–PAGE_BREAK–
Горизонтальный метод анализа
Данный метод используется для оценки изменения показателей в динамике. Для определения абсолютного изменения показателя рассчитывается величина, равная:
ДЗ = З1 – З0
где З1 — значение показателя в отчетный период;
З0— значение показателя в базисный период.
Вертикальный метод анализа
Для анализа структуры сложных экономических показателей используется вертикальный метод, который позволяет определить долю каждой составляющей сложного показателя в общей совокупности.
Вертикальный анализ балансовой отчетности организации позволяет определить качество использования конкретного вид ресурса в хозяйственной деятельности, проводить сравнительный анализ организации с учетом отраслевой специфики и дру гих характеристик.
Результаты вертикального и горизонтального анализа баланса предприятия представленные в таблице 1.
Таблица 1— Анализ финансовой отчетности организации[2]
Показатель
На конец 2008 года
Доля в валюте баланса
На конец 2009 года
Доля в валюте баланса
Темп роста
Темп прироста
Собственные средства
1188217
0,1564
3509878
0,569
295,39
195,39
Уставный капитал
600000
0,079
600000
0,097
100
Внеоборотные активы
5657921
0,7449
4709777
0,763
83,242
-16,758
Сумма оборотных средств, руб.
1 937 561
0,255
1 462 342
0,237
-24,527
-124,527
Привлеченные средства (кредиты и займы)
6407271
0,8436
5448375
0,8827
85,034
-14,966
Чистая прибыль
28090
0,00398
437782
0,0709
1558,498
1458,498
Суммарные активы, руб
7 595 482
1
6 172 119
1
-18,740
-118,74
2.1 Анализ имущественного положения
В оценке имущественного положения предприятия используется ряд показателей, рассчитываемых по данным бухгалтерской отчетности. Наиболее информативными являются следующие показатели:
ü Коэффициентом износа
ü Обьемом собственных оборотных средств
ü Удельным весом внеоборотных активов в имуществе
ü Удельным весом оборотных средств в имуществе
ü Обьемом и динамикой основных средств.
Коэффициент износа.Показатель характеризует долю стоимости основных средств, списанную на затраты в предшествующих периодах, в первоначальной (восстановительной) стоимости и рассчитывается по формуле:
— конец 2008 года:
-конец 2009 года:
Несмотря на всю условность показателя изношенности основных средств, он имеет определенное аналитическое значение — по некоторым оценкам при использовании метода равномерной амортизации значение коэффициента износа более чем 50% считается нежелательным.
Значения данного показателя говорят о допустимом износе фондов предприятия. Причем в 2008 году значение коэффициента износа находилось в пределах нормы (0.43), к 2009 году данная цифра увеличилась до 0.51, т.е. основные фонды изношенны больше чем на половину. Темп роста по показателю износа основных средств равен 18,698.
Собственные оборотные средства — разность между текущими активами и текущими обязательствами предприятия.
Превышение текущих активов над текущими обязательствами означает наличие финансовых ресурсов для расширения деятельности предприятия. Однако значительное превышение свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов.
Собственные оборотные средства= (Собственный капитал – внеоборотные активы)
Собственные оборотные средства2008= 1188211 – 5657921 = — 4 469 710
Собственные оборотные средства2009= 723744 — 4709777 = -3 986 033
Несмотря на то, что объем собственных оборотных средств отрицателен это нельзя расценивать как негативное явление. Большой вес в оборотных активах имеет дебиторская задолженность, т.к. компания использует постоплатную систему оплаты. При этом в последнее время компания «Смартс» вводит тарифы основанные на предоплате. В 2009 году мы наблюдаем увеличение показателя, что говорит о положительной тенденции. Темп роста по показателю составил 10,8.
Таблица 2– Показатели имущественного состояния предприятия
Наименование показателя
На конец года
Темп роста, %
2008
2009
Суммарные активы, руб
7 595 482
6 172 119
-18,740
Первоначальная стоимость основных средств, руб.
3 545 617
4 056 899
14,420
Остаточная стоимость основных средств, руб.
2 032 583
2 001 975
-1,506
Износ основных средств, руб.
1 513 034
2 054 924
35,815
Коэффициент износа основных средств, %
0,426733626
0,5065258
18,698
Сумма оборотных средств, руб.
1 937 561
1 462 342
-24,527
Удельный вес внеоборотных активов в имуществе
4,762
6,508
36,663
Удельный вес оборотных средств в имуществе
1,631
2,021
23,909
Собственные оборотные средства, руб.
-4 469 710
-3 986 033
10,821
Удельный вес внеоборотных активов в имуществе – показывает отношение внеоборотных активов предприятия к объему собственных средств предприятия.
Удельный вес внеоборотных активов в имуществе2008
Удельный вес внеоборотных активов в имуществе2009
Удельный вес оборотных средств в имуществе — показывает отношение оборотных активов предприятия к объему собственных средств предприятия.
