План:
Введение.
1.Предпосылки и условия зарождения философии.
2.Философия Древнего Мира и Средневековья.
3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
Заключение.
Литература:
1. Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова – Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.).
2. Канке В.А. Философия. – Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 – 100).
3. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989 г. (с. 74 – 192).
4. Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (с. 251 – 285).
5. История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва: ПРИОР, 1997 г. (с. 11 – 255).
Время: 2 часа.
Аудитория: №
ВСТУПЛЕНИЕ.
В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории философии.
Задача этой лекции:
– дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились перед человеком и по-разному решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий.
Актуальность темы определяется самой сущностью истории философии.
– Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей всё духовное богатство человеческой мысли.
– Изучение истории философии является необходимым условием овладения философией, развития способности теоретико-диалектического мышления.
– Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека.
– В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру, но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать.
– В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно-политической информации.
Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли.
ВОПРОС №1.
Предпосылки и условия зарождения философии.
Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает особая наука – история философии.
История философии – это история самосознания человеческой культуры, т.е. в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.
Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.
Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую ценность.
Каковы исторические типы философии?
Это:
-Философия древнего мира, включающая в себя:
-Индийскую философию
-Китайскую философию
-Античную философию
-Философия средневековья
-Философия эпохи возрождения
-Философия нового времени 17 века
-Философия эпохи просвещения
-Европейская философия 19 века
-Современная философия 20 века.
Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:
* Античная философия – развивалась под влиянием,
-С одной стороны – мифологии,
-С другой – формирующейся в Древней Греции науки.
* Средневековая философия – развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.
* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) – развивалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов гуманистов.
* Философия Нового времени (17 в.) – для неё характерна ориентация на науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой науки, ещё не знавших эксперимента.
* Философия эпохи Просвещения (18 в.) – основывается на критике религии, теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного прогресса.
* Европейская философия 19 века – выступила в качестве «критической совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной цивилизации – в странах Европы идёт смена общественно-политического строя (феодальные основы общества меняются на капиталистические).
* Философия 20 века – характеризуется новым этапом западноевропейской, русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов, неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских учениях.
По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского процесса.
Говоря о генезисе (греч. Genesis – происхождение, возникновение) следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно – мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы.
Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование.
Что она предлагала человеку?
* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум.
* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место обычая пришло образование.
ВЫВОД:
Таким образом:
– Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и новыми отношениями (формированием права и государства).
– Философия – именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и рождение новой культуры.
ВОПРОС №2.
Философия Древнего Мира и Средневековья.
1. Философия Древнего Мира.
Философию Древнего Мира разделяют на:
* философию Древнего Востока
* Античную философию.
1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая.
А. Древний Египет и Вавилон.
Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом.
Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух мощных процессов:
– с одной стороны – космогонической мифологии
– с другой – научных знаний.
Это отразилось на её характере.
Черты:
1. Философская мысль включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода – источник всех живых существ.
Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах».
2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.
Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него (мир) силы.
3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.
Письменные памятники:
-«Книга мёртвых» – самая древняя книга в мире.
-«Диалог господина и раба о смысле жизни»
-«Песня арфиста»
-«Беседа разочарованного со своим духом».
ВЫВОД:
Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли.
Б. Древняя Индия:
В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской философской культуры) во 2 – начале 1 тыс. до нашей эры, когда вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства.
1-й этап – Ведический:
Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.
Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении – творении мироздания.
Веды делятся на 4 части:
-самхиты – религиозные гимны, «священное писание»;
-брахманы – сборник ритуальных текстов;
-арамьяки – книги лесных отшельников (с правилами их поведения);
-упанишады (сиденье у ног учителя) – философские комментарии к Ведам.
2-й этап – Эпический (600 г. до нашей эры – 200 г. до нашей эры):
В это время создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».
* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем или школ.
Эти школы делятся на две большие группы:
1 группа: Ортодоксальные – признающие авторитет Вед.
