Анализ внутренней и внешней среды ООО Сладкий рай

Анализ внутренней и внешней среды ООО «Сладкий рай»

Анализ внутренней и внешней среды в настоящее время является одним из важнейших направлений при оценке деятельности предприятия. В странах с рыночной экономикой получил распространение SWOT-анализ деятельности предприятия. Это сокращенное название, складывающееся из первых букв слов: Strengths- Преимущества, Weaknesses- Недостатки, Opportunities- Возможности, Threats- Угрозы. SWOT-анализ по своей сути является заключительным этапом ситуационного анализа. При оценке Преимуществ и Недостатков главное внимание уделяется внутренним факторам предприятия, а Возможностей и Угроз на рынке – факторам, определяющим внешнюю среду. В ООО «Сладкий рай» служба финансового менеджмента осуществляет SWOT-анализ, который представляет следующее (см. таблица 7).
Общая характеристика ООО «Сладкий рай»

Общество с ограниченной ответственностью «Сладкий рай» (далее по тексту работы – ООО «Сладкий рай») является частным предприятием пищевой промышленности, основной деятельностью которого является производство кондитерских, мучных и хлебобулочных изделий, и их дальнейшая реализация. В настоящее время Предприятие является юридическим лицом со всеми правами, имеет собственное имущество, самостоятельный отчетный баланс, расчетные счета в банках, а свою деятельность осуществляет на основе законодательства Украины и иных нормативно-правовых актов.
ООО «Сладкий рай» создано индивидуальным предприятием на основе частной собственности без ограничения срока деятельности. Вышестоящего органа Предприятие не имеет, а его учредителями являются физические лица. Учредительным документом является Устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами Предприятия и его работниками[1]
.
Предприятие ООО «Сладкий рай» имеет печать со своим наименованием на украинском языке и указанием на место его нахождения, также имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, зарегистрированный товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
Главной целью осуществляемой деятельности ООО «Сладкий рай» является получение прибыли, при этом деятельность направлена на удовлетворение потребности населения в кондитерских, мучных и хлебобулочных изделиях и максимальное насыщение рынка своей продукцией. ООО «Сладкий рай» производит следующие виды продукции: кондитерские изделия (20 наименований); мучные и хлебобулочные изделия (25 наименований), изделия отличаются высоким качеством и пользуются заслуженным спросом у населения. Руководство Предприятия в своей деятельности ориентируется на изучение потребности и запросов потребителей и в качестве одной из своих главных задач считает – повышение качества производимой продукции.
Для реализации целей производственной деятельности предприятие ООО «Сладкий рай» осуществляет следующие виды деятельности:
-производство и реализация кондитерских изделий;
-производство и реализация мучных изделий;
-производство и реализация хлебобулочной продукции;
-торгово-закупочная деятельность (в том числе и оптовая торговля);
-коммерческая, посредническая деятельности;
-организация общественного питания (столовая);
-переработка сельскохозяйственной продукции;
-транспортные и иные коммерческие услуги;
-оказание иных видов платных услуг населению.
В перспективе на будущее (ближайшие 2-3 года) ООО «Сладкий рай» предполагает расширить ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг населению, а также стремиться к улучшению качества выпускаемой продукции путем изменения качества своей материально-сырьевой базы.
Предприятие ООО «Сладкий рай» состоит из следующих основных и вспомогательных цехов и производственных участков: пекарня; склад сырья, готовой продукции; холодильник; магазин; гараж; административное здание.
ООО «Сладкий рай» находится на рынке уже более 8 лет и успело себя зарекомендовать, как хороший производитель кондитерских и мучных изделий, нашло свой круг покупателей и в настоящее время ООО «Сладкий рай» никаких финансовых трудностей не испытывает, находится на высокой стадии деловой активности и «твердо стоит на ногах». Все это подтверждается высокими показателями размеров производства Предприятия (см. таблица 1)
Таблица 1 – Размеры производства ООО «Сладкий рай»
Показатель
2006 год
2007 год
2007/2006, %

1
3
4
5

Стоимость товарной продукции, тыс. грн. (форма № 2, стр. 010)
4151
4627
111,5

Среднегодовая численность работников, чел. (штатное расписание)
105
101
96,2

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. грн. (Гл. книга, сч.01,02)
1929
1949
101,0

