Развитие физкультуры и спорта. Новые системы и методы физического воспитания.

1. Тенденция развития физической культурыи спорта в период между I и II мировыми войнами.
Перваямировая война положила начало общему кризису капиталистической системы.Обострение противоречий капитализма во всех областях общественной жизни,усиление классовой борьбы, рост революционного и национально-оосвободительногодвижения оказали существенное влияние на развитие физической культуры и спортав межвоенный период.
Новаяисторическая обстановка, возникшая в результате победы Октябрьскойсоциалистической революции в России, способствовала расколу мира на двепротивоположные системы — капиталистическую и социалистическую. Это привело кобразованию двух различных направлений в области физической культуры и спорта — социалистического и буржуазного, что явилось главной особенностью развитияфизической культуры и спорта между I и II мировыми войнами.
Косновным тенденциям развития физического воспитания в этот период следуетотнести следующие:
1)дальнейшее развитие и становление олимпийского движения, совершенствование егоорганизационной структуры и олимпийской программы, расширение географииолимпийских игр.
2)возникновение политических партий способствую развитию международного рабочегоспортивного движения, организации и проведению Всемирных рабочих Олимпиад.
3)милитаризация спортивно-гимнастического движения;
распространениеновых систем и методов, направленных на повышение вневойсковойвоенно-физической подготовки молодежи.
Международноеспортивное движение находилось в 1914 году на пороге своего развития. Хотяпроведение международных встреч спортсменов, создание международных федерацийпо видам спорта, олимпийские игры имели место на рубеже веков.
Начавшаясяв Европе первая мировая война нарушила благоприятное развитие международныхсвязей. Последние крупные международные легкоатлетические соревнованиясостоялись 4 августа 1914 года, т.е. в то время, когда уже начали раздаватьсяпервые выстрелы.
Занесколько недель до начала войны спортивная общественность отметила в Париже20-летие образования МОД. Во время торжеств много говорилось о заветах древнихгреков, о мире. Красивые слова так и остались пустыми фразами.
Посленачала I мировой войны в немецких газетах говорилось о возможности проведенияОлимпийских игр в Берлине в 1916 году, однако вскоре германский оптимизм угас.Спортивная жизнь в Европе почти угасла. Крайне редко проводились соревнования вЕвропейских странах, т.к. спортсмены вынуждены были надеть на себя военнуюформу. Спорт развивался главным образом на Американском континенте. В 1916 г. вПеру была основана первая континентальная футбольная федерация — КОНМЕБОЛ.
Свержениецаризма в России вызвало небывалый подъем международного пролетариата.Революционное пламя перебросилось на многие страны, прежде всего на Германию иАвстро-Венгрию. Весной 1917 года в Англию, Франции прокатилась волназабастовок. Итоги Октябрьской революции оказали огромное влияние на дальнейшееразвитие, в том числе и в области спорта.
Империалистическиедержавы были едины в ненависти к молодому Советскому государству. Результатомкоторой стала изоляция советских спортсменов — «санитарный кордон противкоммунизма», — которая продолжалась вплоть до 1946 года, то есть весьмежвоенный период.
Международныесвязи спортсменов Советского Союза были ограничены встречами со спортсменамиразличных рабочих спортивных организаций. Важную роль в этом сыгралообразование в 1921 году в Москве Красного спортивного интернационала.
Возникновениепервых рабочих спортивных организаций относится еще к середине XIX века — Германия 1850 год. В 1878 году они были запрещены «исключительным закономпротив социалистов», закрывшим все партии, клубы, организации.
Новыйэтап развития спортивных обществ был начат в 90-е годы, 1893 г — Германскийрабочий спортивный союз. Подобные в Венгрии, Франции, Чехии, Бельгии.
Задачадвижения — физическая и политическая подготовка рабочих масс к классовой борьбес буржуазией.
В1913 году в г. Генте (Бельгия) была предпринята попытка создания Международногорабочего спортивного центра, куда вошли бы руководители спортивных союзовГермании, Франции, Бельгии, Австро-Венгрии
2. Международное рабочее спортивноедвижение.
Нолишь после I мировой войны вновь смогли вернуться к этому вопросу. Процессоформления международной рабочей спортивной организации проходил в сложнойобстановке раскола в рабочем движении. Наличие II, оппортунистического,реформистского Интернационала и III, коммунистического Интернационалаобусловило возникновение двух центров в руководстве рабочим спортом в мире.
