Профессиограмма учителя

Зачетная работа по введению в специальность
на тему: «Профессиограмма учителя»
Выполнила:
Студентка ЗО:
2008 г.

“…от живого, страстного,хотя и несовершенного в своих качествах, — от живого и жизнь идет. Учитель — неангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От ангела доненавистного всем человека в футляре, склеенном из предписаний начальства, — одиншаг. Не ангел, не душа в футляре, не особого рода существо, будто специальнорожденное для поучений, а также исправления несчастных детей, — живой, земной,грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках,нескованный — распахнутый для детей — вот каким должен быть учитель”.
С. Соловейчик
Начиная со слов С. Соловейчика,мы понимаем, что страстью и человечностью не заменить науку, но сделать последнююдоступной, осязаемой, зримой для ребенка можно лишь страстью и человечностью.
Личностные качества вучительской профессии не отделимы от профессиональных качеств. Важнейшимипрофессиональными качествами являются:
владение предметом преподавания,
методикой,
психологическая подготовка,
общая эрудиция,
широкий культурный кругозор,
педагогическое мастерство,
владение образовательнымитехнологиями,
организаторские умения и навыки,
научная увлеченность,
педагогический такт,
педагогическая техника,
коммуникативные навыки,
ораторское искусство и т.д.
И все-таки, пусть это звучитбанально, основа педагогического труда — это любовь к своему делу и любовь кдетям. Тому, у кого душа не лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя. Однаждыони как бы случайно забредут в школу, по недоразумению осядут в ней до концадней своих и потом всю жизнь мучаются сами и мучают своих учеников.
Но одной любви, даже самойискренней, для учительской профессии, конечно, мало. Раньше составлялись такназываемые профессиограммы учителя (перечень обязательных качеств). Первыепрофессиограммы для учителей были созданы в 20 — 30-е годы. Практически во всехиз них следующие требования:
Хорошее физическое здоровье
Уравновешенность характера
Наличие развитой воли
Предприимчивость, инициатива
Организаторские умения и навыки
Достаточно общее образование ихорошее знание своего предмета
Стремление пополнить умственныйбагаж
Знание ученического коллектива
Социально-экономическая иполитическая подготовка
Знакомство с основными течениямирефлексологии, педагогики и методики
Знание своего ученическогоколлектива
Интерес к общественной жизни иучастие в ней
Ясное и отчетливое пониманиецелей и задач проводимой работы
Знакомство с родственнымиформами политико-просветительской работы
Внимательное и любовноеотношение к учащимся
Образцовое поведение учителя
А вот отрывок из профессиограммыучителя социалистических времен: владение методиками и методами обучения ивоспитания, общая эрудиция, педагогическое мастерство, знаниепсихолого-педагогических основ обучения и воспитания, коммунистическаяубежденность и целеустремленность, владение ТСО и новейшими методами обучения,любовь к детям, умение понять детей, знание методов коммунистическоговоспитания и умение их применять, убежденность, настойчивость, оптимизм,систематическое повышение идейно-политического и специального уровня, высокиеморальные качества, личный пример во всем и т.д.
Как мы видим из вышесказанногопрофессиограмма учителя — это перечень требований, предъявляемых к еголичности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям. Учительдолжен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя вформе. Учителю нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские иособенно коммуникативные способности. Профессия учителя предполагаетпотребности: в сотрудничестве, в достижениях, творчестве, в самопознании, вэмоциональных контактах. Образ «Я» учителя должен включатьпредставление о своих качествах и свойствах, самооценку своего общения сучащимися, желаемое «Я», самоуважение. Отличительными чертами учителяявляются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта,организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность,готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроенияхучащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.
Исходя из этого понимания смыслапонятия «профессиограмма», можно говорить о профессиографическомметоде изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся устудента знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть всоответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как формамониторинга качества профессиональной подготовки студента к педагогическойдеятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный ипрофессиональный рост студента — будущего педагога и может стать одной изметодик самовоспитания.
