ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра: «Мировая экономика и международные валютно-кредитные отношения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Проблемы развития внешнеэкономических связей США и интеграционных связей в Северной Америке»
Выполнил:
студентка группы М2-3
Иволгина Н.В.
Научный руководитель:
Романов С.М.
Москва, 2006 год.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1.Внешнеэкономические связи США…………………………………….5
1.1.История развития внешнеэкономических связей США………….5
1.2.Американские принципы торговли………………………………….9
1.3.Основные страны-партнеры США………………………………….15
1.4.Проблемы развития внешнеэкономических связей США……….20
2.Интеграционные связи в Северной Америке………………………….22
2.1.История развития интеграционных связей в Северной Америке.22
2.2.Предпосылки и основные положения трехстороннего договора…23
2.3.Этапы интеграционного процесса……………………………………27
2.4.Особенности взаимодействия стран в рамках НАФТА……………29
2.5.Последствия и перспективы интеграции в Северной Америке…..32
Заключение……………………………………………………………………..37
Список используемой литературы………………………………………….35
Введение
.
В современном мире все больше становится очевидной интеграция государств во всех сферах жизнедеятельности общества и во всех регионах. Этот процесс проходит, затрагивая интересы населения всего мира и имеет важные для него результаты, что не может не привлекать внимание исследователей. Очень важно проследить весь спектр взаимосвязей государств, чтобы сделать практические выводы для дальнейшего развития мировой экономики и политики.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что США – одна из крупнейших и важнейших фигур на международной арене, деятельность которых влияет на глобальные экономические процессы, следовательно имеет своё влияние и на Россию (что во многом демонстрируют кризисные явления в экономике наших дней). Кроме того, современная Россия во многом ориентируется именно на опыт Запада, поэтому и по сей день для нас актуально изучение внешнеэкономических связей США.
Задачами данной работы является рассмотрение и анализ основных точек зрения на внешнеэкономическую деятельность США, выявление сильных и слабых её сторон и анализ интеграционных процессов в североамериканском регионе.
В этой работе я поставила цель определить место США в мировой экономике и выявить влияние интеграции на международные отношения в Северной Америке.
В процессе написания работы были использованы как базовые труды российской научной школы (8), так и различные публикации в зарубежных и российских журналах (5) и нормативные документы, что позволило отразить тему как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Внешнеэкономические связи США.
1.История развития внешнеэкономических связей США.
Более чем за два столетия существования Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная власть основное внимание уделяла развитию внутренней экономики. Однако после Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна начала активно участвовать в развитии мирового хозяйства. Наблюдалось стремление к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы. Все это происходило потому, что Соединенные Штаты все больше стали рассматривать открытую торговлю не только как средство продвижения своих экономических интересов, но и как верный путь к налаживанию мирных отношений между странами.
В послевоенный период Соединенные Штаты занимали господствующее положение на многих экспортных рынках. Естественно, что это происходило благодаря тому, что экономика США не была столь затронута войной, как страны Евроазиатского континента. Экономику США можно было назвать стабильной и мощной производственной машиной. Именно там создавались условия для развития технологии и технических методов производства в обрабатывающей промышленности. Однако к семидесятым годам прошлого столетия разрыв между экспортной конкурентоспособностью Соединенных Штатов и других стран стал сокращаться. Более того, нарушения стабильности цен на нефть, мировой спад и повышение курса доллара по отношению к другим валютам в период семидесятых годов XX века в своей совокупности отрицательно сказались на состоянии торгового баланса США. Дефицит торгового баланса США еще больше увеличился в восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия, поскольку в Америке тенденция к приобретению иностранных товаров по своим масштабам постоянно обгоняла спрос на американские товары в других странах1.
В восьмидесятые и девяностые годы XX века растущий дефицит торгового баланса в Соединенных Штатах привел к уменьшению политической поддержки либерализации торговли со стороны Конгресса США. В эти годы рассматривались протекционистские предложения, так как отрасли американской промышленности оказались не в состоянии конкурировать с отраслями других развивающихся стран. После окончания «холодной войны» американцы ввели ряд торговых санкций против стран, которые, по мнению США, нарушали общепринятые нормы поведения в отношении прав человека, терроризма, торговли наркотиками и создания оружия массового уничтожения.
Несмотря на эти неудачи в достижении свободной торговли, в девяностые годы XX века Соединенные Штаты продолжали добиваться либерализации торговли на международных переговорах. США ратифицировали Североамериканское соглашение о свободе торговли (НАФТА), завершили так называемый уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров и присоединились к многосторонним соглашениям, устанавливающим международные правила защиты интеллектуальной собственности и торговли финансовыми и основными телекоммуникационными услугами.
Кстати, Соединенные Штаты не всегда были приверженцами свободной торговли. Были периоды в истории этой страны, когда она решительно поворачивала в сторону экономического протекционизма. Так, например, в первые годы республики государственный деятель Александр Гамильтон выступал за введение протекционистского тарифа в порядке поощрения промышленного развития Америки, причем страна во многом следовала его рекомендациям. Американский протекционизм достиг своего пика в 1930 г., когда был принят Закон Смута-Холи, который резко повысил введенные в США тарифы. Этот закон, быстро вызвавший ответные меры со стороны иностранных государств, в значительной степени способствовал возникновению кризиса, который в тридцатые годы XX века охватил Соединенные Штаты и значительную часть всего мира.
