содержание
стр.
Введение ……………………………………………………..
3
Глава 1
Административно-правовое регулирование управленческих отношений в органах судебной власти …………………………………………………………
5
Глава 2
Понятие правового статуса судей в Российской Федерации …………………………………………………..
8
2.1.
Специфика правового статуса судей в РФ ………
8
2.2.
Порядок назначения судей в РФ ……………………
9
2.3.
Полномочия судей ………………………………………..
15
2.4.
Дисциплинарная ответственность судей ………….
18
2.5.
Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи …………………………………………………………..
18
Глава 3
Гарантии независимости судей ………………………
22
Глава 4
Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации …………………………………
26
Заключение …………………………………………………
30
Список литературы ………………………………………
31
ВВЕДЕНИЕ
В связи с введением в действие Закона РФ от 26 июля1992 года О статусе судей в Российской Федерации» радикальным образомизменилась существовавшая почти на протяжении семидесяти лет система выборностисудей. Изменился, помимо правового статуса и сам контингент лиц, из числакоторых могут быть назначены судьи, существенно расширился круг социальных иправовых гарантий исполнения судьями своих обязанностей. Все это, в конечномитоге, направлено на совершенствование судебной системы, приданию судебнойветви власти большего авторитета и независимости.
Особенно актуально рассмотрение правового положениясудей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве в связи скурсом на построение «правового» государства, со стремлением государственнойвласти и всего общества как можно скорее прийти в русло «цивилизованного»общества, свободного от произвола как со стороны государства, в лице егочиновников, так и от произвола криминального. Россия — государство напротяжении многих веков своей истории испытывала на себе самые разнообразныепроявления деспотизма со стороны правителей — самодержцев, а затем «вождей»пролетариата. Все это время отправление правосудия было лишь маской,прикрывавшей государственный террор по отношению к собственному народу. А судьи- послушными марионетками в руках власть имущих.
«В современном Российском государстве впервые,пожалуй, за всю его историю, общество пришло к пониманию приоритетаобщечеловеческих ценностей над интересами отдельных партий и классов. Осознаниеглавенства человеческой жизни, интересов отдельного человека над перипетиями«вселенской борьбы классов» невозможно без коренного изменения существовавшейсудебной системы, и, как следствие, — без формирования принципиально нового,поистине демократического корпуса судей — отправителей правосудия вгосударстве»[1].
Рассмотрению данной проблемы, в свете проводимой вРоссии реформы судебной власти и будет посвящена эта работа.
Глава 1
Административно-правовое регулирование управленческих отношений ворганах судебной власти.
Судебная власть — как одна из ветвей власти, выполняетважные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законныхинтересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественныхобъединений.
Систему органов управления судебной власти составляют:Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик,управления (отделы) юстиции краев, областей, автономной области, автономныхокругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Положением[2]о Министерстве юстиции Российской Федерации от 4 ноября 1993 года на неговозложено руководство всей системой органов управления юстицией и обеспечениереализации государственной политики в сфере юстиции и судопроизводства.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет важные функции по правовому обеспечению правотворческойдеятельности судов всех уровней. Содержанием данных функций является разработкапроектов нормативных актов, которые вносятся Правительством Российской Федерациив порядке законодательной инициативы, проведение экспертизы законов, направленныхему для подписания; представление заключений о соответствии КонституцииРоссийской Федерации и действующему законодательству проектов актов, которыевносятся на их рассмотрение.
На него возложена координация нормотворческойдеятельности федеральных органов исполнительной власти, регистрациипринимаемых ими нормативных актов.
В процессе своей деятельности Минюст Россииосуществляет организационно-правовое обеспечение судебной реформы, регистрируетуставы общероссийских общественных объединений, религиозных объединений и ведетгосударственный реестр этих объединений; осуществляет систематизациюроссийского законодательства и ведет банк нормативных актов РоссийскойФедерации, руководит судебно-экспертными учреждениями, государственными нотариальнымиконторами и т.п.
