Анализ прибыли в системе "директ-костинг"

Министерство образования и науки Российской Федерации
Саратовский государственный технический университет
Балаковский институт техники, технологии и управления
Кафедра: ЭОУ
Специальность: ЭУМ

КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету:
Анализ и диагностика хозяйственно-финансовой деятельностипредприятия
на тему: Анализ прибыли в системе «директ-костинг».
Выполнила
ст. гр. ЭУМ-51з
Удалова К.Н.
043858
Проверила
Карпова А.В.
Балаково 2009

Содержание
Введение
Глава 1. Анализ предприятия
1.1 Краткая характеристика ФГУП «УральскийЭлектрохимический Комбинат»
1.2 Организационная структура предприятия
1.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия
1.4 Анализ технико-экономических показателей работыпредприятия
Глава 2 Анализ проблемы на предприятии
2.1 Теоретический аспект проблемы
2.2 Анализ основных показателейпо проблеме
2.3 Факторный анализ по проблеме
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию проблемы иулучшению работы предприятия
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности являетсяосновным аспектом нормального функционирования любого предприятия. В условиярыночной экономики необходимость вынуждает каждое предприятие анализироватьсвою деятельность и корректировать свою работу на данные полученного анализа. Следуетотметить, что практически каждый вид деятельности предприятия связан с анализомего возможностей и ситуации на рынке, на котором оно действует.
В условиях рыночной экономики, когда ускоряетсяинтенсификация общественного производства и повышается его экономическаяэффективность, а также и качество продукции, требуется полная мобилизация всехимеющихся на предприятии резервов. А это предполагает максимальное развитиехозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий.
В условиях рыночных отношений эффективное управлениеприбылью все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующаяв настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом ещеостается учетом директивной экономики и выполняет функции расчетаналогооблагаемой базы. Однако весь мировой опыт свидетельствует обэффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета иметодики анализа прибыли, которая базируется на делении производственных исбытовых затрат на переменные и постоянные категории маржинального дохода. Такаяметодика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями и получиланазвание системы «директ-костинг». В отличие от методики анализаприбыли, которая применяется на отечественных предприятиях, она позволяет болееполно учесть взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.Необходимость и возможность внедрения системы «директ-костинг» дляобеспечения эффективным управлением финансовыми результатами на российскихпредприятиях определяет актуальность темы работы.
Цель написания данной курсовой работы — на основетеоретических положений освоить методику проведения анализа прибыли в рамкахперспективной и эффективной системы «директ-костинг» на примерепромышленного предприятия.
Реализация цели работы требует решения следующих основныхзадач:
во-первых, изучение теоретических аспектов возникновения и использованиясистемы «директ-костинг» на российских предприятиях, раскрытьосновные задачи анализа прибыли в рамках данной системы и охарактеризоватьосновные его этапы, а также привести ряд показателей, характеризующихэффективность использования прибыли;
во-вторых, применение изложенной методики на практике, аименно рассмотреть на примере деятельности конкретного производственногопредприятия;
провести сравнительный исследование эффективности факторногоанализа прибыли по традиционной методике и в рамках системы «директ-костинг»;
на основе проведенного анализа выявить и разработатькомплекс мероприятий, направленных на максимизацию величины получаемой прибылив системе «директ-костинг».
Объектом исследования выступает ФГУП «УральскийЭлектрохимический Комбинат», осуществляющий деятельность по производству иреализации продукции по связям и розничным потребителям. В качестве предметаанализа рассматриваются финансовые результаты деятельности предприятия, вчастности прибыль; при этом необходимо отметить, что анализ проводится не потрадиционной схеме формирования финансовых результатов, а в рамках системы«директ-костинг».
Глава 1. Анализ предприятия
 1.1 Краткая характеристика ФГУП «УральскийЭлектрохимический Комбинат»
Уральский электрохимический комбинат — крупнейшее в мирепредприятие по обогащению урана, разработчик и производитель новейших приборови систем управления технологическими процессами в атомной промышленности. Уникальноеоборудование, передовые технологии, высокая культура производства, богатыетрудовые традиции коллектива позволяют решать самые сложные задачи.
ФГУП «УЭХК» — ведущий производительтоплива для атомной энергетики, крупный научный центр атомной промышленностиРоссии, в котором трудятся 7 докторов и 67 кандидатов наук.
Заметное влияние на деятельность комбината оказаластановление атомной энергетики. По мере ее развития комбинат постепеннопереориентировался с выпуска высокообогащенного (оружейного) урана на низкообогащенный, используемый в качестве топлива на атомных электростанциях. Вначале 70-х годов он вышел на международный рынок. На первых порахэкспортировался низко обогащенный уран, изготовленный из сырья заказчика. Позднеедля этих целей стало использоваться отечественное сырье.
В 1989 году производство оружейного урана на комбинате былополностью прекращено. И в соответствии с заключенными позднеемежправительственными соглашениями по сокращению ядерных вооруженийразвернулась его переработка в топливо для атомных электростанций.
Высокое качество продукции УЭХК, безопасность еепроизводства обеспечивает действенная система контроля за ходомтехнологического процесса и соответствием готовой продукции, предусмотреннымпараметрам. Центральная заводская лаборатория комбината производит аттестациюготовой продукции на соответствие спецификациям. Современные приборы и методикианализов, а также высокая квалификация персонала позволяет обеспечиватьконтроль за качеством гексафторида урана на уровне международных требований. Здесьдействует одна из лучших в мире по точности и широте диапазона системастандартных образцов урана.
Комбинат установил тесные связи с фирмами и компаниямиФранции, Германии, Бельгии, Англии, США, Южной Кореи, Швеции, Испании,Финляндии, Швейцарии, Италии, Аргентины.
Продукция УЭХК:
Стандартные образцы изотопного состава урана 2007 (СОИСУ)
МТИ-350Г Специализированный масс-спектрометр для изотопногоанализа гексафторида урана
Каталитические блоки для нейтрализации выхлопных газовавтомобилей
Электрохимический генератор тока (ЭХГ)
Фильтры для очистки сжатого воздуха, углекислого газа и пара
Промышленные приборы специального назначения
Данная продукция изготовлена и аттестована вмасс-спектpометpической лаборатории ЦЗЛ Уральского Электрохимического Комбината.
Мощный научно-производственный потенциал Уральскогоэлектрохимического комбината, его богатые традиции, высокая культура труда,широкие контакты с российскими и зарубежными партнерами являются гарантией егостабильной работы на ближайшую и отдаленную перспективу.
1.2 Организационная структура предприятия
 
