Крамаренко Людмила Алексеевна, к.э.н. Эволюция развития денежно-кредитной и финансовой систем России. Макроэкономическая политика России Эволюция развития денежно-кредитной и финансовой систем России. Макроэкономическая политика РоссииКрамаренко Л.А. кандидат экономических наук, доцент Оглавление Становление и развитие денежно-кредитной системы России Денежная система дореволюционной России Денежно-кредитная система СССР Становление и развитие денежно-кредитной системы России Банковская система России 2.1. Центральный Банк России 2.2. Становление банковской системы России 2.3. Макроэкономическая политика Банка России на современном этапе Становление и развитие финансовой системы России 3.1. Эволюция финансовой системы в дореволюционной России и в СССР 3.2. Финансовая система России 3.3. Инструменты финансовой политики^ 1. Становление и развитие денежно-кредитной системы России. 1.1 Денежная система дореволюционной России История развития денежной системы России уходит своими корнями в глубокую древность. ^ Централизация денежной системы получила развитие в 16 веке н.э. во времена Ивана Грозного. Первая денежная реформа была связана с утверждением государственной монополии на чеканку монет и регулирование денежного обращения. Одновременно были ликвидированы частные заказы на чеканку монет и частные монетные дворы. Была закреплена централизация чеканки монет только на Московском денежном дворе, находившемся в ведении Приказа большой казны. Для чеканки монет преимущественно использовалось серебро и медь. До открытия серебряных рудников власти испытывали нехватку серебра, в связи с чем для чеканки русских монет использовались переплавленные иностранные серебряные монеты.^ При Петре I в 1724 г. в Санкт-Петербурге был открыт Монетный двор. После открытия месторождений золота и с началом организации его промышленной добычи в России стали регулярно чеканиться золотые монеты.^ Первые бумажные деньги были выпущены в России в годы правления Екатерины II в 1769 г. Они получили название ассигнаций. Вначале курс ассигнаций был очень высок (98-101 коп. серебром за 1 руб. ассигнациями). Однако, уже в 1810 г. началось резкое падение курса ассигнаций в результате последствий русско-турецкой войны. В целях упорядочения денежного обращения в том же году премьер-министр российского правительства Сперанский М.М. разработал знаменитый «План финансов», в котором в том числе предусматривалось уничтожение ассигнаций, ограничение обращения медных монет, а также создание государственного эмиссионного банка для выпуска разменных на серебро банковских билетов (банкнот). Однако этот план до конца не был реализован, вследствие войны с Наполеоном 1812 г. И только в 1839-1843 гг. ассигнации были полностью выведены из обращения. В 1860 г. был создан Государственный банк России, который стал выполнять все функции центрального эмиссионного банка. В конце XIX века в России уже была развита промышленная добыча золота, что сделало возможным преобразование денежной системы страны. Россия раньше других стран перешла к промышленной добыче золота, опередив в этом отношении Северную Америку на 35 лет, Австралию на 37 лет, Южную Африку на 50 лет. Добыча золота в то время достигала 42 тонн в год. В результате Госбанк России смог создать мощный золотой фонд, и уже к началу XX века министром финансов С.Ю. Витте в России был введен золотой стандарт и золотой обращение. За 5 лет золотой запас Госбанка России вырос в 2,3 раза и составил 1095,5 млн. руб. К 1913 г. Россия стала одной из крупнейших держав мира и переживала расцвет.^ 1.2. Денежно-кредитная система СССР После Октябрьской революции 1917 г. руководство Советской России приступило к ликвидации товарно-денежных отношений (так называемая политика военного коммунизма). Идеологи коммунистической партии считали, что в создаваемом новом коммунистическом обществе деньги не потребуются, поэтому их предполагалось уничтожить в короткий срок с помощью неограниченной эмиссии. Началась ликвидация товарно-денежных отношений. К сентябрю 1918 г. большевики захватили, национализировали, а затем упразднили все кредитные учреждения страны, оставив только Госбанк, который был переименован в Народный банк. Советское