Я.А. Коменский в работе «Великаядидактика» попытался определить свои требования к «универсальномуучителю»:
каждый сам должен быть таким,каким должен делать других;
каждый должен владеть искусствомделать других такими;
быть ревнителем своего дела — долженмочь, уметь и хотеть насаждать свой опыт и знания.
Исследователи, изучающиеособенности труда учителя, особенности педагогической деятельности подходят сразных позиций к определению квалификационных и личностных качеств учителя какспециалиста. Н.В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельностипять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный,организаторский, коммуникативный.
Исходя из функциональногопринципа в 1971 г.А.И. Щербатов и Н.А. Рыков выделили восемь функций учителя вшколе:
информационная (учительтранслирует ту или иную информацию);
развивающая (развивает мышление,воображение, те или иные умения, речь и т.д.);
ориентирующая (ориентирует вмногообразии информации, нравственных ценностях);
мобилизационная (мобилизирует навыполнение упражнений, заданий, дел);
конструирующая (конструируетурок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы,обучение и т.д.);
коммуникативная (функция общенияс родителями, другими учителями, администрацией, психологами и пр);
организационная (организуетучащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует урок,внеклассные дела, которые проводит);
исследовательская (умеетисследовать как отдельную личность, группу учащихся — коллектив, так и обученность,и воспитанность учащихся и т.д.).
Психолог В.А. Крутецкийпредлагает свою структуру профессионально-значимых качеств личности.
1. Мировоззрение личности;
2. Положительное отношение кпедагогической деятельности;
3. Педагогические способности;
4. Профессионально-педагогическиезнания, умения и навыки.
Рассмотрим эти блокипрофессионально-значимые качества личности учителя подробнее.
1-й блок. Гуманистическоемировоззрение (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущиучителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобывоспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, аглавное — любил бы других людей).
2-й блок. Положительноеотношение к педагогической деятельности (речь идет о педагогическойнаправленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании истремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошимучителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочноопределяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическуюдеятельность в целом).
3-й блок. Педагогические способности(основываясь на природных предпосылках, они при определенных условияхреализуются — или нет — в профессионально-педагогические знания, умения,навыки, иначе говоря — педагогические способности) — это обобщеннаясовокупность индивидуально-психологических особенностей ипрофессионально-значимых качеств личности, которые отвечают требованиямпедагогической деятельности, обеспечивают достижение в ней высоких результатов,определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью (подробнее см.в гл.1).
4-й блок. Профессионально-педагогическиезнания, умения, навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета итехнологии обучения).
Приведенные классификациипоказывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основнымумениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированноеосуществление учебного процесса, можно отнести: ориентационные, академические,персептивные, мобилизационные, организационные, коммуникативные, гностические,дидактические, конструктивные, прикладные, умения педагогического мышления,умения педагогической техники, речевые, исследовательские умения.
Ориентируясь на перечисленныепрофессиональные компетенции учителя была составлена следующая профессиограмма выпускникапедагогического колледжа. Предлагаемая нами профессиограмма включает в себя пятьблоков.
I. Психолого-педагогическиеумения.
1. Читать и анализироватьспециальную психолого-педагогическую литературу.
2. Самостоятельно анализироватьпедагогические явления.
3. Анализировать передовойпедагогический опыт.
4. Проводить самоанализ.
5. Проявлять эмпатию к учащимся.
6. Организовать себя, управлятьсвоим состоянием.
II. Профессионально-личностныекачества.
1. Потребность в самопознании.
2. Самостоятельность.
3. Трудолюбие и прилежание.
4. Самокритичность.
5. Дисциплинированность.
6. Культура поведения и общения.
III. Частно-методические умения.
1. Планировать, отбирать,синтезировать и конструировать учебный материал по специальности.
2. Стимулировать иорганизовывать разные формы внеклассной воспитательной работы.
3. Анализировать уроки ивнеклассные мероприятия.
4. Оценивать действия школьникови свою работу.
5. Разрабатывать дидактическийматериал к урокам и занятиям.
6. Мобилизовать учащихся напознавательную деятельность.
