Правовой статус сельскохозяйственных земель

Содержание
Введение
1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
2. Использование земель сельскохозяйственного назначения
3. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
4. Фонд перераспределения земель
5. О государственном регулировании обеспечения плодородияземель сельскохозяйственного назначения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Легальное определение земель сельскохозяйственного назначения и ихправовые признаки, по которым выделена эта самостоятельная категория земель всоставе земель РФ, закреплено п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ[1].
Здесь сформулировано важное положение, вытекающее из ст. 7 ЗК РФ, оделении земель РФ на отдельные категории, которые имеют специфический правовойрежим в зависимости от целевого назначения земель.
Перенесенные из прежних в действующий ЗК правовые признаки земельсельскохозяйственного назначения: предоставление земель для сельского хозяйстваи предназначение земель для нужд сельского хозяйства едва ли могут теперьвызывать существенные сомнения.
Таким образом, согласно п. 1 ст. 77 ЗК, исходит из того, что землямисельскохозяйственного назначения являются земли, предоставленные для нуждсельского хозяйства.
Итак, тема данной работы – «Правовой режим земель сельскохозяйственногоназначения».
Задачами работы являются:
–     определениепонятия земель сельскохозяйственного назначения;
–     рассмотрениесостава земель сельскохозяйственного назначения;
–     выявлениеособенностей использования сельскохозяйственных угодий;
–     рассмотрениефонда перераспределения земель.
Таким образом, целью данного исследования является рассмотрение правовогорежима земель сельскохозяйственного назначения.

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственногоназначения
В ст. 77 Земельный кодекс РФ вводитуточненное понятие земель сельскохозяйственного назначения. К ним он относитземли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, атакже предназначенные для этих целей, и угодья, которые располагаются внутрипоселенческой черты.
Уточненное понятие земельсельскохозяйственного назначения территории поселений в настоящее времясформулировано также в новом Градостроительном кодексе РФ[2].
Земли российских поселений поправовому режиму подразделяются на территориальные зоны. ГрК РФ в ст. 37предусматривает, что в состав зон сельскохозяйственного использования поселениймогут включаться:
–     зонысельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятыемноголетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
–     зоны, занятыеобъектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведениясельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобногохозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав других территориальных зон, устанавливаемых в границах чертынаселенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования(в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектамисельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельскогохозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственногоназначения (п. 10 ст. 35 ГрК РФ).
Земли сельскохозяйственногоиспользования в поселениях отличаются от внепоселенческих сельскохозяйственныхземель тем, что используются в целях ведения сельского хозяйства лишь доизменения вида их использования в соответствии с градостроительными планамипоселений, правилами землепользования и застройки.
Землями, предназначенными длясельского хозяйства, следует считать те угодья, которые могут быть использованыдля сельскохозяйственных целей в будущем.
В п. 2 ст. 77 ЗК РФ даетсяразвернутая расшифровка состава сельскохозяйственных земель по угодьям взависимости от их природного либо хозяйственного назначения.
В данной норме установленисчерпывающий перечень угодий, входящих в состав земель сельскохозяйственногоназначения.
Ими признаются сельскохозяйственныеугодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями,древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защитыземель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных итехногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями,сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработкисельскохозяйственной продукции.
2. Использованиеземель сельскохозяйственного назначения
В ст. 78 Земельного кодексаРоссийской Федерации излагается перечень субъектов, которые в установленномзаконом порядке могут использовать земли сельскохозяйственного назначения.
Перечень этих субъектов, с нашейточки зрения, изложен в Земельном кодексе Российской Федерации какисчерпывающий, не предусматривающий в качестве пользователей земельсельскохозяйственного назначения лиц, не указанных в данной статье.
Иностранные граждане, иностранныеюридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном(складочном) капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданствадостигает более чем 50%, могут обладать земельными участками из земельсельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Права иностранных граждан,иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, вуставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранныхюридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, на земельныеучастки из земель сельскохозяйственного назначения определяется в соответствиис Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. «Обобороте земель сельскохозяйственного назначения»[3].
3. Особенности использования сельскохозяйственныхугодий
 
С учетом природных свойств и целевогоназначения Земельный кодекс РФ подразделяет земли сельскохозяйственногоиспользования на три группы:
а) приоритетного использования,подлежащие особой охране;
б) особо ценные продуктивные угодья;
в) непригодные для ведениясельскохозяйственного производства земли или сельскохозяйственные угодьяхудшего качества по кадастровой оценке.