Федеральное Государственное Унитарное Предприятие«УЭХК» — коммерческая организация, которая не наделена правомсобственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество неможет быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работникамипредприятия. Имущество, которым оно наделено, находится вгосударственной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственноговладения. Органом управления предприятия является руководитель,назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом). Собственникимущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечаетпо обязательствам предприятия.
Учредительным документом предприятия, основанного на правехозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на тогосударственным органом.
Уставный фонд полностью оплачивается собственником догосударственной регистрации. Размер уставного фонда составляет 1000-кратныйразмер минимальной оплаты труда. Собственник решает вопросы: создания,реорганизации и ликвидации предприятия; определения предмета и целей егодеятельности: контроля за использованием и сохранностью имущества. Собственникимеет право на получение части прибыли.
Организационная структура ФГУП «УЭХК» представленав приложении 1.
Как и многие крупные предприятия ФГУП «УЭХК» имеетлинейно-функциональную структуру. Результаты работы каждой службы аппаратауправления предприятием оцениваются по показателям, характеризующим выполнениеими своих целей и задач. Соответственно строится и система материальногопоощрения, ориентированная, прежде всего, на достижение высоких показателейкаждой службы. За конечный результат работы предприятия в целом отвечаетлинейный руководитель предприятия, задача которого состоит в том, чтобы всефункциональные службы вносили свой вклад в его достижение.
Линейным руководителем предприятия является генеральныйдиректор и ФГУП «УЭХК», ему подотчетны директора и главныеспециалисты следующих функциональных подсистем предприятия:
Главный инженер;
Директор по экономике и финансам;
Директор по производству;
Директор по маркетингу;
Директор по работе с персоналом и социальным вопросам;
Директор по транспорту;
Директор по качеству;
Главный бухгалтер;
а также следующие службы и отделы:
Управление системы качества;
Юридическое управление;
Служба безопасности.
 1.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Продукция предприятия отличается высоким качеством идоступными ценами, что позволяет увеличить объем производства. Для успешногофункционирования предприятия, в целях поддержания конкурентоспособности навнутреннем и внешнем рынке предприятию необходимо учитывать все условия среды,в которой действует организация, а также определять ее реальные и желаемыеперспективы. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую извнутренней и внешней сред. Рассмотрим внешние факторы, влияющие на работупредприятия.
К политическим факторам, влияющим на деятельностьпредприятия можно отнести, прежде всего, законодательное регулированиевзаимодействия предприятий. Кроме того, здесь следует учитывать политикугосударства в области энергетического комплекса в целом. А также в силу того,что предприятие работает на международном рынке, и международные политическиеотношения.
Рассматривая экономический аспект, следует отметитьзависимость ФГУП «УЭХК» от государственных заказов.
Социальный аспект имеет влияние на деятельность предприятияв случае реализации товаров народного потребления.
Последним фактором является технологическая компонента. Цельюеё исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии,которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появленияновых продуктов. В этом направлении ведутся работы по совершенствованиютехнологий, и производится закупка новых технологических линий.
Для анализа факторов внешней среды воспользуемся методикойPEST-анализа. Основные факторы макроокружения ФГУП «УЭХК» представленыв Приложении 2. Данные факторы по-разному влияют на эффективность деятельностипредприятия: одни факторы способствуют, а другие затрудняют его развитие.
Для более детальной оценки влияния внешней среды вовзаимодействии с внутренним потенциалом предприятия позволяет получитьSWOT-анализ.
Результаты анализа сильных и слабых сторон предприятия вПриложении 3.
При анализе внешней среды оцениваются возможности, т.е. благоприятныеобстоятельства, которые предприятие может использовать для полученияпреимущества, и угрозы, т.е. события, наступление которых может оказатьнеблагоприятное воздействие на ваше предприятие. При этом принято выделятьфакторы прямого воздействия, которые непосредственно влияют на результатыфинансово-хозяйственной деятельности предприятия, и косвенного воздействия,которые оказывают влияние на итоги работы предприятия через последовательностьопределенных изменений.
Сильные стороны предприятия преобладают над слабыми во всехобластях. Это говорит о больших возможностях и перспективах производства.1.4 Анализ технико-экономических показателей работыпредприятия
Для определения результатов работы и контроля текущегосостояния предприятия необходим технико-экономический анализ, которыйподразумевает анализ всех основных показателей работы предприятия. Технико-экономическиепоказатели — это целый комплекс взаимосвязанных показателей, отражающихэффективность работы предприятия.
Деятельность ФГУП «УЭХК» выражается рядомтехнико-экономических показателей, изменение которых в течение всего отчетногопериода позволяет сделать выводы об эффективности работы предприятия, опрослеживающихся положительных или отрицательных тенденциях, анализ которыхдаст возможность наметить мероприятия по улучшению работы организации поразличным направлениям ее деятельности.
Технико-экономический анализ работы ФГУП «УЭХК» целесообразноначать с анализа количественных результатов его деятельности, т.е. с объемапроизводства. Основными показателями производства являются показатели объематоварной и реализованной продукции, себестоимость выпуска данных видовпродукции, а также удельные показатели (величина затрат на 1 руб. товарной иреализованной продукции). Проведем графический анализ их взаимосвязи.

/>/>/>
Рисунок 1 — Динамика объемов товарной и реализованной продукции
Объем товарной продукции в первый год отчетного периодасоставляет 4411880 тыс. руб. Анализируя рисунок 1, необходимо отметить, что в2006 году стоимость товарной продукции увеличилась, что составило прирост 14,36%к показателю предшествующего года, а в 2007 году наблюдается увеличениеисследуемого показателя на 14,47%, что положительно характеризуетпроизводственную деятельность предприятия.
Сбытовая деятельность предприятия имеет положительнуютенденцию роста. В основании этого лежит прослеживающаяся в отчетном периодетенденция роста объема реализованной продукции. Так, в 2006 году ФГУП «УЭХК»реализовало продукции на 4743210 тыс. руб., что на 14,06% больше объемареализации в предыдущем периоде. В 2007 году темп роста данного показателязначительно увеличился до 26,96%. В конечном итоге в 2007 году объем продукции,реализованной предприятием, превысил объем производства и составил 6021840 тыс.руб., что стало возможным за счет реализации продукции предшествующих периодов.
Чтобы определить экономическую целесообразность наметившейсядинамики роста объема производства и реализации, необходимо проанализировать ихвзаимосвязь с такими технико-экономическими показателями работы предприятия,как себестоимость и затраты на 1 руб. товарной и реализованной продукции. Графическийанализ данных показателей за отчетный период представлен на рисунке 2.
/>/>/>
Рисунок 2 — Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции
Себестоимость продукции является важнейшим показателемэкономической эффективности ее производства, представляя собой текущие затратыпредприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.
Анализ себестоимости товарной продукции позволил выявитьтенденцию увеличения ее размера. Так в 2006 году себестоимость товарнойпродукции составила 3750090 тыс. руб., что в абсолютном значении превышает данныйпоказатель предшествующего года на 538580 тыс. руб. (прирост составил 14,36%). Приэтом объем товарной продукции увеличился только на 14,06%, что негативноотразится на величине прибыли. В 2007 году стоимость товарной продукции увеличиласьна 26,96%, однако для ее себестоимости характерно снижение. Рост себестоимостиобъясняется необходимостью привлечения дополнительных материальных затрат напроизводство товарной продукции.
Затраты на 1 руб. произведенной продукции — важныйобобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целомпо предприятию. На ФГУП «УЭХК» в 2005 году данный показательустановился на уровне 0,85 руб., что характеризует производство продукции какрентабельное. На следующий год уровень затрат на 1 руб. товарной продукцииостался прежним, а в 2007 году наблюдается его снижение на 3 коп.
Не менее важен для оценки эффективности работы предприятияанализ себестоимости и затрат на 1 руб. реализованной продукции. Графическийанализ данных показателей представлен на рисунке 3.
/>

