Российский государственныйпедагогический университет имени А.И Герцена
Квалификационная работа
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙГИМНАСТИКИ
Гришанцева Екатерина Алексеевна
Научный руководитель:
к.п.н. Г.Г. Лукина
Санкт-Петербург 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Проблемыобучения детей старшего дошкольного возраста прыжкам через скакалку
1.1 Анатомо-физиологическиеособенности развития детей старшего дошкольного возраста
1.1.1Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата у детейстаршего дошкольного возраста
1.1.2Развития центральной нервной системы у старших дошкольников
1.1.3Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем у старших дошкольников
1.2 Особенности формирования навыка прыжков через скакалку удетей старшего дошкольного возраста
1.3 Общиезакономерности техники упражнений с предметами в художественной гимнастике
1.3.1Технические элементы упражнений с лентой
Глава 2. Методыи организация исследования
2.1 Методыисследования
2.2 Организацияисследования
Глава 3. Обучениепрыжкам через скакалку детей старшего дошкольного возраста средствамихудожественной гимнастики
Глава 4. Оценкаэффективности влияния разработанного комплекса подводящих упражнений наформирование техники прыжков через скакалку
Выводы
Списоклитературы
Приложения
Введение
Физическая культура в отличие отдругих видов культур имеет большие потенциальные возможности в становлениивсесторонне развитой личности. С одной стороны, помогает выполнять функциивидов культуры (духовной, материально-производственной, художественной и др.).С другой стороны выполняет только свою функцию – физическое совершенствование,куда входит решение задач оздоровительной направленности, развитие основныхфизических качеств и приобретение необходимых двигательных умений и навыков.Наряду с формированием различных двигательных умений и навыков одним изнаиболее сложных является обучение детей прыжкам через скакалку.
Прыжки через скакалку занимаютзначительное место в работе с детьми дошкольного возраста. Могут использоватьсякак на занятиях физической культуры в детском саду, так и на улице во времяпрогулки (Л. И. Пензулаева, 1988). Они способствуют развитию выносливости,координации движения, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую идыхательную системы, а так же голеностопные суставы, мышцы ног, кисти рук.
Выбранная нами тема являетсяактуальной, потому что прыжки через скакалку являются средством развитияскоростно-силовых способностей.
Прыжки со скакалкой хороши тем, чтоне требуют сильного отталкивания, прыжок над скакалкой невысокий, поэтому ногипри приземлении сгибаются настолько, чтобы выполнить следующий толчок, носкипосле отталкивания вытянуты, туловище выпрямлено. Соблюдение выше сказанногобудет проявляться, когда прыжки через скакалку будут освоены.
Упражнения с прыжками через скакалкувходят не только в общеобразовательные программы дошкольных учреждений, но и впрограммы по художественной гимнастике.
Проблемы обучения прыжкам черезскакалку детей старшего дошкольного возраста связаны с отсутствиемразработанных методик.
Техника прыжков через скакалкутребует определенного сочетания работы разных групп мышц при выполненииотдельных фаз прыжка (Т.Т. Варакина, 1973).
Задача руководителя по физическомувоспитанию, воспитателя, а также родителей обучить детей этому непростомудвигательному навыку. Для этого взрослым необходимо владеть такимиупражнениями, которые будут доступны им для показа, а так же полезны иинтересны для выполнения их д детьми.
Гипотеза: повышение эффективности процессаформирования техники прыжков через скакалку у детей дошкольного возрастапредполагает подбор специальных упражнений с учетом их возрастных особенностей.
Объект исследования –техника прыжков черезскакалку у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования элементовтехники прыжков через скакалку у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: разработка комплекса упражнений,способствующих формированию умения в прыжках через скакалку с учетом возрастныхособенностей детей.
Задачи:
1. Выявитьособенности обучения детей старшего дошкольного возраста прыжкам черезскакалку.
2. Разработатькомплекс подводящих упражнений, способствующий формированию умения в прыжкахчерез скакалку с учетом возрастных особенностей детей.
3. Оценитьэффективность влияния разработанного комплекса подводящих упражнений наформирование техники прыжков через скакалку
Практическаязначимость:
Разработанные намиподводящие упражнения с лентой мы предлагаем руководителям физическоговоспитания для применения на занятиях физическими упражнениями. Родителям ивоспитателям для использования на прогулках и игровой деятельности.
Структура работы:
Работа состоит из четырёхглав, девяти таблиц, одного рисунка. Всего страниц – 44.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ПРЫЖКАМ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ
Дошкольный возраст характеризуется бурными процессами роста иразвития детей, получением первоначального двигательного опыта, это периодразвития основных двигательных навыков, которые способствуют гармоническомуразвитию личности. Прыжки на скакалке являются сложно-координационнымдвигательным действием, требует от ребенка развития координации, концентрациивнимания, что является комплексным проявлением его физических качеств.Двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности,определяющие уровень двигательных возможностей человека. О способностяхчеловека судят по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либодвигательной деятельности (отдельных движений или многих действий). Вместе стем способности не сводятся к двигательным умениям и навыкам, но о наличииспособностей судят по тому, как быстро и легко приобретает человек эти умения инавыки. А до начала осуществления деятельности способности скрыты, нереализованы и существуют в виде анатомо-физиологических задатков или такназываемых потенциальных возможностей, которые могут так и остаться в потенции,если не будут созданы соответствующие условия для их развития. Способностипроявляются и развиваются лишь в процессе выполнения одной или несколькихдеятельностей, но эта всегда результат совместного действия наследственных исредовых факторов.
