Понятие гендер и отношение полов на примере России

Названиетемы:
«Понятиегендер и отношение полов на примере России»
Стенковой ЛеонидСергеевич
301 группа.

 
Содержание
1.1    Введение.Основные различия между полами
1.2    Общиепризнаки сексуальности
2.1Понятие семья, брак и особенность гендерных ролей
2.2Женская сексуальность
3.1Понятие гендер. История возникновения в России
3.2Положение гендера и сексуальности в России
4.1Заключение
Списокиспользованной литературы
/>

 1.1     Введение. Основные различия между полами
Висследовании этой темы нужно быть крайне объективным и справедливым в отношениик обоим полам. Без лишних эмоций и предубеждений следует рассмотреть сексуальнуюсторону мужчин и женщин в России такими, какие они есть, а не такими, какимикаждая из сторон хотела бы их видеть.
Впонимании различий между полами, дети уже с раннего возраста начинают вестисебя так или иначе что бы подчеркнуть свою половую принадлежность.Культурно-социальное насаждение и воспитание родителей является связующимфактором определения половых качеств между природой человека и самоиндефикации.И, казалось бы, культурный план является определяющим, но вероятно, будучиплеменами, люди, опирались на естественное распределение власти и силы, а непри доминировании одного пола над другим. И здесь главную роль играеттелесность человека.
Мужчиныэто, прежде всего физическая сила, природа в процессе эволюции изменяла еготело для охоты и защиты племени. В результате тело мужчины на 30 % сильнее, иего мышечная масса в два раза больше женского тела, поэтому кости, сердце илёгкие больше чем у женщин. Также это обуславливает отсутствие жира в техместах, которые способствуют метанию и бегу, но и по этой же причине жир образуеттак называемый «животик». У современных мужчин при малых физических нагрузках возникаетжелание посещать тренажёрные залы или различные бани, что бы восстановить свойприродный облик.
Женщиныже, напротив, созданы для деторождения и собирательства и как следствие жировыеотложения могут накапливаться во всех участках тела, в том числе и конечностях,это придаёт женскому телу плавные округлые очертания. Из-за этой разницы междуполами, те части, где накапливается жир стали сексуальными отличительнымипризнаками. Но это не единственный признак различие женской сексуальности. Приполовом созревании, соотношение жира у мужчин 12%, а у женщин 25%. Поэтомуженский организм более выносливый к длительным голоданиям, что особенно важнодля вынашивания детей. Также женский таз имеет более округлые очертания, и приэтом выделятся на фоне женского тела, это также необходимо для деторождения иопределяет осанку и как человек садится. Одна из поз в положении сидя, женщинамнамного удобнее, чем мужчинам, это тогда когда одна нога при скрещиваниизакручивается вокруг второй. Немногие мужчины могут это повторить.
Ещёодин отличительный признак это лицо. Мужчины часто бегали во время охоты, чтопривело к развитиям лёгких, которым необходим большой приток кислорода, и какрезультат нос стал больше чем у женщины. Более широкая переносица и болееширокие ноздри. При борьбе с добычей лицо нуждается в защите, поэтому скулымощнее и глаза посажены низко, густые брови, выдающиеся надбровные кости ипокатый лоб. Но густая растительность на лице никак не помогала в охоте, этовсего лишь отличительным признаком зрелости. И это те признаки, по котором мыотличаем мужское лицо от женского. Мужской голос грубее и ниже женского. Этообъясняется тем, что женщины часто подражали голосам детей при их воспитании, аголос мужчин тем временем отпугивал диких животных от племени.
Следующийотличительный признак это женская грудь, состоящая на одну треть из молочныхжелез, а на две трети из жира придающего ей очертания, и нельзя однозначно сказать,что грудь необходима только для кормления детей, это ещё и признак половогосозревания и сохранения функции деторождения. Так как женская грудь, в отличиеот шимпанзе, у которых она появляется только в период кормления, а в остальныхслучаях остаётся плоской, всегда имеет округлую форму. Но помимо физическойразницы, есть ещё и интеллектуальные различия. Это связанно с родомдеятельности людей в древних временах.
Привысокой опасности во время охоты, мужчинам требовалось сосредотачиваться наодном деле, что привело к высокой концентрации на чём-то одном у многих мужчин.Это визуально-пространственное мышление, которое помогало им на охоте. А уженщин развивалось скорее вербальное мышление, им свойственней лёгкость и простотаобщение.
Такжемужчины чаще подвергают себя необоснованному риску, чем женщины, ибо в племениони чаще умирали во время охоты, в отличие от женщин.
Продолжительностьжизни, у женщин она выше. Хотя в племени женщины жили меньше чем мужчины. Еслипровести эксперимент и наблюдать за людьми в максимально приближенном к равнымусловиям, как например, в монастырях: женщины живут дольше на пять лет.Возможно, это объясняется тем, что роль престарелой женщины, то есть бабушки,намного важнее, чем роль дедушки в воспитании внуков.1.2     Общие признаки сексуальности
Вовремена племён были очень простые сигналы для репродукции между полами, но всовременном обществе используются тысячи механизмов привлеченияпротивоположного пола, во всём своём многообразии. Устремляя своё внимание напротивоположный пол, человек обращает своё внимание на многие черты, но и наопределённые части тела.
 Иу разных народов и культур есть нечто общее, это преувеличение илипреуменьшении одних из половых признаков. Например, женская шея намногостройнее и длиннее, чем мужская шея, из этого следует, что эту часть теласледует выделять как признак красоты и женственности. У русских балерин самаяпривлекательная шея на мировом уровне.