/>
Рисунок 3 — Динамика затрат на 1 руб. реализованнойпродукции
Анализируя рисунок 3, можно отметить тенденцию ежегодногоувеличения объема реализованной продукции. Этому благоприятствовало расширениепроизводства, поиск новых потребителей и налаживание сбытовых связей с заказчиками.Так себестоимость реализации в 2006 году превысила показатель предыдущего годана 18,2% при приросте ее объемов всего на 14,06%. В результате этого затраты на1 руб. реализованной продукции увеличились на 3,79% и составили 0,82 руб. Вследующем году затратность реализованной продукции также имеет тенденцию кросту, хотя затраты на 1 руб. реализованной продукции увеличились на 1 коп.
Объем и себестоимость реализованной продукции лежат в основерасчета финансовых результатов деятельности предприятия, характеризующихсясуммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибылии выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, темустойчивее его финансовое состояние. Поэтому при дальнейшем проведениитехнико-экономического анализа целесообразно обратить внимание на такиепоказатели эффективности работы ФГУП «УЭХК», как прибыль ирентабельность.
В процессе анализа прибыли на предприятии используютсяпоказатели прибыли от реализации продукции, балансовой прибыли (т.е. суммыприбыли от основной деятельности, от прочей реализации и внереализационныхдоходов) и чистой прибыли. Динамика этих показателей по годам отчетного периодапредставлена на рисунке 4.
/>

/>
Рисунок 4 — Динамика показателей прибыли предприятия
Анализируя абсолютные финансовые показатели, можно сделатьвывод о том, что деятельность ФГУП «УЭХК» целесообразна, ипредприятие находится в зоне прибыли. Однако следует отметить тенденцию увеличенияэффективности организации, поскольку абсолютно все показатели прибыли увеличиваются,благодаря ежегодному увеличению объемов реализации, а также внереализационнойдеятельности Так в 2006 году отмечено увеличение величины прибыли от реализациипродукции на 95340 тыс. руб., что составило к показателю предыдущего года 14,36%.Балансовая прибыль также увеличивается. В результате отмеченных тенденций в2006 году ФГУП «УЭХК» получило чистой прибыли на 81,43% больше, чем впредыдущем. В 2007 году прибыль от реализации увеличиваются большими темпами37,36%, а балансовая прибыль и 16,05%. Это свидетельствует о том, чтопредприятие осуществляет помимо основной деятельности внереализационную,которая значительно увеличива5ет балансовую прибыль.
Наряду с абсолютным финансовым показателем, т.е. прибылью,для технико-экономического анализа деятельности предприятия используетсяотносительный показатель — рентабельность. Рентабельность — это относительныйпоказатель, который характеризует уровень доходности бизнеса. Рентабельностьпроизводства представляет собой отношение прибыли от реализации к себестоимостиреализованной продукции, т.е. данный показатель будет расти либо при ростеприбыли от реализации, которая в свою очередь увеличивается с ростом выручки,либо при снижении затрат на реализованную продукцию.
В рассмотренный период времени рентабельность производстваимеет тенденцию увеличения (см. рисунок 5). В первый год отчетного периодаданный показатель установился на уровне 15%, что характеризует получение 15 коп.прибыли с 1 руб. вложенных средств. В 2006 году рентабельность производства увеличиласьдо 34% вследствие увеличения прибыли от реализации продукции. В итоге к концуотчетного периода рентабельность производства остается на уровне том же уровне,что в 2,3 раза выше первоначального уровня.

/>/>
Рисунок 5 — Динамика показателей рентабельности
Что касается рентабельности продаж, то в 2005 и 2006 годахона остается неизменной и равна 15%, а в 2007 году она увеличивается до 18%. Такимобразом, можно сделать вывод, что эффективность деятельности все большеобеспечивается за счет не основной деятельности предприятия, авнереализационной.
Одним из важнейших факторов увеличения объема производствапродукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основнымисредствами в необходимом количестве и ассортименте и эффективное ихиспользование. Основные производственные фонды (ОПФ) являютсяматериально-технической основой процесса производства на заводе. Динамикасреднегодовой стоимости ОПФ и анализ основных показателей эффективности ихиспользования в отчетном периоде представлены на рисунке 6.
Проанализировав динамику показателей ОПФ на ФГУП «УЭХК»,необходимо отметить, что в отчетном периоде ОПФ характеризуются увеличениемсреднегодовой стоимости. Так в 2006 году прирост стоимости ОПФ составил 16%. Этов определенной степени позволило увеличить объем производства продукции, однаконалицо опережение темпов роста объема товарной продукции над среднегодовойстоимостью ОПФ, что повлекло за собой увеличение фондоотдачи в 2006 году на 7%.Соответственно для показателя фондоемкости производимой продукции наметиласьтенденция снижения на 0,02 руб. В 2007 году стоимость ОПФ продолжила свой ростна 3,7%. При этом наблюдается увеличение объемов производства, что свидетельствуето еще большем увеличении показателя фондоотдачи (темп увеличения составил10,38% к величине предыдущего года). И хотя фондоемкость производства на конецотчетного периода находится на относительно невысоком уровне (0,35 руб.), можносделать вывод о увеличении эффективности использования ОПФ.
/>

/>
Рисунок 6 — Анализ эффективности использования ОПФ
Наиболее обобщающим показателем эффективности использованияосновных средств является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только отфондоотдачи, но и от рентабельности продукции. Динамика показателяфондорентабельности представлена на рисунке 7.
Как видно из графика 7, в отчетном периоде наблюдаетсяувеличение уровня фондорентабельности на предприятии. На начало отчетногопериода рентабельность ОПФ составляла 36,51%; к концу 2006 года анализируемыйпоказатель увеличился на 6,7%, в 2007 — стал равен 51,6%. Такая положительнаяситуация стала следствием увеличения величины прибыли, полученной врассматриваемом периоде за счет реализации продукции. Это свидетельствует оувеличивающейся эффективности использования основных средств в целом попредприятию, о переходе организации на выпуск более рентабельной продукции, чтопрямым образом отображается на финансовых результатах его деятельности.
/>

/>
Рисунок 7- Динамика фондорентабельности
Обобщающим показателем, характеризующим уровеньобеспеченности предприятия основными средствами, является фондовооруженность. Показательобщей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовойстоимости основных производственных средств к среднесписочной численностирабочих.