Как отмечает Е.Н. Вавилова (1983),Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов (2003), прыжки находят широкое применение вдвигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляюткостно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координациюдвижений. В программе детского сада также предусмотрены повышающиеся от группык группе нормативы, возрастающие требования к технике, постепенно вводятсяразные виды прыжков и упражнений в них.
Дети всех возрастов широко используютразнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, они испытываютпотребность прыгать. Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую имудалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек), перепрыгивают камешки,палочки, лужи. В старшем дошкольном возрасте увлеченно и продолжительно прыгаютчерез скакалку, овладевают прыжками с разбега, соревнуются в дальности прыжка.
В детском саду используютсяразнообразные виды прыжков: подпрыгивания (подскоки), прыжки в глубину(спрыгивания), прыжки в высоту и длину с места и с разбега, различные прыжкичерез короткую и длинную скакалки.
Прыжок в отличие от ходьбы и бега неявляется циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно ислитно выполняемых действий. Прыжки через скакалку хороши тем, что не требуютсильного отталкивания, прыжок над скакалкой невысокий. Поэтому ноги приприземлении сгибаются настолько, чтобы выполнить следующий толчок, носки послеотталкивания вытянуты, корпус прямой. Скакалку надо вращать кистями ипредплечьями рук, плечи не должны двигаться. Прыгать можно через короткую идлинную скакалку. Более легкими считаются прыжки через длинную скакалку,которую держат или вращают двое, третий прыгает. В этом движении выполняютсятолько прыжки, ребенок свободен от вращения скакалки. Но в, то, же время ондолжен хорошо чувствовать предлагаемый ему темп подскоков, подстраиваться кнему, а это вызывает известные трудности.
Выполнение прыжков детьми разноговозраста имеет свои особенности, связанные с анатомо-физиологическим ипсихологическим развитием младших и старших дошкольников. Методика обученияразнообразным прыжкам базируется на общих дидактических принципах и учетеиндивидуальных и возрастных особенностей детей.
1.1 Анатомо-физиологическиеособенности развития детей старшего дошкольного возраста
Физическое воспитание является одним из ведущих факторов вформировании здорового ребенка. Правильная организация и смысловаянаправленность процесса физического воспитания требуют строгого учетаанатомо-физиологических особенностей детского организма и соблюденияспецифических требований к методике проведения занятий в каждой возрастнойгруппе.
Показатели возрастной физиологииребенка трех четырех лет не очень различаются, особенно в первой половинепятого года жизни. Однако постепенно закономерный процесс роста и развитиявсего организма под влиянием физических упражнений заметно изменяет исходныепоказатели. Во второй половине года ребенок все более приближается к старшемувозрасту: вес и рост тела, увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенениескелета; значительно развивается мышечная и нервная системы. Ребенок становитсясамостоятельнее, он очень подвижен и неутолим. Однако эта подвижность,проявляющаяся под влиянием эмоциональности и уменьшающая субъективное чувствоусталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившемуутомлению (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер (2002); Г.Г. Лукина, А.А.Потапчук, 2004).
1.1.1 Анатомо-физиологическиеособенности опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста
При выполнении прыжков в работувовлекается большее число мышечных групп, что стимулирует функционирование всехсистем организма и оказывает положительное влияние на физическое развитиеребенка. Прыжки ускоряют рост костей нижних конечностей, обеспечиваютнаибольшую их прочность, увеличивают амплитуду движений, что в свою очередьведет к совершенствованию формы суставных поверхностей (Е.Н. Вавилова, 1983). Впроцессе выполнения прыжков у детей развиваются скорость, сила, ловкость,координационные способности, ориентировка в пространстве, глазомер. Освоениеразнообразных прыжков требует определенного уровня напряжения психическихпроцессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, представлений, воображения.
Выполнение разнообразныхподпрыгиваний, прыжков в высоту, в длину и через скакалку является заметнойнагрузкой на организм ребенка, его сердечно-сосудистую, дыхательную системы иособенно, на его голеностопные суставы. Поэтому в различные формы работы пофизическому воспитанию должны включаться упражнения, укрепляющие мышцы и связкистопы Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища,тренируют глазомер, координацию движений (С.К. Муравьева, 1960).