правительство аннулировало все внутренние и внешние государственные займы. В 1920 г. Народный банк был также упразднен, а неограниченное право эмиссии денег было предоставлено местным органам советской власти. Фактически это означало ликвидацию банковской системы. Следствием политики свертывания товарно-денежных отношений явилась политика, направленная на ликвидацию денег. Уничтожить деньги предполагалось с помощью неограниченной эмиссии, результатом которой является такое обесценение денег, что они сами по себе отмирают. В связи с отсутствием полиграфической базы деньги «выпускались» на любой, имеющейся в распоряжении бумаги, даже на этикетках от винных бутылок. Для выпуска купюры в обращение достаточно было написать на бумаге номинал (например «3 рубля»), слово «обеспечено» и поставить печать местного органа власти. Такие «деньги» назывались «совзнаками» и обслуживали розничную торговлю. Бесконтрольная необоснованная эмиссия в короткие сроки привела к практически полному обесценению денег и утраты ими своих функций. В общей сложности за период с 1913 до 1922 г. индекс цен на товары вырос в 127 млн. раз. К концу 1922 г. можно было констатировать распад денежно-кредитной системы страны. В результате было полностью нарушено товарно-денежное обращение, предприятия перестали функционировать, появился натуральный обмен, начались восстания рабочих, крестьян, голодные бунты. Провал политики военного коммунизма вынудил советское правительство перейти к новой экономической политике (НЭП) , направленной на возрождение товарно-денежных отношений. Начала постепенно восстанавливаться кредитная система. Был восстановлен Госбанк, которому было поручено провести денежную реформу. Однако это оказалось не простым делом. В течение 1,5 лет в России существовала денежная система особого типа – система обращения двух бумажных валют – новых банкнот (червонцев) и старых совзнаков. Для обмена совзнаков понадобилось целых три последовательных денежных реформы, в результате которых денежная масса была уменьшена в 50 триллионов раз. В период действия НЭПа были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы. В конце 20-х годов НЭП был ликвидирован. Правительство взяло курс на централизацию управления экономикой страны. В денежной сфере также произошли существенные изменения: рубль стал неконвертируемым, золотое содержание рубля формальным, а денежная система СССР – замкнутой.^ В годы Второй мировой войны и в послевоенный период Правительство СССР неоднократно прибегало к дополнительной денежной эмиссии для покрытия расходов на оборону и на восстановление народного хозяйства после войны. В то же время экономика СССР находилась в состоянии относительного макроэкономического равновесия. Соблюдалась строгая финансовая дисциплина, не допускались значительные размеры дефицита бюджета даже в случае острой нехватки финансовых ресурсов. Было проведено несколько денежных реформ с целью сокращения избыточной денежной массы.^ Со второй половины 60-х годов темпы экономического роста существенно замедлились. СССР объявил западным странам «холодную войну», что требовало постоянного поддержания военного паритета (гонка вооружений). Грандиозная программа переоснащения Вооруженных Сил СССР ракетно-ядерным оружием нового поколения, массированная экономическая и военная поддержка родственных идеологических режимов и политических движений в развивающихся странах требовали больших расходов. Стране требовались валютные резервы. Экспортными отраслями были только нефте- и газодобывающие отрасли. Однако финансовые возможности СССР неуклонно падали.^ С начала 1970 гг. растущий дефицит бюджета во все большей мере стал покрываться путем увеличения кредитования экономики со стороны банковской системы. Как известно дополнительные кредиты увеличивают денежную массу в обращении. С 1961 по 1985 гг. темпы роста денежной массы составляли более 10 % в год и превышали темпы роста ВВП сначала в 2, а к 1985 г. уже в 3 раза, что привело к резкому росту темпов инфляции.^ Пришедшее в 1985 г. к власти новое правительство Горбачева М.