Удельный вес оборотных активов в имуществе2008
Удельный вес внеоборотных активов в имуществе2009
Увеличение удельного веса внеоборотных активов в имуществе предприятия говорит о капитализации прибыли и направлениях инвестиционной политики предприятия.
За отчетный год валюта баланса уменьшилась с 7595482т.р. до 6172119, т.е. на 18.74%, а с учетом инфляции[3] на 27,54. Но в этой ситуации мы не можем сказать, что предприятие несет серьезные потери. Отчасти к уменьшению валюты баланса привело сокращение обязательств, причем как дебиторской так и кредиторской задолженности. В частности, значительно уменьшилась задолженность по долгосрочным кредитам и займам.
2.2 Анализ финансовой устойчивости
Финансовая устойчивостьпредприятия — это характеристика его относительной независимости от кредиторов, оценивается на основе его способности покрыть все свои обязательства.
В условиях рынка, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется как за счет собственных средств, так и за счет заемных средств, важную аналитическую характеристику приобретает финансовая независимость предприятия от внешних заемных источников. Запас источников собственных средств — это запас финансовой устойчивости предприятия при условии, что его собственные средства превышают заемные.
Для оценки финансовой устойчивости используют следующие показатели:
· Коэффициент автономии.
· Коэффициент обеспеченности собственными средствами.
· Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами.
· Коэффициент маневренности.
Коэффициент автономии
При анализе хозяйственной деятельности предприятия, во время проведения финансового анализа, для определения уровня финансовой устойчивости и независимости используют коэффициент автономии.
Коэффициент автономии (коэффициент финансовой независимости) определяется как отношение собственного капитала к сумме всех средств, авансированных предприятию.
Кавтономии =
— конец
2008 года:
Кавтономии =
— конец 2009 года:
Кавтономии =
Коэффициент автономии (коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент собственности) — характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие.
Коэффициент автономии имеет большое значение для инвесторов и кредиторов, т.к. чем выше значение коэффициента, тем меньше риск потери инвестиции и кредитов.
Нормативное значение для данного показателя равно 0,5, т.е. Но т.к. это норма скорее для промышленных предприятий, а для компании «Смартс», занимающейся продажей услуг, такое низкое значение данного показателя(0,117) является допустимым.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношениеразности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостьюосновных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов.
– конец
2008 года:
— конец 2009 года:
Структуры баланса предприятия признается неудовлетворительной, если коэффициентобеспеченности собственными средствами на конецотчетного периодаимеет значение менее 0,1. Этот нормативустановлен Постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 № 498.
Оценивая данный показатель по отрасли в целом приходим к выводу, что такое значение коэффициента является приемлемым.
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами
– конец
2008 года:
— конец 2009 года:
За отчетный год темп снижения по данному показателю очень высок 42,065%.
Коэффициент маневренности
Коэффициент маневренности (Км) является существенной характеристикой устойчивости финансового состояния компании. Он рассчитывается как отношение наличия собственных оборотных средств предприятия к сумме источников собственных средств и указывает на степень мобильности (гибкости) использования собственного капитала предприятия.
– конец
2008 года:
— конец 2009 года:
Нормативная величина этого коэффициента 0,5. С его помощью анализируют эффективность использования собственных средств, следя за состоянием запасов товарно-материальных ценностей (их величиной и стоимостью) и своевременным погашением дебиторской и кредиторской задолженности. Коэффициент маневренности указывает на уровень гибкости использования собственных средств предприятия, т. е. какая часть собственного капитала не закреплена в ценностях иммобильного характера и находится в форме, более или менее позволяющей свободно маневрировать этими средствами. Высокие значения коэффициента положительно характеризуют финансовоесостояние, но он также является специфичным для различных областей бизнеса.
Таким образом для предприятия видом деятельности которого являет услуги связи, значение данного показателя приемлемо на уровне ниже нормы. Негативной чертой является то, что темпы снижения коэффициента очень велики(-46,41%).
Уменьшение коэффициента маневренности свидетельствует о вложениисобственных средств в трудноликвидные активы и формировании оборотных средств за счет заемных.
Таблица 3. Показатели финансовой устойчивости
Наименование показателя
На конец года
Темп роста, %
2008
2009
Собственный капитал
1 188 211
723 744
-39,090
Заемный капитал
6 407 271
5 448 375
-14,966
Коэффициент автономии
0,156
0,117
-25,043
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
-2,307
-2,726
-18,159
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами
-0,015
-0,021
-42,065
Коэффициент маневренности
-3,762
-5,508
-46,410
2.3 Анализ ликвидности баланса предприятия
Ликвидность баланса — возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее — это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения.
Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, можно условно разделить на несколько групп.
1. Наиболее ликвидные активы (А1)— суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включают также краткосрочные финансовые вложения.
2. Быстро реализуемые активы (А2)— активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы.