/>/>
Рисунок 8 — Сравнительный анализ показателейпроизводительности труда и фондовооруженности
Показатель фондовооруженности характеризует, сколькоосновных средств (в рублях) приходится на одного работающего. Анализируяпоказатели отчетного периода, можно сделать вывод о том, что обеспеченностьпредприятия основными фондами имеет положительную тенденцию. Об этомсвидетельствует показатель фондовооруженности труда, выросший в 2006 году на16,03%, что в абсолютном выражении составляет 19,62 тыс. руб. /чел. В 2007 годурост анализируемого показателя сохранил намеченную тенденцию, однако можноотметить снижение темпов данного процесса практически в два раза. Такимобразом, к концу отчетного периода на каждого работника предприятия приходится153,87 тыс. руб. основных средств.
Рост фондовооруженности труда в отчетном периоде можно рассматриватькак положительную тенденцию, однако для того, чтобы определить эффективностьиспользования основных производственных фондов предприятия необходимо сравнениепоказателей фондовооруженности персонала и производительности труда (см. рисунок8). Как видно из графика, оснащенность персонала предприятия основнымисредствами возрастает относительно высокими темпами (в среднем на 12% ежегодно),однако это не способствует более быстрому росту производительности труда. Витоге темпы роста фондовооруженности труда значительно превосходят темпы ростаего производительности.
Это характеризует неэффективное использование ОПФ напредприятии, выражением чего стало снижение фондоотдачи на 4,35% и 6,44% погодам отчетного периода.
Одним из важнейших факторов производства на любомпредприятии является его персонал.
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами иэффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всехработ, степень использования оборудования, машин и механизмов и как следствие — объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд другихэкономических показателей.
Большое значение для оценки эффективности использованиятрудовых ресурсов на предприятии в условиях рыночной экономики имеют показателипроизводительности труда и рентабельности персонала, который характеризуетвеличину прибыли, приходящуюся на одного работника. Динамика показателейэффективности использования персонала представлена на рисунок 8.

/>/>/>
Рисунок 8 — Динамика показателей производительности трудаи рентабельности персонала
Проводя анализ трудовых ресурсов на предприятии, в первуюочередь необходимо отметить, что численность персонала достаточно динамична. В2006 году наблюдается ее незначительный рост, в результате которого количествоработающих на ФГУП «УЭХК» возросло на 0,7%, что в абсолютномвыражении составило 81 человек. Это позволило увеличить показательпроизводительности труда до 374,45 тыс. руб. /чел. При этом наблюдается увеличениетакого показателя эффективности использования трудовых ресурсов, как прибыль наодного работника, который в 2006 году установился в пределах 60,3 тыс. руб.,что на 2,3% выше показателя предыдущего года. В 2007 году отмечено сокращениесреднесписочной численности персонала предприятия на 2,89%, хотя это непомешало увеличить производительность труда на предприятии на 1,58% посравнению с предшествующим периодом.
Анализ использования персонала, рост производительноститруда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростомпроизводительности труда создаются реальные предпосылки повышения его оплаты. Всвязи с этим анализ расходования средств на оплату труда имеет исключительнобольшое значение. В данном процессе необходимо осуществлять постоянный контрольза использованием фонда оплаты труда (ФОТ), выявлять возможности его экономииза счет роста производительности труда. Большое значение при анализеиспользования ФОТ имеет изучение данных о среднем заработке работников иустановление соответствия между темпами роста средней заработной платой ипроизводительностью труда (см. рисунок 9).
/>
Рисунок 9 — Динамика темпов роста средней заработнойплаты и производительности труда
Анализируя график 9, можно сделать вывод о соблюдении напредприятии принципа опережения темпов роста производительности труда надтемпами роста его оплаты. Данный принцип очень важен для расширенногопроизводства и получения необходимой прибыли и рентабельности. Так в 2006 годуруководителям предприятия удалось увеличить производительность труда на 10,9%,повысив при этом среднемесячную заработную плату всего на 0,2%; однако этогооказалось достаточно для получения большей величины чистой прибыли. 2007 годхарактеризуется негативной тенденцией вышеперечисленных показателей: наблюдаетсярост величины средней заработной платы на 1,5% (по отношению к предыдущему году)при повышении производительности труда всего на 1,6%. Дальнейшее сохранениенамеченных тенденций будет отражать неэффективность управления трудовымиресурсами предприятия и приведет к перерасходу фонда заработной платы,повышению себестоимости продукции и к дальнейшему уменьшению суммы получаемойприбыли.
Глава 2 Анализ проблемы на предприятии
 2.1 Теоретический аспект проблемы
Финансовые результаты деятельности предприятияхарактеризуются суммой полученной прибыли. Прибыль предприятия получают главнымобразом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача варенду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютныхбиржах и т.д.).
Прибыль — это часть чистого дохода, которыйнепосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Толькопосле продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно онапредставляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога надобавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки вбюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.Поэтому чем больше величина прибыли, тем эффективнее функционирует предприятие,тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличенияприбыли — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение впроцессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
В условиях развивающихся рыночных отношений эффективноеуправление производственной деятельностью предприятия все более зависит отуровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее времяотечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетомдирективной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сихпор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета,предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицыпродукции (работ, услуг). Однако в последнее время все больший интереспроявляется к методике анализа прибыли, которая базируется на делении производственныхи сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Такаяметодика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Онапозволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важныхфакторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. Вотличие от методики анализа прибыли, которая применяется на отечественныхпредприятиях, она позволяет более полно учесть взаимосвязи между показателями иточнее измерить влияние факторов.
Исторически маржинальный подход стал использоваться взападных странах тогда, когда исчерпала себя модель экстенсивного развитияпроизводства и на ее смену пришла новая модель — модель интенсивного развития. Использованиеэтой модели, в свою очередь, потребовало решения стратегических задачуправления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные,основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические.
Следует иметь в виду, что появление «директ-костинга»имело чисто бухгалтерскую причину. Счетные работники пришли к выводу, что всезатраты следует разделить на относящиеся к данному отчетному периоду (реализуемыев нем) и связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетнымпериодам, когда произойдет реализация продукции). Первые получили названиепостоянных, вторые — переменных. Если этот подход правилен, то, естественно, всостав себестоимости можно и нужно включать только прямые затраты. Основнымвозражением против сказанного являлось то, что в этом случае оценканезавершенного производства в балансе оказывается заниженной, а расходы каждогоотчетного периода — завышенными.
Значительное развитие система «директ-костинг» получилапосле второй мировой войны. Усиление контроля за производственными затратамистало стимулировать дальнейшие исследования в области себестоимости. При этомширокое распространение получили расчеты, связанные с нахождением точкикритического объема производства. В результате этого в начале 50-х годов в СШАряд компаний стали возвращаться к учету только прямых затрат, но теперь к ним,кроме материалов и заработной платы рабочих, стали относить еще и переменныенакладные расходы.
В настоящее время «директ-костинг» широкораспространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрииданный метод получил наименование «учет частичных затрат» или «учетсуммы покрытия», в Великобритании его называют «учетом маржинальныхзатрат», во Франции — «маржинальная бухгалтерия» или «маржинальныйучет». Невзирая на то, что бухгалтерские стандарты не разрешают в полномобъеме использовать систему «директ-костинг» для составления внешнейотчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все болееширокое применение в отечественной бухгалтерской практике. Он применяется вовнутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и обоснованиядля принятия как перспективных, так и оперативных управленческих решений вобласти безубыточности производства, ценообразования и т.д.
В нашей стране при анализе прибыли обычно используютследующая модель:
/>, (1)
где П — сумма прибыли;
К — количество (масса) реализованной продукции;
Ц — цена реализации;
С — себестоимость единицы продукции.
При этом исходят из предположения, что все приведенныефакторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль изменяетсяпрямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельнаяпродукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратнопропорционально объему продаж.
Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства(реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства (реализации)себестоимость единицы продукции снижается, так как обычно возрастает толькосумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье,материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянныхрасходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих,зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.) остается,как правило, без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимостьизделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится наединицу продукции.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода приизучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используютмаржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) — это прибыль в сумме спостоянными затратами предприятия (Н):
 
