Международная политика России

Международная политика это прежде всего область, сфера взаимодействия субъектов международных отношений–государств. К ней также можно отнести отношения негосударственных организаций (профсоюзы, молодежные, спортивные, культурные, организации экологов и т. п. ). В отношениях между государствами лежит их стремление обеспечить реализацию своих специфических интересов с помощью определенных средств (дипломатических, военных и т. д. ). Глубинной основой межгосударственных отношений являются все те же основополагающие отношения властвования, подчинения. При этом они могут реализовываться по– разному: от господства –аннексии (захвата чужой территории) или контрибуции (материальной уплаты победителю) установления протектората (всеохватывающего контроля) и до вовлечения или включения в сферу своего влияния, своих интересов. Что же касается отношений между негосударственными организациями, то они, как правило, строятся на принципах равноправия и сотрудничества. Кроме того, международной политикой принято считать определенную линию поведения, действия государства–субъекта международных отношений, или согласованных действий двух, нескольких, группы государств по достижению согласованных целей.
К последней четверти 20-того столетия международная политика, отличающаяся сложностью, многоплановостью и противоречивостью, обрела определенные характерные черты.
В международном сообществе сложилось крайняя неравнозначное социально –экономическое положение: в развитых государствах и странах, сравнительно недавно вступивших на путь самостоятельного развития. Так, в развитых капиталистических странах около 16% населения планеты производят более 56% мировой промышленной продукции. В то же время в развивающихся странах– 50% населения 14. 3 % продукции. Согласно данным немецкого еженедельника “Пайт”, уровень национального дохода на душу населения в 1987г. составил в различных группах стран очень разнородную картину.
В беднейших странах с населением 2. 5 млрд. человек, он равнялся 350 долларов в год.
В бедных с населением около 600 миллионов человек от 350 до 1500 долларов в год.
В средне обеспеченных –от 1500 до 7000 долларов в год. Здесь численность населения оценивалась в 685 млн человек.
На конец, к зажиточным и богатым странам журнал относит те, где доход на душу населения превышает 7000 в год–Франция, Австрия, Нидерланды, Великобритания, Италия, США, Швеция, Япония, ФРГ, Швейцария, ОАЭ и др.
Освободившиеся страны на сегодняшний день имеют следующий комплекс проблем: более 700 миллионов голодающих, 1. 5 млрд человек практически лишены квалифицированной медицинской помощи, 350 млн неграмотных, 1 млрд. человек не имеют нормального жилья. При этом разрыв в жизненном уровне наиболее богатых и бедных стран увеличивается.
Накопленные запасы невиданного по своей мощи оружия массового поражения (примерно в миллион раз превышающие мощность бомбы, уничтожившей Херосиму) поставили под угрозу само существование человеческой цивилизации. В этих условиях развивающиеся страны выдвинули в 1974г. требования пересмотра международного порядка, что обусловило принятие Генеральной Ассамблеей ООН“Декларации об установлении нового международного экономического порядка”. С выходом в свет книги голландского ученого Яна Тинбергена “Пересмотр международного порядка” это понятие прочно вошло в научный оборот. С тех пор концепция “нового порядка”в международных отношениях, которая включает в себя три аспекта: экономический политический и информационный– стала предметом изучения многих исследователей как на Западе, так и в России. В частности, большой вклад в этом плане внесен в политологию международных отношений учеными Римского клуба–неправительственной международной организацией ученых, представителей политических и деловых кругов из различных стран мира, основанной в 1968г. Объединение ученых и политиков, деловых людей в Римском клубе было обусловлено в значительной мере тем, что перед мировым сообществом возникли (во всяком случае, были осознанны) глобальные проблемы, от решения которых зависит будущее человечества. Эти проблемы можно свести в несколько групп:
политические : обеспечение безъядерного мира, укрепление международной безопасности, отказ от территориальных притязаний, “холодной войны” и противостояния военно –политических блоков (прежде всего НАТО и Варшавского договора), переход к отношениям доверия и сотрудничества;
экономически: жизнеобеспечение нынешнего и будущих поколений, развитие энергетического потенциала, рациональное использование природных ресурсов, ликвидация последствий колониализма, сближение уровней развития“богатых” и “бедных” стран; социальные: регулирование численности населения земли, борьба с наиболее опасными заболеваниями, ликвидация бедности, нищеты, неграмотности, обеспечение населения жильем и работой, приобщение всех народов к мировой науке и культуре;
экологические: предсказания и предотвращение стихийных бедствий, регулирование климата планеты, охрана атмосферы, литосферы, гидросферы, флоры и фауны, освоение космоса и мирового океана.
