–PAGE_BREAK–
Процедура
Исследование желательно проводить в форме игры (например, предлагается игра «Угадай»).
Перед началом исследования употребления падежных окончаний существительных нужно проверить знание ребенком объектов, которые ему предстоит обозначать, и слов, которые предстоит произносить7. Для этого проводящий исследование сначала из группы 66 картинок в случайном порядке последовательно выбирает от 2 до 5 картинок, выкладывает их перед ребенком, называет нужные объекты, а ребенок должен их показать. После завершения этих испытаний перед ребенком выкладывают по одной картинке, показывают на нужный объект, а ребенку нужно его назвать. Если испытуемый не знает объекта или слова, обозначающего объект, их следует объяснить и убедиться в усвоении знаний.
В основном испытании проводящий его произносит начало фразы, которая соответствует содержанию картинки, а ребенок должен закончить фразу — произнести последнее слово (или слова).
Для понимания ребенком этого задания проводится обучение. Примерная инструкция:
Давай теперь поиграем по-другому. Будем вместе
смотреть картинки и вместе отгадывать, что на
них нарисовано. Я начну говорить, а ты закончишь.
Вот картинка (например, выкладывается картинка № 4 «Мальчик строит дом»). Я скажу: «Мальчик строит…», а ты скажешь: «дом». Давай попробуем.
Для проверки понимания задания предлагаются еще 2-3 картинки. К испытанию можно приступать
7 В противном случае результаты исследования могут быть недостаточно достоверными.
16
только тогда, когда есть полная уверенность в том, что ребенок понял задание.
Картинки предъявляются не в списочном, а в случайном порядке, чтобы избежать ситуации, когда при склонении существительных в одном и том же падеже дети переносят предыдущие ответы (правильные или неправильные) на последующие.
При предъявлении некоторых картинок проводящему исследование нужно дополнительно описывать ситуацию и ставить вопросы. Например, дополнительная информация к картинке № 25: На этой картинке стол и стул. А на этой картинке нет… {стола) (аналогично с № 26 по 30); к № 38: У мальчика живет щенок. Мальчик дает молоко… (щенку)’, к № 31: Скажи, у кого хобот. Хобот… (у слона) (аналогично с № 32 по 36); к № 50: Скажи, чем девочка гладит платье. Девочка гладит платье… (утюгом).
Речь проводящего исследование и испытуемых желательно записать на магнитную ленту.
Ответы детей заносятся в протокол. За образец его можно взять список предложений (см. выше).
Критерии оценки выполнения заданий
Неправильные ответы следует разделять на «неправильные определенные» и «неправильные неопределенные».
К «неправильным определенным» относятся такие ответы, когда можно считать, что
1) замена окончаний производится внутри падежа
(например, внутри винительного падежа: катит ко
лесу по аналогии с катит машину)’,
2) окончание одного падежа заменяется окончанием
другого (например, гуляет с коза; пришли к врача).
«Неправильными неопределенными» считаются ответы, в которых:
17
–PAGE_BREAK–