Правовой институт государственной тайны в Российской Федерации

Содержание
Введение
1. Сведения,составляющие государственную тайну
2. Принципыотнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
Заключение
Списоклитературы

Введение
«Правовойинститут государственной тайны в Российской Федерации» – такова тема даннойконтрольной работы.
Понятиегосударственной тайны сформулировано в ст. 2 Законе «О государственной тайне»[1]:
Государственная тайна- защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической,экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскнойдеятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасностиРоссийской Федерации.
Итак, в даннойработе мы рассмотрим сведения, составляющие государственную тайну и принципыотнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений.

1.Сведения, составляющие государственную тайну
В ст. 5указанного Закона изложены сведения, подлежащие отнесению к государственнойтайне, которые подразделяются на 4 основные группы:
1) сведения ввоенной области;
2) сведения вобласти экономики, науки и техники;
3) сведения вобласти внешней политики и экономики;
4) сведения вобласти разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскнойдеятельности.
Основнымкритерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимостьобеспечения обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельностив Российской Федерации.
РаспоряжениемПрезидента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп утвержден Переченьдолжностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями поотнесению сведений к государственной тайне.
К должностнымлицам, наделяемым полномочиями по отнесению сведений к государственной тайнеотносятся: Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, Министрвнутренних дел Российской Федерации, Министр Российской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий, Министр иностранных дел Российской Федерации, Министр обороныРоссийской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, РуководительАппарата Правительства Российской Федерации — Министр Российской Федерации,Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министробразования и науки Российской Федерации, Министр природных ресурсов РоссийскойФедерации, Министр промышленности и энергетики Российской Федерации, Министрсельского хозяйства Российской Федерации, Министр транспорта РоссийскойФедерации, Министр информационных технологий и связи Российской Федерации,Министр финансов Российской Федерации, Министр экономического развития иторговли Российской Федерации, Председатель Банка России, Директор ГФС России,Директор СВР России, Директор ФСБ России, Директор ФСКН России, Директор ФСОРоссии, Начальник ГУСПа, Руководитель Росгидромета, Руководитель Росатома,Руководитель Роскосмоса, Директор ФСТЭК России.
Перечисленныелица своими распоряжениями также могут наделять полномочиями по отнесениюсведений к государственной тайне подчиненных им руководителей федеральныхорганов государственной власти, в том числе территориальных, предприятий,учреждений, организаций, имеющих допуск к государственной тайне.
В развитие положенийстатьи 5 Закона Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (от24 января 1998 г., 6 июня, 10 сентября 2001 г., 29 мая 2002 г.,3 марта 2005 г., (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11февраля 2006 г. N 90) утвержден Перечень сведений, отнесенных кгосударственной тайне. Данный Перечень содержит сведения в области военной,внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной иоперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых можетнанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименованияфедеральных органов исполнительной власти и других организаций (далее именуютсягосударственные органы), наделенных полномочиями по распоряжению этимисведениями.
Каждый изуказанных в перечне государственных органов наделяется полномочиями пораспоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках егокомпетенции, определенной положением о конкретном государственном органе, атакже сведениями других собственников информации соответствующей тематическойнаправленности по их представлению.
Принеобходимости указанный перечень может пересматриваться.
В этом перечнеприменяются следующие понятия:
–      специальныеобъекты — пункты управления государством и Вооруженными Силами РоссийскойФедерации, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральныхорганов государственной власти и органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации в военное время;
–      военныеобъекты — боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы,склады и другие сооружения военного назначения;
–      режимныеобъекты — военные и специальные объекты, воинские части, предприятия,организации, учреждения, для функционирования которых установленыдополнительные меры безопасности;
–      предприятияи организации — юридические лица независимо от форм собственности, создаваемыев соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их филиалы ипредставительства;
–      войска- Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования,органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренныеФедеральным законом «Об обороне»;
–      вооружение- средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений идругих объектов противника, составные части этих средств и комплектующиеизделия;
–      военнаятехника — технические средства, предназначенные для боевого, технического итылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура дляконтроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующиеизделия;
–      объектыоборонной промышленности — предприятия по разработке, производству и ремонтувооружения, военной техники или снаряжения;
–      оружиемассового поражения — ядерное, химическое, биологическое или иное оружиебольшой поражающей способности, применение которого вызывает массовые потери и(или) разрушения;
–      инфраструктураэкономики Российской Федерации — отрасли экономики Российской Федерации,используемые в интересах обеспечения обороноспособности и безопасностигосударства;
–      военныеобъекты — боевые позиции войск, воинские части, стационарные пункты управления,военные научно-исследовательские организации, полигоны, узлы связи, базы,склады, комплексы или отдельные здания и другие сооружения военного назначения;
–      дислокацияобъекта — совокупность сведений о местоположении на земной поверхности или в еенедрах объекта, в том числе географические, геоцентрические или прямоугольныекоординаты, линейные и угловые величины, привязка к ориентирам на местности;
–      объектыадминистративного управления — создаваемые заблаговременно по решениюруководителей федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления и организаций объекты мобилизационного назначения,предназначенные для размещения и обеспечения деятельности соответствующегооргана управления в период мобилизации и в военное время;
–      объектыядерного комплекса — сооружения с ядерными реакторами, в том числе атомныестанции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другиетранспортные и транспортабельные средства или сооружения с промышленными,экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими иподкритическими ядерными стендами; сооружения, полигоны, установки и устройствас ядерными зарядами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, установкидля производства, использования, переработки, транспортирования ядерноготоплива и ядерных материалов;
–      режимныеобъекты — объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений,составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установленыспециальные меры безопасности.