1. Санкхья – 6 век до нашей эры
2. Ванжеишка – 6 – 5 века до нашей эры
3. Миманса – 5 век до нашей эры
4. Веданты – 4-2 века до нашей эры
5. Ньяя – 3 век до нашей эры
6. Йога – 2 век до нашей эры
2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).
1. Джайнизм – 4 век до нашей эры
2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры
3. Чарвака – Локаята.
3-й этап – Написание сутр (3 век нашей эры – 7 век нашей эры):
Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала.
Общие черты философских школ Древней Индии:
1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский философ): «Всё есть одно – это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское единение… Всё есть видоизменение единой сущности».
2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни – освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и блаженства – Нирваны.
3. Жизненные принципы – аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние. Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни, руководства жизнью.
4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.
5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую – в сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.
6. Учение о Карме – сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения.
Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от полной зависимости от материального мира к его свободе.
В. Древний Китай.
Китай – страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го тысячелетия до нашей эры в государстве Шань – Инь (18-12 века до нашей эры) возникает рабовладельческий уклад хозяйства.
В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань – Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.
В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался новый этап развития государства и философии.
Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:
* осознание природы, общества, человека
* взаимосвязь человека и п[11]рироды.
Основные философские школы в Древнем Китае:
1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами – вот одна из задач тогдашней философии.
2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры – виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства):
* В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо – всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила.
* Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО – сыновья почтительность и забота о родителях.
* Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией)
3. Даосизм – учение о великом Дао (о пути вещей).
Основатель Лао-Цзы (6 – 5 в.в. до нашей эры).
Главная идея:
* жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определённому пути – Дао.
Дао – естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы (воздух, эфир) составляет основу мира.
*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни – в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество – пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества.
Черты Китайской философии.
1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке».
2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы занимали важные государственные посты.
3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение – школа Моистов)
4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были основным материалом.
5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между естествознанием и философией.
6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод философского анализа для большинства китайских школ остался фактически неизвестным.
7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.
8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние.
В целом выводы по философии Древнего Востока.
1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов, их социально-хозяйственные и государственные традиции.
2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские системы:
-индийское – «то есть ты ( или всё есть одно )», – первое слово философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике всеединства Вл. Соловьёва;
-египетское – о материальной первооснове природных явлений нашло своё отражение в античной философии материалистов.
-китайское – а) философия даосов о естественном пути всех вещей – Дао – нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве канта, диалектике Гегеля.
б) конфуцианская школа стала первой догматической школой, обосновывающей авторитетную власть – нашло своё отражение в советской философии.
3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры – Возрождение, Просвещение, Реформация.
Почему?
Рационалистические тенденции не получили должной реализации, а поэтому по существу остались не затронутыми научно-техническим прогрессом очаги высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая. Это связанно с особой восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом.
Особенность же в том, что богатство духовной жизни с самого начала была предпочтительней рационалистической материальной жизни. Именно поэтому цивилизация в этих странах (особенно в Индии), цивилизация смысле промышленно-технического развития, не развита именно потому, что развитие могло состояться только в ущерб развитию духовному. А это было бы губительно. Губительность для культуры рационализма и технического прогресса хорошо сознавалась, и сознаётся теперь.
2. Античная философия.
Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной философии.
Античная философия – это философия древних греков и древних римлян.
Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около 1200 лет:
1. Начало – Фалес (625 – 547 г.г. до нашей эры) – конец – декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей эры).
От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г. Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса.
Всплеск философской мысли был обусловлен:
-демократическим устройством общества;
-отсутствием восточной тирании;
-удалённым географическим положением.
В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:
1 этап: Досократовский с 7 – 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин “Досократики” для совокупного обозначения натурфилософских школ).
Ионийская группа школ:
-Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры).
-Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.
-Гераклит из Эфеса.
Афинская группа школ:
-Пифагор и пифагорийцы.
-Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.
-Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий.
2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).
Сократ (469 – 399 г.г. до нашей эры).
Платон (427 – 347 г.г. до нашей эры).
Аристотель (384 – 322 г.г. до нашей эры).