Такая градация земельсельскохозяйственного назначения защищает более ценные сельскохозяйственные землиот необоснованного их занятия для несельскохозяйственных нужд.
Особо ценные продуктивныесельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодьяопытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций иучебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшегопрофессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастроваястоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимостипо муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии сзаконодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель,использование которых для других целей не допускается[4].
Перевод земель сельскохозяйственныхугодий или земельных участков в составе таких земель из земельсельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и болеепревышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району(городскому округу), и особо ценных сельскохозяйственных угодий, в другуюкатегорию не допускается, за исключением случаев, указанных в законе (например,добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивацииземель; строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельныхсооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожныхлиний и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленномпорядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий,предоставленной на период осуществления строительства линейных объектов; длявыполнения международных обязательств Российской Федерации при отсутствии иныхвариантов размещения соответствующих объектов).
Прежде, согласно ЗК 1991 г., особойохране подлежали только особо ценные сельскохозяйственные угодья.
Определенные особенностииспользования сельскохозяйственных угодий в настоящее время предписаныизменениями в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственногоназначения», внесенными ФЗ от 18.07.2005 г. N 87-ФЗ[5].Они предусматривают следующие правила:
Минимальные размеры земельныхучастков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установленызаконами субъектов Федерации в соответствии с требованиями законодательстваРоссийской Федерации о землеустройства.
Не допускается совершение сделок сземельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если врезультате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры иместоположение которых не соответствуют требованиям, установленным ФЗ «Обобороте земель сельскохозяйственного назначения».
Нельзя допускать выдел земельногоучастка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельной участок изсостава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размервыделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемогосубъектами Федерации в соответствии с требованиями законодательства РоссийскойФедерации о землеустройстве для мелиорированных земель.
Размер общей площади земельныхучастков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одногоадминистративно-территориального субъекта Российской Федерации и могутнаходиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников,а также юридических лиц, в которых данные граждане и их близкие родственникиимеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихсяна акции (доли, вклады), составляющие уставные (складочные) капиталы данныхюридических лиц, устанавливается законом субъекта Российской Федерации[6].
Установленный законом субъектаФедерации размер общей площади таких земельных участков сельскохозяйственныхугодий не может быть менее, чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий вграницах одного административно-территориального образования.
Использование земельсельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель,предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линийэлектропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений),нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличииутвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйствабез перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Земельный участок из земельсельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у егособственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования илинеиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.
Случаи ненадлежащего использованияземельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются всоответствии с Земельным кодексом РФ.
Заявление о принудительном изъятии усобственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения вслучае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии сцелевым назначением в течение трех лет направляется в суд органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленномзаконом субъекта Федерации, органом местного самоуправления.
ФЗ «Об обороте земельсельскохозяйственного назначения» предусматривает ряд особенностейсовершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок изземель сельскохозяйственного назначения (ст. 12) и особенности выделенияземельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельныйучасток из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 13).
К сделкам, совершенным с долями вправе общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственногоназначения, применяются правила Гражданского кодекса РФ[7],если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственногоназначения превышает пять участников.
Без выделения земельного участка всчет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрениювправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капиталсельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящейся вдолевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительноеуправление либо продать или подарить ее другому участнику долевойсобственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — членукрестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок,находящийся в долевой собственности.
Участник долевой собственности вправераспорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только послевыделения земельного участка в счет земельной доли.
Передача земельной доли в уставный(складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельныйучасток, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, позавещанию или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляетсяна основании документов, удостоверяющих право на земельную долю а соответствиисо ст. 18 названного закона, без государственной регистрации возникшего врезультате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю[8].
Когда участок долевой собственностина земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает своюземельную долю другому участнику долевой собственности, а такжесельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского(фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевойсобственности, извещать других участников долевой собственности о намерениипродать свою земельную долю не требуется.
Названные сделки с земельными долямимогут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевойсобственности другому участнику долевой собственности или иному лицу иудостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления илиудостоверенной нотариально.
Участник или участники долевойсобственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначениявправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своихземельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства иликрестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участкав аренду или распоряжение им иным образом, если это не нарушает требований ФЗ«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Местоположение земельного участка,выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевойсобственности в соответствии с решением общего собрания участников долевойсобственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственностиземельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядкеземельных участков в счет земельных долей в соответствии с ст. 14 ФЗ«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Образование земельного участка,выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решенияобщего собрания участников долевой собственности.