В этом перечне:
–      приперечислении сведений через союз «и» либо через запятую с союзом«и» перед последней категорией сведений степень секретностиустанавливается для всех сведений в совокупности;
–      приперечислении сведений через запятую, союзы «или» и «либо»степень секретности устанавливается для каждого сведения в отдельности;
–      приперечислении сведений слова «а также» предшествуют сведениям, которыеотличны от предыдущих, но для которых устанавливается аналогичная степеньсекретности.
При раскрытиисодержания данного перечня, наименования государственных органов, в компетенциикоторых входит отнесение сведений к государственной тайне и их защита по каждойгруппе этих сведений будут указываться после каждой группы этих сведений.
Итак, ксведениям, составляющим государственную тайну, согласно, Перечня сведений,отнесенных к государственной тайне, относятся следующие сведения,соответственно по пунктам, указанным в Перечне:
Сведения в военнойобласти:
1) сведения,раскрывающие план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, оперативныепланы применения (планы боевого применения) войск, содержание мероприятий,касающихся военных действий и их обеспечения, боевого управления или перевода смирного на военное время, а также боевые задачи носителям ядерного оружия — МВДРоссии, МЧС России, ФСБ России, Минобороны России, ФСО России;
2) сведения,раскрывающие планы применения войск в мирное время в специальных(контртеррористических) операциях или мероприятиях по обеспечению защитыгосударства, общества и личности от антиконституционных действий ипротивоправного вооруженного насилия — Администрация Президента РФ, МВД России,Минобороны России, ФСБ России, ФСО России;
3) сведения,указанные в пункте 2, применительно к территориям других государств — Минобороны России, ФСБ России, ФСО России;
4) сведения осодержании документов по приведению войск в различные степени боевойготовности, о составе или состоянии систем управления войсками — МВД России,МЧС России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФСО России, ГУСП;
5) сведения,раскрывающие планы, направленность или содержание мероприятий оперативной,боевой или мобилизационной подготовки войск — МВД России, МЧС России,Минобороны России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФСО России;
6) сведения осодержании мобилизационных планов (планов отмобилизования), документов обуправлении мобилизационным развертыванием войск, о мобилизационной готовностивойск, о возможностях их комплектования личным составом, обеспечениявооружением, военной техникой, другими материальными, финансовыми средствамиили воинскими перевозками — Администрация Президента РФ, МВД России, МЧСРоссии, Минобороны России, Минюст России, Минэкономразвития России, ФСБ России,ФСО России;
7) сведения огосударственной системе предотвращения несанкционированного применения ядерногооружия, оружия повышенной потенциальной опасности, технических системах,средствах и (или) методах защиты ядерного оружия, оружия повышеннойпотенциальной опасности от несанкционированного применения — Минобороны РоссииРосатом Роскосмос ФСТЭК России;
8) сведения,раскрывающие порядок санкционирования применения ядерного оружия, в том числеорганизацию боевого управления войсками и содержание документов боевогоуправления Минобороны России;
9) сведения опланах строительства (совершенствования), развитии, численности, боевом составе,боевых возможностях или количестве войск, состоянии боевой готовности войск,состоянии боевого обеспечения, составе дежурных сил (средств) и состоянии ихготовности, а также сведения, содержащие анализ военно-политической илиоперативной обстановки — Администрация Президента РФ, МЧС России, МВД России,Минобороны России, Минюст России, Минэкономразвития России, ФСБ России, ФСОРоссии, ГУСП;
10) сведения,раскрывающие потери личного состава в военное время — Минобороны России;
11) сведения осодержании или результатах выполнения целевых программ,научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по созданию илимодернизации вооружения, военной техники — МВД России, МЧС России, МинобороныРоссии, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России,Минэкономразвития России, ФСБ России, ФСО России, Росатом, Роскосмос, ГУСП,ФСТЭК России;
12) сведения,указанные в пункте 11, применительно к ядерным боеприпасам, ядерным зарядам иих составным частям — Минобороны России, Росатом;
13) сведения,раскрывающие содержание ранее осуществлявшихся работ в области оружия массовогопоражения, достигнутые при этом результаты, состав образца, рецептуру,технологию производства или снаряжения изделий — Минобороны России,Минздравсоцразвития России, Минпромэнерго России, ФСБ России, Росатом;
14) сведения оразработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, обутилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся материалов,используемых в ядерных боеприпасах — Минобороны России, Росатом;
15) сведения обоперативно-технических требованиях к системам и средствам управлениястратегическими ядерными силами — Минобороны России;
16) сведения оядерных энергетических или специальных физических установках оборонногозначения — Минобороны России, Минпромэнерго России, Росатом;
17) сведения отактико-технических требованиях, тактико-технических характеристиках,возможностях боевого применения вооружения, военной техники — МВД России, МЧСРоссии, Минобороны России, Минюст России, Минпромэнерго России, ФСБ России, ФСОРоссии, Роскосмос, ГУСП;
18) сведения,раскрывающие направления развития, содержание разработки вооружения, военнойтехники. Сведения, раскрывающие конструкцию, технологию изготовлениявооружения, военной техники. Сведения, раскрывающие физические, химическиесвойства, изотопный состав материалов, применяемых при создании вооружения,военной техники. Сведения, раскрывающие боевые, физические, химические илиядерные свойства вооружения, военной техники. Сведения, раскрывающие порядокприменения или эксплуатации вооружения, военной техники. — МЧС России,Минобороны России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России, МинэкономразвитияРоссии, ФСБ России, ФСО России, Росатом, Роскосмос;
19) сведения,указанные в пункте 18, применительно к ядерным боеприпасам, ядерным зарядам иих составным частям — Минобороны России, Росатом;
