Международные экономические блоки

Содержание.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МеждународнЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Понятие и классификация международных организаций
2. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
3. Правовая природа международных организаций
4. Компетенция, полномочия и функции международной организации
5. Органы международной организации
6. Принятие решений международными организациями
Основные экономические группировки стран современного мира
1. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФ­ТА)
2 Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
3. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
4. Всемирная торговая организация (ВТО)
5. ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНые экономические организации (ВТО, нафта, опек, АСЕан)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

1. Понятие и классификация международных организаций.
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями.
Для современных международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры.
В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре их находится ООН.
Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.
Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что, они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.).
По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)). Международные организации подразделяются также на организации общей компетенции (ООН, АСЕАН) и специальной (ОПЕК ВТО). Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Например, Европейский Союз. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).
2. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования.
Международные организации создаются государствами. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.
Первый шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например, статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС).
Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.
Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. Участники Варшавского Договора подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе от 14 марта 1955 г. Таким же образом был ликвидирован СЭВ.
3. Правовая природа международных организаций.
В основе правовой природы лежит наличие общих целей и интересов государств-членов, причем существенным является то, что ее цели имеют согласованную договорную основу. В настоящее время широко признается положение, что государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право – и дееспособностью. Этим признанием государства создают новый субъект международного права. Однако это не означает их приравнивание к государствам.
15 июня 1993 г. Было заключено Соглашение между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН и ее органов
Международные организации пользуются привилегиями и иммунитетами.
Они несут ответственность за правонарушения и нанесения ущерба своей деятельностью. Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Как отмечено в ст. 100 Устава ООН, Генеральный секретарь и персонал Секретариата «не должны получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для организации».
Каждая международная организация имеет финансовые средства, которые расходуются в ее интересах.
Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств.
4. Компетенция, полномочия и функции международной организации.
Компетенция международной организации – это объект или сфера ее предметной деятельности, а также представляемые ей для этого полномочия.
Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.
Компетенция международной организации имеет договорную основу и ограничена договорными рамками.
5. Органы международной организации.
В понятие органов международной организации входит следующее: это составная часть международной организации, ее структурное звено; орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.
Исходя из характера членства, можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп.
Наиболее важными являются межправительственные органы, которые состоят из представителей государств-членов.
Межпарламентские органы характерны для Европейского Союза. Они состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения. Одним из органов Совета Европы является Парламентская ассамблея.
Административные органы состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней.
Довольно существенную роль играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов).
Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов и органы ограниченного состава.
6. Принятие решений международными организациями.
Решения международных организаций принимается ее органами. Решение можно определить как волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации.
Процесс формирования решения начинается с проявления инициативы. Оно может исходить от государства, группы государств, от органов или должностных лиц.
Следующий этап создания решения – внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии.
После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий.
Важное место в процессе формирования решений занимает этап обсуждения. Будь то в главных или во вспомогательных органах, это обсуждение имеет политическое значение и конкретный юридический результат: будет ли поставлен на голосование проект решения или резолюции.
Решающим этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос.
Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. В некоторых случаях решения могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений.
В практике деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решения на основе консенсуса. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА.
1. Североамериканское соглашение о свободной торговле
(НАФ­ТА).

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФ­ТА) дей­ст­ву­ет с 1984 го­да и яв­ля­ет­ся са­мым круп­ным ре­гио­наль­ным объ­е­ди­не­ни­ем. Чис­лен­ность на­се­ле­ния 373 млн. чел, в ЕС – око­ло 345 млн. Сум­мар­ный объ­ем ВВП НАФ­ТА при­бли­зи­тель­но 7 трон. USD. НАФ­ТА базируется на принципах, отличных от ЕС, основными из которых являются:
по­этап­ное, в те­че­ние 15 лет, уст­ра­не­ние та­мо­жен­ных по­шлин и не­тор­го­вых ог­ра­ни­че­ний;
ли­бе­ра­ли­за­ция ин­ве­сти­ци­он­но­го ре­жи­ма;
обес­пе­че­ние вы­со­ко­го уров­ня за­щи­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти;
раз­ра­бот­ка со­вме­ст­ной про­грам­мы по борь­бе с за­гряз­не­ни­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды.
