Туристический бизнес в России

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ 1.1 ПОНЯТИЕ “ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ” 1.2 ВИДЫ ТУРИЗМА 1.3 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) 1.4 СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ 18 ГЛАВА 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ

ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) 2.1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38 ВВЕДЕНИЕ Туристский бизнес в России находится на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.

Туризм – один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания

и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. В 2002 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е.81,2%, не имели соответствующего сертификата качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма.

Это в конечном итоге приводит к снижению роста туризма в России. Дефицит платежного баланса по статье “туристские услуги (поездки)” в 1999 г. составил около 3,2 млрд. долл. США, удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг 4,4%, удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 13%. Общее число прибытий в Россию составило 18,8 млн. чел при этом из стран дальнего зарубежья –
7,1 млн. чел в том числе с целью туризма – 1,9 млн. чел. (26,8%). Из стран СНГ Россию посетили 11,7 млн. граждан, из них с целью туризма – 1,14 млн. человек (9,7%). Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных процессов и явилось основным содержанием данной работы. Можно выделить следующие задачи работы: изучение развития туризма на современном этапе,

в том числе социального туризма, исследование социальных процессов, оказывающих влияние на развитие туризма (въездного, выездного, внутреннего), анализ ситуации на рынке туристских услуг, проведение сегментации рынка потребителей туристских услуг. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики, играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития большого

числа стран и регионов. Доля туризма в ВВП стран колеблется от 2% в высокоразвитых и диверсифицированных экономиках до 10% в странах с относительно крупным туристский сектором. В островных государствах и наименее развитых странах его доля может составлять до 30-40% . Для многих стран иностранный туризм превратился в существенный источник увеличения доходов от экспорта и роста национальной экономики. Несмотря на значительную роль, которую международный туризм играет сегодня

в мировых экономических и социальных отношениях в научной литературе практически отсутствуют работы, посвящённые исследованию зависимостей между показателями туризма и воздействующими на них социальными процессами. В специальной литературе, как правило, всё заканчивается перечислением таких факторов, как наличие уникальных туристских ресурсов, капитала, трудовых ресурсов, благоприятного таможенного и пограничного режима. Эти факторы, безусловно, оказывают большое влияние на развитие туризма в той или иной стране.
1.1 ПОНЯТИЕ “ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ” Туристская индустрия – совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально – технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты: организаторов туризма – туристские предприятия

по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты); предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.); предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.); транспортные предприятия (авто – и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.); экскурсионное бюро; производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения); предприятия

торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров); предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.); учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы); органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации); учебные, научные, проектные учреждения. Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации

туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.
Исходя из этих предпосылок. Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” определяет туристскую индустрию как “совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные

услуги и услуги гидов-переводчиков. Комплекс потребительных стоимостей, получаемых туристом в процессе путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на практике называемый “туристским продуктом”. Туристский продукт – результат общественного труда в виде туристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании туристским продуктом является любой вид туристских услуг. Туристские услуги – целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности

туристов и не принимающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода. К туристским относятся услуги: по размещению туристов; перемещение туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания и обратно; обеспечению туристов питанием; удовлетворению культурных потребностей туристов (экскурсии, посещение театров, концертных

залов, музеев, памятников истории и культуры, парков, заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.); удовлетворению деловых и научных интересов (участие в конгрессах, конференциях, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.); информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.); средств связи (пользование Интернетом, междугородней и международной связью, факсом); организационные (оформление
паспортов, виз, страхование, предоставление гидов, переводчиков и т.д.); торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков и т.д.); посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта, отправка и доставка корреспонденции, приобретение подарков, сувениров); бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.); спортивно – оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).

