Реализация деятельностного подхода в обучении географии с использованием космических снимков

Е.М. Александрова

В настоящее время в российском образовании происходят серьезные изменения, которые нашли отражение в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования [12] нового поколения.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся [12]. Основанием деятельностного подхода выступает общепсихологическая теория деятельности (разработанная С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым), а сам подход представляет собой приложение этой теории.

Деятельность – это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну) [10: с. 435].

Деятельностный подход обязывает рассматривать обучение и воспитание как сложную деятельность со структурой: цель – средства – действия – результаты.

В основу традиционной системы обучения положено информационное содержание, а практическая деятельность учащихся выполняет только определенные функции. Напротив, в развивающихся системах обучения основу составляет не столько знание, сколько развитие общеучебных умений (теория В.В. Давыдова) [4].

К современным теориям обучения, опирающимся на деятельностный подход, относятся:

теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин и М.И. Махму- тов) [7, 8].

Проблемное обучение – это совокупность следующих действий:

организация проблемных ситуаций;

формулирование проблем;

оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем;

проверка этих решений;

руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Г альпе- рин и Н.Ф. Талызина) [1; 11].

Учение – это система определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям.

теория учебной деятельности (В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин) [3, 14].

Учебная деятельность – это один из видов деятельности школьников и

студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков.

Одним из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования является «использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» [12].

Для реализации деятельностного подхода необходимо трансформировать традиционный подход в обучении так, чтобы знания стали инструментом действий.

Реализация деятельностного подхода на уроках географии позволит получить оптимальные результаты, если в содержание учебной работы будут интегрированы изображения Земли из космоса. Это позволит достичь одну из целей изучения географии в основной школе – овладение умениями «использовать современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных». Аэрофотоснимки, космические снимки (изображения Земли из космоса) и геоинформационные системы входят в содержание географического образования [13: с. 28]. В современном образовательном процессе необходимо использовать цифровые планы и карты, спутниковые изображения [12].

Многие качества личности, которые формируются при работе учеников с космическими снимками, соответствуют личностным характеристикам выпускника, заявленным в Стандарте второго поколения (ФГОС). Выпускник основной школы должен быть человеком, «активно и заинтересованно познающим мир», «умеющим учиться», «способным применять полученные знания на практике», «уважающим других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [12].

Как можно использовать данные дистанционного зондирования Земли (ДДЗЗ) в школьном образовании? Поскольку на уроках географии учащиеся изучают земную поверхность, в курсе географии почти не найдется таких тем, которые прямо или косвенно не касались бы каких-либо объектов на нашей планете. Именно поэтому в каждом курсе школьной географии, в каждом разделе, почти на каждом уроке учитель может использовать изображения Земли из космоса. Изображения Земли из космоса целесообразно использовать, во-первых, в качестве иллюстраций, ведь на космических снимках можно увидеть то, чего нет в атласе (снимки 1 и 2), во-вторых, для выполнения различных заданий, практических работ.

Снимок 1. Прикаспийская низменность, плавни (Республика Калмыкия)

Снимок 2. Прикаспийская низменность, река Волга, старицы (Астраханская область)

География занимается изучением многих разнообразных процессов и явлений, которые происходят на нашей планете постоянно. Использование космических снимков на уроках позволяет повысить интерес учащихся к предмету, научить детей работать с новейшими источниками информации, делать выводы, прогнозы при изучении современных проблем Земли. Глядя на космический снимок, учащийся как бы смотрит на свою планету «сверху» и видит зачастую то, о чем даже не догадывался.

Для организации учебной деятельности учащихся на уроках географии многими учителями используются особые тетради, содержащие практические задания при работе с различными средствами обучения. К сожалению, в рабочих тетрадях, разработанных для школьных курсов географии, космические снимки не применяются. А необходимость заданий по космической географии отмечают многие учителя и сами учащиеся. Поэтому была предпринята попытка систематизации доступных изображений России из космоса с заданиями для практической работы. Содержание особой – «космической» – рабочей тетради для учащихся 8-9 классов по курсу «Географии России» включает следующие разделы:

Вводный материал, посвященный съемке Земли из космоса (история и современная ситуация), работе с космическими снимками и некоторые примеры по их дешифрированию;

Разделы, соответствующие структуре курса «География России» («Рельеф России», «Внутренние воды России», «Природно-хозяйственные зоны» и другие). Каждый снимок в рабочей тетради имеет небольшое описание (о том, что за территория изображена снимке, какие объекты или процессы на нем видно) и блок заданий. Некоторые страницы тетради построены так, что с ними можно работать в классе по вариантам (например, два космических снимка и примерно одинаковые задания по ним).

Описание. Образование конуса выноса происходит вследствие перехода течения реки от горных участков к равнинным (из-за потери скорости реки и изменения уклонов поверхности). Размывая рыхлые породы, река делится на небольшие водные потоки, внешне напоминая конусообразную форму.

Задание 1. Найдите и обведите на снимке две крупные реки, а также образованные их наносами конусы выноса.

Задание 2. Проведите границу между горной частью территории и равнинной. Какая из них более освоена человеком? Почему? Ответ объясните с помощью снимка.

Задание 3. На конусе выноса нередко располагаются населенные пункты. Найдите и обведите населенный пункт. Объясните причины такого расположения.