20) сведения,раскрывающие состояние метрологического обеспечения вооружения, военнойтехники, технические или метрологические характеристики военных эталонов,средств метрологического обеспечения, определяющие качественно новый уровеньвооружения, военной техники. Сведения, раскрывающие основные направления,программы развития стандартизации или содержание стандартов в областивооружения, военной техники — МВД России, МЧС России, Минобороны России,Минобрнауки России, Минпромэнерго России, ФСБ России, ФСО России, Росатом,Роскосмос;
21) сведения,раскрывающие свойства, рецептуру или технологию производства ракетных топлив, атакже баллиститных порохов, взрывчатых веществ или средств взрывания военногоназначения, а также новых сплавов, спецжидкостей, новых топлив для вооружения ивоенной техники — Минобороны России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России,Роскосмос;
22) сведения одислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечениибезопасности или эксплуатации режимных объектов, не подпадающие подобязательства Российской Федерации по международным договорам, о выборе, отводеземельных участков, недр, акваторий или воздушного пространства длястроительства или эксплуатации указанных объектов, о планируемых или проводимыхизыскательских, проектных, строительно-монтажных и иных работах по их созданию- МВД России, МЧС России, Минобороны России, Минюст России, Минобрнауки России,МПР России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, СВР России, ФСБРоссии, ФСО России, Росатом, Роскосмос, ФСТЭК России;
23) сведения,указанные в пункте 22, применительно к специальным объектам, запасным пунктамуправления федеральных органов исполнительной власти — ГУСП;
24) сведения,указанные в пункте 22, применительно к ядерным оружейным объектам — МинобороныРоссии, Росатом, Роскосмос;
25) сведения опроектировании, сооружении, эксплуатации, обеспечении безопасности объектовядерного комплекса, о физической защите ядерных материалов, изделий на ихоснове, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, об охранеядерно-опасных или радиационно-опасных объектов — МВД России, МинобороныРоссии, Минпромэнерго России, Минобрнауки России, Росатом;
26) сведения,раскрывающие дислокацию, назначение, степень готовности, действительныенаименования, организационную структуру, вооружение, численность войск, неподлежащие открытому объявлению в соответствии с международными обязательствамиРоссийской Федерации — МВД России, МЧС России, Минобороны России, МинюстРоссии, ФСБ России, ФСО России, ГУСП;
27) сведения,раскрывающие организацию или функционирование всех видов связи,радиолокационного, радиотехнического обеспечения войск — МВД России, МинобороныРоссии, Минюст России, ФСБ России, ФСО России;
28) сведения,раскрывающие распределение, использование полос радиочастот радиоэлектроннымисредствами военного или специального назначения — МВД России, МЧС России,Минобороны России, Минюст России, Мининформсвязи России, СВР России, ФСБРоссии, ФСО России;
Сведения в областиэкономики, науки и техники
29) сведения обиспользовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспеченияобороноспособности и безопасности государства — Администрация Президента РФ,МВД России, МЧС России, Минобороны России, Минпромэнерго России, МинсельхозРоссии, Минтранс России, Мининформсвязи России, Минфин России,Минэкономразвития России, Росатом, ФСО России, ГУСП, ФСТЭК России;
30) сведения осодержании планов подготовки Российской Федерации или ее отдельных регионов квозможным военным действиям — Администрация Президента РФ, МВД России, МЧСРоссии, Минобороны России, Минэкономразвития России, ФСБ России;
31) сведения опоказателях, определяющих подготовку экономики Российской Федерации кустойчивому функционированию в военное время — Администрация Президента РФ, МВДРоссии, МЧС России, Минобороны России, Минпромэнерго России, Минсельхоз России,Минтранс России, Мининформсвязи России, Минфин России, МинэкономразвитияРоссии, Росатом;
32) сведения,раскрывающие структурную организацию или показатели мобилизационного планаэкономики Российской Федерации — государственные органы, имеющиемобилизационные задания;
33) сведения омобилизационной подготовке и мобилизации органов государственной власти,органов местного самоуправления или организаций, а также раскрывающие планы,содержание или результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторскихработ в области мобилизационной подготовки и мобилизации органовгосударственной власти, органов местного самоуправления или организаций — государственные органы, имеющие мобилизационные задания;
34) сведения,раскрывающие планы, содержание или результаты научно-исследовательских работ вобласти мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации — государственные органы, имеющие мобилизационные задания;
35) сведения омобилизационных мощностях по изготовлению или ремонту вооружения, военнойтехники, о создании, развитии или сохранении этих мощностей — государственныеорганы, имеющие мобилизационные задания;
36) сведения ономенклатуре, размещении, объемах накопления, дислокации, фактических запасах иматериальных ценностях государственного материального резерва — МЧС России,Минобороны России, Минпромэнерго России, Мининформсвязи России, Минфин России,Минэкономразвития России, Росатом;
37) сведения омобилизационных мощностях по производству продукции общего применения,включаемой в мобилизационные задания, стратегических видов сырья илиматериалов, о создании, развитии или сохранении этих мощностей — государственные органы, имеющие мобилизационные задания;
38) сведения обобъемах производства, поставок стратегических видов сырья, материалов — Минпромэнерго России, Минэкономразвития России.
ПостановлениемПравительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 210 утвержден Списокстратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых в соответствии спунктами 39 и 48 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне,утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203,составляют государственную тайну.
К таким видамполезных ископаемых относятся:
а) нефть,растворенный в нефти газ, никель, кобальт. У этой группы сырья сведениями,составляющими госуджарственную тайну являются сведения о балансовых запасах внедрах;
б) тантал,ниобий, бериллий, литий, редкие земли иттриевой группы. У этой группы сырьясведениями, составляющими государственную тайну являются сведения о балансовыхзапасах в недрах, добыче, об объемах производства в натуральном выражении;
в) особо чистоекварцевое сырье. У этой группы сырья сведениями, составляющими государственнуютайну являются сведения о балансовых запасах в недрах и добыче.