Если Минюст России признает несоответствие правовогоакта Конституции Российской Федерации илифедеральному закону, то ононаправляет мотивированное заключение в тот орган государственной властисубъекта Российской Федерации, который принял акт, а также в соответствующиефедеральные органы государственной власти.
Одним из важных направлений работы Минюста России иего органов является организационное обеспечение деятельности судов.
Его содержанием является подбор и подготовкакандидатов в судьи, для чего при органах юстиции действуют экзаменационныекомиссии, которые принимают квалификационный экзамен на должность судьи.
На органы юстиции возложена организация повышенияквалификации и профессионального уровня судей, ведения судебной статистики иисполнения решений, постановлений и определений судов по гражданским делам,приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в частиимущественных взысканий, исполнение которых возложено на судебныхисполнителей.
В процессе организационного обеспечения деятельностисудов органы юстиции принимают меры по созданию необходимых условий дляэффективной работы судов; оснащают их материально- техническими средствами;организуют для них внедрение программно– аппаратных средств и технологийсбора, обработки и анализа правовой информации; обеспечивают необходимымиправовыми актами, юридической литературой и пособиями»информационно-справочными материалами.
Минюст России и его органы выделяют судам необходимыедля их работы денежные средства, осуществляя при этом контроль за их расходованием.
Организационное обеспечение деятельности судовпредполагает разработку инструкций, положений, методических пособий и рекомендацийМинюстом России, регулирующих различные стороны организации текущей работысудов (например, инструкции по ведению делопроизводства в судах обисполнительном производстве, о ведении судебной статистики, по приему, учету ихранению доказательств и др.)[3].
Работа Минюста России, его органов по организационномуобеспечению деятельности судов направлена, в конечном счете, на созданиенормальных условий для отправления судами правосудия[4].При этом органы юстиции не вправе вмешиваться в судебную деятельность судов,влиять на вынесение судебных решений, так как судьи независимы и осуществляютсвою профессиональную деятельность только на основе Конституции РоссийскойФедерации и действующих законов.
ГЛАВА 2
Понятие правового статуса судей вРоссийской Федерации
2.1. Специфика правового статуса судей в РФ.
Судейским корпусом принято называть совокупностьгосударственных служащих, занимающих должности судей. Круг таких должностныхлиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей начиная отПредседателя и членов Конституционного суда РФ, председателей и членов другихвысших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции.Всего их насчитывалось на конец 1995 года около 15 тыс. С 1992 года в судейскийкорпус входят также судьи, пребывающие в отставке.
Статус судей в Российской Федерации определяетсяЗаконом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в РоссийскойФедерации», являющемся основополагающим документом регламентирующим все стороныосуществления судьями своих полномочий а также гарантии их независимости,социальные и правовые особенности их деятельности.
Помимо Закона «О статусе судей в РФ» существуют ряддокументов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихсяспецифики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей,регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности(например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года,Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года идр.).
В соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» судьи- носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей,принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромнуюответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие поосуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только срешением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни.
Согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «всесудьи в Российско федерации обладают единым статусом и правовым положением,пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиямиосуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты,едиными нормами материального обеспечения»[5].
Некоторые отличия от общих положений настоящего Законаимеется в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации, чейправовой статус установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». Характер этихотличий в статусе будет раскрыт в дальнейшем.
2.2. Порядок назначения судей в РФ.
Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, вбольшинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей,Законе о Конституционном Суде и Законе об арбитражных судах.
Часть из них условно можно было назвать формальными.Они касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опытаюридической деятельности.
Универсальными для кандидатов в судьи всех судовявляются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобыимели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи КонституционногоСуда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональныхпознаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но иобладать «признанной высокой квалификацией в области права»[6].
Что касается требований определенного возрастакандидатов и опыта их работы по специальности, то они не одинаковы для судовразличного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения в суды основногозвена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25лет, в суды среднего звена — 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший АрбитражныйСуд РФ — 35 лет, а в Конституционный Суд РФ — 40 лет. Предельный возраст длякандидатов в судьи формально не ограничен.
