–PAGE_BREAK–Деятельность индивида будет творческой, если она является результатом рефлексии, результатом рефлективного «перехода», переноса через иное пространство, нежели то, в котором она осуществляется. Так, например, индивид, который, рефлектируя над абстрактной идеей, обратно пропорциональной зависимости величины усилия от длины плеча рычага, создает домкрат или коробку переключения передач, осуществляет творческую деятельность.
Творческой будет деятельность и того индивида, который в рефлексии из пространства чистого мышления «усматривает» сущность некоторой предметно-практической деятельности, а затем реализует эту сущность в ином типе предметно-практической деятельности, в деятельности, которая, внешне не имея ничего общего с первой, тем не менее так же, как и она, является воплощением, предметной реализацией одной и той же сущности, идеи.
Если индивид пишет или произносит некоторый текст по поводу некоторой ситуации, его деятельность по порождению этого текста будет творческой, если она совершается не по принципу «так принято писать или говорить в таких ситуациях», «так все в таких ситуациях говорят или пишут», а если этот текст есть результат рефлексии над этическими, эстетическими или философскими идеями и жизненными ситуациями, которые воплощают эти идеи. Писатель рефлексивно отражает некоторую идею в сконструированной в его воображении предметно-практической деятельности, а затем, рефлектируя над этой воображаемой ситуацией, интерпретирует ее в форме текста. Представитель такой принципиально творческой профессии, как режиссер, который, восприняв текст писателя, сначала «восстанавливает», моделирует движение рефлексии писателя, а затем, сделав еще одно рефлексивную интерпретацию, конструирует на театральной сцене (или в кинопавильоне) ситуацию, которая «подхватывает» идею писателя.
Творческой будет и деятельность индивида (например, школьника), который, получив задание описать чью-либо внешность, осуществит рефлексию из пространства чистого мышления над своим опытом общения с описываемым человеком, над своим видением этого человека, выделит некоторую сущностную характеристику его облика (скажем, красоту), а затем, осуществив рефлексию из пространства текстов одновременно над этой сущностью и своим видением описываемого, сконструирует из имеющихся в его опыте языковых средств текст, пусть даже подобный приведенному выше ранее («глаза-незабудки…» и т.д.). Несмотря на то, что этот текст весьма низкопробен с точки зрения литературной культуры, он получен в результате творческой (а не репродуктивной, как у писателя-ремесленника) деятельности.
Творческая деятельность в основе своей имеет рефлексивные переносы из одних пространств опыта в другие, рефлексия есть основная, сущностная составляющая творческой деятельности. Другими словами, для того чтобы обучать индивида умениям осуществлять творческую деятельность, необходимо обучать его осуществлять рефлексию.
Исследование динамики мыслительного процесса обнаружило переход от репродуктивной личностной позиции к продуктивной личностной позиции, что является новообразованием, которое возникает в результате критического переосмысления личности первоначальных представлений о себе и осознания своего «я» как субъекта творчества. Анализ смены позиции вскрыл проблему экспериментального изучения роли рефлексии в возникновении личностных новообразований в качестве механизма развития и организации творческого мышления.
В процессе решения творческой задачи у испытуемых возникает противоречие между интеллектуальными и личностными стереотипами и уникальностью условий и требований ситуации задачи. Самостоятельное преодоление данного противоречия является творческим открытием принципа решения задачи и как его личностное и интеллектуальное развитие и реорганизации мышления.
