Религия. Буддизм

БУДДИЗМ БУДДИЗМ, одна из трех наряду с христианством и исламом мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. нач. 1-го тыс. н. э. распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и
др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни в т. ч. ритуализма. В центре буддизма учение о 4 благородных истинах существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность страдание состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм
освобождение нирвана состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения в буддизме нет души как неизменной субстанции человеческое я отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ
Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи монашеские общины и т. д. БУДДИЗМ, древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э. Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации даже в рамках одного государства, ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является правило хранить три Драгоценности три-ратна Будду, Дхарму и сангху. Это простое правило передавалось из поколения в поколение, от учителей ученикам и разошлось практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в. Северной Америки, Европы, России. Согласно этому правилу, 1
Есть Будда совершенно просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений сансара. Главными из этих вершин являются Просветление бодхи и Успокоение нирвана, которые знаменуют окончательное освобождение мокша и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.
2 Есть Дхарма Закон, открытый Просветленным, который является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с которым происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с помощью которого можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр проповедей, бесед. Тексты Закона
Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке близком санскриту индо-европейской группы. Эти писания составили канон школы тхеравадинов старейшин и назывались Три корзины Трипитака, на языке пали Типитака Корзина устава, правил поведения Виная-питака, Корзина бесед, проповедей Сутра-питака, на языке пали
Сутта-питака и Корзина учений Закона Абхидхарма-питака, на языке пали Абхидхамма-питака. Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам. 3 Есть сангха община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих бхикху, на пали бхиккху, сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды. Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон Дхарма и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, на границе между цивилизацией
и природой в общине сангхе, монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека. История распространения Уже первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы императора Ашоки 268-231 до н. э объединившего северо-восточную, северную и центральную Индию, свидетельствовали об огромном влиянии Закона Будды на внешнюю и внутреннюю политику государства.
Ашока стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии, в том числе и на далекую Шри-Ланку. Этим же временем датируются и наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на территории от долины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре восточная часть современного
Афганистана и которые сохранились благодаря тому, что примерно со 2 в. ступы украшались каменными пьедесталами, барельефами, оградами и становились центрами строительства храмово-монастырских комплексов. Хотя ученые датируют этапы распространения буддизма, опираясь преимущественно на данные археологии поскольку буддийские письменные источники по каждой стране удревняют начала, мифологизируют его тем, что связывают зарождение религии с посещениями либо самого Будды Шакьямуни, либо его непосредственных учеников, либо с посланцами Ашоки, все-таки очевидно, что сохранившиеся материальные памятники создавались значительно позднее прихода буддийских миссионеров в возникающие государства. Так, в странах Юго-Восточной Азии от Мьянмы Бирмы до Вьетнама буддизм закрепился постепенно в 1-3 вв за исключением Лаоса, где это произошло лишь в 16 в. На острова Малайского архипелага прежде всего
Яву и Суматру современной Индонезии буддизм проник в конце 7 в. На север в страны Средней Азии буддисты тоже пришли в 1 в. во времена великой империи Кушан, покровительствовавшей буддизму. Самые ранние храмово-монастырские комплексы здесь датируются 2 в. Отсюда в этом же веке по двум основным караванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли в города-государства на территории современного
Синьцзяна Восточный Туркестан и в китайскую столицу Лоян. Уже из Китая буддизм проникает во второй половине 4 в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине 6 в. в Японию. В Тибете буддизм распространялся преимущественно из Индии с середины 7 в но окончательно закрепился и даже стал государственной религией со второй половины 8
в. В Тангутском государстве 9-13 вв. северо-западная часть современного Китая буддизм в этой роли укрепился в 10 в. Монгольские ханы объявили буддизм в тибетском варианте государственной религией во второй половине 16 в. с этого времени его приняли и ойраты западные монголы, сформировавшие в 17-18 вв. огромное Джунгарское ханство, простиравшееся от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и
Тувы на востоке население которой с 18 в. буддисты, а также Калмыцкое ханство, вошедшее в 1640 в Московское царство. В этом же веке в него было включено и Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России, в соответствии с чем в 1991 праздновалось 250-летие религии в нашей стране. Одновременно с распространением буддизма на Север и Восток с 8 в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинента, а также уничтожение и изгнание монахов воинами ислама с земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана. Направления в буддизме и особенности их учений
Многочисленные конфессиональные формы современного буддизма можно подразделить на три основные направления, отличающиеся сводами канонической литературы, культовыми, социально-поведенческими и др. особенностями. 1 Хинаяна Малая колесница Буддизм стран Южной Азии представляет школа тхеравада учение старейшин, являвшаяся в древности одной из 18 школ Малой колесницы хинаяны, отдельные канонические и постканонические тексты которых сохранились на санскрите, а также в китайском и тибетском переводах.
Трипитака тхеравады исторически самая авторитетная запись Закона Будды Шакьямуни. Уже в Первой проповеди Просветленного Дхарма-чакра-правартана-сутра определена роль Закона он предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям, освобождению от круга перерождений Срединным путем мадхьяма-пратипат, пролегающим между двух крайностей религиозной жизни.