Неодинаковы требования и к стажу работы поспециальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ — не менее 15 лет). В отношении жекандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что онидолжны проработать по юридической специальности не менее 5 лет (ст. 119 КонституцииРФ). Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФот 13 марта 1995 года установлено изъятие. «При назначении судей военных судовв стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитыватьсрок их военной службы на офицерских должностях»[7].
Так, «судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия»[8].
Законодательство предусматривает и иные требования,предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования неявляются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по буквезакона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иныетребования тоже учитываются при отборе кандидатов.
К их числу относятся, прежде всего, те требования,которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности.Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебнойвласти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности,справедливости и беспристрастности. С учетом этого к кандидатам в судьи тожемогут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом ииндивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезноподрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочнымувлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, ктонесмотря на наличие высшего юридического образования, не достиг достаточновысокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности. Чтобы судитьдругих, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом,справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащихим прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссиитребует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости,но и высоких человеческих свойств — неподкупности и честности, уравновешенностии чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности,решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многогодругого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их нет, лучше непретендовать на занятие судейской должности.
Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованныхсудьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. Отборкандидатов в судьи в соответствии со ст. 5 Указа Президента РФ от 25 декабря1993 г. N 2289 предусматривает: «отбор кандидатов на должность судьиосуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин Российской Федерации,имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеетправо быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органеюстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждаетсяквалификационной коллегией судей. Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны втечение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы вдолжности судьи. Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующегосуда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего насоответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационногоэкзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней.Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранеечем через год со дня дачи заключения»[9].
Таким образом, повторное обращение вквалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачизаключения. начинается с проявления инициативы, направленной на возбуждениепроизводства по проверке пригодности конкретного лица для занятий судейскойдолжности. Она может быть проявлена не только каким — то государственныморганом или должностным лицом (например, органом юстиции или руководствомсоответствующего суда), но и любым гражданином Российской Федерации, достигшим25 лет и имеющим высшее юридическое образование.
Лица такого рода обращаются с заявлением о допуске ихк сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он состоящей приоргане юстиции экзаменационной комиссии, персональный состав которойутверждается квалификационной коллегией судей. Он обязателен для всех, ктоставит вопрос о своем назначении впервые. При назначении уже работающего судьив вышестоящий суд сдавать экзамен не нужно. «Квалификационный экзамен надолжность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационнойкомиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегиейсудей.
Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны втечение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы вдолжности судьи»[10].А это значит, что кандидат, успешно сдавший экзамен, но не назначенный «спервой попытки» вправе через год — два вновь обратиться с просьбой орекомендации его к назначению и при этом не сдавать квалификационный экзамен.Программы для сдачи таких экзаменов должны утверждаться экзаменационнымикомиссиями по согласованию с органами юстиции и руководством вышестоящих судов.
После успешной сдачи экзамена заинтересованное лицообращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации длязанятия должности судьи или об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационнуюколлегию допускается не ранее чем через год после дачи отрицательногозаключения.
Представление о назначении судей гражданских судовобщей юрисдикции и судей арбитражных судов субъектов РФ получают дальнейшеепродвижение только после согласования с соответствующими местнымизаконодательными (представительными) органами. Ч.3 ст.6 Закона о статусе судейв редакции 1995 года требует, чтобы кандидаты на должности тех судей, которымпредстоит работать в субъектах Федерации, были согласованы с названнымиорганами. Учет их мнения обязателен.
В конечном счете представление о назначении всех судейсудов общей юрисдикции направляется в Администрацию Президента РФ ПредседателемВерховного Суда РФ, о судей арбитражных судов — Председателем ВысшегоАрбитражного Суда РФ. Там они передаются в Комиссию Совета по кадровой политикепри Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрениякандидатур на должности судей федеральных судов. Н а первое июля 1996 года вутверждаемой Президентом РФ состав этой комиссии входили министр юстиции РФ(Председатель), его заместитель, Председатель Верховного Суда РФ, ПредседательВысшего Арбитражного Суда РФ, представители Совета Федерации, АдминистрацииПрезидента РФ и главы администраций некоторых субъектов РФ. В соответствии сположением об этой Комиссии она выносит свое заключение о рекомендацииПрезиденту назначить соответствующих судей или отказать в этом (п.6 Положения)[11].