39) сведения,раскрывающие объемы выпуска или поставок стратегических видовсельскохозяйственного сырья — Минсельхоз России, Минэкономразвития России;
40) сведения,раскрывающие объемы поставок или запасов стратегических видов топлива — Минобороны России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России;
41) сведения оперспективах развития или об использовании космической инфраструктурыРоссийской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасностигосударства — Минобороны России, Минэкономразвития России, Роскосмос;
42) сведения огорных выработках, естественных полостях, метрополитенах или другихсооружениях, которые могут быть использованы в интересах обороны страны, атакже сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 300тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооруженийводопровода или водовода, их питающих — МЧС России, Минобороны России, МПРРоссии, Минпромэнерго России;
43) сведения,характеризующие состояние страхового фонда документации на вооружение, военнуютехнику, на основные виды продукции общего применения, включаемые вмобилизационные задания, на объекты повышенного риска или системыжизнеобеспечения населения, на объекты, являющиеся национальным достоянием.Сведения о дислокации объектов (баз) хранения страхового фонда документации — МЧС России, Минобороны России, Минпромэнерго России, Минтранс России,Мининформсвязи России, Минэкономразвития России, Росатом, Роскосмос;
44) сведения осилах или средствах гражданской обороны — государственные органы, располагающиесилами гражданской обороны;
45) сведения одислокации, предназначении, степени защищенности объектов административногоуправления — государственные органы, руководители которых наделены полномочиямипо отнесению сведений к государственной тайне;
46) сведения остепени обеспечения безопасности населения — МВД России, МЧС России,Минздравсоцразвития России, ФСБ России;
47) сведения,раскрывающие мероприятия по использованию транспортной сети, средств транспортав Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства,специальные меры по обеспечению безопасности перевозок или сохранности грузов,объемы воинских перевозок или маршруты транспортировки вооружения, военнойтехники — МВД России, МЧС России, Минобороны России, Минтранс России, ФСОРоссии;
48) сведения,раскрывающие мобилизационные возможности автомобильных, железных дорог, внутреннихводных путей сообщения, морского и воздушного транспорта Российской Федерациипо обеспечению перевозок грузов, оборудования или подготовки для военных целейтранспортной сети, средств транспорта, организацию, объемы специальныхперевозок, воинских перевозок, перевозок вооружения, военной техники, другойпродукции, используемой для нужд обороны, стратегических видов топлива, сырьяили материалов, маршруты их транспортировки на военное время — МВД России,Минобороны России, Минюст России, Минтранс России;
49) сведения,раскрывающие дислокацию, специализацию, мощности, пропускную способностьпунктов погрузки или выгрузки войск, данные об их продовольственном,медико-санитарном обслуживании — Минобороны России, Минтранс России;
50) сведения,раскрывающие мобилизационную потребность в транспортных средствах, в том числепо отдельным видам транспорта, или мобилизационную обеспеченность ими — МЧСРоссии, Минобороны России, Минюст России, Минздравсоцразвития России,Минпромэнерго России, Минсельхоз России, Минтранс России, МинэкономразвитияРоссии;
51) сведения оподготовке и использовании ресурсов единой сети связи Российской Федерации винтересах обеспечения обороны, безопасности государства — АдминистрацияПрезидента РФ, МВД России, МЧС России, Минобороны России, Минюст России,Мининформсвязи России, Минэкономразвития России, ГФС России, СВР России, ФСБРоссии, ФСО России, ГУСП;
52) сведения,раскрывающие производственные мощности, плановые или фактические данные овыпуске, поставках (в натуральном выражении) средств биологической, медицинскойили ветеринарной защиты — Минобороны России, Минздравсоцразвития России,Минпромэнерго России, Минсельхоз России;
53) сведения,раскрывающие показатели государственного оборонного заказа в части вооружения,военной, специальной техники, продукции оборонного назначения, а такжепроизводственные мощности по их выпуску. Сведения о кооперационных связяхпредприятий, о разработчиках или изготовителях вооружения, военной техники,другой продукции, используемой для нужд обороны, если эти сведения раскрываютданные о производственных мощностях по их выпуску и (или) основныетактико-технические характеристики вооружения и военной техники — МВД России,МЧС России, Минобороны России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России, МинсельхозРоссии, Минтранс России, Минэкономразвития России, ФСБ России, ФСО России,Росатом, Роскосмос, ГУСП, ФСТЭК России;
54) сведения одостижениях науки и техники, о технологиях, которые могут быть использованы всоздании принципиально новых изделий, технологических процессов в различныхотраслях экономики — МВД России, МЧС России, Минобороны России, МинобрнаукиРоссии, Минпромэнерго России, Минздравсоцразвития России, Минтранс России,Минэкономразвития России, ФСБ России, ФСО России, Росатом, Роскосмос, ФСТЭКРоссии;
55) сведения одостижениях науки и техники, определяющие качественно новый уровеньвозможностей вооружения, военной техники, повышения их боевой эффективности — МВД России, МЧС России, Минобороны России, Минобрнауки России, МинпромэнергоРоссии, Минздравсоцразвития России, Минтранс России, Минэкономразвития России,ФСБ России, ФСО России, Росатом, Роскосмос, ФСТЭК России;
56) сведения,раскрывающие достижения атомной науки и техники, имеющие важное оборонное илиэкономическое значение, определяющие качественно новый уровень возможностисоздания вооружения, военной техники или принципиально новых изделий,технологий — Минобороны России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России,Росатом, Роскосмос;
57) сведения,раскрывающие состояние или направления развития гидронавтики в интересахобороны, безопасности государства — Минобороны России, МинздравсоцразвитияРоссии, Минобрнауки России, Минпромэнерго России;
58) сведения,раскрывающие содержание или направленность целевых программ,научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работ, проводимых винтересах обороны, безопасности государства — МВД России, МЧС России,Минобороны России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России,Минздравсоцразвития России, МПР России, Минсельхоз России, Минтранс России,Минэкономразвития России, Мининформсвязи России, СВР России, ФСБ России, ФСОРоссии, ГУСП, Росгидромет, Росатом, Роскосмос, ФСТЭК России;