3. Медленно реализуемые активы (А3)— наименее ликвидные активы — это запасы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, при этом статья «Расходы будущих периодов» не включается в эту группу.
4. Труднореализуемые активы (А4)— активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени. В эту группу включаются статьи раздела I актива баланса «Внеоборотные активы».
Первые три группы активов в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам предприятия, при этом текущие активы более ликвидны, чем остальное имущество предприятия.
Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом.
1. Наиболее срочные обязательства (П1)— кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу).
2. Краткосрочные пассивы (П2)— краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. При определении первой и второй групп пассива для получения достоверных результатов необходимо знать время исполнения всех краткосрочных обязательств. На практике это возможно только для внутренней аналитики. При внешнем анализе из-за ограниченности информации эта проблема значительно усложняется и решается, как правило, на основе предыдущего опыта аналитика, осуществляющего анализ.
3. Долгосрочные пассивы (П3)— долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы — статьи раздела IV баланса «Долгосрочные пассивы».
4. Постоянные пассивы (П4)— статьи раздела III баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи раздела V баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статьям «Расходы будущих периодов» и «Убытки».
Для оценки ликвидности используются следующие показатели:
· Коэффициент текущей ликвидности
· Коэффициент быстрой ликвидности
· Коэффициент абсолютной ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле
продолжение
–PAGE_BREAK–
– конец
2008 года:
— конец 2009 года:
Нормальное значение этого коэффициента в значительной степени зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Поскольку длительность производственного цикла небольшая, предприятию необязательно обладать высокой текущей ликвидностью.
Но вместе с тем, значение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы (показатель за 2009 год: 0,754) говорит о недостаточной платежеспособности предприятия.
Коэффициент быстрой ликвидности
Коэффициент быстрой ликвидности, или коэффициент «критической оценки», показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Коэффициент быстрой ликвидности определяется по формуле:
– конец
2008 года:
— конец 2009 года:
В ликвидные активы предприятия включаются все оборотные активы предприятия, за исключением товарно-материальных запасов. Данный показатель определяет, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов, т. е. показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5.
Таким образом, коэффициент быстрой ликвидности находится в пределах нормы, но образовалась негативная тенденция к снижению данного показателя. Коэффициент, рассчитанный на 2009 год очень близок к нижней границе. При таких темпах снижения показателя предприятие в скором времени перестанет находиться в пределах допустимых границ ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле
– конец
2008 года:
— конец 2009 года:
В мировой практике достаточным считается значение коэффициента абсолютной ликвидности, равное 0,2 — 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 — 30 % текущих обязательств.
На практике данный коэффициент не является очень показательным, т.к. предприятию не обязательно держать такое количество незадействованных денежных средств.
Таблица
4
. Показатели ликвидности
Показатели
На конец года
2008
2009
Критерий
Коэффициент текущей ликвидности
1,341
0,754
>= 2,0
Коэффициент быстрой ликвидности
1,296
0,711
>= 1,0
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,244
0,053
>= 0,2
В ходе анализа ликвидности баланса каждый из рассмотренных коэффициентов ликвидности рассчитывается за 2008 и 2009 год. Если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно в динамике (увеличение или снижение значения).
При анализе ликвидности баланса предприятия «Смартс» мы выявили серьезную тенденцию к потере ликвидности. Это вызвано в большой степени тем, что за отчетный год размер краткосрочных обязательств существенно увеличился.
2.4 Анализ деловой активности и эффективности использования капитала
Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.
Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации.
Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный «предпринимательский климат», стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот – предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности. Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера: совершенствование договорной работы, улучшения образования в области менеджмента, бизнеса и планирования, расширение возможностей получения информации в области маркетинга и др.
Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения.
Деловая активность предприятия может быть охарактеризована различными финансовыми показателями, основными из которых являются объем реализации продукции (работ, услуг), прибыль, величина активов предприятия (авансированного капитала).
Оценить динамику этих показателей можно путем сопоставления темпов их изменений.
При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению, получившему название «золотого правила экономики организации»:
ТрЧП > ТрВ > ТрА
где ТрЧП – темп роста чистой прибыли;
ТрВ – темп роста выручки от продаж;
ТрА – темп роста средней величины активов.
Таблица
5
Результаты хозяйственной деятельности
Показатели
на конец 2008 г.
на конец 2009 г.
Темп роста
Выручка от реализации
3 292 744
2 934 486
-10,880
Прибыль от реализации
502 958
216 947
-56,866
Суммарные активы (среднегодовые)
7 463 008
6 883 801
-7,761
Выполнение первого соотношения (чистая прибыль растет опережающим темпом по сравнению с выручкой) означает повышение рентабельности деятельности.
Выполнение второго соотношения (выручка растет опережающим темпом по сравнению с активами) означает ускорение оборачиваемости активов.
