Политико-административное и административно-территориальное устройство зарубежных стран

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Специальность 021100 Юриспруденция Р Е Ф Е Р А Т предмет Конституционное право зарубежных стран тема Политико-административное и административно-территориальное устройство зарубежных стран. Содержание 1. Введение стр. 2. Формы административно-территориального устройствастр.

1.Унитарная форма стр. 2.Федеративная формастр. 3. Заключение стр. 4.Список использованной литературы стр. 1. Введение В этой работе целью является рассмотрение одной из тем юридической дисциплины, Конституционного права зарубежных стран, политико-административного и административно-территориального устройства зарубежных стран. Рассматриваемый вопрос достаточно хорошо изучен, но, к сожалению, действительность

вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечнй, сложное положение в Ираке это боль и страдание живых людей, проблемы, требующие справедливого и разумного разрешения. Поэтому вопрос административно-территориального устройства является сейчас особенно актуальным. Государство понятие многогранное, характеризующееся рядом признаков, присущих только ему. Л.С. Мамут писал, что подход к государству как к локализованной в пространственно-временных рамках

определенной людской совокупности, политической коллективности предполагает рассмотрение вопросов административно-территориального устройства, гражданства, пределов суверенитета данной публичной власти, государственных границ, межгосударственных отношений и т.д. Отсюда следует важность понимания способности территориального устройства на саморазвитие, на е трансформацию в те или иные формы, так как территория является главным, формальным признаком государства. Территория не застывшее, а динамично развивающееся закономерное явление.
Однако над общими факторами функционирования, развития территорий задумываются крайне мало не только лица, олицетворяющие практику государственной деятельности президенты, министры, депутаты, но и учные государствоведы, экономисты, философы. Нельзя сказать, что территориальное устройство объект слабого внимания со стороны правителей и учных. Наоборот, чрезмерный акцент на данную проблему делает е уязвимой. Другое дело, не все задумываются над закономерностями развития территорий, их историческими особенностями.

Несмотря на то, что в различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии, форма административно-территориального устройства государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Мамут Л.С. Сверим ориентиры наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении.

М. Пульс реформ, 1989. И в данной работе хотелось бы подробно изложить формы территориального устройства, выдвигаемые учными, и провести их систематизацию. 2. Политико-административное и административно-территориальное устройство. Рассматривая вопрос о форме государства, необходимо иметь в виду, что это, в первую очередь, вопрос о форме правления.Формы государственного территориального устройства исторический подход.

Основы государства и права, 1, 1998. Но не только. Это ещ и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий. Необходимость определнным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане
подданные этого государства. Конституционное право зарубежных стран . Под редакцией М.В. Баглая М.Норма,2004 Для выполнения своего социального назначения организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. государство ведт разнообразную деятельность. Например, финансовую взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п экономическую регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения, военную осуществляет

организацию военной службы и т. д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. После определнного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т. д а также создать на этих территориальных образованиях местные территориальные органы власти.

Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Как, например, шла территориальная структуризация США При освоении Запада в XVIII веке стали действовать следующие нормы. Когда на землях Запада население достигало определнных размеров 5 тысяч свободного мужского населения дееспособного возраста, соответствующая территория должна была созвать генеральную ассамблею, чтобы

помогать назначенному губернатору управлять делами. А когда население достигало численности 60 тысяч свободных лиц, Конгресс должен был принять территорию в качестве нового штата на равных правах с прежними штатами во всех мыслимых отношениях. Количество штатов постепенно выросло до 50. Почти во всех случаях новый штат проходил через этап территориального управления.
Ганликс А.Б Многообразие форм федерализма в США. Государство и право 1994, N6. Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения. Наконец, субъективные и даже случайные факторы заимствования, политико-правовые подражания, колониальное

воздействие, политические интересы и многое другое тоже влияют на территориальную организацию государства. Мамут Л.С. Сверим ориентиры наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении. М. Пульс реформ, 1989. Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии империи делились на провинции, города, сатрапии, завованные территории и т. д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Так оно, собственно, и должно было быть при переходе человечества в IV III тыс. до н.э. к государственной форме организации общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организацией общества. Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государств на более

мелкие образования, появление сложной структуры органов государства. Формы государственного территориального устройства исторический подход. Основы государства и права, 1, 1998. 2.1. Унитарная форма Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны.
Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция функциональная, предметная, территориальная ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Теория права и государства под ред. Манова Г.Н. М 1995 г.

Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение например, уставы. Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом е особенности. Но в подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является

политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы в частности, судебные округа. Далее единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права. Е базу образует единая конституция основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчиннный характер, распространяется
на соответствующую локальную территорию. Общая теория государства и права Том 1. Под ред. М.Н. Марченко, М. ИКД Зерцало-М, 2002 В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья

единой централизованной системы. В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами. Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени,

В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. Мамут Л.С. Сверим ориентиры наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении. М. Пульс реформ, 1989. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль прямой или косвенный центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля она осуществляет

за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами. Различие же с централизованными государствами заключается в том, что они централизованные это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции
власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть

не более чем ширма для всевластия на местах. В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц национальных, этнических, географических,

исторических и др Конституционное право зарубежных стран . Под редакцией М.В. Баглая М.Норма,2004 Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.

Общая теория государства и права Том 1. Под ред. М.Н. Марченко, М. ИКД Зерцало-М, 2002 Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жсткая иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то
Франция четыре. Унитаризм по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и с другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований федераций, конфедераций, содружеств и т. д.