Снимок 4. Волго-Донской канал

Описание. В районе города Волгограда направление русла Волги резко меняется, образуя почти прямой угол. Гигантская излучина, упирающаяся вершиной в Дон, возникла в результате смещения Волги на запад в течение многих миллионов лет. И кто знает, может, еще пара миллионов лет, и воды Волги, размыв междуречье, слились бы с водами Дона. Но человек ускорил геологические процессы и соединил две реки, прорыв между ними канал.

Задание 1. Подпишите на данном снимке реку Дон, реку Волга и ВолгоДонской канал.

Задание 2. Изучив данный снимок и рассмотрев данный район в атласе, выскажите свое мнение, почему именно в данном месте был создан ВолгоДонской канал.

Задание 3. Какие основные проблемы решило строительство канала?

Задание 4 (по желанию). Найдите дополнительную информацию, интересные факты о строительстве Волго-Донского канала.

Данные космического мониторинга могут служить основой для проведения занятий в системе дополнительного образования детей, которым во ФГОС уделено особое внимание, факультативных и внеурочных занятий с учениками разных возрастов и интересов.

Ярким примером использования космических снимков во внеклассной работе может служить ежегодный интерактивный Интернет-конкурс для школьников по работе с изображениями Земли из космоса «Живая карта» [5]. Целью данного конкурса является увеличение доступности информации о спутниковом мониторинге и возможностях использования космических снимков в образовании, науке, практической деятельности [5].

В конкурсе могут принимать участие школьники любого возраста и места проживания. Для участия необходимо лишь зарегистрироваться на сайте конкурса и выполнить хотя бы одно задание. Принимаются работы как индивидуальные, так и выполненные командой. Возраст участников и число человек в команде не ограничено.

Конкурс проводится в два тура: первый – с 1 октября по 30 декабря, второй – с 1 февраля по 30 апреля. Участвовать в конкурсе можно на любом этапе [5].

Конкурс «Живая карта» в 2011/2012 учебном году проходил двенадцатый раз. За это время в «Живой карте» приняли участие более 1500 школьников из более чем 150 населенных пунктов нашей страны. С каждым годом количество участников и география их проживания продолжают увеличиваться и расширяться. Многие команды участвуют в конкурсе уже несколько лет. Некоторые школы выставляют на конкурс несколько команд, например, из параллельных классов. Таким образом, появляется возможность устроить внутришкольные соревнования.

Начиная с 2010/2011 учебного года, Интернет-конкурс «Живая карта» проходит на базе GeоMixer – веб-картографического инструментария для доступа к различным геоданным и геоинформационным сервисам.

Темы конкурса очень актуальны, а задания касаются не только географии, но и таких школьных предметов, как история, экология, биология. Задания построены таким образом, что включают вопросы общего характера, требующие более глубокого изучения данной темы, и вопросы по космическим снимкам, в большинстве своем связанные с дешифрированием. Примеры космических снимков и заданий к ним показаны на снимках 5 и 6. Пример вопроса из заданий конкурса «Живая карта 2011-2012»: Вопрос 1. На снимках определите тип озерной котловины. Как образуются озера каждого из этих типов?

Снимок 5. Западно-Сибирская равнина, термокарстовые озера

Снимок 6. Побережье Черного моря, лиманы

Анализируя результаты многолетнего опыта проведения конкурса «Живая карта» среди школьников разных возрастов и регионов проживания, можно сделать следующие выводы. Работа с космическими снимками в процессе обучения способствует повышению мотивации учащихся, вызывает огромный интерес и к космической съемке и к географии, ориентирована на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся, положенных в основу нового Стандарта. При работе с изображениями Земли из космоса формируются следующие результаты обучения:

– личностные результаты – «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности»;

предметные результаты – «овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации»;

метапредметные результаты – «умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач», «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками», «работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов», «формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение», «развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий» [12].

При изучении географии школьникам необходимо овладеть «основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации» [12]. Для современного человека очень важно научиться использовать новые источники информации, такие как изображения Земли из космоса.

Космические снимки дают значительно более полный и объективный, чем карта, взгляд на Землю в реальном времени, отражая текущее состояние объектов и динамику земных процессов и явлений. Изображение Земли из космоса содержит в несколько раз больше информации, чем карта того же масштаба. Извлечение информации из космических снимков – непростое, но очень увлекательное занятие. Необычность и новизна такой информации вызывают интерес и к новым технологиям получения изображений Земли, и к углубленному изучению школьных предметов [2: с. 5].

Список литературы

Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: АПН РСФСР, 1959. 445 с.

Гершензон В.Е., Кузнецова Е.А., Потанин М.Ю., Смирнова Е.В., Чиркова Д. Живая карта. Интернет-конкурс для школьников по работе с космическими снимками Земли. М.: Прозрачный мир, 2004. 55 с.

ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

Интернет-конкурс «Живая карта» // URL: http://www.transparentworld.ru/ru/ education/livemap/ (дата обращения: 24.05.2011 г.)

Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения: учебное пособие для учителя. М.: Флинта, 1998. 192 с.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.

МахмутовМ.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. 240 с.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // URL: http:// www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php (дата обращения: 13.06.2011 г.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. 288 с.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. // URL: http://www.referent.ru/1/172462 (дата посещения:

г.)

Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред.

В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 78 с.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова,

В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 555 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru

Дата добавления: 16.03.2014