Если общее собрание участниковдолевой собственности не утвердило границы части находящейся в долевойсобственности земельного участка, предназначенной для выделения впервоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, то участникдолевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственногоназначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделитьземельный участок в счет свей земельной доли остальных участников долевойсобственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации,определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемогоместоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
Указанные извещение или сообщениедолжны содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной долиземельного участка, которое позволяет определить его границы на местности, атакже указание на необходимость направления в письменной форме возраженийостальных участников долевой собственности относительно местоположения этогоземельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельнойдоли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителюучастника долевой собственности.
Размер земельного участка,выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанныхв документах, удостоверяющих право на земельную долю.
При этом участник долевойсобственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначениявправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которогобольше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право наземельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельногоучастка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной длясельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельныйучасток.
Если в течение 30 дней со днянадлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участокиз земель сельскохозяйственного назначения не поступят возражения относительноместоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка отучастников долевой собственности, то предложение о местоположении такогоземельного участка считается согласованным.
Данные возражения должны бытьобоснованными.
Споры о местоположении выделяемогоземельного участка разрешаются участниками долевой собственности сиспользованием согласительных процедур, порядок которых устанавливаетсясубъектами Российской Федерации.
В случае недостижения согласованногорешения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются всуде.
Земельные доли, собственники которыхне распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав наземельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению вземельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемыеземельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой покадастровой стоимости[9].
Образование этого земельного участкаосуществляется на основании соответствующего решения субъекта РоссийскойФедерации или в случаях, установленном законом субъекта Федерации, на основаниисоответствующего решения муниципального образования.
Общее собрание участников долевойсобственности вправе принять решение об определении местоположения частинаходящихся в долевой собственности земельного участка, площадь которой равнасумме площади невостребованных земельных долей. Сообщение о невостребованныхземельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствахмассовой информации, определяемых субъектом РФ. Если собственникиневостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен бытьобразован земельный участок, в течение 90 дней со дня опубликования указанногосообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевойсобственности, то устанавливаются границы этого земельного участка. Субъект РФили в случаях, указанных законом субъекта Федерации, муниципальное образованиевправе направить свое заявление в суд о признании права собственности субъектаРФ или муниципального образования на этот земельный участок.4. Фондперераспределения земель
В ходе земельной реформы в Россиипоявилась практика формирования специальных земельных фондов перераспределенияземель. Согласно Указу Президента РФ от 27.12.1991 г. «О неотложных мерахпо осуществлению земельной реформы в РСФСР» в фонды перераспределенияземель включались участки, оставшиеся после бесплатной передачи земельколлективам колхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
В последующие годы было разрешеносформировать целевой земельный фонд для предоставления казачьим обществам,включенным в государственный реестр казачьих обществ РФ, и целевой земельныйфонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. Со дня введения вдействие ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения создан единыйфонд перераспределения земель.
Он формируется за счет земельныхучастков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
–     при добровольномотказе от земельного участка;
–     если нетнаследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников непринял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либонаследник отказался от наследства в пользу государства или отказался отнаследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
–     припринудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельнымкодексом РФ и федеральными законами.
В данный фонд включены также всеземли, ранее находившиеся в других целевых фондах перераспределения земель. Этановая практика распределения резервных земель призвана обеспечить ихиспользование преимущественно для нужд сельскохозяйственного производства.Формирование фонда перераспределения земель с первых лет земельной реформырегулировалось подзаконными нормативными правовыми актами. ЗК РФ вводит новыеоснования для зачисления земельных участков в фонд перераспределения земель(добровольный отказ от земельного участка, когда нет наследников, а также вдругих случаях, предусмотренных федеральными законами). ЗК РФ впервые вземельном законодательстве закрепляет принцип общедоступности сведений оналичии земель в фонде перераспределения земель. Сведения о наличии земель вфонде перераспределения земель являются общедоступными.
5. О государственном регулировании обеспечения плодородияземель сельскохозяйственного назначения
Федеральный закон от 16июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения» посвящен вопросам обеспечениягосударством плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Целью указанного ФЗявляется установление правовых основ государственного регулирования обеспечениявоспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения приосуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числеарендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности.
Кполномочиям органов государственной власти РФ в области обеспечения плодородияземель сельскохозяйственного назначения относятся: разработка и реализацияосновных направлений государственной политики в области обеспечения плодородияземель сельскохозяйственного назначения; разработка и принятие федеральныхзаконов и иных нормативных правовых актов РФ в области обеспечения плодородияземель сельскохозяйственного назначения, контроль за их соблюдением;разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за выполнениемтаких программ; проведение единой научно-технической политики в областиобеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; координациядеятельности федеральных органов исполнительной власти и органовгосударственной власти субъектов РФ в области обеспечения плодородия земельсельскохозяйственного назначения; иные полномочия, отнесенные к полномочияморганов государственной власти РФ, Конституцией РФ и ФЗ.