После Второй мировой войны многие руководители США утверждали, что стабильность внутри страны и сохранение преданности ее союзников будет зависеть от восстановления их экономики. Американская помощь имела большое значение для этого восстановления, но упомянутые союзники также нуждались в экспортных рынках, особенно в огромном рынке США, для того, чтобы вновь обрести независимость своей экономики и добиться экономического роста. Соединенные Штаты поддерживали либерализацию торговли и сыграли важную роль в создании Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), представлявшего собой международный свод тарифных и торговых правил. Это соглашение было подписано в 1947 г. 23 странами. К концу восьмидесятых годов XX века к нему уже присоединились свыше 90 стран.
Помимо установления свода правил поведения в сфере международной торговли ГАТТ выступило в качестве спонсора нескольких раундов многосторонних торговых переговоров, а Соединенные Штаты приняли активное участие в каждом из них, одновременно выступая в качестве лидера. В девяностых годах прошлого столетия уругвайский раунд, названный так, поскольку он начался на переговорах в Пунта-дель-Эсте, Уругвай, обеспечил дальнейшую либерализацию торговли. США также прилагали усилия к разработке региональных соглашений о либерализации торговли с участием Европы, Латинской Америки и Азии.
Все же к концу девяностых годов прошлого столетия будущее направление торговой политики США оставалось неопределенным. Хотя официально эта страна сохраняла приверженность свободной торговле, но, однако, отсутствовала уверенность в том, что удастся получить поддержку в проведении подобной политики. Тем не менее, это не означало, что Соединенные Штаты собираются уйти из мировой экономики. Ряд финансовых кризисов, особенно кризис, потрясший Азию в конце девяностых годов XX века, наглядно продемонстрировали взаимозависимость глобальных финансовых рынков. В процессе работы над созданием механизмов, имеющих своей целью разрешение или предотвращение подобных кризисов, Соединенные Штаты и другие страны стали рассматривать идеи реформ, проведение которых потребует в предстоящие годы налаживания все более широкого согласования усилий и сотрудничества в международном масштабе.
Таким образом, мы видим, что внешнеэкономические связи США тесно связаны с торговой политикой, определяемой их ведущими лидерами. Как показывает история, направленность на либерализацию торговых отношений, позволила американцам занять господствующее положение в мировом хозяйстве и закрепиться на этой позиции на довольно продолжительный срок.
2.Американские принципы торговли.
Как самые большие воплотители демократических принципов, Соединенные Штаты верят в систему открытой торговли, на которую распространяется принцип законности. Со времени Второй мировой войны президенты Соединенных Штатов утверждали, что участие в мировой торговле предоставляет американским производителям доступ к широким иностранным рынкам и дает американским потребителям возможность более широкого выбора при покупке продуктов. Конкуренция со стороны иностранных производителей также позволяет поддерживать низкие цены на многие товары, смягчая тем самым воздействие инфляции.
Американцы заявляют, что свободная торговля приносит выгоду и другим народам. Экономисты уже давно считают, что торговля позволяет странам уделять основное внимание производству тех товаров и услуг, высокое качество которых эти страны могут обеспечить с наибольшей эффективностью2. Стоит отметить, что международное разделение труда повышает производственные мощности всего мирового сообщества. Более того, американцы убеждены в том, что торговля содействует росту экономики, социальной стабильности и развитию демократии в отдельных странах, а также что этот вид экономической деятельности способствует мировому процветанию, утверждению законности и обеспечению мира в международных отношениях.
Открытая система торговли требует, чтобы страны предоставляли справедливый и свободный от дискриминации доступ на рынки друг друга. Преследуя эту цель, Соединенные Штаты готовы обеспечить другим странам благоприятные условия доступа на свои рынки, если эти страны будут поступать аналогичным образом, снижая свои собственные торговые барьеры посредством заключения многосторонних или двусторонних соглашений. Несмотря на то, что в усилиях по либерализации торговли основное внимание традиционно уделяется снижению тарифов и определенных нетарифных барьеров на пути торговли, в последние годы появляются новые меры по обеспечению этой либерализации. Американцы, например, считают, что торговое законодательство и торговая практика каждой страны должны быть прозрачными. Иначе говоря, всем следует знать правила и иметь равные шансы на участие в конкуренции.
Соединенные Штаты также часто настаивают на том, чтобы зарубежные страны провели дерегулирование своих отраслей промышленности и предприняли шаги по обеспечению такого положения, при котором оставшиеся регулирующие правила были бы прозрачными, не носили бы дискриминационного характера по отношению к иностранным компаниям и соответствовали бы международной практике. Заинтересованность американцев в дерегулировании частично объясняется беспокойством по поводу того, что некоторые страны могут использовать регулирование в качестве косвенного средства недопущения на свои рынки экспортных товаров других стран3.