Без­ус­лов­ная ини­циа­ти­ва и ли­дер­ст­во в соз­да­нии НАФ­ТА принадлежит США (экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада (экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП 5,5%).
Стремление США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено следующими обстоятельствами:
а) Со­еди­не­ние вы­со­ко­го на­уч­но-тех­ни­че­ско­го по­тен­циа­ла с низ­ки­ми из­держ­ка­ми на заработную пла­ту (так в Мек­си­ке сред­няя зарплата в 1985 го­ду со­став­ля­ла 14% от сред­ней зарплаты в США).
б) Ин­те­гра­ция США и Ка­на­ды осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при от­сут­ст­вии спе­ци­аль­ных ин­сти­ту­цио­наль­ных струк­тур. 20% ВНП Ка­на­ды реа­ли­зу­ет­ся в США, т.е. 60-70% экс­пор­та Ка­на­ды. Ка­на­да – круп­ней­ший тор­го­вый парт­нер США (око­ло 25% экс­пор­та США или око­ло 1% ВНП). Для аме­ри­кан­ских кор­по­ра­ций Канада – глав­ный объ­ект ин­ве­сти­ро­ва­ния, объ­ем ин­ве­сти­ций со­ста­вив­ший в 1992 году 56 млрд. USD в 1992 го­ду.
Развитием интеграции явилось подписание в 1988 г. со­гла­ше­ния о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли ме­ж­ду США и Ка­на­дой – CAFTA, ко­то­рое под­ра­зу­ме­ва­ет пол­ную ли­к­ви­да­цию барь­е­ров при тор­гов­ле США и Ка­на­ды, раз­ра­бо­тку со­вме­ст­ных ме­ха­низ­мов, ре­гу­ли­рую­щих со­вме­ст­ную кон­ку­рен­цию, соз­да­ние над­на­цио­наль­ных су­деб­ных и ар­бит­раж­ных ор­га­нов, при­ня­тие зна­чи­тель­ных ос­лаб­ле­ний ог­ра­ни­че­ний на аме­ри­кан­ские ин­ве­сти­ции в Ка­на­де.
Масштабное сближение США и Мексики началось в 1989 году и харктеризовалось процессами при­ва­ти­за­ции, шо­ко­вой те­ра­пии, при­вле­че­ния ино­стран­ных ин­ве­сто­ров, ли­бе­ра­ли­за­ции внешней торговли. 80% всех ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в экономику Мексики составляли вложения из США.
Таким образом НАФТА характеризуется следующими признаками:
1. Асим­мет­рич­ный ха­рак­тер, про­ис­те­каю­щий из то­го, что на США при­хо­дит­ся око­ло 85% ВВП и промышленного про­из­вод­ст­ва трех стран.
2. Асим­мет­рия уров­ней раз­ви­тия ме­ж­ду вы­со­ко раз­ви­ты­ми стра­на­ми (США и Ка­на­да) и раз­ви­ваю­щей­ся Мек­си­кой.
3. Асим­мет­рия ин­тен­сив­но­сти дву­сто­рон­них экономических от­но­ше­ний (США – Ка­на­да, США – Мек­си­ка), от­сут­ст­вие зре­лых эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний ме­ж­ду Ка­на­дой и Мек­си­кой. Так до­ля Мек­си­ки во ВТО Ка­на­ды в 1993 году составила чуть бо­лее 1% .