МД= П + Н.
Отсюда П = МД — Н.
Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представитьв виде произведения количества проданной продукции (К) и ставкимаржинального дохода на единицу продукции (Дс):
 
П = К х Дс — Н, Дс = Ц — V, П=К (Ц-V) — Н, (2)
где V — переменные затраты на единицу продукции.
Формула (2) используется для анализа прибыли от реализацииодного вида продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счетколичества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммыпостоянных затрат. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли можнопроизвести методами детерминированного факторного анализа, например, способомцепной подстановки.
Методика анализа прибыли усложняется в условияхмногономенклатурного производства, когда кроме рассмотренных выше факторовнеобходимо учитывать еще и влияние структуры реализованной продукции. Взарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли примногономенклатурном производстве используется следующая модель:
/>, (3)
где В — выручка;
Ду — средняя доля маржинального дохода в выручке;
Н — сумма постоянных расходов.
Средняя доля маржинального дохода в выручке в свою очередьзависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки и долимаржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставкимаржинального дохода к цене):
/>, (4)
где УДi — удельныйвес каждого вида продукции в общей сумме выручки; ДУi — доля маржинального дохода в выручке по каждомуизделию.

/>, (5)
где Вi — выручка i-го вида реализованнойпродукции;
Вобщ — общая сумма выручки.
/> (6)
где Цi — цена реализации единицы i-го видапродукции;
Vi — переменные затраты, приходящиеся на единицу i-го видапродукции.
Выручка также зависит от общего объема реализации продукции,ее структуры и отпускных цен:
/> (7)
Тогда факторная модель прибыли от реализации продукции будетиметь вид:
/> (8)
С помощью ее можно установить, как изменилась прибыль засчет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен,удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.
Таким образом, система «директ-костинг» даетвозможность установить связи и пропорции между затратами и объемамипроизводства, получить информацию о прибыльности и убыточности производства взависимости от его объема, прогнозировать поведение себестоимости в зависимостиот объема или мощностей. Выделение суммы постоянных затрат в этой системекалькулирования позволяет показать влияние их величины на сумму прибыли, аизменение валовой маржи дает возможность выявить более рентабельные изделия исоответственно внести изменения в ассортимент выпускаемой продукции.
Другими словами, система «директ-костинг» позволяетопределить изменение прибыли вследствие изменения переменных затрат, ценреализации, структуры выпускаемой продукции и, соответственно, на основе такогоанализа принять комплекс необходимых в этих условиях стратегических мер поуправлению предприятием.
 2.2 Анализ основных показателей по проблеме
Для определения потенциальной прибыли, которую можетполучить предприятие, является необходимым проведение совместного анализаиздержек, объема производства и прибыли (анализ «затраты-объем-прибыль»).Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказовблагодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену,чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовую,так и чистую. Основные положения методики «директ-костинг» совместногоанализа издержек, объема производства и прибыли, приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Порядок расчета и назначение основных показателей, применяемых при анализе«затраты — объем — прибыль» в системе «директ-костинг»Показатель Порядок расчета Назначение
Валовая маржа, сумма покрытия (Пм)
Пм=В-V,
где В — выручка от реализации,
V — удельные переменные затраты Основной оценочный показатель при проведении совместного анализа издержек, объема деятельности и прибыли Удельная маржинальная прибыль, покрытие на единицу продукции (Пуд. м)
Пуд. м. = К∙ (Ц — V),
где К — количество единиц реализованной продукции,
Ц-цена единицы продукции Для оценки результативности выбираемых вариантов при совместном анализе издержек, объема деятельности и прибыли Ставка маржинального дохода или степень покрытия (Дс) Дс = Ц — V Для измерения влияния изменений объема реализации на величину маржинальной и чистой прибыли (особенно полезен при выборе ассортимента продукции) Критическая точка, порог рентабельности (Ткр)
/>,
где Н — общие переменные издержки Для планирования прибыли и выбора оптимального курса действий при различных изменениях факторов, принимаемых во внимание при проведении анализа Операционный рычаг (ОР)
/> Показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) прибыль при увеличении (уменьшении) выручки на 1% Финансовая устойчивость, кромка безопасности (Кб)
Кб = Вит — Вкр,
где Вит — итоговая плановая или фактическая выручка от реализации Для установления предела, до которого может понижаться выручка от реализации без убытка для фирмы
Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» — одиниз самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогаетим понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнемпроизводства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянныхзатрат, смешанными затратами и прибылью. Он является ключевым фактором впроцессе принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросовопределения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типамаркетинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения анализ«затраты — объем — прибыль», несомненно, является лучшим средствомуправления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибылиорганизации.
Анализ «затраты — объем — прибыль» позволяетотыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постояннымизатратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборестратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Очевидно, чтодобиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичьэтого возможно разными способами: снизить цену продаж и соответственноувеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорциональноизменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.
Важным показателем для принятия управленческих решенийявляется критическая точка (точка критического объема, точкабезубыточности, точка перелома и т.п.). Эта точка характеризует объемдеятельности, при котором фирма не имеет ни прибыли, ни убытков. Таким образом,критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль.Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности, илиточкой равновесия. В литературе часто можно встретить обозначение этой точкикак точки рентабельности. В процессе принятия управленческих решений концепциякритической точки широко используется при выборе курса действий из рядаальтернатив. Наилучшим считается тот, который имеет наименьшую величинукритической точки, если остальные показатели (факторы) тождественны.
 2.3 Факторный анализ по проблеме
Основную часть прибыли предприятие получает от реализациипродукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение планаприбыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Согласно традиционной модели, используемой на большинствероссийских предприятий, прибыль от реализации продукции зависит от четырехфакторов первого уровня соподчиненности:
Объем реализации продукции (VPП) можетоказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличениеобъема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличениюприбыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объемареализации происходит уменьшение суммы прибыли;
Структура товарной продукции (УДi)может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли.Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме еереализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот;
Себестоимость продукции (Сi)и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижениесебестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот;