При президенте Б. Клинтоне (1993-2001 гг.) торговая политика США приобрела еще один новый аспект. Администрация президента заявила, что странам следует придерживаться, по крайней мере, минимальных стандартов трудовых отношений и охраны окружающей среды. Такая позиция может быть оправдана отчасти опасениями, что собственные относительно высокие стандарты Америки, касающиеся трудовых отношений и охраны окружающей среды, могут увеличить себестоимость производимых в США товаров, затрудняя таким образом конкуренцию отечественных отраслей с компаниями других стран, которые подвержены меньшему регулированию.
Американцы также утверждают, что стараясь более успешно конкурировать на международных рынках, граждане других стран не получат выгод свободной торговли, если их работодатели станут эксплуатировать рабочих или наносить ущерб окружающей среде.
Несмотря на общую приверженность принципам свободы от дискриминации, Соединенные Штаты присоединились к некоторым торговым соглашениям о преференциях. Так, например, программа Обобщенной системы преференций США нацелена на оказание содействия экономическому развитию в бедных странах за счет предоставления беспошлинного режима некоторым товарам, которые эти страны экспортируют в Соединенные Штаты; преференции не предоставляются, когда производители того или иного продукта перестают нуждаться в помощи, имеющей своей целью обретение конкурентоспособности на рынке США. Другая программа преференций, Инициатива для Карибского бассейна, направлена на оказание помощи борющемуся за выживание своей экономии региону, который считается политически важным для Соединенных Штатов; эта программа предоставляет беспошлинный режим всем товарам, импортируемым в Соединенные Штаты из района Карибского моря, за исключением текстиля, ряда кожаных изделий, сахара и нефтепродуктов4.
Иногда ради достижения политических целей Соединенные Штаты отступают от своей общей политики содействия свободной торговле, ограничивая объем импорта в страны, которые, по существующему мнению, нарушают права человека, поддерживают терроризм, терпимо относятся к торговле наркотиками и представляют угрозу международному миру. В число стран, подвергавшихся подобным торговым ограничениям, входят Бирма, Куба, Иран, Ирак, Ливия, Северная Корея, Судан и Сирия. Однако в 2000 г. Соединенные Штаты отменили один из законов от 1974 г., содержащий требование о том, чтобы Конгресс ежегодно проводил голосование по поводу того, следует ли продлевать «нормальные торговые отношения» с Китаем. Этот шаг, устранивший один из основных источников трений в американо-китайских отношениях, ознаменовал собой важную веху на пути стремления Китая к членству во Всемирной торговой организации. Хотя ни для кого не является секретом тот факт, что заинтересованность США в торговых отношениях с Китаем ничуть не меньше заинтересованности самого Китая.
Преследование политических целей не является исключением во внешнеэкономических связях США. Американцы пользуются санкциями и мерами по контролю над экспортом уже более 200 лет, и после окончания «холодной войны» подобная практика приобретает все более широкие масштабы. Используя свое превосходство на мировых рынках, они получают привилегированные права. Так же и наоборот. США часто используют оправдания политического характера действий США для достижения своих экономических выгод(война в Ираке может послужить ярким примером).
Еще один принцип – многосторонний подход. Серия многосторонних переговоров, так называемый Уругвайский раунд, началась в сентябре 1986 г. и почти через десять лет завершилась подписанием Соглашения о дальнейшем снижении промышленных тарифных и нетарифных барьеров и сокращении ряда сельскохозяйственных тарифов и дотаций, а также введением новых мер по защите интеллектуальной собственности. Пожалуй, самым значительным достижением Уругвайского раунда явилось создание Всемирной торговой организации, нового, обязательного для всех механизма урегулирования международных торговых споров. Также и сами Соединенные Штаты подавали в ВТО 42 жалобы на применение недобросовестной торговой практики; к ним следует добавить жалобы, поданные многими другими странами, включая жалобы на Соединенные Штаты. 5
Для подготовки почвы для более масштабных договоров, а также для упрощения обсуждения условий и заключения более узких соглашений, США стремились к реализации двусторонних и региональных соглашений.
Это облегчило экономические отношения между США, Мексикой и Канадой. Эта тема подробнее будет изложена во втором разделе.
Можно сделать вывод, что американские принципы в области торговли сводятся к заключению многосторонних, двусторонних и региональных соглашений между странами – партнерами. Это происходит благодаря открытой системе торговли. Важно отметить, что очень велико влияние Штатов на экономики других стран, поскольку преследуя внутренние экономические цели, США добиваются распространения своих принципов на остальные государства. Также, можно сделать вывод, что политика двойных стандартов, — то, в чем так часто обвиняют Штаты другие государства — стала неотъемлемой частью самих Штатов.
3.Основные страны – партнеры США.
США являются первым торговым партнёром для многих государств мира. Во внешней торговле США велика роль соседей: Канады и Мексики, а на тройку главных партнёров (включая Японию) приходится 40% внешнеторгового оборота. Из других важнейших партнёров можно отметить западноевропейских страны и «новые индустриальные» страны Юго-Восточной Азии. За счет высоких темпов роста Китая, очень вырос импорт товаров из этой страны.