Экономический эффект НАФТА основан на рез­ком уве­ли­че­ние аме­ри­кан­ско­го экс­пор­та, а от­сю­да уве­ли­че­ние за­ня­то­сти (в 1994 го­ду аме­ри­кан­ский экс­порт воз­рос на 17.5% лишь от соз­да­ния НАФ­ТА). Пе­ре­носе тру­до­ем­ких, нау­ко­ем­ких и гряз­ных про­из­водств в Мек­си­ку позволит сни­зить из­дер­жки про­из­вод­ст­ва и по­высить кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сть товаров (GM, FORD, Crysler на­ме­ре­ны по­вы­сить ка­пи­та­ло­вло­же­ния в Мек­си­ку, тем са­мым по­вы­сить при­быль бо­лее чем на 10%). По­лу­че­ние боль­ших фи­нан­со­вых вли­ва­ний ожидается за счет ли­бе­ра­ли­за­ции ми­гра­ции ка­пи­та­ла (до 8% ВВП Мек­си­ки).

2. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создана в 1967 году как договор 5 стран – Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году – Вьетнам.
АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся стран. Серьезное эко­но­ми­че­ское со­труд­ни­че­ст­во на­ча­ло раз­ви­вать­ся с 1976 го­да, с момента принятия Дек­ла­ра­ции со­гла­сия и про­грам­мы дей­ст­вий и подразумевало 4 сфе­ры вза­им­но­го эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва:
Пре­фе­рен­ци­аль­ный дос­туп то­ва­ров в ра­мах вза­им­ной тор­гов­ли то­п­ли­во и про­до­воль­ст­вие;
Со­труд­ни­че­ст­во в сфе­ре тор­гов­ли (при со­вме­ст­ном вы­хо­де на внеш­ние рын­ки и рын­ки треть­их стран);
Про­из­вод­ст­вен­ное со­труд­ни­че­ст­во;
Эко­но­ми­че­ские свя­зи вы­ра­бот­ка об­щей по­зи­ции по эко­но­ми­че­ским про­бле­мам, пред­став­ляю­щим об­щий ин­те­рес для всех чле­нов.
В ходе работы Ассоциации в 1977 году соз­да­на зо­на пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ли на 20 то­ва­ров. Че­рез год количество товаров было доведено до 70 при раз­мере пре­фе­рен­ций в сред­нем – 20-25%.
По­сле 1989 го­да пре­фе­рен­ции до­ве­де­ны до 50% на 12700 то­вар­ных по­зи­ций. Пер­вый про­ект соз­да­ния зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана кон­цеп­ция соз­да­ния тре­уголь­ни­ков эко­но­ми­че­ско­го рос­та (по пред­ло­же­нию ми­ни­ст­ра эко­но­ми­ки Син­га­пу­ра). В пер­вый “тре­уголь­ник” во­шли: Син­га­пур, Ма­лай­зия, Ин­до­не­зия (у по­след­них двух – ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-эко­но­ми­че­ские рай­оны). Он по­лу­чил на­зва­ние “Юж­ный тре­уголь­ник”. В 1992 году состоялся Син­га­пур­ский сам­мит стран уча­ст­ниц АСЕ­АН, на ко­то­ром при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли АВ­ТА. Она долж­на быть соз­да­на к 2008 го­ду (за 15 лет) че­рез ли­к­ви­да­цию по­шлин во вза­им­ной тор­гов­ле про­из­вод­ст­вен­ны­ми и пе­ре­ра­бо­тан­ны­ми сельскохозяйственными про­дук­та­ми (по­шли­ны на не­ко­то­рые то­ва­ры до 5%). В рамках про­из­вод­ст­вен­но­го со­труд­ни­че­ст­ва был осу­ще­ст­в­лен толь­ко один проект – строи­тель­ст­во за­во­да по про­из­вод­ст­ву хи­ми­че­ско­го удоб­ре­ния.