Рассматривая показатели, отражающие размеры производства предприятия пищевой промышленности ООО «Сладкий рай» можно сказать следующее. Стоимость товарной продукции Предприятия в 2007 году составила 4627 тыс. грн., то есть произошло увеличение данного показателя по сравнению с базисным 2006 годом на 11,5% (+476 тыс.грн). Таким образом, наблюдается положительная тенденция повышения выпуска товарной продукции.
Среднегодовая численность работников на предприятии на конец 2007 года составила 101 чел., что по сравнению с 2006 годом на 3,8 % меньше (- 4 чел.). Что касается состояния основных средств на Предприятии, то их среднегодовая стоимость в 2007 году составила 1949 тыс.грн., по сравнению с базисным годом наблюдается рост стоимости основных средств на 1%. Эти два фактора (уменьшение численности рабочей силы и увеличение стоимости основных фондов) можно объяснить тем, что в ООО «Сладкий рай» в 2007 году произошла модернизация основного производственного оборудования, в результате которой были механизированы некоторые процессы, ранее выполнявшиеся вручную – поэтому произошло высвобождение рабочей силы.
В целом за эти два года предприятие ООО «Сладкий рай» имеет хорошую тенденцию к дальнейшему расширению размеров своего производства, о чем говорит проведенная модернизация, а также увеличение выпуска товарной продукции. Это же подтверждается и высокими финансовыми результатами Предприятия, полученными за 2006-2007 гг. (см. таблица 2).
Таблица 2 – Финансовые результаты ООО «Сладкий рай»
Показатель
2006 год
2007 год
2007/2006, %

1
2
3
4

Выручка от продажи продукции, тыс. грн. (стр. 010 ф. № 2)
4151
4627
111,5

Себестоимость проданной продукции, тыс. грн. (стр. 020 ф. № 2)
1779
2277
128,0

Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость, тыс. грн. (стр. 029 ф. № 2)
2372
2350
99,1

в т.ч. прибыль от продажи, тыс. грн. (стр. 050 ф. № 2).
2316
2288
98,8

Рассмотрев показатели приведенной таблицы, можно сделать следующие выводы. Выручка от продажи всей кондитерской, мучной и хлебобулочной продукции, в ООО «Сладкий рай» в 2007 году составила 4627 тыс.грн., что по сравнению с 2006 годом на 11,5 % больше. Это изменение объясняется расширением рынка сбыта продукции и увеличением объема продаж.
Соответственно произошло увеличение себестоимости проданной продукции, в 2007 году она составила 2277 тыс.грн., что по сравнению с 2006 годом на 28 % больше. Это изменение произошло за счет увеличения стоимости сырья и за счет увеличения объемов производства предприятия
Что касается прибыли от продажи, то в 2007 году на предприятии ООО «Сладкий рай» прибыль от продажи продукции (работ, услуг) составила 2288 тыс.грн., в сравнение с 2006 годом, когда прибыль от продаж была равна 2316 тыс.грн., произошло некоторое снижение суммы прибыли на 1,2%.
В целом можно отметить, что в анализируемом периоде (2006-2007 гг.) киевское предприятие пищевой промышленности ООО «Сладкий рай» получало стабильный доход от продажи кондитерской, мучной и хлебобулочной продукции (иных работ и услуг) в виде прибыли. То есть и само предприятие ООО «Сладкий рай» в данном периоде является прибыльным.
Контроль и оперативное руководство производственной и иной деятельностью предприятия ООО «Сладкий рай» осуществляет Генеральный директор данного предприятия, решениям и приказам которого подчиняются абсолютно все работники данного общества (см. рисунок 1). Высшее звено управления предприятия ООО «Сладкий рай», которое составляют Генеральный директор, заместитель директора, коммерческий директор и главный бухгалтер, утверждают и осуществляют плановый расчет целесообразности выпуска и дальнейшего продвижения на рынке новой продукции (услуг) и несут ответственность за полученные результаты от плановой работы, за финансовые результаты от внедрения и продвижения на рынке нового товара.
Таблица 7 – SWOT – анализ ООО «Сладкий рай»
S (Strengths ) – Преимущества

W (Weaknesses) – Недостатки

1
2

· Наличие оригинальной производственной технологии и большой опыт в производстве кондитерской, мучной и хлебобулочной продукции (>8 лет).
· Большая номенклатура выпускаемой продукции: кондитерские, мучные и хлебобулочные изделия (>40 видов).
· Постоянные партнеры: широкая сеть оптовой и розничной клиентуры.
· Удачное географическое расположение в плане сбыта продукции.
· Наличие сертификатов соответствия на всю выпускаемую продукцию.
· Имеется резерв неиспользуемых производственных мощностей.