В среднем на экспорт идёт около 15% промышленной продукции США. Гораздо большую роль играет экспорт в сельскохозяйственном производстве – в другие страны отправляется половина урожая пшеницы, треть — сои и табака, 1/5 часть урожая кукурузы. При этом США обеспечивают около 70% мирового рынка кукурузы, 2/3 рынка сои, 1/3 мировой торговли пшеницей и хлопчатником.
Так как крупнейшие американские торговые корпорации являются транснациональными, то на долю ТНК приходится до 2/3 внешнеэкономического оборота США. Не менее 1/3 импорта товаров в США — это продукция заграничных филиалов американских корпораций.
Во внешних экономических связях США большую роль, чем торговля, играет вывоз капитала. Прямые иностранные инвестиции из страны превышали в начале 90-х годов 0,5 трлн. долларов (1/3 из них – в Канаду и Великобританию). Капитал США вкладывают в основном в развитые страны, а в развивающихся – в основном в добывающие отрасли или в сборочные предприятия (используется дешёвая рабочая сила, местное сырьё).
Опережающими темпами развивается экспорт полупроводников и телекоммуникационного оборудования, транспортных средств (автомобилей и авиалайнеров), энергетического оборудования и двигателей, измерительных и научных приборов. В экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтинговые услуги.
Импорт имеет для американской экономики еще более важное значение, чем экспорт. В импорте товаров преобладает высокотехническое оборудование (компьютеры и периферия, средства телекоммуникаций), одежда и бытовая электроника, транспортные средства. Машины и оборудование дают две трети прироста импорта США, на долю автомобилей и потребительских товаров приходится четверть прироста. Опережающими темпами развивается экспорт полупроводников и телекоммуникационного оборудования, транспортных средств (автомобилей и авиалайнеров), энергетического оборудования и двигателей, измерительных и научных приборов.
В экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтинговые услуги.
Страны—партнеры США по экспорту: Канада23%, Япо-ния 10,3%, Мексика 10,1%, Великобритания 5,2%, Германия 3,7%, Республика Корея 3,4%, Тайвань 3,2%.
Импорт имеет для американской экономики еще более важное значение, чем экспорт. В импорте товаров преобладает высокотехническое оборудование (компьютеры и периферия, средства телекоммуникаций), одежда и бытовая электроника, транспортные средства. Машины и оборудование дают две трети прироста импорта США, на долю автомобилей и потребительских товаров приходится четверть прироста.
Основные страны – партнеры к началу нового тысячелетия представлены в таблице.6
Таблица
Партнер
Экспорт, %
Импорт, %
Канада
23
19
Япония
10,3
17,4
Мексика
10,1
7,3
Великобритания
5,2
3,6
Германия
3,7
4,6
Республика Корея
3,4
Тайвань
3,2
3,9
Китай
5,6
К началу 2007 г. Китай переместился с третьего на второе место в списке крупнейших торговых партеров США.
Согласно данным, опубликованным Министерством торговли США, годовой (за период с октября 2005г. по октябрь 2006г.) товарооборот между США и Китаем составил 281 млрд долл. Показатель Мексики, занявшей третье место в списке торговых партнеров США, составил 278,3 млрд долл.
При этом объем импорта из Китая продолжает расти опережающими темпами по отношению к экспорту американской продукции. Дефицит американского торгового баланса с Китаем в октябре 2006г. установил очередной рекорд — 24,4 млрд долл.
Объем импорта составил 29,3 млрд долл., что почти в 6 раз больше экспорта, который составил 4,9 млрд долл.7 Если существующая тенденция не изменится, что крайне маловероятно, то дефицит торгового баланса США с Китаем по итогам года перепрыгнет планку очередного исторического максимума.
Заметим, что у США есть еще много претензий к Китаю. Так, например, американцы заявляют, что китайская контрафактная продукция заполонила международный рынок. Вашингтон уже потребовал от Пекина более строгих мер в отношении производителей таких товаров, пригрозив в противном случае прибегнуть к судебным искам8.
Влияние развития экономики США на стран-партнеров очень велико. Рост экономики державы расширяет чрезвычайно важный для них рынок сбыта широкого спектра товаров. Соединенным Штатам принадлежит крупнейшая доля в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП), которая превышает 21% в последние годы. По этому показателю к США приближается только ЕС (более 18% в составе 15 стран). Каждый процент прироста ВВП Соединенных Штатов означает расширение американского рынка на величину порядка сотен миллиардов долларов и создает основу для увеличения импорта товаров различного назначения.
Торговые партнеры США на протяжении десятилетий принимают на себя задачу работы на американскую экономику и к настоящему времени превратились в постоянных поставщиков, обеспечивающих внушительную долю американского рынка товаров. Работа на американский рынок служит двигателем роста и прогресса их экономики: она подводит базу под растущие отрасли производства в этих государствах, заставляя их производить современную продукцию и участвовать в конкуренции с фирмами самой развитой страны мира.
