Идейно-художественное своеобразиеи специфика конфликта в трагедии У.Шекспира Макбет Трагедии творческий стержень наследия У.Шекспира. Они выражают мощь его гениальной мысли и суть его поры, именно потомупоследующие эпохи, если они обращались к У. Шекспиру за сопоставлением, преждевсего через них осмысливали свои конфликты. С течением времени все новые, иновые толкования оставляли свою печать на шекспировских трагедиях, и
основнойгруз при этом ложился на плечи центральных героев Гамлета, Отелло, Лира иМакбета. Однако герой у У.Шекспира – это не вся пьеса, а лишь один из ее персонажей сама же пьеса в свою очередь представляет целый сценический мир. У Шекспиратрагическая пьеса развитая, социально и психологически многообразная системав расстановке и взаимодействии фигур . Трагическое мироощущение отчетливо ирезко проявило себя у
У. Шекспира в середине его творческого пути, на рубежеXVI и XVII веков. Трагедии У. Шекспира этого периода творчества не составляютцикла, они самостоятельны, однако все семь пьес связаны между собой не толькопринадлежностью одному автору, общностью жанра и времени их создания. Они такжеразвивают общую для них тему кризиса ренессансного гуманистического сознания вусловиях кризисного состояния общества. Надменность и возвышение интеллекта писал
А.В. Луначарский это тема, которая не только занимает, но и мучаетШекспира. Он проникнут огромным уважением к интеллекту. Он отнюдь не презирает,он отнюдь не ненавидит даже тех рыцарей интеллекта , которые наиболее циничны.Он понимает их особую свободу, их хищническую грацию, их несравнимое человеческоедостоинство, заключающееся именно в том, что они презирают всякиепредрассудки . У. Шекспир создает трагедию Макбет , главнымгероем которой становится подобная личность.
Трагедия была написана в 1606году. Макбет – самая короткая из трагедий У. Шекспира в ней всего 1993строки. Ее сюжет заимствован из Истории Британии . Но ее краткость нискольконе отразилась на художественных и композиционных достоинствах трагедии. В этомпроизведении автор поднимает вопрос о губительном влиянии единоличной власти ив особенности – борьбы за власть, которая превращает храброго Макбета,доблестного и прославленного героя, в ненавистного
всем злодея. Еще сильнеезвучит в этой трагедии У. Шекспира его постоянная тема тема справедливоговозмездия. Справедливое возмездие обрушивается на преступников и злодеев, -обязательный закон шекспировской драмы, своеобразное проявление его оптимизма.Его лучшие герои погибают часто, но злодеи и преступники погибают всегда. В Макбете этот закон проявляется особенно ярко. У. Шекспир во всех своихпроизведениях уделяет особое внимание анализу и человека и общества вотдельности,
и в их непосредственном взаимодействии. Он анализируетчувственную и духовную природу человека, взаимодействие и борение чувств,многообразные душевные состояния человека в их движениях и переходах,возникновение и развитие аффектов и их разрушительную силу. У. Шекспиракцентирует внимание на переломных и кризисных состояниях сознания, на причинахдуховного кризиса, причинах внешних и внутренних, субъективных и объективных .И именно такой внутренний конфликт человека и составляет основную тему трагедии
Макбет . В трагедии Макбет У. Шекспир дает наиболееполную характеристику индивидуалиста как личности, сознательно и неизменноставящей то, что выражает ее собственные интересы, выше интересов окружающихлюдей. Макбет, охваченный честолюбивой страстью, спешит освободить свойинтеллект от нравственных принципов и бытовых правил, считая их помехой,пустыми предрассудками. В нем бурно кипит энергия писал М.В. Урнов, -неукротимая инициатива не чувствует узды он пришпоривает
волю и устремляется кцели, преодолевая навязчивые сомнения, не страшась риска, и крушит препятствия,не разбираясь в средствах . Но как ни свободен главный герой от предрассудков,его все же мучают угрызения совести, его пугает кровавая тень убитого им Банко.Но Макбет продолжает идти вперед, он не думает об отступлении, герой всемисилами старается заглушить враждебный ему голос, чтобы не ослабить свою волю.Внешние условия провоцируют честолюбие
Макбета, способствуют его нравственномуперерождению и временному торжеству. В Макбет индивидуалисту отведенацентральная роль. Индивидуализм влечет за собой появление противоположной темы темы интересов общества в целом здесь Шекспир наиболее открыто решаетконфликт между двумя противоположными воззрениями на природу человека . Впервыеэтот конфликт проявляется в седьмой сцене первого акта вслед за монологомМакбета.