59) сведения,раскрывающие результаты работ в области гидрометеорологии, гелиогеофизики илиспециальных геолого-геофизических исследований, проводимых в интересахобеспечения обороноспособности, безопасности государства — Минобороны России,Минобрнауки России, МПР России, Росгидромет, ФСТЭК России;
60)геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другимрайонам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической,картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическоезначение — Минобороны России, Минтранс России, Минэкономразвития России;
61)геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другимрайонам Земли, раскрывающие результаты деятельности по дистанционномузондированию Земли, имеющие важное оборонное или экономическое значение — Минобороны России, Роскосмос;
62) сведения,раскрывающие работы, проводимые в целях создания средств индикации, дегазации,химической или биологической защиты от оружия массового поражения, новыхсорбционных или других материалов для них — МЧС России, Минобороны России,Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Минздравсоцразвития России, Росатом;
63) сведения,раскрывающие направления развития средств, технологий двойного назначения,содержание, результаты выполнения целевых программ, научно-исследовательских,опытно-конструкторских работ по созданию или модернизации этих средств,технологий. Сведения о применении в военных целях средств, технологий двойногоназначения — МЧС России, Минобороны России, Минобрнауки России, МинпромэнергоРоссии, Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России, Минтранс России, МининформсвязиРоссии, Минэкономразвития России, СВР России, ФСБ России, ФСО России,Росгидромет, Росатом, Роскосмос, ФСТЭК России;
64) сведения,раскрывающие прогнозные оценки научно-технического прогресса в РоссийскойФедерации и его социально-экономические последствия по направлениям,определяющим обороноспособность, безопасность государства — Минобрнауки России,Минобороны России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России;
65) сведения офизико-химических явлениях (полях), сопутствующих созданию, производству,эксплуатации, перевозке, хранению, реализации или утилизации вооружения,военной техники, созданию перспективных технологий, режимных объектов,раскрывающие их охраняемые параметры — МВД России, МЧС России, МинобороныРоссии, Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Минздравсоцразвития России,Минтранс России, Мининформсвязи России, ФСБ России, ФСО России, ГУСП,Росгидромет, Росатом, Роскосмос, ФСТЭК России;
66) сведения озапасах платины, металлов платиновой группы, серебра, природных алмазов в ГохранеРоссии, Банке России — Минфин России, Банк России;
67) сведения обобъемах балансовых запасов в недрах страны, добычи (производства), передачи илипотребления стратегических видов полезных ископаемых (по списку, определяемомуПравительством Российской Федерации) — в целом по Российской Федерации, посубъекту Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти иликрупному месторождению в размерах, определяемых государственными органами,наделенными полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными кгосударственной тайне (кроме сведений, полученных в процессе совместных работ,выполненных с участием юридических и физических лиц иностранных государств наконкретных месторождениях полезных ископаемых либо на их участках) — МПРРоссии, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России;
Сведения в областивнешней политики и экономики
68) сведения повопросам внешней политики, внешней торговли, научно-технических связей,раскрывающие стратегию, тактику внешней политики Российской Федерации, преждевременноераспространение которых может нанести ущерб безопасности государства — Администрация Президента РФ, МИД России, Минобороны России, Минобрнауки России,Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТЭК России;
69) сведения обисточнике информации по политическим, военным, научно-техническим илиэкономическим вопросам в отношении одного или ряда иностранных государств,полученные в доверительном порядке — Администрация Президента РФ, МИД России,Минобороны России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России, МинэкономразвитияРоссии, СВР России, ФСБ России, ФСТЭК России, Росатом;
70) сведения опереговорах между представителями Российской Федерации и представителями другихгосударств о выработке единой принципиальной позиции в международных отношениях,если, по мнению участников переговоров, разглашение этих сведений может нанестиущерб безопасности Российской Федерации и других государств — АдминистрацияПрезидента РФ, МИД России, Минобороны России, Минобрнауки России,Минэкономразвития России, СВР России, ФСБ России, ФСТЭК России;
71) сведения оподготовке, заключении, ратификации, подготовке денонсации, содержании иливыполнении договоров, конвенций, соглашений с иностранными государствами,преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасностигосударства — МИД России, Минобороны России, Минобрнауки России, МинпромэнергоРоссии, Минэкономразвития России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, Росатом,Роскосмос ФСТЭК России;
72) сведения ороссийском экспорте или импорте вооружения, военной техники, их ремонте илиэксплуатации, об оказании технического содействия иностранным государствам всоздании вооружения, военной техники, военных объектов или объектов обороннойпромышленности, об оказании Российской Федерацией военно-технической помощииностранным государствам, если разглашение этих сведений может нанести ущерббезопасности государства — Минобороны России, Минпромэнерго России,Минэкономразвития России, ФСБ России, ФСО России, Роскосмос ФСТЭК России;
73) сведения,раскрывающие планы, задания государственного оборонного заказа в частиэкспортно-импортных поставок в области военно-технического сотрудничестваРоссийской Федерации с иностранными государствами — Минобороны России,Минпромэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФСБ России,Роскосмос ФСТЭК России;
74) сведения овоенно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами по вопросамдистанционного зондирования Земли, раскрывающие объемы, содержание илиперспективы указанного сотрудничества — Минобороны России, Роскосмос;
75) сведения,раскрывающие существо или объем экономического сотрудничества РоссийскойФедерации с иностранными государствами в военное время, взаимодействиевоенно-мобилизационных органов внешнеэкономических организаций государств — участников Содружества Независимых Государств по этим вопросам — МЧС России,Минобороны России, Минэкономразвития России, ФСТЭК России;
