ГосударственныйУниверситет поЗемлеустройству
Кафедраэкономической теории и менеджмента.
Курсоваяработа по экономической теории на тему:
«Государственныйбюджет: источникиформирования, расходы, дефицит»
Выполнила:
Студентка 12э группы.
Проверил:
Германович АГ.
Москва 2002 г.
Содержание
Введение___________________________________________________
1. Глава 1:Государственный бюджет: источники формирования, расходы,дефицит_________________________________________
2. Глава 2:Государственный бюджет 2002 год (доходы ирасходы)_________________________________________________
4.Заключение_______________________________________________
5. Списоклитературы________________________________________
Введение:
Нетолько банки оперируют денежной массой страны. Предложение денег в странерегулируется мерами правительства по налогообложению, определениюгосударственных расходов, размером бюджетного дефицита и способов его покрытия.Манипулирование бюджетом, налогами, государственными займами — важныйинструмент макроэкономического регулирования, а так же решенияобщенациональных, социальных задач. Поэтому, изучая макроэкономику, необходимоознакомиться с бюджетом, налогами и основами бюджетно-налоговой политики. Этото с чем мы сталкиваемся при уплате налогов, участвуя в лотереях, получаястипендии, пособия и т.п.
ГлаваI. Государственный бюджет:источники формирования, расходы, дефицит.
Финансовая и бюджетнаясистема государства.
Финансы — экономическийинструмент, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежныхсредств.
Совокупность финансовых отношений национальной экономикиобразует финансовую систему государства.
Централизованные финансы — этогосударственная бюджетная система, государственный кредит, специальныевнебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Онииспользуются в качестве инструмента регулирования национальной экономики вцелом.
В рамках централизованных финансов рассмотрим государственнуюбюджетную систему РФ. Прежде всего, бюджет это роспись доходов и расходовгосударства на определенный срок, иными словами, это финансовый плангосударства, сопоставляющий ожидаемые расходы и доходы. Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы. Бюджетноеустройство представляет собой организационные принципы построения бюджетнойсистемы, бюджетная система выполняет при этом три функции:
1.фискальную – через изъятие налогов обеспечивает необходимые ресурсы для правительственной деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;
2.экономического регулирования – налоги и расходы используются как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);
3. выравнивания доходов – то есть перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, мало обеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам. Бюджетноеустройство определяется государственным устройством – в унитарных государствахэто, как правило, два уровня государственный и местный бюджеты. В федеральныхгосударствах три звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местныебюджеты. В соответствии с Федеральным законом « Об уставах бюджетногоустройства и
Бюджетногопроцесса в РСФСР»1 бюджетная система нашей страныпредставляет собой совокупность бюджетов трех уровней – федерального, субъектовФедерации и административно-территориальных образований. Бюджетная системаРоссийской Федерации основывается на экономических отношениях и принципахединства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности трех бюджетов.2
Ведущимзвеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный)бюджет – основной финансовый план формирования и использованияцентрализованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государствоосуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение иперераспределение валового национального продукта (до 40 процентовнационального дохода). Централизация средств в Федеральном бюджете даетвозможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участкиэкономического и социального развития, осуществлять единуюсоциально-экономическую политику в стране. Огромные суммы, концентрирующиеся вбюджете, позволяют государству проводить активную экономическую и социальнуюполитику. Сейчас в ведении правительства должно находиться и регулированиебизнеса, и помощь нуждающимся, и улучшение системы образования, истимулирование экономического развития. Учитывая ситуацию, сложившуюся внастоящее время в наше стране, следует отметить задачи, которые выполняетроссийский бюджет на данном этапе развития экономики:
– преодолениепоследствий финансового кризиса, поддержания уровня жизни населения и обеспечениефункционирования реального сектора экономики;
– прекращениеспада экономики и обеспечение экономического роста;
– стабилизациякредитно-денежной системы и курса рубля;
– снижениеналоговой нагрузки, создание льготных условий для производственногоинвестирования, повышения уровня собираемости налогов;
– осуществлениереструктуризации государственного долга РФ;
– минимизациягосударственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках исокращение дефицита государственного бюджета;
– снижениеплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов.
– Полномасштабныйпереход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на этусистему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,бюджетов государственных внебюджетных фондов.
БюджетРоссийской Федерации как основной финансовый план государства основывается напоказателях прогноза социально-экономического развития на очередной год. Общиепоказатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественногопроизводства и определяются налоговой системой и экономической политикойгосударства.
Государственныйбюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежнымидоходами и расходами населения.
Источникиформирования Государственного бюджета.