Этические школы:
– гедоническая (Аристипп)
– циническая (Антисеен).
3 этап: Эллинистический (конец 4 – 2 века до нашей эры).
Философские школы:
-перипатетика (школа Аристотеля)
-академическая философия (Платоновская академия)
-стоическая школа (Зенон из Китиона)
-эпикурейская (Эпикур)
-скептицизм.
4 этап: Римский (1 век до нашей эры – 5-6 века нашей эры)
-стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)
-эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)
-скептицизм (Секст Эмпирик).
Характеристика этапов.
1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).
Почему?
1. Для греков природа выступает главным абсолютом (т.е. это что-то вечное, бесконечное, безусловное, совершенное, неизменное, самодостаточное).
2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы).
3. Человек изначально связан с природой.
4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни люди опираются на доводы разума.
5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями.
6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара.
Отсюда:
1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее.
а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)
* У Фалеса первоначало – вода (всё происходит из воды и в воздух обращается).
* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) – воздух (из-за его бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении рождается огонь, а при сгущении – ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее.»
* У Гераклита – огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных стремлений». Душа – огонь.
б) из чего-то неопределённого
* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) – Апейрон (беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее – холодное и т.д.), выделение которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».
* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей эры) – атом. Атомы – это элементы, из которых состоит вся природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим.
Отличаются атомы между собой:
-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят из атомов – круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в теле.
-по величине (и весу).
-по движению.
в) суть вещей в числах.
* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) – всё есть число. Число у Пифагора – не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры».
г) сущность вещей в их бытии
* У Парменида – субстанция – бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет – всё наполнено бытием.
2. Обосновываются космогонические теории строения мира.
Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира (вселенной).
* Фалес – Земля – плоский диск, плавающий по поверхности воды, – она – центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в Землю.
* Гераклит (первый диалектик) – его космология строится на основе стихийной диалектики.
Мир – упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного.»
Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже реку нельзя войти дважды.»
Мир рождается и умирает.
В основе всего движения лежит Борьба противоположностей – она абсолютна.
Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них – земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея – о бесконечном множестве миров во Вселенной.
2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е. центральной проблемой становится проблема человека.
Почему?
1. К концу 5 – началу 4 века до нашей эры в силу ряда причин (бесконечные войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовладельческой демократии и наоборот) наступает кризис афинской демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой аристократии.
2. Изменения в общественной жизни, новые общественные потребности, изменили условия формирования человеческой личности.
3. В самой философии накоплен достаточный объём знаний, разработан инструментарий мышления, для перехода от философии как любви к мудрости, к философии как «первонауке».
Отсюда:
1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко – антропологическая тенденция в философии.
2. Решаются проблемы:
А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми.
Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального существа:
-раскрывает природу нравственности человека;
-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то, что составляет суть души человека;
-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности.
Познание – главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически.
Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.
* Сократ – государство сильно тем, как граждане исполняют законы – для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.
* Платон – создал теорию «Идеального государства», разделив общество на три сословия:
1-ое – управленцы – философы
2-ое – стражи (воины)
3-е – низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы).
-государство есть воплощение идей, а люди выступают в виде игрушек, придуманных и управляемых Богом.
* Аристотель – человек есть политическое животное, проявление заботы о другом есть проявление заботы об обществе.
В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических систем, признававших два мира – мир идей и текучий, подвижный мир вещей, поиска рационального метода познания этих миров.
* Платон – основоположник идеалистической европейской философии.
1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и идеалистов).
2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия – «мир идей». Первооснова – это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира идей. Истинное бытие – это мир идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей.
Таким образом, познание – это воспоминание душой своего до земного существования.
* Аристотель – ученик Платона, его труды считаются вершиной
философской мысли Древней Греции.
Основные положения его учения:
* подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина дороже»);
* создал учение о категориях (сущность и качество);
* учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной, несотворимой, неуничтожимой;
* произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие:
Теоретические:
-метафизика (или собственно философия) – изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;
-физика – изучает состояние тел и определённые «материи»;
– математика – абстрактные свойства реальных вещей.
