Железнодорожные и воздушные перевозки

Вопросыдля самопроверки по теме: железнодорожные перевозки
1.        Кто считаетсяперевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем согласно Уставужелезнодорожного транспорта
Статья 2 Устава Железнодорожного транспорта[1]устанавливает, что перевозчик — юридическое лицо или индивидуальныйпредприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожнымтранспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный имотправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения,а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу(получателю); грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо,которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельцагруза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе; грузополучатель(получатель) — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получениегруза, багажа, грузобагажа
2.        Какой федеральныйорган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта разрабатываети в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов, правилаперевозок пассажиров, багажа, грузобагажа
Таким органом является Министерство транспорта РФ. Положениео Министерстве транспорта Российской Федерации[2] устанавливает, что Министерствотранспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органомисполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферегражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационногообслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации,авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты,кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного,автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) ипромышленного транспорта, дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортнойбезопасности.
3.         Являются липравила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом,нормативными правовыми актами
Статьей 3 Устава железнодорожного транспорта устанавливает,что правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортомпредставляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы,обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, пассажиров,отправителей, получателей, других юридических и физических лиц, и регулируютусловия перевозок пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа.
4.        Какие операциивыполняются в местах общего пользования
Владельцы инфраструктур выделяют на условиях договора арендыв местах общего пользования на территориях железнодорожных станций необходимыеместа отстоя специальных вагонов.
В местах общего пользования выполняются операции по погрузке,выгрузке, сортировке, хранению грузов, грузобагажа и контейнеров (ст. 9 УставаЖелезнодорожного транспорта).
Места общего и необщего пользования должны иметь надлежащимобразом оборудованные сооружения и устройства для обеспечения сохранностигрузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, бесперебойной погрузки грузов ввагоны и выгрузки грузов из вагонов, а также соответствовать требованиямзаконодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
Места общего пользования в необходимых случаях дополнительнооборудуются специальными погрузочно-выгрузочными устройствами, в том числеэстакадами, специализированными площадками, скотопогрузочными платформами,водопойными пунктами, очистными сооружениями, дезинфекционно-промывочнымиустройствами.
Соответствие мест общего и необщего пользования установленнымтребованиям обеспечивается за счет средств их владельцев, специально выделенныхучастков — за счет средств грузоотправителей (отправителей) илигрузополучателей (получателей), которым предоставлены такие участки.
5.        Какие категориискорости могут быть указаны в транспортной железнодорожной накладной
Статья 14 Устава железнодорожного транспорта устанавливает,что перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью (категориискорости).
Критерии определения категорий скорости перевозок грузовустанавливаются федеральным органом исполнительной власти в областижелезнодорожного транспорта.
Грузоотправитель выбирает одну из этих категорий скоростиперевозок грузов и указывает ее в транспортной железнодорожной накладной.
В случае, если перевозка груза допускается только большойскоростью, грузоотправитель должен указать данную скорость. Переченьнаправлений, по которым осуществляются перевозки только большой скоростью,публикуется федеральным органом исполнительной власти в областижелезнодорожного транспорта в сборнике правил перевозок железнодорожнымтранспортом.
Надо отметить, что в России низкая скорость движения пожелезным дорогам. Средняя скорость в грузовом движении поездов составляет 40км/час. А за рубежом на скоростных магистралях — выше 350 км/час
6.        Какая из сторон:грузоотправитель или перевозчик обеспечивают погрузку грузов, грузобагажа ввагоны, а так же выгрузку из них в местах общего и не общего пользования
Статья 21 Устава «Погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, атакже выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечиваетсягрузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями)» устанавливает,что погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка изних таких контейнеров в местах общего пользования обеспечивается перевозчикамиза счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное неустановлено законодательством Российской Федерации.
Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица ииндивидуальные предприниматели при наличии соответствующихпогрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя подоговору с грузоотправителями, грузополучателями выполнениепогрузочно-разгрузочных работ.
Перечень опасных грузов, погрузка и выгрузка которых в местахобщего и необщего пользования не допускаются, устанавливается правиламиперевозок грузов железнодорожным транспортом.
Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеровв местах общего и необщего пользования обеспечиваются грузоотправителями,грузополучателями.

Вопросыдля самопроверки по теме: воздушная перевозка
1.        Из какихнормативно-правовых актов состоит воздушное законодательство РоссийскойФедерации
Воздушное законодательство Российской Федерации состоит изнастоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента РоссийскойФедерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правилиспользования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а такжепринимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации (ст. 2 Воздушного кодекса РФ).
2.        Какой порядокгосударственной регистрации гражданских воздушных судов установлен Воздушнымкодексом РФ
Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов,подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ст. 33 ВК РФ.
Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегкихгражданских воздушных судов авиации общего назначения, — подлежат регистрации вГосударственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации свыдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственномреестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условиизаключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерациейи государством регистрации;
сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общегоназначения — подлежат регистрации в порядке, установленном уполномоченныморганом в области гражданской авиации;
государственные воздушные суда — подлежат регистрации впорядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованиюс уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.
Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судовРоссийской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданскойавиации.
Экспериментальные воздушные суда подлежат государственномуучету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в областиоборонной промышленности.
Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное вустановленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальнуюпринадлежность Российской Федерации.
Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственногореестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:
списание гражданского воздушного судна или снятие его сэксплуатации;
продажа гражданского воздушного судна или переход на иныхзаконных основаниях права собственности на него иностранному государству, атакже иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранномуюридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределытерритории Российской Федерации;
нарушение требований к государственной регистрациигражданского воздушного судна.
При исключении данных о гражданском воздушном судне изГосударственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерациисвидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачиваетсилу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.
Правила государственной регистрации и государственного учетавоздушных судов устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.
За государственную регистрацию гражданского воздушного суднауплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установленызаконодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Государственная регистрация прав собственности и иных вещныхправ на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход ипрекращение, а также установление порядка государственной регистрации иоснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно исделок с ним осуществляются в соответствии со статьей 131 Гражданского кодексаРоссийской Федерации[3].
В случае залога гражданского воздушного судна сведения озалоге подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных судовРоссийской Федерации.
3.        Как воздушныйкодекс РФ определяет понятие «экипаж воздушного судна»
Понятие «Экипаж воздушного судна» установлен ст. 56 ВК РФ.Экипаж воздушного судна состоит из:
летного экипажа (командира, других лиц летного состава)
кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Полет гражданского воздушного судна не разрешается в случае,если состав летного экипажа меньше минимально установленного состава.
Состав экипажа воздушного судна определенного типаустанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушногосудна данного типа.
На период проведения испытаний экспериментального воздушногосудна состав его экипажа определяется разработчиком данного воздушного судна.
В состав летного экипажа воздушного судна РоссийскойФедерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входитьтолько граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажаданного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на периодего подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлениювоздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном суднеопределенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняетобязанностей командира воздушного судна Российской Федерации.
4.        Какой органустанавливает правила формирования и применения тарифов, взимания сборов вобласти гражданской, а так же продажи билетов, выдачи грузовых накладных идругих перевозочных документов
Статья 64 п. 1 ВК РФ устанавливает, что правила формированияи применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а такжеправила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочныхдокументов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданскойавиации.

«ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФОВ НА РЕГУЛЯРНЫЕВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА, ВЗИМАНИЯ СБОРОВ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙАВИАЦИИ»
1. Правила формирования и применения тарифов на регулярныевоздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданскойавиации (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 64 Федеральногозакона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс РоссийскойФедерации» .
2. Правила устанавливают требования к порядку формирования иприменения пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров ибагажа, выполняемые рейсами по расписанию движения воздушных судов идополнительными рейсами (далее — регулярные рейсы), взимания сборов.
3. Правила применяются при осуществлении внутренних имеждународных воздушных перевозок пассажиров и багажа (далее — перевозка).
4. Правила распространяются на перевозчиков, лиц,осуществляющих от имени перевозчика бронирование, продажу и оформлениеперевозок на перевозочных документах (далее — уполномоченный агент), ипассажиров.»
5.        Какие лица имеютправо на предъявление требований в случае нарушения договора воздушнойперевозки?
Статья 124 п. 1 устанавливает, что требования вправепредъявить пассажир, грузоотправитель или грузополучатель.
6.        Какие срокипредъявления претензий к перевозчику при внутренних воздушных перевозкахустановлены Воздушным кодексом РФ?
Срок предъявления претензии к перевозчику при внутреннихвоздушных перевозках установлен в статье 126 ВК РФ. Претензия к перевозчику привнутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев.Указанный срок исчисляется следующим образом:
1) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения(порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки — со дня,следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты — с даты составлениякоммерческого акта;
2) о возмещении вреда в случае утраты груза — через десятьдней по истечении срока доставки;
3) о возмещении вреда в случае утраты почты — по истечениисрока доставки;
4) о возмещении вреда во всех остальных случаях — со днянаступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию поистечении установленного срока, если признает уважительной причину пропускасрока предъявления претензии.

ПЛАН
Тема1. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожномтранспорте.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
г. «__________________»_________________ ____ г.
_____________________________________________________________
 (полное наименованиевладельца инфраструктуры)
именуемое в дальнейшем владельцеминфраструктуры, в лице
___________________________________________,действующего на основании (Ф.И.О. уполномоченного представителя владельцаинфраструктуры)
_____________________________________________________________
                (основаниеправомочия: устав, доверенность, др.)
с одной стороны, и__________________________________________________,
              (полноенаименование перевозчика)
именуемое в дальнейшемперевозчиком, в лице __________________________
        (Ф.И.О.
___________________________________________,действующего на основании уполномоченного представителя перевозчика)____________________________________________________________с другой (основание правомочия: устав, доверенность, др.) стороны, совместно именуемыесторонами, заключили настоящий
Договор онижеследующем.
I. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1. В соответствии с настоящим Договором владелецинфраструктуры обязуется оказать перевозчику услуги по использованиюинфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее — услуги)для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа (далее — перевозки) на условиях настоящего Договора, а перевозчик обязуется оплатитьуказанные услуги.
(Примечание. В случае заключения договора об оказании услугпо использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользованиядля осуществления неоднократных перевозок это обстоятельство указывается вдоговоре.)
2. Владелец инфраструктурына условиях настоящего Договора оказывает перевозчику следующие услуги:
_____________________________________________________________
 (указывается переченьуслуг согласно пункту 4 Правил оказания
_____________________________________________________________
 услуг по использованиюинфраструктуры железнодорожного
_____________________________________________________________
 транспорта общегопользования, а по согласованию сторон — и услуги, указанные в пункте 5 этихПравил)
3. Срок и условия конкретной перевозки, для осуществлениякоторой владельцем инфраструктуры оказываются услуги, определяются всогласованном сторонами запросе об оказании услуг по использованиюинфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее — запрос),который после согласования сторонами приобщается в качестве приложения кнастоящему Договору.