2.3.Полномочия судей.
Учитывая, что судьи судов различного уровня наделеныразличным по широте кругом полномочий, я хотел бы остановиться на рассмотренииполномочий только судей основного (районного, городского) звеньев судебнойсистемы.
Основным полномочием судей данного уровня являетсяразбирательство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первойинстанции, т. е. принятие решений по существу тех вопросов, которые затронуты всоответствующих делах.
Из числа уголовных дел им подсудны почти все дела,кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягчающих винулиц, привлекаемых к ответственности, об опасных видах хищений, опосягательствах на государственную власть, о преступлениях наказуемых смертнойказнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военныхсудов.
К их компетенции отнесено также разбирательствовопросов, которые возникают попутно, параллельно с уголовными делами. Впоследние годы на районных (городских) судей во все возрастающих масштабахвозлагается разбирательство жалоб на незаконные и необоснованные задержания по подозрениюв совершении преступлений, аресты, продления их сроков, прекращения органамирасследования и прокурорами уголовных дел, а также некоторые иные действия,совершаемые при расследовании такого рода дел.
Условно полномочия судей районного (городского) судаможно разделить на четыре категории:
nдела по спорам,возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;
nдела по спорам,возникающим из международных договоров, связанных с перевозкой грузов, котороепроизводится по условиям, изложенным в международных договорах;
nдела, возникающиеиз административно — правовых отношений;
nдела особогопроизводства.
Судьи районного (городского) суда в праверассматривать дела по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободыграждан, в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года.
Кроме прав по осуществлению правосудия по уголовным игражданским делам судья районного (городского) суда имеет право разбиратьматериалы об административных правонарушениях. Такие материалы судьярассматривает единолично.
Современное законодательство изменило состав суда,рассматривающего гражданское или уголовное дело по первой инстанции. В районном(городском) суде эти дела могут рассматриваться как с участием народныхзаседателей так и единолично судьей.
Законом предусмотрен достаточно широкий круг дел,которые судья может рассмотреть единолично. Так в ст.35 УПК предусмотрено двапорядка принятия судьей дела к своему рассмотрению. В первом случае судьярассматривает уголовные дела в отношении более чем 60 преступлений,предусмотренных УК, без каких бы то ни было условий. Во втором случае судьяможет рассмотреть единолично дело, по которому обвиняемый дал согласие на единоличноерассмотрение его дела. В последнем случае судья не в праве назначить болеестрогое наказание, чем лишение свободы сроком до пяти лет. Судьям запрещенорассматривать единолично дела о преступлениях несовершеннолетних.
Судьи, занимающиеся практикой рассмотрения гражданскихдел, имеют право единолично рассмотреть дела:
nпо спорам междугражданами и организациями при цене иска до 30 минимальных размеров оплатытруда, существующей на момент подачи искового заявления в суд;
nвозникающие изсемейных правоотношений, за исключением дел о лишении родительских прав, оботмене усыновления, об установлении отцовства, а также дел о разводах,связанных со спорами о детях;
nвозникающие изтрудовых правоотношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
nоб освобожденииимущества от ареста — не зависимо от суммы иска.
Для выполнения своих задач по осуществлению правосудияи других функций судьи обладают властными полномочиями, которые определяются взаконодательном порядке.
Судьи судов районного (городского) звена имеют право:требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений,связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей; вноситьпредставления в государственные органы, общественные организации и должностнымлицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавшихсовершению правонарушения; запрашивать информацию от государственных иобщественных органов, научных учреждений и информационных центров.
