/>/>/>/>/>/>/>/>Реферат
На тему: Современные концепции воспитания
Донецк 2009
План
1. Современное состояние школьноговоспитания
2. Причины несостоятельности сложившихсявоспитательных систем
3. Воспитание, его цель и задачи в новыхусловиях
1. Современноесостояние школьного воспитания
Вусловиях социальной, экономической и политической нестабильности общества,которые порождают хроническую неуверенность в завтрашнем дне, исключительноважно стабилизировать школу. Понимая систему воспитания как специфическуюсферу, как сферу общественных отношений, мы должны понимать, что школа сегодняявляется главным нравственным оплотом общества, гарантом обновления нашегоотечества.
Однакосегодня работать в школе сложно, так как рыночные отношения усугубили кризисобразования. Школа начала вести отчаянную борьбу за выживание. Вся системаобразования постепенно переводится из режима авторитарного в режим развития.Формирование нового содержания образования строится на принципиально новойоснове — подготовка подрастающего поколения к условиям рыночной экономики.Однако оказалось, что школа пока не умеет и не готова воспитывать деловых людей— предприимчивых, трудолюбивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимсяжизненным условиям, способных к самостоятельной деятельности, ответственных засвои действия, саморегулирующих собственное поведение.
Вусловиях деградации общества и культуры вообще перед школой в частностивозникают проблемы гражданского, духовного, нравственного и профессиональногосамоопределения личности. Школа пока еще оторвана от жизни, поэтому учиться вней утомительно и неинтересно/>/>/> Она чаще всего игнорирует природные интересы учащихся,их личный опыт, нежели развивает их.
В школевсе еще бытует старый стереотип, где ребенок — сторонний наблюдатель,потребитель. Наблюдается отстраненность предметов естественного цикла отпроблем культуры общества. Школа плохо готовит своих воспитанников к жизни, неучит их жить собственным умом, а воспитывает привычку заучивать готовыерешения. Она не растит сегодня интеллигентов, которые так необходимы обществу.Ее «продукция» — малоквалифицированные работники, неспособные самостоятельнопринимать решения, безразличные к судьбам державы. Это те, кто так активнопотом разворовывают страну, губят ее природу, виновники многочисленных аварийво всех отраслях.
Вусловиях рынка и экономического хаоса обострился вопрос экономическоговыживания всей системы образования. Закрываются детские сады, внешкольныеучреждения, некоторые типы школ, детские библиотеки и книжные издания.
Вобстановке общего кризиса в течение долгого времени укрепился взгляд на школукак, главным образом, на учебное заведение, где происходит передача опыта,знаний. Воспитание рассматривалось как автоматический процесс, сопутствующийобучению. Общественному сознанию навязывается идея самотека воспитания. Врезультате этого потеряли смысл специфические формы воспитания, возможностьучителя общаться с учеником, в неформальной обстановке. Даже разработанная впоследнее время идея непрерывного образования предполагает образованиеумственное — непрерывное учение в ущерб нравственному просвещению. Этим иобъясняется сегодня рост детской преступности, наркомании, беспризорности,агрессивности, ранней проституции, бездуховности молодежи. Общество ипедагогическая наука пока еще не находят решения этих проблем.
В школахпадает интерес к знаниям, так как в условиях кризиса общества образованиечеловека становится невостребованной ценностью. Специалисты-профессионалытребуются лишь за рубежом. Нестабильность в обществе привела к обнищанию школы,сокращению строительства школ, сменным занятиям, тяжелому материальномуположению учительства. Все это привело к оттоку педагогических кадров вкоммерческие структуры и еще большей феминизации образования.
Сегодняв обществе искусственно обостряется проблема старшего поколения и молодежи,происходит огульное отрицание прошлого нашей страны, возникает опасность разрушенияисторических знаний вообще. В период смятения духа в обществе происходит отказот отечественной культуры в угоду западной, которая упорно насаждает разврат,убийство, агрессию.