Практические:
-этика – наука о норме поведения
-экономика, политика
Творческие:
-поэтика
-риторика.
* развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия, выделил в ней метод познания – индукции;
* учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.
3-й этап: эллинистический.
Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром македонским.
Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.
Общая характеристика философии этого этапа:
-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма:
Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.
Стоицизм – учение, провозглашающее жизненный идеал – невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражители.
Главные проблемы:
-мораль и свобода человека, достижение счастья;
-проблемы возможности познания мира;
-структуры космоса, судьбы космоса и человека;
-отношение Бога и Человека.
4-й этап: Римский
В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.
В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший катастрофу личного существования.
Усилилась тяга к религии и мистицизму.
Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к христианству.
ВЫВОДЫ:
1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в новоевропейской философии).
2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной личности (что характерно для Средневековья).
3. Космос – это абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны и похожи на людей. Космос одушевлён.
4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он может делать выбор.
5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий (категорий), но она почти не знает законов.
6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.
2. Философия Средневековья.
Средневековая европейская философия – это чрезвычайно важный содержательный и продолжительный этап в истории философии.
Хронологически этот период охватывает 5 – 15 века.
Характеристика этого периода:
1. Становление и расцвет эпохи феодализма.
2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона».
3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания.
Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки.
Это определило характер философии Средневековья:
-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;
-церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления;
-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом;
-любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви;
-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия – служанка богословия».
Две тенденции в Средневековой философии:
1-я – сакрализация – сближение с религиозным учением;
2-я – морализация – сближение с этикой, т.е. практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире.
Черты Средневековой философии.
1.Теоцентричность – т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.
Главные принципы миропонимания:
а) креационизм – (или творение) – т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего.
* Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог – это высшее благо.
* Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворён Богом.
б) принцип Откровения – будучи в принципе недоступным для познания смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое зафиксировано в священных Книгах – Библии. Основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека.
Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности.
2.Ретроспективность – средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).
3.Традиционализм – для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов.
4.Дидактизм (учительство, назидательство) – установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов – диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика.
Качества учителя:
-виртуозное знание Священного Писания
-знание правил формальной логики Аристотеля.
Этапы Средневековой философии.
1-й этап – Патристика (от слова «патер» – отец, имеется в виду «отец церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.
Вершина патристики – Августин Блаженный (354 – 430 г.г.), идеи которого определили развитие европейской философии.
Характеристика этапа:
-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии;
-философские элементы платонизма играют определяющую роль.
Главные проблемы патристики:
1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).
2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян).
3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели – «Град божий».
4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души.
5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.
2-й этап – Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) – форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с 12 века).
Фома Аквинский (1223-1274) – пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии.
Характеристика этапа:
1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён Папским престолом святым, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви).
2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации христианской философии.
Главные проблемы схоластики:
1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии.
Отсюда:
-больше внимания к ней, к переосмыслению её положений;
-а главное – восприятие развитого категориального аппарата с точки зрения религиозных проблем.
2. Соотношение разума и веры.
Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой – философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна – это Христос и его учение.
К такой истине можно идти двумя путями:
-путём веры, откровения – короткий, непосредственный путь;
-путём разума, науки – это длинный путь со многими доказательствами.
3. Проблемы соотношения общего и единого.
Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности).
Фома Аквинский по своему решил этот спор:
-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона;
-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;
-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к бытию;
-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее целое;
-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять же через Бога) нет.
Выводы:
1. Средневековая философия теоцентрична:
-её мировоззрение основано на религиозной вере;
-в центре философии – Бог;
2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления. Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:
а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область исследования;
б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).
3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).
4. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным пунктом в философии рационализма Нового времени – Р.Декарт).
5. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи Возрождения – Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).
6. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется политическая философия гуманизма).
ВОПРОС № 3.
Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.
1. Философия эпохи Возрождения.
Возрождение (ренессанс) – период перехода от средневековья к новому времени (с 14 до 17).