Результат деятельности туристских предприятий в виде услуг или их комплекса, предназначенной для продажи на рынке, обычно называют туристским продуктом. Последний в зависимости от специфики деятельности туристского предприятия может выступать в виде различных услуг, а также быть представленным в определенной форме в зависимости от удовлетворения тех или иных потребностей клиента и его предпочтений. Это могут быть отдельные услуги туристского характера (например, проживание в гостинице) или их комплекс,

предоставляемый потребителю в виде туристического путешествия с определенными целями и по заранее запланированному маршруту. Такой комплекс услуг воспринимается потребителем как один продукт и приобретается в совокупности всех его компонентов. Тур – основной вид туристского продукта, представленного на туристском рынке, производимый туристскими предприятиями и представляющий собой комплекс услуг или товаров туристского назначения, объединенных общей целью путешествия. Создание привлекательного туристского продукта является

первой и самой важной задачей турфирмы. Туристский продукт несет в себе следующие основные потребительские свойства: обоснованность-предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия, и соответствующими услугами, основанными на потребностях туриста; эффективность-достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны; надежность-соответствие реального содержания продукта рекламы, достоверность информации; целостность-завершенность продукта, его способность полностью удовлетворять
туристские потребности; ясность-потребление продукта, его направленность должны быть понятны туристу, так и обслуживающему персоналу; простата в эксплуатации; гибкость-способность продукта в системе обслуживания приспособить к другому типу потребителя; полезность-способность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдыха и познания), удовлетворять те или иные потребности туриста. Необходимо отметить такое важное свойство туристского продукта, как гостеприимство.

Гостеприимство в сфере туристской индустрии – это Профессиональное требование, искусство дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются достоинство, уважение, любезность персонала. Это понятие складывается из множества составляющих факторов: качественная информация как местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и развлечений; создание положительного образа

туристской местности, предприятий, обслуживающих потребителей (реклама, участие в передачах) посвященных туризму); внимательное отношение тех, кто предоставляет туристский продукт, к просьбам и пожеланиям клиента (по принципу “Что мы можем еще предложить? “). При формировании тура и его составляющих возможны два варианта работы: а) подготовка индивидуальных туров; б) подготовка пэкидж-туров. В первом случае формирование программы и комплектование состава услуг

производятся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагаются на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предлагаемом месте отдыха. Пэкидж-тур предполагает жесткий, заранее спланированный (до контакта с клиентом) работ услуг, ориентированный на определенный вид туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст. Основной комплекс услуг – это набор услуг, составляющих программу обслуживания в рамках тура.
В зависимости от целевой направленности и назначения тура он включает в себя следующие услуги: Транспортировки (перевозки); проживания; питания; программные. Услуги транспортировки (транспортное обслуживание в рамках тура) можно разделить на три основных типа: доставка туристов от места их проживания к месту назначения и обратно; трансферт; транспортное обеспечение программных услуг тура. Включение в тур тех или иных услуг транспортировки туристов, а также определение

класса и уровня оказания этих услуг осуществляются в соответствии с целями тура и его программой. Услуги проживания – это основной вид туристских услуг, подлежащих обязательному предоставлению в рамках любого организованного туристского путешествия. Услуги питания также относятся к основному комплексу туристских услуг, включаемых в тур. Бывают следующие виды классификации услуг питания: Завтрак – одноразовое питание; полупансион – двухразовое питание, обычно включающее завтрак и обед

или завтрак и ужин; полный пансион – трехразовое питание. Программные услуги представляют собой комплекс экскурсионных, развлекательных, познавательных, обучающих и других услуг, формируемых в соответствии с целевым назначением тура. Основной комплекс услуг является обязательным элементом каждого тура, вне зависимости от того, на кого этот тур ориентирован. Дополнительные услуги – важный компонент тура, включающие в себя любые услуги,

которые могут быть оказаны потребителю “по ему желанию” и в соответствии с его интересами за дополнительную плату. Дополнительные услуги могут быть предложены потребителю в момент приобретения тура и будут включены в стоимость тура, а могут предлагаться в ходе тура, и оплачиваются туристом самостоятельно. Рынок туристских фирм можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном
месте. При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты: основным предметом купли-продажи являются услуги; кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения; спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью: индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой

замещаемостью: отдаленностью по времени и месту от туристского предложения; туристское предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность. Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки.