Опережающие темпы увеличения чистой прибыли по сравнению с увеличением активов (ТРЧП > ТРА) означают повышение чистой рентабельности активов.
В 2007 году в предприятии наблюдается резкое снижение все показателей финансовой деятельности.
Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала организаций представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации бухгалтерского учета и отчетности, имеющий целью:
· оценить текущее и перспективное финансовое состояние организации, т.е. использование собственного и заемного капитала;
· обосновать возможные и приемлемые темпы развития организации с позиции обеспечения их источниками финансирования;
· выявить доступные источники средств, оценить рациональные способы их мобилизации;
· спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
Коэффициентный анализ — ведущий метод анализа эффективности использования капитала организации, применяемый различными группами пользователей: менеджерами, аналитиками, акционерами, инвесторами, кредиторами и др.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели как фондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотных средств, а также оборачиваемость всего капитала.
Коэффициент оборачиваемости активов
При анализе хозяйственной деятельности предприятия, во время проведения финансового анализа, для оценки интенсивности использования основных средств применяют коэффициент оборачиваемости активов.
Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение оборота и прочих торговых доходов (выручки от продаж или выручки от реализации) к оборотным активам (общей сумме материальных активов или средней стоимости основных средств).
– конец
на 2008 года:
— конец на 2009 года:
Коэффициент оборачиваемости активов говорит об эффективности, с которой предприятие использует свои ресурсы для выпуска продукции и имеет экономическую интерпретацию, показывая, сколько рублей выручки от реализации приходится на один рубль вложений в основные средства.
Таким образом, с одного рубля, вложенного в активы, предприятие «Смартс» получает 0,426 рубля выручки. Причем за год этот показатель снизился на 3,382%.
Коэффициент оборачиваемости
Данный коэффициент показывает число оборотов, совершенных оборотными средствами за рассчитываемый период и рассчитывается по формуле:
-на конец
2008 года:
-на конец 2009 года:
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств отражает время, затрачиваемое предприятием на движение оборотных средств через все стадии кругооборота, и длительность их пребывания в каждой фазе.
Фондоотдача
Показатель эффективности использования основных производственных фондов. Определяется отношением показателя результатов производства за определенный период времени к средней полной стоимости основных производственных фондов за этот же период.
-на конец
2008 года:
-на конец 2009 года:
Наблюдается значительное снижение данного показателя(темп снижения 17,5%). Причем причиной тому стало не только увеличение удельного веса активной части фондов, но и значительное уменьшение выручки от продаж.
Рентабельность активов
Один из обобщающих показателей эффективности производства, рассчитываемый как отношение прибыли к средней стоимости активовпредприятий.
-на конец
2008 года:
-на конец 2009 года:
Рентабельность активов — индикатордоходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли.
Показывает способность активов компании порождать прибыль. Т.е. с одного рубля, вложенного в активы, предприятие получает 0,032 рубля прибыли. Значение этого показателя очень низкие, также наблюдается негативная тенденция к еще большему снижению: темп снижения за 2009 год составил 53%. Несмотря на снижение активов рентабельность активов уменьшилась, это вызвано резким сокращением чистой прибыли.
Рентабельность собственных средств
Рентабельность собственных средств представляет собой отношение чистой прибыли предприятия и его собственных средств.
-на конец
2008 года:
-на конец 2009 года:
Рентабельность собственных средств характеризует эффективность использования внутренних источников финансирования предприятия.
Рентабельность собственного капитала предприятия «Смартс» сократилась на 47%. Причем сокращение прибыли за отчетный год происходило большими темпами, чем сокращение собственного капитала.
Таблица 6. Показатели эффективности использования капитала и деловой активности
Наименование показателя
На конец 2008 г.
На конец 2009 г.
Темп роста, %
Коэффициент оборачиваемости активов
0,441
0,426
-3,382
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
1,597
1,726
8,096
Фондоотдача
1,764
1,455
-17,524
Рентабельность активов
0,067
0,032
-53,236
Рентабельность собственного капитала
0,430
0,227
-47,194
Значения показателей эффективности использования капитала и деловой активности существенно снизились за период 2009 года. Такие изменения характеризуются, прежде всего, получением убытка в отчетном году: увеличением себестоимости, а также значительным снижением выручки от продаж и прибыли.
Общий вывод
Результаты финансовой деятельности предприятия «Смартс» отрицательно показали себя в динамике за 2008 -2009гг.
По результатам деятельности компании в 2008 году ОАО «Смартс» можно охарактеризовать как стабильно развивающуюся, рентабельную, платежеспособную компанию, эффективно использующую собственные и привлеченные средства.
В 2009 году большинство рассчитанных показателей находятся в пределах нормы для данного вида деятельности, но выявилась серьезная тенденция к снижению ликвидности и рентабельности.