Характеристика эпохи:
1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных производств.
2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы.
3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации революции в Нидерландах, Англии).
4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. – Колумб – Америка; 1498 г. – Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное путешествие).
5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е. освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да Винчи).
1. Философия Возрождения прошла три периода:
I. Период – гуманистический (14 – сер. 15 в.). (Данте Алигьери, Франческо Петрарка).
II. Период – неоплатонический (сер. 15 – 16 в.). (Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).
III. Период – натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).
Характеристика философии эпохи Возрождения.
1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а ее содержанию.
2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи неоплатонизма – Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм (греч. pan- все и theos- бог) – философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа одухотворена.
3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери – «Божественная комедия»; Петрарка – «Книга песен»).
Сущность новой философии – антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь помещен в центр космического бытия. Человек – не просто природное существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с антропоцентризмом.
Задача философии – это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.
* Гуманизм (от лат. Humanitas – человечность) – центральное для возрождения культурное явление. Гуманизм – это свободомыслие к светский индивидуализм. Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого – теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя «философ»).
* Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный) характер. Он творец, подобный Богу, он – созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем – самого себя.
4.Натурфилософия Возрождения:
* Н. Коперник (1473 – 1543) – создает новую модель мироздания – гелиоцентризм:
* Центр мира Солнца;
* Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;
* Все небесные тела движутся по круговым траекториям;
* Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;
* Законы движения для планет и Земли едины.
* Джордано Бруно (1548 – 1600) – развивает философский аспект теории Н. Коперника.
* Солнце – не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;
* Солнце – центр только нашей планетной системы;
* Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;
* Жизнь и разум есть на других планетах;
* Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.
(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).
* Галилео Галилей (1564 – 1642) – продолжил изучение Космоса, изобрел телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики, поэтому считается основоположником научного естествознания.
(Умер, оставаясь узником инквизиции).
5. Социальная философия Ренессанса.
Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального равенства.
* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 – 1527) – был высоким должностным лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».
Идеи:
* Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной жизни;
* Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом событий.
* Томас Мор (1478 – 1535) – основоположник утопического социализма. Лорд – канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» – место, которого нет – слово, придуманное Т. Мором)).
Идеи:
* Уничтожение всех видов частной собственности;
* Обязательный труд всех граждан;
* Выборность государственных органов;
* Семья – ячейка коммунистического быта.
* Томазо Кампанелла (1568 – 1639) – монах- доминиканец, участник борьбы за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город Солнца» – коммунистическая утопия.
Идеи:
* Упразднение частной собственности и семьи;
* Дети воспитываются государством;
* Обязательный 4х часовой труд;
* Распределение продуктов по потребностям;
* Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;
* Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;
* Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.
Выводы:
1) Сущностью философии Возрождения является антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.
2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она:
* обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму;
* заложила основу философии, свободной от религии.
2.Философия Нового времени.
Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:
1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.
2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.
3-й период: Немецкая классическая философия.
Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический этап.
А) Эмпиризм и рационализм 17 века:
Исторические условия:
1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах, Англии).
2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).
3) Соединение науки с практикой материального производства.
-Торричелли – ртутный барометр, воздушный насос;
-Ньютон – сформулировал основные законы механики;
-Бойль – применил механику в химии.
Исторические условия привели к изменению общественного сознания:
1. Западная Европа из двух путей исторического развития цивилизации (духовный или научно-технический прогресс) выбирает путь НТП.
2. Выработано новое понимание задач науки и философии – не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над природой.
3. Активизированы поиски новых методов познания для:
-систематизации огромного количества фактов;
-создания целостной картины мира;
-установление причинно-следственных связей между явлениями природы.
Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории познания (гносеологии):
-что значит знать?
-что пролагает дорогу к истине:
* ощущение или разум;
* интуиция или логика.
-аналитическим или синтетическим должно быть познание.
Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений.
Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.
Основу нового метода ищут:
1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).
2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т. Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что: *единственный источник знания – это опыт
* опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями;
* содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту.
*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей.
* душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».
*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств.