Помимоэтого, стопа у женщин меньше чем у мужчин, и небольшой размер стопы, миниатюрность,тоже отличительный признак красоты. Сегодня современная женская обувь не совсемудобна, высокий каблук и узкий носок создаёт образ ранимости, что у мужчинвызывает инстинкт защитника. Но за эту привлекательность парой приходитсядорого платить: мозоли, искривлённые пальца, изогнутые спины и деформацияколена. Но красота, как известно, требует жертв.
 Ротэто ещё один признак человека, который является сексуально привлекательным. Всреднем у женщин более пухлые губы, чем у мужчин. И часто они выделяются спомощью губной помады, что бы подчеркнуть объём. В некоторых племенах Эфиопиималеньким девочкам делают надрез в нижней губе и вставляют туда монету. По меревзросления, монету заменяют на большой круг, и в момент замужества цена выкупазависит от величины этого круга. У современных людей этот отголосок выразился воперациях по искусственному увеличению губ, что бы сделать свою улыбку болеесексуальной.
Большиебёдра и округлённый животик это яркий признак способности к деторождению,поэтому ритмичные движения ими, например, в танце живота, являются сигналамидля мужчин. Можно образно увеличить размер бёдер, как это делается в ряде южныхстран. Это кажется чересчур массивным для европейцев, но также можно иуменьшить размер талии с помощью корсета. И когда-то в Европе, женщинам удалялинесколько рёбер и порой они напоминали собой песочные часы. Но в современнойЕвропе образ привлекательной женщина мало чем напоминает образ детороженицы. Скорееэто игривая подруга с не столь пышными бёдрами, и сравнительно худымиочертаниями. И это побудило наше общество в создании новых форм одежды, где какраз и подчёркивается эта модельность. Но стоит отметить, что большая грудь всётакже ценится в современном мире, поэтому операции по увеличению груди всётакже в силе.
Ещёодним из ярких способов самовыражения являются волосы. Мужчинам свойственноиметь короткие волосы и простые стрижки, а у женщин напротив могут быть длинныеволосы и изощрённые причёски. Женские волосы намного приятней и нежнее на ощупь,чем коротко остриженные мужские волосы, это нашло свой отголосок во многихкультурах, где женщинам необходимо скрывать свои волосы или частично скрыватьпод платками, в виду религиозного подтекста. Как, например, в русскихправославных церквях.
Вмусульманских же церквях происходит полное подавление женских половыхпризнаков, поэтому они полностью покрыты одеяниями, где можно увидеть толькоглаза, для того что бы они моги видеть куда идти. И это доказывает, наскольковажна и женственна эта часть тела. Во всех культурах глаза остаются самойинтимной и близкой формой общения полов. Зрачок глаза расширяется, есличеловеку что-то нравится, и он заинтересован в этом, а также уменьшается, еслиэтот объект вызывает опасность, вне зависимости от света. Так влюблённыебессознательно проверяют взаимность чувств, смотря в глаза друг другу. И еслилюди видят, что мы им нравимся, то и они нам тоже нравятся, поэтому часто врекламах девушки снимаются с расширенными зрачками. Также во Франции раньшезакапывали в глаза белладонну, что бы зрачки расширились и они стали болеепривлекательными для своих партнёров. Сегодня глаза косметически выделяют иобразно увеличивают, делают цвет насыщенней, для установления контакта глаз.Длинные ресницы на глазах подобны рамам на картинах и позволяютсконцентрировать внимание на том, что необходимо.
Новне зависимости от культур и времени, главными признаками привлекательностиостаются здоровье и молодость, именно тогда исходят наиболее сильные сигналыдля противоположного пола и безупречная кожа как раз и является таким примером.Женщины косметически ухаживают за своим лицом, а мужчины часто бреются, чтобыскрыть свои возрастные признаки, лицо выглядит моложе и выразительней.
Такжеважно добавить, что в процессе общения пара прибегает к некоторым игривымиграм, напоминая детей. Такие игры требуют проявления физической силы и как быподсознательно показывают, сможет ли защитить их партнёр и к тому же этодемонстрация здоровья и жизни. Танец также символизирует молодость, процессухаживания, сексуальное проявление и демонстрацию своих возможностей.
Демонстрациясексуальности у мужчин может, выражена в телесных повреждениях шрамах илитатуировках, так как если мужчина выдерживает эту боль от шрамирования, то онсможет защитить своё партнёршу от различных опасностей. Но многие людирасходятся во мнении в том, что увеличивают ли татуировки сексуальность, либоснижают её. Эти различия связанны с общими представлениями о привлекательностичистой гладкой кожи, но татуированние всё равно довольно распространенно всовременном мире.
 Смелостьво многих случаях показывает некую сексуальность, это отмечается во времяразличных состязаний. Женщинам пригляднее бесстрашные мужчины, так как онитакже способны в экстремальных ситуациях защитить свою семью. Но здесь естьнекое противоречие, женщины, сблизившись с такими опасными мужчинами, сразу женачинают отговаривать их от этого риска, из-за которого они и начали с ними общаться.Травмированные мужчины не являются привлекательными.
Высокийстатус у мужчин в обществе обладает своего рода притягивающим дляпротивоположного пола, такие мужчины могут пренебречь своим проявлениемфизической силы, противопоставив этому богатство и власть, обеспечив своейвозлюбленной защиту.
Цветкожи у женщин играет немало важную роль. В современной Индии и в средневековойФранции важным показателем статуса является белый цвет кожи, это говорит о том,что девушка не работает под палящим солнцем, проявляя признак аристократизма. Всовременной Европе при появлении развитого аэрофлота, золотистый загар ужеговорит о том, что женщина может позволить себе отдохнуть на хороших пляжах.Естественно, не каждая девушка может себе такое позволить, поэтому созданымного соляриев, кремов, автозагаров. Россия же переняла этот отголосокевропейской моды, что привело к следствию неумеренного и слепого использованияискусственного загара у молодых девушек. И это крайне дисгармонирует с понятиемженской и современной красоты.
