План
Введение
1. Теоретические аспекты динамики безработицы1.1 Понятие, сущность и виды безработицы
1.2 Измерение уровня безработицы
2. Анализ динамики безработицы в РФ за период с 2004 по 2008 год
2.1 Расчет основных аналитических показателей в ряду динамикичисленности безработного населения в РФ за период с 2004 по 2008 год
2.2 Выявление тенденции развития безработицы методоманалитического выравнивания
3. Последствия безработицы и государственная политика поборьбе с ней
3.1 Социально-экономические последствия безработицы
3.2 Основные пути сокращения безработицы
Заключение
Библиография
Введение
Переход из ХХ столетия вХХI связано с возникновением многихсоциально-экономических проблем. Одна из них – проблема безработицы, котораянеразрывно связана с людьми, с их производственной деятельностью. Многие в этомвидят катастрофическую угрозу человечеству. Хотя эта угроза и реальна вконтексте общей истории, эти проблемы сильнее всего проявляются, главнымобразом, в бывших социалистических странах, где происходят процессыприватизации, демократизации и развития высоких технологий, но в то же времянакапливаются хозяйственные проблемы. Современные кризисы являются причинойобразования новых производственных и общественных процессов, которыеспособствуют эмансипации человека и общества. Безработица является последствиемновых трансформаций при создании нового мира ХХ века.
Безработица – этоявление, органически связанное с рынком труда. Сегодняшняя экономика России,которая интенсивно живет в режиме технологического обновления, предъявляетновые требования к рабочей силе. На рынке труда складываются уже другиеотношения между работодателями и наемными работниками. Однако пока не созданыэффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые иобостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Достижение высокого уровнязанятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства.Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставитзадачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большейстепени удовлетворить материальные потребности населения. При неполномиспользовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигаяграницы своих производственных возможностей. Главное в жизни человека,обеспечивающим ему полноту жизни, является наличие у него рабочего места,поэтому потеря работы – серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека.Для большинства людей заработная плата единственный источник доходов, а, крометого, работа приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работыприводит не только к снижению текущего материального уровня жизни, но и кпоявлению неуверенности в будущем, а также возникновению чувства собственнойнеполноценности наносит серьезную психологическую травму. Поэтому вряд ли можноназвать страну развитой и цивилизованной, если ее граждане и каждый гражданин вотдельности, лишены возможности содержать себя и быть полезным в обществе. Извсего выше сказанного можно сделать вывод о том, что проблема безработицынаселения на сегодняшний день является весьма актуальным вопросом, так какРоссия находится в первых рядах по безработице среди стран Европы.
1.Теоретические аспекты статистики безработицы1.1Понятие, сущность и виды безработицы
Безработица – этосоциально- экономическое явление, при котором часть экономически активногонаселения не занята в производстве товаров и услуг. Безработные и занятыесоставляют экономически активное население страны, т.е. формируют рабочую силу.
Таким образом, к рабочейсиле, или экономически активному населению, относится та часть трудоспособногонаселения, которая хочет и может работать, включая занятых и безработных.Занятым считается граждане:
— работающие по найму, втом числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного илинеполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);
— временно отсутствующиев связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкойпроизводства, вызванной забастовкой или иными причинами;
— самостоятельнообеспечивающие себя работой, в том числа предприниматели, а также членыпроизводственных кооперативов;
— избранные, назначенныеили утвержденные на оплачиваемую должность;
— проходящие службу вВооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органахгосударственной безопасности и внутренних дел;
— трудоспособныеграждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, а также проходящиеочный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях;
Таким образом, к занятымотносят ту часть населения, которая хочет и может работать, и работает. Вместес тем, с течением времени работающие люди могут стать и безработными инаоборот. />
Безработным считаетсятот, кто хочет, может работать и активно ищет работу, но пока ее не имеет. ВРоссии по Закону РФ «О занятости населения в российской федерации»(ст. 3) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеютработы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поискаподходящей работы и готовы приступить к ней. Безработными не могут бытьпризнаны граждане, не достигшие 16-ти летнего возраста, пенсионеры (кромеинвалидов III группы).
Но принятая система учетабезработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитиироссийского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются набиржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугамнегосударственных посреднических структур.
Итак, из кого же сегоднясостоит та часть экономически активного населения, которое действительноостается востребованной на рынке труда? Прежде всего, из тех, кто, будучи незанятым, ищет рабочее место, затем тех, кто хоть и имеет занятие, но неудовлетворен работой и подыскивает другую или дополнительное рабочее место, и,наконец, занятых, но рискующих потерять рабочее место. Суммарно они и формируютпредложение труда. Спрос же на труд предъявляют владельцы рабочих мест. Онскладывается из числа вакансий и должностей тех работников, которымработодатель ищет замену.
ВРоссийской Федерации применяется «Методика расчета общей численностибезработных, уровня общей и зарегистрированной безработицы», котораяразработана и утверждена Госкомстатом России 4 октября 1995г. На ее основеприменяются два способа расчета уровня безработицы по состоянию на определеннуюдату: А) Коэффициент (уровень) безработицы используется для измерения масштабовбезработицы и рассчитывается как отношение числа безработных к совокупнойрабочей силе:
/>
В) Коэффициент (уровень)зарегистрированной безработицы определяется отношением численностизарегистрированных безработных к численности экономически активного населения.