Подвозросшим влиянием западного прагматизма деформируются и цели образования.Последствия информационного бума проявляются в том, что молодое поколениестремится к знаниям и навыкам, которые обеспечивают деловой, сиюминутный успех,процветание в бизнесе. Молодежь склонна считать, что сегодня нравственно всето, что приносит доход.
Впрактике обучения проявляется тенденция к технологизации педагогическогопроцесса, повальному тестированию школьников, что приносит ущерб использованиютеории педагогики и методики обучения, отказу от руководящей роли педагога.
Ребенокпровозглашается исключительным субъектом педагогического процесса, а учительвыступает в роли посредника общения учащихся с компьютером, консультантом вобучении. Появляется термин «образовательные услуги», который утверждаетпедагога в роли работника сферы обслуживания.
Расслоениеобщества в связи с издержками рыночной экономики, ошибочной государственнойпрограммой приватизации привели к ранее неведомой практике в школе: расслоениедетей по социальному признаку. Материальные блага, приобретенные нечестнымпутем, принижают в глазах ребенка честное отношение к труду, что ведет кдеформации нравственности подрастающего поколения. Селекционный отбор детейведет к отторжению тех учащихся, которые не вписываются в атмосферу амбициознонастроенных родителей
Платныеобразовательные услуги, которыми, не могут воспользоваться многие семьи,приводят к нарушению социальной справедливости, еще больше усугубляютрасслоение в детской среде и ставят большую часть школьников в неравныестартовые условия процесса социализации личности.
Повышениекомфортности семьи, ее изолированность формируют у детей направленность насебя, эгоизм. С изолированностью семьи утрачивается авторитет старшегопоколения в воспитании. Семья не справляется сегодня с функциямиэкономическими, демографическими и педагогическими. В современных условияхжизни общества педагогический и социальный портреты учащегося складываютсянеблагополучно.
Воспитаниеподрастающего поколения должно стать главным социальным и государственнымприоритетом. Для правильного осмысления сложившейся ситуации, устранениякризиса в воспитании необходимо прийти к созданию современной воспитательнойсистемы общеобразовательной школы, так как сложившиеся авторитарные системыпоказали свою несостоятельность. Сегодня становится ясно, что выживаниеобразования как государственно-общественного института зависит не только от егопрестижа в обществе, но и от выживания каждой конкретной школы, от качества еепедагогической деятельности, которое способно выдержать конкуренцию вобразовательном пространстве, на рынке образовательных услуг.
Подвлиянием идеологии тоталитарного государства в педагогике прочно утвердилисьавторитарные системы воспитания с подходом к человеку как объекту воспитания.Школа долгое время воспроизводила исполнителей, которые действовали по принципу«ты должен»,, а не «ты можешь».
Собственнаяприрода ребенка, его индивидуальность и самобытность в воспитании неучитывались. Массовая воспитательная практика все более приобретаетдегуманизированный характер.
Однако вэтих условиях гуманистическая педагогика не придается забвению. Сегодня школаведет отчаянную борьбу за выживание. Большинство педагогов понимают, чтовыживание это связано с развитием школы и ее обновлением. Но это не означает,что надо разрушать существующую систему до основания. Школа избрала путьобновления и развития без ее окончательного разрушения. Вопреки мнениюбольшинства о безнадежности, отсталости, несостоятельности отечественной школы,ее неспособности осуществить современный цивилизованный процесс образованиянаша школа разрабатывает инновационные педагогические процессы, переосмысливаетбогатое прошлое истории своей педагогической мысли.
2. Причинынесостоятельности сложившихся воспитательных систем
Научныйанализ сложившихся ранее авторитарных систем воспитательной работы школопределил ее типичные недостатки: объектная направленность воспитания,игнорирование внутренних сил саморазвития и самовоспитания человека, жесткаястандартизация воспитательного процесса, игнорирующего индивидуальный ивозрастной подходы; формализм воспитания; авторитарный стиль руководства,основой которого является словесное воздействие, разрыв обучения и воспитания;взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность.