(Примечание. При заключении договора об оказании услуг поиспользованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования дляосуществления разовой перевозки согласованные данные, указанные всоответствующих графах запроса, вносятся непосредственно в текст договора.)
4. Оформление, направление и согласование запросапроизводятся в порядке, установленном Правилами оказания услуг по использованиюинфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее — Правила).
(Примечание. В случае если Правилами сторонам предоставляетсяправо договориться о регулировании соответствующих отношений на иных условиях,чем определены в этих Правилах, в договоре указываются достигнутыедоговоренности.)
II. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
1. Владелец инфраструктуры обязуется:
1) обеспечивать доступ железнодорожного подвижного составаперевозчика на железнодорожные пути общего пользования в соответствии ссогласованными в запросах сроками и условиями оказания услуг;
2) оказывать услуги в пути следования поезда перевозчика всоответствии с согласованными сроками и условиями оказания услуг;
3) информировать в письменной форме перевозчика об измененияхв графике движения поездов, влекущих за собой изменение согласованных сроков иусловий оказания услуг, не позднее чем за _________ календарных дней довведения указанных изменений;
4) принимать необходимые меры по обеспечению условий движенияпоезда перевозчика в соответствии с установленной категорией скоростиперевозки;
5) осуществлять при оказании услуг по настоящему Договорупередачу диспетчерской службе перевозчика достоверной информации о движении илиместе нахождения его железнодорожного подвижного состава, необходимой дляорганизации перевозочного процесса и вагонопотоков, регулирования обращениялокомотивов и вагонов, контроля за движением поездов перевозчика, выполненияграфика движения.
2. Перевозчик обязуется:
1) обеспечивать выполнение предусмотренных Федеральнымизаконами «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»,«Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далееименуется — Устав) и другими нормативными документами требований техническойэксплуатации железнодорожного подвижного состава, правил перевозок грузовжелезнодорожным транспортом общего пользования;
2) предъявлять владельцу инфраструктуры лицензии наосуществляемые им виды деятельности, связанные с оказанием услуг по настоящемуДоговору, и своевременно информировать владельца инфраструктуры оприостановлении действия либо аннулировании указанных лицензий;
3) выполнять распоряжения владельца инфраструктуры,касающиеся обеспечения требований безопасности движения поездов, нормативовграфика движения, плана и порядка формирования поездов, технологическихпроцессов работы линейных подразделений инфраструктуры;
4) соблюдать сроки и условия оказания услуг, предусмотренныев согласованных сторонами запросах;
5) оплачивать услуги в объеме и на условиях, которыепредусмотрены настоящим Договором;
6) уведомлять в письменной форме владельца инфраструктуры всрок, установленный Правилами, об отказе от получения услуг, предусмотренных всогласованных сторонами запросах;
7) сообщать владельцу инфраструктуры об обнаруженныхповреждениях объектов железнодорожной инфраструктуры, а также нарушениях правилтехнической эксплуатации инфраструктуры.
III. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА
1. В соответствии с согласованными сроками и условиямиоказания услуг перевозчик предъявляет для технического осмотра на станцииформирования владельцу инфраструктуры сформированный состав поезда не позднеечем за ______ часов до его отправления.
2. На предъявленный состав поезда владелец инфраструктурыоформляет натурный лист пассажирского поезда (форма ДУ-1Л) в 3 экземплярах.
3. Владелец инфраструктуры обеспечивает отправление,следование и прибытие поезда в соответствии с согласованными сроками иусловиями оказания услуг и графиком движения пассажирских поездов.
4. Обо всех изменениях состава поезда в пути следованияпредставители владельца инфраструктуры делают отметки во всех экземплярахнатурного листа пассажирского поезда.
5. По прибытии поезда на станцию назначения 1 экземплярнатурного листа пассажирского поезда передается владельцу инфраструктуры.
6. Натурный лист пассажирского поезда, переданный владельцуинфраструктуры, является документом, подтверждающим факт оказания услуг всоответствии с настоящим Договором и их фактический объем, и служит основаниемдля проведения окончательных расчетов за оказанные услуги.
7. Обо всех изменениях графика движения пассажирских поездов,вызванных внеплановыми перерывами в движении поездов, владелец инфраструктурыинформирует перевозчика не позднее чем за _______ календарных дней до введенияуказанных изменений. Согласованные изменения вносятся сторонами всоответствующие запросы.
8. График движения пассажирских поездов с момента егоутверждения становится обязательным для сторон, и его нарушение одной из сторонвлечет за собой ответственность в соответствии с настоящим Договором.
9. Передача владельцем инфраструктурыдиспетчерской службе перевозчика достоверной информации о движении или местенахождения его железнодорожного подвижного состава, необходимой для организацииперевозочного процесса и вагонопотоков, регулирования обращения локомотивов ивагонов, контроля за движением поездов перевозчика, выполнения графика движения,осуществляется _________ ________________________ отдельно по каждому обращениюперевозчика
 (указывается форма и способпередачи информации) в___________________________________________________________.
 (указываются срокипередачи информации)
(Примечание. В указанной редакции раздел III излагается приоказании услуг для осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.)
III. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА
1. При оформлении перевозочных документов в графе«Тарифные отметки» каждой дорожной ведомости перевозчик отдельноуказывает стоимость услуг. Один экземпляр заполненной дорожной ведомостиперевозчик передает владельцу инфраструктуры на станции отправления поезда.
2. В соответствии с согласованными сроками и условиямиоказания услуг перевозчик предъявляет для технического осмотра владельцуинфраструктуры на указанном им пути станции отправления сформированный составпоезда не позднее чем за ____ часов до его отправления.
3. На основании перевозочных документов владелецинфраструктуры оформляет натурный лист поезда (форма ДУ-1) в 3 экземплярах.
4. Обо всех изменениях состава поезда в пути следования представителивладельца инфраструктуры делают отметки во всех экземплярах натурного листапоезда.
5. По прибытии поезда на станцию назначения перевозчикпередает владельцу инфраструктуры 1 экземпляр натурного листа поезда и по 1экземпляру каждой дорожной ведомости.
6. На станции назначения поезда владелец инфраструктурыосуществляет проверку правильности начисленных платежей.
7. Дорожные ведомости и натурный лист поезда являютсядокументами, подтверждающими факт оказания услуг в соответствии с условиями настоящегоДоговора и их фактический объем, и служат основанием для проведенияокончательных расчетов за оказанные услуги.
8. Обо всех изменениях в параметрах поезда (вес, длина)перевозчик в письменной форме информирует владельца инфраструктуры не менее чемза ______ календарных дней до даты отправления поезда. Согласованные изменениявносятся сторонами в соответствующие запросы.
9. Передача владельцем инфраструктурыдиспетчерской службе перевозчика достоверной информации о движении или местенахождения его железнодорожного подвижного состава, необходимой для организацииперевозочного процесса и вагонопотоков, регулирования обращения локомотивов ивагонов, контроля за движением поездов перевозчика, выполнения графика движения,осуществляется _________ __________________________________________________отдельно по каждому (указывается форма и способ передачи информации) обращениюперевозчика в _______________________________________.
               (указываютсясроки передачи информации)
(Примечание. В указанной редакции раздел III излагается приоказании услуг для осуществления перевозок грузов.)
IV. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
1. Стоимость услуг определяется исходя из тарифов, сборов иплаты, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Оплата услуг, оказываемых владельцем инфраструктуры наусловиях настоящего Договора, осуществляется до начала их оказания.
3. При перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа перевозчикперечисляет владельцу инфраструктуры денежные средства, поступающие от продажипассажирам проездных документов или в качестве платежей, осуществляемыхпассажиром (отправителем) за перевозку багажа (грузобагажа), в течение ______банковских дней, не считая дня продажи проездных документов или приемаплатежей.
(Примечание. Настоящий пункт включается в договор приоказании услуг для осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.)
4. По результатам окончательных расчетов, произведенных наосновании сведений, содержащихся в дорожных ведомостях и натурном листе поезда,владелец инфраструктуры производит довзыскание причитающихся платежей иливозвращает излишне полученную сумму.
(Примечание. В указанной редакции пункт 4 излагается приоказании услуг для осуществления перевозок грузов.)
4. Для подтверждения полноты перечисленных платежей заоказанные в соответствии с условиями настоящего Договора услуги перевозчикпредставляет владельцу инфраструктуры отчет по каждому поезду по форме,установленной федеральным органом исполнительной власти в областижелезнодорожного транспорта.
(Примечание. В указанной редакции пункт 4 излагается приоказании услуг для осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.)
5. Исполнением обязательстваперевозчика по оплате услуг по использованию инфраструктуры признается факт_________________________ (указывается факт внесения перевозчиком всей суммыпричитающихся платежей или факт поступления всей суммы причитающихся платежейна счет владельца инфраструктуры)
V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
1. Перевозчик при нарушении сроков расчетов уплачиваетвладельцу инфраструктуры пени в размере __________________.
Уплата пеней не освобождает перевозчика от внесенияпричитающихся владельцу инфраструктуры платежей в соответствии с условияминастоящего Договора.
2. Перевозчик в случае отказа от получения услуг, оказываемыхвладельцем инфраструктуры на условиях настоящего Договора, уплачивает владельцуинфраструктуры штраф в размере ______________.
3. Перевозчик при несоблюдении срока, установленногоПравилами для отказа от услуг, оказываемых владельцем инфраструктуры,уплачивает владельцу инфраструктуры штраф в размере ____________.
4. Владелец инфраструктуры при несоблюдении срокаинформирования перевозчика об изменении графика движения пассажирских поездов(пункт 8 раздела III настоящего Договора) уплачивает перевозчику штраф вразмере ____________.
5. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своихобязательств по настоящему Договору (за исключением случаев, указанных в пункте1 раздела VII настоящего Договора) владелец инфраструктуры возмещаетперевозчику реальный ущерб, причиненный таким неисполнением или ненадлежащимисполнением.
6. Перевозчик при неисполнении или ненадлежащем исполнениисвоих обязательств по настоящему Договору (за исключением случаев, указанных впункте 1 раздела VII настоящего Договора) возмещает владельцу инфраструктурыреальный ущерб, причиненный таким неисполнением или ненадлежащим исполнением.
7. Ущерб, причиненный третьим лицам в связи с неисполнениемили ненадлежащим исполнением обязательств владельцем инфраструктуры и (или)перевозчиком, возмещается сторонами в порядке и размерах, предусмотренныхУставом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральнымизаконами.