В свою очередь государственные органы, общественныеорганизации и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжениясудей, связанные с осуществлением ими судебной деятельности.
Судьи также могут вносить на обсуждение съездов иконференций судей, а также непосредственно в Верховный Суд РФ предложений одаче разъяснений по вопросам применения законодательства.
2.4. Дисциплинарная ответственность судей.
Вопрос о дисциплинарной ответственности судейрайонного (городского) суда рассматривается квалификационной коллегией судей,которая избирается тайным голосованием на съездах (конференциях) судей данногоуровня, работающих в конкретной области (военном округе, группе войск и т.д.).
Решением квалификационной коллегии судей может бытьпоставлен вопрос о досрочном лишении судьи его полномочий за нарушениезаконности или совершение порочащего поступка, не совместимого с его высокимзванием, либо совершением судьей уголовного преступления.
Отмена или изменение судебного решения вынесенногоданным судьей, сами по себе не влекут ответственности судьи, если при этом имне были допущены преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность,повлекшая существенные последствия.
2.5. Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи.
Законом предусмотрены как возможность временногоприостановления полномочий судьи, так и порядок их полного прекращения.Приостановление полномочий (ст. 13 Закона о статусе судей) — это временноеотстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Законодательство даетчеткий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстранение возможно: «1)признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законнуюсилу;
2) согласие квалификационной коллегии судей напривлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
3) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
4) избрание судьи в состав органа законодательной(представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной(представительной) власти субъекта Российской Федерации.
2. Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может бытьобжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.
3. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестноотсутствующим — его семье заработной платы или уменьшение ее размера.
Приостановление полномочий судьи, за исключениемслучая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социальногообеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.
4. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая егополномочия»[12].
Прекращение полномочий — это полное отстранение судьиот исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающийперечень оснований (ст. 14 Закона о статусе судей):
« 1. Полномочия судьи прекращаются по следующимоснованиям:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнятьобязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, еслисудья вернулся к исполнению своих обязанностей;
3) письменное заявление судьи о прекращении егополномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
6) прекращение гражданства Российской Федерации;
7) занятие деятельностью, не совместимой с должностьюсудьи;
8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к немупринудительных мер медицинского характера;
9) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;
10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи супразднением или реорганизацией суда.
2. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дняполучения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.
3. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности свыплатой причитающейся ему заработной платы»[13].
ГЛАВА 3
ГАРАНТИИНЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ
Среди гарантий независимости судей, обозначенных вст. 9 Закона о статусе судей, на первый план вынесено предусмотренная закономпроцедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируетсязаконодательством, которое принято именовать процессуальным. К нему относятся впервую очередь ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих, довольно крупных по объему имногоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должносовершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписанийтакого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечениенезависимости судей и помогающих им присяжных и народных заседателей.
В Законе «О статусе судей» гарантии независимостисудей закреплены в ст. ст. 9-10. в соответствии с этими статьями независимостьсудьи обеспечивается: «предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи наотставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейскогосообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокомустатусу.
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимыемеры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранностипринадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующеезаявление»[14].
Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Оборужии». Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстицииреспублик в составе Российской Федерации и другие органы юстицииосуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебнойдеятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.
Высший арбитражный суд Российской Федерацииосуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов. Деятельность военных судов обеспечивается в порядке, предусмотренном федеральным законом о военных судах.
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей вРоссийской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативнымиактами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся впроизводстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Закон, гарантируя независимость судей, уделяет также, большоевнимание гарантиям личной безопасности и неприкосновенности судей.
В частности, это определено в ст. 16 Закона о статусесудей. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьираспространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые имтранспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие емуимущество и документы.
Судья не может быть привлечен к административной идисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности,
заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующейквалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается неиначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица,исполняющего его обязанности, либо решением суда. «Судья не может быть в какомбы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой быто ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению всовершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел,другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен бытьнемедленно освобожден»[15].
Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производства там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр иличный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только всвязи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.
Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.