В связи с этим существует достаточно много признаков классификации туристского рынка. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для социологических исследований. Турфирмы, осуществляющие международную деятельность, должны учитывать различную экономическую, культурную, правовую среду каждого национального рынка. Международная деятельность более сложная, чем внутренняя, в силу самых различных рисков, связанных с расчетами в иностранной валюте, с ценовым, транспортным

риском при неуплате или несоблюдении условий о поставке туристских услуг. Не исключены сложности, связанные с таможенными формальностями и другими факторами, действующими в мировой торговле. Об этом говорят данные обследования причин просчетов и неудач в международном туристском бизнесе, по которому 53% случаев таких неудач приходилось на долю опросов, 35% были связаны с управлением, а 12% – с правовыми, производственными и финансовыми просчетами.
При этом важен учет различий между странами, которые иногда оказываются достаточно глубокими. Совокупность элементов и факторов инонациональной макроэкономической системы выступает в качестве среды турфирмы – участника внешнеэкономической деятельности. Сама эта среда вследствие присутствующих в ней элементов также может рассматриваться как неоднородное явление, внутри которого имеются разные составляющие – микросреда (внешняя) и макросреда.

В первом случае имеются ввиду непосредственные “контактеры” те поставщики тур услуг, с которыми тур фирма вступает во взаимовыгодное сотрудничество. Во втором, общеэкономические конъюнктурообразующие факторы. Следует вновь подчеркнуть, что внутренняя среда фирмы, ее внешнее микро – и макроэкономическое окружение на зарубежных рынках, а также принципы и методика проведения политики образуют ткань внешнеэкономической

предпринимательской деятельности, и формируют принципы, которые лежат в основе соответствующей многообразной практической работы. Сегодня число туристских фирм сильно увеличилось, особенно в крупных городах, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному

заказу. Есть турфирмы, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене. 1.2 ВИДЫ ТУРИЗМА Туризм подразделяется на три основных типа: Въездной, Выездной Внутренний Под въездным туризмом понимается такой тип туризма, при котором туристы-
нерезиденты страны посещают с туристской целью новую для них страну. Выездной туризм – заграничные туристские путешествия туристов-резидентов страны. Внутренний туризм – это перемещение туристов-резидентов внутри собственной страны в целях удовлетворения туристского спроса. С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата), выделяют рынки: •пригородного туризма (поездки горожан за город в период отпусков или в выходные дни); •внутрирегионального

туризма (путешествия в рамках какого-либо региона); •внутригосударственного туризма (путешествия, ограниченные рамками государственных границ страны); •международного туризма (поездки за пределы страны). С точки зрения особенностей и содержания туристической деятельности, выделяются следующие рынки: целевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свой турпродукт; бесплодный, т.е. рынок не имеющий перспектив для реализации турпродукта; основной, т.е. рынок, где реализуется основная

часть услуг турфирмы; дополнительный (продажа некоторого объема услуг); растущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж турпродукта; прослоенный, т.е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным рынком. Можно выделить следующие виды туризма, которые лежат в основе туристского спроса. Экскурсионный туризм – путешествие в познавательных целях.

Это одна из наиболее распространенных форм туризма. Рекреационный туризм – путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма. Деловой туризм – поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей.
В связи с всеобщей интеграцией и установлением деловых контактов деловой туризм из года в год приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и т.д. Обращение к туристским фирмам во всех подобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками, экономя время. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация

различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. Этнический туризм – поездки для свидания с родственниками. Туристские агентства помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д. Спортивный туризм – поездки для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы

соревнований, так и болельщики, и просто желающие присутствовать на соревновании. Целевой туризм представляет собой поездки на различные массовые мероприятия. Религиозный туризм – путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий. Караваннинг – путешествие в небольших мобильных домиках на колесах. Приключенческий (экстремальный) туризм – туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда с опасностью

для жизни. Водный туризм – поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам. 1.3 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) С экономической точки зрения туризм – это одна из ведущих и наиболее динамичных
отраслей мирового хозяйства. За быстрые темпы роста он был признан экономическим феноменом столетия. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. По данным Всемирной Туристской Организации, вклад туризма в мировую экономику эквивалентен 11-12% мирового валового национального продукта. На долю туризма приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, около 7% доходов от мирового экспорта,

что в абсолютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, и автомобилей. В 2002 году каждое 15-е рабочее место в мире приходилось на индустрию туризма. В некоторых странах туризм обеспечивает до четверти и даже более всех поступлений в казну. Франция, Испания, Швейцария, Италия, и даже бывшие социалистические страны Венгрия и Чехия получают от 15% до 35% валового национального продукта от индустрии туризма.