Возникновение интеллектуальных новообразований в творческом процессе опосредствовано возникновением личностных новообразований, выражающихся в изменении человеком понимания своего места в социокультурном контексте и в конечном счете – в преобразовании своей личности. Следовательно, творческое мышление может рассматриваться как процесс построения нового образа личности. Это становится возможным в силу последовательного и интенсивного осмысления ситуации как целого, уникального субъекта. В этом целом любая часть, каждый элемент имеет свой смысл, который, как правило, не совпадает с очевидным и привычным содержанием данного элемента, когда он включен в другие, ранее сложившиеся интеллектуальные и личностные составляющие «я». Чтобы отличить форму переосмысления, характерную для проблемно-конфликтных ситуаций, от осмысления, имеющего место в стандартных условиях жизни, первую называют рефлексией. Переосмысление человеком в процессе мышления интеллектуальных образов предметной ситуации задачи и личностных образов личности во время переживания конфликта является механизмом их изменения и возникновения психических новообразований в проблемно-конфликтных ситуациях. Таким образом, переосмысление как способ идеального взаимодействия человека с миром, то есть реализации «я» в проблемно-конфликтной ситуации, определяет его самоизменение и саморазвитие, что и позволяет трактовать переосмысление как рефлексию. (Выготский, 2005)
Итак, понимание рефлексии как переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром, которое выражается, с одной стороны, в построении новых образов личности, реализующихся в виде соответствующих поступков, а с другой — в выработке более адекватных знаний о мире с их последующей реализацией в виде конкретных действий, является принципом не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа: «я» -физическое тело», «я» — биологический организм», «я» — социальное существо», «я» — субъект творчества»), но и интеграции «я» в неповторимую целостность.
Материалом для исследования рефлексивных механизмов организации творческого мышления и саморазвития личности служит живая речь, вербальное рассуждение при выполнении творческих задач, в котором в языковой форме процессуально, а не только результативно, проявляется рефлексия.
Речь как особого рода символическая языковая действительность служит носителем не только общественного опыта, но также опыта каждого индивидуального человеческого «я» и в этом своем качестве выступает как один из наиболее выразительных способов не только социокультурной самореализации личности, но и сознавания и проявления ее психосоматических состояний, данных в переживании. Соответственно в вербальной форме человек может не только выражать уже сложившиеся интеллектуальные и личностные содержания своего «я», но и осуществлять их переосмысление, рефлексию, выступающую в виде одного из механизмов самоорганизации и саморазвития. С одной стороны, при анализе дискурсивного мышления становится необходимым учет психологических форм проявления присущих речи лингвистических характеристик и закономерностей. Выявление особенностей их функционирования в процессе решения вслух творческих задач позволяет разработать критерии для определения устойчивых лексико-грамматических конструкций содержательных и смысловых высказываний, присущих вербальному рассуждению в условиях проблемно-конфликтных ситуаций. С другой стороны, необходимость учета социально-деятельностной обусловленности дискурсивного мышления привела к разработке методических средств его анализа через построение процедур логико-семантического и социально-нормативного определения тех интеллектуальных и личностных содержаний, актуализация и развитие которых объективно возможны для субъекта, оказавшегося в проблемно-конфликтной ситуации
Интеллектуальная рефлексия включает экстенсивный, интенсивный, и конструктивный виды, а личностная — ситуативный, ретроспективный и перспективный. Их методическая дифференциация позволила экспериментально изучить механизмы рефлексии и установить их роль в организации мышления и развитии личности как целостного «я» в творческом процессе.
Особенности рефлексивной реализации «я» исследовались в эксперименте, где предъявлялись сложные мыслительные задачи. Содержательно-смысловой анализ собранного материала позволил выделить в зависимости от характера осуществляемой субъектом рефлексии следующие четыре способа проявления личности как целостного «я» в проблемно-конфликтных ситуациях: репродуктивный, регрессивный, прогрессивный и продуктивный. При репродуктивном и регрессивном способе реализации «я» имеет место актуализация соответственно интеллектуальных и личностных стереотипов наличного опыта, а при прогрессивном и продуктивном — появление личностных и интеллектуальных новообразований. Рассмотрим особенности возникновения и специфику каждого из этих способов.