глава 4
общие проблемы реализации правовогостатуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации
Существование судебной власти на ряду сзаконодательной и исполнительной является признаком демократическогогосударства. Обособление судебной власти от иных государственно — властныхструктур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализациипринципа верховенства права, торжества идей свободы и справедливости. Посколькуосновным назначением судебной власти является охрана членов общества от любогопроизвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильныхдействий самого государства, его органов, должностных лиц, оно не возможно безпредания лицам, осуществляющим правосудие (судьям) особого, гарантированногогосударством, и охраняемого им статуса.
Так как, вместе с законодательной и исполнительнойвластями судебная власть включена в систему народовластия она обеспечиваетсяреализацией важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина нетолько по отношению к субъектам на которых она распространяется, но и на тех,кто призван по закону ее отправлять.
Основным, закрепленным в Конституции РоссийскойФедерации принципом судебной власти является то, что она «не можетосуществляться каким — либо другим органом кроме суда ни при каких условиях»(ст. 118 Конституции РФ).
Специфика судебной власти заключена не только в особойпроцедуре, процессуальной форме осуществления ее полномочий, но и в особой,свойственной только ей, форме обеспечения гарантий независимости инеприкосновенности лиц, ее осуществляющих.
Являясь важным объектом правового регулированиясудебная система Российской Федерации имеет обширный правовой базис, ядрокоторого образуют нормы Конституции, содержащиеся в гл.1,2 и главным образом вгл.7, которая так и называется — «Судебная система». Совокупность этих нормсоставляет конституционные основы судебной системы России. Вместе с принятием12 декабря 1993 года новой Российской Конституции были определены, наряду сзадачами реформирования всех органов государственной власти, и направленияреформирования судебной системы России.
С принятием нового федерального конституционногозаконодательства, а также внесением поправок и дополнений в ранее действовавшеезаконодательство, касавшегося судоустройства в РФ, в значительной мере был дантолчок к развитию судебной системы России на качественно новом, демократическомуровне.
Среди новых, ранее не ведомых России органов судебнойвласти следует отметить создание Конституционного Суда РФ. «В настоящее времяКонституционный Суд РФ, наряду с высшей законодательной и представительнойвластями, Президентом РФ, является одним из основных звеньев государственнойвласти. Он выполняет функцию высшего арбитра, чьи решения обязательны кнеукоснительному исполнению, в случаях конфликтов между двумя другими ветвямивласти, а также ветвями власти и Президентом»[16].
Впервые на уровне Конституции закреплен ряд правграждан в сфере правосудия. Это:
nправо надоступное правосудие для всех граждан Российской Федерации на равных условиях(ч.1 ст.46);
n право на рассмотрение дела в тех судах и теми судьями,к подсудности которых они отнесены законом (ч.1 ст.47);
n право на рассмотрение гражданином, обвиняемым впреступлении, своего дела с участием присяжных заседателей в случаях,предусмотренных федеральным законом (ч.2 ст.47);
n право на пересмотр приговора суда первой инстанциивышестоящим судом (ч. 3 ст. 50);
n Право на участие в осуществлении правосудия (ч. 1 ст.11 и ч. 1 ст. 32)
Осуществление этих задач, стоящих перед судебнойсистемой Российской Федерации невозможно без реформирования принципов еефункционирования и деятельности. В основе реформирования судебной системы лежитне только организационное переустройство основных звеньев, но и закрепление и,в главной степени, соблюдение принципов, гарантирующих права лиц,осуществляющих судебную власть в государстве — судей.
Основными новеллами, которые были введены в Российскоезаконодательство с принятием новой Конституции стали принципы независимости,несменяемости и неприкосновенности судей в их деятельности. Именно соблюдениеэтих принципов позволит в дальнейшем гарантировать развитие судебной системы иправосудия в истинно демократических, цивилизованных рамках, свойственныхстранам с уже устоявшимися демократическими традициями.
