Г К Р Ф В О Рязанская Государственная Радиотехническая Академия РЕФЕРАТ Быт и религия древнего Египта Выполнила студентка группы 232 Прокофьева Анна Проверила Лоташева Тамара Михайловна Рязань 2003 год СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 3 Часть 1. Чем они жили. 3 Глава 1.Додинастический период 3 земледелие.
3 письменность. 5 Глава 2. Раннее и Древнее царства. 6 Глава 3. Среднее царство 7 Глава 4. Новое царство. 8 одежда, ювелирные украшения и косметика. 8 развлечения. 10 образование 12 женщины и семейная жизнь 13 медицина 15 законодательство 16 Часть 2. Во что они верили 17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 25 ВВЕДЕНИЕ Древний Египет, пожалуй, самая богатая на загадки страна. е отличал один из самых высоких для того времени уровень развития культуры. Кажется, народ, сумевший построить великие, необъяснимые и по сей день пирамиды, обладал какими-то удивительными знаниями, мудростью, тайнами. В связи с этим большой интерес представляет изучение повседневного быта египтян, их образа жизни, убеждений, верований.
Ведь именно поняв культуру Древней цивилизации, можно хотя бы немного приблизиться к тайнам великого народа. Для того ,чтобы хотя бы немного приблизиться к тайнам прошлого, предлагается рассмотреть быт египтян и их всеподчиняющую, древнюю, не знающую аналогов, религию. Часть 1. Чем они жили. Глава 1.Додинастический период Медленно нест свои жлтые воды великий Нил. Именно на его берегах 4-5 тысяч лет до нашей эры возникли
первые поселения, которые привели к появлению первого в мировой истории великого народа. Период между 5000 и 3100 годами до нашей эры известен под названием Додинастического периода в Египте. В долине Нила можно выделить три культуры, которые возникли одна за другой. Они известны как культуры Бадари, Амра или Накада 1 и Герзе или Накада 2 , получившие названия от местностей, где они были открыты.Люди, жившие в эпоху развития этих культур, изготовляли орудия труда, боевое оружие, посуду, утварь и были искусными гончарами и ткачами. земледелие. В эпоху развитого неолита V тысячелетие до н.э. египтяне уже научились выращивать зерновые культуры – ячмень и пшеницу-эммер, которые служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода. Земледельцы неолитических поселений не могли заимствовать навыки по выращиванию
зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не установлены связи этой страны с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э. Дикорастущие этих злаков могли произрастать в Северной Африке. Здесь в эпоху неолита был более влажный климат. Поэтому ученые полагают, что земледелие в Египте развивалось самостоятельным путем.
Ухудшение природных условий жизни ранних земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила могло ускорить процесс их расселения по берегам реки и стимулировать борьбу с болотами и зарослями долины. Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий, необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей мотыг, тесел и топоров, что намного повысило производительность труда.
На естественных холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних земледельцев второго додинастического периода IV тысячелетие до н.э которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводки могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка. В результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно, путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамб и плотин. Для создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях воду паводка необходимое для посева время, наблюдательные древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима Нила и характер рельефа страны. Сквозь высокие берега
Нила, первоначально естественные позднее для лучшего удержания воды на полях их стали искусственно повышать насыпями, прорывали короткие каналы для поступления воды в бассейны и для ее постепенного спуска. Насыпи, возведенные перпендикулярно реке, направляли воды паводка в бассейны. Небольшими земляными валами внутри бассейнов вода распределялась по полям. Благодаря плодородной почве у большинства египтян был достаточно разнообразный рацион.