В1920 г. в Люцерне (Швейцария) состоялся конгресс рабочих спортивных организацийГермании, Австрии, Франции, Бельгии, Венгрии Финляндии и других стран, накотором был утвержден Международный рабочий союз спорта и физическоговоспитания — Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ). Руководители ЛСИ — социал-демократы, проводили политику отказа от революционной борьбы исохранения политического нейтралитета. Боясь революционного влияния советскогофизкультурного движения на рабочие массы, советскому государству было отказанов приеме в эту организацию.
В1921 году в Москве был созван новый международный конгресс рабочих спортивныхорганизаций, где присутствовали делегаты Советского Союза, Чехословакии,Германии, Франции, Венгрии, Финляндии, Италии и др. стран. На конгрессе былоснован Международный союз рабоче-крестьянских организаций физической культуры- Красный спортивный интернационал. Председателем КСИ был избран ПодвойскийН.И. Главное направление деятельности КСИ — объединение всех рабочих спортивныхорганизаций, стоящих на платформе классовой борьбы, соединение занятий спортомс политическим и идейным просвещением, установление интернациональных связей срабочими спортивными организациями всех стран. К 1926 году были подписанысоглашения о сотрудничестве с Ц5 странами, предусматривающие проведениеспортивных соревнований, обмен делегациями и т.д.
Напротяжении всего межвоенного периода между ЛСИ и КСИ велась упорнаяполитическая и идеологическая борьба.
Такимобразом, в мире образовалось два международных рабочих спортивныхинтернационала, принципиально различающихся по своим целям и задачам. Вбольшинстве стран были организованы их спортивные секции. Одни из нихнаходились под влиянием ЛСИ, другие — КСИ. Основные секции ЛСИ составлялирабочие спортивные организации дофашистской Германии и Австрии (более I млн.чел.). КСИ главную опору имел в лице советского физкультурного движения исекции в 70 странах мира. С 1922 года спортсмены КСИ проводили встречи воФранции” Германии, Финляндии, Москве.
В1925 году Люцернский спортивный интернационал организовал I спортивную рабочуюОлимпиаду во Франкфурте-на-Майне. Советских спортсменов на эту олимпиаду недопустили. Спортивная блокада была прервана лишь в 1927-28 гг. на зимнемпразднике спорта в Норвегии. В 1928 году спортсмены ЛСИ участвовали в IСпартакиаде в Москве: (612 спортсменов из 14 стран).
ВоII олимпиаде рабочих-спортсменов в 1931 году в Вене, приуроченной к открытиюСъезда II Интернационала, спортсмены КСИ также не участвуют.
В1934 году в Париже состоялся большой международный антифашистский слетспортсменов, объединивший представителей двух международных спортивныхорганизаций. С приходом фашизма к власти в Германии рабочие спортивныеорганизации были распущены. Руководители ЛСИ стали говорить о совместномпроведении соревнований и сотрудничестве.
Наслете было принято решение об активизации борьба с фашизмом и милитаризмом вспорте. Слет призвал бойкотировать подготовку и проведение Олимпийских игр вБерлине в 1957 г. в Антверпене (Бельгия) состоялась Ш Всемирная рабочаяолимпиада, названная праздником единства рабочих спортсменов всех стран. НаОлимпиаду ездила большая группа советских спортсменов. Это был триумфсоветского спорта, почти по всем видам призовые места. Особо следует отметитьабсолютную чемпионку по спортивной акробатике Марию Тышко, которая началазаниматься спортом в Краснодарском клубе «Комсомолец».
Олимпиадав Антверпене явилась последним крупным спортивным соревнованием рабочих
3. Новые системы и методы физическоговоспитания
(основнаягимнастика Н. Бука, австрийская естественная гимнастика К. Гаульгофера и М.Штрайхер).
Итогипервой мировой войны оказали большое влияние и на развитиеспортивно-гимнастического движения в различных странах. Побежденные страны(германия и её союзники) стали готовиться к военному реваншу, используя в этихцелях и спортивно-гимнастическое движение. Страны-победители (США, Англия,Франция и др.) усилили милитаризацию спорта, готовясь к новой мировой войне. Ив тех и в других странах началась организационная перестройка спортивныхобществ, старые методы физического воспитания заменялись новыми, значительноевнимание стало уделяться постановке физического воспитания в учебных заведенияхи, особенно в школах.
ВСША в начале 20-х годов были приняты законы об обязательном физическомвоспитании в 41 штате. В Германии физическое воспитание было признано одним изглавных школьных предметов. Во Франции, Англии, Италии были принятызаконодательные акты, направленные на повышение вневойсковой военно-физическойподготовки молодежи. Чисто гимнастические системы постепенно заменялись наспортивно-игровые. Снарядная гимнастика не могла удовлетворить потребностиобщества в послевоенные годы.