Так же дляколичественного измерения безработицы используется такой показатель, какпродолжительность безработицы -характеризуется среднимпериодом времени перерыва в работе. Длительная безработица может поставитьсемью на грань нищеты, поэтому государственная политика, прежде всего, должнабыть адресной и направлена именно на уменьшение категории безработных.
Качественнобезработица характеризуется своими видами. Вынужденная обуславливаетсяпроисходящими изменениями в социально — хозяйственной жизни общества,приводящих к сокращению рабочих мест, проявляется в трех формах:
— Циклическаябезработица. Этот вид безработицы присущий странам, переживающим общийэкономический спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, т.е.фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, илисовокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается,занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическуюбезработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Спереходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
Структурная – в результатенаучно-технического прогресса, технологических изменений, меняется и структураспроса на рабочую силу. Потребность в одних видах профессий сокращается, адругие специальности исчезают вовсе. Зато появляется спрос на новые профессии,ранее не существовавшие. Она весьма болезненна с социальной точки зрения.Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придетсяосваивать новые профессии и неизвестно, будут ли они в дальнейшем получатьстолько же, сколько получали благодаря своей прежней профессии. Структурнаябезработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер,так как у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыковк работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональнойпереподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства. Вобразовании структурной безработицы исходным моментом является несоответствиеструктуры производства и структуры рабочих мест. Избежать структурнойбезработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все времярождает новые товары, технологии и даже целые отрасли. В результате сильноменяется структура спроса на рабочую силу. А люди с ненужными более в прежнемколичестве профессиями оказываются не удел, пополняя ряды безработных.
– Технологическая –вызвана изменениями структуры производства в масштабах одного предприятия.Инновации, технологические изменения приводят к перераспределению илисокращению рабочих
– Естественная –характеризуется более высоким удельным весом личностного момента в еевозникновении. Естественная безработица – наиболее экономически ориентированныйблок социального поведения индивида, проявляется в трех формах:
–Фрикционная безработица ее причина состоит в том, что работнику, уволенномусо своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некотороевремя для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и породу деятельности, и по уровню оплаты. Даже если на рынке труда такие места есть,найти их удается обычно не сразу. Одни люди чувствуют себя способными выполнятьболее сложную и высокооплачиваемую работу и ищут ее, другие убеждаются, что несоответствуют требованиям на своем рабочем месте и должны поискать работу соплатой пониже. В свободном рыночном обществе всегда есть определенноеколичество людей, которые по разным причинам ищут для себя более подходящуюработу
Кроме того, на рынкетруда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз(молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Такие люди также учитываются приопределении уровня фрикционной безработицы. Эти процессы способствуют повышениюэффективности использования трудовых ресурсов, более рациональному ихраспределению. Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлениемнормальным и не вызывающим тревоги. Более того, фрикционная безработица простонеизбежна в нормально организованной экономике.
Рост фрикционнойбезработицы может вызвать ряд причин:
Неосведомленность людей овозможности найти работу по своей специальности и с устраивающим уровнем оплатыв конкретных фирмах;
Факторы, объективноснижающие мобильность рабочей силы. Например, человек не нашел работу в своемгороде, но не может переселиться в другой город, где такая работа есть, из-занеразвитости рынка жилья или отсутствия прописки. Такая ситуация характерна дляРоссии, что невыгодно отличает отечественный рынок труда от рынка трудазападных стран.
Особенности национальногохарактера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, гражданекоторых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, то естьотличаются пониженной мобильностью. При таком образе жизни (характерном и длямногих россиян) сокращаются перетоки рабочей силы между регионами.
— Институциональная– появляется, когда рынок труда испытывает воздействие различных посредническихструктур, а также когда законодательство приписывает процедуры увольнения инайма на работу и предусматривает меры социальной поддержки безработных.Порождается правовыми нормами, устройством рынка труда. Её определяетсоотношение выгод от статуса безработного и потерь от отсутствия работы,приносящей доход. Например, чрезмерная социальная защита порождает снижениетрудовой активности населения, высокие ставки налогов также снижают стимулы ктруду.
— Добровольная– связана с наличием группы лиц, которые по своему психологическому складу илипо иным причинам не хотят работать.
— Застойнаябезработица – охватывает то трудоспособное население, которое потеряло работу,утратило право на получение пособия по безработице, отчаялось найти рабочиеместа, приспособилось жить на социальные подачки общества и утратило интерес кактивной трудовой деятельности. Застойная безработица – наиболее опасный видбезработицы.
— Сезонная безработицаимеет колебательный характер, схожа с циклической, но эти колебания можнорегулярно прогнозировать. Сезонные работники остаются без работы из-за того,что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенныепериоды года. Наиболее характерным примером является сельскохозяйственныерабочие, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиесяслучайными заработками. Для привлечения работников в такие отрасли экономикифирмам приходится платить им повышенную заработную плату, чтобы компенсироватьих периодическую безработицу. Знакомая сезонная незанятость и жителям курортныхрегионов России, где зимой нет ни отдыхающих, ни доходов от их обслуживания.
— Скрытаябезработица – возникает вследствие концентрации излишней рабочей силы напроизводстве, которая не участвует в производстве материальных благ и неучитывается статистикой. Данный вид безработицы трудно выявить. Характеризуетсянеполной занятостью в течение установленного рабочего времени. В международнойпрактике такая ситуация называется недозанятостью. В этой же группе другимиавторами выделяется еще один вид безработицы, как региональная – связанная скомплексом факторов исторического, демографического, культурно-национального исоциально-психологического характера. Другие авторы выделяют еще один блокбезработицы как искусственно низкая безработица — следствие государственнойполитики, направленной на достижение полной занятости, когда государствочрезмерно вмешивается в рыночные процессы (например, воздействие на процентные ставкив целях их снижения для расширения деловой активности, увеличение занятости). Вдолговременной перспективе это, однако, ведет к росту инфляции.