76) сведения,раскрывающие содержание мероприятий по обеспечению взаимных поставок сырья,материалов, топлива, оборудования, медикаментов между Российской Федерацией игосударствами — участниками Содружества Независимых Государств в военное время,по оказанию последним технического содействия в строительстве предприятий илиобъектов в военное время, — в целом по Российской Федерации — Минздравсоцразвития России, Минпромэнерго России, Минтранс России,Минэкономразвития России;
77) сведения,раскрывающие объемы перевозок экспортно-импортных грузов между РоссийскойФедерацией и государствами — участниками. Содружества Независимых Государств ввоенное время, в целом по Российской Федерации — Минобороны России, МинтрансРоссии, Минэкономразвития России;
78) сводныесведения о российском экспорте и импорте немонетарного золота, драгоценныхметаллов и камней или изделий из них, за исключением платины, металловплатиновой группы и природных алмазов — Минэкономразвития России;
79) сведения,раскрывающие платежный баланс Российской Федерации с зарубежными странами вцелом на военный период — Минобороны России, Минэкономразвития России, Банк России;
80) сведения офинансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространениекоторых может нанести ущерб безопасности государства — Минфин России, БанкРоссии;
81) сведения оразрабатываемых проектах монет (кроме юбилейных и памятных) и банкнот БанкаРоссии нового образца, за исключением случаев, когда модернизация существующихденежных знаков, в том числе с изменением внешнего вида, производится в рамкахпланового совершенствования их защитного комплекса (до официального опубликования)- Банк России;
82) сведения опроизводстве банкнот Банка России (в натуральном или денежном выражении), оспособах защиты этих банкнот (или других изделий федерального государственногоунитарного предприятия «Гознак», изготавливаемых по заказу Банка России)от подделок, методах проверки их подлинности, предназначенные только дляпредставителей МВД России, Минфина России, Банка России — МВД России, МинфинРоссии, Банк России;
Сведения в областиразведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности
83) сведения,раскрывающие силы, средства, источники, методы, планы, результатыразведывательной деятельности, а также данные о финансировании этойдеятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения — МинобороныРоссии, СВР России, ФСБ России;
84) сведения,раскрывающие силы, средства, источники, методы, планы, результатыконтрразведывательной деятельности, а также данные о финансировании этойдеятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения — СВР России,ФСБ России;
85) сведения,раскрывающие силы, средства, источники, методы, планы, результатыоперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этойдеятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения — МВД России,Минобороны России, Минюст России, Минэкономразвития России, СВР России, ФСБРоссии, ФСКН России, ФСО России;
86) сведения олицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами,осуществляющими разведывательную деятельность — Минобороны России, СВР России,ФСБ России;
87) сведения олицах, оказывающих или оказавших конфиденциальное содействие органам внешнейразведки Российской Федерации — Минобороны России, СВР России, ФСБ России;
88) сведения олицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами,осуществляющими контрразведывательную деятельность — СВР России, ФСБ России;
89) сведения олицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность — МВД России, МинобороныРоссии, Минюст России, Минэкономразвития России, СВР России, ФСБ России, ФСКНРоссии, ФСО России;
90) сведения,раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу органов внешнейразведки — Минобороны России, СВР России, ФСБ России;
91) сведения,раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу органовконтрразведки — СВР России, ФСБ России;
92) сведения,раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу подразделений поборьбе с организованной преступностью, специальным оперативным подразделениям — МВД России, Минобороны России, Минюст России, Минэкономразвития России, СВРРоссии, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России;
93) сведения,раскрывающие силы, средства, методы, планы, состояние или результаты проведенияконтртеррористических специальных операций, а также данные о финансированииэтой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения — МВДРоссии, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России;
94) сведения осотрудниках ФСБ России, выполняющих или выполнявших специальные задания вспециальных службах (организациях) иностранных государств или в преступныхгруппах — ФСБ России;
95) сведения осотрудниках, выполняющих или выполнявших специальные задания в преступныхгруппах — МВД России, ФСКН России;
96) сведения,раскрывающие состояние, мероприятия или результаты оперативно- мобилизационнойработы — МВД России, Минобороны России, Минюст России, МинэкономразвитияРоссии, СВР России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России.
Положенияданного указа с п. 83 по п. 96 находят свое отражение также вФедеральных законах: «О федеральной службе безопасности», «Овнешней разведке», «Об оперативно-розыскной деятельности». Так,Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» в статьях 17ч. 5 и 19 ч. 4 указывает, что сведения о сотрудниках органовфедеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные заданияв специальных службах и организациях иностранных государств, в преступныхгруппах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности толькос письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренныхфедеральными законами. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органамфедеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе,составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только списьменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральнымизаконами.
Согласност.ст. 18, 19 Федерального закона РФ «О внешней разведке» ккадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации относятсяназначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие органоввнешней разведки Российской Федерации, чьи функциональные обязанностинепосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности.Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующеморгане внешней разведки Российской Федерации.
Сведения опринадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведкиРоссийской Федерации, включая сотрудников, уволенных из этих органов,составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только ссанкции руководителя органа внешней разведки Российской Федерации, а в случаях,не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличииписьменного согласия этих лиц.
Сотрудникикадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации для выполнениясвоих функциональных обязанностей могут в соответствии с требованиямиФедерального закона без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведкиРоссийской Федерации занимать должности в федеральных органах исполнительнойвласти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лицауказанных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений иорганизаций несут установленную федеральными законами ответственность заразглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешнейразведки Российской Федерации.
Для достиженияцелей разведывательной деятельности органы внешней разведки РоссийскойФедерации могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношениясотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшимисогласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведкиРоссийской Федерации. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяетсянормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации.
Сведения олицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешнейразведки Российской Федерации, составляют государственную тайну и рассекречиваниюв связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений,составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеюттолько руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующегооргана внешней разведки Российской Федерации.
Так, согласност. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскнойдеятельности» от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ сведения обиспользуемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскныхмероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатахоперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованныепреступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющихоперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие наконфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведенияоперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежатрассекречиванию только на основании постановления руководителя органа,осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Преданиегласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, оштатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие наконфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и вслучаях, предусмотренных федеральными законами.
Судебное решениена право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившиеоснованием для принятия такого решения, хранятся только в органах,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
97) сведения,раскрывающие оперативно-поисковые или оперативно-технические мероприятия,проводимые подразделениями по борьбе с организованной преступностью, специальнымиоперативными подразделениями — МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России;
98) сведения,раскрывающие силы, средства или методы ведения следствия по уголовным делам опреступлениях против основ конституционного строя, безопасности государства,мира или безопасности человечества, по уголовным делам, в ходе предварительногоследствия по которым исследуются обстоятельства, содержащие сведения,отнесенные к государственной тайне — МВД России, ФСБ России;
99) сведения,раскрывающие силы, средства, методы, планы, состояние или результатыдеятельности органов радиоэлектронной разведки средств связи, а также данные офинансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленныесведения — Минобороны России, СВР России, ФСБ России;
100) сведения,раскрывающие организацию, силы, средства или методы обеспечения безопасностиобъектов государственной охраны, а также данные о финансировании этойдеятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения — АдминистрацияПрезидента РФ, ФСО России;
101) сведения осистеме президентской, правительственной, шифрованной, кодированной илизасекреченной связи, о шифрах, их разработке, изготовлении или обеспечении ими,о методах или средствах анализа шифровальных средств, средств специальнойзащиты, об информационно-аналитических системах специального назначения — Администрация Президента РФ, Минобороны России, СВР России, ФСБ России, ФСОРоссии;
102) сведения,раскрывающие методы, способы или средства защиты информации, содержащейсведения, составляющие государственную тайну, планируемые и (или) проводимыемероприятия по защите информации от несанкционированного доступа, иностранныхтехнических разведок и утечки по техническим каналам, а также данные офинансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленныесведения — Минобороны России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ФСТЭК России;
103) сведения оборганизации или о фактическом состоянии защиты государственной тайны — государственные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесениюсведений к государственной тайне;
104) сведения,раскрывающие методы, средства, организационные, технические или иные меры,направленные на обеспечение режима секретности, а также данные о финансированииэтой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения — Минобороны России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ФСТЭК России;
105) сведения,раскрывающие построение охраны государственной границы, исключительнойэкономической зоны или континентального шельфа Российской Федерации,содержание, организацию или результаты основных видов деятельностиподразделений Пограничной службы ФСБ России — ФСБ России;
106) сведения орасходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасностигосударства или правоохранительной деятельности в Российской Федерации (кромеобобщенных показателей) — Минфин России, Минэкономразвития России;
107) сведения,раскрывающие планируемые или фактические затраты, связанные сантитеррористической деятельностью — МВД России, Минобороны России, МинфинРоссии, Минэкономразвития России, СВР России, ФСБ России, ФСО России;
108) сведения,раскрывающие расходы денежных средств на содержание войск по отдельным статьямсмет федеральных органов исполнительной власти — Минфин России, МВД России,Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, ФСО России, ГУСП, ФСТЭК России;
109) сведения,раскрывающие расходы денежных средств на научно-исследовательские,опытно-конструкторские работы по созданию вооружения, военной техники — МВДРоссии, Минобороны России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, МинобрнаукиРоссии, Минпромэнерго России, Минтранс России, Мининформсвязи России, МинфинРоссии, Минэкономразвития России, СВР России, ФСБ России, ФСО России,Росгидромет, Росатом, Роскосмос, ФСТЭК России;
110) сведения, указанныев пункте 109, применительно к работам, проводимым в интересах специальныхобъектов и запасных пунктов управления федеральных органов исполнительнойвласти — ГУСП;
111) сведения,раскрывающие расходы денежных средств на заказы, разработку, производство илиремонт вооружения, военной техники, режимных объектов — МВД России, МинобороныРоссии, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России,Минпромэнерго России, Минтранс России, Мининформсвязи России, Минфин России,Минэкономразвития России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, Росгидромет,Росатом, Роскосмос, ФСТЭК России;
112) сведения,указанные в пункте 111, применительно к специальным объектам и запасным пунктамуправления федеральных органов исполнительной власти — ГУСП;
113) сведения оподготовке или распределении кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые вцелях обеспечения безопасности государства — Администрация Президента РФ,Минобороны России, Минобрнауки России СВР России ФСБ России ФСО России.
Соответствующиеминистерства и ведомства могут утверждать свои перечни сведений, подлежащихотнесению к государственной тайне, применяемых исключительно в данныхведомствах, например: Перечень сведений, подлежащих засекречиванию вВооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороныРоссийской Федерации от 10 августа 1996 года N 055. Такие перечнимогут издавать лица, указанные в Перечне должностных лиц органовгосударственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений кгосударственной тайне, утвержденном распоряжением Президента РФ от 16 апреля2005 г. N 151-рп.