Г.Г. Лукина (2003), ссылаясь наисследования, проведенные А.А. Гладышевой (1977), А.А. Очерет (2000), О.Н.Наумовым (2002), пишет, что стопа человека, являясь опорным отделом нижнейконечности, в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномернораспределять нагрузку. Это осуществляется благодаря тому, что кости предплюсныи плюсны соединены между собой прочными межкостными связками и образуют свод,обращенный выпуклостью к тылу и обусловливающий рессорную функцию опоры стопы.Выпуклые своды стопы ориентированы в продольном и поперечном направлении.Поэтому стопа опирается не всей поверхностью, а на три точки: пяточный бугор,головку первой и наружную поверхность пятой плюсневой костей.
Выделяют пять продольных и одинпоперечный свод стопы. Все продольные начинаются из одной точки на пяточнойкости, а затем линии сводов направляются вперед вдоль предплюсневых костей кплюсневым костям. Наиболее высокий свод — второй, наиболее низкий — пятый.
Продольные своды стопы удерживаютсясвязками: длинной подошвенной связкой, кубовидно-ладьевидным и подошвеннымапоневрозами, а также передней и задней большеберцовыми мышцами и длинными сгибателямипальцев стопы Вершина свода стопы удерживается короткой и длинной малоберцовымимышцами с наружной поверхности и передней большеберцовой мышцей — с внутренней.
Поперечный свод удерживают глубокиепоперечные связки подошвенной области, подошвенный апоневроз и длиннаямалоберцовая мышца.
Пяточная кость — это массивная и в тоже время компактная конструкция с короткой шейкой и мощным опорным бугром. Онаопирается на таранную кость, сустав которой обеспечивает движения во всехнаправлениях и плоскостях, позволяя приспособиться к любым неровностям почвы.
Таранная кость сочленяется с болеемелкими костями предплюсны, которые вместе с длинными плюсневыми костямиобразуют поперечный и продольный своды стопы. Они берут на себя значительныенагрузки при ходьбе, беге, прыжках, амортизируя удары и оберегая скелет ивнутренние органы от излишних сотрясений. Если техника ходьбы, по какой либопричине изменилась, то вес человека начинает давить на кости, постояннодеформируя их.
Связующими элементами, прикрепленныминепосредственно к костям и состоящие из очень прочной соединительной ткани,являются связки. Служат они для того, чтобы обеспечить стабильность сустава,ограничить и направить его движения. Если связки слабые или постоянноперенапряжены, они как бы растягиваются, теряют упругость, не держат кости исоответственно вес тела. У людей со слабостью связок часто бывают мелкиетравмы, растяжения, подвывихи суставов вследствие того, что связки междупозвонками и связки сводов стоп слабы от рождения и совсем нетренированны.
1.1.2 Развития центральной нервнойсистемы у старших дошкольников
У детей старшего дошкольного возраста совершенствуютсяосновные процессы высшей нервной деятельности. Нервная система детскогоорганизма отличается меньшей функциональной устойчивостью, лабильностью.Отмечается преобладание возбудительных процессов, которые особенно остропроявляются в период адаптации к новым условиям.
Вэтот возрастной период совершенствуются психическиепроцессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми. Вусловиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебнойдеятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее,проявление любознательности, и интереса к результату своих усилий,удовлетворение от достигнутого.
Все это облегчает педагогуруководство формированием движений в процессе систематического обучения детей.Ребенок может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи сэтим его движения начинают приобретать четкость, плавность, определенный темп.Знакомые движения дети могут выполнять в более сложных вариантах, болеедлительное время, с большей нагрузкой.
В процессе обучения новым движениямребенок способен к наблюдению и вслед за этим его воспроизведению с помощьюсловесных указаний взрослого (СО. Филиппова, 2004).
Центральная нервная системадошкольников характеризуется ускоренным формированием морфофизиологическихпризнаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90%размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные долимозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий,понимают сложные обобщения (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер, 2002).
У детей 5—6 лет динамическиестереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируютсядостаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует онедостаточной подвижности нервных процессов.
С целью совершенствования подвижныхнервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют приемсоздания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведениирежимных процессов, подвижных игр и т. д.
По мере роста и развития ребенкапроисходит не просто совершенствование координации движений, но нередко заменаодних координационных отношений другими. В движениях нижними конечностямисначала возникает перекрестно-реципрокная координация, облегчающая попеременныедвижения ногами (ходьба, бег). Лишь в младшем школьном возрастеперекрестно-реципрокные взаимоотношения мышц тормозятся, и формируетсясимметричная координация движений, облегчающая одновременные движения ног. Так,в 3 года ребенок не может сделать больше 1-3 правильных, характеризующихсясимметрией движений ног, прыжков. Иногда он просто отказывается выполнитьзадание ввиду его сложности. Даже после предварительных упражнений дети 3-4 летпрыгают очень неточно. Расхождение носков ног во время прыжков, связанное свлиянием рерскрестно-реципрокных координационных взаимоотношений, у нихсоставляет в среднем 3,2 см. Из общего числа прыжков две трети выполняетсянеправильно (Г.Г. Лукина, А.А. Потапчук, 2004).
