Чацкий, Онегин, Печорин
И вмире был он одинок…
Д. Байрон
Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина,Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям,раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XXвека.
Литература всегда была тесно связана сжизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемысвоего времени.
Первая половина XIX века — период, накоторый приходится жизнь и творчество этих замечательных русских поэтов иписателей — была эпохой великих событий и потрясений; живы были еще идеиВеликой Французской революции; Отечественная война 1812 года показала всему мирупримеры невиданного мужества русского народа; передовая немецкая философияобосновала вольнолюбивые стремления передовой дворянской молодежи.
Это и есть три составляющие части тогопервого в России организованного революционного выступления, которое получилоназвание «декабризм».
В литературе, как в зеркале, отразилисьзарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарствасамой передовой части дворянской молодежи.
Чацкий, Онегин и Печорин — блестящиепредставители этой молодежи, в делах и поступках которых авторы отразили силу ислабость своего поколения.
Одними из первых в русской литературепоказал человека, гордо и прямо противопоставившего себя обществу,удивительный, «загадочный», по словам А. Блока, писатель и человек — Александр Сергеевич Грибоедов
(1795-1829г.г.) Это был человек одаренный многимиталантами: блестящий поэт и писатель, интересный композитор и музыкант,выдающийся дипломат.
Но главное, этобыл человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения крусскому народу и страстного желания счастья и свободы России и ее людям.
Многое сближало Грибоедова с декабристами:происхождение, воспитание, образование, участие в Отечественной войне 1812года. Так же, как и декабристы, он ненавидел крепостное право и неограниченнуюсамодержавную власть. Но во многом Грибоедов был мудрее и прозорливее будущихдекабристов. Он выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что стопрапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России. Но именноГрибоедов показал первого из этих «ста прапорщиков» воплотив в егообразе все лучшее, что он видел в будущих декабристах.
Комедия «Горе от ума»создавалась в 1816 — 1824 г.г. — в период, когда в России возникали и действовалипервые проблемы общества. Комедия является как бы художественной летописью иисторией декабризма. Основной конфликт комедии — столкновение лагеря молодойРоссии, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленногоФамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, — это не выдумка автора, аотражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века.
Против чего же восстает Чацкий, о которомА. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу.Крепостное право — вот что сковывало творческие силы «умного, бодрогорусского народа», препятствовало экономическому и культурному развитиюРоссии. В своих страстных монологах Чацкий клеймит позором варварский миркрепостников, где человека ценят за количество крепостных душ, где верногослугу, спасшего жизнь своему господину, «обменяли на борзые двесобаки».
Этот мир — «век минувший» — вечный враг Чацкого. Герой комедии — страстный боец против дельцов, шутов,«предателей в любви, в вражде неутолимых, рассказчиков неукротимых.»
Сам Чацкий, несомненно, пламенныйпатриот, любящий Россию народную, но не государство царя, помещиков ичиновников. Служить Отчизне и народу — вот девиз Чацкого.
Передовое мировоззрение Чацкого, его верав силу разума, близость свободы сталкиваются с реальной крепостническойдействительностью, cо страшным миромфамусовых, отчаянно борющихся за свое положение и привилегии. Комедиязаканчивается видимым поражением Чацкого. По словам И. Гончарова, герой «сломленколичеством старой силы, нанеся ей, всвою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». И. Гончаровназывает Чацкого «вечным обличителем лжи, запрятавшейся в пословицу:»один в поле не воин”. Нет, воин, если он — Чацкий, и притомпобедитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.” (И.А.Гончаров)
Чацкий любимый герой А.С. Грибоедова.Голос Грибоедова звучащий то насмешливо и гневно, то взволнованно ивдохновенно, — это голос писателя, отдавшего все свое сочувствие Чацкому, а все свое презрение — «толпеего мучителей».
Борьба Чацкого против фамусовскогообщества не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась.
Если Чацкий — «герой своеговремени», герой эпохи, предшествующей воспитанию декабристов, то ЕвгенийОнегин представляет более поздний период русской истории.
Роман А.С. Пушкина «ЕвгенийОнегин», «самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитяего фантазий», был начат в 1823 году и завершен в 1831 году. В нем нашлиотражения заветные думы и чувства поэта, его взгляды и размышления надсовременной жизнью.
При всей широте тематики роман«Евгений Онегин» — это прежде всего художественное исследованиедуховных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог,стремлений и надежд.
Работа над романом был начата в годыобщественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, вобстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлосьпережить ссылки, потерять многих доузей, испытать горечь от гибели лучших людейРоссии.
Поэтому первыеглавы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а впоследних усиливаются трагическиемотивы. Роман явился плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестныхзамет».
Умом и «сердцем» автор пытаетсяпонять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людейсвоего времени. Типичным представителем их в романе является Евгений Онегин.Даже название романа подчеркивает его центральное место среди остальных персонажей.