Для Кипра этот показатель еще выше – 45%. Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно

растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. И чтобы подтвердить это мы более подробно рассмотрим социально-экономические функции туризма. Туризм как социально-экономическое явление современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных и других целях. Для представителей туристской индустрии – это сфера приложения
капитала, а также область деятельности, которая направлена на формирование и удовлетворение потребностей потенциальных клиентов. Итак, влияние туризма на экономическую жизнь страны заключается в следующем. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов. Целесообразность активного развития въездного туризма обусловлена необходимостью

увеличения поступлений валютных средств в страну за предоставленные туристские и сопутствующие услуги, что позволит сбалансировать потоки денежных средств, расходуемых белорусскими гражданами на покупку туристских услуг за рубежом (через посредничество отечественных туристских фирм или самими гражданами). Такая положительная тенденция автоматически найдет свое выражение в улучшении сальдо баланса услуг. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка в нашей стране

(выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, в том числе прямых, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес). Что не маловажно для нашей страны. Стоит так же отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости. Особенность туризма (въездного, выездного, внутреннего) заключается

в том, что он влияет на экономику через спрос и потребление туристов. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов,
учреждений культуры и т.д стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения. Большое значение имеет и тот факт, что туризм обеспечивает немалые поступления в государственный и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы.

А теперь приведем примеры социального значения туризма. Научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера,

что ведет к снижению жизненной и трудовой активности. Туризм (въездной, выездной, внутренний) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Эффективность туризма в восстановлении сил и трудоспособности человека,

и следовательно, психофизиологических ресурсов всего общества, заключается в разнообразии и активности видов туристской деятельности. Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления,
как безработица. Туризм оказывает влияние на повышение уровня жизни населения туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников, развивая хозяйственную деятельность региона, направленную на туристов и местное население. 1.4 СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” определяет социальный туризм как “путешествия, субсидируемые из средств,

выделяемых государством на социальные нужды”, при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера. В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги.

Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения

являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов. В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ ”
Спутник”) ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек. Объем обслуживания туристов БММТ “Спутник” в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг – 365 млн. руб. (в ценах 1989 г) при численности работающих около 7 тыс. человек.

Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями. При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь

Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе. БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в

Манильской декларации по мировому туризму (1980 г): “Социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых”. Монреальская декларация “К гуманному и социальному ведению туризма”, принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г целиком посвящена проблемам социального туризма, который

назван там “дизайнером общества и двигателем экономического развития”. Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения,
подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: “К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная

организация и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли”. Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже. Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам. Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера. Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду. Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах.

Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности. Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров. Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной
продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях. Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка: проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей

материальной базы социального туризма; отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы; информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма; растущие стандарты качества обслуживания социального туризма; формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем. Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них – отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта.

Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии – Швейцарская касса путешествий. Отпускной чек – платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную

стоимость. Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов: 1. наличие агентства, уполномоченного производить не необходимые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату); 2. оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы); 3. носителей и пользователей чеков (отдельные физические лица); 4. предприятий обслуживания по отпускным чекам. Основные принципы функционирования данной системы заключается
в следующем: 1. определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму. 2. оптовый покупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные). 3. работник предприятия рассчитывав за чек единовременно или в рассрочку. 4. полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, магазины и т.д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход

средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания. Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают

социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Известно и одно из положений Гаагской декларации 1989 г в котором провозглашается, что государства не могут тратить на туризм больше того, что они надеются от него получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит

в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых – в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц. В силу экономических и социальных проблем создание систем “отпускных чеков” и социального
туризма в России в ближайшее время представляется достаточно проблематичным, так же, как и принятие проекта Федерального закона “О социальном туризме”, обсужденного в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе в июне 1998 г. “Закон о социальном туризме” не получил поддержку думского большинства. Вот основные положения Проекта Федерального Закона “О социальном туризме”, который, как ожидается, будет слушаться в феврале-марте 2005

года. С целью поддержки и развития социального туризма, большей его доступности для слабозащищенных социальных слоев и привлечения инвестиций в эту сферу государство предусматривает для предприятии, учреждении, организации и граждан, вкладывающих собственное имущество и средства, свои интеллектуальный продукт в развитие социального туризма в России, следующие преимущества: при лицензировании в сфере социального туризма лицензионный сбор не взимается при наличии профессионального образования, специальной подготовки