С. попыталось изменить макроэкономическую ситуацию в стране, однако его действия были ошибочными, требовали больших бюджетных расходов, что еще более усугубило ситуацию. Для финансирования растущего дефицита бюджета продолжали использоваться ресурсы Госбанка СССР. Чистый прирост кредитов по отношению к ВВП составил в 1986 г. 2,8 %, а в 1990 г. уже 14,1 %. темпы роста денежной массы за период с 1986 по 1990 г. увеличились до 15,8 % в год. Административный контроль над ценами уже не мог сдерживать инфляцию. Давление избыточной денежной массы было сильнее административных распоряжений.В 1988-89 гг. в стране был взят курс на построение «рыночного социализма» и управляемой плановой экономики. При этом правительство стремилось сохранить централизованную банковскую систему и одновременно перевести государственные банки на полный хозрасчет. Однако банки не получили собственных капиталов, и полностью централизованная система управления банковскими ресурсами сохранилась, что было не эффективным и не отвечало требованиям времени. В результате на базе отраслевых министерств стали создаваться первые коммерческие банки. Всего за 1988-89 гг. в стране было создано около 150 банков. Так в России начала формироваться двухуровневая банковская система. В 1990 г. В стране функционировали уже свыше 300 коммерческих банков, к началу 1992 г. – 1414.В 1990-91 гг. были проведены денежные реформы, повышены оптовые цены промышленности, введен новый налог – налог с оборота. Но все эти меры не принесли ожидаемых результатов. В мае 1991 г. инициатива в макроэкономической политике перешла от союзного руководства к руководству РСФСР во главе с Ельциным Б.Н., который начал активную кампанию по привлечению советских предприятий под юрисдикцию РСФСР. ЦБ РФ начал самостоятельно, независимо от Госбанка СССР, кредитовать российское правительство и российские предприятия, что послужило началом перелома макроэкономической ситуации. Окончательный же перелом произошел весной 1991 г., когда союзные предприятия, перешедшие под юрисдикцию РСФСР (а таких было большинство), перестали перечислять налоги в союзный бюджет, лишив руководство СССР финансовой основы. Союзному руководству не оставалось ничего иного, как восполнять недостаток финансовых ресурсов с помощью кредитной эмиссии. Конкуренция двух властей и последовавший провал попытки силового решения вопроса о власти (августовский путч 1991 г.) положил конец существованию СССР. Таким образом, действия руководства РСФСР нанесли смертельный удар финансовой и денежной системе СССР, а вслед за этим и его политическим структурам.К концу 1991 г. прирост денежной массы составил 60,7 % ВВП РСФСР, что полностью уничтожило государственную торговлю, породило огромный дефицит бюджета. Валютные резервы практически полностью отсутствовали, что повлекло за собой банкротство Внешэкономбанка, появилась реальная угроза голода в крупных городах в связи с нарушением поставок в них продовольствия, предприятия перестали реагировать на административные приказы, резко повысилась социальная напряженность. Темпы инфляции составляли 11 % в месяц. Курс рубля продолжил свое падение по отношению к доллару США и в целом за год обесценился почти в 7 раз. В результате началось массовое бегство от национальной валюты, которое позже привело к эффекту валютного замещения – «долларизации» экономики России. Активность валютного рынка стала одним из самых неподавляемых источников российской инфляции. Финансовый кризис 1985-1990 гг. был вызван как всей предшествовавшей политикой руководства СССР, так и популистской политикой Горбачева.^ 1.3. Становление и развитие денежно-кредитной системы России Полная потеря управления экономикой потребовала от правительства восстановления элементарной макроэкономической сбалансированности, и первоочередной задачей стала стабилизация денежной системы, в целях которой в 1992 г. были объявлены либерализация цен и валюто-обменных операций. В действительности же произошел полный отпуск цен, и государство отказалось от их контроля. В то же время понятие либерализации цен подразумевает частичный отпуск цен под контролем государства. Так, в западно-европейских странах после Второй мировой войны цены контролировались со стороны государства еще в течение 10-15 лет, что позволило сохранить от обесценения доходы населения и предприятий