*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий, это – индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом – и есть истинный метод в философии и всех науках.
А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) – лорд – канцлер Англии, виконт.
Труд: «Новый органон» – проблемы развития науки и анализ научного
познания.
Идеи:
1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание – сила» – его изречение.
2. Основной метод познания – индукция, опирающаяся на опыт и эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов и процессов».
3. Фундамент всякого познания – опыт (эмпирио), который должен соответственно организован и подчинён определённой цели.
4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:
-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого сознания» как такового);
-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);
Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это подъём от эмпирии к теории).
5. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:
-«идолы рода» – т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в частности – ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);
-«идолы пещеры» – личные суеверия, присущие отдельному исследователю;
-«идолы рынка» – использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;
-«идолы театра» – те, что связанны с общепринятыми системами мышления (научные, философские, религиозные).
Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество.
В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии – как средство «обуздания масс».
В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорождённого – чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры – знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.
2.Рационалисты – Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что:
-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода.
Почему?
А. Восприятия и ощущения иллюзорны;
Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.
-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи.
-главное то, что человек мыслит. Это главная – интуитивная (внеопытная) идея такова: «Я мыслю – следовательно, существую» (Р. Декарт).
-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы, других людей.
-каков вывод:
а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).
б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и эксперимент – важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме).
в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.
г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на математические методы.
* они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.
а) Рене Декарт(1596-1650) – французский философ, ученый, математик.
Труды:
« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».
Идеи:
1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные.
* Духовная – неделимая субстанция
* Материальная – делимая до бесконечности
Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт считается родоначальником дуализма).
2) Развил гносеологию:
-начало процесса познания – сомнение
-разработал дедуктивный метод.
б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677). Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.
Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы.
Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость».
в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов – монад. Монады – это духовные элементы бытия, они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека – ясного понимания, разума.
3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских философов Дж. Беркли и Д. Юма.
А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей – вкус, запах, цвет и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.
Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но несколько иную, чем Беркли.
На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод: объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское направление, как агностицизм.
Выводы:
1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив человека знаниями по использованию ее сил.
2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в. Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы.
3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики.
4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи – о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире.
Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.
Характеристика эпохи:
5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.
6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.
7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).
С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии во Францию (а затем в Германию).
Во Франции:
* насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;
* философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен запрещенных изданий;
* философия становится делом идеологов и политиков;
* развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:
* распространение положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей;
* приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и философии, которые внедрят принцип разума в государства;
* критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами.
Характеристика философии эпохи Просвещения:
1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.
2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своими разумами.
* разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей субъективной деятельности человека.
* человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах.
* мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся – это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением.
* механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»).
Важнейшие представители французского Просвещения:
* Франсуа Вольтер (1694-1778)
* Жан Жак Руссо (1712-1778)
* Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)
* Жульен Ламетри (1709-1751)
* Клод Гальвеций (1715-1771)
* Поль Гольбах (1723-1789)
В. Немецкая классическая философия
(конец 18 – середина 19 века).
Исторические условия.
1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует развитие техники:
1784 г. – появляется универсальная паровая машина Уатта;
1800 г. – А. Вольта изобретает химический источник тока;
1807 г. – первые пароходы;
1825 г. – первые паровозы;
1832 г. – Л. Шиллинг – электромагнитный телеграф;
1834 г. – М. Г. Якоби – электродвигатель и т.д.
2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:
-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ;
-формируются биология и учения об электромагнетизме.
3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых Европейских странах не затронули Германию:
-Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360 самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»);
-она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;
-жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость духа: сферу разума.
Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции 1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической немецкой философии) идеалистической диалектики.
Черты немецкой классической философии:
1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой, т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.
2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение «софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий.
3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте и Шеллинга к Гегелю).
4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия философских наук» Гегеля).
5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем диалектического метода к исследованию истории.
Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:
* Кант
* Фихте
* Шеллинг
* Гегель
* Фейербах
а) Иммануил Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической философии – ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.