Согласно отчету компании снижение прибыли в 2009 году не является следствием снижения продаж, а вызвано отрицательным финансовым результатом, полученным от сделки по продаже 100% доли участия в уставном капитале дочерней компании ООО «Телеком Евразия», а также с активной инвестиционной деятельностью компании, вкладывающей значительные (собственные и заемные) денежные средства в развитие производственной инфраструктуры.
Также величина собственного капитала изменилась за счет получения убытка в 2009г. Собственный капитал компании сократился в отчетном периоде относительно величины 2008 г. на 39,1% (или на 464 467 тыс. руб.) и составил по состоянию на 31.12.2009 г. 723 744 тыс. руб.
Как видно из произведенных расчетов в целом результаты деятельности предприятия м можно считать удовлетворительными.
Предприятие практически не пользуется краткосрочными займами. Также компания практически не прибегает к использования собственных оборотных средств. К политике фирмы можно отнести постоянно высокий уровень долгосрочных кредитов.
Высокая дебиторская задолженность является характерной чертой отраслевой принадлежности, но за 2009 год компании удалось снизить значение данного показателя за счет введения предоплатной системы оплаты услуг компании.
3 Внешнеэкономическая политика страны и ее влияние на структуру иностранных инвестиций (на примере РФ, Алтайского края).
3.1 Внешнеэкономическая политика страны. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации
Внешнеэкономическая политика государства – это целенаправленная и комплексная программа действий законодательной и исполнительной властей по развитию повышению эффективности внешнеэкономических связей, реализуемая как во внутренней финансово-производственной сфере через инвестиционную, таможенную и налоговую политику, так и сфере внешнего обмена путем повышения коммерческой эффективности экспортных, импортных, валютных и иных внешнеэкономических операций. Очевидно, что основными задачами законодательной власти является разработка и принятие необходимой и достаточной договорно-правовой базы для нормальной деятельности всех субъектов ВЭД, а исполнительной власти — практическая работа по реализации ВЭП через организационные структуры ВЭД и контроль за надлежащим исполнением правовых норм ведения ВЭД всеми ее участниками. Причем формирование и совершенствование организационных структур, через которые практически осуществляется ВЭД, само по себе является важным и эффективным элементом ВЭП государства.
Комплекс государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей:
— созданию условий для доступа и функционирования отечественным производственным звеньям на мировых рынках;
— обеспечению национальным субъектам благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами;
— обеспечению защиты внешнеэкономических интересов страны.
При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера: преобразующую (политика развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.), мобилизующую (выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков), балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.).
Основные направления внешнеэкономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.
Выработка внешнеэкономической политики государства требует наличия определенной базы;
· соответствующей системы экономических институтов;
· нормативно-правовой базы для формирования внешнеэкономической политики, учитывающей национальную специфику государства;
· необходимый уровень демократизации общества, обеспечивающий заслон лоббированию;
· формирование широкой сети национальных рыночных структур, не обеспечивающих тому или иному звену лидирующей роли в экономике.
Таким образом,внешнеэкономическая политика(ВЭП) представляет целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Кроме того, внешнеэкономическая политика решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны. Существующий у государства обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет ему оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития отечественной экономики.
Главная задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.[1]
Внешнеэкономическая политика России строится главным образом на следующих принципах:
· преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, в соответствии с которой выстраивается внешнеэкономическая политика страны, включая её таможенный инструментарий и режим для иностранных инвестиций;
· изменение внешнеэкономической деятельности российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к внешнеэкономической деятельности как постоянной и ограниченной части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;
· чёткое разделение функций осуществления внешнеэкономической политики между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и её субъектами.[2]
На протяжении 90-х годов внешнеэкономическая политика России была ориентирована главным образом на повышение степени открытости отечественной экономики. Основным ее содержанием являлась либерализация внешнеторговых и валютных операций, демонтаж системы директивного управления внешнеэкономическими связями и формирование механизма их государственного регулирования, а также взаимодействие с международными торговыми и финансовыми институтами.[3]
Первоочередными целями современной внешнеэкономической политики России являются:
· обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными корпорациями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;
· достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся и потенциальных дискриминационных ограничений. Особую роль здесь играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;
· долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России; формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).[4]
Поставив цель интегрироваться в мировую экономику и международный финансовый рынок, Россия не может игнорировать того факта, что важнейшим направлением этой интеграции в современном глобализированном мире стали иностранные инвестиции в национальные экономики.
3.2 Понятие инвестиции. Иностранные инвестиции в экономике России
Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.
Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.[8]
Во второй половине ХХ века наиболее динамичной формой внешнеэкономических связей государств являлся вывоз капитала.
В процессе формирования рыночной экономики и активного включения России в систему мирового хозяйства возрастает интерес зарубежного капитала к емкому и перспективному российскому рынку.