Нарядус вышеуказанными выше выделяется и классическая безработица — возникает привысвобождении части рабочих в целях увеличения заработной платы оставшихсярабочих.
Изучаяпроблемы безработицы, можно придти к выводу: фрикционная и структурнаябезработицы – явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны.Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты,то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которыепользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицызаставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает ихтрудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицувполне можно назвать стимулом к лучшей работе.
Уровнюбезработицы при полной занятости («естественному» уровню безработицы)трудно дать точное определение, и существует выбор из нескольких альтернативныхконцепций. Одна определяет естественный уровень безработицы как уровень, прикотором заработная плата и инфляция, вызванная ростом цен, либо устойчивы либонаходятся на доступном уровне. Другая определяет естественный уровень безработицы,как уровень, при котором количество незанятых рабочих мест равно количествубезработных. Третьи определяют его как уровень безработицы, при котором любоеувеличение совокупного спроса не приводит к дальнейшему сокращению числабезработных. В качестве разновидности последнего определения, естественнымуровнем безработицы считают такой, при котором безработица носит добровольный(фрикционный и, возможно, сезонный) характер. И, наконец, с недавних порестественный уровень безработицы стали определять как уровень, при которомпроцент безработицы остается неизменным и как перемещения в состояниебезработицы, так и продолжительность безработицы являются нормальными.
1.2 Измерение уровня безработицы
Разрыв между показателямиобщей и регистрируемой безработицы может иметь чисто статистическую природу.Чтобы проверить, насколько оправданно такое предположение, необходимо четкопредставлять, как они конструируются и измеряются.
Таблица 1 Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службах занятости, тысяча человек, Российская Федерация 2005 2006 2007 2008 2009 январь 1937.6 1838.6 1742 1551.6 1707.6 февраль 2018.7 1905.8 1744.4 1574 2012.2 март 1996.6 1905.1 1711.1 1534.1 2176.6 апрель 1972.3 1875.1 1642.7 1478.1 2268.8 май 1882.5 1792.5 1575.1 1396.7 2210.6 июнь 1816.3 1732.5 1491.6 1331.5 2142.3 июль 1799.1 1720.8 1472.6 1316.9 2146.4 август 1766.1 1707.2 1454.2 1293.5 2107.9 сентябрь 1714.6 1655.8 1413.6 1247.3 октябрь 1690.4 1633.8 1420.4 1245.3 ноябрь 1739.7 1677.7 1497.5 1304.5 декабрь 1830.1 1741.9 1553 1521.8 Общая численность безработных, тысяча человек, Российская Федерация январь 2183.1 2070.2 1972.8 1779.1 2039.9 февраль 2250.6 2127.6 1970 1773.1 2333.5 март 2237.5 2122.7 1929.8 1740.8 2523.8 апрель 2208 2090.3 1862.2 1678.9 2581.9 май 2106.5 2008.3 1783.2 1599 2514.6 июнь 2032.5 1935.3 1690.5 1530.4 2439.4 июль 2015.4 1929 1681.2 1526 2440.6 август 1984.4 1910.8 1661.6 1499.5 2394.8 /> /> /> /> /> /> /> /> />
Эксперты Международнойорганизации труда (МОТ) выделяют четыре альтернативных подхода к измерениюмасштабов и уровня безработицы, встречающиеся в статистической практикеразличных стран:
1 по результатампереписей населения или регулярных выборочных обследований рабочей силы;
2 на основе официальныхоценок, которые рассчитываются органами государственной статистики путемкомбинирования данных из различных доступных источников;
3 по регистрациям вслужбах занятости;
4 по численности лиц,получающих страховые выплаты по безработице.
Российские официальныепубликации содержат оценки всех четырех типов. Они отражают различные аспектыфункционирования рынка труда и до известной степени дополняют друг друга.Однако базовыми можно считать два способа измерения безработицы — первый, прикотором статус безработного определяется на основе выборочных обследованийрабочей силы исходя из критериев Международной организации труда, и второй, прикотором человек признается безработным по решению органов государственнойслужбы занятости.
При сопоставленияхпредпочтение принято отдавать показателям, базирующимся на результатахобследований рабочей силы, поскольку они строятся по единой методологии и вбольшей мере свободны от искажающего влияния административной практики учетабезработных. В России они обеспечивают получение сопоставимых данных порегиональным рынкам труда, тогда как регистрируемая безработица может сильноколебаться в зависимости от политики местных властей и объема имеющихся у нихфинансовых ресурсов.
В России методы оценкиобщей безработицы разрабатываются по линии Государственного комитета постатистике Российской Федерации, регистрируемой безработицы — по линииМинистерства труда и социального развития Российской Федерации.
В основу измерения регистрируемойбезработицы составляет административная информация о клиентах государственныхслужб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают темпреимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдениеи отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняютважную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу дляформирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности дляоценки ее масштабов и степени эффективности.