При чтении текста задачи ее уникальный, творческий смысл, как правило, неочевиден для испытуемых. В силу этого первоначальным и самым простым способом реализации «я» является репродуктивный путь решения. Он осуществляется в апробации целесообразных в данной ситуации знакомых средств. Благодаря актуализации этих интеллектуальных стереотипов человек упрощает задачу и пытается решать ее стандартным образом. Такой способ неадекватен для разрешения проблемно-конфликтной ситуации, что и фиксируется в отрицательных оценках неверных решений. Продолжение репродукции приводит к переживанию тупика, поскольку все очевидные решения исчерпаны, а новых возможностей раскрыть не удается. Творческая задача представляется нерешаемой или даже абсурдной.
Такое дисгармоническое состояние «я», создаваемое внешней необходимостью и внутренней, субъективной невозможностью дальнейшего поиска, побуждает раскрывать иной, регрессивный способ реализации «я» в проблемно-конфликтной ситуации, т. е. личностный путь самореализации в виде избегания назревшего конфликта и обоснования неразрешимости задачи, а соответственно и «ухода» из эксперимента. Наблюдаются различные варианты проявления регрессивного способа: дискредитация экспериментальной ситуации, демонстративное занижение самооценки, апелляция к устоявшимся мнениям и авторитетам, оттягивание времени решения и т. п. Все эти разновидности актуализации личностных стереотипов суть проявления защитных механизмов, выработанных «я» для сохранения себя от неудачи в конфликтных условиях. Однако воспроизведение личностных стереотипов (может быть, и адекватных в других конфликтных ситуациях) оказывается регрессивным способом реализации «я», поскольку служит для закрепления репродуктивного отношения испытуемого к задаче, что чревато разрушением условий для творчества и развития личности.
И регрессивный и репродуктивный способы реализации «я» оказываются тупиковыми в разрешении творческой задачи. Это позволяет квалифицировать и репродукцию и регрессию как единый тип развития, а именно: консервативного становления «я» в проблемно-конфликтной ситуации при пассивном контроле извне. При активном стимулировании дальнейшего поиска решения, при выделении значимости данной ситуации, возможно изменение своего отношения к задаче и переосмысление себя в контексте осуществляемого поиска решения. Это выражается в том, что вместо прямолинейных попыток репродуктивного снятия проблемности ситуации задачи и регрессивного ухода от ее конфликтности рефлексивная активность «я» направлялась на действительное раскрытие проблемно-конфликтного противоречия творческой задачи в целом: усилия субъекта ориентировались на разворачивание личностной и интеллектуальной рефлексии содержаний своего опыта относительно уникальных особенностей конкретной ситуации.
Рефлексия, переосмысление личностных стереотипов, представляет собой прогрессивный способ реализации «я». При таком способе разрешения проблемно-конфликтной ситуации переживание конфликтности не подавляется, не игнорируется и не служит толчком к личностному «уходу», а, наоборот, обостряется, поскольку субъекту приходится двигаться к нахождению решения вопреки очевидной его невозможности. В силу этого стремление решить задачу творчески во что бы то ни стало выражается в осмыслении ситуации как жизненно важной, от разрешения которой зависит личностная самооценка «я» как способного либо не способного к творческому осуществлению. Таким образом, при прогрессивном способе происходит мобилизация ресурсов «я» для достижения решения задачи.