Из сказанного выше видно, что наиболее острые ситуации сложились и должны решаться в области политических отношений. Основные принципы нового политического порядка, в котором нуждается мир, хорошо сформулированы в документах Движения неприсоединения: “мирное сосуществование, добрососедство, равноправное сотрудничество, ограничение гонки вооружений и разоружение, ликвидация колониализма и неоколониализма, отказ от экспансии и гегемонизма”.
Как свидетельствую события последних лет, мировой политический процесс в общем и целом развивается в направлении создания нового порядка. Так, некоторые и современных мировых процессов непосредственно связаны с ликвидацией биполярной системы международных отношений– в роспуске СЭВ и Организации Варшавского договора, провозглашением принципа “Партнерство во имя мира”в отноениях стран НАТО и бывших Европейских членов мировой социалистической системы.
Следует, однако, отметить, что хотя старого порядка в значительной мре уже не существует, прошедшие естественные изменения (распалась мировая система социализма. , распался мир сверхдержав: СССР самоликвидировался и т. д. ) породили нечеткий новый мировой порядок, а значительный беспорядок в мировой политики. Возникла реальная угроза расползания ядерного оружия, обострились и возникли новые региональные конфликты (бывшая Югославия, бывший СССР– Карабах, Чечня, Такжикистан, Абхазия, Молдова и т. д. ). Более того, экономическое и политическое ослабление России создает объективную и реальную возможность ориентации мирового развития и сообщества на одного лидера– США или ограниченную группу государств с ними во главе. Это стало особенно ясно во время трагических событий в Боснии и Герцеговине –бывших территориях социалистической Югославии, где США через НАТО беспрепятственно проводят свою линию внешней политики, пользуясь поддержкой ООН и оттесняя Россию на второстепенные позиции.
Как уже отмечалось, политическая мысль с древних времен концентрировала внимание преимущественно на вопросах войны и мира.
В период рабовладельческого и феодального этапов исторического развития политической науки не существовало. Политики занимались рассуждениями о проблемах войны и мира с чисто прикладных практических позиций. Лишь в 19веке делаются первые попытки анализа европейской политики, начинаются теоретические исследования международных отношений, закономерностей и перспектив их развития. В 20 веке эти теоретические разработки начинают оказывать определенное всевозрастающее воздействие на международную политику. Более того, политология международных отношений постепенно выделяется в самостоятельное направление политической науки. Глобализация проблем международной политики обусловила появление теорий международных отношений, попыток правого подхода к решению этих проблем. Особенно усиливаются эти процессы после второй мировой войны в условиях нарастающей опасности ядерного противостояния и угрозы термоядерной войны. В различных странах появляются политические теории, опирающиеся на трезвый анализ складывающихся в международных отношениях реалий.
В последние годы весьма существенно разработана концепция государственных интересов. При этом к числу приоритетных исследователи относят национальную безопасность, связанную с обороной страны и соответствующими дипломатическими действиями, а также экономические интересы, связанные с укреплением позиций на мировом рынке и защитой внутреннего рынка, и интересы утверждения“Нового мирового порядка”. Логика исследований диктовала необходимость сравнения различных подходов к рассмотрению этих проблем, т. е. сопоставления точек зрения, отражающих интересы отдельных государств.
Для политологии вообще характерен сравнительный метод. В области международной политики важное значение имеет сопоставление политических режимов, форм правления, легитимности правящих структур и т. д. , которые в решающей степени определяют внешнеполитическую деятельность государств.
Сравнение различных политических систем позволяет выявить наиболее совершенные из них и использовать накопленный опыт формирования и функционирования политических институтов в практике других государств. Если сравнительный метод применять в политическом анализе внутри страны, то здесь может идти речь о сравнении политической жизни в различных регионах, об эффективности местного самоуправления, о рейтинге и потенциальных возможностях различных партий и политических лидеров.
Не подвергая специальному анализу отдельные теории международного и внутреннего аспектов сравнительной политологии, отметим лишь, что в России до самого последнего времени на них не было“социального заказа”.
Вместе с тем, политология с конца 80-х годов добилась в России общественного признания и стала притягательной для многих, порой недостаточно профессионально подготовленных людей. Особенно это относится к политических деятелям и функционерам, которые зачастую свое видение экономических и политических процессов как внутри, так и во внешеполитической жизни считают“истинной в последней инстанции” и предлагают свой путь “решения всех проблем”. В результате –крупные провалы во внешней политике: необоснованно поспешный вывод российских войск из стран бывшего Варшавского договора без предварительного создания условий для их размещения в России, отсутствие четких и твердых позиций по поводу о судьбе т. н. русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья и ряд других проблем. Список литературы:
Сербин В. С “Основы Политологии” Учебное пособие Пятигорск 1995г. 122с “Основы политологии” Учебное пособие – Ростов на Дону 1993г. Политология. Энциклопедический словарь – М. Изд-во Московского Коммерческого института.