Яркими примерами унитарного устройства являются Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция, Италия, Алжир, Великобритания, Иран и т.д. 2.2. Федеративная форма Федеративная форма государственного устройства является ещ более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями.

И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства. Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью

и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной.Федерация в зарубежных странах М.Юрид. лит 1993 Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определнную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных
образований унитарного государства. В федерации существует два уровня государственного аппарата федеральный, союзный и республиканский уровень штата, кантона, земли и т. д На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации верхняя. При е формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения.

Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне. Конституционное право зарубежных стран . Под редакцией М.В. Баглая М.Норма,2004 Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования.

Общая теория государства и права Том 1. Под ред. М.Н. Марченко, М. ИКД Зерцало-М, 2002 И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объм прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же. В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую

систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право Мамут Л.С. Сверим ориентиры наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении. М. Пульс реформ, 1989. принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские
законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствие с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов.

Принцип верховенства общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федераций. Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т. п. законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определнных членов

федерации и устанавливать им особый правовой статус. Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов

федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях. В федерации используется двухканальная система налогов федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их посредством бюджета передается для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. Якушев
А.В. Конституционное право зарубежных стран, М. Издательство ПРИОР,2001 При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований республик крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридическое положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и е членами. Конституционное право зарубежных стран . Под редакцией М.В. Баглая М.Норма,2004 Как правило, эти отношения в самом основном определяются конституцией федерации

или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип.Формы государственного территориального устройства исторический подход. Основы государства и права, 1, 1998. Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов принцип исключительной компетенции федерации, т. е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные

акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения компетенции субъектов федерации принцип совместной компетенции, т. е. установления одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения.
Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах принцип трх сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий, а также полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.

Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеративных государств появился и такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий. Это делегирование как бы снимает вопрос о жсткой подчиненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения компетенции. Формула о делегировании полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса

ассоциированного члена, т. е. субъекта федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением. Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации выйти из состава федерации. В связи с этим появились понятия об асимметричной федерации разные политико-правовые отношения между

федерацией в целом и е отдельными субъектами, жсткой или мягкой федерации. Но для функционирования федерации в е новых формах должно быть осуществлено чткое распределение полномочий между федерацией и е субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства. Конституционное право зарубежных стран . Под редакцией
М.В. Баглая М.Норма,2004 Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из е состава Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции. Действительно, отношения между субъектами федерации являются очень тесными, имеет место

кооперация хозяйственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления ему субсидий, дотаций и т.п. Поэтому одностороннее волеизъявление субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба. В этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или утверждением со стороны федерации в целом.

Иными словами, принцип права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства. На такой подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмысление принципа права наций на самоопределение. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран, М. Издательство ПРИОР,2001 В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение

в федеративном государстве становится столь большой разрыв хозяйственных связей возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т. п что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образования самостоятельного государства.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. М 1997 г. Федерации делятся на два вида национально-государственные и административно-территориальные. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы. Форма государственного устройства государства зависит и от того, с какими государствами

оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран,

М. Издательство ПРИОР,2001 К началу XXI в. в мире существуют около 20 федеративных государств. Это Австралия, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Федеративная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Российская Федерация, США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, Республика

Венесуэла и др. Названные формы территориального устройства наиболее типичны и прослеживаются практически у всех исследователей данной темы. Но считать, что перечень территориальных форм исчерпывается названными, было бы несерьзно, если не сказать, что не научно. 3. Заключение В настоящей работе был проведен обзор различных форм государственного устройства. На немногочисленных кратких примерах произведена попытка иллюстрации принципов государственного устройства,
формирующихся в зависимости от населенности, географии, национального состава и др. факторов. Способность разбираться и умение раскрыть принципы государственного устройства, факторы, влияющие на форму государства в той или иной стране, составляют неотъемлемую часть багажа знаний, необходимых юристу. Такие знания помогают ориентироваться и в правовой системе государства, поскольку факторы, влияющие на форму государственного устройства, оказывают влияние и на политическую систему, и на общественное

устройство, и на все остальные черты, присущие государству. Конституционное право, являясь отраслью права, регулирующей основные наиболее важные в общественной и государственной жизни вопросы, тем самым расставляет акценты в понимании системы и закономерности государственного устройства. Такая система прослеживается в каждом государстве, поскольку само государство является системой. И никакая другая отрасль права не даст четкого понимания государственного устройства

и факторов его обуславливающих, лишь в конституционном праве данные вопросы изучаются комплексно. 4. Список литературы 1. Ганликс А.Б Многообразие форм федерализма в США. Государство и право 1994, N6. 2. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М 1997 г. 3. Конституционное право зарубежных стран . Под редакцией М.В. Баглая М.Норма,2004 4. Мамут Л.

С. Сверим ориентиры наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении. М. Пульс реформ, 1989. 5. Общая теория государства и права Том 1. Под ред. М.Н. Марченко, М. ИКД Зерцало-М, 2002 6. Современные зарубежные конституции. МЮИ, М 1992 7. Теория права и государства под ред. Манова Г.Н. М 1995 г.

8. Федерация в зарубежных странах М.Юрид. лит 1993. 9. Формы государственного территориального устройства исторический подход. Основы государства и права, 1, 1998. 10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М. Юристъ, 1997. 11. Чиркин В.Е Модели современного федерализма сравнительный анализ.
Государство и право 1994, N 8-9. 12. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран, М. Издательство ПРИОР,2001