Ново всех этих половых женских признаках есть одна особенность. Это то, как понимаютженскую сексуальность мужчины и женщины. Мужчины чаще заостряют внимание, наопределённые параметры, ориентируясь на свои вкусы и мировые стандарты, при том,что женщина чаще обладает более незаметными и изящными чертами, которые могут,провялятся в движениях, мимике или, допустим, в тембре голоса. Такие сигналыесли и воспринимают мужчины то не все, либо более на подсознательном уровне и,по сути, являются главной женской особенностью в отношении полов. Часто такиеособенности остаются без внимания и у самих женщин, либо как-то уродуютсясовременными шаблонами моды и из этого как результат, женщина теряет своюпрелесть и тонкость, становится неинтересной, или в чём-то мужеподобной.Следует добавить, что одно из женских качеств это создание очага и уюта, гдемужчина может отдохнуть и восстановить силы.

 
2.1Понятие семья, брак и особенность гендерных ролей
/>
Вхристианском смысле брак – просвещение и одновременно тайна. В нем происходитпреображение человека, расширение его личности. В браке человек может видетьмир по-особому, через другую личность. Эта полнота еще усугубляется свозникновением их ребенка. Совершенная супружеская пара породит и совершенногоребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства, и какговорится, браки совершаются на небесах.
Черезтаинство Брака даруется благодать на воспитание детей, которой христианскиесупруги лишь содействуют. Ребенок получает Ангела-хранителя при крещении,который тайно, но ощутимо содействует родителям в воспитании ребенка, отвращаяот них всякие опасности.
Внаше время, когда общественное мнение стало более либеральным, и жесткиеморальные устои советского периода сменились на более демократичные, пониманиесемьи изменилось. Теперь введено понятие «гражданского брака», узаконенногогражданским кодексом Российской Федерации, когда люди создают семью,основываясь только на чувстве ответственности, взаимной помощи и конечно любви,не регистрируя свои отношения в административных учреждениях. Хотя спрактической стороны такой союз не всегда крепок и полноценен.
Брак– это к тому же совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношениямужчины и женщины. Если брак распространяется на отношения супругов, то семьязахватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собойтолько отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.
Семьявырастает из двух родов: по мужской и женской линии. Она несет в себе не толькоих физические качества, но и воспитание ребёнка, чувство дома и свой небольшой духовныйинститут. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленностьустремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость умолодой семьи часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшиекачества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чемглубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, темона устойчивее и стабильнее.
Сущностьи смысл семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения илидетопроизводстве, а в продлении рода и культурного наследия нашей страны.
Заключениебрака необходимый элемент семейной организации, который не только юридически (илипо церковным нормам) закрепляет созданный союз мужчины и женщины, но и создаету супругов чувство моральной защищенности, стабильности и определенности.
Современнаясемья, по оценкам исследователей, принимает новую форму, где на первый планвыходят межличностные отношения супругов, отсюда и название, данное этому типусемьи – супружеская.
Семейныйсоюз – прежде всего союз мужчины и женщины, именно от этих двух начал рождаетсяновая семья, и именно в их руках содержится счастье друг друга и их детей,поэтому роль взаимоотношений мужчины и женщины неоднократно возросла. Меняетсяобщество, меняются и представления традиционно связанные с ролью и значениемтого и другого пола.
Современныймужчина требуя от женщины самостоятельности, независимости, инициативности,силы, одновременно ожидает от нее покорности, слабости, и признания его(мужчины) главой. То есть традиционные патриархальные модели вступают вконфликт с современными условиями, в которых женщины и мужчина становятся наодин уровень.
Какуже говорилось, супружеская семья это союз двух равноправных личностей. Ногендерные стереотипы не дают полноценно развиваться таким отношениям всовременных условиях. Веками мужчина был главой семьи, патриархом своегомини-государства. Женщина находилась в подчиненном положении и материальнозависела от мужчины. В наши дни женщина вышла на новый уровень. Теперь она частоне зависит от мужчины, она сама зарабатывает себе на жизнь и на жизнь своихдетей. Мужчина потерял свой авторитет кормильца семьи, а это была его основнаязадача на протяжении столетий. До сих пор в некоторых традиционных обществах мыможем наблюдать этот тип иерархии в семье, например, в мусульманском мире.
Следовательно,раз женщина может обходиться без мужчины в своей социальной жизни, то и семьятеряет свое значение и даже может вовсе исчезнуть за ненадобностью.
Носуществование двух полов и их соединение в паре, в семье, содержит в себе нечтобольшее, нежели простое материальное обеспечение.
Современнаясемья во многом отличается от семей прошлого, в частности это возможностьмолодых людей свободно выбирать себе будущего супруга или супругу. Это некаяположительная сторона демократизации в сегодняшней России. Различныесоциологические и психологические исследования современной молодежи показывают,что основным мотивом для вступления брак стала любовь.
Любовь,утверждают исследователи, есть чисто человеческое явление. Движущей же силой ивнутренней сущностью любви является половое влечение мужчины и женщины,инстинкт продолжения рода.
Следовательно,создание пары мужчины и женщины имеет смысл не только биологический, но ипсихологический. Доказано, что мы лучше чувствуем себя, меньше подвергаемсястрессу, внутри одной парной связи.
Следуетдобавить, что воспитываемые в паре дети в процессе социализации усваиваюткультурные образцы гендерного поведения. Известно, что половая идентичностьформируется у детей в возрасте 5 – 7 лет, затем, начиная с 17 лет, формируетсямировоззрение личности ее представления о собственном предназначении и смыслежизни. Глядя на мать и отца, молодой человек составляет себе совершенноепонимание мужественности и женственности, которой он будет следовать.Следовательно, на родителей как на мужчину и женщину накладываетсяответственность за то, каким будет это понимание и освоение.
