Статистическая бухгалтерская и оперативная отчетность

Содержание
4. Статистическая бухгалтерскаяи оперативная отчетность как источник экономической информации, иххарактеристика
Задача 14
Задача 29
Задача 34
Задача 42
Список использованных источников

4. Статистическая бухгалтерскаяи оперативная отчетность как источник экономической информации, иххарактеристика
Важнейшим источником информации дляоценки и анализа ресурсного потенциала торговых организаций системыпотребительской кооперации, определения их инвестиционной привлекательности,прогнозирования доходов и расходов, а также рисков, связанных с этимипоказателями, признана отчетность. Наиболее полная информация для оценкидеятельности кооперативных организаций сосредоточена в их годовом отчете,который состоит из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности.
Бухгалтерская отчетность — этосовокупность обобщенных, взаимоувязанных и сгруппированных по определеннымпризнакам показателей о состоянии активов, источников их покрытия,обязательствах, финансовых результатах, основных направлениях использованияприбыли и т.д. Она представляется собственникам (учредителям, участникам),налоговым и другим органам государственного контроля и управления, кредиторам,вышестоящим организациям. Используя бухгалтерскую отчетность кооперативныхорганизаций, администрация, инвесторы и вышестоящие союзы имеют возможностьпроанализировать финансовое положение субъекта хозяйствования, кредиторы — егоплатеже­способность, использование и обеспеченность активами полученных кредитов,налоговые органы — финансовые результаты деятельности и достоверность расчетовс бюджетом и внебюджетными фондами.
Состав годовой бухгалтерскойотчетности для организаций и предприятий всех форм собственности определенЗаконом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Годоваябухгалтерская отчетность включает следующие типовые формы: бухгалтерский баланс(форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); приложения; пояснительнуюзаписку. Для организаций и предприятий системы потребительской кооперацииБелкоопсоюзом по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусьустановлены и специализированные формы внутрисистемной бухгалтерской отчетности,например отчет о расходах на реализацию товаров (форма № 3).
Каждая форма бухгалтерской отчетностипозволяет решать определенные задачи. Так, на основании бухгалтерского балансаможно проанализировать финансовое положение организации, отчета о прибылях иубытках — финансовые результаты деятельности, отчета о движении денежныхсредств — денежные потоки и платежеспособность организации.
Особое значение для всехпользователей отчетными данными имеют пояснения к бухгалтерскому балансу в видеприложений. В них находят отражение важные сведения о нематериальных активах поих отдельным видам, об основных средствах в разрезе основных статей, о дебиторскойи кредиторской задолженности и т.д.
К годовому бухгалтерскому отчету вобязательном порядке прилагается пояснительная записка, включающая какрасшифровки показателей в форме таблиц, так и текстовую часть. Содержание ееразделов определяется вышестоящим органом управления или учредителями.
В системе потребительской кооперацииконкретные сроки представления годовой и периодической (квартальной)бухгалтерской отчетности устанавливаются вышестоящими органами управления.
Все юридические лица независимо от формсобственности, включая и кооперативные организации, наряду с бухгалтерскойотчетностью в обязательном порядке должны вести и статистическую.Статистическая отчетность — совокупность составляемых по утвержденным формамотчетов предприятий, организаций, которые они представляют на бесплатной основеорганам государственной статистики.
Основные формы статистическойотчетности характеризуют сведения об объемах реализации товаров, объемахпроизводства и затратах на производство товаров и услуг, о занятости работникови оплате их труда, о ценах и тарифах, о демографической ситуации, о развитиисоциальной сферы, о состоянии окружающей среды и т.д. Основными формамистатистической отчетности, представляемыми торговыми организациями системыпотребительской кооперации, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте изапасах товаров», форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров»,форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле», форма № 4-торг «Отчет пообщественному питанию», форма № 11 «Отчет о наличии и движении основных средстви других внеоборотных активов» и др.
Большую роль для получения болееподробной информации о деятельности торговых объектов, не содержащейся вбухгалтерской и статистической отчетности, но необходимой для решенияоперативных задач, играют специально организованные наблюдения, кото­рыепредставляют собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов иобследований. По времени регистрации фактов различают непрерывное (текущее)наблюдение, периодическое (по мере надобности) и единовременное. По степениохвата исследуемой совокупности различают сплошное наблюдение, при которомрегистрации подлежат все объекты из данной совокупности, и несплошное, когдаизучается только часть совокупности, на основе которой дается обобщающаяхарактеристика всей совокупности. Как вид несплошного наблюдения наиболееширокое распространение получили выборочные обследования. На практике какнесплошное наблюдение также могут применяться наблюдения основного массива имонографические наблюдения.