· Не создана сеть официальных представителей. Неполная степень охвата рынка сбытовой сетью посредников в районах потенциального спроса.
· Недостаточно эффективная организация рыночных исследований и как следствие отсутствие постоянного мониторинга деятельности предприятия.
· Недостаточно эффективная кадровая политика на предприятии.
· Нет эффективной политики ценообразования на выпускаемую продукцию (необходимо разработать стандарт предприятия по ценообразованию, особенно по новым изделиям).

O (Opportunities) – Возможности
T (Threats) – Угрозы

· Ожидающийся подъем местной и региональной экономики и следовательно расширение емкости рынка.
· Увеличение объемов производства за счет эффективного использования незагруженного оборудования.
· Возможность найти потребителей за границами своего рынка сбыта.
· Привлечение инвестиций для закупки недостающего оборудования.
· Привлечение инвестиций для осуществления новых проектов.

· Сохраняющийся диспаритет цен, ограничивающий покупательную способность и затрудняющий сбыт выпускаемой продукции предприятия
· Появление на местном и региональном рынке достаточно мощных конкурентов (олигополий, монополий) в данном виде производственной деятельности пищевой промышленности

По результатам приведенной таблицы можно отметить, что основными проблемами, с которыми сталкивается киевское предприятие пищевой промышленности ООО «Сладкий рай» являются – недостаток инвестиционных средств; большая налоговая нагрузка и ценовой диктат монополистов в данной сфере деятельности. Поэтому основным направлением деятельности предприятия ООО «Сладкий рай» в сфере маркетинга должно стать осуществление ряда необходимых мер по сохранению и улучшению позиций на региональном и местном рынках продаж, которые заключаются в следующем:
▬ более тщательное и детальное изучение состояния рынков;
▬ максимальный учет новых запросов и требований потребителей к качеству производимой кондитерской, мучной и хлебобулочной продукции;
▬ применение более удобных и выгодных для покупателей форм приобретения продукции (разработка нового дизайна тары, упаковки);
▬ популяризация выпускаемой и разрабатываемой продукции путем демонстрации разработок, участия в отраслевых выставках и конкурсах;
▬ создание и постоянное совершенствование методов работы с постоянными клиентами и официальными представителями предприятия.
Предприятием проводится своевременная модификация выпускаемой продукции в соответствии с запросами клиентов. Политика создания новинок в ООО «Сладкий рай» – основной инструмент борьбы с конкурентами и удержания своих позиций на рынке. Также Предприятием своевременно отслеживаются возможные жалобы покупателей на качество, упаковку, внешний вид товара и принимаются соответствующие меры. После этого уменьшается количество жалоб и нареканий со стороны покупателей. ООО «Сладкий рай» делает все, чтобы удержаться на рынке пищевых продуктов.
Основные направления стратегии роста в деятельности ООО «Сладкий рай» по расширению рынков сбыта включают следующее: освоение новых географических сегментов рынка; а также постоянное совершенствование выпускаемой продукции. Система маркетинговых коммуникаций ООО «Сладкий рай» включает в себя рекламу, формирование общественного мнения, стимулирование сбыта. Распространение рекламных материалов выпускаемой продукции осуществляется на отраслевых выставках-ярмарках, конкурсах, посредством личных контактов представителей завода с потенциальными партнерами. Систематически публикуются статьи в газетах и журналах. Для укрепления имиджа используются выступления руководства предприятия в прессе, на радио и телевидении, участие в выставках-ярмарках, изготовление и распространение сувенирной продукции. Стимулирование сбыта осуществляется за счет предоставления различных скидок потребителям.
2.2. Анализ состояния и перспектив развития ООО «Сладкий рай»