Пшеница и ячмень использовались для приготовления хлеба и пива, выращивались дыни, гранаты, виноград, финики и фиги инжир. Египтяне выращивали и овощи, в том числе лук, лук-порей, чеснок, фасоль, горох, салат и огурцы. письменность. Первые образцы письменности появились также в додинастический период между 3100 и 3300гг до н.э. Некоторые исследователи считают, что египтянам в создании своей письменности помогло знакомство с шумерскими письменами. Египетская письменность известна под названием иероглифов,
в переводе с греческого священные письмена, тогда как сами египтяне называли их божественная речь. Они придавали письменам важное религиозное и магическое значения. Они верили что искусство письменности было даровано им Тотом, богом мудрости. Древнеегипетское письмо содержит более 700 иероглифов, большинство из которых представляет собой изображения упрощнные рисунки людей и животных. Видимо, египтяне начали с простого изображения предметов, а затем стали обозначать также звуки. Иероглифы могут быть записаны слева направо, справа налево или сверху вниз. Если животные и люди обращены влево, это означает, что нужно читать слева направо и наоборот. Каждый иероглиф соответствует звучанию одной или нескольких букв. HYPER13 SHAPE MERGEFORMAT HYPER14HYPER15 т су анх
Кроме того, знак мог означать отдельный объект. Например, означал рот, но этот же знак соответствовал звуку р и мог использоваться в качестве составной части слова нфр, что означает красивый, прекрасный. Иероглифы обычно обозначали только согласные звуки, хотя они могли обозначать и некоторые полугласные такие, как й. иногда изображения, воспроизводящие объект или движение, помещались в конце слова для объяснения его значения. Такие знаки получили название определителей-детерминативов определитель для
движения. Древние египтяне писали кисточкой и чернилами на папирусе, который изготовляли из особого тростника. Они делали также записи на черепках глиняных сосудов или плитках известняка, известных под названием острака. Глава 2. Раннее и Древнее царства. Приблизительно в 3100 году до н.э. возникло Раннее царство или Архаический период. А за периодом Раннего царства начался период
Древнего царства одна из величайших эпох истории и культуры Древнего Египта. Во времена Раннего царства широкое распространение и значительное совершенство получило строительство из кирпича-сырца. Как считают археологи, кирпичный свод египтяне умели возводить уже в первой династии. В то же время в Египте широко использовалось дерево. По всей видимости, страна тогда была гораздо богаче деревом, чем позже. Об этом свидетельствует изображение, относящееся ко времени около I династии, на котором показаны целые ряды густых деревьев в Западном нагорье. Подземные склепы царей I династии, обшитые внутри деревом и перекрытые очень толстыми бревнами, говорят о большом мастерстве в обработке дерева. Об этом же свидетельствуют и остатки домашней обстановки.
Как свидетельствуют находки археологов, в то далекое время древние египтяне уже умели изготовлять стекло. Самый древний образец искусственно изготовленного стекла – бусину зеленоватого цвета диаметром около 9 мм археологи обнаружили недалеко от древней столицы Египта Фив. И, скорее всего, именно Египет был родиной стеклоделия. Возраст находки – 5,5 тысяч лет. Возможно, что еще в период
Раннего царства пытались приручать диких животных для откормки – в частности белых антилоп. Во времена Древнего царства, бесспорно, приручали также другие виды антилоп, газелей, козерогов. Из птиц во времена Древнего царства наряду с гусями, утками и голубями на одном изображении есть и лебеди держали стаи журавлей и тоже откармливали их. В период Древнего царства ремесленники создавали изящные произведения искусства, учные стандартизировали
письменность, календарь, изучали астрономию, математику, медицину. Процветала торговля, и египетские купцы совершали путешествия вплоть до Ливана и Пунта. Войско защищало торговые пути от нападений. Хотя на некоторых росписях в гробницах, дошедших до нас, показаны небольшие рынки, нам мало что известно об организации торговли в Египте. Египтяне не знали денег.
Они просто обменивали товар на товар, стоимость которых была примерно одинаковой. Например, две медные вазы считались равноценными пяти льняным рубашкам. Эквивалентом денег было зерно. Позднее была разработана специальная система, согласно которой стоимость товара оценивалась в весовых единицах меди. Эта единица получила название дебен. Глава 3. Среднее царство. Около 2040 г. до нашей эры начался период, известный как Среднее царство. Культура в эту эпоху достигла рассвета. Были созданы разнообразные произведения искусства, прекрасные статуи. Многие скульптуры представляли собой идеализированные портреты статуя знатной женщины Сеннуи, а некоторые художники создавали портреты с более выраженными индивидуальными чертами изображение Сенусерта 3. Период расцвета Среднего царства, прежде всего, характеризуется прорывом на металлургическом
фронте. От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди диктуемых потребителем того времени качеств твердости, износостойкости, прочности. В Среднем царстве значительно усложнилось устройство металлических инструментов, многое свидетельствует о комплектности использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту и производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру, скрести,
сверлить и зачищать отверстия. Глава 3. Новое царство. В 1552 году до н.э. возник период, известный как Новое царство. Египет в это время уже был страной со многими устойчивыми традициями, со своим бытом, жизненными понятиями. Поэтому именно в этом периоде удобнее всего рассматривать быт египтян, уже по возможности сравнивая его с другими периодами. одежда, ювелирные украшения и косметика.