и, следовательно, экономику в целом. В России в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная плата возросла в 1,3 раза, а индекс потребительских цен – в 26 раз. 23 % населения (34 млн. чел.) имели доход ниже прожиточного уровня. Страна встала на грань гиперинфляции. Резкому росту цен способствовал также денежный навес, образовавшийся еще в советское время. К началу 1992 г. денежная масса составляла 76,5 % ВВП, а уже к концу года вследствие роста цен этот показатель сократился до 15 %. Таким образом, денежный навес был ликвидирован за первые 4 месяца рыночных преобразований. Однако инфляция не снизилась, что было обусловлено некорректной макроэкономической политикой Правительства РФ. Основной задачей в рамках финансовой стабилизации было обеспечение бездефицитности федерального бюджета, которую, как известно, можно достичь двумя путями или их сочетанием: совершенствованием налоговой системы и путем заимствований. Однако, разрыв между расходами и доходами бюджета покрывался за счет дополнительной эмиссии денег. В целях уменьшения денежной массы в обращении Центральный Банк ужесточил условия кредитования коммерческих банков (была повышена учетная ставка до 80 % и установлен лимит прироста кредитов Центробанка в размере 15 %). Если бы эти условия были выдержаны хотя бы в течение года, то темпы инфляции удалось бы снизить до 3-5 % в месяц. Но этого сделано не было. Эмиссия денег и прямых кредитов Центробанка в целях покрытия дефицита бюджета все продолжалась. Прирост кредитных ресурсов достиг 125 % по сравнению с запланированными 15 %. Дестабилизацию денежной системы усилило продолжавшее кредитование Центробанком государств рублевой зоны. Массированное кредитование Центробанком коммерческих банков не имело никакого экономического обоснования. Его масштабы и отсутствие контроля над использованием полученных средств дают повод говорить о политических и даже криминальных мотивах. Именно в этот период была сформирована основная часть финансового состояния крупнейших банков России. Наряду с денежно-кредитной политикой большое значение для экономики имеет политика обменного курса, которая является составной частью макроэкономической политикой любого государства. В России в условиях переходного периода существовала множественность валютных курсов, которая в июле 1992 г. была отменена. Был введен новый механизм определения обменного курса национальной валюты – единый официальный курс российского рубля к доллару США, который устанавливался по результатам торгов одной из восьми валютных бирж России – Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Однако этот механизм был непродуманным, поскольку на биржевые торги в целом приходилось до 20 % всех валютных операций. Оставались за пределами внимания 80 % валютных операций на внебиржевом рынке, а также динамика важнейших макроэкономических показателей, таких как ВВП и прирост денежной массы. Совершенно очевидно, что в результате использования такого механизма курс рубля был недостоверным, что предопределило его дальнейшее падение.Либерализация валюто-обменных операций на фоне бесконтрольного неограниченного кредитования коммерческих банков и постоянного падения обменного курса рубля сделала чрезвычайно доходным и привлекательным валютный рынок. Доверие к рублю все больше падало, а к доллару возрастало, что привело к «долларизации экономики», что, по сути, означало утрату рублем функции денег. Доллар стал выполнять функции средства обмена, средства платежа (обращения), стоимостного эквивалента, средства сбережения. Валютный рынок был буквально атакован рублевой массой. Спрос на американскую валюту во много раз превышал предложение. В январе 1993 г. темпы инфляции составляли 2 % в день, соответственно 60 % в месяц и 720 % в год. Это означало, Россия вновь встала на грань гиперинфляции. Активность валютного рынка привела к тому, что скорость обращения на нем денег стала постоянным источником российской инфляции, который свел на «нет» все усилия Центробанка по связыванию денежной массы. Как известно, закон денежного обращения выражается следующей зависимостью:M*V = P*QИсходя из этой зависимости совершенно очевидно, что, несмотря на снижение показателя денежной массы (М), рост скорости обращения денег (V) в условиях падения объемов производства (Q) будет толкать цены (Р) вверх.