Вместе с темрегистрируемая безработица охватывает лишь часть лиц, нуждающихся втрудоустройстве, а именно тех, кто в поисках работы обращаются за помощью кгосударству. Их круг может меняться в зависимости от самых различных«привходящих» факторов, таких как психологическая готовность илинеготовность к контактам с официальными инстанциями, установленный порядокрегистрации, уровень материальной поддержки безработных, спектр оказываемыхуслуг и т.п. Иными словами, величина, структура и продолжительностьрегистрируемой безработицы во многом отражают институциональный потенциалгосударственных служб занятости. В российской практике сегмент, попадающий вполе зрения Государственной Службы Занятости, нередко обозначают специальнымтермином — «регулируемый рынок труда».
Основные принципырегистрации безработных установлены «Законом о занятости населения».В соответствие с ним официальными безработными признаются трудоспособныеграждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органахслужбы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовыприступить к ней (ст. 3, п. 1). Хотя в этом определении упоминаются критерииотсутствия работы, ее поиска и готовности к ней приступить, методологическиоценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы.Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствиисо стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статусабезработного.
На данный моментсуществует устойчивый разрыв в уровнях общей и регистрируемой безработицы,который может вызываться целым комплексом факторов — отсоциально-психологических до институциональных и общеэкономических:
1. Слабаяинформированность безработных о режиме деятельности служб занятости. Такоеобъяснение выглядит вполне правдоподобно для начального периода, когда этотновый для российского рынка труда институт делал только самые первые шаги.Однако для более позднего периода, когда услугами ГСЗ уже успеливоспользоваться миллионы людей, оно представляется недостаточно убедительным.Постепенное распространение информации о режиме деятельности служб занятостидолжно было бы вести к сокращению «клина» между общей ирегистрируемой безработицей, тогда как на деле он становился все болеемассивным.
2. Фактор«стигматизации». Общественное мнение может подвергать получателейпособий моральному осуждению как «иждивенцев», не желающих трудитьсяи предпочитающих жить за чужой счет. В этом случае многие безработные будутоказываться от помощи государства, если обращение за ней входит в противоречиес господствующими социальными стереотипами. Действие фактора«стигматизации» должно сильнее сказывается на мужчинах, чем наженщинах, и, по-видимому, их меньшая склонность к поискам работы черезгосударственные службы занятости отчасти связана именно с этим. Однако, какпоказывают эмпирические наблюдения, российское население демонстрирует высокуюстепень активности и изобретательности, добиваясь разнообразных социальныхгарантий и льгот, и не вполне понятно, почему из этого ряда должны выпадатьпособия по безработице.
3. Бюрократическиесложности оформления регистрации. Оценить величину бюрократических издержек, скоторыми приходится сталкиваться российским безработным, довольно трудно. Пакетдокументов, который они должны предъявлять, вставая на учет в органах службызанятости, мало отличается от того, который потребовали бы от него в службахзанятости других стран. Косвенным показателем бюрократических издержек можетслужить среднее количество официально зарегистрированных безработных,приходящихся на одного сотрудника служб занятости
В то же время, по мнениюнекоторых исследователей, в России бюрократические издержки должны быливозрастать из-за требования дважды в месяц проходить перерегистрацию, то естьпосещать службы занятости даже тогда, когда они не могли предложить никакоговарианта трудоустройства. Не исключено также, что объем документооборота вроссийских службах занятости был больше, а степень компьютеризации — меньше,чем в службах занятости более развитых стран. Следствием более высокой нагрузкимогли становиться очереди, ошибки при оформлении документов, снижение качестваобслуживания и т.д.
Однако для российскихграждан очереди и бюрократические препоны — привычная среда, в которуюпогружено взаимодействие с любой государственной инстанцией. Службы занятости — относительно новый институт, сильнее ориентированный на нужды клиентов посравнению со многими другими государственными структурами, унаследованными отпрежней системы. Маловероятно, что бюрократические издержки взаимодействия сними были настолько обременительны, чтобы большая часть безработныхотказывалась от регистрации только из-за этого.
4. Территориальнаяудаленность органов службы занятости. Труднодоступность местных отделений ГСЗтакже может становиться серьезным препятствием на пути регистрации многих безработных.
Каковы же наиболее общиевыводы, которые можно сделать из проделанного анализа?
Одна из устойчивыххарактеристик российского рынка труда — поразительно низкий уровеньрегистрируемой безработицы, который остается меньше по сравнению с уровнем общейбезработицы.
В значительной мере этотразрыв связан с особенностями российской системы поддержки безработных,которая, во-первых, не дает достаточно стимулов для регистрации и, во-вторых,ориентирована на «отсечение» длительно безработных. Однако не меньшую,если не большую, роль играет то обстоятельство, что российский рынок трудапостоянно генерирует значительное число вакансий, так что многие безработныемогут успешно вести поиск, не обращаясь за помощью к государственным службамзанятости.
В целом же складываетсявпечатление, что динамика регистрируемой безработицы не столько отражаетобъективную ситуацию на рынке труда, сколько определяется финансовымиограничениями, в которых приходится действовать государственным службамзанятости: когда эти финансовые ограничения ужесточались, регистрируемаябезработица постепенно сдвигалась вниз, когда ослабевали — она начиналасмещаться вверх. При этом связь с динамикой общей безработицы оставалась слабойи крайне опосредованной.
2. Анализ динамики безработицыв РФ за период с 2004 по 2008 год
2.1 Расчет основныханалитических показателей в ряду динамики численности безработного населения в РФза период с 2004 по 2008 год
Изучение явленийобщественной жизни в непрерывном их развитии – одна из основных задач статистики. Это вызвано тем, что всеявления изменяются. С течением времени изменяется и численность безработногонаселения России.