Костюмы древних египтян очень мало изменились на протяжении всей истории древнего Египта. Одежду в основном делали из льняных тканей, которые были весьма разнообразными от грубой пряжи до полупрозрачных и тонких. Зимой египтяне могли носить также шерстяные ткани, но шерсть они считали нечистой, и поэтому шерстяные изделия не упоминаются в текстах и их не находят в захоронениях. Одежда, изображнная на настенных росписях была белой, но это может быть связанно с тем, что белый цвет считался символом чистоты. Но египтяне носили также и цветные ткани. В Древнем и Среднем царствах основной одеждой мужчины было опоясание из льняного полотна, обрнутое вокруг тела и закреплнное на талии, а основной одеждой женщин было прямое узкое платье на двух бретелях. Дети обычно вс лето бегали нагими. Им иногда обривали головы, оставляя одну длинную косу, называемую локон юности. При выполнении тяжлых и грязных работ мужчины носили короткое опоясание, а женщины короткую
юбку. Вельможи носили опоясания различных видов. Пожилые чиновники, особенно высоко поставленные, обычно носили длинные опоясания. Знатные египтянки носили бисерные платья. Бусины нашивали на ткань или нанизывали на нити и надевали поверх одежды. Некоторые одеяния украшались полосками, квадратами или ромбами, а также аппликациями из других материалов. В эпоху Нового царства фасоны одежды стали более сложными и изысканными, особенно для торжественных
случаев. Появились боле свободные одеяния с различными украшениями. Вельможи иногда носили длинную рубаху поверх опоясания. Модными считались также свободные тонкие плащи. Знатные женщины носили платья со складками и нарядные платки, которые они подвязывали под грудью. Найдены изображения цариц, одетых в церемониальный наряд, украшенный перьями. Зимой египтяне чаще всего носили плащи и накидки, которые очень редко изображены
на стенах гробниц. Видимо, это объяснялось верой в то, что в загробном мире их ожидает прекрасная погода. Что касается волос, то простые египтяне носили короткие стрижки. А вельможи обычно отпускали более длинные волосы или носили парики с прямыми, заплетнными в косу или завитыми волосами. Существовали самые различные снадобья для волос хна для окраски, различные смеси для предотвращения облысения, появления перхоти и седины. В эпоху Среднего царства стали модными накладные волосы шиньоны, парики с различными украшениями. В эпоху Нового царства предпочитали носить длинные волосы, множество косичек и локоны. Египтяне чаще всего ходили босыми, но знали тростниковые и кожаные сандалии, пользовались перчатками. Египтяне следили за чистотой и часто мылись в реке или дома с помощью тазика и кувшина. Богатые египтяне принимали душ слуги лили на них воду из сосудов.
После этого вода по трубам отводилась в сад. Вместо мыла древние египтяне использовали специальную мазь, изготовленную из масла, извести и благовоний. Египтяне ежедневно натирались маслом, чтобы защитить кожу от ожогов. Существовали приборы для бритья волос на теле. Имелись снадобья для удаления пятен на коже и устранения запаха пота. И мужчины и женщины пользовались духами и подводили глаза.
Малахит измельчался и смешивался с маслом для получения краски для век, называвшейся коль. Е хранили в особых сосудах и наносили на веки маленькими палочками. Красная охра измельчалась и смешивалась с водой. Этой краской красили щки и губы. Хна использовалась для окраски ногтей, а также, видимо, для ладоней и ступней. Что касается ювелирных украшений, то тут вообще складывается впечатление, будто их носил каждый египтянин.