В конце монолога Макбет говорит, что он не ощущает других побужденийдействовать, кроме честолюбия, которому, как он сам понимает, суждено разрушитьсамое себя. Поэтому он объявляет леди Макбет Оставим это дело . Она защищаетиндивидуалистическую точку зрения, согласно которой Макбет имеет право и дажеобязан действовать в соответствии со своими желаниями и отметать в сторону
всепрепятствия, которые мешают их исполнению. И ей удается переубедить мужа. Взавершении она напоминает Макбету о данной им прежде клятве убить Дункана.Задав лишь один практический вопрос А вдруг не выйдет Макбет уже большене задумывается. Он уже готов на страшный шаг . Взгляд на человека, выраженный в репликеМакбета Я смею все, что смеет человек.
И только зверь на большее способен ,возникает уже в предшествующих сценах. Одна сторона того, что он считаетзаконным в действиях человека, связана с описанием его героических подвигов,его победоносной борьбе с мятежниками и агрессорами. Эти подвиги совершаются воисполнение долга. Макбет сам подчеркивает это, хотя мы уже знаем, что в егомозгу зреют и другие мысли. Другая сторона макбетовского понимания существачеловека раскрывается в реплике
леди Макбет Да,Гламис ты, и Кавдор ты, и станешь Тем,что тебе предсказано. И все же Боюсья, что тебе, кто от природы Молочнойнезлобивостью вспоен, Кратчайшийпуть не выбрать У Макбета чувство доброты и общности сдругими людьми находит свое наиболее полное выражение в том, что состраданиеявляется ему в образе нагого новорожденного младенца. Убийство Дункана вызывает в душе Макбетаборьбу между двумя противоположными точками зрения на человека
той, согласнокоторой человек – индивидуалист, защищающий в первую очередьсвои собственные интересы, и той, что человек в первую очередь член общества,обязанный служить интересам соотечественников . Эта борьба вызывает ужасныевидения, которые порабощают Макбета. Он переживает чувство, котороеопределяется словами Нет ничего, кроме того, чего нет . Эта же борьбапорождает и мучительное раскаяние, которое находит свое
самое непосредственноевыражение в словах Казалось мне, разнесся вопль Не спите! Макбет зарезалсон В Макбете герой с самого начала знает, в чем сущность его трагедии У.Шекспир вкладывает в уста Макбета слова выражающие сущность внутреннегоконфликта героя Чутьжизни ты подашь пример кровавый, Онатебе же даст урок. Тыв кубок яду льешь, а справедливость Подноситэтот яд к твоим губам.
Совершив убийство, Макбет лишил себя покоя зарезал сон Невинныйсон, тот сон, Которыйтихо сматывает нити Сон,это чудо матери-природы, Вкуснейшееиз блюд в земном пиру. Макбет, убивая Дункана, действует всоответствии с определенной точкой зрения на человека это подчеркивается тем,что он совершает это злодеяние, как бы повинуясь чувству долга. Создаетсявпечатление, что Макбет в сцене убийства действует не только из-за стремления ккороне, сколько
в соответствии с полной уверенностью в том, что он обязанследовать своим желаниям. После того как убийство Дункана обнаружено, онпризывает, всех присутствующих вооружиться мужеством. Вопрос о том, что такоечеловек, опять выступает на передний план в сцене убийства Банко. В своеммонологе Макбет в выражениях, которые применимы к нему самому в той же степени,что и к убийцам, проповедует, что убийство может помочь отметить человека позаслугам.