Статистика изучает ианализирует такие изменения путем сопоставления различных взаимосвязанныхпоказателей. Эти задачи реализуются при помощи рядов динамики.
Рядом динамики называетсяряд последовательно расположенных в хронологическом порядке, статистическихпоказателей, образующихся при изменении какого-либо явления.
Динамика численностибезработных за период с 2004 по 2008 год в виде таблицы:
Таблица 2 Численностьбезработных в РФ за 2004-2008 гг. Годы 2004 2005 2006 2007 2008 Численность безработных, тыс. человек 5674,8 5454,5 5236,18 5014,93 4791,5
Ряд динамики численностибезработного населения представляет собой моментный ряд динамики, показывающийсостояние численности безработных на определенную дату.
Различают так жеинтервальные ряды динамики, показывающие статистические данные за определенныйпромежуток времени.
Каждый ряд динамикисостоит из ряда последовательных уровней. Это могут быть начальные, средние иконечные уровни ряда.
Рассчитаю средние уровнив моментном ряду численности безработных за период с 2004 по 2008 год.
Средний уровеньмоментного ряда, где промежутки между датами равны, вычисляется по формулесредней хронологической.
Yхронологич=/>
где y1 – начальный уровень ряда
y2 – конечный уровень ряда
n – число дат.
yхронологич=/>=/>==5234,69 тыс. чел.
Т.е. в среднем за годбыло зарегистрировано 5234,69 тыс. безработных за период с 2004 по 2008 год.
Для более подробнойхарактеристики изменения уровней применяются следующие показатели, которыебывают базисными и цепными: абсолютный прирост (/>/>),коэффициент роста(Kр), коэффициент прироста(Kпр), темп роста(Tр), темп прироста(Tпр), абсолютное значение 1% прироста(/>).
Абсолютный приростхарактеризует размер увеличения или уменьшения изучаемого явления заопределенный период времени. Он определяется как разность между данным уровнеми предыдущим (цепной) или первоначальным (базисный).
/>
yi, yi-1 – текущий уровень ряда и предыдущий,соответственно.
/>
yi, y0– текущий уровень ряда и уровень ряда, принятый за базу, соответственно.
Цепные абсолютныеприросты:
/> не существует, т.к. нет данныхпредыдущего уровня.
/>= 5454,5-5674,8= -220,3 тыс. чел.
/>= 5236,18-5454,5= -218,32 тыс. чел
/>= 5014,93-5236,18= -221,25 тыс. чел
/>= 4791,5-5014,93= -223,43 тыс. чел
Базисные абсолютныеприросты:
/> не существует, т.к. нет данныхпредыдущего уровня.
/>=/>=-220,3тыс. чел
/>=5236,18-5674,8=-438,62 тыс. чел
/>=5014,93-5674,8=-659,87 тыс. чел
/>=4791,5-5674,8=-883,3 тыс. чел
Коэффициент роста естьотношение последующего уровня к предыдущему.
Крц=/>
Крб=/>
yn– текущий уровень ряда предыдущий
yn-1 – предыдущий уровень ряда
y0 – уровень ряда, принятый за базу
Рассчитаю цепныекоэффициенты роста:
Kрц2004 не существует, т.к. нет данныхпредыдущего уровня.
Крц2005=/>=0,96 раза
Kрц2006=/>=0,96раза
Kрц2007=/>=0,96раза
Kрц2008=/>=0,96раза
Рассчитаю базисныекоэффициенты роста:
Крб2004 несуществует, т.к. нет данных предыдущего уровня.
Крб2005= Крц2005=0,96раза
Крб2006=/>=0,92 раза
Крб2007=/>=0,88 раза
Крб2008=/>=0,84 раза
Коэффициент приростаравен коэффициенту роста минус единица:
Кпрц = Крц-1
Кпрб= Крб-1
Рассчитаю цепныекоэффициенты прироста:
Кпрц2004 несуществует, т.к. нет данных предыдущего уровня
Кпрц2005 =0,96-1=-0,04раза
Кпрц2006 =0,96-1=-0,04раза
Кпрц2007=0,96-1=-0,04 раза
Кпрц2008=0,96-1=-0,04раза
Рассчитаю базисныекоэффициенты прироста:
Кпрб2004 несуществует, т.к. нет данных предыдущего уровня
Кпрб2005= Кпрц2005=-0,04раза
Кпрб2006=0,92-1=-0,08раза
Кпрб2007=0,88-1=-0,12раза
Кпрб2008=0,84-1=-0,16раза
Темпы роста рассчитываюттак же как и коэффициенты роста, только результат выражается в процентнойформе. Т.е.
Трц = Крб* 100%
Трц = Крб*100%
Крц, Крб– коэффициенты роста цепной и базисный соответственно.
Рассчитаю цепные темпыроста: Трц2004 не существует
Трц2005 =0,96*100%=96%
Трц2006=0,96*100%=96%
Трц2007=0,96*100%=96%
Трц2008=0,96*100%=96%
Рассчитаю базисные темпыроста:
Трб2004 несуществует
Трб2005= Трц2005=0,96*100%=96%
Трб2006=0,92*100%=92%
Трб2007=0,88*100%=88%
Трб2007=0,84*100%=84%
Цепные и базисные темпыроста находятся во взаимосвязи. Если последовательно перемножить цепные темпыроста (взятые в коэффициентной форме), можно получить базисные темпы роста.Покажу эту взаимосвязь:
0,96*0,96*0,96*0,96=0,84=Трб2007
Темп прироста равен темпуроста минус 100% или это отношение данного уровня явления к предыдущему(цепной) или начальному (базисный) уровню, выраженное в процентах.
