3-5 Глава

ОглавлениеВведение ____________________________________________ 3-5Глава 1. Образ города у В.Маяковского§1. Преемственность и новаторство в изображении города В.Маяковским _______________________________________ 6-17§2. «Адище города»__________________________________ 18-27Глава 2. Лирический герой В.Маяковского в городе_______ 28-40Заключение_________________________________________ 41-43Библиография_______________________________________ 44-46ВведениеСовременное восприятие творчества Владимира Маяковского подтвер­ждает опасения поэта быть непонятым своей страной. В одном из стихотворений Маяковский писал: «Я хочу быть по­нят моей страной, // А не буду понят — / что ж! // По родной стране /пройду стороной, // Как проходит косой дождь». Вмес­те с тем именно наше время, конец XX – начало XXI столетия, способствует реальному пониманию глубинной связи неповторимой личности художника и его эпохи. В 80-е годы XX века начал формироваться новый взгляд на творчество В.В.Маяковского. С тех пор было много написано о «казенном мифотворчес­тве» поэта, «лживости», «вторичности» его творчества. Действи­тельно, многое из созданного Маяковским в советские годы дает основание для подобных упреков. По точному сравнению В. Распутина, «подобно Туринской пла­щанице, в которую оборачивали снятого с распятия Христа и которая вот уже скоро две тысячи лет сохраняет его облик, культура оставляет беспристрастный оттиск нашего портрета»1. Один из таких «оттисков» — гениальная и трагическая фигура Маяковского. Личность большого художника сама по себе есть явление куль­туры подчас в неменьшей степени, чем его произведения. К аналогичному заключе­нию пришел в свое время Б. Пастернак, размышляя в связи с Маяковским о своей судьбе, сути поэзии и поэта. «Дело в том, — говорил Пастернак 12 апреля 1933 года на вечере в Московском университете, посвященном памяти Маяковского, — что если собрать все написанное поэтом, как бы он гениален ни был, то это никогда не равносильно той роли, которую он сыграл. И эта роль всегда будет больше, потому что явление поэзии сиг­нализирует какие-то ценности, и в них мы видим отклик того, что в кавычках называем бессмертием и что по существу явля­ется драгоценнейшим признаком нашей породы»1. Изученный, действительно, «до последних йот» с позиций официальной версии своей эпохи, Маяковский лишь отчасти равен самому себе, а именно в той самой части, в которой он равен своему времени. Некий переворот в понимании Маяковского совершает Ю.А.Карабчиевский. В своей книге «Воскресение Маяковского»2 Карабчиевский не просто стремится снять с поэта «хрестоматийный глянец», но и понять трагизм этого человека, обусловленный, по его мнению, отчуждением мастерства Маяковского от его души, следствием чего явились «неправда», «маска», «личина» как единственный способ существования. Вместе с тем Карабчиевскому Маяковский по-своему дорог: лучшие, заключительные страницы его эссе – там, где речь идет о гибели поэта, – пронизаны болью и состраданием. Но тем не менее они не снимают общее ощущение неправды в интерпретации жизни и творчества Маяковского. В отличие от Карабчиевского мы не сомневаемся в искренности поэта, равно как и в том, что глубины творчества Маяковского до сих пор не раскрыты. О серьезности творчества поэта говорил Б.Пастернак: «Я очень любил раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания ее серьезность была так необычна»3. Но тот же Пастернак указывал и на то, что эта поэзия была обречена: «Это была поэзия мастерски выплетенная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь»4. Одной из основных проблем раннего творчества Маяковского стала проблема существования человека в городской среде. На данный момент урбанистическая тема в ранней лирике Маяковского изучена мало и требует новых исследований. Данной работой мы попытаемся внести свой вклад в изучение этой темы. Основные задачи, которые мы ставим до начала нашего исследования – это, во-первых, показать новаторство поэта в развитии урбанистической темы; во-вторых, рассмотреть механизмы раскрытия основных образов внутри урбанистической темы. Предметом анализа нашей работы являются лирические стихотворения Маяковского с ярко выраженной городской тематикой, написанные им до 1917 года. Отбор материала будет осуществляться по принципу формального наличия в стихотворениях городской атрибутики (например, «улица», «дом», «площадь», «толпа» и т. п.) От предстоящего исследования мы ожидаем немало интересных находок. БиблиографияИсточники Маяковский В.