Это служит предпосылкой для реализации продуктивного способа, который осуществляется в виде интеллектуальной рефлексии общих оснований (производных от структуры интеллектуального опыта) ранее выдвигавшихся вариантов решения относительно требований задачи с тем, чтобы дискредитировать их и отвергнуть. Такое критическое саморазвенчание выявляет реальное содержание проблемы, осмысленной в виде противоречия между недостаточностью очевидных принципов разрешения задачи и ее реальными требованиями. Адекватный же принцип решения соответственно вырабатывается как более целостный относительно всех прежних принципов, включая их как частные, и в то же время является отличным от них, часто даже альтернативным. Таким образом, реализация «я» в проблемно-конфликтной ситуации, рассматриваемое с точки зрения продуктивности, ведет к новообразованиям интеллектуального характера, то есть к перестройке значительных массивов интеллектуального опыта и к порождению нового знания о содержании задачи, а также об адекватном способе его преобразования в требуемый результат. В свою очередь, изменения «я» с точки зрения прогрессивности проявляются в личностных новообразованиях, отражающих новый облик «я», который выступает основанием для рефлексии человеком представлений о себе как о способном на достижение творческого результата во что бы то ни стало, т. е. способном преодолевать проблемные ситуации вопреки своему конфликтному состоянию.
Важно также отметить, что при продуктивном способе реализации «я» каждый из указанных способов (репродуктивный, регрессивный, прогрессивный) является своего рода этапом к достижению решения творческой задачи, причем не всегда четко отграниченным от других этапов, которые к тому же могут чередоваться. Все эти характеристики процесса разрешения задачи позволяют определить его особенности не только в интеллектуальном плане, но и в личностном как особый тип поступательно развивающейся реализации «я» в проблемно-конфликтной ситуации. Однако характеристики данного типа реализации «я» не во всем совпадают с обычно выделяемыми свойствами творческого мышления. Так, мышление продуктивно решающихся творческих задач может быть недостаточно самостоятельным. В связи с этим возникает специальная методическая задача создания наиболее благоприятных условий для осуществления рефлексии, обеспечивающей организацию мышления и саморазвитие личности.
С этой целью был проведен эксперимент, в котором культивирование рефлексии предварялось решением констатирующей задачи и завершалось решением зачетной. В ситуацию формирования включались особые процедуры диалогического общения по вопросам творчества, творческой личности, творческих задачах и о специфике их решения, которые ставились до начала осуществления субъектом самостоятельного мыслительного процесса. После его окончания испытуемому давалась инструкция на самоотчет с провокацией на обсуждение указанных вопросов, но уже относительно самого себя. Данные формы культивирования различных видов личностной и интеллектуальной рефлексии позволяют субъекту интенсивно развивать личностные и интеллектуальные содержания своего «я», адекватные специфике его проявления в проблемно-конфликтных ситуациях.
Так, перспективный вид личностной рефлексии активируется при разъяснении эталонных схем до решения очередной задачи, а также при выполнении инструкции на формулировку «советов» по решению творческих задач»; ретроспективный вид — при самоотчете и анализе уже осуществленного и запротоколированного процесса собственного поиска решения; а ситуативный вид — совместно с видами интеллектуальной рефлексии (конструктивным, интенсивным, экстенсивным) — развивался с помощью личностно-рефлексивных инструкций в процессе преодоления самой проблемно-конфликтной ситуации. (Зарецкий, 1980)
В результате весь этот комплекс психолого-педагогических воздействий обеспечивает рефлексивную самоорганизацию личности и позволяет самостоятельно строить (конструктивная рефлексия), корректировать (интенсивная) и контролировать (экстенсивная) свою мыслительную деятельность в решении итоговой зачетной задачи, что и выражается в росте продуктивности мышления.
Кроме того, помимо увеличения количества продуктивных разрешений проблемно-конфликтных ситуаций, наблюдаются случаи собственно-творческого способа реализации «я», который представляет собой не что иное, как особый тип интенсивного саморазвития личности в проблемно-конфликтной ситуации. Характерной особенностью творческого способа является то, что испытуемый практически сразу осмысляет экспериментальную ситуацию как условие раскрытия его творческих возможностей, а предлагаемое для решения задание — как творческое, проблемно-конфликтное. Это дает возможность субъекту самостоятельно вести поиск решения в условиях, когда экспериментатор лишь регистрирует процесс и иногда подкрепляет инструкцию на его вербализацию. (Степанов, Семенов, 1982)
продолжение
–PAGE_BREAK–