Показатели внешней торговли США с некоторыми партнерами (млрд. долл.)9
2000
2001
2002
2003
2004
2005*
Экспорт США (всего)
772,0
718,7
681,8
713,1
807,5
883,5
Зона евро
115,8
111,0
103,7
109,9
124,8
133,4
Япония
63,5
55,9
49,7
50,2
52,3
53,4
Китай
16,1
19,1
22,0
28,3
34,6
40,0
Импорт США (всего)
1224,4
1145,9
1164,7
1260,7
1472,9
1645,0
Зона евро
164,0
166,2
172,5
187,6
209,4
226,4
Япония
146,5
126,5
121,4
118,0
129,8
137,7
Китай
100,0
102,3
125,2
152,4
196,7
237,3
Сальдо торгового баланса
-452,4
-427,2
-482,9
-547,6
-665,4
-761,6
Зона евро
-48,2
-55,1
-68,7
-77,7
-84,6
-93,0
Япония
-83,0
-70,6
-71,8
-67,8
-77,5
-84,3
Китай
-83,9
-83,2
-103,1
-124,1
-162,0
-197,3
В результате такого сотрудничества растет зависимость иностранных партнеров от экономики США и, конечно, увеличивается зависимость самой американской экономики от сотрудничества с другими странами. Актив торгового баланса партнеров, являющийся зеркальным отражением американского дефицита, служит для них источником финансирования выплаты доходов от иностранных инвестиций и вывоза капитала, в том числе и в США. Без этого актива они не могли бы наращивать экономику и сокращать разрыв в уровнях развития между ними и лидерами.
Иностранная конкуренция и рост импорта затрагивают интересы многих отраслей американской экономики. Но одновременно они стали способом высвобождения ресурсов труда и капитала в США для их применения в передовых отраслях и продвижения экономики по пути прогресса. Учитывая это, внешнеторговый дефицит нельзя рассматривать как фактор слабости США. Напротив, он свидетельствует о силе американской экономики и превращении Соединенных Штатов в крупнейший центр развития.
4.Проблемы развития внешнеэкономических связей.
США переживают период беспрецедентного падения своей популярности, на которой еще недавно основывалось их международное влияние. В результате событий последних лет престижу и влиянию Вашингтона нанесен ощутимый ущерб.
В начале XXI века Соединенные Штаты сделали двойную ставку. Во-первых, ‘на неконтролируемую дестабилизацию’ международных отношений и возможность использовать в этой ситуации свое военное превосходство. Во- вторых, на демократизацию Большого Ближнего Востока с целью уменьшить угрозу терроризма и усилить собственные позиции в регионе.
Но попытка добиться этих целей, в частности, путем вторжения в Ирак оказалась неудачной. Иракская операция связала Вашингтону руки, ограничив его возможности воздействовать на другие кризисы (Иран, Северная Корея, палестино-израильский конфликт). Впервые за последние десятилетия американская элита раскололась по вопросу внешней политики. Выясняется, что у Соединенных Штатов достаточно военной мощи, чтобы выиграть любую войну, но не хватает ресурсов для достижения политических целей, ‘выигрывания мира’, выгодного хотя бы им самим. Трагические события в Новом Орлеане продемонстрировали неэффективность американской государственной машины перед лицом природного катаклизма на собственной территории и показали границы возможностей единственной сверхдержавы.
Международное разделение труда привело к долговременному характеру и крупным размерам торгового дефицита США. Рост импорта Соединенных Штатов – оборотная сторона актива торгового баланса многих торговых партнеров США, для которых сбыт товаров на американском рынке служит одним из главных условий роста и развития. К таким странам относятся государства ЕС, Япония, Южная Корея, Китай и другие государства с экспортной ориентацией экономики. Опережающий рост импорта ставит под сомнения все рассуждения на тему устранения дефицита внешней торговли США.
Показатели стоимости внешней торговли США10(млрд. долл.)
1981
1990
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Экспорт
237,0
387,4
772,0
718,7
681,8
713,1
811
898
Импорт
265,0
98,4
1224,4
1145,9
1164,7
1260,7
1473
1677
Сальдо
28,0
111,0
452,4
427,2
482,9
547,5
662
779
Внешнеполитические трудности Соединенных Штатов усугубляются структурными проблемами американской экономики. По-прежнему растут и внешний долг, и внутренний долг частных лиц, образовался новый ‘пузырь’ — переоценка недвижимости. Одновременно администрация США, суперлиберальная на словах, с помощью механизма госдолга накачивает через ‘заднюю дверь’ (по сути, неокейнсианскими методами) экономику деньгами и инвестициями, обеспечивая тем самым достаточно высокий и стабильный рост. И сегодняшний мировой кризис – это результат того, что новый ‘пузырь’ лопнул, а последствия переживают все ведущие страны мира. Опрос компании Harris Interactive показал, кого американцы считают главными виновниками финансового кризиса.
76% жителей США винят в происходящем банки и финансовые компании, которые выдавали ипотечные кредиты людям, изначально неспособным свои долги обслуживать. 58% считают главными виновникам обвала заведомо неплатежеспособных покупателей домов. 57% голосов получил Уолл-стрит, 55% — большой бизнес, 51% — конгресс США, 48% — президент Джордж Буш.