Анализ финансового состояния предприятия является не просто важным элементом управления предприятием – его результаты служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющим определить позицию предприятия в рыночной системе. Прежде чем проводить анализ финансового состояния ООО «Сладкий рай», следует сформировать аналитический баланс предприятия за 2007 год, в котором содержатся исходные данные для такого анализа.
Таблица 3 – Агрегированный баланс ООО «Сладкий рай» за 2007 год
Статьи баланса
Обозна
чение

На начало 2007 года
На конец 2007 года
+,-

1
2
3
4
5

АКТИВ

1. Внеоборотные активы (стр. 190):
ВА
2439
3042
+603

Нематериальные активы (стр. 110)
НА
290
275
-15

Основные средства (стр. 120)
ОС
1710
2315
+605

Долгосрочные фин/вложения (стр. 140)
ФВ
210
210

Прочие внеоборотные активы (стр. 150)
ПВА
229
242
+13

2. Оборотные активы (стр. 290):
ОБ
4475
5632
+1157

Запасы и затраты (стр. 210)
ЗЗ
2188
2896
+708

Расчеты с дебиторами (стр. 240)
ДЗ
1615
2226
+611

Денежные средства (стр. 260)
ДС
672
510
-162

Баланс (стр. 300)
Вб
6914
8674
+1760

ПАССИВ

1. Собственный капитал (стр. 490):
СС
6738
8382
+1644

Уставный капитал (стр. 410)
УК
250
250

Резервный капитал (стр. 430)
РК
330
342
+12

Нераспределенная прибыль
НП
6158
7790
+1632

2. Привлеченный капитал (стр 590+690)
ЗС
176
292
+116

Долгосрочные обязательства (стр. 590)
ДО


Займы и кредиты (стр. 610)
ТО
66
51
-15

Кредиторская задолженность (стр. 620)
КЗ
110
241
+131

Баланс (стр. 700)
Вб
6914
8674
+1760

Рассматривая баланс предприятия ООО «Сладкий рай» за 2007 год, приведенный в агрегированном состоянии в таблице 3, можно сказать следующее. За анализируемый период – 2007 год – произошло увеличение по многим статьям, как актива, так и пассива баланса данного предприятия.
Так в составе актива баланса произошло значительное увеличение статьи внеоборотных активов (+603 тыс.грн.), причем произошло это увеличение в основном за счет увеличения стоимости основных фондов, которые возросли на 605 тыс.грн. ввиду проведения в 2007 году модернизации производственных фондов на данном предприятии. Также значительно увеличились оборотные активы ООО «Сладкий рай» (+1157 тыс.грн.) в основном за счет возросших запасов и затрат на предприятии (+708 тыс.грн.) и увеличения суммы дебиторской задолженности (+611 тыс.грн.). А вот остатки денежных средств на расчетных счетах и в кассе предприятия (-162 тыс.грн.) и нематериальные активы (-15 тыс.грн.) в ООО «Сладкий рай» снизились.
Некоторые изменения произошли и в пассиве баланса предприятия ООО «Сладкий рай». Так, к концу 2007 года значительно возросла доля собственного капитала предприятия (+1644 тыс.грн.), что произошло в основном за счет накопления суммы нераспределенной прибыли на счете «Прибыли и убытки». Здесь следует отметить, что на предприятии ООО «Сладкий рай» прибыль вообще не распределяется должным образом, а просто накапливается на счете «Прибыли и убытки» – что является крайне негативной тенденцией, в первую очередь для самого предприятия. Наряду с собственным капиталом предприятия, произошло увеличение суммы привлеченного капитала ООО «Сладкий рай», которое составило 116 тыс.грн., причем данное изменение обусловлено ростом кредиторской задолженности (+131 тыс.грн.).
В целом, баланс предприятия ООО «Сладкий рай» составлен в положительном соотношении, что объясняется увеличением объемов производства расширением рынка сбыта продукции, модернизацией оборудования и т.п. На основании данных приведенного баланса можно рассчитать показатели финансовой устойчивости и сделать выводы о перспективах на будущее.
Таблица 4 – Показатели финансовой устойчивости предприятия
Показатель
Формула
На начало 2007 года
На конец 2007 года
Норма