В соответствии сп. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органовисполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденныхПостановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009,государственной регистрации подлежат не все нормативные правовые акты, а лишьзатрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер,независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения,составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера[2].
Согласно п. 17этих же Правил в течение суток после государственной регистрации подлинникнормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номеромнаправляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный органисполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.
Нормативныеправовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека игражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющиемежведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленномпорядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения,составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Копии актов,подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственнойрегистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в«Российскую газету», в Бюллетень нормативных актов федеральныхорганов исполнительной власти издательства «Юридическая литература»Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовойинформации «Система» и в Институт законодательства и сравнительногоправоведения при Правительстве Российской Федерации.
Приопубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и датугосударственной регистрации является обязательным. Акт, признанныйМинистерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственнойрегистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органомисполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного актав силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшимакт.
 
2.Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этихсведений
Ст. 6 указанногоЗакона дает понятие отнесения сведений к государственной тайне и ихзасекречивание, как введение в предусмотренном указанным Законом порядке длясведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространениеи на доступ к их носителям.
Порядокотнесения сведений к государственной тайне регулируется ст. 9 указанного законаи соответствующими ведомственными актами.
Порядокзасекречивания сведений и их носителей регулируется ст. 11 указанного закона исоответствующими ведомственными актами.
Ограничения нараспространение сведений и на доступ к ним состоят в:
–    ограниченииправ собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РоссийскойФедерации на информацию в связи с ее засекречиванием;
–    установлениистепеней секретности сведений и грифов секретности носителей этих сведений;
–    обязательностинанесения соответствующих реквизитов на носители сведений, составляющихгосударственную тайну;
–    строгорегламентируемом порядке рассекречивании сведений, составляющих государственнуютайну и их носителей;
–    установленнымиправилами передачи сведений, составляющих государственную тайну, органамигосударственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, другимгосударствам ;
–    существующейсистемой органов защиты сведений, составляющих государственную тайну и ихносителей;
–    определеннымпорядком доступа должностных лиц госорганов, предприятий, учреждений,организаций, и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну и ихносителям;
–    ограничениямиправ должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся кгосударственной тайне;
–    определеннойорганизацией доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющимгосударственную тайну;
–    установленнойфедеральными законами ответственностью за нарушение законодательства огосударственной тайне;
–    определеннымпорядком допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ,связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну[3].
Принципамиотнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания являются:законность, обоснованность и своевременность.
Законность вданном случае — есть правильное применение закона и иных нормативных правовыхактов, а также соблюдением всеми должностными лицами, гражданами, предприятиями,учреждениями, организациями требований законодательства о государственной тайнеи Конституции РФ. При этом сведения, подлежащие отнесению к государственнойтайне и засекречиванию должны отвечать требованиям ст. 5 указанногозакона. При решении вопроса о соблюдении принципа законности отнесения сведенийк государственной тайне и их засекречивания необходимо учитывать требованияст. 7 указанного закона, содержащей список сведений, которые не могут бытьотнесены к государственной тайне и засекречены.
Обоснованностьозначает, что основания для отнесения сведений к государственной тайне и ихзасекречивания должны быть убедительными, подтвержденными серьезными доводами ифактами и основываться на необходимости обеспечения безопасности государства исоблюдении прав и свобод человека и гражданина. Такие доводы и факты могут бытьполучены при установлении путем экспертной оценки целесообразностизасекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий(например, политических, военных, правоохранительных) этого акта, исходя избаланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан. Экспертнаяоценка заключается в проведении специалистами в соответствующей областиопределенных исследований, анализа ценности сведений и возможных последствий ихпреждевременного разглашения для государства, общества и граждан. В силутребований ст. 11 закона основанием для засекречивания сведений,полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной,научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий,учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данныхорганах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечнямсведений, подлежащих засекречиванию. При невозможности идентификации полученных(разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне,должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений иорганизаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных(разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности ив месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанныйперечень, предложения по его дополнению (изменению).
Подсвоевременностью надо понимать, что отнесение сведений к государственной тайнеи их засекречивание должно быть произведено незамедлительно, при получениисведений, разглашение которых может угрожать безопасности государства, либосоответствующие ограничения должны устанавливаться заблаговременно. Например, припроведении научных исследований, опытов в той или иной области науки, приналичии данных, что результаты, которые могут быть получены, подлежат отнесениюк государственной тайне, возможные последствия научных изысканий могут бытьзаранее засекречены.

Заключение
Отметим, чтоконтроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют ПрезидентРоссийской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий,определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционнымизаконами и федеральными законами.
Межведомственныйконтроль за обеспечением защиты государственнойтайны в органах государственной власти, на предприятиях, вучреждениях и организациях осуществляют федеральный орган исполнительнойвласти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный органисполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный органисполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральныйорган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническимразведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, накоторые эта функция возложена законодательством Российской Федерации.
Органыгосударственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Закономполномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну,обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных иподведомственных им органах государственной власти, на предприятиях, вучреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.
Надзор засоблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны изаконностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурорРоссийской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Списоклитературы
1.    ЗаконРФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (сизменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22августа 2004 г.) // СЗ РФ от 13 октября 1997 г., N 41, ст. 4673.
2.    КозловС.С., Тимошенко В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1993 г. N 5485-1«О государственной тайне». – М.: Велби, 2006.
3.    КопыловВ.А. Информационное право. – М.: Юристъ, 2005.
4.    КузнецовВ.К. Информационное право. – Новосибирск, 2003.
5.    СлободанюкИ.А. Тайна как элемент государственной безопасности // «Российскийвоенно-правовой сборник» N 1, апрель 2004 г.