Одна состоит в удовлетворении мирских желаний верующих, потакая которым священнослужители совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д другая в отказе от желаний, в умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного Я атман и отождествлении Я с Абсолютом Брахманом или Богом. Будда советовал избегать обеих крайностей, не привязываясь ни к удовлетворению желаний, ни к отказу от них, стремиться к равновесию, или невозмутимости упекша, в поступках, словах, мыслях, к любви майтри и состраданию каруна ко всем существам, а также к радости мудита от чистоты намерений. Важным условием такого образа жизни, способствующего истинному познанию, умиротворению, Просветлению, невозрождению в мире скорби, является непривязанность, отрицание собственного Я анатман и, следовательно, Моего. Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице это учение о четырех благородных истинах.
Первая из них гласит, что существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д. есть страдание духкха. Вторая истина провозглашает причиной страдания троякую жажду чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения. Третья постулирует, что страдание может быть прекращено только искоренением причины, жажды. Четвертая предлагает для этого Восьмеричный путь он же
Срединный, каждая ступень которого должна быть по-буддийски правильной, а именно созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение. Эти четыре истины и различные их аспекты обычно называют 16 суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости, которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании.
Состояние же абсолютного покоя, нирваны является конечной целью религиозного пути. Предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. В Малой колеснице только последние считались членами сангхи, общины. Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада.
Но наиболее предпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участь человека. В карму издревле верили приверженцы и других религий Индии. Буддийская трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния отличалась отрицанием идеи вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Кроме того, согласно школам Малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия могут благоприятно сказаться на
судьбе, ибо над законом кармы индивидуума не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы Чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить Дхаммапада, 165. Одним из отличительных описаний кармической причинности стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения пратитья-самутпада, характеризующее три последовательные жизни индивида прошлую, настоящую и будущую. Среди крупнейших представителей хинаяны, которые внесли огромный вклад
в развитие ранней доктрины и труды которых сохранились в оригинале, следует назвать прежде всего двух мыслителей 5 в. тхеравадина Буддхагхошу и сарвастивадина Васубандху. 2 Махаяна Великая колесница Самые ранние тексты махаяны это сутры Совершенствования мудрости Праджня-парамиты, которые датируются 1 в. до н. э. 1 в. н. э. и которые начали переводиться на китайский язык уже со второй половины 2 в. По легенде считается, что их тоже произнес Будда Шакьямуни, но смысл их не был понят людьми и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги змеи-драконы и боги, пока не пришел Нагарджуна историки датируют его жизнь 2-3 вв которого махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные разъяснения и комментарии. То же примерно произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям
Майтреей или Майтреянатхой и Асангой в 4-5 вв. Махаянские тексты, как сутры, так и комментарии к ним и др. труды, записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в оригиналах. Со 2 по 11 вв. санскритские рукописи активно переводились на китайский язык и были собраны в единую колоссальную Трипитаку. С 8 в. санскритские рукописи переводились также на тибетский язык и в 14 в. они были отредактированы и упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний
Ганджур Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата и Данджур Толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах. Китайский и тибетский каноны, во-первых, содержательно и структурно не совпадают, во-вторых, включают в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны Алмазной колесницы, поскольку махаяна осознанно признает фактически бесконечное многообразие буддийских путей и способов освобождения.
В доктрине Великой колесницы основной упор делается на учение о небесных и земных бодхисаттвах. Первые это просветленные существа, которые обрели Просветление бодхи, но до того они дали обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны, хотя последняя при таком идеале практического альтруизма отходит на второй план. Земные бодхисаттвы это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к Просветлению из сострадания к мукам ближнего. Делать это нужно с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 в ранней махаяне 6 видов совершенствования даяния, нравственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания медитации, проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. Обретаемое совершенство характеризуется многими качествами, в том числе свехъестественными способностями адепта ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых перерождениях, чудесной
силой. Бодхисаттва постоянно в пути, накапливая добродетели и знания, постигая таинство пустотности шуньята. Эта великая Пустота шунья, которую возможно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью ачинтья. Все остальное мыслимое, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией майя, обманом, игрой сознания. Следовательно,
Иллюзия это способ представления Будды, а избавление от нее это достижение состояния буддства, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобить Телу кайя Будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела Будды. Из них одно Тело формы или два Тело воплощения, напр явившийся людям Будда Шакьямуни, и Тело наслаждения удобно изображать, но в действительности это лишь иллюзорные средства
сообщения Тела Закона Дхарма-кайя, которое в реальности есть Будда и Пустота. Главными школами махаяны стали школа срединников мадхьямика и школа йоги сознания йогачара, виджнянавада, имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др. буддистов махаяны в виде соответствующих национальных школ, произошедших от тех двух индийских. Различия между последними сводились в основном к способам доказательства, изложения доктрины. 3 Ваджраяна Алмазная колесница, буддийский тантризм Самые ранние тексты тантры Алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв. Тантры учат только посвященных поэтому здесь огромное значение придается ритуалу бесчисленным способам йогической практики, которая включает в себя и элементы многочисленных тайных материнских культов. Будучи доктринально почти идентичной махаяне дополненной положениями о возможности обрести
Просветление именно в этой жизни, о главенстве в Пути практических средств и т. д ваджраяна развивала многоуровневую систему йоги. Существуют три внешние системы тантризма 1 Крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма тела и речи, 2 Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3 Йога-тантра, или тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма 1 Маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию
Иллюзорного тела, 2 Ану-йога, или материнская йога по созерцанию Пустоты, 3 Ати-йога, или йога Великой полноты дзогчен как состояние совершенства Изначального Будды. Более ранние внешние системы тантризма распространились в Китае и Японии. Обе системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, ныне же этот тантризм особенно дзогчен популярен
на Западе и в России.