Изменение уровня среднереализационных цен (Цi) и величина прибыли находятся в прямо пропорциональнойзависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли на основетрадиционного подхода можно определить, используя данные таблицы 2. При этомнеобходимо отметить, что производство ФГУП «УЭХК» можно рассматриватькак монономенклатурное, поэтому структура товарной продукции на величинуприбыли в отчетном году не оказывает влияния.
Таблица 6 — Исходные данные для факторного анализа прибыли на основе традиционного подходаПоказатель Отчетный год Отклонения 2006 (план)
2007
(факт) ± % Объем реализации продукции, шт. 2710 2980 270 +10 Цена реализации, тыс. руб. 1628 1693 65 +4 Себестоимость изделия, тыс. руб. 1384 1439 55 +4 Прибыль, руб. 661240 756920 95680 +14,4
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли поконкретному виду продукции произведем способом цепной подстановки:
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Тогда />
Факторный анализ прибыли от реализации, основанный натрадиционном подходе, показал, что предприятие в 2007 году получило прибыли на 95680т. руб. больше, чем в плановом. Это было достигнуто прежде всего за счетувеличения цены реализации единицы продукции на 65тыс. руб., в результате чеговеличина прибыли выросла на 193700 тыс. руб.; рост объема реализации продукциина 270 шт. повлек за собой прирост прибыли на 65880 тыс. руб.
Данная факторная модель наглядно отображает зависимостьвеличины прибыли от изменения объемов реализации, уровня среднереализационнойцены и себестоимости единицы продукции. Однако здесь не учитывается взаимосвязьобъема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличенииобъема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, таккак обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплатапроизводственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо,электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений,повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхованиеадминистративно-хозяйственного аппарата и т.п.) остается, как правило, безизменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастаетиз-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции. Дляучета этой зависимости воспользуемся факторной моделью прибыли в системе «директ-костинг»,которая позволит изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболееважных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Использование системы «директ-костинг» напредприятии предполагает необходимость деления издержек по отношению к объемупроизводства, т.е. на постоянные и переменные. Состав и структура затрат напроизводство и их структура в ценах соответствующих лет представлены в таблице 3.
Таблица 7 — Затраты на производство (без внутризаводскогооборота) Элементы затрат 2006г. (план) 2007г. (факт) Отклонения тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % Сырье и основные материалы 388072 72 442244 72,9 54172 1,1 Покупные изделия и полуфабрикаты 82093 15,2 89190 14,7 7097 8,6 Вспомогательные материалы 3385 0,6 4021 0,7 636 18,8 Топливо 1313 0,2 1237 0,2 -76 -5,8 Энергия 1313 0,2 3698 0,6 2385 181,6 Заработная плата и отчисления на социальное страхование 43982 8,2 46821 7,7 2839 6,5 Амортизация основных фондов 13309 2,5 13836 2,3 527 4,0 Прочие расходы 5361 1,1 5520 0,9 159 3,0
ИТОГО
в т. ч. переменные затраты
постоянные затраты
538828
170808
368020
100
90,2
9,8
606567
186287
420280
100
90,6
9,4
67739
15479
52260
1,1
9,1
1,1
Для анализа прибыли в системе «директ-костинг» воспользуемсяфакторной моделью (2), которая позволяет определить зависимость исследуемойвеличины от таких факторов, как объем реализации, цена единицы продукции,удельные переменные издержки и общие постоянные затраты. Исходные данные дляфакторного анализа прибыли представлены в таблице 8.
Таблица 4 — Данные для факторного анализа прибыли в системе «директ-костинг»Показатель
2006 год
(план)
2007 год
(факт) Отклонения ± % Объем реализации продукции, тыс. шт. 2710 2980 270 +10 Цена реализации, руб. 1628 1693 65 +4 Себестоимость изделия, руб. 1384 1439 55 +4 в т. ч. удельные переменные расходы, руб. 1248 1298 50 +4 Сумма постоянных затрат, руб. 368020 420280 52260 +14,2 Прибыль, руб. 661780 756820 95040 +14,4
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли поконкретному виду продукции произведем способом цепной подстановки:
1. Определим плановую прибыль предприятия:
/>
2. Рассчитаем влияние изменения объема реализованнойпродукции на величину прибыли предприятия:
/>
/>
3. Определим прибыль при реализации продукции по фактическимценам:
/>
/>
4. Рассчитаем влияние изменения переменных издержек,приходящихся на единицу реализованной продукции, на прибыль предприятия вотчетном году:
/>
/>
5. Определим фактическую прибыль, полученную предприятием в2007 году:
/>
/>
Тогда />
Факторный анализ прибыли по методике маржинального анализа (см.рисунок 10) показал, что величина прибыли, которую получило предприятие в 2007году, составила 756920 тыс. руб., что на 95040 тыс. руб. больше, чем впредыдущем.

/>/>
Рисунок 10 — Факторный анализ прибыли в системе «директ-костинг»
Рост прибыли, отраженный на рисунке 10, в большей мере былобеспечен увеличением объема реализованной продукции, что дало прирост прибылина 102600 тыс. руб. Кроме того, увеличение объема производства и реализациипривело к возникновению так называемого «эффекта масштаба производства»,заключающегося в снижении величины постоянных затрат, приходящихся на единицупродукции, что также позитивно повлияло на рост прибыли в 2007 году. Увеличениеобщих постоянных издержек в абсолютном выражении оказало незначительное влияниена исследуемый показатель. Значительно больший отрицательный эффект характерендля удельных переменных затрат, рост которых повлек за собой снижение величиныприбыли на 14900 тыс. руб. Этот фактор компенсируется ростом прибыли на 193700тыс. руб. за счет увеличение цены реализации.
Из таблицы 5 видно, что полученные данные существенноотличаются от данных, полученных на основе факторного анализа прибыли потрадиционной схеме. По методике маржинального анализа (вариант 2) прибыль болеесущественно зависит от объема продаж, так как этот фактор влияет одновременно ина себестоимость продукции. В результате роста объема реализации продукциипредприятие получило прибыли больше не на 65880, а на 102600 тыс. руб. Из-заперевыполнении плана по общему объему реализации продукции меньше постоянныхзатрат приходится на одно изделие.
Таблица 5 — Сравнительный анализ результатов факторного анализа прибылиФактор Вариант
1
(традиционный)
2
(«директ-костинг») Объем реализации продукции +65880 +102600 Цена на продукцию +193700 +1937000 Себестоимость продукции -163900 -67160
В том числе:
переменные затраты
постоянные затраты
14900
52260
Таким образом, сравнительный анализ познавательных свойствразличных методик факторного анализа прибыли убеждает в преимуществе методикимаржинального анализа, позволяющей исследовать и количественно измерить нетолько непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости.
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию проблемыи улучшению работы предприятия
Получение прибыли является одной из главных задач, стоящихперед любым производственным предприятием, т.к от величины этого показателя вомногом зависит финансовая устойчивость, платежеспособность и возможностьдальнейшего развития организации. В условиях рыночной конкуренции на величинуприбыли, получаемой предприятием, влияет множество факторов, своевременный учети эффективное управление которыми позволяет максимизировать или достигатьзапланированный уровень ее величины.
В условиях использования системы «директ-костинг» основнымиисточниками резервов увеличения суммы прибыли являются увеличение объемареализации, повышение качества товарной продукции, структура производства иреализации и снижение себестоимости продукции с учетом деления издержек напостоянные и переменные (см. рисунок 11).
Факторы максимизации прибыли первого и второго уровня,представленные на рисунке 11, являются внутренними, зависящими от деятельностисамого предприятия. Однако существуют еще и так называемые факторы внешнейсреды; к ним относятся можно отнести уровень инфляции в стране, налоговуюполитику государства, структуру и конъюнктуру рынка. Их тоже целесообразноучитывать при управлении финансовыми результатами.