Для богатых мастера изготовляли великолепные украшения из золота, серебра или электра сплава золота и серебра , усыпанные полудрагоценными камнями и цветным стеклом. Бедные египтяне носили медные и фаянсовые украшения изготовленные путм нагревания порошкового кварца. развлечения. Сведения о том, как египтяне проводили сво свободное время, можно почерпнуть из стенных росписей, сохранившихся в гробницах. Театров в ту эпоху не существовало, но драматические представления, проводившиеся при храмах, рассказывали истории о жизни богов. Религиозные празднества и придворные процессии также представляли собой красочное зрелище. Кроме того, многие развлечения и спортивные игры проходили на Великой реке. Например, семейства богатых египтян часто совершали прогулки на небольших папирусных лодках, а любимым развлечением рыбаков были, по всей видимости, лодочные гонки.
Участники, пользуясь длинными шестами, стремились опрокинуть лодку противника. Правда, места для купания нужно было выбирать с большой осторожностью, чтобы не быть растерзанными крокодилами. На многих стенных росписях в гробницах показаны вельможи, занимающиеся рыбной ловлей, а также охотой на речных и болотных животных и птиц. Они применяли гарпуны для рыбной ловли, в то время, как простые рыбаки использовали большие сети.
Иногда египтяне брали с собой на охоту кошек. Их использовали для вспугивания птиц. Охота на животных была любимым развлечением знатных египтян. В древности они ходили на зверя пешком, но начиная с эпохи Нового царства, уже ездили на колесницах. Египтяне обычно охотились на антилоп, лисиц, зайцев и гиен, хотя настенные росписи показывают охоту царей на диких буйволов и львов.
В эпоху 18 династии границы царства расширились, и появилась возможность охотиться на других экзотических животных, таких как носороги и слоны и даже страусы. Египтяне держали собак, специально обученных для охоты. У этой породы были длинные ноги и острая морда. Кроме того, египтяне держали целый ряд домашних животных, в том числе собак, кошек, обезьян и гусей. Изображения коротконогих маленьких пород собак часто находят
на настенных росписях в гробницах, причм в могилы клали не только ошейники, но и самих животных. Сведения о ручных кошках относятся к эпохе Среднего царства. Иногда кошки присутствовали и на праздничных примах они сидели под креслами своих хозяев. Некоторые фараоны 18 династии собирали экзотических животных и создавали свои собственные зоопарки. Богатые египтяне часто устраивали роскошные праздники и большие примы для гостей с обильным угощением и множеством напитков. Для развлечения гостей приглашались целые группы профессиональных певцов, музыкантов, танцовщиков, жонглров и акробатов. Древние египтяне очень любили музыку и танцы. Они играли на лирах, лютнях, арфах и знали несколько различных типов флейт и труб. Из многих источников известно, что египтяне любили играть в различные настольные игры, хотя правила этих игр не сохранились. Была игра, называющаяся сенет , которая являлась одной из самых популярных.
Была игра, называющаяся собаки и шакалы по фигуркам, которые изображали этих животных. Ходы определялись бросанием помеченных палочек. Игральные доски, найденные в царских усыпальницах, делались из чрного дерева, слоновой кости и золота. Игральные доски простых египтян делались из глины и местных пород деревьев. На могилах детей нашли множество разнообразных игрушек.
Некоторые были достаточно сложными с подвижными элементами. Некоторые настенные росписи в гробницах изображают детей, играющих в игры. Были найдены мячи, раскрашенные куклы, резные деревянные лошадки. образование В эпоху древнего царства сыновья знатных египтян получили домашнее образование. Когда они становились юношами, их интеллектуальные и духовные способности, а также общественные воззрения
развивали опытные наставники, пользующиеся репутацией мудрецов. Первые упоминания о школах в Египте относятся к эпохе Среднего царства, хотя такие школы могли возникнуть и ранее. Как правило, школы существовали при храмах лучшие из них, видимо, были открыты при крупнейших из них, например, в Мемфисе и Фивах. В сельской местности также существовали школы, в которых дети богатых
земледельцев обучал местный жрец или писец, желавший тем самым несколько увеличить свой доход. Однако преобладающее большинство детей не посещало школ. Вместо этого мальчики обучались у отцов их занятиям и ремслам, а девочки помогали матерям по дому. Школы при храмах, возможно, были связаны с Домом Жизни – комплексом сооружений, где хранились и переписывались священные тексты. Египетские школы предназначались только для мальчиков. Их обучение начиналось с семи лет и в основном состояло в переписывании священных текстов. Мальчики писали на черепках разбитых глиняных сосудов, именовавшихся острака остракон , или на деревянных дощечках, покрытых особым составом, который можно было стирать и писать вновь. В возрасте девяти или десяти лет мальчик мог перейти в школу второй ступени. На этом этапе его учили, как правильно составлять письма и другие официальные документы.