и аттестации работников социального туризма; осуществляется безвозмездная целевая сертификация; вводится шкала размеров налогообложения, пошлин и иных сборов на услуги, оказываемые учреждениями социального туризма, в том числе при реализации отрывного талона, отпускного чека, членской карты, маршрутного листа и маршрутной книжки участника социального туризма на туристско-оздоровительные и экскурсионно-познавательные мероприятия, а также работы и услуги по производству, тиражированию, прокату туристско-спортивного инвентаря

и туристской продукции, а также по налогам на имущество организаций социального туризма, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; освобождаются от налогообложения земли, занятые объектами социального туризма; при оказании туристских услуг социального характера налог на добавленную стоимость на социальный туристский продукт преобразуется в не подлежащую налогообложению социальную туристскую ренту, полностью направляемую на поддержку и развитие социального туризма; не признается
объектом налогообложения и не подлежит налогообложению реализация на территории РФ туристских товаров, работ и услуг при условии их финансирования исключительно и непосредственно за счет займов, кредитов или безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными и общероссийскими общественными организациями или физическими лицами, межгосударственными или социально-экономическими организациями (в рамках социального партнерства), одной из сторон кото-рых является

РФ или общероссийская общественная организация, общероссийский орган управления в социальном туризме ; образовательные учреждения социального туризма освобождаются от налога на имущество, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, от сбора на нужды образовательных учреждений; осуществляется также иная государственная поддержка участников социального туризма, включая использование средств

Фонда социального страхования при осуществлении туристско-оздоровительных мероприятий. Источниками финансирования и материальной поддержки социального туризма являются: средства, получаемые в результате туристской и иной деятельности организаций социального туризма, от использования нематериальных активов туристских организаций (патентов, ноу-хау, товарного знака и другие); платежи в виде социальной туристской ренты, по договорам между работниками и предпринимателями, между туристскими и другими организациями,

фондами; доходы, получаемые по процентам от льготных кредитов, выделяемых субъектам малого предпринимательства в социальном туризме; добровольные взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных, в поддержку социального туризма; средства, выделяемые государством для поддержки и развития социального туризма в соответствии с законодательством Российской федерации. 1. Организации и органы управления в социальном туризме вырабатывают с учетом общественных стандартов
способы и формы самофинансирования, систему собственных льгот, предназначенных для поддержки социального туризма, осуществления ею программ. 2. Материальной основой для этого являются средства, получаемые из источников, указанных в настоящем Законе. 3. Предусмотренная настоящим Федеральным законом социальная туристская рента, направляемая на финансирование усилий по поддержке и развитию социального туризма, может быть использована только по прямому назначению.

4. Социальная туристская рента образуется: посредством хозяйственного использования уникальных, лучших и средних по качеству туристских ресурсов; при оказании туристских услуг социального характера. путем преобразования налога на добавленную стоимость на социальный туристский продукт в не подлежащий налогообложению источник самофинансирования социального туризма. 5. Социальная туристская рента распределяется на основании заключенного в каждом конкретном случае рентного

договора. Типовая форма рентного договора определяется Министерством финансов Российской Федерации. 6. Рентные отчисления по социальной туристской ренте поступают: а) организациям социального туризма – в размере 50%; б) федеральным или региональным органам исполнительной власти или органам местного самоуправления. в размере 40%; в) общероссийскому органу управления в социальном туризме. в размере 10%. 7. Целевые размеры социальной туристской ренты, установленные настоящим

Федеральным законом, указываются в отрывном талоне, отпускном чеке, членской карте участника социального туризма. ГЛАВА 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) 2.1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ Социальные процессы как движение элементов социальной системы, ее подсистем, любого социального объекта совершается под действием внутренних и внешних условий.
Они носят характер функционального воспроизводства и социального самодвижения объекта, перехода его к новому качеству. В широком смысле слова социальное развитие представляет собой совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов; в узком – развитие социальной сферы или сферы социальных отношений. Социальные явления, структуры, их элементы находятся в постоянном движении; изменяются взаимосвязи и отношения между ними. Социологи такие изменения характеризуют как общий тип движения социальных явлений