Здесь развитие внутреннего конфликта подкрепляется системой образовиз животного мира, что играет весьма важную роль для проведения параллелимежду индивидуализмом и звериными инстинктами . Эта параллель впервыевводится леди Макбет, которая в ответ на слова мужа о том, что он смеет все,что смеет человек , спрашивает Но разве зверь тебе твой план внушил В этойфразе четко выраженная ирония, но в этом вопросе леди
Макбет таится истина, окоторой она и не подозревает. Использование аналогии с собаками в словахМакбета, перечисление пород и подчеркнутое упоминание под конец полуволков указывает, что обогащенный опытом, которого ни у него, ни у леди Макбет не былодо убийства Дункана, Макбет начинает воспринимать человеческое так же, как иего жена, то есть видит в человеческом звериное. Другими словами, главный геройначинает понимать, что первоначальный
план развивается не так, как он былзадуман. Еще раз тема внутреннего конфликта человека появляется вкульминационном моменте пьесы во время пира. На этот раз Макбет полностьюосознает, что он больше не контролирует обстоятельства, которые сам создал.Осознание этого приходит вместе с сообщением, что, хотя Банко убит, Флиенсбежал. Еще большую глубину придает ситуации появление Призрака. На пирунамерения Макбета превращаются в свою противоположность.
Тот факт, чтовысказанные вслух пожелания, которые полностью противоречат его истиннымнамерениям, немедленно и зловеще исполняются, придает дополнительную ирониюэтому превращению. Макбет все еще той частью своего существа, которая намгновение одерживает верх человек не в том смысле, в котором это понимаетего жена отсюда его страх и угрызения совести, выражающиеся в том, что онвидит Призрак. И как только Макбет высказывает свой страх,
Призрак исчезает.Однако под влиянием жены Макбет вспоминает, что он должен играть другую роль,соответствующую другой, точке зрения на человека, и которой ему, вследствиесовершенных им поступков, все труднее избежать. Извинившись за свой недуг, онпредлагает тост Явыпью за здоровье всех гостей ИБанко, друга нашего, который Насогорчил отсутствием своим. Во исполнение высказанного им желанияПризрак возвращается.
Его возвращение знаменует собой наивысшую точкудраматического действия всей пьесы. Последний бой в душе Макбета между двумяточками зрения на человека выражен в его речи, вызвавшей повторное исчезновениеПризрака. Ход мыслей Макбета можно частично проследить и по образам изживотного мира. Макбет в результате своих поступков приобретает качества,присущие зверю и поэтому звери по сравнению с Призраком кажутся ему чем-тонормальным. Он начинает сомневаться в реальности
Призрака, а, следовательно, встрахе и угрызениях совести, которые этот Призрак символизирует. ПриказываяПризраку удалиться, он уже может назвать его обманом . Призрак, как всегда,подчиняется и на этот раз еще и потому, что индивидуалистическая точка зренияокончательно победила в душе Макбета. Сцена встречи Макбета с ведьмами занимает одноиз центральных мест в раскрытии внутреннего конфликта героя. Его требованиюответить на поставленные им вопросы предшествует одно из
наиболее яростныхэгоцентрических высказываний, которое заканчивается следующими словами Чтоб,опустошив Сокровищницусил своих безмерных, Изнемоглаприрода отвечайте! Ответы призраков, вызванных ведьмами, явноуказывают на то, что основной противник Макбета Макдуф, которому предстоитубить Макбета. Макбет же толкует предсказания призраков таким образом, чтосводит их к философии , которой придерживается его жена и которая высказана еюв вопросе
Иль ты боишься быть в делах таким же Как в мечтах И уже впоследующих сценах отождествление Макдуфа с противоположной точкой зрения начеловека получает дальнейшее развитие. Свое основное решение внутреннийконфликт человека получает в борьбе Макбета с Макдуфом. Его индивидуализмпоглотил и изменил его положительные качества. Он превратил храбрость ирешительность в ужасающее наслаждение кровопролитием, а сострадание идобросердечие
в ужасные грезы , которые заставляют его дрожать ночью, и, вконце концов, в ощущение бессмысленности жизни, которую он начинаетвоспринимать лишь как повесть, которую пересказал дурак . Значение этих двух точек зрения на внутреннийконфликт человека получает более глубокий смысл оттого, что в пьесераскрывается, с одной стороны, все увеличивающееся отдалении Макбета отокружающего его мира, а с другой примирение и единство тех, кто страдает отего тирании и побеждает
ее. Выбирая путь отчуждения, Макбет обрекает себя насопутствующее этому пути одиночество. Это одиночество проходит несколькоэтапов. В первом из них происходит отчуждение Макбета от сущности , котораясоставляла его до убийства Дункана. После убийства Макбет осознает, что онсоздал себе новое существо, навсегда отделенное от его я . Следующий этапотчуждения отмечен увеличивающейся пропастью в отношениях с леди
Макбет. Эторасхождение, впервые намечается в том, как по-разному воспринимают они убийствоДункана. Пропасть непонимания между ними увеличивается, когда Макбет посвящаетсвою жену в планы убийства Банко. Вскоре после этого отчуждение Макбета отсвоих подданных, так же как от самого себя и от жены, достигает кульминации всцене пира, где только один Макбет видит Призрак и где индивидуализм главногогероя окончательно побеждает в его душе.
Теперь, когда все связи Макбета слюдьми оборвались, он обращается к ведьмам, и двусмысленные советы, которые ониему дают, толкают его на путь все усугубляющегося разрыва с человечеством. Иуже в финале трагедии Макбет приходит к выводу, что жизнь вообще бесплодна, онприравнивает ее к театральному представлению, а человека к актеру, которыйнедолго кривляется на сцене. Эти мысли выражены в такой впечатляющейпоэтической форме, что их можно принять за мнение самого
У. Шекспира. Но этотвеликолепный монолог неотделим от личной судьбы Макбета шум и ярость оказались ни к чему в жизни его, а не вообще, так как этому противостоит официальная мораль пьесы, выражающаяся в победе Малькольма. Таким образом,своими преступлениями Макбет поставил себя вне человечества. Вместо ожидаемыхблаг корона принесла ему постоянные тревоги, он отринул от себя всех и осталсяв страшном одиночестве.
Противоположный процесс процесс преодоленияодиночества и объединения сил, противостоящих Макбету, начинается со встречиМакдуфа и Малькольма. Последующее развитие пьесы дает представление овозрастающем единстве этих сил. Кульминационный момент воссоединения наступаеттогда, когда Малькольм и Макдуф присоединяются к восставшим близ
Бирнамскоголеса и Малькольм отдает приказ Пусть воины ветвей с дерев нарубят и над собойнесут . Те, кто борется с Макбетом, познали в своем союзе и самих себя и своихединомышленников теперь и Макбет узнает о силах, которые объединились противнего, и сокрушается Я как медведь на травле, что привязан К столбу, нодраться должен . А через некоторое время он сходится в бою с Макдуфом ипонимает, что теряет последние надежды.
Безусловно, осуждая злодеяния Макбета,У. Шекспир раскрыл трагедию внутренней борьбы главного героя и трагедию еговыбора. Композиция трагедия Макбет резко отличаетсяот предшествующих трагедий ей придана краткая, концентрированная экспозиция ипродолжительная завязка. Это показывает то, что свою трагическую ошибку геройсовершает не сразу, а лишь нарушив мир в себе и порядок в мире. В трагедии Макбет у героя нет явного антагониста-интригана .
В Макбете совмещены геройи антигерой, протагонист и антагонист, причем последним главный геройстановится по ходу трагедии. У. Шекспир вводит в трагедию Макбет фантастические образы. Это не только призрак убитого Банко, являющийся Макбетуна пиру, но и сказочные ведьмы. У Шекспира нет другой трагедии, котораяоткрывалась бы явлением сверхъестественных существ, и в которой они играли быстоль значительную сюжетно-композиционную роль.