Рисунок 11 — Основные направления поиска резервов ростаприбыли
/>

Мероприятия, направленные на максимизацию прибыли в системе«директ-костинг», должны охватывать все важные стороны хозяйственнойдеятельности предприятия. Для обеспечения комплексности разрабатываемых мерсгруппируем их по трем направлениям — производственно-технические,организационные и экономические — и представим их взаимосвязь в виде схемы (см.рисунок 12).
/> />
Рисунок 12 — Мероприятия по максимизации прибыли
Как показал факторный анализ, в системе «директ-костинг»большое влияние на величину получаемой прибыли оказывает объем производства, т.кпри его увеличении на предприятии возникает «эффект масштаба» вследствиеперераспределения постоянных издержек. Именно на достижение этой задачинаправлены мероприятия производственно-технического характера:
мероприятия по ускорению научно-технического прогресса — модернизация старого или приобретение нового, автоматизированного оборудования.Известно, что одна из важнейших тенденции НТП в современном машиностроении — повышениемощности и производительности машин и оборудования, что непременносопровождается сравнительным снижением их чистого и относительного веса,повышением их качества и снижением удельных эксплуатационных расходов, аглавное — ростом производительности труда;
мероприятия, направленные на внедрение новых технологий,экономичных видов процессов производства, использование которых позволяет болееэффективно использовать фонд работы оборудования и т.д.
Мероприятия организационного характера такженаправлены на увеличение объемов производства и реализации продукции, однако вних заложены еще и резервы снижения удельной себестоимости. Они включают в себя:
мероприятия по повышению эффективности работывспомогательных и обслуживающих хозяйств предприятия, в частности внедрениесистемы планово-предупредительных ремонтов, комплексное и согласованноефункционирование которой позволит сократить число внеплановых простоев оборудования,вызванных его поломкой;
совершенствование материально-технического снабженияпредприятия, в частности внедрение системы «точно-в-срок». Данноемероприятие позволит существенно сократить потребность в складских помещениях,своевременно и бесперебойно обеспечивать производство необходимыми материаламии комплектующими, что соответственно повлечет за собой сокращение простоевоборудования и рост объемов производства;
мероприятия по совершенствованию системы сбыта включают всебя поиск новых каналов распределения и сбыта производимой продукции (например,создание сети торговых домов), эффективную рекламу, поиск розничных клиентов,разработку ценовой политики (возможна разработка гибкой системы скидок) и т.д. Данныемероприятия нацелены на увеличения объемов продаж, что является наиболеесущественным фактором максимизации прибыли;
увеличение доли высокорентабельной продукции предполагаетчастичный отказ от изготовления одних видов для перераспределенияпроизводственных сил в сторону продукции, приносящей большую прибыль на единицувложенных средств;
переход на сдельную систему оплаты труда позволит болееэффективно мотивировать персонал предприятия на повышение производительности,что соответственно повлечет за собой увеличение объема производства. Однако приэтом возникает вероятность повышения уровня брака и общего снижения качества,что недопустимо в условиях конкуренции.
Комплекс экономических мероприятий также направлен наиспользование резервов увеличения объемов производства и реализации продукции,снижение удельной себестоимости:
даже незначительное увеличение цены на продукцию позволитпредприятию получить большую прибыль при установленном уровне затрат. При этомнеобходимо отметить, что такая мера должна быть экономически обоснована иподкреплена повышением уровня качества выпускаемой продукции;
совершенствование конструкции изделия и изменение нормрасходов и отходов позволит сократить материалоемкость продукции, что пристабильной производительности труда и эффективной загрузке оборудования приведетк увеличению объемов производства и т.п.
Заключение
В данной курсовой работе был проведен комплексный анализхозяйственной деятельности производственного предприятия за трехлетний отчетныйпериод, рассмотрены основные показатели его работы и более детальнопроанализирована проблема формирования и управления прибылью.
Первая глава работы была посвящена общефирменному анализу ФГУП«Уральский Электрохимический Комбинат», который показал достаточноустойчивое его положение на российском рынке. Внешняя среда предприятияотносительно благоприятна для развития организации и достижения стратегическихцелей. Однако анализ основных технико-экономических показателей позволяетсделать вывод, что внутренние факторы предприятия могут препятствоватьрасширенному воспроизводству. В анализируемом периоде наблюдается общее увеличениеэффективности работы предприятия, вызванное рациональным использованиемтрудовых ресурсов и основных средств. В результате очевиден спад такогообобщающего показателя работы организации, как издержкоемкость, наблюдаетсярост объемов производства и реализации. Такое положение предприятия вызвалонеобходимость более детального изучения его деятельности, а в частности такогообобщающего показателя ее эффективности, как прибыль.
Во второй главе был проведен факторный анализ прибыли,получаемой предприятием, согласно традиционной методике, т.е. на основезатратного метода ее формирования. Однако опыт зарубежных стран,свидетельствующий об эффективности использования маржинального метода прианализе финансовых результатов, обосновал необходимость внедрения нарассматриваемом предприятии системы «директ-костинг». Сравнительноеисследование двух вышеобозначенных методик позволил сделать вывод, что прианализе прибыли по системе, предполагающей деление затрат на постоянные ипеременные, значительно повышается эффективность учета и анализа финансовыхрезультатов предприятия, появляется возможность управления ими. Этообеспечивается более полным учетом взаимосвязи между показателями и точнымизмерением влияния небольшого круга наиболее важных факторов.
Третья глава курсовой работы была посвящена выявлениюрезервов максимизации прибыли при ее анализе в рамках системы «директ-костинг»,разработке комплекса мероприятий для более эффективного формирования прибыли напредприятии. Все мероприятия были сгруппированы в три группы — организационные,технические и экономические — и более детально рассмотрены в рамках каждой изних. При этом следует отметить, что управленческие решения, приводящие кувеличению величины прибыли в рамках методики маржинального анализа существенноотличаются от традиционного подхода, несмотря на то, что они преследуют одну иту же цель.
В заключении необходимо отметить важность анализахозяйственной деятельности для любого предприятия, функционирующего в рамкахрыночной экономики. Только точный учет и комплексная аналитическая работа можетпозволить своевременно принимать управленческие решения и вносить коррективы вработу организации, что чрезвычайно важно для эффективной деятельности вусловиях рыночной конкуренции.
Список литературы
1.        Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельностипредприятия: Учебно-практическое пособие. — М.: Дело и сервис, 2002.
2.        Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В.И. Стражева.Мн.: Вышэйшая школа, 2002.
3.        Баев И.А., Варламова З.Н., Васильева О.Е. и др. Экономика предприятия: Учебникдля вузов.4-е изд. / Под ред. акад.В.М. Семенова. — СПб: Питер, 2006.
4.        Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. — М.:Финансы и статистика, 2001.
5.        Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. .
6.        Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.:БГЭУ, 2003.
7.        Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ хозяйственно-финансовой деятельностипредприятий. Конспект лекций. ЧИЭМ СП6ГТУ. Чебоксары, 2001.
8.        Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
9.        Кравченко Л.И. Анализ финансового состояния предприятия. Мн.: ПКФ «Экаунт»,2004.
10.     Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. М.: ДИС, 2001.
11.     Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономическойдеятельности предприятия: Учеб. Пособие для Вузов / под ред. проф. Н.П. Любушина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
12.     Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. М.: Финансы истатистика, 2001.
13.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд.,перераб. и доп. — Минск: ООО «Новое знание», 2000.
14.     Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности.(Краткий курс): Учеб. пособие / — М.: ИНФРА-М, 2001.
15.     Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие — 2-е изд., перераб. идоп. — М.: Финансы и статистика, 2000.
16.     Скамай М.Д., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельностипредприятия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007, 296-с. — Высшее образование.
17.     Скоун Т. «Управленческий учет». — М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.
18.     Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. — М.:Финансы и статистика, 2001.
19.     Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. — 3-е изд.,перераб. и доп., 2006.
20.     Экономика предприятия / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандора.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Приложения
Приложение 1/> />
“Организационная структура комбината”