Он изучал целый ряд предметов, в том числе историю, литературу, географию, религию, языки, земельное дело, строительное искусство, делопроизводство и учт, астрономию, математику и медицину. Есть сведения о том, что в школах ученики сдавали экзамены, но неизвестно, на какой ступени обучения они проводились. Те, кто выдерживал экзамены, получали возможность специализироваться на одном или двух предметах. Мальчики из богатых семей могли попытаться найти себе патрона, который вносил бы за него
плату за обучение. Большинство образованных юношей становились писцами. Это была одна из самых уважаемых профессий в Египте. Некоторые писцы поступали на государственную службу и становились крупными чиновниками. Итак, только мальчики могли обучаться в школе, а каково было положение женщин в Египте женщины и семейная жизнь У женщин Древнего Египта во многих отношениях было более привилегированное
положение, чем в других странах древнего Востока. Хотя женщины не занимали официальных государственных постов, они пользовались большой личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Они могли заниматься торговлей, заключать контракты, выступать в суде в качестве свидетелей и самостоятельно представлять свои интересы в суде. Женщины также были обязаны давать клятву и подвергались наказаниям наравне с мужчинами. Девушек-крестьянок в Египте выдавали замуж иногда в 12 лет. Девушки из богатых семей выходили замуж в более старшем возрасте. Женихи обычно были взрослее своих невест на несколько лет. Родители, как правило, выбирали мужа или жену для своих детей, хотя некоторые сохранившиеся любовные стихотворения свидетельствуют о том, что иногда молодые люди выбирали себе спутника жизни самостоятельно.
Подробности брачных церемоний до нас не дошли, но, по всей вероятности, такая церемония открывалась процессией, после чего невеста и жених произносили клятвы в верности. Затем следовал торжественный пир и вручение новобрачным подарков. Большинство молодых пар поселялись в новом доме, по традиции построенном или приобретенным женихом. Брачные договоры содержали подробные изложения всех финансовых условий и обязательств.
Жена имела право на некоторое содержание, осуществляемое за счт мужа. Она приносила в дом различное имущество в качестве приданого. Но, в отличие от настоящего приданого вс это имущество продолжало принадлежать ей. И в случае развода все эти вещи или их стоимость возвращались ей. Как муж, так и жена могли владеть имуществом отдельно от супруга.
Обычно же из практических соображений жена позволяла мужу распоряжаться е имуществом, сохраняя при этом все права собственности. Женщину в Египте называли небет пер – владычица дома . на е плечах лежали заботы о домашнем хозяйстве и воспитании детей, и муж был обязан относиться к ней с уважением. Если же он грубо обращался с женой, она могла попросить родственников помочь ей. Они были вправе потребовать от мужа изменить сво поведение и взять с него клятву в этом.
Разводы совершались просто достаточно было заявить об этом перед свидетелями. После развода женщина обычно продолжала воспитывать своих детей и имела право вновь выйти замуж. Хотя фараоны могли иметь несколько жн, у простых египтян была только одна супруга. В то же время для богатого мужчины считалось вполне допустимым и даже престижным иметь официальную любовницу, известную как наложница, если он мог обеспечить е. Хотя на первом месте для мужчины, разумеется, стояли законные жена и дети, он был обязан проявлять заботу и о наложнице и о ее детях. Жены и наложницы фараонов жили вместе в особых помещениях дворца. Не смотря на то, что женщины обычно рано выходили замуж, и главным их предназначением считалось воспитание детей, вс же существовали некоторые виды деятельности, которыми по традиции занимались женщины. Так, есть сведения о том, что женщины иногда управляли имениями и занимались торговлей от имени отсутствующих
мужей и сыновей. Некоторые женщины работали служанками в богатых домах. Кормилицы знатных египтян пользовались авторитетом. Иногда их сыновья занимали влиятельные посты при дворе. Женщины занимались изготовлением благовоний, были садовницами, ткачихами и профессиональными плакальщицами. При дворах знатных египтян и в храмах женщины обычно выполняли роль певиц, танцовщиц, музыкантш и акробаток.