IV. Коммуникативно-организаторскиеумения.
1. Устанавливать педагогическицелесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическимиколлективами.
2. Создавать благоприятныймикроклимат, располагать к себе учеников
3. Регулировать внутри коллективныеотношения школьников.
4. Ориентироваться визменившихся условиях, перестраивать свое поведение.
5. Уметь декламировать, петь,танцевать, поддерживать беседу.
V. Исследовательские умения.
1. Выявлять проблему, определятьобъект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
2. Подбирать и применять методыи методики изучения личности коллектива.
3. Иметь представления обинновационных технологиях по своей специальности.
4. Организовать эксперимент
5. Обобщать, описывать,литературно оформлять результаты исследований.
Профессиограмма можетиспользоваться студентами выпускных групп в качестве схемы для самонаблюдения исамоанализа в период преддипломной практики. Представленная в форме опросноголиста профессиограмма может использоваться как форма анкетирования.
А С Макаренко во вступительномслове к «Книге для родителей» написал «Умение воспитывать — этовсе-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле,хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем».
Если идти от функциональногопринципа, т е от тех действий функций, которые должен выполнять педагог, томожно перечислить функции учителя Так, одними из первых (в 1971 году) выделиливосемь функций учителя в школе А И Щербаков, Н А Рыков Им принадлежит следующаяклассификация функций учителя:
информационная (учительтранслирует ту или иную информацию);
развивающая (развивает мышление,воображение, те или иные умения, речь и т.д.);
ориентирующая (ориентирует вмногообразии информации, нравственных ценностях);
мобилизационная (мобилизует навыполнение упражнений, заданий, дел);
конструирующая (конструируетурок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общениеи многое другое),
коммуникативная (функция общенияс родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.);
организационная (организуетучащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки,внеклассные дела, которые проводит);
исследовательская (умеетисследовать как отдельную личность, группу учащихся — коллектив, так иобученность и воспитанность учащихся и т д).
Упоминание последней функции, снашей точки зрения, позволяет говорить о функциях не только учителя, но ипедагога — в широком смысле слова
В учебниках педагогики прошлыхлет авторы выделяют функции воспитателя, классного руководителя:
организационную (организует всевоспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в видевоспитательных дел — экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетированиекак исследование и т.д.);
воспитательную (в результатекоторой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование иразвитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива,семьянину, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности ииндивидуальности);
стимулирующую (в результатекоторой осуществляется стимулирующая деятельность учащихся, детскогоколлектива, родителей, общественности и т.д.);
координационную (в результатекоторой осуществляется координация деятельности как детей, когда этонеобходимо, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также можетосуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждениерассматривается как открытая система;
работу с документами (журналами,дневниками учащихся, их личными делами, различными планами).
Функций, которые должнывыполнять учителя, воспитатели, классные руководители, достаточно много. Какимиже знаниями и умениями они должны для этого обладать? Представление об уменияхи навыках, которыми должны обладать и учителя, и классные руководители, даетпонятие профессиограммы, рассмотренное нами выше. Однако просто знаний иумений, о которых говорилось ранее, недостаточно. Как считают психологи, многоезависит от природных предпосылок, задатков личности (которые могут развиться вте или иные способности), от психологической готовности личности, ее стремления(желания) хорошо выполнять данные функции. Многое воспитывается, вырабатываетсятолько в результате длительной работы над собой; главное в самовоспитании — терпениеи контроль над своим поведением.
Литература
1.        Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высшихпедагогических учебных заведений / В.В. Исаев, Е.Н. Шиянов; Сластенин В.А. — М.:Академия, 2002. — 576 с.
2.        Белкин А.С., Силина С.Н. Профессиографический мониторинг подготовкиспециалиста в системе высшего педагогического образования. Вып. 4. Шадринск,1999.
3.        Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшееобразование в России. 1998. N 3.
4.        Смирнова М.А. Применение экспертной системы для оценки качествапедагогической подготовки будущего учителя: Дисс… канд. пед. наук. Тула, 1997.