и структур. Для социальных изменений свойственно возникновение или исчезновение определенных элементов, трансформация внешних или внутренних связей. Социальные изменения могут быть вызваны развитием данного явления, структуры, но могут и не иметь такой связи. Факторами, определяющими социальные изменения, служат : объективные предпосылки и условия (в первую очередь экономические, но также и политические, географические, социально-психологические и др.); особые

жизненные обстоятельства, формирующие сознание и волю каждого отдельного индивида-активность личности в данной ситуации. Социальные изменения, рассмотренные в динамике, представляют собой процесс. Социальные процессы – это последовательная смена состояний или движение элементов социальной системы и ее подсистем, любого социального объекта. Такие процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий, обладают устойчивым порядком взаимодействия составляющих их компонентов, продолжительностью

во времени и направленностью к тому или иному состоянию социального объекта. Каждый социальный процесс состоит из нескольких стадий, различающихся по содержанию и механизмам, т.е. способам взаимосвязи компонентов, определяющей его направление и темпы на данной стадии. Многие социальные процесса являются парными, имеют симметричные по структуре механизмы, отличаются знаком направленности. Парными социальными процессами выступают, например, интеграция и дезинтеграция
социальной системы. Социальная интеграция – установление оптимальных связей между социальными институтами, группами людей, эшелонами власти и управления; развитие пространственно-территориальных коммуникаций между различными регионами; выработка обществом единой идеологии. К парным социальным процессам относятся сплочение и конфликты в группе. Сплочение – это степень интеграции группы, коллектива, характеризуется уровнем ценностно ориентированного

единства, прочностью межличностных взаимоотношений и согласованностью поведения членов группы и коллектива в основных сферах деятельности. Противоположное понятие – групповой конфликт. В повышении сплоченности группы, коллектива выделяются несколько стадий : ориентирование членов группы в социальной ситуации, формирование общих ценностных установок; взаимоадаптация членов групп, закрепление позитивных личностных отношений между большинством из них; интернализация членами группы ее целей, норм

и установок; становление группы как согласованно действующей общности. Сплочение – обратимый процесс, на любой стадии он может быть ослаблен и даже сведен на нет в результате разобщения, конфликта. Парными социальными процессами являются также стабильность и текучесть персонала в организации. Рассматривая пространственно-временную характеристику социального процесса, следует отметить удвоение события при его распространении как во времени, так и в пространстве.

Такое удвоение приобретает большое значение в последние десятилетия, поскольку это происходит с использованием средств массовой информации, электронной техники, компьютеров, порождающих качественно новые условия формирования события, участия в нем, его реализации. Более того, сам процесс, развиваясь во времени и пространстве, может распадаться на составные части, которые в свою очередь могут усиливаться, исчезать, распространяться в регионы, вплоть до уровня отдельных
личностей, иметь обратный ход. Отметим характерные черты социального процесса, которые позволяют его считать ядром, центральным моментом социокультурной ситуации. Во-первых, социальный процесс является поворотной точкой и изменяет отношение к миру, т.е. имеет модальность. Во-вторых, он влечет за собой другие процессы и устанавливает связь в дискретном хаотическом социокультурном бытии. При характеристике социальных процессов важна их неоднородность и разнообразность, множественность.

И чем больше отличий, тем больше процесс имеет возможность собрать массу неоднородного знания, включить его многомерность и существенную разницу в единое объемное поле. Это наделяет процесс важным качественным значением. Он выполняет функцию, с одной стороны, выпрямления некоторых моментов нелинейного бытия, на одном уровне, или во временном отрезке, в то же время не изменяя сути нелинейности.

С другой стороны, процесс может способствовать усугублению и усилению нелинейности социокультурных процессов, убыстряя и смещая некоторые моменты социокультурной ситуации и таким образом изменяя ее направление, течение и результат. Социальный процесс потому так актуален, что они могут выстраиваться не только линейно, но и существовать в пространстве объемно. Процесс связывает воедино линейность и нелинейность протекания социальных процессов, что объясняется