Таким образом, обесценивание национальной российской валюты в начале рыночных преобразований было обусловлено: – активностью валютного рынка; – непродуманным механизмом установления курса рубля. Падение курса рубля повлекло за собой катастрофические последствия – резкое снижение уровня жизни населения и взрывной рост неплатежей между предприятиями, который впоследствии перерастет в кризис неплатежей. Инфляция привела к обесценению средств не только населения, но и предприятий, которые стали закрываться. Таким образом, непродуманная политика либерализации цен и валюто-обменных операций привели к инфляции, которая практически уничтожила промышленность России.Еще одной из причин финансового кризиса стало противостояние правительства и Банка России в вопросах макроэкономической политики. Правительство заявляло о жестком курсе, Центробанк же в лице председателя Геращенко неуклонно продолжал активное кредитование коммерческих банков и государств рублевой зоны по всем направлениям. «Вклад» правительства и Центробанка России в совокупную кредитную эмиссию и, соответственно, в российскую инфляцию представлен в таблице 1:Таблица 1.^ УЧАСТИЕ ДЕНЕЖНЫХ ВЛАСТЕЙ В СОВОКУПНОЙ КРЕДИТНОЙ ЭМИССИИ Денежные власти Доля в совокупной кредитной эмиссии Лето 1992 Осень 1992 Правительство РФ 49 % 12 % Банк России 51 % 88 % В 1993 г. на пост вице-премьера вместо Е. Гайдара был назначен Б. Федоров, который внес существенный вклад в дело обуздания инфляции. К важнейшим мероприятиям в этой сфере можно отнести следующие: – сокращение финансирования дефицита бюджета за счет привлечения кредитов Центробанка и внешних кредитов. – начало не эмиссионного финансирования дефицита бюджета на основе выпуска государственных ценных бумаг (ГКО); – оказание давления на руководство Центробанка с целью повышения учетной ставки до 200 и более %; – ведение лимитов на прирост кредитов Центробанка; – отмена кредитования и массированных поставок наличности в государства рублевой зоны (страны СНГ). В 1993 г. в обращение был введен рубль Российской Федерации. Несмотря на то, что противостояние правительства и Центробанка, а также противоречия внутри самого правительства не исчезли, программа Б. Федорова по сокращению и ликвидации основных источников российской инфляции оказалась успешной. Результаты представлены в таблице 2.Таблица 2. Результаты реализации программы Б. Федорова (в % к ВВП) Мероприятия Сентябрь 1992 – март 1993 Апрель – август 1993 Сентябрь – октябрь 1993 Ноябрь 1993 Сокращение кредитов государствам рублевой зоны 9,0 3,2 1,5 0 Сокращение уровня кредитование коммерческих банков (за счет последовательного повышения ставки рефинансирования ЦБ) 10,7 6,2 2,3 1,9 Сокращение неэффективных статей расходов (субсидии в народное хозяйство, внешнеэкономическая деятельность, оборона) 10,5 7,3 5,4 2,7 Следствием реализации данной программы было сокращение темпов инфляции до 4,6 % в августе 1994 г. Стабилизация в денежно-кредитной сфере способствовала реальному росту рублевых сбережений населения. В то же время было отмечено падение валютных резервов, а темпы падения курса рубля впервые стали опережать темпы инфляции. К сентябрю 1994 г. Правительство разработало новый пакет стабилизационных мероприятий, который предусматривал жесткое ограничение дефицита бюджета в 7,8 % ВВП и стабилизацию валютного курса. Финансировать дефицит бюджета предполагалось посредством привлечения средств на внешнем и на внутреннем рынках. Однако, заимствования на внешнем рынке у частных иностранных кредиторов были ограничены неразвитостью российского финансового рынка и глубоким недоверием к политике российского правительства. Привлечение кредитных ресурсов у официальных кредиторов (МВФ, ЕБРР и др.) требовало длительных переговоров и обязательного выполнения рекомендаций международных финансовых организаций в вопросах макроэкономической политики, что означало частичную потерю суверенитета власти. К тому же рекомендации часто вырабатывались без учета реальной ситуации, без понимания особенностей российской действительности. По этой причине их выполнение