Подведомственность гражданских дел

Введение. Изучение темы Подведомственность гражданских дел является актуальным и имеет практическое значение, поскольку гражданское судопроизводство начинается прежде всего с определения подведомственности гражданского дела тому или иному юрисдикционному органу. С принятием ГПК РФ нормы о подведомственности были приведены в соответствие с Конституцией РФ, ГК РФ, АПК РФ и другими актами, что ощутимо упрощает практическое применение указанных
законодательных актов. В настоящей работе анализируются следующие вопросы 1. Нормы Конституции РФ, других нормативных актов о судебной защите права. 2. Понятие и виды подведомственности гражданских дел. 3. Разграничение подведомственности споров по судам общей компетенции и арбитражным судам. 4. Подведомственность суду дел, возникающих из административно-правовых отношений и дел особого производства.
5. Подведомственность нескольких связанных между собой требований, отнесенных к ведению суда и других органов. 1. Нормы Конституции РФ, других нормативных актов о судебной защите права. В п. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ записано Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В настоящее время проблема подведомственности дел судам должна решаться с учетом общих конституционных норм прямого действия. Указанные нормы развивают правовые идеи, провозглашенные Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР. В 1990-1995 гг. последовательно принимались нормы, расширяющие права граждан и организаций на судебную защиту. Нормативные акты касались возможности судебной защиты прав, вытекающих из широкого спектра правоотношений, в частности из конституционных, административных, налоговых, земельных, трудовых, экологических и иных правоотношений. Так, 21 июня 1990 г. было принято заключение Комитета конституционного надзора СССР О несоответствии норм законодательства, исключающих для ряда категорий работников судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, положениям
Конституции СССР, международных актов о правах человека. После данного заключения Комитета конституционного надзора был снят запрет на судебную защиту трудовых прав большого числа рабочих и служащих. 27 апреля 1993 г. был принят Закон РФ Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Согласно этому закону суды рассматривают жалобы на любые действия решения, нарушающие права и свободы
граждан, кроме двух случаев во-первых, действий решений, проверка которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, и, во-вторых, действий решений, в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования, например уголовно-процессуальный. Суды вправе рассматривать и разрешать споры, вытекающие из любых правоотношений, которые трудно перечислить в виде завершенного перечня. Имеются нормы, устанавливающие иной, по сравнению с гражданским судопроизводством,
судебный порядок защиты права. В частности, согласно ст. 10 Закона РСФСР О реабилитации жертв политических репрессий, принятого Верховным Советом РСФСР 18 октября 1991 г дела, поступившие в суд с отрицательным заключением прокурора относительно оснований для реабилитации, рассматриваются в судебных заседаниях по правилам пересмотра судебных решений в порядке надзора, установленным действующим уголовно-процессуальным законодательством РСФСР, с изъятиями, установленными Законом О реабилитации жертв политических репрессий. Суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают все дела заинтересованных лиц о защите нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов, если в соответствии с федеральным законом такая защита не осуществляется в ином судебном порядке. В случае, когда исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, граждане России согласно ч.3 ст.40
Конституции РФ и в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. В частности, граждане России вправе обращаться за защитой в Комитет по правам человека, созданный на основе Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к указанному Пакту Международная защита прав и свобод человека.
М 1990 , В комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств Российский юридический журнал. 1. 1994 , а также в Европейский суд по правам человека. В связи с недостатками современной юридической техники в России имеются трудности определения подведомственности гражданских дел на практике.
Законодателем принимаются новые нормы и не отменяются другие – устаревшие, регулирующие те же общественные отношения. Однако по общему правилу должны применяться нормы, принятые в более поздний период. При возникновении коллизии норм во внутреннем российском праве высказываются мнения об альтернативной подведомственности. 2. Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Одной из главных задач российского государства является защита нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Поэтому лицо, обнаружив, что принадлежащие ему права и интересы кем-либо нарушены, имеет право обратиться в соответствующий орган, способный разрешить возникший конфликт. При этом каждый орган государства, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое разграничение полномочий обеспечивает нормальную, правомерную деятельность всего государственного
аппарата, в том числе и судов. Согласно ст. 163 Конституции, правосудие в Российской Федерации может осуществляться только судом, никакой другой орган государственной власти или управления не вправе принять на себя судебные функции и разрешить вопрос, отнесенный законом к ведению суда. Точно так же ни один суд не может принять к производству и разрешить дело, отнесенное по закону к ведению других правоохранительных органов. Отсюда следует, что, принимая дело к производству, суд
должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться в судебном порядке, не отнесено ли оно законом к ведению какого – либо другого органа. Другими словами, он должен определить подведомственность дела. Таким образом, подведомственность в широком смысле означает отнесение вопроса или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного органа, в том числе суда.
Подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973 Общие положения, касающиеся подведомственности гражданских дел судам содержит статья 22 ГПК РФ. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, судебная защита в порядке гражданского судопроизводства осуществляется судами общей юрисдикции ст.23-27 ГПК РФ, арбитражными ст.22 АПК РФ и третейскими судами ч.3 ст.3 ГПК РФ. В ГПК РФ четко определена подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Согласно кодексу, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод
и охраняемых законом интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Кроме того, рассматриваются дела по требованиям разрешаемых в порядке приказного производства, дела, возникающие из публичных правоотношений, дела особого производства, дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, а также дела о признании и приведении исполнений решений иностранных судов
и иностранных арбитражных решений и дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на единичную исключительную и множественную. В зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных
органов, которым дело подведомственно по закону, множественная подведомственность может быть подразделена на – договорную – определяется взаимным соглашением сторон – императивную при ней дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности, причем каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью решений по спору, принятых до него другими органами – альтернативную – определяется по выбору лица, ищущего защиты своих прав – смешанную. 3. Разграничение подведомственности споров по судам общей компетенции и арбитражным судам. Вопроса разграничения дел, подлежащих рассмотрению и разрешению судами общей юрисдикции и арбитражными судами, касаются части 3 и 4 статьи 22 ГПК РФ. Согласно ч.3 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч.1 и 2 ст.22 ГПК РФ. Относительно арбитражных судов и дел, отнесенных к их ведению, стоит отметить следующее данные
суды в Российской Федерации наряду с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Их полномочия, порядок образования и деятельности установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а порядок судопроизводства в этих судах определен АПК РФ. Если подведомственность судов общей юрисдикции обозначена через указание на то, что к судам
общей юрисдикции относятся гражданские, уголовные, административные и иные дела, то подведомственность споров и иных дел арбитражным судам определена ст. 127 Конституции РФ через понятие экономических споров. Арбитражному суду, как суду специализированному, подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.
Ныне действующий АПК РФ называет все споры, рассматриваемые в арбитражном суде, экономическими. Понятие экономического спора означает, что арбитражным судам подведомственны споры, имеющие определенное имущественное содержание. Это может быть либо прямое имущественное требование, либо требование о защите определенного имущественного права. Данный критерий является основным, поэтому споры, не имеющие какого-либо экономического имущественного содержания, не затрагивающие экономических прав и интересов, арбитражным судам не подведомственны. Другими критериями, определяющими подведомственность дел арбитражному суду, являются субъектный состав и характер деятельности субъекта предпринимательская деятельность. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке,
а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан
Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В статье 28 АПК РФ определена подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений. Статья 29 АПК РФ посвящена подведомственности экономических споров и других дел, возникающих из административных
и иных публичных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ст.30 АПК РФ. Дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, также рассматриваются арбитражными судами ст.31 АПК РФ. В ст.33 АПК РФ содержится перечень дел специальной подведомственности, т.е. дел, подведомственных только арбитражным судам. Также вопрос разграничения подведомственности дел судам общей компетенции и арбитражным судам отражен в постановлении Пленума ВС РФ и ВАС о некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам от 18.08.1992 г.
Согласно данному постановлению арбитражному суду, в частности, подведомственны споры а об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или предпринимательской деятельности граждан, кроме отказа в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями, а также о взыскании убытков, понесенных в результате незаконного отказа в регистрации предприятия б о признании недействительными решений о регистрации предприятий,
кроме споров, отнесенных к компетенции суда в о признании недействительными учредительных документов предприятия, если данное предприятие прошло государственную регистрацию г о признании недействительными учредительных документов предприятия не прошедшего государственную регистрацию, если учредителями и другими участниками спора являются юридические лица либо граждане-предприниматели д о признании недействительными актов государственных и иных органов о ликвидации и реорганизации предприятий, если законодательными
актами не установлено, что спор рассматривается судом е в связи с выделением и разделением предприятий, кроме споров, отнесенных к компетенции суда ж в связи с признанием предприятия, не выполняющего свои обязательства по расчетам, неплатежеспособным банкротом з об истребовании имущества из чужого незаконного владения и об устранении помех владению в случаях, когда собственником и лицом, которое, по мнению собственника, нарушило его права, является организация, а также гражданин-предприниматель, если спор возник по поводу имущества, необходимого ему для осуществления предпринимательской деятельности и в связи с защитой интересов собственника при прекращении его прав по основаниям, предусмотренным законом, если собственником является организация либо гражданин-предприниматель и имущество необходимо для осуществления предпринимательской деятельности к по искам местных Советов народных депутатов и местной администрации о признании недействительными актов органов государственного управления, органов местного самоуправления, являющихся юридическими
лицами, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы местных Советов и граждан, проживающих на данной территории л о возмещении убытков, причиненных крестьянскому фермерскому хозяйству в результате действий государственных и иных органов, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому фермерскому хозяйству, поскольку его деятельность является
предпринимательской. Гражданские дела, в том числе, вышеперечисленные, подлежат рассмотрению в суде, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица. Споры о признании недействительными актов государственных и иных
органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан-предпринимателей, подлежат разрешению в арбитражном суде. Требования организаций и граждан-предпринимателей о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы, подлежат рассмотрению в суде, если обжалуемые действия не были оформлены распорядительными или иными документами. Споры о возмещении убытков, причиненных актами государственных и иных органов, а также действиями должностных лиц, не соответствующими законодательству, разрешаются в суде, если требования предъявлены гражданином, либо в арбитражном суде, если требования предъявлены организацией или гражданином-предпринимателем. Если объединяются несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде
Спор об отмене разрешения на хозяйственную деятельность, выданного организации или гражданину-предпринимателю, подлежит разрешению в арбитражном суде. Если же гражданин, получивший разрешение на хозяйственную деятельность, еще не зарегистрирован как предприниматель, такой спор разрешается в суде. 4. Подведомственность суду дел, возникающих из административно-правовых отношений и дел особого производства. В настоящее время производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, посвящены статьи 245-258
ГПК РФ. Рассмотрению судами общей юрисдикции подлежат дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если их рассмотрение не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов за исключением нормативных указов Президента РФ их проверка отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ. Согласно п.1 ст.29 и ч.3 ст.191 АПК арбитражным судам также подведомственны дела об оспаривании
нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Таким образом, по общему правилу вышеперечисленные дела подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции по нормам ГПК РФ. Дела по заявлениям об оспаривании решений и действий бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих также подлежат рассмотрению в судах. Таким образом, в отличие от ГПК РСФСР, ныне действующий ГПК РФ предусматривает возможность оспорить решение или действие бездействие не только должностных лиц, но и государственных и муниципальных служащих, не относящихся к должностным лицам. Судам же подведомственны такие дела, возникающие из публично-правовых отношений, как дела о защите избирательных прав или права гражданина РФ на участие в референдуме.