Детьми старшего дошкольного возрастаэто упражнение осуществляется значительно лучше. Величина среднего расхожденияв положении носков уменьшается до 2,5 с, а с ошибками выполняется лишь треть отобщего числа прыжков. В 7-8 лет величина расхождения носков во время прыжковуменьшается до 1,4 см. Если в движениях ног сначала формируетсяперекрестно-реципрокная координация, которая затем сменяется симметричной, то вдвижениях рук имеют место обратные взаимоотношения. Так по мере роста иразвития ребенка лишь постепенно облегчаются перекрестные движения, еще вдошкольном возрасте они выполняются с большим трудом.
1.1.3 Развитие сердечно-сосудистой идыхательной систем у старших дошкольников
Знание особенностей дыхания икровообращения детей имеет большое значение как для общей постановки работы пофизическому воспитанию, так и для выбора физических упражнений дошкольника.
Развитие сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размерысердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечнаядеятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годыжизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его кшести-семи годам составляет 92 — 95 ударов в минуту.
Размеры и строение дыхательных путейребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, онизначительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха впомещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильнаяорганизация двигательной активности детей. При ее недостаточности числозаболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%).
Жизненная емкость легких у ребенкапяти-шести лет в среднем — 1100—1200 см3, но она зависит и от других факторов(длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной типдыхания. Число дыханий в минуту — в среднем 25. Максимальная вентиляция легкихк шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражненияхона увеличивается в 2— 7 раз, а при беге — еще больше. Исследования поопределению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковыхупражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой идыхательной систем у детей достаточно высоки.
Например, если физкультурные занятияпроводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшейгруппы в течение года может быть увеличен с 0,6 — 0,8 до 1,2—1,6 км. Прыгатьчерез скакалку дети могут в течение 5 мин. У многих потребность в двигательнойактивности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти досеми лет «возрастом двигательной расточительности». В задачи педагога входитконтролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетомпроявляемой ими индивидуальности; предупреждать случаи гипердинамии иактивизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.
1.2 Особенности формирования навыкапрыжков через скакалку у детей старшего дошкольного возраста
Дети очень любят прыгать, и лишатьего этой радости нет никаких причин и. Опасение, высказываемое некоторымиавторами, что при прыжках могут иметь место сотрясение спинного мозга исбавление или искривление мягкого позвоночника, не имеет достаточногооснования. Благодаря расположенным между позвонками хрящевым пластинкампозвоночник получает большую эластичность, предохраняющую его и заключенную внем мозговую массу от каких-либо повреждений (А.П. Усова, 1950).
При любом виде прыжка производитсядовольно большая мышечная работа. Участие в прыжках многих мышечных групп,затрата значительной энергии, чувство усилия и преодоления инертности телаявляются положительными сторонами этого вида движения.
Надо с ранних лет приучать ребенкаправильно прыгать, мягко приземляться при окончании прыжка, приседая, сгибаяколени и опускаясь на носки.
Осваивая разнообразные прыжки, детиприобретают уверенность в своих силах, учатся применять их в различных,жизненных ситуациях.
На совершенствование прыжковопределяющее влияние оказывает двигательный режим в группах детей раннего идошкольного возраста. Чем больше ребенок целенаправленно двигается, чем большеу него двигательный опыт, тем более высокого уровня он достигает при выполнениипрыжковых упражнений (Е.Г.Леви-Гориневская, 1952).
Для организма ребенка характерныгенерализованные физиологические реакции, т.е. в ответ на внешние воздействияорганизм реагирует активацией различных физиологических систем. Такой способ реагированиявесьма неэкономичен, связан с быстрым исчерпанием резервов и поэтому не можетобеспечивать нормальное функционирование в течение длительного времени. Инымисловами, в организме нет функциональных возможностей для длительногоподдержания устойчивых (стационарных) состояний, возникающих при разного родадеятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственныхнагрузках.
Нетренированный ребенок в 6—7 летспособен выдерживать не более 5—7 мин сравнительно небольшую физическую нагрузку,мощность которой не превышает 1,5 Вт на 1 кг массы тела — это может быть работа на велоэргометре или бег со скоростью 1,5 м/с. Для взрослого здоровогочеловека такая нагрузка нетяжела и может выдерживаться без перерыва в течениечаса и более. Еще менее устойчивы дети этого возраста к статическим физическимнагрузкам. Это, в частности, накладывает большие ограничения на форму учебныхзанятий: необходимость неподвижно сидеть за партой, долго сохранять одно и тоже положение тела предъявляет к организму ребенка неадекватные требования.