Итак, перед нами столичный аристократ.Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, «учился чему ни будь икак-нибудь», он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени,отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой — порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждениеи противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодойчеловек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость иудовольствия, но однообразия и пустота этих «радостей и удовольствий»быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он «покинул свет, как этоделали слишком немногие.» Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобыне замечать пороков окружающего мира. Многое выделает его из толпы:
Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий, охлажденный ум.
Оставив свет, герой пытается заняться какойлибо полезной деятельностью. Он талантлив, пробует писать:
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его
Книги так жебыстро надоедают ему:
Как женщин, он оставил книги
И полку с пыльной их семьей
Задернул траурной тафтой.
В имении, полученном в наследство от дяди,Евгений пытается улучшить жизнь крестьян:
Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил…
Но этой единственной реформой иограничилась вся деятельность Онегина-помещика. И опять жизнь «без цели,без трудов». Судьба посылает ему друга, он искренне привязывается кЛенскому. Онегин и Ленский очень разные, но вместе они олицетворяют топрекрасное, что было присуще молодежи того времени: рассудительность ипорывистость, скептицизм и мечтательность, трезвый ум и романтизм. Но светскиепредрассудки привели к роковому, непоправимому событию: дуэли и гибелиЛенского.
«Убив напоединке друга», Онегин остается один на один с муками совести, тоской,разочарованием во всем и во всех.
Вподавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но иэто не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Этодо какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:
Зачем я пулей в грудь не ранен,
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска…
По мнению Белинского, Онегин — богатая,одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В ОнегинеПушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина,сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегаласлужить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественнойдеятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политическойсистемы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренноевнимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинскийназвал Онегина «эгоситом поневоле»: бездеятельность, пустота ипошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надодля счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла вгерое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная втрадициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека — своего мужа:
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
Онегин опятьодинок. Что ждет его впереди? “… Силы этой богатой натуры остались безприложения, жизнь без смысла, роман без конца”, — так оченил Онегина и«поэму» о нем великий критик Белинский.
Историю жизни «лишнегочеловека», человека способного на многое и не свершившего ничего,продолжил великий преемник А.С.Пушкина — Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман«Герой нашего времени». Это итоговое произведение Лермонтова, первыйрусский социально — филосовский и психологический роман в прозе. Как и встихотворении «Дума», автор пытается найти ответ на волнующий еговопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находятприменения своих недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самомначале жизненного пути. История жизни Печорин, представителя поколения 30-хгодов, трагическая судьба его — ответ на этот вопрос. В предисловии, к романуавтор писал: «Это точно портрет, но портрет, солставленный из пороковвсего поколения». Как и в стихотворении «Дума», Лермонтов вромане выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии,бездействии, в неспособности «блдее к великим жертвам ни для благачеловечества, ни даже для собственного счастья».
Лермонтов глубоко и всестороне раскрываетвнутренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленныевременем и средой. Вслед за А.С.Пушкиным Лермонтов делает героем романатипичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было времяи иначе выглядели его «герои». Это был период страшной николаевскойреакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. «Черной страницейв истории России» назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смоглазаглушить голос М.Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток отпечаток натворчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. Пословам А. Герцена, “… то были сомнения, отрицания; мысли, полныеярости”.
Противоречия между высоким сознаниемдворянского интелигента, страстной внутренней активностью души и внешнейбездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленномсуществовании привело к мрачным проклятиям «Думы», прозвучавшей какпохоронная песня потерянному поколению:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опастностью позорно малодушны,
А перед властию — презренные рабы
«Дума»- поэтическое выражение проблем и мыслей романа «Герой нашеговремени».
Образ Печорина, главного героя романа, — вершина всего творчества Лермонтова. Писатель смог создать образ героя своеговремени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и понимаяисторическую сущность окружавшей его действительности.
Печорин — сильная личность, в нем многоисключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли.Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы,страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которыескитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствием веры в подвиг, любовьи дружбу и поражденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности.Печорин ощущает в душе своей «силы необъятные», и в то же время он незнает, зачем живет, для какой цели родился. Автор не скрывает недостатков ипротиворечий своего героя, но это были пороки целого поколения. Трагедиямолодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которуюпрезирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя«лишним» в своей стране и даже в целом мире. Но в реалистическомромане «Герой нашего времени» Лермонтов уже приводит своего героя ксознанию того, что хотя жизнь и приносит страдания, невыносима«скучна», но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать ипечаль, и радость.
В этом оптимизм и жизнеутверждающая силаромана «Герой нашего времени».
Таким образом, Чацкий, Онегин, Печорин — типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них — геройсвоего времени. Время определило их общие черты и те различия, которыепозволили современникам увидеть в Чацком будующего декабриста, в Онегине — «эгоиста поневоле», в Печорине «страдающего эгоиста».
Для нас же, детей бурного XX века, этигерои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинтсвами:благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела;приносить пользу родине и нроду, жичь честно, по совести. Эти человеческиекачества вечны, а значит, вечны и всегдабудут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушктина, М.Лермонтова.