США — крупнейший в мире экспортер самого качественного образования и важнейших технологий. В то же время беспокойство американских экспертов вызывает уровень технического образования в стране. Дефицит покрывается, правда, лишь частично — за счет активной политики привлечения образованных иммигрантов, а также путем размещения заказов в технологически поднимающихся странах.
2.Интеграционные связи в Северной Америке.
Вторую половину ХХ века можно с полным основанием назвать эпохой интеграции. Начало ей было положено странами Западной Европы еще в конце 1940-х годов. Полстолетия спустя интеграционный процесс развернулся на североамериканском континенте между США, Канадой и Мексикой.
На сегодняшний день не существует общепризнанной теории интеграции, а сам термин имеет множество толкований.
Интеграцией в экономике называется объединение экономических субъектов, их глубокое взаимодействие и развитие связей между ними. Интеграция может происходить и между небольшими предприятиями, и на межнациональном уровне.
Сущность интеграции заключается во взаимодействия национальных государств (международная торговля, зарубежные инвестиции, совместное предпринимательство, военно-политические союзы и т.д.)
1. История развития интеграционных связей в Северной Америке
С 1 января 1994 г. на территории США, Канады и Мексики вступило в действие Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения между тремя странами были и остаются основным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса.
Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения11, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.
Линия на организацию торгово-политического объединения США с Канадой и Мексикой активно начала проводиться Вашингтоном с конца 70-х гг. Первоначально речь шла лишь об оформлении энергетического союза трех стран. Американский Конгресс принял директиву в адрес президента США в законе 1979 г. о торговых соглашениях изучить перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли (секция 1104). В 80-е годы президенты Р. Рейган и Дж. Буш не раз заявляли о своей поддержке долгосрочной цели обеспечения свободной торговли в Северной Америке.
В сентябре 1988 г. после нелегких трехлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.
2.Предпосылки и основные положения трехстороннего договора.
Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе, растущая конкуренция со стороны Японии, социально-политические реформы в странах Латинской Америки снова подняли вопрос об экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики, о необходимости «возврата» американского бизнеса в Западное полушарие и в конечном итоге о создании Североамериканской зоны свободной торговли, которая, по словам бывшего президента США Б. Клинтона, «станет основой для продвижения к объединению всей Латинской Америки — с населением 700 млн. человек — в торговую единицу, которая принесет процветание всем народам, проживающим на американском континенте». Необходимо отметить, что при подготовке договора Мексика, Канада и США рассматривали значение, потенциал НАФТА с различных позиций.
Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Это соглашение — составная часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей. Бывший помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканской интеграции: «НАФТА — хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем, чтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам». Уже тогда в 1992г. речь шла об «одном континенте и одной экономике».
Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост. В ходе переговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок (с перспективой вытеснения оттуда «азиатских тигров»), увеличения потока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника ПЗИ.
Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы и из третьих стран.
Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связана с возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.12
На новом «витке цивилизационной эволюции», на этапе заключения НАФТА США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия гармоничному развитию мировой торговли; создания расширенного и надежного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установления четких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.
НАФТА — первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире, в то время как Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира.
В то же время асимметричность взаимозависимости, обусловленная слабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положением США, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки.
Цели НАФТА определены в ст. 102 Договора:
• «снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;
• установление справедливых условий конкуренции в рамках ЗСТ;
• значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах — членах соглашения;
• обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав/ интеллектуальной собственности в каждой из стран;
• эффективное выполнение и применение данного соглашения для урегулирования споров;
• установление рамок для будущего регионального многостороннего сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного соглашения».
НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифных ограничений будет устранена немедленно с подписанием Соглашения; на втором — в течение 5 лет; на третьем — в течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе — в течение 15 лет.
4.Этапы интеграционного процесса.
На первом этапе США должны немедленно устранить 84 % тарифов на мексиканский экспорт, за исключением «нефтяного экспорта» и на 79 % канадского экспорта. В свою очередь, Мексика должна я ликвидировать 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % — на канадские товары, из которых 80 % представляют основной капитал (машины и оборудование, электронные детали, транспортные средства) и химические товары.
На втором этапе США и Канада ликвидируют тарифы почти по 1200 видам товаров (включая продукцию автомобильной и текстильной промышленности), которые в 1991 г. составляли 80% мексиканского «нефтяного экспорта». Мексика, в свою очередь, должна устранить тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США И Канады составляет соответственно 18 и 19 %.
На третьем этапе США и Канада планировали снятие тарифных ограничений на 12 и 7 % мексиканского «нефтяного экспорта», одновременно Мексика должна снять тарифы на 48 % американского и канадского экспорта.
В течение долгосрочного периода каждая из трех стран устранит оставшийся 1 % тарифных ограничений на импорт особых «чувствительных» товаров (зерно, порошковое молоко, фасоль для Мексики; молочные продукты и птицу— для Канады; фрукты и овощи — для США).