Рассчитаю цепные темпыприроста:
Тпрц= Трц-100%
Тпрб= Трб-100%
Тпрц2004 несуществует
Тпрц2005=96-100%=-4%
Тпрц2006=96-100%=-4%
Тпрц2007=96-100%=-4%
Тпрц2008=96-100%=-4%
Рассчитаю базисные темпыприроста:
Тпрб2004 несуществует
Тпрб= Тпрц2005=96-100%=-4%
Тпрб=92-100%=-8%
Тпрб=88-100%=-12%
Тпрб=84-100%=-16%
Проведу анализ развитиябезработицы в РФ, для этого нужно дать обобщающую характеристику интенсивности развитиябезработицы за
четыре года.
Для этого исчислюсреднегодовые темпы роста. Для его вычисления использую формулу среднейгеометрической:
/>=/>
n – число лет, включая и базисный год.
yn, y0 –уровень 2008 года, базисный уровень соответственно.
/>=/>=0,96=96%
Следовательно,среднегодовой темп роста численности безработных в РФ за период с 2004 по 2008год составил -4%, т.е. уменьшался каждый год примерно на 4%.
На основании проведенногоанализа построю обобщающую таблицу.
Таблица 3.
Численность безработногонаселения в России в 2004-2008 гг Годы
Численность
безработных
тыс. чел.
Абсолютный
прирост
Коэффициент
роста
Темп роста,
%(Тр=Кр*100)
Темп прироста, %
(/>Тр=Кр-100) цепной базис-ный цепной базис-ный цепной базис-ный цепной базис-ный
2004
2005
2006
2007
2008
5674,8
5454,5
5236,18
5014,93
4791,5
−
-220,3
-218,32
-221,25
-223,43
−
-220,3
-438,62
-659,87
-883,3
−
0,96
0,96
0,96
0,96
−
0,96
0,92
0,88
0,84
−
96
96
96
96
−
96
92
88
84
−
-4
-4
-4
-4
−
-4
-8
-12
-16
Диаграмма 1.
/>
2.2 Выявление тенденцииразвития безработицы методом аналитического выравнивания
Метод аналитическоговыравнивания заключается в построении аналитической функции, характеризующейзависимость уровней ряда от времени. В этом случае фактические уровни рядазаменяются уровнями, рассчитанными на основе математической функции.
Для выбора вида функциинужно определить насколько одинаково изменяющиеся во времени процессы протекаютна всем промежутке времени. В данном случае уровни ряда изменяются с достаточнопостоянной скоростью, т.е. абсолютные приросты (цепные) примерно одинаковы, томатематическим выражением такой тенденции является прямая. Следовательно,расчетные уровни определяются на основе линейной формы тренда:
/>= a+bt
/> — уровни, освобожденные от колебанийи выравненные по прямой;
a – средний выравненный уровень,принятый за начало отсчета времени t;
b – средний абсолютный прирост заединицу изменения времени.
/>
Чтобы эта сумма быламинимальной, параметры a и b должны удовлетворять системе:
/> – система нормальных квадратных уравнений
y – значение уровней фактического рядадинамики;
t – порядковый номер момента времени;
n – количество уровней ряда динамики.
В моем случае, принечетном числе уровней получу следующие значения t:
/>
Не трудно заметить, что />=0, поэтому системауравнений примет вид:
/>
Отсюда
a=/> ; b=/>.
Результаты расчетовпредставлю в таблице.
Подставив соответствующиезначения, получу
a=/>=5234,382
b=/>=80,0847
Таблица 4
Данные расчета параметровГоды Численность безработных(y), тыс.чел. x
x2 yx
/>=a+bt
2004
2005
2006
2007
2008
5674,8
5454,5
5236,18
5014,93
4791,5
2
1
-1
-2
4
1
1
4
11349,6
5454,5
-5014,93
-9583
5554,708
5314,4667
5234,382
5154,2973
5074,2126 Итого 26171,91 10 8008,47 26332,06
Диаграмма 2
Фактические и выравненныезначения численности безработного населения в России
/>
3. Последствиябезработицы и государственная политика по борьбе с ней
3.1 Социально-экономическиепоследствия безработицы
При исследовании этоговопроса целесообразно вначале рассмотреть экономические, а затем и социальныеего последствия.
Экономические последствиябезработицы и его структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этойпроблемы следует выделить экономические последствия безработицы на национальномуровне и на уровне человека.
На национальном уровнебезработица прежде всего снижает объем производства ВВП. Взаимосвязь этихявлений выражена в законе Оукена: если «фактический уровень безработицыпревышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%».Это соотношение позволяет установить абсолютные потери производства ВВП из-забезработицы.
Безработица, уменьшаяобъем ВВП, приводит к сокращению налогов, которые поступят государству. Этообусловлено, с одной стороны, снижением налогооблагаемой базы, образуемойюридическими лицами, а с другой – уменьшается поступление налогов от физическихлиц.
Безработица увеличиваетрасходы государства по мере ее роста. Их основная масса осуществлялась за счетфонда занятости. Источниками его пополнения являются обязательные страховыевзносы работодателей и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектовРоссийской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических ифизических лиц.