Самопонятие «воспитательная система» потеряло всякий смысл, т. к нестабильность вобществе, государстве, понимание свободы как анархии стали альтернативой воякойупорядоченности учебно-воспитательного процесса в школе. В практике работышколы обыденное сознание представляет систему />/>воспитания как какую-то жесткуюмодель, где нет динамики, изменений, что сдерживает развитие самого учебногозаведения и свободу личности. При слове «система» в памяти учителя воскресаеткомандно-административная система, когда господствовал культ казарменного порядкаи единообразия во всем. Все инновации и достижения в школе способствовали лишьукреплению сложившегося положения. В школе преобладала учебная деятельность,хотя около 80% учеников уже в начальной школе теряли интерес к учебнойдеятельности. Работа учителя жестко контролировалась, проверялась,перепроверялась и находилась под давлением администрации школы.
Воспитательнаяработа строилась по тем же принципам — обязательные классные часы, единые длявсех политинформации с заранее определенными разделами, полный охват детейкружками, многочисленные заседания комиссий, штабов, советов, где «разбирали»нерадивых школьников, увещевали их и требовали непременных обещаний всеисправить.
Работа сродителями велась в том же командном стиле — вызов в школу (к директору иликлассному руководителю), письма-жалобы на производство, «проработки» народительских комитетах класса и школы, педагогическая дрессура.
Вовзаимоотношениях педагогов и администрации была та же картина. Всякиеинновации, отклонения от принятых, корм, нестандартные формы уроков ивнеклассных мероприятий, творческий риск педагогов воспринимались как нарушениеприказов, установок и руководящих указаний.
Абсолютизацияконтроля, обесценивание учителя привели к разрыву между педагогическимколлективом и администрацией школы. Этот разрыв отразился на отношениях междуучителем и учеником. Учитель, превратившись в послушного исполнителя всехуказаний администрации, превратил, в свою очередь, ученика в объектпедагогического воздействия. Традиционнаятеория и практика воспитания также показали свою несостоятельность. Школа так ине смогла оказать свое влияние на науку, а наука о воспитании подменяласьгосударственной идеологией. Законы о воспитании подменялись правительственнымидирективами. Методологи ввели в заблуждение науку педагогику, когдапровозглашали наше государство страной развитого социализма. Школа, в своюочередь, поставила перед собой невыполнимые задачи — воспитание «новогочеловека». Сплошь и рядом можно было быть свидетелем педагогических спекуляций,когда массовое явление в школах (трудновоспитуемые, наркомания, детскаяпреступность, отсутствие интереса к учению) выдавалось за частный случай.
Педагогическиеизвращения идеи коллективного воспитания приводили к тому, что коллектив служилсредством подавления личности, а личность рассматривалась как производноеколлектива. Коллектив постепенно перестал служить средством развития личности.
Государствоберет на себя все функции воспитания, и семья теряет свои воспитывающиефункции. Предаются забвению национальные традиции, народные обычаи, праздники.Педагог в условиях административно-командной системы был лишен возможностивыбора своей педагогической позиции, самостоятельности.
Рольклассного руководителя потеряла свой смысл, так как он стал просто выполнятьсвои функции и понимал, что стандартизированная воспитательная работа носитформальный характер, а как работать в новых условиях, он не знает. Новациипоследних лет (появление гимназий, лицеев, частных школ и т. п.) не внеслирадикальных изменений в массовую школу. Она продолжает оставаться учреждением,отторгающим от себя детей и не способным в силу этого выполнить своивоспитательные функции.
Все этоподтверждает необходимость обновления системы воспитания на основегуманистической концепции воспитания. История педагогической мысли, опыт/>/> образования в нашей стране и за рубежом показывают целесообразностьгуманной системы воспитания. Именно такая система способна воспитать свободногочеловека.