Скакалка — мягкий предмет. Этоопределяет специфику упражнений с ней. Хват в упражнениях со скакалкой можетбыть более или менее произвольным. При прыжках ее концы находятся у основанияладони. Технически правильное владение скакалкой в значительной степениопределяется темпом и ритмом движениям предмета. Чтобы сохранять свою форму,скакалка должна постоянно находиться в движении. Это достигается активнойработой кисти. При исполнении движений типа прыжков действия кистями выполнятсяпри фиксированном положении рук, которые согнуты в локтевых суставах (плечо ипредплечье образуют тупой угол).
Изменение темпа вращения скакалкисвязано не только с действиями кистями, но и с тягой скакалки, когда радиус еевращательного движения меняется. Его уменьшениям приводит к увеличению скоростивращения предмета. Напротив, увеличения радиуса вращения способствует снижениютемпа движения (Т.С. Лисицкая, 1982).
В детском саду используютсяразнообразные прыжки через короткую и длинную скакалки. Для овладения прыжкамиважно, чтобы скакалка соответствовала росту ребенка: вставшему на нее обеиминогами ручки скакалки должны доходить до подмышек. Скакалка не должна бытьслишком легкой. Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжковпредставляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенныйцикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребенка. Первая фазаначинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо приэтом остается почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершаюткисти. Несколько позже производится небольшое сгибание ног в коленных суставах.
Вторая фаза — выпрямлением ногобеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверхна 5— 10 см.
Третья фаза — полет. Скакалка в этовремя проходит внизу под ногами ребенка.
Четвертая фаза. Приземлениепроисходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках черезскакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно.
/>
Рис. 1. Фазы прыжка на скакалке
Подобно прыжкам через короткуюскакалку происходят прыжки через длинную скакалку. Разница состоит в том, что впоследнем случае вращение скакалки производит не сам прыгающий ребенок, а двоедругих. Вбегание под вращающуюся скакалку и прыжки через нее представляютдвижение смешанного типа, в котором различают, вбегание и прыжки — неоднократноповторяющиеся циклы. Вбегание производится с небольшого расстояния — 3—4 м, бегравномерный, без ускорения. Скакалка вращается сверху вниз в сторону ребенка.Вбегание осуществляется вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, тотчас послетого, как скакалка пройдет вверху мимо лица ребенка. Как только скакалкаопускается вниз, касаясь земли, ребенок совершает прыжок. Техника прыжков черездлинную скакалку подобна технике прыжков через короткую скакалку.
Прыжки через вращающуюся длинную икороткую скакалки совершаются на двух и одной ноге с промежуточными мягкими снебольшой высотой подскоками или без них. Различают прыжки через вращающуюсявперед и вращающуюся назад скакалки.
Особенности выполнения. К прыжкамчерез скакалку дети начинают проявлять интерес с четырехлетнего возраста. Напятом году жизни они уже осваивают одиночные перепрыгивания через скакалку,вращающуюся вперед. Характерным для детей этого возраста является слишкомвысокое поднимание согнутых в коленях ног при перепрыгивании, большоеколичество лишних движений руками и корпусом.
В пятилетнем возрасте у детейсовершенствуется умение выполнять одиночные прыжки через скакалку, и появляетсясерия прыжков, которые совершаются без остановки (Д.В. Хухлаева, 1971).
Содержательная сторона двигательнойдеятельности дошкольника имеет свою специфику в зависимости от пола. Умальчиков и девочек свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность,которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются ихособенности, связанные с полом. В процессе игр у мальчиков большое занимаютдвижения скоростно-силового характера (бег, метания предметов в цель и надальность, лазание, ходьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры смячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, танцевальные упражнения).Следует отметить, что именно в прыжках через скакалку замечается значительнаяразница между, одновозрастными мальчиками и девочками: девочки могут выполнятьуже по 5—6 прыжков подряд, тогда как мальчикам безостановочные прыжки неудаются. Это объясняется тем, что девочки часто прыгают через скакалкуиндивидуально или, объединяясь подгруппами; мальчики же почти не используютэтот вид движения в самостоятельной деятельности.
Почти у всех мальчиков и у половиныдевочек 5 лет наблюдается неритмичность подпрыгиваний и вращения скакалки,жесткое приземление, излишний наклон туловища и головы.
В возрасте 6—7 лет присистематическом обучении и девочки, и мальчики овладевают разнообразнымипрыжками через вращающуюся вперед-назад короткую и длинную скакалки. Онипрыгают на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу без промежуточных и спромежуточными подпрыгиваниями. У большинства из них уже отмечается правильноеположение корпуса, координированные и экономичные движения рук и ног, мягкоеприземление на переднюю часть стопы. Количество прыжков через скакалку безошибок в среднем составляет у девочек 6 лет 26—30, у мальчиков — 10—12. Девочки7 лет уже могут прыгать около минуты, а некоторые и более минуты без остановки,тогда как мальчики в среднем могут выполнять прыжки в течение 35—40 с (С.О.Филиппова, 2000).
При отсутствии целенаправленногообучения разница в прыжках у мальчиков и девочек 6—7 лет огромна: обычномальчики не овладевают безостановочными прыжками, а остаются на уровне4—5-летних детей, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваиваютразнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.