В ГПК РФ упоминается и о рассмотрении судами иных дел, возникающих из публично-правовых отношений, отнесенных федеральным законом к ведению суда, т.к. перечень рассматриваемых судом дел, возникающих из публично-правовых отношений, не является исчерпывающим и может быть дополнен федеральным законом. Особое производство относится к специальным упрощенным производствам по защите нарушенного или оспоренного права и регламентируется подразделом IV ГПК РФ. Особое производство можно считать бесспорным ввиду отсутствия
спора о праве и материально-правового требования одного лица к другому. В особом производстве может иметь место спор о факте. По сравнению с ГПК РСФСР перечень дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства, претерпел некоторые изменения и расширился путем введения в него новых институтов, что связано с наличием норм материального права прежде всего ГК РФ и приведением в соответствие с ними процессуальных норм.
Согласно ст.262 ГПК РФ судам подведомственны следующие дела, рассматриваемые в порядке особого производства 1 об установлении фактов, имеющих юридическое значение 2 об усыновлении удочерении ребенка 3 о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим 4 об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами 5 об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным эмансипации 6 о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь 7 о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам вызывное производство 8 о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании 9 о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояни 10 по заявлениям о совершенных
нотариальных действиях или об отказе в их совершении 11 по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства. Данный перечень дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства, не является исчерпывающим, т.к. федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела. Категории дел, упомянутых в пп.4, 5, 6, 8, являются новыми в перечне дел, рассматриваемых в порядке особого производства. И хотя такие дела и ранее рассматривались судами, отсутствие процедурной
нормы об их рассмотрении вызывало определенную сложность и неоднозначный подход судей к их рассмотрению. 5. Подведомственность нескольких связанных между собой требований, отнесенных к ведению суда и других органов. Согласно ч.4 ст.22 ГПК РФ в случае, если в заявлении содержится несколько связанных между собой требований объективное соединение которых возможно при наличии общности их оснований, ряд которых подлежит рассмотрению в арбитражном суде, то суд общей юрисдикции принимает к своему производству лишь требования
в соответствии с подведомственностью, определенной для судов общей юрисдикции, о чем данный суд выносит определение. Если же разделение этих требований невозможно, то дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. В остальных случаях требования подведомственные арбитражному суду не могут быть приняты к рассмотрению в суде общей юрисдикции. Данное правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение нецелесообразно и приведет к возникновению нескольких процессов, закрепляет приоритет подведомственности судов общей юрисдикции. Случаи объективного соединения требований редки, однако они известны судебной практике. Например, две организации, являясь юридическими лицами, разрешали спор о праве на жилые помещения, которые ко времени возникновения спора были заселены гражданами. Судебная коллегия Верховного Суда РСФСР по данному делу указала, что иск предъявлен не только к предприятию,
но и к гражданам, а поэтому дело подведомственно суду общей юрисдикции4 Бюллетень ВС РСФСР. 3. 1989 Заключение В завершение работы стоит отметить, что в условиях построения и осуществления системы государственной власти на принципах разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического механизма, позволяющего реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начала разделения властей, необходимо реально воплотить
это в законодательство и юридическую практику всех государственных органов с помощью правовых критериев. Таким образом посредством института подведомственности реализуется задача разграничения компетенции органов, обладающих правом разрешения юридических дел. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г.
1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации с изм. и доп. от 15.12.2001 г. 3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. 138-ФЗ 4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. 95-ФЗ 5. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации Под ред. Г.П. Ивлева. М 2003 г.
6. Гражданский процесс Учебник Отв. ред. В.В.Яркова. М 2000 г.