Вомногих странах в это время (Австрия, Польша, Германия, Литва Латвия, Дания идр.) наряду с «естественным методом» Георга Эбера получилираспространение основная гимнастика датчанина Нильса Бука и естественнаяшкольная гимнастика, Карла Гаульгофера и Маргарет Штрайхер
СистемаН. Бука представляла собой модернизированный вариант шведской гимнастики. Имшироко использовались гимнастические снаряды (шведская стенка, скамейка, бум идр.). В отличие от основоположников шведского направления Бук проводил занятияв необычайно быстром темпе. Урок состоял из трех частей: I) упражнения безснарядов, 2) упражнения со снарядами; 3) упражнения в беге, ходьбе прыжках.Использовались упражнения с партнером, применялся поточный метод.
Основнаягимнастика Нильса Бука была создана для того, чтобы «здоровых, но неловкихдеревенских парней так, „обработать“ гимнастикой, чтобы они сталиловкими и подвижными, природными к несению военной службы.
ВЕвропе из широкой шкалы систем физического воспитания — модернизированныхнаправлений и сплавов немецкой, шведской, датской и французской гимнастик,которые основывались на создании биологического равновесия цивилизации ичеловеческого организма, выделялась австрийская школа. Её основателями ивдохновителями были Карл Гаульгофер и Маргарет Штрайхер.
Гаульгофери его сотрудники не только указывали на отсталость системы физическоговоспитания Яна — Эйзелена — Шписса, но и констатировали, что для ребятшкольного возраста наиболее полезными являются игры и естественные движения.
К.Гаульгофер используя исследования в области биологии и педагогики того времени,осуществляй реформу содержания предмета физических упражнений, с учетомпсихологических и эстетических потребностей молодежи к движению.
Всвоих трудах „Система школьной гимнастики“ (1927) „Естественнаягимнастика“ (1930) австрийские педагоги определяли физическое воспитаниекак искусство, обучение которому протекаем в естественных природных условиях сприменением естественных физических упражнений. Они подробно разработалиструктуру и содержание урока физического воспитания для детей школьноговозраста, В него вошли следующие 3 группы упражнений:
1)оживляющие (быстрая ходьба, бег, игры с подпрыгиванием)
2)Основные упражнения для туловища, на равновесие, развития силы и ловкости,
3)успокаивающие (игры без бега, спокойная ходьба).
Легкуюатлетику, борьбу, бокс, плавание, фехтование, зимние виды спорта, туризм и др.упражнения, которые можно проводить на открытом воздухе относили к основнымсредствам ФВ.
Суспехом применялись и элементы пластики (народный танец, ритмика, акробатика),простые массовые упражнения из сокольской гимнастики. Использовались какстилизованные снаряды (брусья, турник), так и созданные человеком препятствия(заборы, бочка).
Ахиллесовойпятой австрийской концепции физического воспитания было то, что в ней чрезмернобольшая роль отводилась наследственности физических способностей.
Рамкисистемы Гаульгофера — Штрайхер были пригодны к тому, чтобы уже в школьномвозрасте оказывать эффективное идеологическое воздействие.
Нарядус австрийской школьной гимнастикой и основной гимнастикой Н. Бука известноераспространение в Западной Европе полупили методы гигиенической гимнастикиЗурена, — идея гармонии духа и тела»; Б оде — теория «индивидуальногоестественного развит! а также система » кип-фит ” — правильнаяосанка, укрепление мышц, предупреждение сколиоза и плоскостопия. Эти системы иметоды были созданы на чисто биологической основе и вошли в медицинскую илисоциально-гигиеническую — концепцию физического воспитания. Одним из слабыхмоментов которой являлось то, что она не служила воспитанию смены первоклассныхспортсменов в соответствии с требованиями спортивных руководителей, тренеров именеджеров.
4. Физическая культура в Германии.
Вмежвоенный период, как никогда ранее, возросло военно-политическое значениефизической культуры и спорта. Физкультурно-спортивное движение используется какодно из действенных средств реакционной политики, направленной на милитаризациюи идеологическое закабаление населения.
Особеннонаглядно эта тенденция прослеживается на примере Германии, где еще в довоенныйпериод наметились тенденции к государственной регламентации физическоговоспитания. И если в 1922 г. Немецкий госкомитет ФУ объединял 5,8 млн. чел., тов 1951 г. -6 млн. В период экономического кризиса 1929-55 гг. милитаристскийкурс физического воспитания и спорта был провозглашен официально указомправительства. Главная задача, которая ставилась перед спортивнымиорганизациями, это — в ближайшие годы через полувоенные и спортивные общества иорганизации осуществить массовую допризывную подготовку молодежи. Для решениятаковой использовались разнообразные методы и средства. Особые надеждывозлагались на фабрично-заводской спорт, начало которому было положено в 1920г. введением ” паузентурнена ” (производственная гимнастика). Напредприятиях создавались спортивные клубы, строились спортивные сооружения,оплачивались специалисты, финансировались соревнования.