(Примечание. Стороны могут договориться о неприменении меробеспечения исполнения взаимных обязательств (пеней, штрафа), предусмотренных впунктах 1 — 4 настоящего раздела.)
VI. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
1. Споры и разногласия, возникающие при исполнении сторонаминастоящего Договора, разрешаются путем переговоров.
2. В случае если путем переговоров стороны не смогут достичьвзаимного согласия, все споры и разногласия разрешаются в арбитражном суде поместу нахождения ответчика.
(Примечание. Стороны могут договориться о разрешении спора втретейском суде. В этом случае они оговаривают в договоре такую возможность,указав, в каком третейском суде будет рассматриваться спор. Если спор будетрассматриваться в специально создаваемом сторонами третейском суде, в договореопределяется порядок формирования такого суда.)
VII. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
1. Ни одна из сторон не несет ответственности за полное иличастичное неисполнение любых своих обязательств по настоящему Договору, еслидокажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств явилосьследствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара,землетрясения и прочих природных бедствий, а также войны или военных действий,которые начались после заключения настоящего Договора.
Если какое-нибудь из этих обстоятельств непосредственноповлияло на сроки исполнения обязательств, установленных настоящим Договором,то срок исполнения таких обязательств увеличивается на время, в течениекоторого действовало обстоятельство.
2. Сторона, у которой отсутствует возможность исполненияобязательств по настоящему Договору в силу указанных в пункте 1 настоящегораздела обстоятельств, обязана известить другую сторону о наступлении,предполагаемой продолжительности и прекращении действия этих обстоятельствнемедленно, не позднее _______ дней с даты их наступления и (или) прекращениядействия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Факты наступления и (или) прекращения действия обстоятельствнепреодолимой силы, содержащиеся в извещении, должны быть подтвержденыдокументально.
3. Неуведомление или несвоевременное уведомление лишаетсторону права ссылаться на какое-нибудь из указанных в пункте 1 настоящегораздела обстоятельств в качестве основания, освобождающего ее отответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
4. При невозможности выполнить свои обязательства понастоящему Договору полностью или частично в силу указанных в пункте 1настоящего раздела обстоятельств в течение ________ дней со дня наступлениятаких обстоятельств обе стороны вправе требовать в установленном порядкерасторжения настоящего Договора либо внесения в него соответствующих измененийи дополнений. В этом случае ни одна из сторон не обязана возмещать реальныйущерб, а финансовые расчеты производятся за фактически оказанные по настоящемуДоговору услуги.

VIII. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
1. Взаимоотношения сторон, не предусмотренные настоящимДоговором, регулируются законодательством Российской Федерации.
2. Об изменении места нахождения, почтового адреса, номерателефона, факса, банковских и других реквизитов стороны обязаны информироватьдруг друга в ______дневный срок с даты такого изменения.
IX. ДЕЙСТВИЕ ДОГОВОРА
1. Настоящий Договор действует с даты подписания по __включительно.
2. Действие настоящего Договораможет быть продлено на
_________________________________________при письменном согласии, (указывается определенный сторонами срок) достигнутомсторонами не позднее чем за 15 дней до окончания срока его действия.
3. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно посоглашению сторон.
X. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ, ПОЧТОВЫЕ АДРЕСА, БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ ИПОДПИСИ СТОРОН

Тема2. Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя на воздушномтранспорте
Федеральным законом от 04.12.2007 N 331-ФЗ «О внесенииизменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» в ст. 117, 119 и 133 ВКРФ внесены существенные изменения, касающиеся размера компенсации перевозчикомза причинение вреда жизни и здоровью пассажира, за утрату, недостачу илиповреждение (порчу) багажа, груза, вещей, находящихся при пассажире, а такжестрахования гражданской ответственности перевозчика.
Последними изменениями в ст. 117 ВК подчеркнут приоритетмеждународных договоров РФ перед общими нормами внутреннего законодательства ввопросах ответственности за причиненный вред. В предыдущей редакции говорилосьо возмещении вреда в размере, определяемом по правилам гл. 59 ГК (если закономи договором не предусмотрен более высокий размер ответственности) и помеждународным договорам РФ. Разделена ответственность за вред жизни и здоровьюпассажира.
Нормой подп. 1.1 п. 1 ст. 117 ВК предусмотрена выплатакомпенсации в случае смерти пассажира в твердо определенной сумме — 2 миллионарублей. За причинение же вреда здоровью пассажира нормой подп. 1.2 п. 1предусмотрен верхний предел имущественной ответственности перевозчика,составляющий также 2 миллиона рублей. Предусмотрено, что размер компенсаций запричинение вреда жизни и здоровью пассажира может превышать обозначенныепределы, если это определено в договоре воздушной перевозки либо если размерывозмещения вреда, установленные гражданским законодательством, превышаютуказанные размеры компенсаций
Порядок принятия груза и багажа к перевозке и их выдачирегулируется в разд. X «Перевозка багажа», XII «Выдачазарегистрированного багажа», XIV «Прием груза к перевозке»,XVIII «Выдача груза» ФАП[4] воздушных перевозок. Всоответствии со ст. 18 Варшавской конвенции 1929 г. «воздушнаяперевозка… охватывает период времени, в течение которого багаж или товар(груз) находятся под охраной перевозчика, независимо от того, имеет ли этоместо на аэродроме, на борту воздушного судна или в каком-либо ином месте, вслучае посадки вне аэродрома».