Сегодня российская инвестиционная политика, одна из составных частей экономической политики государства, разрабатывается и реализуется в условиях относительной макроэкономической стабильности, устойчивого валютного курса и прогнозируемой инфляции. Основной задачей инвестиционной политики Российской Федерации является создание благоприятных условий всем субъектам экономической деятельности для усиления инвестиционной активности с целью экономического роста, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Эффективность инвестиционной политики является индикатором стабильности функционирования экономической системы и отражает уровень эффективности материального производства. В настоящее время инвестиционная политика России не приносит ощутимых положительных результатов в части оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности.[5]
Доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП России. Однако их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы.
Иностранные инвестиции в большинстве случаев дополняют, реже замещают внутренние инвестиции. При совместном инвестировании возникает достаточно сложная задача координации прямых внутренних и прямых иностранных инвестиций. Решить эту задачу призвана государственная политика, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного налогового климата и принятие мер по снижению коррупции при административных процедурах сопровождения коммерческой деятельности.
Высокие мировые цены на нефть уменьшают зависимость России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний.[6]
Самой привлекательной формой для стран — импортеров, в том числе и для России, являются прямые инвестиции, позволяющие увеличить валовой внутренний продукт, бюджетные доходы, занятость, насытить отечественный рынок, привнести передовой управленческий опыт, использовать все преимущества конкуренции, улучшить структуру экспорта принимающей стороны.[7]
Многие экономисты, как отечественные, так и зарубежные, едины в том, что для развития российской экономики необходимо кардинальное повышение инвестиционной активности. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из способов финансирования национальной экономики, однако в обществе существуют противоречивые мнения относительно целесообразности привлечения зарубежного капитала для решения российских проблем и о его роли в хозяйственной жизни страны.
К ПИИ относят приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов долей в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.[8]
Необходимость привлечения в российскую экономику ПИИ определяется целым рядом факторов:
1) иностранные инвестиции служат катализатором экономического развития в стране — реципиенте ПИИ;
2) с ПИИ в страну поступают не только финансовые ресурсы, но и многолетний опыт, новейшие технологии компаний — инвесторов;
3) в отличие от финансирования в виде кредитов и займов, ПИИ не подразумевают отдачи предоставленных денежных сумм с процентами;
4) при рациональном использовании ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, повышают производительность труда, конкурентоспособность национальной продукции и предприятий.
По оценке экономистов, потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. дол. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения во внешнеэкономической политике. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
n достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу стабильной экономической обстановке в стране;
n ускорение работы Государственной Думы над общехозяйственным и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
n радикализацию борьбы с преступностью;
n торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
n пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
n мобилизацию свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
n внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
n запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
n предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
n формирование общего рынка государств ближнего зарубежья со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
3.3 Анализ изменений в структуре иностранных инвестиций РФ
Структура иностранных инвестиций включает все иностранные активы или требования, которые одновременно являются пассивами или обязательствами принимающих стран, в том числе прямые инвестиции, портфельные инвестиции (акции и облигации), банковские кредиты, экспортные кредиты, межгосударственные займы, другие вложения.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 1 –
Поступление иностранных инвестиций по типам[4]
(на конец года, в млн. долларов США)[5]
Таблица 2 –
Структура поступлений иностранных инвестиций по типам
(в % к итогу)[6]
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Иностранные инвестиции — всего
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
в том числе:
прямые инвестиции
67,7
35,0
43,4
28,6
44,6
40,4
27,9
20,2
22,8
23,3
24,4
24,8
23,0
26,0
19,4
из них:
взносы в капитал
48,8
25,5
17,3
10,6
12,2
9,7
8,9
8,6
7,5
18,0
19,3
15,9
12,2
15,3
9,8
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций
11,4
6,5
21,4
14,4
19,6
25,0
14,8
6,6
7,1
4,2
4,0
7,1
9,7
9,4
7,8
прочие прямые инвестиции
7,5
3,0
4,7
3,6
12,8
5,7
4,2
5,0
8,2
1,1
1,1
1,8
1,1
1,3
1,8
Портфельные инвестиции
1,3
1,8
5,5
1,6
0,3
1,3
3,2
2,4
1,4
0,8
0,8
5,8
3,5
1,4
1,1
из них:
акции и паи
0,4
0,6
4,6
0,3
0,3
0,6
2,3
1,4
1,2
0,7
0,6
5,2
3,4
1,1
0,5
долговые ценные
бумаги
0,9
1,2
0,9
1,3
0,0
0,6
0,8
0,7
0,1
0,1
0,2
0,6
0,1
0,3
0,6
прочие инвестиции
31,0
63,2
51,1
69,8
55,1
58,3
68,9
77,4
75,8
75,9
74,8
69,4
73,5
72,6
79,5
из них:
торговые кредиты
6,3
5,9
2,0
14,2
15,2
14,1
12,9
11,3
10,0
9,5
11,2
16,8
11,6
15,6
17,0
прочие кредиты
16,5
39,0
35,3
53,5
35,0
43,2
55,4
65,4
64,7
65,2
62,9
51,6
61,0
55,8
62,0
прочее
8,2
18,3
13,8
2,1
4,9
1,0
0,6
0,7
1,1
1,2
0,7
1,0
0,9
1,2
0,5
На фоне относительно благополучных количественных параметров (а также перспектив дальнейшего роста), качественные характеристики накопленных в России зарубежных инвестиций — их видовая и отраслевая структура — остаются неблагоприятными, т.е. не содействуют задачам повышения национальной конкурентоспособности и экспортного потенциала.