В20-е годы, сначала в университетах, а потом в армии и на флоте вводятсяобязательные военно-спортивные занятия, открываются спортивные школы. Кромеобязательных 3 часов занятий физическим воспитанием, еженедельно вводятся” послеурочные игры “. Бокс, джиу-джитсу, стрельба, верховая езда,управление моторизованным транспортом должны были дать «суровость изакалку».
Немецкаявысшая школа физических упражнений, а с 1925 г. открывшиеся Институтафизического воспитания при университетах готовят высококвалифицированныхспециалистов. Ученые Берлинского Университета берутся за создание спортивнойнауки, разрабатывая медицинские и психологические проблемы спорта.
Особенноусилилась милитаризация спорта в Германии в период фашизма.
«Воспитательную»задачу нацизма Гитлер сформулировал как «выращивание совершенно здоровоготела», и провозгласил идею создания «Круга мужчин» — каждый«чистый ариец» должен был связать сбою судьбу с милитаризмом, а дляэтого пройти «жестокую школу»:
10-15лет в «Юнгфольке», 14-18 лет — «Гитлер-югенде» в фашистскихдетско-спортивных организациях), сдать практические нормативы и экзамены,получить «военное свидетельство».
Основуподготовки юных гитлеровцев составлял введенный в 1954 г.«гелендешпорт» — спорт на местности. Программа этого своеобразногокомплекса включала военно-прикладные упражнения, выполняемые до изнеможения приполном повиновении (длительные марши, с ночлегами в лесу, ориентирование,стрельба, метание гранаты, плавание в одежде, преодоление болот, преодолениеразличных препятствий, лазание по деревьям и скалам, и предусматривала сдачу нормна имперский значок (трех степеней), к которой привлекались в обязательномпорядке мужчины от 18 до 55 лет.
«Гелендешпорту»было подчинено и обучение детей в школах, где на физическое воспитаниеотводилось 5-8 часов в неделю, а один день объявлялся ^спортивным”.
Такаятоталитарная система позволила гитлеровцам создать к 1955 году 5 млн. армию,подготовленную при помощи спорта. Подобная милитаризация была характерна длямногих капиталистических стран — особенно для союзников Германии: Италии иЯпонии.
5. Профессиональный спорт в США.
Несколькодругое направление получило спортивно-гимнастическое движение в США, которыепосле I мировой войны превратились в сильнейшее государство мира. США уделялобольшое внимание пропаганде ‘американского образа жизни” в других странах.Одним из путей этого процесса стали выступления американских спортсменов вмеждународных соревнованиях.
Вподавляющем большинстве штатов были введены законы о физической подготовке вшколах. До 17 лет физическое воспитание детей проводилось в школах и скаутскихорганизациях, затем в колледжах и университетах студенческая молодежьзанималась спортом в клубах. Наибольшее распространение в этих основных центрахспортивной работы получили легкая атлетика, плавание, баскетбол, гребной спорт,теннис, бейсбол.
Деятельностьвсех спортивных организаций” кроме университетских клубов контролировалаорганизация созданная еще в 1888 году — Любительский атлетический союз.
Неотъемлемойчастью американского образа жизни явилось распространение профессиональногоспорта” Развитие спорта на профессиональной основе сопровождалось рекламойчерез прессу, кино, радио и телевидение, что привело к созданию специальнойкоммерческой отрасли промышленности — спортивных трестов, компаний, сооруженийи строительству спортивных стадионов, устройству матчей и состязаний.Профессиональный спорт стал бизнесом, и использовался как одно из средствидеологического воздействия на массы.
Список литературы
1.Григорьев А.Н. Лучник против атлета. — М.: Физкультура и спорт, 1971.- 145 с.
2.История физической культуры и спорта: Учебн. для ин-тов физ. культ.//Вод общ.ред. В.В. Столбова. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — с.
3История физической культуры: Учебн. для пед. ин-тов// Под общ. ред. СтолбоваВ.В.- М. Просвещение, 1989. -288 с.
4.Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.: Радуга 1982. — 599с.
5.Прохазка К. Спорт и мир. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 80 с.
6.Родиченко B.C. Западный вирус: Что угрожает международному спорту — М.:Физкультура и спорт, 1988. — 145 с.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat2000.bizforum.ru/