В рамках АВ­ТА пла­ни­ру­ет­ся осу­ще­ст­вить от­ме­ну по­шлин, уст­ра­не­ние ко­ли­че­ст­вен­ных ог­ра­ни­че­ний, гар­мо­ни­за­цию на­цио­наль­ных стан­дар­тов, вза­им­ное при­зна­ние сер­ти­фи­ка­тов ка­че­ст­ва, уст­ра­не­ние ог­ра­ни­че­ний на дви­же­ние ка­пи­та­ла, про­ве­де­ние кон­суль­та­ций по осу­ще­ст­в­ле­нию мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки с це­лью ко­ор­ди­на­ции по­след­ней. К на­стоя­ще­му мо­мен­ту Ма­лай­зия со­кра­ти­ла или от­ме­ни­ла по­шли­ны на 2600 то­ва­ров во вза­им­ной тор­гов­ле. Ин­до­не­зия и Фи­лип­пи­ны сня­ли ог­ра­ни­че­ния на ино­стран­ные ка­пи­та­ло­вло­же­ния в энер­ге­ти­ку и те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ус­лу­ги. Таи­ланд снял ог­ра­ни­че­ния на ввоз ав­то­мо­би­лей.
Ос­нов­ной эко­но­ми­че­ский эф­фект ассоциации основан на соз­да­нии круп­но­го объ­е­ди­нен­но­го рын­ка с об­щей чис­лен­но­стью на­се­ле­ния в 330 млн. че­ло­век и еже­год­ным со­во­куп­ным ВНП – 300 млрд.USD, а так же сти­му­ли­ро­ва­нии ин­ве­сто­ров треть­их стран вкла­ды­вать ка­пи­тал в АСЕ­АН (бес­по­шлин­ное вне­дре­ние ка­пи­та­ла).
3. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.
ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.
В 1960 году в Багдаде главные постав­щики нефти на мировой рынок—Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения.
На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).
Позже, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).
Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в ко­нечном итоге установить национальный контроль над не­фтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых фи­нансировалась в основном за счет нефти, и были объек­тами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в прин­ципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |
В настоящее время в ОПЕК состоят 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).
ОПЕК декларируются следующие основные цели:
•Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. •Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
•Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
•Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:
устойчивых доходов стран-производителей нефти,
эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей,
справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность,
охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений,
сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации. Экономическая комиссия – специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного рынка. Межминистерский комитет по мониторингу мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем.
Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.
В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами – членами ОПЕК и другими развивающимися странами.
Особое место в экспорте капитала из стран—членов ОПЕК занимает помощь и кредиты другим развивающим­ся государствам. В отличие от средств, рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом независимой национальной политики в сфере вывоза капи­тала.
Страны—члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отно­шений. Некоторая часть средств поступает в развивающие­ся страны при посредничестве МВФ и МБРР.
4.Всемирная торговая организация (ВТО).
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году.
Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.
Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.
Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Бюджет ВТО составляет примерно 134 млн. швейцарских франков, это около 90 млн. долларов США. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). ВТО осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации.
Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый.
Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
– cоздание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
– доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
– возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговле.
5. Вступление Российской Федерации во всемирные экономические организации.
1) Росси и ВТО.
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно — это серьезный экзамен в Рабочей группе ВТО российского внешнеторгового законодательства (включая практику его применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО. Другое — это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО.
Другими словами, Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень.
Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.
2) Россия и НАФТА.
Вступление в НАФТА ничего приятного не сулит для РФ и повседневная практика торговых отношении с Латиноамериканским регионом. Прежде всего, по причинам наших внутренних проблем. Подтверждением этому служит ряд факторов:
А)Товарооборот России практически со всеми латиноамериканскими государствами сократился по сравнению с экс-СССР во много раз. А образование в западном полушарии региональных интеграционных группировок еще более осложняет задачу экспортеров российской продукции. Возьмем в качестве примера такие частные моменты.
Б) На переговорах по НАФТА представители США последовательно стремились защитить те отрасли национальной экономики, которые в последние годы испытывают наибольшие трудности из-за наплыва в страну высококонкурентоспособной зарубежной продукции. По настоянию Вашингтона в договор внесены специальные положения, напрямую увязывающие механизм льготных таможенных тарифов с происхождением товаров, на которые они могут распространяться.