Упражнения со скакалкой состоят издинамических маховых движений с чередующимися напряжениями и расслаблениямиразличных мышечных групп.
Разнообразные комбинации движений ноги туловища усложняются прыжками через вращающуюся скакалку. Прыжки со скакалкойсостоят из подготовки, толчка, полета и приземления. Подготовка к прыжку. Передтолчком необходимо слегка согнуть ноги. В этом положении мышцы переднейповерхности бедра и задней поверхности голени растянуты, благодаря чему вмомент отталкивания создаются наиболее выгодные условия для последующегосокращения всех разгибателей и выполнения толчка.
Движение руками со скакалкойначинается уже в момент подготовки к толчку. Скакалке придается вращение; призапоздалом начале движения перепрыгнуть через скакалку невозможно. Особенноважно это учитывать при прыжках с двойным вращением скакалки.
Толчок в основном выполняется так же,как в легкоатлетических и гимнастических прыжках. Но в отдельных деталяхимеются некоторые различия. В частности, в прыжках со скакалкой нужноовладевать умением отталкиваться с различной силой в зависимости от формыпрыжков, а, следовательно, изменять характер мышечного напряжения.
При выполнении простых прыжков черезскакалку толчок должен быть минимальным по силе, достаточным для преодолениявращающейся скакалки. При выполнении прыжка с двойным вращением скакалки нуженболее энергичный толчок, чтобы продержаться в полете, пока скакалка пройдет подногами дважды. Но сила толчка все же не должна быть максимальной, так какдвойное вращение скакалки происходит в основном за счет его ускорения.
В отличие от гимнастических илегкоатлетических прыжков, где единичный кратковременный толчок требуетбыстрого приложения усилий прыгающего, в прыжках со скакалкой толчкиповторяются многократно с различной силой, чередуясь в определеннойпоследовательности. Это требует от гимнасток умения правильно распределять своиусилия во времени.
Темп толчков в различных упражненияхи комбинациях может быть различным в зависимости от темпа музыкальногопроизведения. Ритм толчков зависит от скорости вращения скакалки и отчередования различных движений с прыжками разной интенсивности.
Различаются три основные группыупражнений со скакалкой:
—прыжки толчком двумя ногами;
—прыжки толчком одной ногой;
—прыжки толчком двумя ногами,чередуемые с прыжками толчком одной.
Толчки могут быть равномерночередующимися, одинаковыми по силе (после каждого толчка производится прыжокчерез скакалку) или также равномерно чередующимися, но различными по силе (одинтолчок сильнее, когда производится прыжок через скакалку, другой — слабее,когда скакалка в полете, так называемый промежуточный прыжок).
Первые толчки по координации легче,так как движения ногами удобнее согласовать с вращениями скакалки, но ониинтенсивнее по степени мышечного напряжения. Упражнения с промежуточнымипрыжками по координации труднее, чем с равномерно чередующимися толчкамиодинаковой силы, так как скорость движения ног и вращения скакалки различна; нопо интенсивности нагрузки и по степени мышечного напряжения эти упражнениязначительно легче, так как при промежуточном прыжке можно отдыхать, расслабляясоответствующие мышцы.
Полет. В фазе полета в прыжках соскакалкой тело может быть выпрямленным, прогнутым, ноги могут быть согнутывперед или назад. В зависимости от формы тела в полете степень напряженияразличных мышечных групп изменяется. Для простых прыжков характерно напряженноепрямое положение тела и ног в полете и достаточно свободное положение рук. Но впрыжках типа перекидного, согнувшись и т. п., когда туловище и ноги в полетенаходятся в согнутом положении, напряжение мышечных групп различно. Вопределенные моменты полета можно отдельные группы мышц расслаблять ирегулировать мышечное напряжение. Такое умение — залог продолжительнойэкономной работы (Т.Т. Варакина, 1973).
Направление полета зависит отпредварительного толчка и формы прыжка. В элементарных прыжках обычно полетнаправлен в вертикальной плоскости, а в сложных — вперед-кверху, в сторону. Вполете, как правило, руки отведены в стороны-книзу. В простых прыжкахпроизводятся движения прямыми или слегка согнутыми руками и круговымидвижениями кистью. При выполнении сложных прыжков совершаются движения вплечевых суставах, причем слегка согнутыми или прямыми руками; обычно во времяполета руки не поднимаются выше плеч.
В начале простых прыжков движениюскакалки придается нужное направление (вперед, назад, в сторону), а затем вращениепроисходит по инерции. В сложных прыжках скакалка движется по различным дугам инаправлениям. Так, при подбивном прыжке руки, вращающие скакалку вперед,двигаются вперед-книзу, вниз, назад; при прыжке кольцом двумя — вперед-книзу,вниз, в стороны-назад, в стороны.
В прыжках со скакалкой в положенииноги врозь (вперед и назад) максимальная амплитуда разведения ног в полетесовпадает не с переходом через скакалку, а с махом скакалкой вверху.