Органыместного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ могут наделятьсяотдельными государственными полномочиями в области обеспечения плодородияземель сельскохозяйственного назначения с передачей необходимых для ихосуществления материальных и финансовых средств.
Собственники, владельцы,пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право: проводить агротехнические,агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятияпо воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; получать в установленном Правительством РФ порядкеинформацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамикеизменения его состояния; иметь другие права, если их реализация не противоречитзаконам и иным нормативным правовым актам РФ.
Основными направлениями государственного регулирования деятельности в областиобеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения являются:разработка законов и иных нормативных правовых актов в области обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения и контроль за соблюдениемуказанных актов; осуществление инвестиционной политики в области обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения; государственное управлениев области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.Государственное управление в области обеспечения плодородия земельсельскохозяйственного назначения осуществляется Правительством РФ и специальноуполномоченными им на осуществление государственного управления в указаннойобласти федеральными органами исполнительной власти.
Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственногоназначения осуществляется по следующим основным направлениям: разработка иреализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородияземель сельскохозяйственного назначения, а также соответствующих региональныхцелевых программ; проведение учета показателей плодородия земельсельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия земельсельскохозяйственного назначения; разработка стандартов, норм, нормативов,правил, регламентов в области обеспечения плодородия земельсельскохозяйственного назначения; разработка планов проведения агротехнических,агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий вобласти обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;разработка планов мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственногоназначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вреднымивеществами; финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земельсельскохозяйственного назначения; финансирование научно-исследовательских работв области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земельсельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопаснымобращением с ними; сертификация почв; лицензирование деятельности поагрохимическому обслуживанию; государственный контроль за воспроизводствомплодородия земель сельскохозяйственного назначения; создание банков данных вобласти обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; учетэталонных участков земель сельскохозяйственного назначения.
Правительство РФ ежегоднопредставляет Федеральному Собранию РФ национальный доклад о состоянииплодородия земель сельскохозяйственного назначения и о государственномрегулировании и государственной поддержке в области обеспечения плодородияземель сельскохозяйственного назначения.
Вцелях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначенияосуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения и региональных целевыхпрограмм в данной области.
Федеральные целевые программыобеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения формируютсяПравительством РФ и утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ.Региональные целевые программы обеспечения плодородия земельсельскохозяйственного назначения разрабатываются и утверждаются в порядке,предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Государственный учетпоказателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначенияпроводится в целях обеспечения органов государственной власти РФ, органовгосударственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованныхграждан и юридических лиц информацией о состоянии плодородия указанных земель.
Государственный учетпоказателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначениявключает в себя сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического,фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земельсельскохозяйственного назначения.
Порядок государственногоучета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначенияустанавливается Правительством РФ.
Мониторингплодородия земель сельскохозяйственного назначения является составной частьюгосударственного мониторинга земель, порядок проведения которогоустанавливается земельным законодательством.
Почвы земельных участковсельскохозяйственного назначения, агрохимикаты и пестициды подлежатобязательной сертификации.
Сертификация почв земельных участковсельскохозяйственного назначения, агрохимикатов и пестицидов осуществляется всоответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг».
Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственногоназначения должно осуществляться при условии соблюдения экологическихтребований, установленных законодательством РФ.
Государственный контроль завоспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и ихрациональным использованием проводится специально уполномоченными федеральнымиорганами исполнительной власти, в целях обеспечения соблюдения собственниками,владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участковтребований законодательства РФ.
Порядокпроведения государственного контроля за воспроизводством плодородия земельсельскохозяйственного назначения устанавливается Правительством РФ.
Основныминаправлениями государственной поддержки деятельности в области обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения являются: стимулированиеинвестиционной деятельности по воспроизводству плодородия земельсельскохозяйственного назначения; развитие инфраструктуры государственнойагрохимической службы; организация научных исследований в области обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения; утверждение государственныхзаказчиков производства агрохимикатов и пестицидов, добычи торфа и производствапродуктов его переработки, а также создания и производства оборудования и машиндля осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных,фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; организация подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров в области обеспечения плодородияземель сельскохозяйственного назначения.
Финансированиедеятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственногоназначения может осуществляться за счет: средств федерального бюджета; средствбюджетов субъектов РФ; средств местных бюджетов; кредитов кредитныхорганизаций; иных не запрещенных законом источников. Указанные средствараспределяются и используются в соответствии с целевыми программами обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Органыгосударственной власти содействуют развитию агрохимического обслуживанияпосредством утверждения в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации, государственных заказчиков, которые размещают заказы на:производство и поставки агрохимикатов и пестицидов производителямсельскохозяйственной продукции; добычу торфа и производство продуктов егопереработки; производство оборудования и машин для осуществленияагротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных ипротивоэрозионных мероприятий.
В области обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения проводятся научныеисследования по разработке: научно-исследовательских программ обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения; показателей состоянияплодородия земель сельскохозяйственного назначения с учетом природно-сельскохозяйственногорайонирования земель; методик оценки состояния земель сельскохозяйственногоназначения и учета показателей состояния их плодородия; нормативов предельнодопустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и другихбиологических веществ, загрязняющих почву; норм предельно допустимых нагрузокна земли сельскохозяйственного назначения, а также норм предельно допустимогоуровня применения агрохимикатов и пестицидов; технологий проведенияагротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных,противоэрозионных мероприятий, а также технологий добычи торфа и производствапродуктов его переработки; эффективных и экологически безопасных агрохимикатови пестицидов; систем обеспечения производителей сельскохозяйственной продукцииинформацией о состоянии земель сельскохозяйственного назначения и обагрохимическом обслуживании.
Федеральные органыисполнительной власти в пределах своей компетенции, специально уполномоченныена то органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают развитие системыобразовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку иповышение квалификации кадров в области обеспеченияплодородия земельсельскохозяйственного назначения.
Споры, возникающие вобласти обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения,разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нарушениезаконодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земельсельскохозяйственного назначения влечет за собой ответственность в соответствиис законодательством Российской Федерации.
Граждане,юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный ими в результатенарушения законодательства РФ в области обеспечения плодородия земельсельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном гражданскимзаконодательством.
Заключение
В заключении отметим, что упоминавшийся не раз вработе Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»должен стать законом публично-правового характера, так как именно государствопроводит земельную реформу и только оно в состоянии обеспечить формирование иразвитие цивилизованного, регулируемого и контролируемого государством рынкасельскохозяйственных земель.
Если принять за исходное приведенное выше определение земельного оборота,сформулированное в соответствии с требованиями ст. 129 Гражданского кодекса РФ,надо заключить, что формированию новой достаточно устойчивой структурыземельной собственности и структуры землепользования в наибольшей мересоответствует рыночный механизм перераспределения земель сельскохозяйственногоназначения.
Таким образом, данную очень актуальную социально-экономическую задачу,связанную с созданием режима наибольшего благоприятствования для операций сземельными долями, обеспечивающими восстановление целостности хозяйств ипреодоление раздробленности, парцелизации ранее существующих крупныхземлепользований невозможно решить путем толкования ст. 82 Земельного кодексаРФ, закрепившего по существу императивное требование о «внерыночном земельномобороте» на основе административных актов предоставления земельных участковгосударством и органами местного самоуправления как единственного основаниявозникновения прав на земельные участки сельскохозяйственных организаций.

Список использованной литературы
1.   Градостроительный кодекс РоссийскойФедерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями от 22 июля, 31 декабря2005 г., 3 июня 2006 г.) // Гарант Максимум, 2009 г.
2.   Гражданский кодекс РоссийскойФедерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля,2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10января, 2 февраля, 3, 30 июня 2006 г.) // Гарант Максимум, 2009 г.
3.   Земельный кодекс Российской Федерацииот 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17апреля, 3, 30 июня 2006 г.)// ГарантМаксимум, 2009 г.
4.   Федеральный закон от 18.07.2005 г. №87-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обороте земельсельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ, 2005, N 30, ст. 3098.
5.   Федеральный закон от 24 июля 2002 г.N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (сизменениями от 7 июля 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 г., 7 марта,18 июля 2005 г.) // СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 27,ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 10, ст. 758; N 30, ч. I,ст. 3098.
6.   Федеральный закон от 16июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями от 10января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Гарант Максимум, 2009 г.
7.  Земельное право./ Под ред. Боголюбова С.А. – М.: Юрайт, 2004.
8.   Иконицкая И.А. Земельное право РФ. – М.:Юристъ, 2005.
9.   Комментарий к Земельному кодексуРоссийской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд.Тихомирова М.Ю., 2006.