Существенное влияние на деятельностькооперативных организаций оказывают факторы прямого и косвенного воздействиявнешней среды. Поэтому очень важно на всех уровнях управления иметь углубленноепредставление о внешней среде и тенденциях ее развития. Проведениемониторинговых исследований, представляющих собой научно организованный сбормассовых данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни,способствует решению данной проблемы. Наиболее распространенными способамиполучения информации являются: анализ материалов, опубликованных в книгах,журналах и других информационных изданиях; непосредственное участие в работенаучно-практических конференций по исследуемым проблемам; изучение опыта работыразличных субъектов хозяйствования и т.д.
Отчетность, которая формируется врамках потребительского общества, призвана раскрывать различные аспекты егодеятельности и выступает важнейшей частью информационной системы. Онабазируется на взаимосвязанных и взаимодействующих видах хозяйственного учета иподразделяется на оперативную, бухгалтерскую (финансовую), налоговую истатистическую.
Оперативная отчетность характеризуетотдельные фрагменты деятельности торговой организации и используется для нуждтекущего управления и контроля. Для отражения информации применяютсянатуральные, трудовые и стоимостные измерители. По периодичности оперативнаяотчетность подразделяется на внутрисменную, суточную, недельную, декадную, месячную.
Бухгалтерская отчетность строится наоснове данных оперативного и бухгалтерского (финансового и управленческого)учета. В ней находят свое отражение все операции, характеризующиефинансово-хозяйственную деятельность кооперативных организаций в целом.
Налоговая отчетность характеризуетсостояние обязательств торговых организаций системы потребительской кооперации,связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей вбюджет и иные внебюджетные фонды, и представляется в органы налоговой инспекциии внебюджетные фонды. По периодичности выделяют квартальную, полугодовую, девятимесячнуюи годовую налоговую отчетность.
Статистическая отчетностьпредназначена для обобщения и анализа данных в рамках отдельных сегментов илиэкономики в целом. По периодичности подразделяется на недельную, декадную,месячную, квартальную, полугодовую, годовую, выборочную отчетность.
Отчетность кооперативных организацийможно классифицировать по различным признакам, основными из которых являютсяпериодичность, охват и назначение.
По периодичности отчетность делитсяна промежуточную (месяц, нарастающим итогом квартал, полугодие, девять месяцев)и годовую.
По охвату отчетность подразделяетсяна индивидуальную, сводную и консолидированную. Индивидуальная отчетностьхарактеризует результаты хозяйственной деятельности отдельного юридическоголица (потребительского общества).
Сводная отчетность составляется: а)министерствами и ведомствами для обобщения статистических показателей; б)внутри юридического лица на основании данных структурных подразделений ифилиалов, которые не являются самостоятельными юридическими лицами.Консолидированная отчетность составляется финансовыми группами, которыерассматриваются как единая хозяйствующая организация.
По назначению отчетность подразделяютна внутреннюю и внешнюю. Внутренняя отчетность удовлетворяет потребности самогосубъекта хозяйствования при принятии им управленческих решений. Внешняяотчетность служит источником информации для внешних пользователей о результатахфинансово-хозяйственной деятельности юридического лица.
Поскольку на принимаемые решениянепосредственное влияние оказывает качество отчетных данных, пользователи котчетности предъявляют определенные требования. В соответствии с требованиямимеждународных стандартов финансовой отчетности (МСФО) выделяют следующиеосновные качественные характеристики: понятность, уместность, надежность,сопоставимость.
Понятность отчетной информацииозначает ее доступность для понимания пользователями, обладающими определеннымуровнем знаний. Однако это не означает, что информация о сложных экономическихявлениях должна исключаться из отчетности по причине трудностей ее пониманияотдельными пользователями. Понятная отчетная информация по содержанию и формедолжна быть построена так, чтобы пользователи могли понимать и ее характер, иее смысл, а это значит, что форма представления отчетов, заголовки документов ирубрик, наименование показателей, классификации и группировки должны четкоотражать сущность экономических явлений, исключать двусмысленные толкования ине содержать излишних деталей.
Уместность информации определяетсявозможностью оказывать влияние на принимаемые управленческие решения, оцениваяпрошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять ранее данныеоценки.