Развитиеличности человека — непрерывный и сложный процесс, в котором действуют какстихийные, так и целенаправленные факторы. Главные из них — социализация,воспитание, саморазвитие. Постоянно работает биологический механизмсаморазвития с его составляющими в виде задатков человека, на основе которыхформируются потребности, интересы, склонности и способности. Сегодня передучебным заведением ставятся новые задачи — осуществить целенаправленноевоспитание, которое представляет собой управление процессом развития растущегочеловека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности. Управлениепроцессом развития ребенка предполагает создание благоприятных условий дляразвития личности, оптимального взаимодействия биологической и социальнойсоставляющих человека, обеспечение единства социализации, воспитания исамовоспитания. Важно нейтрализовать отрицательные взаимодействия среды иусилить факторы, стимулирующие самореализацию личности. В центре воспитаниядолжен быть поставлен ребенок, его интересы, желания, возможности, резервы,индивидуальные особенности. Поворот к личности ребенка — как основноенаправление обновления школы — предусматривает создание фундамента самоуваженияи общественного авторитета личности. Выпускник развивающей школы должен бытьразвит сам, готов к жизни в развивающемся обществе и уметь развивать общество.
Всовременных школах начались реальные процессы гуманизации, вызванные новымподходом к образованию — личностно-ориентированным,индивидуально-ориентированным. Признание уникальности человека, индивида,ребенка приводит к перестройке всей жизнедеятельности школы.
Общаяцель, связанная с развитием личности, ее сознания и самосознания, требует ееконкретизации с учетом тех трудностей, которые переживает молодое поколение вусловиях всеобщего кризиса: философско-мировоззренческая подготовка молодежи,которая поможет ей определить смысл жизни, ценностного отношения к ней,потребности проектировать свое будущее и реализовать его;
• приобщение учащихся к системекультурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культурысвоего отечества, народа, формирование потребности в духовных ценностях и ихдальнейшего обогащения;
• выявление и развитие природныхзадатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация их вразнообразных сферах человеческой деятельности и общения;
формированиеобщечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания,милосердия, терпения по отношения к людям), интеллигентности, культуры общения;
• развитиевнутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляцииповедения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности крефлексии;
* развитие социальной и гражданскойответственности как важнейшей черты личности, забота о сохранении человеческойцивилизации;
* воспитание положительного отношения ктруду как высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде,воспитание предприимчивости, деловитости, честности и ответственности в деловыхотношениях;
* развитие потребности в здоровомобразе жизни, способности быть хорошим семьянином, жить счастливой жизнью.
/>/>Воспитательная система не задается извне, она являетсярезультатом саморазвития школы, в котором важную роль играют исходный замысел,идея самой школы. Воспитательная система ориентирована на конкретные условия,учитывает интересы и потребности реальных детей и взрослых, поэтому она неможет выглядеть одинаково не только в разных регионах, но и даже в двухсоседних школах. В условиях современной воспитательной системы осуществляетсяцелостность учебно-воспитательного процесса. Общим для всех школьныхвоспитательных систем является то, что каждая из них сориентирована на развитиеличности.
Чтобычеловек стал самореализующимся субъектом, способным к жизнетворчеству,самостоятельному и ответственному выбору действий, поступка, позиции, нужнановая практика воспитания, преодолевающая все те недостатки, которые долгиегоды закреплялись в массовой школе. Уже сегодня осуществляются попытки поискаметодологических основ, которые служат предпосылкой создания современныхшкольных воспитательных систем. Одна из них —концепция воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к самомупонятию «воспитание». Концепция воспитания определяется как совокупность идей ипринципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции испособы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в педагогическом процессе.Основной вопрос концепции — это вопрос о цели воспитания и способах еедостижения. Одним из существенных и исходных моментов разработки концепцииявляется осмысление реального состояния дел и воспитательных проблем,возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, а также анализтого, что происходит с воспитуемыми и воспитателями в этих условиях, какиеновые потребности действуют в современном воспитании.
