Существует ли истинная любовь в пьесе Островскго Гроза

Существует ли истинная любовь в пьесе Островскго «Гроза»Автор: Островский А.Н.

Любовь- это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня — нет и благородной любви.
В.А. Сухомлинский.

Изменение общественной атмосферы в России после поражения в крымской войне, смерти Николая и ожидания реформ нового царства постепенно расшатывало уверенность в незыблемости старых порядков. Островский все яснее осознавал невозвратность прошлого, а главное, что тяга к переменам зреет в самой России. Благодаря этому появляется пьеса «Гроза».
Силы еще не собраны, чтобы дать отпор самодурству, но они уже появляются и это самое главное. Хотя слишком много еще негатива, слишком наивны и жестоки горожане небольшого городка, расположенного на великой русской реке – Волге.
Действие происходит в вымышленном местечке, но очень подробно обрисованном драматургом, с целью отобразить мир, в котором живут герои.
Общество городка Калинова – «темное царство». Невежество, жестокость к ближним, зависть, ложь, забота только о внешней порядочности, безразличие и не только…. Будто живые трупы населяют город, они душат все, что дает хоть маленький росточек жизни.
Кабаниха терроризирует своих детей, они к этому привыкли, уже частенько и не замечают, что она говорит, а просто со всем соглашаются: надо жене наказать, чтоб на парней не заглядывалась- Тихон и наказывает. Варвара же вообще игнорирует свою мать: «делай что хочешь, лишь бы шито- крыто было». Это явно не свидетельствует о взаимной любви, тем более, если учесть мнение Кабанихи о том, что дети должны бояться своих родителей, а если есть страх, то любви не бывать.
Варвару и Кудряша можно назвать парой, но не влюбленными- им нечего делать, они скучают, умирают от тоски в этом городе. Для Кудряша Варвара, очередная игрушка, которая ему скоро надоест. Варвара же рассматривает своего «любимого», как еще одну ступеньку противоречия свой матери и обществу. Хоть и считается, что незамужняя девушка может гулять с кем хочет, но вряд ли ее поступок мать оценит, как положительный, а вот делать то, что нельзя, да так чтоб всех провести — вот, что ей так нравиться.
Тихон жалок, возможно, он любит Катерину, но эта любовь, или хотя бы жалость, забита деспотичной натурой его матери так глубоко, что вероятней всего не проснется. Катерина вышла за него из жалости, да и потому, что он не был ей противен. Между этими двумя существами не может зародиться любовь, слишком большая разница в восприятии окружающего их мира.
Катерина и Борис. Чувства этих персонажей сложней всего проанализировать, складывается мнение, что должна же быть хоть чуточка тепла в их отношениях. Ведь Катерина, несмотря на свою религиозность, изменяет своему мужу, считает, что самое главное — видеться со своим «любимым». Борис, приходит ночью к дому богатой купчихи, для того чтобы увидеть Катю. Говорит, что полюбил её, как только увидел, и теперь мучается от своего неразделенного чувства. Когда он узнает, что она тоже его любит, герой так счастлив, что готов пожертвовать честью своей возлюбленной, поломать ей всю жизнь, ради десяти счастливых ночей. Не правда ли, мило?
Катерина, ждала своей любви всю свою недолгую жизнь, готовилась к ней, летала в облаках. Вышла замуж, надеялась, что обретет, хоть некое подобие счастья. Но нет, не вышло, не получилось: ни уважения, ни сострадания, ни сопереживания, не говоря уже о любви. Так что Борис, это просто последняя надежда ее несбывшийся мечты.
О Борисе даже говорить не хочется: эгоист, слабохарактерный, трусливый, безразличный и, самое ужасное, покорный всем, кто имеет хоть какую-то власть. О какой любви здесь может идти речь, когда везде царствует ложь, корысть, повиновение всему отдаленно могущественному?
Все что я привела выше, свидетельствует о том, что в условиях «темного царства» росток любви может и зародиться, но хоть недолго прожить без света и пищи, не сможет. К сожалению, чувства Катерины были надуманы, а ей так хотелось чуда. Ее смерть можно рассматривать только, как протест против этих ужасающих межличностных отношений, губящих все живое.