В практике хозяйствования уместностьпринято рассматривать с точки зрения как характера информации, так и еесущественности. Существенной признается такая информация, пропуск или искажениекоторой может повлиять на принятие управленческого решения. Существенность зависитот размера объекта или ошибки, допущенной в конкретных условиях.
Если информация не содержитсущественных ошибок и искажений, и пользователи могут положиться на нее, тотакая информация считается надежной. В свою очередь, надежность отчетнойинформации определяется ее достоверностью, которая обеспечивается:
– правдивым представлениемданных, т.е. информация должна соответствовать действительному положению дел;
– преобладанием содержания надформой. События торгово-финансовой деятельности субъекта хозяйствования вотчетности должны отражаться исходя из эко­номического содержания, а не толькоюридической формы;
– нейтральностью. Паформирование отчетности не должны оказывать влияния субъективные мнения еесоставителей;
– осмотрительностью, котораяобеспечивается консерватизмом оценки фактов хозяйственной жизни торговойорганизации;
– полнотой отражения данных в отчетности.Пропуск той или иной информации может сделать отчетность недостоверной, а,следовательно, ненадежной и несовершенной с точки зрения уместности.
В качестве ограничений уместности инадежности выступают:
– своевременность представленияинформации. В целях своевременного принятия управленческого решения данные охозяйственной операции могут понадобиться до того момента, когда все аспектыэтой операции станут известны. Тем самым снижается надежность информации. Инаоборот, если представление задерживается до выяснения всех аспектов, информацияможет оказаться чрезвычайно надежной, но теряет свою актуальность. Поэтомунеобходим выбор оптимального баланса между надежностью информации и ееуместностью;
– баланс между выгодами изатратами. Выгоды, полученные от использования информации, должны превышатьзатраты на ее получение. Соотнесение выгод и затрат осложняется тем, что невсегда затраты по получению информации ложатся на тех пользователей, которыеполучат выгоды, с одной стороны, и выгодами могут воспользоваться не только тепользователи, для которых предназначалась информация, с другой;
– баланс между качественнымихарактеристиками. Задача состоит в достижении оптимального соотношениякачественных характеристик с тем, чтобы реа­лизовать основное предназначениеотчетности. Относительная важность характеристик в различных случаях — этовопрос профессионального суждения специалиста.
Сопоставимость информации означаетсравнимость данных, которые отражены в отчетности потребительского общества, ссоответствующими данными за ряд предшествующих периодов или данными другихторговых организаций. Обычно в торговле системы потребительской кооперациипроизводят сопоставление отчетных сведений:
– за ряд отчетных периодов поданному потребительскому обществу;
– данного потребительскогообщества с другими, входящими в состав областного союза потребительскихобществ;
– данного потребительскогообщества со средними показателями по системе Белкоопсоюза;
– данного потребительскогообщества с показателями торговых организаций, не входящих в составпотребительского общества и осуществляющих свою деятельность на территориирайона.
Сравнение отчетных данных позволяетопределить тенденции и закономерности в развитии торговой организации, определитьее финансовое положение и результативность работы. Сопоставимость информациидостигается путем последовательного применения на протяжении длительного периодаединых методик бухгалтерского учета, методов оценки имущества и обязательств,систематизации операций и фактов, способов их обобщения и представления вотчетности. Соответствие информации, содержащейся в отчетности, основнымкачественным характеристикам и бухгалтерским стандартам обеспечивает еедостоверное и объективное представление.
 
Задача 14
Проанализировать ритмичностьвыполнения плана розничного товарооборота по торговому предприятию за месяц.Семидневка По плану Фактически А 1 2 1 455 420 2 455 450 3 455 480 4 455 455 Итого за месяц
Коэффициент ритмичности выполненияплана розничным торговым предприятием за предшествующий месяц — 0,984. Сделатьвыводы.
Решение:
Определим отклонение от планарозничного товарооборота по торговому предприятию за месяц, а также %выполнения плана по сумме:Семидневка По плану Фактически Отклонение от плана (+/-) Процент выполнения плана по сумме А 1 2 3 4 1 455 420 -35 92,3 2 455 450 -5 98,9 3 455 480 +25 105,5 4 455 455 – 100,0 Итого за месяц 1820 1805 -15 99,2
Торговое предприятие плантоварооборота выполнило в двух семидневках из четырех. Отсюда коэффициентритмичности равен 0,50 (коэффициент ритмичности определяется отношением числапериодов, за которые выполнен план, к общему их количеству), или ритмичным былоего выполнение только на 50 %.