Согласно действующей Конституции, законам,регламентирующим отправление судебной власти в Российской Федерации принципнезависимости судей означает, что они осуществляют судебную власть помимо чьей- либо воли, подчиняясь только Конституции и закону.
Конституционные новеллы, связанные с правами граждан всфере правосудия, лежат на пересечении двух взаимосвязанных тенденций:совершенствования юридического механизма защиты прав человека и гражданина иусиления судебной власти в государственной системе. Обе тенденции в полной мереотвечают курсу на формирование правового государства в России. Именно суд всовременных условиях призван стать основным юридическим средством,гарантирующим права и свободы как граждан, так и иностранцев и лиц безгражданства, находящихся в России. Закрепляя возможность использования длязащиты прав и свобод человека всех способов, не запрещенных законом (ст. 45),Конституция акцентирует внимание на универсальности судебной реформы, снимаетпреграды на пути ее использования для обеспечения конституционных прав исвобод.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев правовой статус судов и судей в РоссийскойФедерации, как один из основополагающих элементов к пониманию принципапостроения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений вобществе, складывающихся в связи с отправлением правосудия, я могу сделатьвывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточностабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.
Знание системы гарантий независимости судей позволяет постичьмногообразие правовых форм отправления правосудия, а также глубже узнатьразличия между статусом судей различных уровней судебной системы РоссийскойФедерации.
Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующихправовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность,но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов осудоустройстве.
Система прав и обязанностей судей — как субъектов отправленияправосудия в Российской Федерации, должна строится на объективной и научноупорядоченной основе. В конечном итоге — это будет способствовать становлению вРоссии правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именноспособам правового, а не «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Нормативнаялитература
1. КонституцияРФ. Федеральное конституционное право России. Основные источники//М., 1996
2. Федеральныйзакон «О государственной защите судей, работников правоохранительных иконтролирующих органов» от 20 апреля 1995 г.//СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1455
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебнойсистеме Российской Федерации»
4. ПостановлениеВС РФ от 16 июля 1993 г. N 5451/1-I «О порядке введения в действие ЗаконаРоссийской Федерации „О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР“О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР,Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”
5. Федеральныйзакон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работниковаппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 г.// СЗ РФ, 1996, № 3,ст. 144
6. Законо статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст.606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399
7. Законо судоустройстве// ВВС, 1981, № 28, ст. 976; 1992, № 27, ст. 1560; № 30, ст.1794; 1993, № 33, ст. 1313; СЗ РФ 1994, № 32, ст. 3300
8. ЗаконРСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» (с изм. и доп. от 29мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г. и 28 ноября 1994 г.)
9. Положениео квалификационных коллегиях судей, утвержденное постановлением ВерховногоСовета РФ от 13 мая 1993 г.//ВВС, 1993, № 24, ст. 856
10. Законо Конституционном Суде//СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447
11. Указ Президента РФ от 2 декабря 1996г. N 1612 «О некоторых мерах по стабилизации положения в судебнойсистеме Российской Федерации»
12. Положениео военных трибуналах, утвержденное законом СССР от 25 июня 1980 г.//ВВСС, 1980,№ 27, ст. 546
13. Положениео комиссии Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации дляпредварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов,утвержденное распоряжением Президента РФ от 25 июля 1994 г., № 400-рп//СЗ РФ,1994, № 14, ст. 1625
14.ПостановлениеПравительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177 «Об утверждении Концепцииреформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации»
2. Специальная литература:
15. БаглайМ. В. Дорога к свободе//М., 1995
16. Проблемыреформирования судебной системы в Российской Федерации//Государство и право, №7, 1995 г.
17. ГуценкоК. Ф. Правоохранительные органы в СССР. Учебник//М., 1991
18. ГуценкоК. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 1996
19. КозловА. Е. Конституционное право. Учебник//М., 1996
20. КутафинО. Е. Государственное право Российской Федерации. Учебник//М., 1996
21. МалькоА. В. Учебно — методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 1997
22. СтрашунБ. А. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. Сборникзаконодательства РФ//М., 1997