Учитывая все это рассмотрим отношения России и стран НАФТА на примере импорта текстиля. Россия могла бы, например, довольно успешно, поставлять на американский рынок льняные ткани, которые пользуются там большим спросом. Однако, чтобы рассчитывать на льготный тариф, российская (или, американская) фирма, которая вздумает продавать в США российскую продукцию, обязана доказать даже не то, что эта продукция на местном рынке дефицита, а что она вообще, даже в минимальных количествах, не производится в странах, объединенных в НАФТА. Вряд ли стоит при подобных “правилах игры” уповать на диктат потребителей. С ними не особенно-то намерены считаться. Так, по словам американского внешнеторгового эксперта Джеймса Боварда, по меньшей мере 117 видов тканей, необходимых модельерам США, в странах НАФТА не выпускаются. Однако те, кто защищает интересы американской текстильной промышленности, настаивают на том, что на самом деле этот дефицит не превышает 8 видов тканей. Очевидно, что на североамериканских производителей и продавцов одежды будут и впредь нажимать с тем, чтобы они главным образом использовали ткани, выработанные в, странах НАФТА, пусть даже они и не совсем удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям.
Выходит, что покупка национального товара гражданам стран входящих в НАФТЫ будет гораздо дешевле и проще. На самом деле, НАФТА никоим образом не имеет антироссийской направленности. Просто раздел мира на крупные экономические группировки предполагает наряду с уменьшением внутренних барьеров и препон совместный механизм защиты от “внешней’ опасности.
3)Россия и ОПЕК.
России крайне не выгодно вступать в ОПЕК.
Во-первых, если Россия будет незави­сима от решений ОПЕК, то она поможет удерживать цены на нефть в таком коридоре, который устраивал бы обе стороны — и производителей в России, и потребителей в США, странах Евросоюза и в Японии.
Во-вторых, в перспективе Россия может стать крупным поставщиком нефти для Соеди­ненных Штатов, то есть нарастить экспорт в эту страну с сегодняшних мизерных по­казателей до нескольких десятков милли­онов тонн нефти в год. Если первая цель может быть достигнута достаточно быстро, то для реализации второй задачи России потребуются время и средства. И многие рассчитывают, что часть средств придет из Соединенных Штатов.
Ранее Россия зависела от це­ны нефти, которую устанав­ливала ОПЕК. Но сейчас си­туация изменилась благодаря сни­жению издержек.Независимость России от решений ОПЕК проявилась еще в прошлом году. Тогда нефтяной картель пытался остано­вить падение цен в рамках предлагаемого ОПЕК «справедливого ценового коридора» в 22—28 долларов за баррель, резко сок­ращая поставки нефти на мировом рынке. Картель предложил России и другим эк­спортерам нефти пойти на аналогичные меры. Бурные дискуссии по этому поводу шли несколько месяцев, и в конце концов Россия пошла на небольшие уступки — с 1 января на полгода официально сократи­ла объем экспорта на 150 тыс. баррелей в день (а ОПЕК настаивала на 500 тыс. бар­релей). «Сокращение экспорта изначаль­но носило сезонный характер — многие российские экспортные порты зимой просто скованы льдом, — сказал Эндрю Смит, экономист исследова­тельского института Economist Intelligence Unit (EIU). — Кроме того, словесные за­явления России о сокращении экспорта не всегда соответствовали действительности: согласно некоторым оценкам, с началом весны реальный экспорт нефти из России стал расти, преимущественно благодаря использованию схем по реэкспорту из третьих стран»
В результате действия России и других бо­лее мелких экспортеров нефти привели к то­му, что ОПЕК потеряла способность кон­тролировать мировой рынок нефти — в те­чение последнего полугода цена одного бар­реля колебалась в диапазоне 18-23 долла­ра. Именно это делает ценовую войну ОПЕК против Рос­сии маловероятной, что дает нашей стра­не дополнительный вес в ее отношениях с США и Евросоюзом.
4) Россия и АСЕАН.