В структуре сохраняется высокий удельный вес «прочих» инвестиций, основная часть которых представлена кредитами.
Иностранные портфельные инвестиции (приобретение акций, паев, облигаций и других долговых ценных бумаг, составляющие менее 10% в уставном капитале) в силу неразвитости российского фондового рынка не играют существенной роли как источник финансирования инвестиционных проектов. Их доля в общем объеме накопленных зарубежных капиталовложений не превышала 4% в течение последних пятнадцати лет. Доля ПИИ составляет всего 19,4%, хотя Россия заинтересована в притоке именно прямых инвестиций, т.к. они направляются в реальные секторы экономики и часто связаны с передачей технологий, ноу-хау, необходимых для модернизации экономики.
Отраслевая структура ПИИ за последние 5 лет существенно изменилась. Еще в 2005 году наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в РФ являются нефтедобыча. К 2009 году наблюдается существенное смещение в сторону торговли.
В то же время наиболее нуждающиеся в инвестициях отрасли — электроэнергетика, машиностроение и металлообработка все еще получают минимум инвестиционных ресурсов.
В настоящее время правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России определяет Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ».
В конце 2006 г. Правительством РФ был вынесен на рассмотрение Госдумы РФ пакет документов, регулирующих иностранные инвестиции в российские предприятия, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности России.
Согласно законопроекту для признания юридического лица предприятием, имеющим стратегическое значение для национальной безопасности, достаточно, чтобы оно осуществляло хотя бы 1 из 40 стратегических видов деятельности.
Законопроект ограничивает возможности иностранных инвесторов покупать российские активы, в частности нефтегазовые. Это отчасти объясняет изменения в отраслевой структуре инвестиций.
Ограничиваются любые инвестиции из оффшорных зон. Если сделка подпадает под определенные параметры, она требует согласования в установленном порядке органа исполнительной власти в области безопасности. Инвестору могут предложить взять на себя некоторые дополнительные обязательства, если правительственные ведомства все же сочтут сделку возможной.
Иностранные инвесторы обязаны согласовывать с Правительством России сделку по приобретению пакета акций крупного стратегического предприятия, объем которого превышает 25% плюс 1 акция. Иностранные компании для участия в аукционах на право освоения крупных месторождений должны будут создавать совместные предприятия с российскими госкомпаниями (Газпромом, Роснефтью).[6]
Таким образом самой перспективной и легкодоступной отраслью для зарубежных инвесторов стала торговля, куда и переместилась основная доля иностранных инвестиций.
3.4 Стимулирование иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Необходимость стимулирования инвестиционной деятельности предопределяется следующими факторами.
Во первых, для противодействия вхождению экономики в длительную депрессию, преодоления инвестиционного кризиса и дефицита накоплений необходимо повысить инвестиционную активность субъектов предпринимательской деятельности и эффективность капитальных вложений посредством создания системы стимулирования инвесторов. Во вторых, для многих субъектов предпринимательской деятельности банковский кредит является недостаточно доступным из-за высокого процента. Кроме того, банки весьма неохотно инвестируют отрасли материального производства, имеющие низкую скорость оборота капитала, и предпочитают краткосрочные кредиты в тех сферах хозяйственной деятельности, которые имеют высокую скорость оборота. В-третьих, мировые рынки капиталов характеризуются превышением спроса над предложением. В-четвертых, в ближайшей перспективе в связи с выходом экономики из кризиса, превышением темпов развития отраслей и производств, необходимостью обновления элементов основного капитала проблема дополнительных источников накопления может еще более обостриться.[14]
Все это предопределяет необходимость стимулирования иностранных инвестиций России. С целью улучшения инвестиционного климата осуществлен ряд мер налогового и таможенного регулирования, направленных на предоставление льгот иностранным инвесторам.
Закон «Об инвестиционной деятельности РФ..» определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РФ и направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта.
Положения настоящего Закона действуют на территории РФ применительно ко всем инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями:[15]
Иностранными инвесторами в РФ могут быть в частности, любые компании, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
Иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
· иностранные государства;
· международные организации.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории РФ путем:
· долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ и других союзных республик;
· создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а так же филиалов иностранных юридических лиц ;
· приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а так же иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
· приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
· приобретения иных имущественных прав;
· иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав;
Валюта России используется иностранными инвесторами для осуществления инвестиций в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством. Иностранные инвестиции на территории РФ могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством.