В. Собр. соч.: В 12 т./ Под ред. В.В.Воронцова, Ф.Ф.Кузнецова, С.С.Наровчатова. В.В.Новикова, А.В.Софронова. М., 1978. Белый А. Петербург. Стихи / Под ред. В.М.Пискунова. М., 2003. Блок А. Поэзия Составление, предисловие и примечания Вл.Орлова. М., 1968. Брюсов В. Избранное / Составитель, автор вступительной статьи и примечаний Н.А.Трифонов. М., 1996. Брюсов В. Собр. соч.: В 7т / Под общей редакцией П.Г.Антокольского, А.С.Мясникова, С.С.Наровчатова. Составление и вступительная статья Д.Е.Максимова. Подготовка текстов и примечания Р.Е.Помирчего. М., 1975.Справочная литература Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М., 1987. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. Театральная энциклопедия / Гл. ред. Марков П.А. М., 1964.Исследования Альфонсов В.Н. «Нам слово нужно для жизни». В поэтическом мире Маяковского. Л., 1984. Альфонсов В.Н. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футуризма. С-Пб., 2001. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. Брюсов В. Новые течения в русской поэзии // Брюсов В. Среди стихов. М., 2004. Владимиров С. Об эстетических взглядах Маяковского. Л., 1959. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. Гончаров Б.П. Октябрь в творческой судьбе Маяковского (К спорам о наследии поэта) // Маяковский в современном мире. Статьи, исследования, материалы и воспоминания. Л., 1984. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. М., 1983. Громов П. Герой и время // Громов П. Театр Блока. Статьи о литературе и театре. Л., 1961. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская и праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М., 1988. Долгополов Л. Личность писателя, герой литературы и литературный процесс // Вопр. лит., 1974, №2. Иванов Е.П. Воспоминания и записки об Александре Блоке. М., 2004. История зарубежного театра. Театр западной Европы. Ч. I / Под общ. ред. проф. Г.Н. Бояджиева. М., 1971. Карабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. М.,1990. Катанян В. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. М., 1985. Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья – М., 2002. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Воспоминания. Захаров-Москва, 2002. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. Метченко А. Маяковский. Очерк творчества // Метченко А. Избранные работы.: В 2 т. М., 1982. Мочульский К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. М., 1997. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века. М., 2001, Пастернак Б. Маяковский в моей жизни //Литературная газета. 1989. 4 окт. Перцов В. Маяковский. Жизнь и творчество. М., 1976. Пинский Л.Е. Шекспир. М., 1971. Пицкель Ф.Н. Маяковский: художественное постижение мира. М., 1979. Распутин В. Левая, правая где сторона? // Советская культура. 1989. 27 мая. Родина Т.М. Александр Блок и русский театр начала XX века. М., 1972. С. 9. Смирнова Л.А. История литературы конца XIX- начала XX вв. Публикуется по книге: Л.А.Смирнова. Русская литература конца XIX- начала XX века, М., 1993. Электронная версия подготовлена А.В.Волковой – www.slovesnic.ru Смирнов-Несвицкий Ю. Зрелище необычайнейшее. Маяковский и театр. Л., 1975. Сугай Л.А. «…И блещущие чертит арабески» // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. Тимофеев Л.И. Поэтика Маяковского. М., 1941. Тынянов Ю. Блок // Блок А.А. Избранное. М., 1996. Харджиев Н. Маяковский и живопись // Харджиев Н. Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970. Харджиев Н. Тренин В. Поэтика раннего Маяковского // Харджиев Н. Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970. Холшевников В.Е. Стихотворение и поэзия. Л., 1991. Черемин Г.С. Путь Маяковского к Октябрю. М., 1975. Чуковский К. // Альманах издательства «Шиповник», 1914, кн.22. Щукина Д.А. Мифологизация пространства у Блока и Булгакова // Александр Блок и мировая культура. Великий Новгород. 2000. 1 Распутин В. Левая, правая где сторона? // Советская культура. 1989. 27 мая. 1 Пастернак Б. Маяковский в моей жизни //Литературная газета. 1989. 4 окт. 2 См. Карабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. М.,1990. 3 Пастернак Б. Маяковский в моей жизни //Литературная газета. 1989. 4 окт. 4 Пастернак Б. Указ. соч.