Россия является полноправным членом АСЕАН. Данный шаг правительство РФ сделало по вполне объективным причинам. После вступления России в АСЕНА был образован специальный фонд сотрудничества Россия – АСЕАН, целями которого являются:
– организация финансового обеспечения двусторонних и многосторонних проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие сотрудничества российских юридических лиц с юридическими лицами АСЕАН и АТЭС, стран-членов и партнеров АСЕАН и АТЭС;
– координация деятельности российских и зарубежных организаций-участников совместных проектов Фонда;
– оказание содействия развитию сотрудничества юридических лиц РФ с юридическими лицами АСЕАН и АТЭС, стран-членов и партнеров АСЕАН и АТЭС в областях экономики и торговли, науки и техники, культуры, контактов между людьми, экологии, туризма;
– привлечение иностранных инвестиций и кредитов из стран АТР с целью финансирования наиболее эффективных проектов, реализуемых в РФ;
привлечение российских инвесторов с целью финансирования проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
– организация и проведение экспертных оценок рассматриваемых проектов, в том числе с привлечением иностранных экспертов;
формирование предложений в виде инвестиционных проектов по расширению сотрудничества между российскими предприятиями и предпринимателями, предприятиями и предпринимателями стран АСЕАН и АТЭС;
– оказание консультативных услуг заинтересованным лицам в области законодательства России и стран АТР, порядка сертификации товаров и услуг;
финансирование мероприятий по подготовке и переподготовке кадров;
финансирование научных исследований, конференций и симпозиумов, связанных с деятельностью Фонда.
Вхождения РФ в такую серьезную и большую экономическую организацию, как АСЕАН, безусловно поднимает ее шансы на увеличение роли в мировой экономике. Также сотрудничество с АСЕАН должно укрепить и внутренне экономическое положение страны.

Заключение

В основе природы международной экономической интеграции всегда лежали процессы международной специализации труда и производства. Но одно дело — практика разделения труда и специализация внутри страны, регулируемые системой государственной внутренней экономической политики (налоги, таможенные пошлины, государственный заказ, цены и др. меры). И другое дело — относительно стихийное развитие международного разделения труда в рамках международного экономического сотрудничества, где властвуют сегодня законы не социальной целесообразности или технологической необходимости, но, прежде всего — законы силы (любой формы ее проявления), с позиции которой и «планируется» перспектива интегрированности в мировую систему. Более приоритетным для сильных стран являются политические (экономические) интересы с целью поддержания высокого уровня своей социально-экономической стабильности, конкурентоспособности и насыщенности рынка соответствующего региона мира.
Вместе с тем объективный процесс организации и развития новых производств (например, космос, авиастроение, добыча и переработка полиметаллов и другого сырья глубоко под землей или на шельфах океана) связан с огромными расходами на научные исследования, опытно-конструкторские разработки и т.д. (например, строительство международной космической станции «Альфа» (США, Западная Европа и Россия), строительство транспортного тоннеля через пролив Ла-Манш (Франция и Англия) и др.). Все это заставляет по-новому взглянуть на целесообразность и конструктивность международного сотрудничества
Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но и по сей день, они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий, чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам.
Такого времени в запасе у РФ нет. На рубеже нового тысячелетия, перед лицом нового исторического вызова Россия получили уникальную возможность обретения своего достойного места в мире. Критическое осмысление прожитых вместе лет, взаимные терпимость и доверие, совместное стремление к взаимоприемлемым решениям позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, хотя бы потому, что любой иной путь – это возвращение в прошлое, это путь в никуда.

Список использованной литературы.
1.Афонцев С.А. Методологические основы современного экономико-политического анализа. Истоки 1998 г. № 3 М.: Высшая школа экономики.
2.Загашвили В.С. Экономическая безопасность России М.: Юрист, 1997 г.
3.«Международные организации» Словарь-справочник. Международные отношения. 1999 г.
4.«ОПЕК в современных международных экономических отношениях» Международные отношения. 1990г.
5.Международные экономические отношения – ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие) авторы Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. ” Издательское объединение “ЮНИТИ” 1997г.
6. Интернет сайт: www.bankreferatov.ru
www.asean-russia.ru