не всегда шло на пользу российской экономике. Основным инструментом привлечения средств на внутреннем рынке с 1994 г. стали ГКО. Для повышения их привлекательности и, таким образом, снижения темпов инфляции, была значительно повышена доходность этих ценных бумаг (до 300-350 %), которая превысила доходность по валютным операциям. Что же касается природы государственных долговых ценных бумаг, то их доходность не должна превышать 12 %. При такой доходности государство всегда сможет погасить свои обязательства. Более высокий уровень доходности, а тем более 300–350 % является тяжелой нагрузкой на бюджет. Кроме того, внутренний рынок, как и любой другой, имеет способность насыщаться, так как средства инвесторов не безграничны. Тем не менее, Правительство России ожидало, что снижение доходности на валютном рынке приведет к «эффекту валютного замещения», другими словами к «дедолларизации экономики», т.е. к обратному процессу, при котором выведенные из обращения доллары пополнят валютные резервы Центробанка, а денежное обращение стабилизируется. Однако этот план так и не был реализован. Центробанк не стал поддерживать рубль на торгах 11 октября 1994 г. сославшись на отсутствие достаточных валютных резервов. На самом же деле этот факт не подтвердился. Валютные резервы Центробанка на тот момент были более чем достаточны, чтобы погасить любые атаки на рубль. Таким образом, валютный крах был вызван очередным противостоянием правительства и Центробанка России в вопросах установления валютного коридора. Центральный банк выступал против идеи фиксации курса рубля, которая означала бы для банковской системы потерю огромных доходов от операций на валютном рынке, чего Геращенко допустить никак не мог. В результате этого противостояния министр финансов Дубинин и председатель Центробанка были смещены со своих постов. После этого курс рубля был возвращен к своему прежнему уровню 2900 руб. за 1 доллар практически без особых усилий. Однако валютный коридор так и не был установлен. Сама попытка девальвации рубля и тот способ, которым она была осуществлена, серьезно подорвали позиции российского правительства на международном финансовом рынке. Началась новая волна инфляции.С сентября 1994 г. ведущую роль в формировании макроэкономической политики стал играть вице-премьер правительства А. Чубайс. Он также был назначен управляющим от Российской Федерации в МВФ и Мировом банке. Уже к концу 1994 г. прирост кредитов коммерческим банкам был реально снижен за счет повышения ставки рефинансирования ЦБ – со 100 % до 180 % в ноябре 1994 г. и до 200 % в январе 1995 г. Доходность операций на валютном рынке снижалась в результате прекращения искусственной девальвации рубля со стороны Центробанка и к маю 1995 г. достигла нуля. Это означало остановку падения курса рубля и даже некоторое его возрастание. Таким образом был создан грандиозный финансовый насос по перекачке свободных денежных ресурсов на рынок ГКО. В результате доходность операций на рынке ГКО была снижена до 80 %, а объем их спроса и предложения заметно увеличился. Международный валютный фонд согласился предоставить России кредит в размере 6,5 млрд. долл., однако были поставлены 2 условия, соблюдение которых явилось залогом получения этого кредита: – ограничение инфляции, вызванное внутренним кредитованием; – увеличение валютных резервов Банка России.1 июля 1995 г. был, наконец, установлен «валютный коридор» с нижней границей 4300 руб. за 1 доллар и с верхней – 4900 руб. В результате курс рубля стабилизировался на уровне примерно 4500 руб. Осенью 1995 г. правительство объявило об изменении границ валютного коридора соответственно до 4550 и 5150 руб. Предсказуемость валютного курса помогла достаточно эффективно сдерживать инфляцию и планировать хозяйственную деятельность. Темпы инфляции снизились до 4,5 % в месяц.