Обэтом необходимо помнить современным мужчинам и женщинам и всему человечеству.Существует мужская сторона реальности – рациональная. Одолевающая,целенаправленная, агрессивная. Она необходима для развития цивилизации. Носуществует и женская, не менее сильная, — духовная, мудрая, гармонизирующая,что правомерно берется за основу в восточных культурах. Она необходима длявнутреннего развития человечества. И в этих двух началах содержится огромныйпотенциал для будущего не только детей, но и самой страны.
 
2.2Женская сексуальность
 
Хотелосьбы сделать отдельный акцент на понимании женщин и их сексуальности. Пониманиеженской красоты отражалась во всех культурах на протяжении всей истории. Но чтопредставляет собой женский идеал сегодня?
Каждыйчеловек посылает определенные сигналы, либо намёки, и они могут сделать егожеланным в глазах потенциального партнера. Это особые послания, передаваемые ипринимаемые, которые сообщают человеку, насколько другой человек соответствует желаниям.Мужчины оценивают привлекательность на биологическом уровне. Женщина должнапродемонстрировать черты, которые дают мужчине понять, что с ее помощью онсможет успешно передать свои гены следующему поколению. Женщина же считаетпривлекательным такого мужчину, который сможет обеспечить ей пищу ибезопасность в семейной жизни. Это объясняет почему женщин так часто влечет кболее взрослым мужчинам.
Уобоих полов реакции на подобную первобытную привлекательность закодированы вмозгу. Красота и сексуальная привлекательность – это, по — сути, одно и то же.Слово «красивый» изначально означало «сексуально стимулирующий». В результатереволюции наш мозг стал считать красоту признаком здоровья и отсутствияболезней, а первопричиной целью красоты стало привлекать партнеров в целяхпродолжения рода.
Идеаломкрасоты в ХХ веке считались женщины худенькие, с болезненным румянцем на щеках,излучавшие атмосферу женственности и хрупкости.
Сегоднякрасавицами считаются те, кто здоров и молод. Конкурсы красоты созданыспециально для формирования буквально стиля желанности, отражающего женскоездоровье.
Почтикаждое исследование привлекательности, проведенное за последние 60 лет, даетточно такие же результаты, что и предыдущие. Художники, поэты и писатели напротяжении последних шести тысяч лет твердят человечеству одно и то же: женскаявнешность и тело гораздо более привлекательны для мужчин, чем ее интеллект идругие качества.
Причемэта ситуация сохраняется в ХХI веке. Мужчина двадцать первого века хочет отженщины точно того же, чего хотели его первобытные предки. Женское тело напротяжении веков развивалось как портативная сексуальная сигнальная система,целью которой было только одно – привлечь мужское внимание. Идеальный образжены в современной семье вбирает в себя такие характеристики и качества, как:спортивная фигура, создание уюта, доброта, должна быть ласковой и любящей,отзывчивой, понимающей, верной, умной, весёлой, общительной, «с чувствомпрекрасного») и т. д.
Видеальном образе жены присутствуют, как социальные, так и биологические (вчастности физиологические), природные характеристики, но превалируют всё-такивторые. Биологические, заложенные природой, характеристики являются решающими,важнейшими качествами идеального образа жены. Они детерминировали, возникшие наих основе в процессе исторического развития и эволюции общества, социальныеаспекты. Они стали своего рода мощным фундаментом, на основе которого выроссовременный образ женщины в рамках социальных ролей и взаимодействий.
3.1Понятие гендер. История возникновения в России
Термин«гендер» впервые был введен в научный оборот на Западе в конце 60-х годов дляанализа социальных отношений и преодоления наивных суждений о том, чтобиологические различия являются определяющими для поведения и социальных ролеймужчин и женщин в обществе. Развитие гендерной теории и результатыисследований, основанных на гендерном подходе, постепенно привели к осознаниютого, что рассматривать любую социальную проблему (в сфере истории иликультуры, политики или экономики, психологии или социологии) без учетагендерной составляющей, неполно и односторонне.
Принятосчитать, что гендерные исследования начали развиваться в России в конце 80-х — начале 90-х годов, когда стали возникать первые феминистские группы инезависимые женские организации, а в журналах появились первые публикации ипереводы статей по гендерной проблематике. Опубликованная в 1989 году в журнале«Коммунист» статья А. Посадской, Н. Римашевской и Н. Захаровой «Как мы решалиженский вопрос» стала своего рода программным документом начальной стадиинового направления в науке и общественном женском движении, которое позже, в1994 году, с легкой руки английских издателей книги «Women in Russia», былоназвано «Новой эрой феминизма в России».
Уисториков принято датировать исторические события по упоминанию о них вписьменных источниках. Если посмотреть на историю возникновения и развитиягендерных исследований в России (бывшем СССР) с этих позиций, то «отсчетвремени» следует начать с 1990 года, когда в рамках Академии наук, в Институтесоциально-экономических проблем народонаселения была создана лаборатория, вофициальном названии которой впервые был использован термин «гендер». Позднееэто научное подразделение стало более известно как Московский центр гендерныхисследований (МЦГИ).
Впоследнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий. И то, чтогендер не имеет окончательного определения это не проблема а, скорее, особенностьсамого понятия предполагающее дальнейшие исследование. Само слово не имеет врусском языке перевода, а его написание и произношение скалькировано санглийского: «gender -пол».
Изучениемпонятия гендера занимается отрасль социологии и антропологии, изучающаязакономерности дифференциации мужских и женских ролей и статусов разделениятруда между полами, их культурные символы и социально-психологическиестереотипы, а также их влияние на различные аспекты социального поведения.