За последние годы Правительством РФ были сформулированы основные направлениями федеральной инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России:
· совершенствование нормативно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов с учётом стратегических интересов РФ;
· стимулирование благоприятной для России отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций;
· активное участие в международном регулировании прямых иностранных инвестиций;
· развитие политики привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы, включая вопросы координации регулирования прямых иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровне.
Можно предположить, что для осуществления деятельности по указанным направлениям Правительству будет необходимо провести следующий комплекс мер:
· формулировка базовых принципов политики привлечения прямых иностранных инвестиций;
· разработка принципов и подходов стимулирования инвесторов;
· разработка приоритетов привлечения прямых иностранных инвестиций (структурные, отраслевые, региональные, геополитические);
· создание системы страхования инвестиционных рисков;
· законодательная поддержка привлечения прямых иностранных инвестиций.
Заинтересованность в привлечении инвестиций из-за рубежа вынуждает создавать систему льгот и гарантий, устанавливаемых как в законодательном порядке, так и в рамках специальных соглашений правительства с конкретными компаниями-инвесторами. При формировании специфических стимулов инвестирования необходимо предусмотреть выполнение инвестором ряда условий и ограничений — по экспорту, по импорту, по занятости, по доле в собственности. Важным аспектом является соединение побудительных механизмов в единый пакет в соответствии с приоритетностью развития отдельных секторов национальной экономики.
Несмотря на прогрессивность постулатов инвестиционной политики разработанной Правительством РФ, практическая деятельность исполнительной власти недостаточна.
В первую очередь необходимо устранить фундаментальные причины слабости российской экономики — незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкую конкурентоспособность, физическую изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства, ликвидировать обширный сектор убыточных производств.
Решение этих проблем требует выработки новых принципов осуществления государственной инвестиционной политики, адекватных задаче подъема экономики страны.
Пробелы в деятельности федеральных органов позволяют говорить, о том, что в РФ практически отсутствует федеральная инвестиционная политика. Основная нагрузка по организации инвестиционного процесса в реальном секторе экономики фактически ложится на регионы.
3.5 Развитие инвестиционного климата России, привлечение и сопровождение прямых иностранных инвестиций. Итоги деятельности за 2009 год
Для устранения ряда основных препятствий инвестирования в Россию, улучшения функционирования институтов частно-государственного партнерства (ЧГП) приняты следующие меры:
1. В целях заключения концессионных соглашений в отношении объектов здравоохранения Минэкономразвития России было подготовлено, согласовано со всеми федеральными органами исполнительной власти и утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения».
2. Минэкономразвития России было подготовлено и утверждено от 15 июня 2009 г. № 495 постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении требований к концессионеру в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии, в отношении банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, и в отношении страховых организаций, с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению».
3. Проводилась работа по актуализации параметров проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в условиях экономического кризиса. По ряду проектов, имеющих общегосударственное значение, были приняты решения о переносе сроков реализации при сохранении объемов поддержки и о продолжении финансирования проектов в рамках федеральных целевых программ. Также в 2009 году началась реализация 11 региональных проектов Инвестиционного фонда Российской Федерации. Всего в настоящее время одобрено 23 региональных проекта.
4. В целях поддержки развития инфраструктурных проектов и улучшения инвестиционной привлекательности проектов, путем привлечения в них «длинных денег» в виде инфраструктурных облигаций, Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в частности с Минтрансом России и Минэкономразвития России, был разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении в 2009-2010 годах государственных гарантий Российской Федерации по займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов».
5. Приказом Минэкономразвития России создана межведомственная рабочая группа по выработке согласованных позиций по вопросам устранения избыточных административных барьеров в строительстве. В рамках деятельности данной рабочей группы подготовлен и утвержден поручением Правительства Российской Федерации План мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства и связанных со строительством земельно-имущественных отношений. В соответствии с Планом мероприятий разработку необходимых проектов нормативных правовых актов, методических и иных документов, направленных на снижение административных барьеров, препятствующих реализации инвестиционных проектов, намечено осуществить в 2010 году.
В целях продвижения перспективных инвестиционных проектов регионов за рубежом, расширения делового межрегионального сотрудничества, повышения инвестиционной привлекательности России Минэкономразвития России были проведены следующие мероприятия:
· обеспечено участие Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина и Минэкономразвития России в Ежегодной встрече Всемирного экономического форума в Давосе, Швейцария (28 января — 1 февраля 2009 г.);
· при поддержке и участии Минэкономразвития России проведен VI Красноярский экономический форум (27-28 февраля 2009 г.);
· организован и проведен Петербургский международный экономический форум (4-6 июня 2009 г.);
· при поддержке и участии Минэкономразвития России проведен VIII Международный инвестиционный форум в г. Сочи (17-20сентября 2009 г.).[10]
продолжение
–PAGE_BREAK–