6-й класс (136 ч)

6-й класс (136 ч) Русский язык – язык русского народа.Связь русского языка с национальными традициями русского народа. Слово в языке и речи(повторение и углубление изученного в 5-м классе)Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь.Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы.Понятие «часть речи».Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных.Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Орфограмма-буквы ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений-существительных).Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.Глагол как часть речи и как член предложения.Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами. Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами. Разделительные знаки препинания.Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.^ Слова со значением «количество предметов»Имя числительное в языке и речи.• Имя числительное как часть речи.• Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.• ^ Морфологические признаки количественных числительных.Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква ь в середине и на конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных.Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы.• ^ Сочетательные возможности количественных числительных.Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с существительными.Грамматическая сочетаемость.• ^ Роль количественных числительных в предложении и тексте.Количественные числительные в качестве подлежащего.Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.^ Слова со значением «признак предмета»Имя прилагательное в языке и речи.• Имя прилагательное как часть речи.Лексическое значение имен прилагательных.• ^ Общее грамматическое значение имен прилагательных.Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных (типа июньский, январский).Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.Буквы о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.• ^ Морфологические признаки имен прилагательных.Постоянные и непостоянные морфологические признаки.Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных.Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.Относительные имена прилагательные.Притяжательные имена прилагательные.• ^ Сочетательные возможности имен прилагательных.Лексическая сочетаемость.Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное».• ^ Роль имен прилагательных в предложении.Имя прилагательное в качестве определения.Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях.Имя прилагательное в качестве сказуемого.Составное именное сказуемое.• ^ Имя прилагательное в тексте.Текстообразующая роль имен прилагательных.Порядковые числительные в языке и речи.• Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.• Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.• ^ Роль порядковых числительных в предложении.• Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть речи.• Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.Указательные слова-местоимения. Местоимения – прилагательные в языке и речи.• ^ Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов.Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько. Склонение вопросительно-относительных местоимений.Неопределенные местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений.Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др.Склонение притяжательных местоимений.Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько.Склонение указательных местоимений.Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой.Склонение определительных местоимений.• ^ Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении.• Местоимение как часть речи (обобщение).Местоимения в тексте.^ Слова со значением «признак предмета по действию»Причастие.• Причастие как особая форма глагола.• Грамматическое значение.• Морфологические признаки.Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия.Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы.• ^ Причастный оборот.Выделение причастного оборота на письме.Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.Полная и краткая форма страдательных причастий.Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание гласных перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.Правописание е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.Правописание не с причастиями.• ^ Роль причастий в предложении.Причастие в качестве определения.Причастие как именная часть составного именного сказуемого.• Сочетательные возможности причастий.Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + причастие».Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существительное».• ^ Причастие в тексте.Текстообразующая роль причастия.Развитие речи*.* В программе 6–9-го классов содержание работы по развитию речи не распределено по разделам программы, а дается последовательно в одном месте, чтобы отчетливее представить его логику.Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи. Расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.• ^ Текст. Широкие и узкие темы. Простой и сложный план текста. Эпиграф.• Стили речи. Научный и официально-деловой стили. Задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства.• Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Соединение типов речи в тексте.