Трудность упражнения зависит отскорости вращения скакалки во время полета. При выполнении простых прыжковскорость вращения скакалки соответствует скорости прыжка, т. е. на один прыжокприходится одно вращение скакалки. Труднее во время одного прыжка (полета)сделать два вращения скакалки, а еще труднее — три вращения.
Самые легкие прыжки с двойным итройным вращением выполняются толчком двумя, согнув ноги в положение приседа,сложнее прыжки с прямыми ногами, а наиболее сложными являются специфическиепрыжки художественной гимнастики.
Скорость вращения скакалки зависит отвысоты полета, причем зависимость обратная: чем выше полет, тем меньше скоростьвращения скакалки, и, наоборот, при небольшом полете скорость вращения скакалкидолжна быть большей.
Приземление в прыжках со скакалкойхарактеризуется большой мягкостью и пружинностью. Перепрыгнув через скакалку,гимнастка приземляется на одну или на обе ноги. Вначале пола касается носок, азатем происходит мягкий перекат с носка на пятку, причем колени мягко сгибаютсяи быстро выпрямляются.
При приземлении моменты расслаблениячередуются с моментами напряжения. Короткие моменты расслабления необходимомаксимально использовать для отдыха.
От умения мягко, легко, эластичноприземляться зависит качество выполнения упражнения в целом.
Проще всего приземляться на обе ногив полуприсед, сложнее — на одну ногу, так как в данном случае помимоэластичности мышц необходима сила мышц ног для сохранения устойчивости.Наиболее трудны приземления после нескольких прыжков, чередующихся в быстромтемпе, так как для умелого их выполнения необходимо обладать, не толькоспособностью быстро сокращать мышцы, но и пружинностью при чередовании толчковс приземлением.
После высоких сложных прыжков,особенно с двойным вращением скакалки, для большей устойчивости целесообразноприземляться в присед.
Прыжки со скакалкой характеризуютсярисунком движения скакалки, формой движения всего тела, а также их скоростью,направлением, амплитудой и мышечным напряжением.
1.3Общие закономерности техники упражнений с предметами в художественнойгимнастике
Из общеймеханики известно, что всякое физическое тело может совершать две основныеформы движения: вращательное и переместительное. Предметы могут совершатьуказанные движения как самостоятельно, так в руках гимнастки.
Вращениесвободного предмета. В рассматриваемых упражнениях часто встречаются свободныедвижения предмета после бросков, а в случае с жесткими предметами — послекатов. Большинство предметов (обруч, скакалка, булава, мяч), находящихся всвободном состоянии (в полете), как правило, совершают составное движение. Этоозначает, что они вращаются вокруг оси, проходящей через центр тяжести, иодновременно перемещаются по некоторой траектории, зависящей от силы ихарактера броска. Следует помнить, что во всех случаях ось вращения проходитчерез центр тяжести или центр масс предмета. Это строгая физическаязакономерность, и никаких других вариантов вращения движущегося предмета несуществует.
Одной издинамических характеристик вращательного движения предмета является такназываемый момент инерции предмета. Момент инерции физического тела — этостепень сопротивления данного тела внешним вращающим воздействиям.
Перемещениесвободного предмета. Свободный предмет всегда перемещается по параболе. Формапараболической траектории движения предмета зависит от характера и силы броска,которым задается переместительное движение. Высота, форма траектории, характергоризонтального смещения, если оно есть, а также другие кинематическиехарактеристики (например, время, в течение которого предмет находится в полете)зависят от исходных условий вылета снаряда. Эти исходные условия полностьюописываются вектором начальной скорости полета предмета. Вектор начальнойскорости предмета — это характеристика, которая включает в себя как скалярныевеличины, то есть численные величины, так и векторную характеристику, то естьнаправление скорости в момент вылета предмета. Зная эту исходную характеристику,можно узнать характеристики перемещения предмета в полете. Следует помнить, чтодля каждого определенного значения начальной скорости полета характернасовершенно определенная траектория предмета.
Движениепредмета по параболической траектории носит «плоский» характер. Это означает,что параболическая траектория всегда располагается в вертикальной плоскости,что объясняется действием силы тяжести на предмет. При прочих равных условияхбросок под углом дает меньшую высоту вылета. С этой закономерностью движенияпредмета связано и горизонтальное смещение. Между горизонтальным смещениемпредмета и вертикальной составляющей существует обратная зависимость: чембольше одна величина, тем меньше другая.
Еще однасущественная характеристика кинематики предмета — это время его безопорногодвижения. В общем случае время (t) определяется следующей формулой:
/>,
где g —ускорение свободного падения, h — максимальная высота броска предмета.
Изданной формулы вытекает, что время определяется исключительно высотой. Такимобразом, перемещение предмета по горизонтали не влияет на длительностьбезопорного движения предмета.