Приложение 2
Макроокружение ФГУП «Уральский ЭлектрохимическийКомбинат»№ Фактор макроокружения Влияние на развитие предприятия способствует (+) затрудняет (-) 1 Стабильность в обществе Способствует развитию, поскольку стабильность в обществе лежит в основе развития атомной промышленности страны. 2 Нормативно-правовая база Способствует развитию в том случае, если она носит поддерживающий характер (текущее законодательство в области открытой для предприятий кредитной политики, льгот по налоговым платежам и т.д.) Затрудняет, если нормативно-правовая база направлена на сдерживание развития предприятий 3 Уровень инфляции Достаточно высокий уровень инфляции в стране затрудняет развитие предприятия, т.к инфляционные процессы приводят к обесцениванию денег и росту цен 4 Объем выпускаемой продукции Большой объем продукции гарантирует предприятию большую величину прибыли, т.к наблюдается «эффект масштаба» (очевидна экономия на постоянных издержках) 5 Уровень безработицы Способствует развитию, т.к это позволит уменьшить издержки производства за счет снижения уровня оплаты труда. Кроме того, это даст возможность привлечения к процессу производства наиболее квалифицированных специалистов Высокий уровень безработицы является причиной сокращения доходов населения, в результате чего спрос на продукцию также сократится. 6 Процентные ставки Низкие процентные ставки способствуют развитию предприятия, т.к заемные средства высвобождают часть собственных финансов Высокие процентные ставки затрудняют развитие, поскольку расширенное воспроизводство за счет собственных источников финансирования не всегда возможно, а т.к проценты по заемным средствам относятся на себестоимость продукции, то конкурентоспособность предприятия заметно снижается 7 Уровень образования Высокий уровень образования способствует развитию предприятия, т.к высококвалифицированный персонал расширяет возможности предприятия внедрять в процесс производства более совершенные технологии и тем самым повышать его эффективность Низкий образовательный уровень персонала затрудняет развитие предприятия, т.к может возникнуть несоответствие между квалификацией работ и персонала, что повысит уровень брака на предприятии 8 НТП в сфере производства НТП в сфере производства способствует внедрению на предприятии более совершенные технику и технологию, что положительно отразится на качестве и конкурентоспособности выпускаемой продукции 9 НТП в социальной сфере Способствует развитию предприятия, т.к улучшение социальных условий труда положительно отразится на эффективности производства

Приложение 3
Матрица SWOT-анализа
 
/>
Возможности
1. Расширение спроса на продукцию предприятия
2. Совершенствование форм управления
3. Развитие сервисного обслуживания
4. Совершенствование технологий производства
5. Выявление новых потребностей потребителей
Угрозы
1. Усиление основных конкурентов
2. Возможное уменьшение емкости целевого рынка
3. Повышение цен на энергоресурсы
4. Ужесточение законодательства
5. Изменение уровня цен
6. Скачки иностранной валюты
7. Рост налогов и пошлин
Сильные стороны
1. Высокий уровень квалификации персонала
2. Проверенные и надежные поставщики сырья и материалов
3. Высокий технологический уровень продукции, унификация и стандартизация продукции
4. Высокий уровень контроля качества
5. Достаточная известность
«Сила и возможности»
достаточная известность предприятия на отечественном и зарубежном рынках будет способствовать выходу на новые рынки сбыта продукции;
высокий технологический уровень выпускаемой продукции и развитие сервисного обслуживания обеспечат предприятию долгосрочные конкурентные преимущества;
«Сила и угрозы»
высокий уровень качества выпускаемой продукции позволит сгладить повышение себестоимости вследствие увеличения затрат на энергоресурсы;
Слабые стороны
1. Высокая степень износа оборудования (до 60% по отдельным группам)
2. Негибкая система работы с клиентами
3. Недостатки в рекламной политике
4. Выпуск дорогостоящей продукции
5. Зависимость от государственных заказов.
«Слабость и возможности»
преобладание устаревшего оборудования создают затруднения при переходе на производство новых изделий, увеличивают величину брака, что делает продукцию менее конкурентоспособной;
плохая рекламная политика создает затруднения при выходе на новые рынки.
обеспеченность государственными заказами
«Слабость и угрозы»
уменьшение емкости рынка в сочетании с недостатками в технологии, управлении, низким уровнем сервиса может привести к ослаблению позиций предприятия на рынке;
неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству