Ярославский государственный педагогическийуниверситет им. К.Д. Ушинского
Физико-математический факультет
Заочное отделение
Контрольная работа
по Истории политических учений
тема: Политические воззрения Джона Локка
Проверил:
докторэкономических наук,
профессорТерентьев М.А.
Выполнила:
студенткаМанернова Е.В.
2курс
студенческийбилет № 0283-ЭК
Ярославль 2009
Введение
Эпохарелигиозных войн, фрагментами которой оказались и первые буржуазные революции(нидерландская и английская), привела к глубокой секуляризации общественногосознания. К концу XVII столетия всеобъемлющее схоластико-теологическоеверознание уже не имело авторитета для разума, а сама религия перестала бытьуниверсальной организующей формой социального космоса. Она сделалась теперь, содной стороны, идеологией в тесном смысле слова, то есть более или менеерационализированным доктринально-догматическим комплексом, в каждом случаеобслуживающим особые и специфические государственные, коалиционные илисословные интересы; с другой – неотчуждаемой личной верой, которая лишьогрубленно и условно оформляет себя в узаконенных конфессиях. Этот процесссопровождался еще невиданным идейно-нравственным кризисом: девальвациейтрадиционных патриархальных обычаев и детальных морально-предписательныхкодексов, которые каждое конкретное вероисповедание выдвигало в противовескаждому другому.
Реставрация положилаконец рассвету политической мысли и привела к возрождению идей монархии иабсолютизма. Противники абсолютизма в тайне и как правило, в эмиграции,приступили к сплочению своих рядов на новой основе с учетом поражения революциии отказа от того что воспринималось представителями буржуазии и новогодворянства как ее эксцессы. Складывалась партия вигов. Напряженность междудвумя лагерями постепенно нарастала.
Наиболееярким выразителем антиабсолютических идей в 70-80-е годы XVIIв.Стали О. Сидней и Джон. Локк. Джон. Локк последний крупнейший политическиймыслитель Англии XVII в. Подводититог исканиям эпохи революции в новых условиях, сложившихся после признания напрестол Вильгельма Оранского и утверждения конституционной монархии.
1.Конструкция “естественного права” и концепция происхождения государства
Своиполитические взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории,ядром которой были учения о естественном праве и общественном договоре. Помнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако этоне была Гоббсова “война всех против всех”. В этом состоянии царила взаимнаядоброжелательность, т.к. каждому хватало плодов, земли и воды, и каждый могнакопить достаточную для него собственность. Иначе говоря, частнаясобственность существовала задолго до установления государственной власти инезависимо от ее возникновения. Локк развивал положения, ранее высказанные др.английскими деятелями времен революции середины 17 в.
Локковскаяконструкция “естественного права” — это уже не просто система теоретическихпостулатов, предназначенная для объяснения преднайденного. Это прямая декларация“неотчуждаемых прав”, совокупность которых мыслится как основной закон вновьучреждаемого (разумного) общественного строя. На учение Локка прямо опираетсяконституционная практика североамериканских штатов, их знаменитые билли оправах. Локк был первым в истории философии, участвовавшим в составлениипервоучредительного государственного акта: по рекомендации Шефстбери он написалконституцию для Северной Каролины, которая в 1669г. была одобрена собраниемнародных представителей и вступила в силу.
Естественноесостояние характеризуется Локком как совокупность отношений свободы, равенстваи взаимной независимости людей. Его идеализированные представления означалиапологию буржуазной, но отнюдь не феодальной собственности: ведь последняя, поЛокку, не отвечает требованиям свободы и доброжелательности. В этихпредставлениях находил свое выражение и принцип буржуазного индивидуализма:“равенство” людей в смысле их равного права на личную инициативу вовсе непредполагало у Локка требований уравнения собственности. Такие требования былихарактерны для радикально-демократических идеологов революционных лет вродеДжона Лильберна, но Локк их отвергал.
Вразгар революции левеллеры выдвинули и другую идею — о подотчетностиправительств народу, согласно общественному договору. Эта идея зафиксирована втрактате поэта Джона Мильтона “Права и обязанности короля и правителей…”(1649). Учение об общественном договоре, идеалистич. по исходным посылкам, нопрогрессивное для своего времени, использует и Локк. Его мотивом пронизан ужеЛокков “Опыт о веротерпимости” (1667), и оно направляется философом против феодально-теократическихконцепций, что со всей резкостью выражено в “Двух трактатах о государственномправлении”.
Можносказать, что достаточно широкие демократические слои доросли до адекватногопонимания философско-правовых идей, и с другой стороны сама новаторскаяфилософия права развилась до такой степени, чтобы принять в себя рядправосознательных запросов, стихийно вызревших в массовом движении 16-17 вв. Такимобразом, учение Локка впервые угадало и аналитически прояснило буржуазно-демократическуюзаконодательную волю, а эта последняя впервые узнала себя самое в принципах локкианского“естественного права”.
Обосновывающаяучение об общественном договоре теория естественного права содержалась внезавершенном наброске “Опытов о законе природы”. И хотя теория Локка в начале60-х годов еще не сложилась, уже видна ее связь с его философско-историческимипостроениями: никаких политико-моральных врожденных идей (знаний) нет, но опытнаправляет мысли людей на открытие их прирожденных прав, возможностей и обязанностей.В этой не опубликованной при жизни философа работе свободная воля господа какисточник благочестивых социально значимых моральных предписаний как быконкурирует с необходимо возникшим естественным законом самосохранения, которыйс благочестием не имеет ничего общего и связывается с ним только искусственно.Эта двойственность преодолевается победой закона природы, и, хотя в “Двухтрактатах о государственном правлении” к “закону природы и разума” добавляетсяизредка ссылка и на его божественную санкцию, она уже не имеет здесь ровноникакого содержательного значения; требования человеческой природы диктуют все.“Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно ибезопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством дляэтого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основнымпозитивным законом всех государств является установление законодательнойвласти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должнаподчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждогочлена общества” Локкова концепция происхождения государства из общественногодоговора вполне складывается только в “Двух трактатах…”. По предположениюфилософа, в давние времена вследствие роста народонаселения появились тревожныесимптомы перерастания естественного состояния в “войну всех против всех”.Именно в этот момент люди предпочли совместным и, возможно, “молчаливым”решением учредить государства и вручили первообразованным правительствам исполнительнуювласть.
Изанализа соотношения естественного и общественных состояний в философии историиЛокка видно, что в отличие от Гоббса он считает, что общество сложилось илискладывалось до появления государства, государство же призвано не ограничиватьсоциальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Верховным сувереном вгосударстве является не правительство, а нация. Если правительство (правитель)поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считаетсяс ними, например, отнимая собственность граждан и произвольно ею распоряжаясь,то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и. используя правона самозащиту, подняться на насильственную революцию. Именно в этоткратковременный период народ реально использует свой суверенитет.
2.Интерпретация равенства
Говоряо живом субъекте правопорядка, Локк всегда имеет в виду изолированногоиндивида, ищущего частную выгоду. Да и социальная жизнь вообще рисуется емупрежде всего как сеть меновых отношений, в которые вступают простыетоваровладельцы, лично свободные собственники своих сил и имуществ.«Естественное состояние», каким оно изображено во втором локковском трактате огосударственном правлении, — это прежде всего состояние «честной» конкуренции,основанной на взаимопризнании.
Соответственно«естественный закон» (то есть диктуемое самой природой правило общежития)понимается Локком в первую очередь как требование равнопартнерства: природапредписывает, чтобы каждый индивид принимал другого в качестве свободного инезависимого контрагента, соревнующегося с ним на поприще искания выгоды.
Равенствои свобода, которые входят в локковскую трактовку «естественного состояния» и«естественного закона», — это то равенство и та свобода, которые предполагаютсяобщим социальным смыслом более или менее развитого товарно-менового отношения.Равенство, как его трактует Локк, вовсе не имеет в виду природное единообразие(равнокачественность) индивидов и не содержит в себе запрос на их превентивноеуравнивание по способностям, силам и имуществам. Речь идет лишь о равенствевозможностей и притязаний, и это сразу свидетельствует о близости правовойконцепции Локка к формам сознания, адекватным становящемусятоварно-капиталистическому производству.
В«Очерках критики политической экономии» К. Маркс писал: «… природное различие(индивидов — Э. С.) является… предпосылкой их социального равенства в актеобмена и вообще является предпосылкой того отношения, в которое они вступаютмежду собой как производящие индивиды».
Юридическоеравенство, на котором настаивает раннебуржуазная эпоха, лишь фиксирует этоотношение, всюду подразумеваемое развитым товарным обменом. Суть его сводится ктому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественноедостояние (его интеллектуальные и физические силы, его умения иблагоприобретения), не может быть исключен из конкуренции, отторгнут отсвободного обмена благами и услугами. Или (что то же самое): все люди,независимо от их естественного неравенства, раз и навсегда должны быть признаныэкономически самостоятельными субъектами, находящимися в отношениидобровольного взаимоиспользования.
Парадоксальная(совершенно непонятная ни для одного из «традиционных» обществ) идея «равенствабез уравнивания», равенства, допускающего — и более того, оберегающего истимулирующего — естественное несходство людей, — одна из основных тем вполитико-юридических учениях философов-новаторов. На английской почве онавпервые намечается у Гоббса, а затем — через Локка — переходит к классикубуржуазной политической экономии Адаму Смиту.
Втрактате «О гражданине» Гоббс следующим образом обозначил один из основныхмодусов «естественного закона»:
«… каждыйдолжен представлять собой выгоду для остальных. Для того, чтобы понять это,нужно обратить внимание на то, что при образовании обществ среди людейнаблюдаются различия в способностях».
Локкподхватывает эту формулу, еще имевшую у Гоббса смысл одной из нормгосударственной целесообразности, и акцентирует ее собственно правовоесодержание: возможности, которые государство предоставляет для реализацииестественных различий и неравенств, есть, как это ни парадоксально на первыйвзгляд, лучшее средство для устранения неестественных привилегий, то естьтакого политического состояния, при котором знатные и сильные обладают исключительнымправом на экономическую и личную независимость, а все прочие влачатподневольное существование в разных формах и градациях.
Наконец,в первых двух главах смитовского «Исследования о природе и причинах богатстванародов» (главах, блестящих по мысли и стилю) идея «неуравнительного равенства»кладется в основу экономически-правовой программы.
Спецификучеловека, его определяющий признак как естественного существа Смит видит вспособности взаимоиспользования от природы данных индивидуальных различий.Животное, пишет он :
«…неполучает решительно никакой выгоды от разнообразных способностей, которымиприрода наделила подобных ему животных. Напротив того, среди людей самыенесходные дарования полезны одно другому: различные их продукты, благодарясклонности к торгу и обмену, собираются как бы в одну общую массу, из которойкаждый человек может купить себе любое количество произведений других людей, вкоторых он нуждается».
«Склонностьк торгу и обмену» возводится Смитом в родовой атрибут человечества: человек длянего есть в том же смысле «животное обменивающееся», в каком для Аристотеля он«животное общественное», а для Франклина — «животное, производящее орудиятруда».
Вприроде до человека торгового обмена нет, и «никому не приходилось видеть,чтобы одна собака обменивалась костью с другой».[16] Здесь нет поэтому идостоинства в общении, вырастающего из сознания своей полезности для другого:животное, ищущее контакт, — это олицетворенное угодничество и лесть.
Лишьблагодаря обмену природные различия индивидов становятся общественно значимыми,а сами индивиды — равнодостойными в своей ограниченности и особенности.
Болеетого, обмен заставляет людей развивать и специфицировать их своеобразие,которое поначалу является слабо выраженным.[18] Эта спецификация преднайденныхразличий есть не что иное, как разделение труда, в котором Смит видит сущностьпрогресса.
Неудивительно,что в его концепции право на обмен (то есть на независимую деятельность,добровольное отчуждение ее продуктов и беспрепятственное — никакимирегламентами не стесняемое — приобретение товаров, произведенных другимилюдьми) выступает как право на равную принадлежность к цивилизации, кпоступательному развитию общества и его совокупному богатству.
3.Три (прирожденных) права личности
В“Трактате о государственном правлении” Локк формулирует три основныхприрожденных права личности, которые индивиды признают друг за другом в“естественном состоянии” и которые затем гарантируются самим государством: этоправо на жизнь, свободу и собственность (lives, liberties and estates). Этитри права образуют конституционный базис правового порядка и впервые делаютвозможным законодательство, не стесняющее, а эмансипирующее по своему основномусмыслу — законодательство, сама возможность которого была непредставима длятрадиционного юридического мышления. Локк пишет: “Целью закона является неограничение, а сохранение и расширение свободы. Она представляет собою свободучеловека располагать и распоряжаться как угодно своей личностью, своимидействиями… и всей своей собственностью”.
Тройственнаяправовая формула Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции и явилась“клеточкой”, из которой развилось более дифференцированное содержание “правчеловека и гражданина”. В трактате Локка право на свободу, право на жизнь и насобственность не выступают как внешние друг другу, рядоположенные принципы. Онипредставляют собой элементарную систему прав, где норма с необходимостьюотсылает к другой. В конечном итоге речь идет об одном: о признании людейполноценными “субъектами обмена”, независимыми товаровладельцами, “воля которыхпронизывает их товары”.
Правона свободное распоряжение собственностью выступает при этом как итоговое,результирующее, а право на свободу и жизнь — как предпосылка. Локк положил трудв основу всякого частного владения, что позволило ему слить воедино триосновных прирожденных права личности. Труд, нацеленный на достижениеиндивидуального благополучия и выгоды, признается Локком определяющей формойчеловеческой жизнедеятельности, которую в первую очередь имеет ввиду право нажизнь.
Нарушениемправа на жизнь является, по Локку, уже всякое закабаление индивида, всякоенасильственное присвоение его производительных способностей. Не убийство как таковое,а рабство, т.е. экономическое состояние, при котором один человек получает вполное распоряжение жизненные силы другого и волен совершить над ним все чтоугодно, — вот, что прежде всего ставится под запрет локковским правом на жизнь.
4.Компромисс между абсолютной монархией и республикой
Локквключил личную свободу в состав понятия “собственность гражданина”. Всякоеправительство само обязано подчиняться этим законам, что Локк и подкрепилтребованием отделения исполнительной власти от законодательной.
Всеэти мысли, изложенные во втором “Трактате о государственном правлении”, посути дела обосновывали необходимость свержения Якова II. А посколькуконституционная парламентарная монархия является, по Локку, наилучшим изгосударственных устройств, то выход революции за пределы требований ее установленияон считал ошибочным и опасным, ведущим к страшным потрясениям. “Два трактата огосударственном правлении” подводили теоретический фундамент под назревавший исвершившийся переворот 1688г. Локк направлял своих читателей к выводу, чтореволюция против монархического деспотизма — это верх гражданского разума исправедливости, но дальнейшие революционные преобразования для Англиибессмысленны. Получалось, что народ Англии, избавившись от королевскогопроизвола, чем полностью исчерпывают свое право на революцию и принцип егосуверенитета, тем самым утрачивает практический смысл.
Компромисснаяпозиция между абсолютной монархией и республикой, которую отстаивает Локк в“Двух трактатах…”, опиралась на реальные политические условия, вскорезавоеванные дворянско-буржуазным блоком. В своей политической программе Локкконкретизирует эту позицию как теорию разделения властей. Теория вполнесоответствовала политической практике после 1688 г. когда к рулю правленияпришли виги и затем исполнительная власть попеременно стала попадать в руки, тоторийских. то вигских министерских кабинетов. Согласно принципу разграниченияпрерогатив, верховная, законодательная власть принадлежит буржуазномупарламенту, который решает вопросы “по воле большинства”. Эта “воля” (по Локку)закрепляет буржуазно понимаемые свободы совести, слова, печати, собраний и.разумеется, частной собственности. Исполнительная власть, включающая в себясудебную, военную и федеративную (т.е. сношения с др. государствами),передается кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четкоопределяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом.
5.Проблема веротерпимости
Сполитической концепцией Локка были тесно связаны его взгляды на вопросы религиии веротерпимости. Если в “Опытах о законе природы “истинной моралью считаласьта, что заложена в божьих заповедях, то из “Опыта о человеческом разумении” и“Разумности христианства” вытекает, что только соотнесение веры с подлиннойморалью могло бы оправдать первую. Локк оказался на пороге кантовского вывода,что для возникновения морали в боге нет необходимости, хотя для ее укреплениявера в бога может пригодиться. Локк ратует не за “разумное христианство”, а замораль, свободную от религиозного фанатизма и проникнутую широкойверотерпимостью. И если бы церковь перестала воевать против такой морали,лучшего желать и не требовалось бы.
Какавтор “Разумности христианства”, Локк продолжает оставаться сторонником идеиотделения церкви от государства. Остается Локк сторонником веротерпимости.свободы от преследований на всех лиц, однако советует не предоставлять полнотыгражданских прав католикам и атеистам. Что касается общего принципаверотерпимости, то он соответствовал политич. линии нового режима напрекращение религиозных распрей.
Заключение
Вобласти общественно-научных представлений Локк является защитникомконституционной монархии, отвергает концепцию абсолютизма Гоббса.
Всвоих взглядах Локк исходит из естественного состояния общества, в котором всявласть и правомочность является взаимной. Один имеет не больше, чем другой.
“Этосостояние свободы, но это не состояние произвола. Хотя человек в этом состоянииимеет неконтролируемую свободу делать с собой и своим имуществом все, чтоугодно, он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либосущество”.
Ограничиваетчеловека естественный закон, который гласит, что “никто не имеет праваограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе”. Свободачеловека, таким образом, не абсолютна.
Поэтомувласть правителя, полученная на основе” договора”, не может быть абсолютной.Она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона.
Естественныйзакон Локка выражает основные интересы и потребности класса, от имени которогоон выступал.
Значительнойсоставной частью рассуждений Локка об упорядочении общества являются идеи оразделении власти. Они изложены в работе “Два трактата об управлениигосударством”, где он различает власть “законодательную, исполнительную ифедеративную”. Его обоснование разделения законодательной и исполнительнойвласти во многом повлияло на идеологов французской предреволюционной буржуазии.
Оттеории Локка можно начинать отсчет собственной истории юридическогомировоззрения. “Естественное право” Локка формулировало новыйполитико-юридический идеал: идеал общества, в нем каждый человек с самогоначала признается в качестве индепендента — труженика — собственника.
Списоклитературы
1. В сокращенном видеопубликовано в: Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1984. С.240-256. (Печатается по рукописи 1981 г.)
2.Локк. Избранные произведенияТ. 2, с. 76
3. Давыдов Ю. Н. Этикалюбви и метафизика своеволия. М., 1980. С. 35-47.
4. Сочинения и письмаП. Я. Чаадаева. Под ред. М. О. Гершензона и Г. А. Рачинского. М., 1913. Т. 1.С. 17-18 (Ср.: Чаадаев П. Я. Соч М., 1989. С. 30-31)
5. Ильенков Э. В.Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., 1960. С.163-164).
6. Заиченко Г. А. ДжонЛокк. М, 1973. С. 11, 13-14, 172.
7. Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Т. 13. С. 62.
8. Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Т. 46. Ч. I. С. 189, 190-191
9. Гоббс Т. Философскиеобоснования учения о гражданине. М.,1914. С. 47.
10 Смит А. Исследованиео природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 29.
11 Смит А. Исследованиео природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 27.
12. Локк Дж. Избр. Философ.произв. В 2 т. Т. 2. С. 8, 28, 79, 100, 147,
156-157
13. Локк Дж. Указ. соч.С. 7-8, 17-18, 19, 26, 28 30, 72, 82.