Однако только этим рольбезработицы, как фактора экономической дестабилизации, не исчерпывается. Онаможет выступать как «мина замедленного действия». Речь идет о современнойзначительной безработице в некоторых отраслях, возникшей по разнымобстоятельствам. К их числу относятся наука и научное обслуживание,информационно-вычислительное обслуживание, предприятия оборонного комплекса,высокотехнологичные предприятия обрабатывающей промышленности и другие. Безработицаздесь сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников идаже их эмиграцией. Однако при наступлении фазы оживления и подъема экономики,спрос на этих работников должен резко возрасти.
Для отдельного человекабезработица означает потерю постоянного и регулярно получаемого дохода.Положение дел в России усугубляется и тем, что доходы на низком уровне, ичеловек не имеет возможности создать какие-либо накопления. И в этом случаепотеря постоянного источника средств существования грозит особенно большойбедой.
Последствием безработицынадо считать и усиление конкуренции между работниками на рынке за наиболеепрестижные рабочие места. В результате отдельные и достаточно большие группынаселения вынуждены занимать непрестижные, неинтересные для них рабочие места.В этом случае трудовая деятельность для них носит «вынужденный»характер, а такой труд не может быть высокоэффективным и не обеспечиваетнеобходимого качества работ. В случае вынужденного характера труда нельзя вестиречь о достижении обществом полной занятости.
Оценивая экономическиепоследствия безработицы для человека, надо отметить ее различные оценкинаселением. Результаты обследования в нескольких городах центральной Россиилиц, обратившихся в службу занятости, точку зрения «любая безработицавредна и бесчеловечна» разделяют 48,2%;
«небольшаябезработица полезна и необходима, она заставляет всех работать лучше, дорожитьсвоей работой» – 28,7%;
«затрудняюсьответить» – 23,1%.
Признание полезности инеобходимости безработицы не имеет достаточных оснований. Не требуетдоказательства тот факт, что если человек знает, что завтра он может бытьуволен и что устроиться на работу в данном и близлежащих населенных пунктахочень трудно, то при всем желании не обеспечит необходимой эффективности икачества труда. Все помыслы работника на таком предприятии направлены на поиск «надежногоместа» работы. Безработица убивает инициативу человека, порождаетнеуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях.
Безработицу как сложноесоциально-экономическое явление невозможно оценить однозначно. Она имеет нетолько негативное значение. Безработица – одно из важнейших условий нормальногои бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формированиерезерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики.
Безработица обеспечиваетнеобходимое производству необходимое перераспределение кадров. Правда, такиепереливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. Издесь велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этихпозитивных для производства и населения процессов.
Безработица, ее рост,дают весьма эффективный «сигнал» работнику, что его профессия,специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствуеттребованиям сегодняшнего дня. И, следовательно, она стимулирует работника ксистематическому повышению своего профессионального мастерства.
Социальные последствиябезработицы заключаются в уничтожении важнейшей компоненты привычного длягражданина России образа жизни уверенности во всеобщей занятости населения, вобязательности трудоустройства.
При оценке последствийбезработицы надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людейрассматривается не только источником дохода, но делом чести. Следовательно,лишение его возможности трудиться – это еще и большая социальная трагедия.
Безработица, снижаядоходы семей, усиливает дифференциацию населения. Факт безработицы человекаподавляет нравственные начала его поведения. Он становится раздражительным,черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себя униженным. ненужнымобществу, своей семье, даже самому себе. Безработица приводит к бездеятельностии деградации человека − пьянству, наркомании. Ухудшаетсясоциально-психологический климат в обществе.
Криминогенность ситуацииобостряется высоким уровнем безработицы молодежи. Анализ статистических данныхпоказывает, что ее положение гораздо хуже других возрастных групп населения
Такая ситуацияобусловлена многими обстоятельствами. Наиболее важными являются: невысокийуровень профессиональной подготовки молодежи, несоответствие профиля подготовкии структуры рабочих мест, отсутствие практики работы по своей специальности ит. д. В связи с этим преступность среди молодежи растет быстрее, чем других группнаселения.
Безработица приводит кослаблению семейных уз, забвению родительских обязанностей. За последние годырастет численность бездомных детей. По некоторым оценкам их сейчас больше чемпосле окончания Гражданской войны. Появилось новое понятие − «социальныесироты», т.е. дети, оставленные родителями и переданные в детские дома ит.д.
Оценивая последствиябезработицы, надо признать, что это социальный стресс, существенно ухудшающийздоровье человека. Он становится более подверженным различным заболеваниям ипрежде всего психическим расстройствам.
Последствием безработицыможет быть социальное возмущение и даже социальный взрыв. Это возможно, когдаее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такойкритической величиной считается уровень безработицы в 10-12%.
Безработица можетвыступать как фактор социально-экономической дестабилизации, если угрозабезработицы коснется работников многочисленных и хорошо организованныхпрофессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны, иливида деятельности, который затрагивает интересы многих людей.
Безработица становитсяфактором социально-экономической дестабилизации и в том случае, когдасущественно возрастает группа лиц, которая длительное время не может найти себеработу, так называемые «отчаявшиеся».
Все эти обстоятельства немогли не сформировать негативного отношения населения к безработице. Появлениебезработицы неразрывно связано в сознании людей с экономическими реформами и,следовательно, сужает социальную базу реформ и сдерживает рост экономики встране.