В начале 1996 г. правительство Росси продолжало реализации ограничительной денежно-кредитной политики, в результате которой увеличился объем валютных резервов, оцениваемых в 14,7 млрд. долларов. Этого было достаточно для покрытия приблизительно 70 % денежной массы.16 мая 1996 г. ЦБ РФ изменил систему установления официального курса российского рубля к иностранным валютам. Новый механизм предусматривал установление обменного курса рубля на основе котировок Банка России, исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на биржевом и внебиржевом рынках, динамики основных макроэкономических показателей, а также изменения величины золотовалютных резервов. Официальный курс рубля по отношению к доллару стал определяться Банком России ежедневно как средний курс между курсами покупки и продажи. Средствами макроэкономической политики предполагалось поддерживать официальный обменный курс рубля с 1998 по 2000 гг. на уровне 6,2 руб. за 1 доллар, обеспечив плавный переход к новому этапу валютной политики. В конце 1997 г. Банк России заявил об окончательном подавлении инфляции и экономическом оживлении. К сожалению, оптимистические прогнозы денежных властей не оправдались.Летом 1998 г. (17 августа) на финансовом и валютном рынках России разразился очередной кризис, который явился результатом ошибок в макроэкономической политике и, прежде всего, в управлении внутренним долгом. Как уже было сказано, искусственно поддерживалась не свойственная для ГКО высокая доходность для того, чтобы отвлечь средства инвесторов от валютного рынка. Результатом явилась несостоятельность правительства (отказ) от погашения размещенных ГКО (дефолт). Коммерческие банки в одночасье лишились значительных средств, вложенных в эти ценные бумаги. Кроме того, началось массовое изъятие вкладов из банков. Таким образом, в дополнение к финансовому кризису возник кризис банковской системы. Центральный Банк для поддержания ликвидности банковской системы сначала снизил норму обязательных резервов до 10 %, а затем выдал стабилизационные кредиты некоторым системообразующим банкам. Однако, вместо того, чтобы направить полученные рублевые средства на погашение обязательств перед клиентами коммерческие банки направили их на валютный рынок, что естественно вызвало обвал рубля и валютный кризис.Еще одной ошибкой в макроэкономической политике явился отказ руководства Центробанка от валютных интервенций, опасаясь, что участие Центробанка в торгах подтвердит серьезность ситуации и вызовет еще большую панику.Наряду с ошибочным управлением внутренним государственным долгом, еще одной причиной кризиса 1998 г. явилось несовершенство налоговой системы, которая была невероятно сложной, противоречивой и запутанной. Это привело к тому, что бурными темпами стала развиваться теневая экономика, и доходы бюджета от налоговых поступлений уже к 1996 г. составляли 20 – 30 % от запланированной величины. Ведь всем известно, что чем сложнее и запутаннее законодательство, тем больше в нем налоговых пробелов и лазеек и тем больше возможностей уходить от налогов, причем абсолютно законными способами. Таким образом, в результате неуклонного снижения налоговых поступлений в бюджет и постоянной нехватки финансовых ресурсов, Правительство России оказалось перед дилеммой – либо совершенствовать налоговое законодательство, либо влезать в новые долги. Единственно правильным решением в то время было совершенствование налогового законодательства и налоговой системы России, и уже в 1996-1997 гг. были предприняты первые попытки принятия Налогового Кодекса РФ, которые, к сожалению, успехом не увенчались. В результате не оставалось иного выхода, как идти по пути все новых и новых заимствований – как внутренних, так и внешних.Последствия финансового кризиса 1998 г. были в основном преодолены только к 2001 г., чему способствовала относительная стабилизация экономики в целом.^ 2. Банковская система России В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» Банковская система России является двухуровневой, включает в себя Центральный банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.К первому уровню относится Центральный банк России. Ко второму уровню относятся кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков, которые реализуют денежно-кредитную политику Банка России. К кредитным организациям относятся банки и небанковские кредитные организации. Банки обладают исключительным правом осуществлять в совокупности следующие операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности (кредитные операции); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, а также операции, направленные на обслуживание определенных типов клиентов. Например, клиринговые центры взаиморасчетов между участниками торгов и расчетов на биржах, расачетные палаты межбанковских валютных бирж и др.