Знатные женщины становились жрицами в храмах. Дети в древнем Египте считались великим благом. Если у супружеской пары не было детей, они молили богов и богинь смилостивиться над ними и помещали письма в гробницы усопших родственников, прося их помочь повлиять на богов. Некоторые египтяне прибегали к помощи колдовства и магии. Если же не помогало и это, они стремились взять на воспитание детей из других семей или сирот. медицина
Древнеегипетские врачи пользовались таким высоким авторитетом на Среднем Востоке, что иногда отправлялись в другие страны по приглашению их владык. Одна из настенных росписей в гробнице эпохи Нового царства показывает чужеземного царевича, приехавшего в Египет со своей семьей, чтобы проконсультироваться с египетским врачом. Врачи проходили обучение у своих старших и более опытных коллег, живя какое-то время в их семьях. По всей видимости, в Египте существовали и медицинские школы. Так, есть свидетельство о существовании специальной школы для акушерок. Лучшие доктора становились придворными медиками фараона и его семьи. Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено человеческое тело. Они располагали сведениями о нервной системе и о последствиях травм головного мозга.
Они знали, например, что травма правой стороны черепа приводит к параличу левой половины тела, и наоборот. Хотя они совсем не понимали систему кровообращения. Они знали только, что в организме сердце обеспечивает циркуляцию крови. Пульс они называли передающим сообщения сердца. У древних египтян существовали специальные медицинские справочники по диагностике. Лечению и применению лекарственных средств, по анатомии, женским болезням,
книги для дантистов, хирургов и ветеринаров. Сохранились фрагменты копий этих текстов и можно с уверенностью сказать, что древнеегипетские врачи часто прибегали к ним в процессе лечения и приготовлении лекарств. Специалистам трудно судить о том, насколько эффективными были египетские лекарства, но некоторые их компоненты действительно могли оказать помощь больным. Египетских докторов учили прежде всего определять симптомы болезни, а затем производить обследования
и анализы. Их инструктировали подробно записывать данные своих наблюдений и обследований. Есть сведения о том, что египетские врачи должны были после обследования сказать, могут ли они вылечить больного или нет. Иногда они делали хирургические операции. Хирурги прокалывали свои инструменты на огне перед операцией и старались соблюдать в максимальной чистоте больного и вс, что его окружает. законодательство Большинство дошедшей до нас информации о законодательной системе древних египтян относится ко времени начиная с эпохи Нового царства. Египетские законы отражали едва ли не каждый аспект их жизни. Велись записи каждого судебного решения, принятого в прежних случаях согласно этому закону. Древнеегипетские законы пользовались высоким авторитетом в древнем мире. Персидский царь Дарий попросил сделать для него перевод египетского законодательства.
В Египте существовал специальные отряды меджаев для поддержания порядка. Меджаи были первоначально нубийским племенем, мужчины которого служили в Египте в качестве намных воинов. В эпоху Нового царства отряды меджаев находились во всех важных египетских городах. В их задачи входило наблюдение за выполнением законов, поимка преступников, охрана границ и некрополей. Меджаи хорошо знали местные обычаи, что помогало им лучше разбираться с преступниками.
Меджаи обращались к помощи охотников и собак для выслеживания и поимки преступников. Подозреваемых в совершении преступлений арестовывали и держали обычно в одном из пустующих помещений в храмах. Тюрем в Древнем Египте, видимо, не существовало. Повседневный контроль за порядком и исполнением законов входил в обязанности судов. Правосудие было обязано защищать интересы всех жителей, а отнюдь не только богатых, и египтяне часто
вызывали друг друга на суд. Адвокатов в те времена не существовало, и каждый человек должен был защищать себя сам. В каждом городе имелся свой собственный суд, называвшийся кенбет. Судьи, выбранные из влиятельных горожан, совершали судебные поездки в сельские районы. Затем появились суды верхней ступени получившие название Суды слушателей, находившиеся под надзором губернатора округа.