В его философском учении отчётливо проявляются два этапа: докритический и критический.
Докритический этап (стихийно-материалистический):
-разрабатывает космогоническую теорию естественного образования солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате вихревых вращательных процессов.
Критический этап (начиная с 1770 г.).
Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Идеи:
1. Центральная проблема – проблема возможностей человеческого познания и установление его границ
-Процесс познания – активный творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта, который протекает по своим собственным законам.
-Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта – как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания.
«Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».
-Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в разуме человека и составляют основу знания.
-Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал воспринимаемые человеком:
-явления вещей;
-вещи сами по себе.
Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы видим явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно, она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности познания мира, т.е. агностицизм.
2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики
-Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность – самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя общего блага).
-Главный закон этики Канта – категорический императив: Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других.
Поступок
-не является моральным, если в его основе лежит стремление к счастью, любви, симпатии и т.д.;
-является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении морального закона.
В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует безусловного подчинения нравственному долгу.
б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) – первый ректор Берлинского университета. Субъективный идеалист.
Идеи:
1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным, производным от практически-деятельного отношения к предмету.
2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся процессом.
3. Сознание творит не только себя, но и весь мир – слепой, бессознательной силой воображения
4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не – Я») и другие категории диалектики.
5. «Я» и «Не – Я» для него есть мир.
-«Я» – это дух, воля, нравственность
-«Не – Я» – это природа и материя.
6. Основная проблема человека – нравственность.
7. Главная форма жизни – общественный культурный труд.
в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) – профессор Берлинского университета, объективный идеалист.
Идеи:
1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на природу:
-Природа – не средство для реализации нравственных целей человека, не «материал» для человеческой деятельности.
-Природа – это форма бессознательной жизни разума, изначально наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа – «окаменелый интеллект».
2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если не признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют – тождество идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).
г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – профессор Берлинского университета – апогей немецкого идеализма.
Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории» и т.д.
Идеи:
1. В «Феноменологии духа» рассмотрел эволюцию человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией (феноменология – учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом развитии).
2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля – это путь вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта, поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё мировое развитие – это развитие Абсолютной идеи, которая является основой объективной действительности:
-идея первична;
-она активна и деятельна;
-её деятельность состоит в самопознании.
В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:
1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» – логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий;
2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы – философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;
3) Развитие идеи в мышлении и истории – принимающая форму Абсолютного духа – Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:
1-я – субъективный дух (личность)
2-я – объективный дух (семья, гражданское общество, государство)
3-я – абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого является искусство, религия, философия).
Система закончена.
Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории.
Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».
3. Создал диалектику как науку, как систему, как логику.
д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) – создатель антропологического материализма.
Идеи:
1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной религией.
2. Субъект в системе Л. Фейербаха – это не познающее мышление и не «Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик.
3. Человек тесно связан с природой. Природа – основа духа. Она же должна явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека.
Выводы:
Немецкая классическая философия:
1. Показала людям роль, место и значение философии в осознании своей эпохи, её достижения и просчёты. Продемонстрировала важность философии для осмысления будущего.
2. Ею были развиты соответствующие современной науке методы познания – диалектический и исторический, которые благодаря своей уникальности позволили резко продвинуться вперёд в познании мира.
3. Философия впервые предстала в виде целостной научной системы, позволяющей с научных позиций подходить к исследованию мира.
Выводы по лекции:
1. История философии показывает, что философия это не есть чисто умозрительные построения мудрецов, а что во все времена она была тесно связана с жизнью общества, отражая в своих учениях его проблемы.
2. Для каждой из исторических эпох – античности, средневековья, Ренессанса, Нового времени – характерны особые способы философствования, между которыми сохраняется преемственность.
3. Философские учения прошлого в большинстве своём имеют гуманистическую направленность. Они различны, но ни одно из них не претендовало и не претендует на абсолютную истину, а в совокупности все они составляют духовное богатство человечества.
4. Знание истории философии обогащает духовный мир человека, учит нравственному гуманному мышлению, что особенно важно для военного руководителя.