3.2 Основные путисокращения безработицы
Важнейшая задачагосударства − полное и рациональное использование такого ресурсапроизводства как труд, недопущение масштабной безработицы, активнаядеятельность по ее уменьшению. В решении этой проблемы можно выделить двагенеральных направления.
Первое (его можно назватьсубъективным) заключается в организации такой подготовки человека к трудовойдеятельности, когда он в связи с изменениями условий производства, техническойбазы достаточно быстро сможет пройти переподготовку и овладеть новыми знаниями,умениями и навыками для успешной трудовой деятельности.
Необходимость этоговелика, поскольку современному производству свойственны систематическиеизменения технологий, технического базиса. И работник должен соответствоватьтакой тенденции развития производства. Обеспечение формирования такогоработника предполагает развитие сети профессиональных учебных заведений(начальных, средних, высших) и рост численности учащихся.
Для уменьшениябезработицы сегодня особое значение приобретает повышение квалификацииработников и их переподготовка. Именно это позволяет людям либо сохранять себяв числе работающих при реорганизации производства, либо быстрее найти новоеместо работы в случае увольнения.
Задачи службы занятости вРоссии очень велики. Это обусловлено тем, что гарантами занятости сегоднявыступает не только государство, муниципалитеты и общественные организации, нои частный сектор экономики и, что не менее важно, возможностьпредпринимательской деятельности для каждого отдельного человека. Все этоменяет трудовое поведение людей. В новых условиях хозяйствованиятрудоустройство человека стало его личным делом. Государство лишь оказываетпомощь в решении таких вопросов. Более того, трудоустройство происходит вусловиях безработицы, что существенно затрудняет решение проблемы занятости. Ив этих условиях они должны быть хорошо подготовлены к тому, как вести себя нарынке, какими правилами они обладают, каковы их обязанности в новых условиях,как вести себя самому человеку оказавшемуся безработным, как наниматься наработу, как ее искать и т.д. Такое обучение населения должно стать главнойзадачей служб занятости.
Второе генеральноенаправление по обеспечению занятости населения − деятельность государствапо стимулированию развития экономики, что должно повысить спрос на товары иуслуги потребительского и инвестиционного характера. Именно на этой основе ономожет непосредственно открывать новые рабочие места на предприятиях государственнойи муниципальной собственности, стимулировать частный сектор экономики иоткрытие новых рабочих мест. Однако в целом такая деятельность нуждается всвоем скорейшем совершенствовании. Однако, нужно признать, что силами крупныхгосударственных и частных предприятий проблему безработицы вряд ли можноуспешно решить. Основная масса занятых в странах с развитой рыночной экономикойсосредоточена в малом и среднем бизнесе. И именно его развитие, равно как ипромыслов, ремесленничества, индивидуальной трудовой деятельности, т.е.самозанятости как формы экономической деятельности, когда человек сам находитдля себя определенный ее вид, организует процесс труда, результаты которогообеспечивают его достойное существование, сможет кардинально решить проблему ростазанятости и рассасывания безработицы.
Пока на данный моменттакие проблемы решаются плохо. Это определяется тем, что лица желающие иметьсобственное дело, испытывают огромные трудности при юридическом оформлениисвоего права на такое занятие. Устранение их − дело государства и ужесейчас можно наблюдать некоторые положительные сдвиги.
Заключение
Важнейшим показателем –индикатором социально-демографической безопасности выступает уровеньбезработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночныхотношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылкибезработицы выступают спад производства и структурные преобразования вэкономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрациябезработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимоот факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо отналичия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочегодня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработицаизмеряется не с помощью обследования, а количеством безработных,зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских странсвидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценкедействительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий побезработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоеныщедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поискунового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в Россиинищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровнябезработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан сдействующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием побезработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкойвероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило,низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированнойрабочей силы на рынок труда.
Главными стратегическимицелями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальнойэффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условийдля развития человеческого капитала страны, совершенствование экономическихотношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятостина предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другиеотрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будетспособствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий ирегиональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее времятакого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий,которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задачаснижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблемапредприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых службпредприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностныеинструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовкиработников для таких кадровых служб.
Забота государства одостижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важнойсоциальной гарантии для экономически активного населения является важнейшимаспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формированиякоторого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиямразвития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формированияэффективной социальной политики.
Библиография
1. Статистика:Учебник под ред. И.И. Елисеевой.-М.: высшее образование, 2007.
2. Васильева Э.К.Статистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономикии управления// М.: 2007.
3. М.Г.Назарова.Курс социально экономической статистики// М.:2002.
4. Плакся В.И.Безработица// М.: 2005.
5. Социальнаяполитика: Учебник под ред. Волгина// М.: 2003.
6. Бузгалин А.В.Переходная экономика. — М.: Логос, 2007.
7. Безработица-2009:официальный прогноз // Законность.- 2009.
8. Власов В.И.,Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения вРоссийской Федерации» // СПС Гарант, 2009
9. Из-за глобальногоэкономического кризиса ожидается резкий рост численности безработных — докладМОТ // Ваш финансовый консультант.: 2009.
10. Карташов С.А.Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции // Социологическиеисследования. 2009.
11. Колобова С.В.Трудовое право России: — ЗАО Юстицинформ, 2009.
12. Официальный сайтгосударственной статистики www.gks.ru/
13. Павленков В.А.Рынок труда. Занятость. Безработица: М.: 2004.
14. Шкловец И.И.Практика применения законодательства о занятости // Гражданин и право. — 2008.- № 12.