У.Шекспир в данном случаевоспользовался традиционными представлениями своей эпохи, а также темматериалом, который ему давала старая шотландская легенда. Но Шекспир усложнилэти образы. У У. Шекспира всякого рода фантастическая чертовщина становитсяприемом, позволяющим зримо представить внутренний мир человека, егопсихологической метафорой. С одной стороны перед нами предстают сказочныеперсонажи, но они же олицетворяют дурные страсти и эгоистические
стремлениячеловека. Действие трагедии открывается появлением трех ведьм, договаривающихсяо новой встрече. Они произносят следующую фразу Прекрасное гнило, а гнилое прекрасно . Затем третья сцена первого акта, в которой впервые предстаетМакбет, начинается словами самого героя Такого ужасного и прекрасного дня яеще никогда не видел . Смысл этого сопоставления представляет собой следующее сочетание воедино ужасного и прекрасного ужаса
битвы и красоты победы. Но вболее широком смысле в сочетании прекрасного и ужасного скрыт совсем другойсмысл. Сам Макбет заключает в себе сочетание прекрасного и ужасного. Пьесараскрывает нам трагедию величественного воина, опустившегося до убийств из-за углаи уничтожения невинных детей и женщин. Мотив видимости и сущности необходимздесь, чтобы подчеркнуть всю противоречивость человеческой природы. Ведьм можносчитать антагонистом лишь в каком-то общем метафизическом смысле, как
некиепотусторонние силы, которые решили доказать относительность моральных критериевв жизни человека, стереть грань между гнусным и прекрасным , добром и злом вдуше человека. И объектом их влияния становится Макбет. Он принимает их словаза путеводную нить . Он счел предсказание за чудесный зов, который таить неможет ни зла, ни блага . Ни зла, ни блага по отношению к практическомудействию, ведь для истинно доблестного человека, главное
сохранить власть иодержать победу, какие бы средства для этого не потребовались Н. Макиавелли .Ведьмы превращают сокровенные и пассивные желания Макбета в осознанные,действенные и целеустремленные. Их участие в душевном переломе Макбетанакладывает мрачную печать на его честолюбивые желания, характеризуя их каксилу темную и злую демоническую, гибельную для сознания и человечности.
Сомнения и колебания, которые испытывает при этом превращении Макбет, касаютсянравственной сферы, вызваны сопротивлением долга и совести бесчеловечнымнамерениям. Мечты Макбета о короне и честолюбие полководца Банко как бывоплощаются в образах ведьм и в их предсказаниях. И, наконец, ведьмы выступаютв трагедии как олицетворение судьбы и неизбежности. Последняя встреча Макбета свещими сестрами пронизана трагической иронией
Человек, забывший мудрость, честьи стыд , по словам Гекаты, слеп перед тайнами судьбы. Все двусмысленныепредсказания, олицетворенные в страшных картинах будущего, Макбет понимаетнаоборот как уверения судьбы в несокрушимости Макбета . Это очевидно, чтодеяние Макбета не может исходить с небес. Но оно имеет своим истоком и неземлю вот почему главный герой заклинает ее не слышать его шагов, потому
чтои камни восстанут против неслыханного и ужасного злодеяния. Геката вот ктостоит за Макбетом, готовым вонзить кинжал в своего правителя. Темные силыподземного мира еще не один раз появляются в этой трагедии. И уже в финалеМакдуф называет Макбета адский пес . Он же говорит Макбету, что тот служилдьяволу , но силы ада не спасут его от мести.
Малькольм называет Леди Макбет дьяволоподобной королевой . Таким образом, в трагедии предстает страшноецарство зла, созданное Макбетом, после его гибели должно уступить место царству милосердия, исходящего от высшего милосердия . В финале борьба между адом инебесами заканчивается победой последних А.А. Аникст . Фантастика, связаннаяс образами роковых сестер объясняется критикой неоднозначно одни
хотеливидеть в них просто ведьм В.Г. Белинский , поскольку в эпоху Шекспира никто несомневался в возможности прямых ношений человека с нечистой силой. Другиепредставляли их как олицетворение страстей Макбета А.В. Шлегель , третьи поэтические аллегории, воплощающие стихию примитивных темных инстинктов,которые могут полностью завладеть душой человека А.А. Аникст , четвертые параллельную мотивацию происходящего
сверхъестественным, как у Гомера Л.Пинский . Важное место в пьесе, и в раскрытии еесвоеобразия занимает понятие природы. Понятие природа имело несколькозначений в языке Возрождения. Природой был весь материальный мир, включаячеловека. Но природа сливалась и со всем мировым порядком. Первое десятилетиетворчества У. Шекспира проникнуто верой в благие силы природы.
Зло противоестественно и должно быть уничтожено именно потому, что оно противоречитприроде. В дотрагический период следовать природе означало у У. Шекспираслужить добру. В трагический период это означает поддаться самым низкиминстинктам. Но если бы природа в ее дурном аспекте проявлялась только вотрицательных персонажах, оптимизм гуманистов еще не был поколеблен. Они тожепризнавали существование низменной природы.