Все элементы кинематики имеют большое значение, так как винтервале времени между броском и ловлей предмета гимнастка может произвольнодвигаться. Очевидно, что от момента броска до момента ловли гимнастка должнаперемещаться вслед за предметом со средней скоростью, равной горизонтальнойсоставляющей перемещения самого предмета. Только тогда возможна точная ловляпредмета, так как спортсменка оказывается в зоне его падения.
1.3.1Технические элементы упражнений с лентой
Впроцессе овладения упражнениями с предметами занимающиеся приобретаютразнообразный двигательный опыт, совершенствуют умение управлять движениями руки особенно кистей.
Упражненияс лентой способствуют развитию подвижности в суставах и силы мышц плечевогопояса и рук, тонкой и сложной мышечной координации, связанной с умениемвыполнять сильные, широкие движения туловищем и рукой, а также мелкие, быстрыедвижения только рукой. Упражнения с лентой характеризуются слитностью, динамичностьюи пластичностью движений. Основа техники движений с лентой заключается внепрерывном поддержании инерции полета ленты при последовательном выполненииразличных рисунков. Движения с лентой, выполняемые в сочетании с разнообразнымидвижениями тела (прыжками, бегом, равновесиями и т.д.), оказывают значительноефизиологическое воздействие на организм в целом (М.Л. Журавин, 2005)
Упражненияс лентой делятся на махи и круги, восьмерки, змейки, спирали, броски.
В началеизучения упражнений с лентой необходимо освоить хват палочки. Ее держатсвободно тремя пальцами — большим, указательным и средним. Конец палочки слегкаупирается в ладонь у основания большого пальца. Хват должен быть ненапряженным,чтобы можно было легко, без значительных усилий вынуть палочку из руки.
Махи икруги в зависимости от величины радиуса вращения ленты могут быть большими,средними и малыми. При выполнении больших махов и кругов палочка и кистьсоставляют прямую линию. Махи и круги выполняются в лицевой, боковой игоризонтальной плоскостях по часовой и против часовой стрелки.
Восьмерки,как и махи, делятся на малые, средние и большие, выполняются последовательнымиповоротами кисти или всей руки внутрь или наружу. Восьмерки подразделяются навертикальные и горизонтальные и выполняются в трех основных и промежуточныхплоскостях, по полу и по воздуху.
Махи,круги и восьмерки лентой при их изучении на месте сопровождаются пружиннымидвижениями ног.
Змейкибывают вертикальные (зубцы ленты вертикально полу) и горизонтальные (зубцыгоризонтально полу), выполняются по полу и по воздуху. Змейки выполняютсятолько движением кисти, при слегка согнутом локте: либо ее сгибанием иразгибанием (вертикальная змейка), либо отведением и приведением(горизонтальная змейка). Змейки выполняются быстро, но с полной амплитудой,хват палочки свободный. Зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми по высоте.Обучение начинается с движений по полу. Рисунок змейки не должен изменятьсяиз-за соприкосновения ее с полом. При движении змейки по воздуху повышается частотадвижений кистью. Основными ошибками исполнения являются вялый рисунок, змейка сбольшими и широкими зубцами.
Спираливыполняются круговыми движениями предплечья и кистью, локоть свободно согнут.Витки спирали должны быть одинаковыми по величине и располагаться близко один кдругому. Спирали бывают вертикальными и горизонтальными (соответственно виткивертикально полу или горизонтально), направление движения определяется почасовой стрелке или против нее. При выполнении вертикальной спирали палочку держатпараллельно полу, при выполнении горизонтальной — палочка обращена вверх иливниз. Возможные ошибки — нарушение формы витков и их наклонное положение.
Броскилентой относятся к сложным движениям, поэтому в условиях школы и дошкольногоучреждения они могут применяться только на секционных занятиях. На уроке изанятиях физической культурой они не используются из-за сложности движений иметодического неудобства. (М.Л. Журавин, 2005)
ГЛАВА2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
1. Анализ литературных источников
3. Тестирование уровня физической подготовленности
4. Тестирование техники прыжков через скакалку
5. Методы математической статистики
Анализ литературных источников
Теоретический анализ и обобщениелитературных источников осуществлялись с целью ознакомления с современнымипредставителями авторов в области теории и методики физической культуры,возрастной физиологии, дошкольной педагогики и психологии. Большое вниманиеобращали на труды, посвященные закономерностям роста, развития физическихкачеств и формированию двигательных навыков у детей дошкольного возраста,который способствует гармоническому развитию личности.
Тестирование уровня физической подготовленности
Целью тестирования, проходившего в соответствии срекомендациями (С.О.Филиппова 2008) является определение уровня физическойподготовленности.
Тестирование прыжков через скакалку
Целью тестирования являлось определение у детей старшегодошкольного возраста умения прыгать через короткую скакалку и выявление ошибок.Оценка элементов техники представлена на таблице 1.Стоимость качества элементовтехники: 0-не выполняются, 1-выполняется частично одна из фаз, 2-выполняетсячастично более двух фаз, 3-полное выполнение элементов техники.