Гендер– одно из основных понятий современной социологии, которое обозначает ролевыесоциальные ожидания представителей разного пола друг от друга. Гендер в отличиеот понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаютсямужчины и женщины, а социально сформированных черт, присущих«женственности»(feminity) и «мужественности»(masculinity).
Всоциологическом энциклопедическом словаре «пол» имеет два значения.
Гендер- совокупность морфологических и физиологических особенностей.
Гендер- комплекс сомантических, репродуктивных, социокультурных и поведенческиххарактеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчиныи женщины.
Еслипол детерминирован биологически, то гендер конструируется культурно. Существуют,таким образом, два пола: мужской и женский, и два гендера (маскулиный ифеминый). Принципиальный вопрос состоит в том что, соотносится ли гендер каксоциально сконструированный феномен с биологией или же только детерминируетсяею. Например, в 20 веке предполагали, что женская активность детерминируетсяанатомическим строением и функциями в процессе воспроизводства. Эти взглядыпозже оспорили феминистки. Антропологи доказали культурную спецификупредставлений о гендере, сексуальности и половых ролях. М.Мид вкросс-культурном исследовании показала, что социальные задачи, возлагаемые насебя мужчинами и женщинами, чрезвычайно различаются. Не существует единой длявсех общественной связи между социальными ролями и биологическим полом. Социальныепсихологи практиковали гендерную идентификацию скорее как продукт детскоговосприятия, нежели как биологическую основу.
Считается,что впервые термин «гендер» был введен в науку американским психоаналитикомРобертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд «Пол и гендер»,про развитие мужественности и женственности. По мнению Р.Столлера, гендер-этопонятие, которое основывается на психологических и культурных объясненияхдостаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол. Другимисловами, совсем не обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием«женственности» и бытие мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход в рассмотрениисоциального поведения людей, в дальнейшем был поддержан многими социологами, вособенности феминистского направления. Вскоре этот подход получил название«гендер» и было создано новое направление социальных исследований-«гендерныеисследования».
Гендерныеисследования — это исследования способов отображения социального пониманияполовых различий, исследования существования рода в виде значений и смысла: взависимости от разделения по признаку пола в социальных организациях иинститутах (рынок труда, семья, образование) нормативных значений, которыевыражаются в политических научных и религиозных доктринах; символов; значенийличного восприятия.
Помнению ведущих современных социологов, мы живем в эпоху ошеломляющих социальныхизменений, отмеченных трансформациями, которые радикально отличаются оттрансформаций прежних периодов.
Мирлюдей, живущих в 21 веке, значительно отличается от мира предшественников. Раздвинулисьне только горизонты восприятия мира от локальной среды типа поселения допланетарного масштаба, но и средства познания и общения между людьми. Лицовека, проявляющееся в достижениях технической цивилизации, ускорении и усиленииразнообразия общественной жизни, неизменно связывают со способностями человека,разделением и специализацией общественного труда, культурой.
Появлениеновых научных парадигм и теорий, как правило, вызвано необходимостьюпереосмысления изменившейся действительности, когда старые категории и методыизучения общественных явлений оказываются уже малопригодными. Основные причиныи факторы, обусловившие начало гендерных исследований в России, были связаныкак с социальными изменениями в российском обществе, так и с развитием самойгуманитарной науки и поэтому условно могут быть подразделены на две категории:социальные и академические. О взаимосвязи гендерных исследований с такимисоциальными трансформациями общества, как кардинальная перестройка общественныхи экономических отношений в стране, изменившими контекст положения и статусаженщин в российском обществе, а также с возникновением независимого женскогодвижения, было сказано и написано уже немало.
Поданным Министерства науки РФ, общая численность исследователей за последнююдекаду XXI века сократилась вРоссии более чем вдвое от уровня 1990 года. Данный период в историиотечественной науки нельзя оценить однозначно: с одной стороны, это времяактивной «утечки мозгов», когда академическая наука была поставлена на граньвыживания и значительная часть исследователей вынуждена или уехать из страны,или сменить характер деятельности. Но, с другой стороны, именно в этот периодпроисходило освобождение российской науки от многих догматических иидеологических оков, что привело к возникновению и бурному развитию новых дляРоссии научных направлений, школ и дисциплин, а также междисциплинарныхисследований, таких как политология, культурология, социальная антропология,гендерные исследования и другие.
3.2Положение гендера и сексуальности в России
 
Сравнительно-историческийанализ динамики сексуального поведения, установок и ценностей за последниеполстолетия показывает повсеместное резкое уменьшение поведенческих и мотивационныхразличий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта, числесексуальных партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике ит.д. Положение в разных странах зависит не столько от уровня ихсоциально-экономического развития, сколько от степени социального равенстваполов. Эти сдвиги, несомненно, продолжатся и в XXIвеке.
Мужскоеи женское — два основных жизненных начала. Именно их соединение дает жизнь, а гармониямежду ними составляет человеческое счастье. Но что бы его достигнуть, людиследуют различным ухищрениям и часто совершают ошибки. Первопричина жебольшинства проблем кроется в непонимании природы пола, представление о немчерез существующие стереотипы.
Сэтим связано обострение многих старых и появление новых психосексуальныхпроблем. Появление женской гормональной контрацепции дает женщинам небывалуювласть над репродуктивными процессами. Сегодня женщина может решать этот вопросбез согласия и даже без ведома мужчины. Ресексуализация женщин, которые лучшемужчин рефлексируют и вербализуют свои сексуальные потребности, также создаетдля мужчин трудности, такие, как «исполнительская тревожность». Массовоераспространение таких ранее запретных сексуальных позиций как «женщинасверху» и куннилингус, повышая сексуальное удовольствие обоих партнеров,есть одновременно символический удар по фаллоцентризму и гегемонноймаскулинности. Cовременные молодые женщины ожидают от своих партнеров не тольковысокой потенции, но и понимания, ласки и нежности, которые в прежний мужской джентльменскийнабор не входили. В результате традиционная поляризация мужской и женскойсексуальности корректируется принципами основанного на взаимном согласиипартнерского секса.