3. Воспитание,его цель и задачи в новых условиях
С учетомэтого появилась концепция воспитания Е.В. Бондаревской — воспитание каквозрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которойвоспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющейв обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения,воспроизводства, развития культуры.
Несколькоиной акцент просматривается в концепции А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой.Воспитание ими понимается как педагогически рациональное управление процессомразвития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.
Н.М.Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, таккак каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут жевыполняет социальные роли. Социальная роль — это миссия человека, егопредназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитаниедолжно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье — сын,дочь, отцовство, материнство; в коллективе — трудовой, экономической,организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе — патриотической,политической, правовой и т.д.; в мире — интерсоциальной, геосоциальной; в«Я»-сфере — учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др.
Сложилисьдовольно разнообразные концепции, выражающие авторский взгляд на воспитание, —И.П. Иванова, В.М. Коротова, Я.В. Квятковского, Б.М. Йеменского, Д.М.Зембицкого и др.
Методологическуюоснову современных воспитательных систем представляет идея гуманизации какоснова новой идеологии воспитания. История свидетельствует о том, что вкритические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращаласьк идеям гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания. Сразвитием гуманитаризации образования, гуманизацией социальной среды,воспитательных отношений />и самой личности педагоги видят путивыхода воспитания из кризиса и сегодня. Гуманизация — это очеловечиваниевоспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав насвободу, счастье, социальную защиту как человека, на выявление и развитие егоспособностей, индивидуальности. Дальнейшее представление о сущности исодержании гуманного воспитания будет зависеть от научной разработки ипрактического освоения педагогами личностного индивидуально-творческогоподходов к воспитанию. Первый подход признает ребенка активным субъектомвоспитательного процесса, а второй исходит из того, что каждая личностьуникальна и для развития ее творческого потенциала требуется созданиеопределенных условий. Индивидуальность личности является системообразующимсвойством гуманизации.
Гуманистическойсистеме воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальнаяупорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиямили моральному престижу коллектива.
Этоновая школа с новой системой обучения и воспитания. Демократическая школапредлагает учителю и ученику вариативность в выборе подходов, направлений,способов учебно-воспитательной работы, разноуровневые программы, дифференцированноеобразование.
Дляучебных заведений с гуманистическими воспитательными системами характерныследующие признаки:
наличиесобственной идеологии школы, которая принимается детьми и взрослыми;
формированиеопределенного образа жизни учебного заведения, в котором преобладают позитивныеценности, динамизм;
педагогическицелесообразная связь с окружающей средой учебного заведения, что определяетважность условий, в которых протекает деятельность ребенка;
гуманистическийхарактер межличностных отношений, наличие защитной функции школы по отношению кребенку.
Проявлениятаких воспитательных систем различны, но суть их одна: разрозненныевоспитательные влияния переходят к целостным, что обеспечиваетсаморегулирующийся социальный детский организм.
Историяи опыт развития образования нашей страны и за рубежом показываютцелесообразность гуманной системы воспитания. Именно она способна воспитатьсвободного человека. Практика доказывает жизнеспособность таких воспитательныхсистем, в основу которых положены идеи гуманной творческой педагогики каксовременной идеологии воспитания.
Списокиспользованной литературы
1. Байбакова ЛА., Еремкина О.В. и др. Методика воспитательной работы.Учебное пособие. — Рязань, 1993.
2. Бондаревская Е.В., Кулъневич С.Н. Педагогика. — Москва —Ростов-на-Дону, 1999.
З.Дик Н.Ф. Личностный подход в воспитании. —Ростов-на-Дону, 1994.
4.Караковский ВА. Воспитательная система школы:педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.
5.Караковский ВА.,Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание, воспитание, воспитание. — М., 1996.
6.Корнетов Г. Какой быть школе XXI века// Учительская газета. 1993. №4.