^ 2.1. Центральный Банк России Центральный банк России был учрежден органами советской власти в 1960 г. и был подчинен Министерству финансов и не обладал самостоятельностью, в то время как сущность центрального банка заключается в посредничестве между государством и экономикой, регулировании денежных и кредитных потоков. Центральный банк – это, прежде всего орган регулирования, сочетающий черты банка и государственного ведомства. Банк России в настоящее время в своей деятельности руководствуется Федеральным законом 2002 г. «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Цели деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы России. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. 50 % прибыли Банка России подлежит перечислению в федеральный бюджет. В настоящее время Министерство финансов РФ предлагает увеличить эту долю до 80 %, тем самым ограничив независимость Банка России. Активы Банка России составляют около 2 трлн. руб. или около 70 млрд. долларов, капитал около 240 млрд. руб. или 8,5 млрд. долларов. Однако, если бы Банк России участвовал в рейтинге крупнейших негосударственных банков мира, то по величине активов от занял бы 129-е место, а по капиталу – 51-е. Чтобы подняться на вершину этого рейтинга, необходимо увеличить активы в 23 раза, а капитал – в 7 раз. В связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов, т.е. ограничения прав Правительства по использованию средств центрального банка, они имеют особый статус. Как правило, большинство центральных банков являются относительно независимыми. Исторически центральные банки возникли как акционерные общества, капитал которых полностью или частично принадлежит государству. Капитал и иное имущество Банка России, включая золотовалютные резервы, являются полностью федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Председатель Банка России назначается и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента на 4 года. Председатель Банка России участвует в заседаниях Правительства и Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики России. Средства Федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России. Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также операции по обслуживанию государственного долга и операций с золотовалютными резервами. В большинстве стран центральные банки независимы от органов государственной власти и выступают определенным противовесом действиям правительства, которое может решать экономические вопросы, руководствуясь чисто политическими соображениями, например, в период предвыборной кампании, проведения референдума и др. Но независимость центрального банка должна иметь свои разумные пределы, поскольку конфликт с органами власти может привести к экономическому кризису как это было в России в первой половине 90-х годов прошлого века. Поэтому положение центральных банков в большинстве своем двояко. В западной литературе данное разногласие получило название «магического четырехугольника», в качестве углов которого выступают: экономический рост занятость населения стоимость денег сбалансированность платежного баланса Одновременно достижение этих целей невозможно, но стремление к их достижению определяют конкретные действия любого центрального банка.^ 2.2. Становление банковской системы России Банковская система России начала формироваться в конце 80-х годов прошлого века. За это время она пережила несколько кризисов, которые нанесли значительный урон финансовой устойчивости российских банков и подорвали доверие к ним. Окончательный процесс восстановления банковской системы после финансового кризиса 1998 г. в настоящее время практически завершен. Переломным был 2001 г. Если в первые годы после кризиса количество кредитных организаций сокращалось в среднем на 8 – 10 % в год, то в 2001 г. тенденция изменилась на противоположную. На первом этапе, в 1988 – 93 гг., активное развитие банковской с
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…