Однакопри всем выравнивании мужских и женских сексуальных сценариев, мужскаясексуальность остается более экстенсивной, предметной, не связанной сэмоциональной близостью и переживаемой не как отношение, а как завоевание идостижение. Многие мужчины по-прежнему отождествляют маскулинность ссексуальностью, осмысливая последнюю главным образом количественно — размерычлена, сила эрекции, частота сношений и количество женщин. Многие юношиассоциируют взрослость с началом сексуальной жизни, причем«мужественность» (вирильность) отождествляется с потенцией, а еереализация — с агрессией и насилием.
Например,важнейшая психологическая черта молодых мужчин, ведущих интенсивную сексуальнуюжизнь и имеющих связи с большим количеством женщин — любовь к новизне и риску,с которой коррелируют гипермаскулиность, физическая привлекательность,эмоциональная раскованность и повышенный уровень тестостерона. Иными словами,эти молодые люди сексуальнее своих сверстников и полнее персонифицируют в себетрадиционные ценности маскулинности — предприимчивость, смелость,раскованность, любовь к риску и т.д. Возраст сексуального дебюта ииндивидуальный стиль сексуальной активности старшеклассников, включая«любовь к риску», коррелируют как со степенью их физической зрелости(точнее — с тем, как они ее воспринимают), так и со стремлением скорее добитьсявзрослого статуса, причем это верно для обоих полов.
Отсюдавытекает, что те же самые (предположительно природные) качества, которые даютмолодым людям определенные социосексуальные преимущества, одновременно являютсяфакторами риска (девиантное поведение, склонность к наркотикам, алкоголизму исексуальному насилию).
Впрошлом изучение сексуального поведения часто строилось вокруг институтов бракаи семьи. Этот ракурс проблемы, то есть сопоставление брачной, добрачной ивнебрачной сексуальной активности, остается существенным.
Этосвязано с изменением понимания качества жизни. По всем социологическим опросам,женатые люди больше удовлетворены жизнью, чем одинокие. Большинство людейсчитают совместную жизнь с сексуальным партнером наиболее близкой к идеалу (и фактическиосновная часть сексуальной активности приходится на стабильные партнерскиеотношения).
А.Гидденс говорит о том, что сами семейные ценности дифференцируются, на первыйплан выходят качественные показатели субъективного благополучия. Если традиционныйбрак является достаточно жестким социальным институтом, то современныепартнерства и браки тяготеют к тому, чтобы быть «чистыми», самоценнымиотношениями, основанными на взаимной любви и психологической интимности,независимо от способа их социального оформления. Такие отношения значительноменее устойчивы, чем нерасторжимый церковный брак и даже брак по расчету,основанный на общности имущественных интересов. Это означает неизбежноеувеличение числа разводов и связанных с ними социально-психологических проблем.Актуальной задачей общества становится, поэтому не только укрепление семьи, нои повышение культуры развода, от недостатка которой больше всего страдают дети.Иногда те же самые процессы, которые порождают болезненные проблемы, содержат всебе средства их смягчения (например, психологическая травма, причиняемаяребенку разводом родителей, смягчается осознанием того, что это явлениемассово, ты не один в таком положении).
Типичнаяформа сексуального партнерства у современных молодых людей — так называемаясерийная моногамия, когда человек живет одновременно только с одним партнером/партнершей, но эти отношения продолжаются не всю жизнь, а только какой-тоболее или менее длительный отрезок времени. Эта установка противоречит, с однойстороны, идее пожизненного брачного союза, а с другой — леворадикальным идеям оненужности института брака и супружеской верности вообще. Отношение социологовк серийной моногамии сначала было ироническим, казалось, что она можетсуществовать только в молодежной среде и при отсутствии детей. Но последниедесятилетия показали, что подобная практика, нравится нам это или нет, вгородской среде становится все более распространенной, а связанные с неюсоциальные издержки могут быть компенсированы. Это ставит новые задачи передгосударством и системами социального страхования.
Установкана возможную временность сексуального партнерства производна от высокойсоциальной мобильности, которая делает любые социальные идентичности ипринадлежности (профессиональные, территориально-этнические, конфессиональные ит.д.) более изменчивыми и сменными. С одной стороны, это создает ситуациюненадежности и неопределенности, но с другой — увеличивает степеньиндивидуальной свободы и связанной с нею ответственности.
Важныесдвиги происходят в сфере сексуальной морали. Само по себе моральноерегулирование и оценка сексуальных отношений не исчезают, но становятся болеегибкими и реалистическими. При этом уменьшается разрыв между повседневной,бытовой и официальной моралью и суживается круг морально оцениваемых явлений.
Числои тип сексуальных партнеров и конкретные сексуальные техники (что именно людиделают в постели) постепенно становятся исключительно делом личного усмотрения.Главным и единственным критерием моральной оценки сексуальных действий иотношений становится их добровольность, взаимное согласие партнеров, причемтребовательность общества в этом отношении заметно повышается. Осуждению, апорой и юридическому преследованию, подвергается не только прямое сексуальноенасилие, но и различные формы сексуального принуждения, на которые раньше необращали внимания. Нетерпимость к сексуальному насилию и принуждению четкокоррелирует с гендерным равенством, демократичностью и просвещенностьюобщества.
Всвязи с этим возникает ряд теоретических проблем: как разграничить реальноенасилие от условного, игрового, можно ли устранить гендерную асимметричность впроцессе ухаживания.