Вещи, находящиеся при пассажире, — это его одежда и ручнаякладь. Пунктом 133 ФАП воздушных перевозок установлено, что в качестве ручнойклади принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком ипозволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Пункт 134 этих ФАПустанавливает, что пассажир обязан заботиться о сохранности ручной клади ивещей, перевозимых в салоне воздушного судна, а при выходе обязан забрать ссобой размещенные на борту воздушного судна ручную кладь и вещи.
Перевозчик не будет отвечать за утрату, недостачу илиповреждение (порчу) багажа или груза, если он докажет, что: 1) они не были результатомумышленно совершенных действий (бездействия) перевозчика; 2) произошли не вовремя воздушной перевозки; 3) перевозчик принял все необходимые меры кпредотвращению причинения вреда или принятие таких мер было невозможно.
Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу илиповреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире,установлен для: 1) багажа или груза, принятых к воздушной перевозке собъявлением ценности, — в размере объявленной ценности (при этом с грузоотправителяили грузополучателя взимается дополнительная оплата); 2) багажа, груза,принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере ихстоимости, но в пределах 600 рублей за 1 кг; 3) вещей, находящихся припассажире, — в размере их стоимости, но в пределах 11 000 рублей.
Статье 120 ВК РФ установлен конкретный размер имущественнойответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза впункт назначения. Ответственность за просрочку доставки почты регламентированав ст. 122 ВК. Статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «Оминимальном размере оплаты труда» определено, что исчисление платежей погражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимальногоразмера оплаты труда, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы,равной 100 рублям.
Обстоятельством, освобождающим перевозчика от ответственностиза просрочку доставки, является непреодолимая сила (форс-мажор), а дляпассажирских перевозок — и необходимость устранения угрожающей жизни илиздоровью пассажиров неисправности воздушного судна. Под иными обстоятельствами,не зависящими от перевозчика, кроме форс-мажора, следует понимать виновныедействия пассажиров и/или грузоотправителей.
Следует отметить, что неисправность воздушного судна,угрожающую жизни или здоровью пассажиров, правильно было бы удалить из числаобстоятельств, исключающих ответственность перевозчика. На самом деле этопрямая вина перевозчика.
В Гражданском кодексе ответственность за нарушение срокадоставки груза не установлена, в отличие от ответственности за задержкуотправления пассажира и опоздание транспортного средства в пункт назначения(ст. 795 ГК). Следовательно, при осуществлении воздушной перевозки грузанеобходимо руководствоваться настоящей статьей.
Грузоотправитель должен отвечать, прежде всего, за вред,причиненный перевозчику, а не за вред, причиненный перевозчиком, тем более чтовопрос ответственности грузоотправителя за вред, причиненный перевозчикомтретьим лицам, в настоящей статье урегулирован.
В любом случае грузоотправитель будет отвечать за причинениевреда перевозчику по нормам гл. 59 ГК РФ.
Статья 122 устанавливает ответственность перевозчика заутрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты.

Тема3. Акты, претензии и иски на внутреннем водном транспорте
ГлаваXVIII Кодекса внутреннего водного транспорта[5] «АКТЫ, ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ»устанавливает в ст. 160 «Акты», что обстоятельства, являющиеся основанием дляимущественной ответственности перевозчиков, буксировщиков, грузоотправителей,грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемыхобъектов и пассажиров при осуществлении соответствующих перевозок,удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемымиперевозчиками или буксировщиками по заявлениям грузоотправителей,грузополучателей, отправителей буксируемых объектов, получателей буксируемыхобъектов и получателей багажа. Формы коммерческого акта и акта общей формы, атакже правила их составления устанавливаются правилами перевозок грузов иправилами перевозок пассажиров и их багажа.
Коммерческий акт составляется при выдаче груза, багажа илибуксируемого объекта для удостоверения:
несоответствия фактического наименования груза, багажа илибуксируемого объекта, массы груза или багажа, количества грузовых мест или местбагажа указанным в перевозочном документе данным;
повреждения (порчи) груза, багажа или повреждениябуксируемого объекта;
обнаружения груза, багажа или буксируемого объекта безперевозочного документа, а также перевозочного документа без груза, багажа илибуксируемого объекта;
недостачи древесины и такелажа в поврежденных плотах;
возвращения перевозчику похищенного груза, багажа илибуксируемого объекта.
Отказ от составления коммерческого акта или оформление его снарушением установленных требований могут быть обжалованы в порядке,установленном правилами перевозок грузов.
Недостача или порча грузов, перевозимых наливом,удостоверяется перевозочными документами в порядке, установленном правиламиперевозок грузов.
Коммерческий акт не составляется:
при недостаче массы груза в пределах норм естественной убыли,норм снижения процента влажности или сорности при перевозке груза, нормрасхождения в показаниях весовых приборов, разницы в массе груза, принятого дляперевозки исходя из условий расчетов по итогам за навигацию;
при выдаче груза, доставка которого осуществлена натехнически исправном судне или в контейнере с неповрежденнымизапорно-пломбировочными устройствами либо в сопровождении представителягрузоотправителя или грузополучателя.
Статья 161 Кодекса внутреннего водного транспортапредусматривает порядок предъявления претензий к перевозчику или буксировщику.До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза кперевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщикуобязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику.
Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров,багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикамили буксировщикам по месту их нахождения.
К претензии должны быть приложены документы в подлинниках илинадлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя напредъявление претензии.
К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче)груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен бытьприложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза,багажа или буксируемого объекта.
Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут бытьпредъявлены в течение срока исковой давности. Сроки исковой давностиисчисляются в отношении:
возмещения ущерба за утрату груза, багажа или буксируемогообъекта по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза,багажа или буксируемого объекта;
возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза,багажа или повреждение буксируемого объекта — со дня выдачи груза, багажа илибуксируемого объекта;
несоблюдения срока доставки груза или буксируемого объекта,возврата излишне уплаченной провозной платы — со дня выдачи груза илибуксируемого объекта;
задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирскогосудна — со дня наступления события, послужившего основанием предъявленияпретензии;
возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозкикоторых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которыхосуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, — содня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки исданных грузополучателям грузов.
Право на предъявление претензий и исков к перевозчику илибуксировщику имеют:
в случае утраты груза или буксируемого объекта — грузоотправитель,грузополучатель или отправитель буксируемого объекта, получатель буксируемогообъекта при условии представления ими квитанции о приеме груза для перевозкиили буксируемого объекта для буксировки с отметкой перевозчика или буксировщикао неприбытии груза или буксируемого объекта;
в случае недостачи или повреждения (порчи) груза илиповреждения буксируемого объекта — грузополучатель или получатель буксируемогообъекта при условии представления ими транспортной накладной, коммерческогоакта или перевозочного документа при перевозке груза наливом, а при отсутствиикоммерческого акта — документа об обжаловании отказа в составлениикоммерческого акта;
в случае уплаты провозной платы и иных платежей в размеревыше установленного — грузоотправитель, грузополучатель или отправительбуксируемого объекта, получатель буксируемого объекта при условии представленияими транспортной накладной;
при утрате багажа — пассажир при предъявлении багажнойквитанции;
в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа — предъявитель выданного перевозчиком коммерческого акта о недостаче илиповреждении (порче) багажа;
в случае задержки отправления или прибытия пассажирскогосудна с опозданием — пассажир при предъявлении билета;
в случае несоблюдения сроков доставки груза или буксируемогообъекта — грузополучатель или получатель буксируемого объекта при условиипредставления транспортной накладной (ст. 162 Кодекса внутреннего водноготранспорта).

Тема4. Правовое регулирование международных морских перевозок по чартеру: договоруфрахтования судна на время (тайм-чартеру); договору фрахтования судна без экипажа(бербоут-чартеру)
Статья 198 Кодекса торгового мореплавания[6]«Определение договора фрахтования судна на время (тайм-чартера)» устанавливает,что по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелецобязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно иуслуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов,пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Статья 200 КТМ определяет содержание тайм-чартера. Втайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, еготехнические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость,скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи ивозврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера.
Тайм-чартер должен быть заключен в письменной форме (ст. 201КТМ).
В случае, если тайм-чартером не предусмотрено иное,фрахтователь в пределах предоставленных тайм-чартером прав может заключать отсвоего имени договоры фрахтования судна на время с третьими лицами на весь срокдействия тайм-чартера или на часть такого срока (субтайм-чартер). Заключениесубтайм-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения им тайм-чартера,заключенного с судовладельцем.
По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру)судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователюв пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем ине снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целейторгового мореплавания (ст. 211 КТМ).
В бербоут-чартере должны быть указаны наименования сторон,название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные(грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количестворасходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, местопередачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера.
Бербоут-чартер должен быть заключен в письменной форме (ст.214 КТМ). В случае, если бербоут-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь впределах предоставленных бербоут-чартером прав может заключать от своего именидоговоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действиябербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер). Заключениесуббербоут-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения бербоут-чартера,заключенного им с судовладельцем.
Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние кмоменту его передачи фрахтователю — принять меры по обеспечению годности судна(его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренныхбербоут-чартером.
Фрахтователь обязан в течение срока действия бербоут-чартераподдерживать судно в мореходном состоянии, однако устранение скрытыхнедостатков судна является обязанностью судовладельца.
Фрахтователь осуществляет комплектование экипажа судна.Фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимисячленами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартералицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна, при соблюдении правил,установленных статьей 56 КТМ. Независимо от способа комплектования экипажасудна капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются фрахтователю вовсех отношениях.
Фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии сусловиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в томчисле расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещаетрасходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачиваетвзимаемые с судна сборы.
По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтовательобязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно былополучено им, с учетом нормального износа судна.
Фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами полюбым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключениемтребований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи сморской перевозкой опасных и вредных веществ.
Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждениемсудна, несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по еговине.
Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц впередпо ставке, согласованной сторонами. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахтаи расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно кэксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодностьсудна не наступила по вине фрахтователя.
В случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцатикалендарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно уфрахтователя, за исключением случая, предусмотренного статьей 222 КТМ, ивзыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки.
В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня,предусмотренного бербоут-чартером, по день гибели судна или, если этот деньустановить невозможно, по день получения последнего известия о судне.
По бербоут-чартеру с условием выкупа судна в соответствии состатьей 223 КТМ судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случаепросрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней, если такаяпросрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскатьс фрахтователя причиненные просрочкой убытки.
По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем поистечении срока действия бербоут-чартера судно переходит в собственностьфрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеруи произвел последнюю уплату фрахта в соответствии с пунктом 1 статьи 221 КТМ.

Задача
ООО«Областная база» арендовала у МУП складное помещение для хранения сахара –песка в мешкотаре. По условиям договора, МУП обязан соорудить стеллажи на высотене менее 70 см от пола. Ввиду неисправности водопроводной системы произошлапорча сахара на сумму 90000 рублей.