Выше их были два Верховных суда по одному для Верхнего и Нижнего Египта, председательствовали в которых визири. Взятки запрещались, хотя один текст гласит, что для того, чтобы одержать победу в суде нужно золото и серебро для писцов в суде и одежды для служителей. Подсудимые считались невиновными до вынесения приговора. Если судьи испытывали затруднения, они обращались за советом к оракулу. Осужднные могли обжаловать приговор в суде верхней ступени. Наказания включали в себя штрафы. Телесные наказания, каторжные работы, увечье, ссылку или казнь. Часть 2. Во что они верили. Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов.
Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог Египта бог Солнца как Восходящее Солнце назывался Хепри, или Хепрер, как Солнце в зените Ра, как Солнце перед закатом Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи.
Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека.
Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе. Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов бог воздуха
Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб бог Земли и Нут богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди. Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра, и его обычно называли добрым богом. Супругой и сестрой Осириса была Исида Иэида богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола. Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян.
Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых.
Его наместником на земле, царем живых, стал Гор. Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.
Египтяне признавали присутствие божественного начала во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами. Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось
животное. Бык Апис считался земным воплощением и служителем бога Птаха, символом плодородия. Бык Апис жил в священном специальном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника новорожденного Аписа были исключительно сложным делом Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати. Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно
из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски. В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением
Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так Тот, кто существует сам по себе, Первопричина всякой жизни,
Отец отцов, Мать матерей. Это Высшее Существо творец Вселенной едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое потом будет воспринято христианством.
Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру. На вершине божественного египетского пантеона говорит Мариэтт, известный французский египтолог восседает бог единый, бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в глубине его сущности. Он – творец, неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища. Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне святилища бог принимает тысячу самых разнообразных образов. Существующее в реальности египетское многобожие никак не способствовало централизации государства,
подчинению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти. Живший в XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV пытался провести религиозные реформы с целью установления единобожия. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон современное городище Эль-Амара и сам принял имя Эхнатона, что означало угодный богу
Атону. Он попытался сломить усилившееся к этому времени могущество старого жречества и старой знати культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сопротивление сильного и многочисленного слоя египетских жрецов и оказались недолговечными. Хотя культ нового бога был связан с традиционным культом солнца, он принят не был. Преемники фараона-новатора не смогли сколько-нибудь уверенно проводить его линию, и вскоре вынуждены
были пойти на примирение со жречеством. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали ненормальностью. Египтяне верили в бессмертие души это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта и не только религиозной и культурной, по и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому
смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение. Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах тело человека, Шунт его тень, Рен его имя, Ах его привидение, Ба проявление сущности. Ведущую роль играла Ка душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.
Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия. Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий.
Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности. Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в Книге мертвых, Книге о вратах, Книге о подземных пещерах, Книге о том, что есть в другом мире, в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять
перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов. Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим.
Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов а их было более 40 задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян ответы всегда должны были быть отрицательными. Я не причинил людям зла, должен был сказать праведный египтянин,
Я не мучил животных, Я не богохульствовал, Я не совершал насилия над бедными, Я никого не убил, Я ни к кому не посылал убийц, Я чист. Взвесив все за и против, Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит Пожирательницы существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса. Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу.
Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной следствием ее становилось полное небытие человека. Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти.
Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам. Для греков Египет стал символом тайной мудрости. Геродот и Страбон донесли эллинам египетские мифы. Египетской Исиде поклонялись женщины Римской империи. Библейские сюжеты связали Египет с иудео-христианской культурной традицией. И, наконец, в науке есть спорная и смелая гипотеза
связи древнеегипетской культуры с культурами Южной Америки. Древние египтяне больших успехов достигли в астрономии. Они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Джейн Чизхолм и др. Ранние цивилизации ,М Росмен, 1996 2. Всемирная история. т.1, М 1955 глава Перепелкин Ю.Я Египет Древнего царства 3. Струве В.В История древнего Востока, М Л 1941 4. Cавельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М 1971 г. 5. Керам Боги, гробницы, учные, Москва, 1953 6. Главная редакция восточной литературы. Культура Древнего Египта М Наука, 1976 HYPER13PAGE HYPER15 HYPER13PAGE HYPER143HYPER15