Важныйэлемент современной сексуальной культуры — нормализация гомосексуальности,связанная с общим ростом социальной терпимости, ослаблением гендернойбиполярности и эмансипацией сексуальности от репродукции. Хотя гомофобия идискриминализация людей по признаку их сексуальной ориентации во всем миреостается серьезной социально-политической проблемой, по данным массовых национальныхопросов, в последние 30 лет наблюдается заметный рост терпимости к однополойлюбви, особенно среди молодых (18-24 года) и более образованных людей, а такжеувеличение числа мужчин и особенно женщин, которые признают, что испытывалисексуально-эротическое влечение к лицам собственного пола (чаще всего вюности).
Однакоэто не сопровождается ни увеличением числа гомосексуальных контактов, ниувеличением количества людей, считающих себя гомо- или бисексуалами.Исключительные гомосексуалы всюду составляют незначительное меньшинствонаселения.
Морально-психологическаянормализация однополой любви облегчает как самореализацию геев и лесбиянок, таки их социальную интеграцию. В первой половине XXIвека однополые браки или домашние партнерства определенно будут легализованы вовсех цивилизованных странах, а дискриминация людей по признаку их сексуальнойориентации станет такой же юридически и морально неприемлемой, как расизм илиантисемитизм. Это можно сделать даже без конфронтации с церковью, поскольку речьидет не о церковном браке, а о гражданском союзе, где все налогоплательщикиравны. Однако результатом ослабления гетероцентризма и гетеронормативизма, тоесть признание гетеросексуальных отношений единственно нормальными будет неувеличение абсолютного числа или удельного веса геев и лесбиянок, а то, чтолюди перестанут относить к этим категориям себя и других по этому признаку Ведьникто не классифицирует и не дискриминирует людей по тому, предпочитают ли ониблондинок или брюнеток и практикуют ли они позицию «женщина сверху».В демократическом обществе сексуальная ориентация из политической проблемыпостепенно становится делом индивидуального предпочтения.
Принципиальноменяется отношение общества к эротике. В XX в. ее включили в число законныхпредметов массового потребления, но консервативные силы часто использовали этов политических целях. Научные исследования показывают, что административныезапреты на эротику большей частью неэффективны, а сами эротические материалы неприносят того вреда, который им приписывают. По мере ослабления сексуальныхстрахов населения, будут ослабевать и юридические запреты насексуально-эротические материалы. Потребление эротики становится деломиндивидуального усмотрения.
Исключительноважной формой сексуального удовлетворения становится виртуальный секс, особеннодля тех людей, которым по тем или иным причинам трудно реализовать своиэротические желания в обычных отношениях, лицом к лицу. Интернет — это и новая,не ограниченная даже государственными границами, служба знакомств, ивозможность проиграть свои воображаемые сексуальные идентичности, и просто шансвыговориться. Как и всякое новое явление, это чревато определеннымиопасностями, прежде всего — возможностью отрыва от действительности и ухода изреальной жизни в виртуальную. Сексологи уже говорят об особой «виртуальнойсексуальной одержимости». Но подвержены ей, главным образом люди с уженаличными коммуникативными проблемами и трудностями.
Самаятрудная проблема, которую XX век оставил в наследство XXI-му, — отношение кдетской сексуальности. В этом вопросе существуют две противоположные иодинаково важные тенденции. С одной стороны, в противоположность средневековойидее имманентной чистоты и асексуальности ребенка европейская культура новоговремени, особенно после Фрейда, признает факт существования детскойсексуальности, которую должны учитывать родители и воспитатели и из которойвытекает также право детей и особенно подростков на получение сексуальнойинформации.
Индивидуализацияи плюрализация сексуальных отношений обогащает сексуально-эротический репертуари освобождает людей от многих древних табу и страхов, но одновременно порождаетновые психосексуальные проблемы. Иначе просто не может быть, высшиечеловеческие потребности принципиально не насыщаемы, их удовлетворение не имеетпростых стандартных решений.
Сексуальнаяактивность, какой бы высокой она ни была, не может заменить других формсамореализации. Главные трудности, с которыми будут сталкиваться люди XXIв., — не столько сексуальные, сколько коммуникативные — чувство одиночества,неудовлетворенная потребность в самораскрытии, любви и психологическойинтимности. В этом смысле психология любви — более интересный и перспективныйсюжет, чем психология сексуальности, хотя возможностей для обобщений естественнонаучноготипа в ней меньше.
Этопреломляется и в содержании самого сексологического знания. Его«гуманитаризация» предполагает критическое отношение к жесткойнормативности, все равно — морально-религиозной или медицинской.Индивидуализация сексуальности означает перемещение акцентов с анализа ееобъективных функций на изучение ее субъективных значений и смыслов. Если раньшеученые старались зафиксировать сексуальное поведение, то теперь их вниманиеконцентрируется на изучении эротического воображения и мотивации. Для этого нужныгораздо более тонкие методы.
Историческаятрадиционная русская сексуальная культура, как на бытовом, так и насимволическом уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью.14
Жесткийпатриархатный порядок, логическим завершением которой была пословица «небьет — не любит», сочетается с фемининным национальным характером исиндромом «сильной женщины».
Откровенныйкрестьянский натурализм, не знающий закрытости и интимности, соседствует ссуровым внемирским православным аскетизмом. Разобщенность телесности идуховности проявляется и в языке, и в телесном каноне, и в представлениях олюбви.
Изощреннаяматерщина и иное сквернословие соседствуют с отсутствием высокой эротическойлексики. Это усугубляется сословными и классовыми контрастами.