1
2
3
4
5

Коэффициент финансового риска
Кфр= ЗС / СС
0,026
0,035
< 0,7

Коэффициент долга
Кд= ЗС/Вб
0,025
0,034
< 0,4

Коэффициент автономии
Ка = СС / Вб
0,975
0,966
> 0,5

Коэффициент финансовой устойчивости
Кфу = СС+ДО / Вб
0,974
0,966
0,8 – 0,9

Коэффициент маневренности собственных источников
Км = (СС-ВА-У) / СС
0,638
0,637
0,5

Коэффициент устойчивости структуры мобильных средств
К уст.мс. = (ОБ – КП) / ОБ
0,961
0,948
1,0

Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками
К СОС = (СС – ВА – У) / ОБ
0,961
0,948
> 0,1

Следует отметить, что на основании рассчитанных показателей в таблицах 1-4 можно судить о финансовом положении анализируемого предприятия. Такие показатели в ООО «Сладкий рай» выглядят следующим образом.
Коэффициент финансового риска на предприятии ООО «Сладкий рай» составил в 2007 году – 0,035 (при норме ≤0,7), это означает, что данное предприятие в процессе своей деятельности привлекло на 1 рубль собственных средств – 0,035 рубля заемных, то есть финансовый риск здесь маловероятен.
Коэффициент долга составил в 2006 году–0,025, и в 2007 году–0,034 (при нормативе < 0,4). Это говорит о том, что ООО «Сладкий рай» привлекает заемные средства на короткий период и в самых незначительных суммах.
Коэффициент автономии в 2006 году составил 0,975, в 2007 году- 0,966 (при нормативе >0,5). Это означает, что собственные средства предприятия ООО «Сладкий рай» в общей сумме всего имущества предприятия составляют 97,5 %, соответственно доля заемных средств (причем только краткосрочных) в общей стоимости имущества предприятия составляет всего 2,5%.
Коэффициент финансовой устойчивости, показывающий отношение общей суммы собственных и долгосрочных заемных средств предприятия к валюте баланса, на предприятии составил 0,974 в 2007 году (при норме 0,8-0,9). Это говорит о том, что в настоящее время (в виду 2007 год) предприятие испытывает подъем и находится на высокой стадии деловой активности.
Коэффициент маневренности собственных источников на анализируемом предприятии составил в 2007 году – 0,637 (при нормативе 0,5). Это говорит о том, что собственные источники ООО «Сладкий рай» недостаточно маневренны, так как основная их сумма сосредоточена в основных фондах и все более увеличивающейся из года в год сумме нераспределенной прибыли.
Коэффициент устойчивости структуры мобильных средств в 2006 году составил – 0,961, в 2007 году он снизился и составил – 0,948. Данный показатель говорит о том, что чистый оборотный капитал предприятия в общей сумме всего оборотного капитала ООО «Сладкий рай» составляет 94-96 %.
Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками на предприятии ООО «Сладкий рай» составил в 2006 году – 0,961, в 2007 году – 0,948. Это говорит о том, что собственные оборотные средства предприятия в общей сумме оборотных активов составляют почти 95%.
В целом можно отметить, что практически все показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия в ООО «Сладкий рай» достаточно высокие. Это, несомненно, говорит о том, что предприятие пищевой промышленности ООО «Сладкий рай» – является довольно сильным предприятием, при этом оно находится на стадии высокой деловой активности и «твердо стоит на ногах». Единственным минусом анализируемого предприятия (причем довольно значительным) является недостаточная маневренность собственных средств, что объясняется двумя факторами: первый – это то, что очень большая сумма сосредоточена в основных фондах предприятия; и второй – это то, что сумма нераспределенной прибыли на предприятии невозможно высока и продолжает нарастать ежегодно. Поэтому здесь необходимо усилить контроль и распределить накопленную прибыль по направлениям, указанным в Приказе по учетной политике ООО «Сладкий рай».
Чтобы более полно отразить финансовое состояние ООО «Сладкий рай» необходимо провести анализ ликвидности баланса (см. таблица 5).
Таблица 5 – Анализ ликвидности баланса предприятия, тыс.руб.
Актив
2007 год
Пассив
2007 год
Платежный
излишек