С точки зрения мексиканского правительства, устранение тарифных ограничений во взаимной торговле по данной схеме будет способствовать созданию устойчивого предпринимательского климата для мексиканских производителей и принятию рациональных инвестиционных решений. Кроме того, у Мексики появится возможность модернизации экономики и ее адаптации к новым условиям хозяйствования.
Необходимо учитывать также необходимость устранения нетарифных ограничений, затрудняющих свободное движение товаров между странами. Согласно НАФТА «если иное не предусмотрено соглашением, ни одна страна не может применять ограничения на импорт любых товаров из другой страны или на экспорт любого товара в другую страну, за исключением случаев, предусмотренных статьей XI ГАТТ». Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении мексиканских товаров при их импорте на рынок США и Канады. В свою очередь, отмена импортных лицензий в Мексике способствует увеличению объемов и повышению эффективности американского и канадского экспорта.
4.Особенности взаимодействия стран в рамках НАФТА.
В рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара, согласно которым товар будет считаться произведенным в данном регионе, если он подвергся существенной переработке различными методами в одной из трех стран (в зависимости от метода доля североамериканского компонента в стоимости товара должна составлять не менее 50-60 %). Особые правила определения страны происхождения товара предусмотрено применять к продукции особых отраслей промышленности: производство компьютеров, автомобилей и украшений.
Одной из особенностей ЗСТ является то, что, несмотря на основную цель ее создания — полную либерализацию торговли между странами, она допускает некоторые исключения. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА ряда отраслей: культуры — со стороны Канады, морских перевозок — со стороны США, нефтяной промышленности — со стороны Мексики. Для Мексики нефтяная отрасль является стратегической. Государство имеет исключительное право на инвестиции в данную отрасль и имеет значительное присутствие в ней в лице государственной компании REMEX. США стремились добиться разрешения на вложение капиталов по крайней мере в отельные сектора мексиканской нефтяной промышленности. Руководителям мексиканского государства все-таки удалось настоять на сохранении основной части ограничений на капиталовложения в нефтяную промышленность.
В качестве так называемых соглашений в рамках НАФТА рассматривались вопросы торговли услугами, движения инвестиций, права интеллектуальной собственности.
На протяжении многих лет дискуссии по вопросам инвестирования являлись источником разногласий между США, Канадой и Мексикой. Что касается США и Мексики, споры в связи с национализацией промышленности и экспроприацией иностранных инвестиций оставили своеобразное наследие в виде недоверия. Однако в результате урегулирования проблемы задолженности и существования потребности в новых фондах ограничения на иностранные инвестиции в Мексике стали рассматриваться как препятствия для необходимого для экономики иностранного капитала.
Согласно НАФТА для инвесторов североамериканского региона в каждой из трех стран устанавливается недискриминационный режим в том, что касается создания предприятий, приобретения компаний, расширения и управления.
Одним из достижений НАФТА является снятие целого ряда ограничений и требований для иностранных инвесторов (которые имели место в Мексике): обязательный экспорт определенного количества товаров и услуг, обязательное использование отечественных товаров и услуг, обязательная передача технологий. Согласно НАФТА инвесторы из США, Канады и Мексики получают следующие права с целью более свободного ведения дел: право на репатриацию прибылей и капитала, право на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, право на урегулирование споров между инвесторами и правительствами в арбитраже. Однако Мексика сохранит запрет на иностранные инвестиции в таких секторах, как энергетическая отрасль, железные дороги и др.
Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами, имеет огромное значение для стран-участниц, особенно для Мексики, так как, начиная с 80-х годов услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень занятости в данной сфере составляет соответственно 60 %. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением являются услуги авиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. НАФТА не ослабляет требования по лицензированию и сертификации, но в соответствии с принципом недискриминации лицензирование таких видов услуг, как юридические услуги, медицинские и бухгалтерский учет, должно соответствовать объективным критериям и создавать условия для конкуренции, однако не по национальному признаку. Правда, мексиканские и канадские специалисты не могут работать в США, если они не прошли те же процедуры лицензирования и сертификации, что и американские специалисты. Например, мексиканский архитектор может приехать в США согласно положению о временном пребывании специалистов, но он не сможет осуществлять трудовую деятельность, пока не пройдет сертификацию в США.
В целях успешного выполнения соглашения была создана институциональная структура НАФТА, которая включает в себя комиссию по свободной торговле, секретариат, а также комитеты: по торговле товарами, торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному контролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам; торговле и конкуренции, рабочие группы.
Следует подчеркнуть, что в отличие от Европейского союза в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия.
В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, как мы видим, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами.
5
. Последствия и перспективы интеграции в Северной Америке.
Вокруг североамериканской интеграции идет много дискуссий и споров. Темой дискуссий является вопрос об ожидаемом экономическом эффекте, и особенно о том, как преимущества объединения будут распределяться между США, Канадой и Мексикой13. Этой проблеме посвящены многие экономические исследования, которые основываются на математических моделях, с помощью которых определяется влияние НАФТА на производство, торговлю и занятость в отдельных секторах экономики каждой из трех стран после отмены тарифных и нетарифных ограничений.