Начиная,как минимум, с ХVII века, все цивилизационные процессы в России проходят подвлиянием и во взаимодействии с Западом, «цивилизация» воспринимаетсякак европеизация и востернизация и вызывает прямо противоположные чувства. Однивидят в этом прогрессивную индивидуализацию и обогащение жизненного мира, адругие — разложение и деградацию. Всевластие бюрократического государства иотсутствие четкого разграничения публичной и частной жизни затрудняетформирование автономных субкультур, являющихся необходимой предпосылкойсексуального, как и всякого другого, плюрализма и терпимости. Отношение ксексуальности и эротике в России всегда политизировано и поляризовано, ареальные проблемы частной жизни при этом нередко теряются.
Темне менее, в России ХIХ — начала XX в. происходили принципиально те же процессы,что и в Европе, и обсуждались они в том же самом интеллектуальном ключе.Особенно важную роль в развитии русской сексуально-эротической культуры сыгралСеребряный век.
Октябрьскаяреволюция прервала это поступательное развитие. Декадентская эротика была ненужна рабоче-крестьянским массам, а большевистская партия видела внеуправляемой сексуальности угрозу своей идеологии тотального контроля надличностью. К тому же советская власть уже в 1920-х годах столкнулась сосложными социально-демографическими и социально-медицинскими проблемами(дезорганизация брачно-семейных отношений, рост числа нежелательныхбеременностей и абортов, распространение проституции, ИППП и т.д.). Не сумевсправиться с ними цивилизованным путем, Советская власть в 1930-х гг.обратилась к репрессивным, командно-административным методам Идеологическимоправданием этой политики была уникальная большевистская сексофобия, с резковыраженным анти-буржуазным и анти-западным острием. С помощью репрессивных мерв СССР была выкорчевана сексуально-эротическая культура
Однакоее официально провозглашенные практические цели — укрепление семьи инравственности и повышение рождаемости — не были достигнуты. Напротив, этаполитика имела эффект бумеранга. Вместо повышения рождаемости страна получиларост числа подпольных абортов, а как только аборты были легализованы — занялапо этому показателю первое место в мире. Запрещение легального сексуально — эротического дискурса неизбежно низводит человеческую сексуальность до уровнянемой, чисто физиологической, активности, делая ее не только примитивной, но исоциально опасной и непредсказуемой.
Кактолько репрессивный режим ослабел, сексуальный дискурс стал возрождаться,причем выяснилась не только чудовищная отсталость страны, но и то, что,несмотря на все репрессии и социальную изолированность от Запада, главныетенденции динамики сексуального поведения здесь те же, что и там — рост числаразводов, добрачных и внебрачных зачатий и рождений, повышение интереса кэротике. В том же направлении эволюционируют и сексуальные установки россиян.
ОтличиеРоссии от Запада заключается не столько в направлении развития, сколько в егохронологических рамках и в степени общественной рефлексированности. Сексуальноеповедение и ценности петербуржцев середины 1990-х годов напоминают те, которыесуществовали в Финляндии в начале 1970-х годов, а структура сексуальногоповедения современных российских подростков похожа на ту, что было типична дляюных американцев начала 1970-х.
Второесущественное различие — в уровне происходящих перемен. В демократических странахЗапада сдвигам в сексуальном поведении обычно предшествовали сдвиги всоциальных установках, которые выражались и обсуждались публично. В России набытовом уровне дело обстоит так же. Однако цензурные запреты и отсутствие профессиональногодискурса препятствуют осознанию этих сдвигов, которые из-за этого кажутся неожиданнымии катастрофическими.
Многиеважные проблемы, которые открыто обсуждаются в любой молодежной тусовке,профессионально вообще не отрефлексированы и остаются под запретом, дабы невводить молодежь в соблазн. Разрыв поколений в вопросах сексуальной культуры вРоссии не только больше, чем на Западе, но и чем он был там во время сексуальнойреволюции 1960-70-х годов.

 
4.1Заключение
Глобальныедемографические процессы, такие, как снижение рождаемости, органическисливаются с локальными, обусловленными социально-экономическим упадком идезинтеграцией России. Обсуждающие их политики и журналисты, вместо серьезнойнаучной статистики, пользуются случайными, недостоверными данными, отбор ивыводы из которых крайне политизированы. Отечественные данные не сравнивают стем, что происходит в других странах, а закономерные глобальные процессызачастую принимают за местные, сугубо российские, вытекающие из специфическироссийских и трудностей. Сложные и противоречивые тенденции общественногоразвития примитивно объясняются «падением нравов», влиянием«растленного Запада», происками западных спецслужб и фармацевтическихкампаний. Реальные трудности, переживаемые страной, при этом усугубляются.
Продолжениенынешней сексуальной политики, в сочетании с другими неблагоприятными условиямиувеличивает вероятность физического вымирания и деградации страны.

 
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абубикирова Н.И. Что такое «гендер?».1996.
2.Воронина О.А. Феминизм //Современная западная социология.Словарь..,1990.
3.Краткий психологический словарь.
4.Маслова О.М. Восприятие феминизмав академических кругах
// Материалы конференции «Гендерныеисследования в России: проблемы взаимодействия»,1996.
5.Хубер Д. Антология гендернойтеории.,2000.
6.      Берн Ш. Гендернаяпсихология, 2001.
7.      Вейнингер О. Пол ихарактер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики, 1991.
8.      Гейманс Г. Психологияженщины, 1911.
9.      Голод С. И. Семья и брак:историко-социологический анализ, 1996.
10.    Грей Дж. Мужчины с Марса,Женщины с Венеры, 2002.
11.    Гурко Т., Босс П. Отношениямужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия, 1995.
12.    Кон И. С. Половые различия идифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального,1975.
13.    Кон И.С. Психология половыхразличий // Вопросы психологии, 1981.
14.    Фотеева Е. В. Образы мужа ижены: стереотипы обыденного сознания // Семья в представлениях современногочеловека, 1990.
15.    Янкова З. А., Ачильдиева Е.Ф., Лосева О. К. Мужчина и женщина в семье, 1983.