Для определения коэффициентаравномерности воспользуемся следующими формулами:
/>,
/>,
где /> -коэффициент равномерности (или ритмичности) выполнения плана товарооборота;
/> – коэффициент вариации (илинеравномерности) выполнения плана товарооборота;
/> – среднее квадратическое отклонение;
/> – процент выполнения планатоварооборота за месяц или квартал (или темп изменения в динамике);
/> – процент выполнения планатоварооборота за год (или темп изменения в динамике);
/> – число месяцев или кварталовизучаемого периода.
Определим среднее квадратическоеотклонение:
/>
Коэффициент вариации (илинеравномерности) выполнения плана товарооборота составит:
/>
Таким образом, выполнение планатоварооборота по торговому предприятию за месяц было равномерным на 95,27 %.По сравнению с прошлым месяцем коэффициент ритмичности снизился на 0,0313 (0,9527- 0,984).
Задача 29
Определить норматив товарного запасатекущего хранения по маслу растительному для магазина «Продукты» на 4 кварталпланируемого года в днях и стоимостных показателях, исходя из следующих данных:
1. Запас на время приемки иподготовки масла растительного к продаже предусматривается в размере 1 дня.
2. Рабочий запас растительногомасла равен двух дневной его реализации.
3. Завоз растительного маслабудет производиться два раза в месяц.
4. Гарантийный запас принимаетсяв размере 30% от торгового.
5. Однодневный товарооборот на 4квартал планируемого года принимается в размере 245 млн. руб.
Решение:
Для определения норматива товарныхзапасов используется формула:
Ндн = Р + (П/2) + С,
где Ндн — нормативтоварных запасов, дн.;
Р — рабочий запас, который долженпостоянно находиться в торговом зале, дн.;
П/2 — запас текущего пополнения,предназначенный для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до ихочередного поступления, дн.;
С — страховой (гарантийный) запас,предназначенный для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случаевозникновения непредвиденных обстоятельств (изменение спроса, неравномерностьпоставки товаров и т.п.), дн.
Рабочий запас и запас текущегопополнения в совокупности составляют торговый запас.
Определим:
1) запас текущего пополнения,учитывая, что завоз растительного масла будет производиться два раза в месяц:
15 / 2 = 7,5 дн.
2) рабочий запас:
1 дн. + 2 дн. = 3 дн.
3) торговый запас:
7,5 дн. + 3 дн. = 10,5 дн.
4) гарантийный запас (30% отторгового):
10,5 дн. × 0,3 = 3,15 дн.
5) норматив товарных запасов на4 квартал планируемого года в днях:
Ндн = 3 дн. + 7,5 дн. +3,15 дн. = 13,65 дн.
6) норматив товарных запасов на4 квартал планируемого года в стоимостных показателях как произведениенорматива товарных запасов на 4 квартал планируемого года в днях на однодневныйтоварооборот на 4 квартал планируемого года:
Нс = 13,65 дн. × 245млн. руб. = 3344,25 млн. руб.
Задача 34
Произвести анализ расходов на оплату трудаработников торговли ЧУП «Торговый дом» за отчетный год, используя данные:Показатели Единицы измерения Предшествующий год Отчетный год
1. расходы на оплату труда
— в сумме
— по уровню
Млн. руб.
% 2046,6 4304,4 2. розничный товарооборот Млн. руб. 54575 113572
Решение:
Определим:
1) уровень фонда заработнойплаты работников торговли ЧУП «Торговый дом» за отчетный год:
4304,4 / 113572 × 100 % = 3,79 %
2) уровень фонда заработнойплаты работников торговли ЧУП «Торговый дом» за предшествующий год:
2046,6 / 54575 × 100 % = 3,75 %
3) товарооборот на рубль ФЗП» заотчетный год:
113572 / 4304,4 = 26,385 руб.
4) товарооборот на рубль ФЗП» запредшествующий год:
54575 / 2046,6 = 26,666руб.Показатели Единицы измерения Предшествующий год Отчетный год Отклонение (+/-) Темп роста, %
1. расходы на оплату труда
— в сумме
— по уровню
Млн. руб.
%
2046,6
3,75
4304,4
3,79
+2257,8
+0,04
210,3
– 2. розничный товарооборот Млн. руб. 54575 113572 +58997 208,1 3. товарооборот на рубль ФЗП Руб. 26,666 26,385 -0,281 98,9
Из данных таблицы видно, что вотчетном году по сравнению с предшествующим расходы на оплату труда выросли на2257,8 млн. руб. или на 110,3 % при росте товарооборота на 58997 млн. руб.или 108,1 %, уровень расходов на оплату труда в % к товарооборотуувеличился на 0,04 %. Результаты расчетов также показывают, что показательстимулирования товарооборота снизился на 1,2 % (100 — 98,9). Такимобразом, следует отметить отрицательную для предприятия тенденцию опереженияроста расходов на оплату труда (210,3 %) над товарооборотом (208,1 %).