01.01
31.12
01.01
31.12

1
2
3
4
5
6
7=2-5
8=3-6

А1 (стр. 250+260)
672
510
П1 (стр. 620)
110
241
562
269

А2 (стр. 240)
1615
2226
П2 (стр. 610+660)
66
51
1549
2175

А3 (стр. 210+ 220 + 230 + 270)
2188
2896
П3 (стр. 590+ 630+640+ 650)
0
0
2188
2896

А4 (стр. 190)
2439
3042
П4 (разд. III)
6738
8382
-4299
-5340

БАЛАНС
6914
8674
БАЛАНС
6914
8674

Проводя анализ ликвидности баланса предприятия ООО «Сладкий рай» за 2007 год (см. таблица 5), основная цель состояла в том, чтобы убедиться в том, что данное предприятие действительно является финансово устойчивым, ликвидным и платежеспособным в настоящее время (имеется в виду 2007 год). Рассмотрев данные приведенной таблицы можно сделать следующие выводы. На начало 2007 года в ООО «Сладкий рай» наблюдается следующее соотношение А1>П1; А2>П2; А3>П3; А4<П4, на конец 2007 года данные соотношения не изменились – А1>П1; А2>П2; А3>П3; А4<П4.
Исходя из этого, можно охарактеризовать баланс ООО «Сладкий рай» за 2007 год, как ликвидный. Это означает, что анализируемое предприятие является платежеспособным, т.е. в состоянии нести ответственность по всем своим долгам – как внешним (поставщикам, бюджету, внебюджетным организациям, банкам и другим контрагентам), так и внутренним (работникам по заработной плате и другим выплатам) принадлежащим ему имуществом.
Проводимый по такой схеме анализ ликвидности (платежеспособности и устойчивости) предприятия является достаточно приближенным. Чтобы удостовериться в реальной платежеспособности ООО «Сладкий рай» необходимо провести более детальный анализ платежеспособности (ликвидности) предприятия с помощью специальных коэффициентов (см. таблица 6).
Таблица 6 – Расчет платежеспособности (ликвидности) предприятия
Коэффициенты
платежеспособности

Обозна-чение
Норматив
2007 год

01.01
31.12

1
2
3
4
5

1. Коэффициент общей ликвидности =

КОЛ(L1)
³ 1
14,93
9,35

2. Коэффициент абсолютной ликвидности =
КАЛ(L2)
³ 0,2-0,7
3,82
1,75

3. Коэффициент быстрой ликвидности =
КБЛ(L3)
³ 0,7-0,8
12,99
9,37

4. Коэффициент текущей ликвидности =
КТЛ(L4)
1-2
25,43

19,29

Следуя расчетным данным, можно сделать выводы. Коэффициент абсолютной ликвидности показывающий, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности, необычайно высок, он составляет на начало 2007 года – 3,82, на конец – 1,75. Это говорит о том, что предприятие имеет маленькую сумму краткосрочных долгов и достаточное количество собственных средств.
Коэффициент быстрой ликвидности на предприятии также очень высокий (обычно удовлетворяет ≥ 0,7-0,8). В нашем случае он составил на конец 2007 года – 9,37. Объясняется это тем, что у ООО «Сладкий рай» имеется в наличии денежные средства, краткосрочные вложения и краткосрочная дебиторская задолженность, и мизерная сумма краткосрочных финобязательств.
Коэффициент текущей ликвидности, отражающий степень покрытия оборотными активами пассивов на предприятии составляет на конец 2007 года -19,29. Это высокий показатель, который говорит о том, что оборотные активы анализируемого предприятия покрывают свои пассивы полностью.
Подводя итог проведенному анализу можно сказать, что предприятие ООО «Сладкий рай» обладает некоторым запасом финансовой устойчивости, это позволяет ему «быть на плаву», конкурировать с другими предприятиями в своей экономической зоне, увеличивать объемы продажи, расширять ассортимент, привлекать дополнительных клиентов почти без финансового риска.
[1]
Устав общества с ограниченной ответственностью «Сладкий рай», утвержденный 01.01.2000 года