МУПотказался возместить убытки, ссылаясь на то, что подмочены были те мешки ссахаром, которые лежали на полу, а не на стеллажах.
Чтоназывается договором аренды?
Каковыправа и обязанности сторон по договору аренды?
Обязанли по условиям задачи МУП возместить ООО стоимость подмоченного сахара?
1) Статья 606 ГК РФ «Договор аренды» устанавливает, что подоговору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуетсяпредоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение ипользование или во временное пользование.
2) ГК РФ устанавливает следующие права и обязанности сторонпо договору аренды:
Арендодатель обязан:
—    предоставить арендатору имущество всостоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (ст.611 ГК РФ пункт 1). Имущество сдается в аренду вместе со всеми егопринадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом,сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором (ст. 611пункт 2 ГК РФ). Если такие принадлежности и документы переданы не были, однакобез них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с егоназначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправерассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления емуарендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, атакже возмещения убытков.
—    Арендодатель, извещенный отребованиях арендатора или о его намерении устранить недостатки имущества засчет арендодателя, может без промедления произвести замену предоставленногоарендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащемсостоянии, либо безвозмездно устранить недостатки имущества.(ст. 612 ГК РФ)
—    Арендодатель обязан производить засвой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное непредусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальныйремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он неопределен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок (ст.616 ГК РФ)
Арендодатель имеет право:
—    если арендатор пользуется имуществомне в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества,потребовать расторжения договора и возмещения убытков (ст. 619 ГК РФ)
Арендатор вправе
—    при обнаружении недостатков имуществапо своему выбору потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранениянедостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либовозмещения своих расходов на устранение недостатков имущества; непосредственноудержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков изарендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; потребоватьдосрочного расторжения договора.(ст. 612 ГК РФ)
—    Если удовлетворение требованийарендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из аренднойплаты не покрывает причиненных арендатору убытков, он вправе потребоватьвозмещения непокрытой части убытков (ст. 612 ГК РФ)
—    Арендатор вправе с согласияарендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передаватьсвои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем),предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а такжеотдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставныйкапитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса впроизводственный кооператив, если иное не установлено ГК РФ, другим законом илииными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма,ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор (ст. 615 ГКРФ)
—    Нарушение арендодателем обязанностипо производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванныйнеотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта илизачесть ее в счет арендной платы (ст. 616 п. 1 ГК РФ)
Арендатор обязан
—    своевременно вносить плату запользование имуществом (арендную плату).(ст. 614 ГК РФ)
—    арендатор обязан пользоватьсяарендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а еслитакие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.(ст.615 ГК РФ)
—    Арендатор обязан поддерживатьимущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт инести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом илидоговором аренды (ст. 616 ГК РФ)
3) Арендодатель обязан производить за свой счет капитальныйремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом,иными правовыми актами или договором аренды. (ст. 616 ГК РФ) Нарушениеарендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендаторуправо по своему выбору:
произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором иливызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимостьремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Если нарушение трубы было связано с неосуществлениемсвоевременного капитального ремонта, то вина будет лежать на арендодателе. Еслибыл факт нарушения хранения сахара, то вины арендодателя не будет, и,следовательно, возмещать ущерб он не должен.

Списокиспользованных источников
1.        Воздушный кодексРФ: ФЗ от 19.03.1997г. № 60-ФЗ.
2.        Трудовой кодексРФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313 ФЗ, от 07.05.2009 N 80-ФЗ)// СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
3.        Гражданскийкодекс РФ часть 1// СЗ РФ. 1994. № 32.Ст. 3301
4.        Гражданскийкодекс РФ часть 2 // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410
5.        Гражданскогокодекса РФ часть 4 // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
6.        Кодекс торговогомореплавания РФ: ФЗ от 30.04.1999г. № 81-ФЗ
7.        Кодексвнутреннего водного транспорта РФ: ФЗ от 7.03.01г. 24-ФЗ
8.        Федеральныйзакон: Устав железнодорожного транспорта РФ // ФЗ РФ от 7.03.2003г. № 22-ФЗ
9.        Федеральный законот 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 6.Ст. 492
10.     Федеральный законот 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790
11.     Федеральный законот 23.12.2003 N 177-ФЗ „О страховании вкладов физических лиц в банкахРоссийской Федерации“ // СЗ РФ. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5029
12.     Федеральный законот 25.02.1999 N 40-ФЗ „О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций“ // СЗРФ. 1999. № 9. Ст. 1097
13.     Постановление ПленумаВерховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 „О применении судами РоссийскойФедерации Трудового кодекса Российской Федерации“ // Бюллетень ВерховногоСуда РФ. № 3. март. 2007.
14.     ПостановлениеПравительства РФ от 11.11.2002 N 804 „О Правилах разработки и утверждениятиповых норм труда“ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4583
15.     ПостановлениеМинтруда РФ от 31.12.2002 N 85 „Об утверждении перечней должностей иработ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель можетзаключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной(бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров ополной материальной ответственности“ // Российская газета. № 25. 2003
16.     Комментарий кГражданскому кодексу РФ. / Под ред. О.Н. Садикова – М.: ГроссМедиа, 2007.
17.     Комментарий кТрудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) (7-е издание, переработанное идополненное) (под ред. К.Н. Гусова) – М.: Проспект, 2008.