Задача 42
Рассчитайте расходы по статье«Нормируемые потери товаров, продуктов при перевозках» в сумме и в % к оборотупо продовольственному магазину на основании следующих данных:Товары План товарооборота на год, тыс. руб. Средний уровень доходов, % Норма убыли, % Хлеб 6200 24 0,72 Рыба соленая 15600 22,5 0,54 Остальные товары 464000 24,5 0,61 Итого
Решение задачи оформите в таблице,укажите пути снижения расходов по этой статье.
Решение:
Определим:
1) доходы по отдельным товарам ив целом по продовольственному магазину:
Хлеб:
6200 тыс. руб. × 0,24 = 1488тыс. руб.
Рыба соленая:
15600 тыс. руб. × 0,225 = 3510тыс. руб.
Остальные товары:
464000 тыс. руб. × 0,245 =113680 тыс. руб.
Итого: 1488 тыс. руб. + 3510 тыс.руб. + 113680 тыс. руб. = 118678 тыс. руб.
2) нормируемые потери товаров,продуктов при перевозках в сумме:
Хлеб:
1488 тыс. руб. × 0,72 / 100 =10,71 тыс. руб.
Рыба соленая:
3510 тыс. руб. × 0,54 / 100 =18,95 тыс. руб.
Остальные товары:
113680 тыс. руб. × 0,61/ 100 =693,45 тыс. руб.
Итого: 10,71 тыс. руб. + 18,95 тыс.руб. + 693,45 тыс. руб. = 723,11 тыс. руб.
3) нормируемые потери товаров,продуктов при перевозках в % к обороту:
Хлеб:
10,71 тыс. руб. / 6200 тыс. руб.× 100 = 0,17 %
Рыба соленая:
18,95 тыс. руб. / 15600 тыс. руб.× 100 = 0,12 %
Остальные товары:
693,45 тыс. руб. / 464000 тыс. руб.× 100 = 0,15 %
В целом по магазину:
723,11 тыс. руб. / (6200 + 15600 +464000) тыс. руб. × 100 = 0,15 %Товары План товарооборота на год, тыс. руб. Нормируемые потери товаров, продуктов при перевозках тыс. руб. в % к обороту Хлеб 6200 10,71 0,17 Рыба соленая 15600 18,95 0,12 Остальные товары 464000 693,45 0,15 Итого 485800 723,11 0,15
Из данных таблицы видно, что вразрезе товарных групп наиболее высоки в % к обороту потери товаров по хлебу(0,17 % к обороту), а по сумме — остальные товары (693,45 тыс. руб., этосвязано в первую очередь с тем, что в товарообороте данная группа занимаетнаибольший удельный вес).
Пути снижения расходов по статье«Нормируемые потери товаров, продуктов при перевозках» можно свести кследующим:
1) внедрение тары-оборудования иконтейнерных перевозок;
2) механизация и автоматизацииторгово-технологических процессов;
3) оптимизация графиков поставоктоваров — то есть завоз продуктов длительного хранения и замороженных продуктовнеобходимо сократить, при этом сократятся не только транспортные расходы, но именьше людей будет задействовано в доставке и приемке товаров.
4) оптимизация отгрузок товаровот поставщиков — сделать поставки регулярными, тогда будет сокращение не тольковремени между поставками, но и организация получит скидки при отгрузкеплановыми партиями.

Список использованных источников
1.   Кравченко Л. И.Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник — 6-е изд., перераб. — Мн.: Новое знание, 2004. — 544 с.
2.   Организация итехнология торговли: Учебник/ С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурскаяи др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. — Мн.: Выш. Шк., 2002 — 460 с.
3.   Платонов В. Н.Организация торговли: Учебное пособие. — Мн.: БГЭУ, 2002. – 287 с.
4.   Экономикапредприятий торговли: Учеб. пособие / Н. В. Максименко, Е. Е. Шишкова, Т. В.Емельянова и др. — Мн.: Вышэйшая школа, 2007. — 542 с.
5.   Экономикаторгового предприятия: учеб. пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А.В. Гавриков; под ред. С. Н. Лебедевой. — 4-е изд., испр. — Мн.: Новое знание,2005. — 240 с.