спецификой самого процесса . Если что-то оценивается как процесс, то это складывается в ситуацию. Таким образом, социальный процесс можно также определить как структурированную систему событий, поскольку события нельзя выстроить в единую простую последовательность, а хронология является лишь частным способом изложения системы событий. Система же событий в целом задается господствующей в культуре моделью исторического времени, и каждый раз тем, кто описывает конкретную систему событий.
Что можно назвать центральным социальным процессом, по какому критерию можно определить центральность и значимость этого процесса? Центральным процессом из потока процессов, составляющих течение нашей социальной жизни, следует считать тот, который качественным образом изменяет нашу жизнь, влечет за собой качественные сдвиги в бытийной стороне, жизни. Этот процесс, рождающий в социальной и культурной жизни явления, имеющие свою сферу приложения, вносящие в общее социальное поле новые возможности социального развития, которые

представлены в виде либо реализованных, либо потенциальных вариантов. Качественные изменения, производимые социальными процессами, можно теоретически разграничить на горизонтальный и вертикальный уровни. Вертикальный уровень обращается к глубинным изменениям, касающимся структурного содержания, качественного наполнения тех или иных процессов, происходящих в современном социуме. Горизонтальный уровень обращен к характеристике качества распространения, широты влияния и охвата социальными

процессами. Но оба уровня определяют аспекты качественного изменения состояния общества на современном этапе и поэтому могут быть отнесены к единой системе осмысления сегодняшних перемен. Причем в каждой из рассматриваемых ниже особенностей мы можем отметить наличие обоих уровней. Разница только в том, что в одной из них будет больше прослеживаться горизонтальный, в другой – вертикальный уровень. В целом же их сочетание формирует своеобразное соединение особенностей, создающих картину современного

общества во всем его многообразии. Одной из первых особенностей, активно влиявших на формирование общества XX-XXI века, следует назвать социальные процессы, изменившие облик мирового сообщества. К ним можно отнести мировые войны, и обширное национально-освободительное движение, и различного рода социальные революции. Горизонтальный уровень этого явления лежит на поверхности. Его влияние очевидно, практически все человечество было вовлечено в сложнейшие социальные процессы,
было вынуждено осмыслять их в силу своего собственного интеллектуального уровня, задействовать те социальные принципы или пласты, которые уже были выработаны к этому моменту нацией, обществом, отдельным человеком. В конечном итоге на долгие годы целые регионы были разделены по идеологическому, социально-политическому принципу. Это привело к созданию относительно замкнутых социокультурных образований, действующих в рамках мировой культуры, но пропускающих сквозь определенный фильтр большинство информации.

Такое разделение способствовало тому, что социокультурные явления оценивались и воспринимались большим количеством людей, пусть через идеологический или иной фильтр. К тому же это требовало формулирования принципов, по которым проходило фильтрование принципов, основывающихся на культурной традиции. Вертикальный уровень влияния социальных потрясений заключается в том, что изменившаяся действительность, разорванность социального мира повлекла за собой новое отношение к жизненно важным

вопросам. Впервые человечество ощутило угрозу своему существованию, и это внесло тревожность и напряженность не только в решение государственных проблем, но ив повседневную жизнь обыкновенных людей. Особую окраску приобрело решение таких вечных вопросов человечества, как вопрос смысла жизни, соотношение жизни и смерти, вопрос ценности жизни и ее реализации в современных условиях. Социальные потрясения вызвали к жизни потребность в определении новых нравственных ориентиров, углубили

основные вопросы, решаемые культурой на каждом этапе своего развития. Второй особенностью качественного изменения, влекомым социальными процессами, является специфика участия масс в социальных процессах. Естественно, массы принимали участие в социальной жизни во все времена. Но XX век открыл новую страницу. Именно в XX веке большие социальные пласты активно включаются в изменение условий жизни на планете. Горизонтальный уровень здесь может быть представлен утверждением испанского
философа X. Ортеги-и-Гассета: “Массы вышли на авансцену, к самой рампе, на места главных действующих лиц. Герои исчезли, остался хор”. Массы становятся непосредственными участниками всех социальных процессов, и процессы эти проводятся исключительно во имя масс. Действия масс распространяются на все стороны жизни, включая экономику, политику, религию, искусство. Вертикальный уровень данного фактора определяется тем, что массы являются не только объектом творчества

отдельных лиц, но и субъектом большинства социальных процессов. Массовизация общественной жизни выражается в огромном количестве социальных и культурных объединений, движений, которые обусловливают развитие общества. Вследствие той же регуляции наблюдается усреднение уровня жизни наиболее доступного массам варианта. В результате этих явлений сформировалась третья особенность социальных процессов

XX века – включение в социальную жизнь новых регионов. Горизонтальный уровень характеризуется тем, что такие важнейшие географические регионы, как Латинская Америка, африканский континент, страны арабского и Дальнего Востока, перестали быть придатком европейского мира в культурном смысле. Социокультурные достижения латиноамериканского и африканского искусства стали мировым достоянием, они

оценены и признаны представителями различных наций и культур, их перестают воспринимать как нечто далекое и экзотическое, используемое в чисто познавательном, этнографическом плане. О них говорят как о самостоятельном явлении, имеющем свои корни, особенности и тенденции развития. Новые мировоззренческие категории и ценности привели к вызреванию планетарной культуры, глобализации подходов к решению общесоциальных задач. Как справедливо заметил
Г. Гессе “наш долг и желание – не обращать и не обращаться в какую бы то ни было веру, но достичь как можно большей открытости и широты: в мудрости Востока и Запада мы видим уже не враждебные, борющиеся силы, но полюса, между которыми раскачивается жизнь”. Думается, к этим полюсам можно отнести также и культуры Америки, Африки и других самобытных регионов. В рамках вертикального уровня данной особенности можно

отметить качественное равноправие регионов. Каждый из них рассматривается как самостоятельное – явление, которое имеет свои корни, специфику и тенденции развития. Горизонтальный уровень современного социальной картины мира представлен отношением к глобальным проблемам как к фактору, способствующему объединению мирового сообщества. Представители разных культур и регионов включаются в решение этих проблем, привнося своё понимание

тенденций развития мира, природы, человека. В силу воздействия глобальных проблем люди просто вынуждены соотносить специфические определения и традиционные взгляды для того, чтобы выработать единый подход к сохранению человечества на Земле и соответственно, его культуры. Сама жизнь требует соединения культур различных социумов в единое целое. В связи с этим вертикальный уровень данной особенности охватывает создание целостных концепций развития

современного общества как первой ступени культуры будущего. Они реализуются как в появлении различных международных организаций, так и в появлении самобытных, порой нетрадиционных взглядов и учений о человечестве и месте человека в социуме на современной ступени его развития. Такая организация, как Римский Клуб, уже на протяжении трех десятилетий рассматривает возможные варианты выход из сложившейся реальности с учетом не только технических, но и гуманистических
возможностей. Чем больше ученые углубляются в проблемы социологии, экономики, экологии, перспективы жизни на мирной планете, тем больше они вынуждены обращаться к основам, к тому фундаменту, на котором покоится общество. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дальнейшее развитие туристского рынка все больше будет определяться новейшими информационными технологиями. Наблюдается и другая тенденция – рост средств размещения, предлагающих самообслуживание. Желание туристов быть независимыми при проведении путешествия, большая стоимость подбора,

обучения и содержания обслуживающего персонала подразумевают, что высокие уровни обслуживания будут оправданы только в элитарном секторе туристского рынка. Кроме того, в настоящее время групповыми туристскими пакетами на международном туристском рынке пользуются лишь немногие потребители, то есть уместно говорить и о тенденции усиления индивидуализма будущего потребителя. Можно подвести итог, сказав, что потребитель туристских услуг

ХХI века – более информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный их обилием и разнообразием, жаждущий калейдоскопа впечатлений и удовольствий, активный и самостоятельный, существенно изменяющий свое поведение на туристском рынке. Таким образом, туризм XXI века – это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристских товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристский бизнес будущего – это бизнес, основанный

на знании международных правовых норм и правил, туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации, продвижении и реализации туристских услуг. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. www. wto. org 2. Бущик В.В. Человек и общество в условиях социально-политических преобразований.
Минск, 1999 3. Гессе Г, Собрание сочинений в 4-х тт Т.2, М, 2002 4. Дементьев Г.Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях, М, 2000 5. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация. Сущность и тенденции развития. Саратов. 2001 6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс, М, 2000 7. Руднев В.П. Социально-политические процессы, организация и управление

(экономика). М, 1991 8. Шмарова Л.В. Статистическое исследование зависимостей между показателями международного туризма и воздействующими на них экономическими факторами. М, 2002