• Изложение (подробное, выборочное) текстов разных типов и стилей речи:– повествование в научном стиле;– повествование с элементами описания в художественном стиле;– рассуждение в художественном стиле.• Сочинение:– описание интерьера;– рассказ;– рассказ на основе картины, включающий описание;– рассуждение на дискуссионную тему;– рассуждение с элементами повествования или описания по музыкальным впечатлениям.– отзыв о книге.• ^ Повторение пройденного в 6-м классе.Результаты 6-го года обученияУчащиеся должны уметь:– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;– по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;– по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;– по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;– по связной речи: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, художественный, официально-деловой стили речи; видеть в тексте художественного стиля описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением;– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.Тематическое планирование по русскому языку для 6 классаПовторение пройденного Фонетика и графика Состав слова и словообразование Части речи Синтаксис и пунктуация. Простое предложение Предложения с однородными членами Предложения с обращением 7-8. Сложное предложение. Знаки препинания. 9-10. Предложения с прямой речью. Знаки препинания Обобщающие упражнения. Контрольный диктантТекст Тема. Основная мысль. Смысловые части текста. План. Развитие мысли в тексте. Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений. Параллельная связь предложений в тексте РР Анализ текста. Изложение. Контрольный диктант.Речь Типы речи. Повествование. Описание. Описание в повествовательном тексте. общее понятие о рассказе. Стили речи. Разговорный и книжный стили. Научный стиль Деловой стиль Стиль художественной литературы Обобщающие упражнения. РР Сочинение по данному началуСинтаксис и пунктуация 30-31. Словосочетание. Согласование. 32-33. Управление. 34-35. Примыкание. 36. Типы простого предложения. 37-38. Сложные предложения с союзами. Обобщающие упражнения. Контрольный диктант.Лексика Прямое и переносное значение слова. Омонимы Синонимы Антонимы Обобщающие упражнения.Морфология и орфография Имя существительное Имя существительное как часть речи. Имена существительные общего рода Имена существительные, имеющие форму только единственного числа Имена существительные, имеющие форму только множественного числа Склонение имен существительных типа день, сон, лед Склонение имен существительных на -ий, -ие, -ия Разносклоняемые имена существительные Склонение имени существительного путь Склонение существительных мать и дочь Несклоняемые имена существительные Контрольный диктант Образование имен существительных Образование имен существительных с помощью суффиксов Имена существительные с суффиксами -ость, -от Имена существительные с суффиксами -ени(е), -ни(е) Образование имен существительных со значением лица Имена существительные с суффиксами ~щ(а), -ниц(а) Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением Образование имен существительных с помощью приставок Образование имен существительных с помощью приставок и суффиксов Сложные имена существительные Правописание НЕ с именами существительными Обобщающие упражнения Контрольный диктант.Имя прилагательное 70-71. Имя прилагательное как часть речи Качественные имена прилагательные Полные и краткие имена прилагательные Имена прилагательные в роли сказуемого Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной степени Образование превосходной степени Относительные имена прилагательные Склонение притяжательных имен прилагательных Контрольный диктант Образование имен прилагательных с помощью суффиксов Имена прилагательные с суффиксами -н, -енн, -онн Имена прилагательные с суффиксами Ctrl, ~sirl Имена прилагательные с суффиксом -инн 84-85. Обобщающие упражнения Имена прилагательные с суффиксами -оф, -еф Сложные имена прилагательные Правописание НЕ с именами прилагательными 89 – 90. Обобщающие упражнения 91. Контрольный диктантИмя числительное Имя числительное как часть речи Простые, сложные и составные имена числительные Количественные имена числительные Разряды количественных числительных Правописание количественных числительных Склонение количественных числительных, обозначающих целые числа Склонение сложных количественных числительных Склонение составных количественных числительных Склонение дробных числительных Склонение собирательных числительных Порядковые имена числительные 103-105. Обобщающие упражнения Контрольный диктант РР Изложение. Анализ текстаМестоимение Местоимение как часть речи Личные местоимения ПО. Определительные местоимения Указательные местоимения Притяжательные местоимения 113-114. Вопросительные и относительные местоимения 115-119. Неопределенные и отрицательные местоимения. Их правописание 120. Возвратное местоимение себя 121 – 122. Обобщающие упражнения Контрольный диктант РР Анализ текста. ИзложениеГлагол Глагол как часть речи Разноспрягаемые глаголы Возвратные глаголы Одновидовые и двувидовые глаголы Глаголы, обозначающие действия, происходящие один или много раз Глаголы, обозначающие постоянное действие Глаголы с приставками Обобщающие упражнения Контрольный диктант 134 – 136. Анализ ошибок. Повторение в конце года. Подведение итогов года