Однако обнаружилось самое страшное люди благородные оказываются в состоянии забыть о разуме и подчинитьсядурному в своей природе. Конфликт двух сторон человеческой природы с большойсилой выражен в Макбете . Символика дурного и отвратительного в природевпечатляюще выражена в заклинаниях ведьм Хорошав котле заварка! Мясотрех болотных змей, Разварисьи разогрей Пастьлягушки, глаз червяги, Шерстьушана, зоб дворняги
Развитие главного конфликта пьесы подчеркнутообразами роста и бесплодия Дж.К. Уолтон . На протяжении всей пьесы индивидуализм ассоциируется с тем, что бесплодно, что увядает. Макбетпредчувствует грядущие события, говоря об иссушающем убийстве , он понимает, чтоон убил сон сытнейшее из блюд на пире жизни . Размышляя о пророчестве ведьм,он вспоминает на моем челе венец бесплодия, в моей деснице бесполезныйскипетр . Против этого он готов бороться с судьбой на смерть.
В финале пьесыпогибает сам Макбет, и он понимает это, когда говорит ужеусеян Земноймой путь листвой сухой и желтой С другой стороны, союз восставших противМакбета рассматривается совсем с противоположной точки зрения, он ассоциируетсяс плодородием и ростом, символами, которых становятся образ младенца идвижущейся рощи. В этой трагедии мы также можем увидетьпревращение намерений в их противоположность. Основным примером этого являютсяМакбет и леди Макбет, чьи действия неизменно приводят к результатам,
противоположным тем, к которым они стремятся но и в других местах присутствуютподобные упоминания. Характерной особенность произведений Шекспираявляется многогранность образов, это было отмечено А.С. Пушкиным, которыйписал Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-тострасти, такого-то порока но существа живые, исполненные многих страстей,многих пороков обстоятельства раскрывают перед зрителем их разнообразные имногосторонние характеры .
Макбет – трагедия непомерного честолюбия, недаромее лейтмотивом звучат слова героя Я смею все, что смеет человек , которые вфинале обращены к самой смерти Последнее хочу я испытать . Макбет – этовеличественная трагедия о титанической личности, у которой были такие жевозможности для победы, как и для гибели, но доблесть в отсутствии мудрости привела ее к полному отчуждению от людей и от собственной души. Сюжет обузурпации власти является сквозным в творчестве
У. Шекспира онразрабатывается во многих произведениях, в том числе и в Макбете . Если геройв Макбете осужден как абсолютное зло в финале отсутствует традиционное похвальное слово , то сюжету об узурпации власти придана счастливаяразвязка законная власть в Шотландии восстановлена. Шекспировский принципдвижения жизни согласно триаде порядок хаос порядок не нарушен. Хотятрагедия У. Шекспира Макбет раскрывает перед нами огромную силу зла, но она наиболее оптимистическая
из всех четырех великих трагедий. Оптимизм еезаключается не только в том, что тирания Макбета повержена, но она заключаетсяи раскрытии и понимании внутреннего конфликта в сознании главного героя. Макбетможет вступить на путь полного уничтожения, только уничтожив большую частьсамого себя. По мнению Дж.К. Уолтона Само зло в Макбете – это нечтонеестественное. А Макбет соответствует основному направлению гуманизма эпохиВозрождения
На примере этого великого произведения можно увидеть, насколькопоследовательно отражено сознание того, что человек часть вселенной. Библиография Художественнаялитература 1. ШекспирУильям. Трагедии Пер. с англ. М. Правда, 1983. 672с. Научно-критическаялитература Энциклопедия. Мировая литература Гл. ред. А.В. Кореньков. Санкт Петербург Невская книга,
2000. 654с. С. 272 – 273 Энциклопедия литературных произведений Гл. ред. С.В. Стахорский. М. Вагриус, 1998. 654с. 3. ШведовЮ. Ф. Эволюция шекспировской трагедии М. Искусство , 1975. 658с. Сборник статей. Шекспир в меняющемся мире Перевод с англ. М. Прогресс, 1966. 382с. Урнов М.В.
Вехи традиции в английской литературе. М. Художественная литература, 1986. 382с. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу Английские писатели XVI XX вв. М. Просвещение, 1992. 191с. А.А.Аникст. Шекспир. Ремесло драматурга. М. Прогресс, 1974.