Согласно многим исследованиям, в результате либерализации торговли США, Канада и Мексика смогут повысить благосостояние за счет выгодного размещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек по сделкам, улучшения условий окружающей среды, повышения активности капиталовложений и технического прогресса. В качестве статических эффектов первых трех лет функционирования НАФТА выделили общее повышение экономического благосостояния в каждой из стран: в США — 3,6 млрд. $, в Мексике — 2,4 млрд. $, в Канаде — 1,6 млрд. $.
Важнейшее значение для всех стран имеет проведенное сокращение таможенных тарифов.
Вступление Мексики в североамериканский интеграционный блок обеспечило ей стабильный рост экспорта на рынки США.
Одним из главных положительных эффектов реализации НАФТА является высокий темп роста инвестиций. Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА.
Отрицательной тенденцией развития интеграционных связей для США является то, что многие аналитики считают, что в США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика.
У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, «сметают» отечественные малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс. крестьянских хозяйств.
Вскоре после вступления Мексики в НАФТА в стране разразился тяжелейший валютный кризис. Обвал фондового рынка, падение курса мексиканского песо сопровождались «эффектом текилы» — бегством краткосрочных капиталов из этой страны, а также с других «нарождающихся рынков», стали первым серьезным вызовом для североамериканского интеграционного процесса.
Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. В условиях, когда ни Федеральная резервная система, ни тем более Конгресс США не были в состоянии предпринять действенных мер по спасению американских держателей мексиканских ценных бумаг, Вашингтон использовал весь свой вес в МВФ, чтобы тот предоставил чрезвычайный заем Мексике, причем в три раза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд. долл. США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа.
НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кризиса, но и в дальнейшем показала свою жизнеспособность. По оценкам большинства специалистов, североамериканский интеграционный процесс к концу 90-х годов обрел необратимый характер. Об этом свидетельствовали не только такие показатели, как динамика внешней торговли и движение капиталов и услуг. И в США, и в Канаде, и в Мексике ни одна из политических партий, крупных предпринимательских организаций уже не выступала против НАФТА.
Даже принимая во внимание ряд противоречивых последствий, НАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение трудно переоценить.
Следует учесть, что в США НАФТА рассматривается как структура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами, она является краеугольным камнем для более широкой интеграции стран Западного полушария. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий Западного полушария». В торгово-экономическом плане в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, охватывающего весь американский континент.
Заключение.
В начале XXI века состояние финансовой системы США и их международные финансовые позиции вызывают противоречивые оценки ученых и специалистов, политиков, а также широких слоев населения как в самих Соединенных Штатах, так и в других странах. Эта противоречивость связана с быстротой и радикальным характером перемен в международных экономических позициях США, которые не сразу были осмыслены адекватно.
С позиции традиционных представлений можно заметить, что при очевидном экономическом превосходстве США над другими странами мира в финансовом положении этой страны сложились значительные отклонения от принятых критериев равновесия. Это неизбежно вызывает вопросы относительно обоснованности и устойчивости позиции Соединенных Штатов как мирового экономического лидера. Принимая как факт мировое лидерство США по экономическому потенциалу, достижениям в области научно-технического прогресса, финансовому могуществу и мировому влиянию, аналитики настороженно ожидают «внезапных» и сильных кризисных потрясений, способных мгновенно все переменить.
В данной работе сделаю вывод, что влияние США на страны, активно задействованные в мировом хозяйстве, весьма велико и значительно. Мировой финансовый кризис, охвативший мир в середине 2008 года, в своем основании имеет причины, кроющиеся во внутренней структуре экономики США. Именно поэтому в данной работе были раскрыты характерные для американцев принципы внешнеэкономичекой деятельности, кратко нарисована историческая картина развития международных торговых связей.
Немалую роль в развитии экономических связей США играют интеграционные процессы: активное партнерство трех стран, граничащих друг с другом, во многом определяют состояние экономики Америки. А определяющим законом является договор НАФТА, основные положения, цели и последствия которого были рассмотрены подробно во 2 главе.
Список используемой литературы.
1. А.И. Суматохина. Россия-Запад: экономический аспект исторической тенденции взаимоотношений. М.:2008
2.Збигнев Бжезинский. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. – М.: Международные отношения, 2007. — 240 c.
3.Общественно-политический журнал «Главная Тема», Эмманюэль Тодд. После Империи. Pax Americana — начало конца. 27.10.08
4. М.Портной «США в мировой финансовой системе», Журнал «Перспективы».2008
5.The economist. The gap between supply and demand. P.34, August,2008
6.Economic Report of the President 2005. IMF. International Financial Statistics. August 2006. P. 328.
7.EconomicReportofthePresident2005. P. 401.
8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения, учебник, Красавина Л.Н.2007
9.Международные экономические отношения, учебник, Авдокушин Е.Ф., 2006
10.Евстигнеев В. Портфельные инвестиции в мире и в России: выбор стратегии. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.
11.Клейнер Г. Эволюция институциональных систем. – М.: Наука, 2004.
12.Ясин Е. Экономический рост как цель и как средство // Вопросы экономики, 2008, № 9.