранныхпредприятий и в связи с этим необходимо наличие соответствующей квалификации иполучение удостоверений охранников.
Анализвышеперечисленных нормативных документов неизбежно приводит к выводу обострейшей необходимости принятия новой редакции закона «О частной детективной иохранной деятельности» поскольку реальная практика негосударственной охранной исыскной деятельности настолько ушла вперед, что по ряду позиций следовать буквезакона невозможно, что приводит к достаточно вольному толкованию закона вподзаконных актах, поскольку иначе работать было бы затруднительно. Хотяпоправки, внесенные в Закон «О частной детективной и охранной деятельности», нестолько ликвидировали пробелы в праве, сколько породили новые, работать частнымдетективам и охранникам приходиться сейчас и руководствоваться необходимонынешней нормативно-правовой базой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. КонституцияРФ. // www.consultant.ru
2. ФЗот 10 июля 1992 №3266-1 «Об образовании». // www.consultant.ru
3. ФЗот 8 августа 2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». //www.consultant.ru
4. ФЗот 11 марта 1992 РФ №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности вРоссийской Федерации». // www.consultant.ru
5. ФЗот 13 декабря 1996 №150-ФЗ «Об оружии». // www.consultant.ru
6. ФЗот 30 ноября 1994 №51-ФЗ «Гражданский кодекс РФ». // www.consultant.ru
7. Постановлениеправительства РФ от 26 января 2006 №45 «Об организации лицензирования отдельныхвидов деятельности». // www.consultant.ru
8. Постановлениеправительства РФ от 11 апреля 2006 №208 «Об утверждении формы документа,подтверждающего наличие лицензии». // www.consultant.ru
9. Постановлениеправительства РФ от 14 августа 2002 №600 «Об утверждении положения олицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и положения олицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности». //www.consultant.ru
10. Постановлениеправительства РФ от 21 июля 1998 №814 «О мерах по регулированию оборотагражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ». //www.consultant.ru
11. постановлениеправительства РФ от 14 августа 2002 №587 «Вопросы негосударственной (частной)охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности». //www.consultant.ru
12. Постановлениеправительства Российской Федерации от 19 мая 2007 №300 «Об утверждении перечнязаболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника». //www.consultant.ru
13. ОпределениеКонституционного Суда РФ от 14 января 2003 №32-О. // www.consultant.ru
14. ПриказМВД РФ от 19 июня 2006 №447 «О мерах по совершенствованию деятельности органоввнутренних дел по лицензированию и осуществлению контроля за частнойдетективной и охранной деятельностью на территории РФ». // www.consultant.ru
15. Правоохранительныеорганы. Учебник — 6-е изд. // под ред. Петухов Н.А., Загорский Г.И