Доходыбюджета поступают из трех источников:
Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством (центральными иместными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные иместные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающихраспределение и перераспределение национального дохода в соответствии сэкономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесенов одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенныйпроцент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% впенсионный фонд от любого заработка). Прогрессивный налог означает, чтос высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципестроится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низкихдоходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налоганиже.
Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременемложиться на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенныеналоги носят, регрессивный характер. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивноеналогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство.Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано скосвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленнойстоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие видыналогов:
– подоходныйналог на физических лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходногоналога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, какимеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации(включая граждан иностранных государств);
– налоги наприбыль предприятий (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являютсявсе юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющиеотдельный счет и баланс;
– налоги наимущество и наследство;
– налоги спродаж, акцизы (на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильныйбензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости(НДС) (доля в бюджете 33%).
Так же доходыФедерального бюджета формируются за счет:
– налога наигорный бизнес:
– налог напокупку иностранных денежных знаков;
– лицензионныхи регистрационных сборов;
– налога наоперации с ценными бумагами;
– платежей заиспользование недрами;
– дивиденды поакциям, находящимся в федеральной собственности;
– ПрибылиЦентрального Банка РФ;
– Прочихналогов, сборов, пошлин и других платежей.
Так же стоит отметить земельный налог и арендную плату за земельныеучастки. При организации эффективного землевладения и землепользования многиекатегории земель могут стать важным источником пополнения доходной частибюджета. Посредством земельных платежей администрации территории решают многиесложные вопросы доходности бюджета.
Налоговые доходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговыедоходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.
Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономическойдеятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственнойсобственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям,принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося вгосударственной собственности, консульский сбор, доходы от проведениявсероссийских государственных лотерей.
Расходы бюджета Российской Федерации.
Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил и государственного аппарата; финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства; выплата процентов по государственному долгу. Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны, ветеранам и т. д.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП.
К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Всё более значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь – на образование и здравоохранение.
Конечно же, главным источником покрытия большинства государственных расходов являются налоги.
Доходы и расходы бюджетовреспублик в составе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расходовфедерального бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов федерации и местные бюджетыполучают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственногобюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством, а также засчет зачисления в доходную часть этих бюджетов (на законодательной основе)определенной доли поступлений от целевого ряда федеральных налогов.
Важную роль в структурецентрализованных финансов играют внебюджетные фонды. В странах с развитойрыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фондынационального страхования, образуемые за счет страховых взносов работниковпредприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Средстваэтих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, вслучае потери кормильца, пособий повременной нетрудоспособности, побезработице. В рамках финансовой системы России в настоящее времянасчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и производственногоназначения. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: длярасширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталыхотраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетныхотраслей экономики.
Одним из звеньевфинансовой системы государства является государственный кредит. Главная формаэкономических отношений в рамках государственного кредита — это ситуация,когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает каккредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях,когда государство берет на себя ответственность за погашение займов иливыполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оноявляется гарантом.
Как экономическаякатегория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений:финансов и кредита — и несет черты, как тех, так и других; В качестве звенафинансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованныхденежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетныхфондов всех уровней.
Государственный кредитвыполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функциюгосударственного кредита осуществляется формирование централизованных денежныхфондов государства. Размещение новых государственных займов для погашения задолженностипо уже выпущенным называется «рефинансированием государственного долга».
Государственные займыклассифицируются:
— по субъектам заемных отношений:размещаемые центральными и местными органами управления;
— в зависимости от места размещения:на внутренние и внешние;
— в зависимости от обращения нафондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, инерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;
— в зависимости от срока погашения:краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) идолгосрочные (свыше 5 лет);
— по характеру выплачиваемогодолга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. Снулевым купоном обычно выпускаются ценные краткосрочные бумаги государства, ониреализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.
Дефицит бюджета.
Дефицит бюджета ивеличина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики,поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.
Бюджетный процесспредполагает балансирование государственных доходов и расходов.Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходамии расходами бюджета. Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном годурасходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенныеизменения в национальной экономике, фиксирует результат этих изменений. Следуетзаметить, что несбалансированный бюджет может привести и к возникновениюпрофицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами.
Причин бюджетногодефицита может быть много:
– спадобщественного производства;
– рост предельныхиздержек общественного производства;
– массовый выпуск«пустых» денег;
– значительныесоциальные программы;
– возросшие затратына финансирование ВПК;
– крупномасштабныйоборот «теневого» капитала;
– огромныенепроизводственные расходы, прописки, хищения, потери произведенной продукции имногое другое, пока неподдающееся общественному учету.
Бюджетный дефицит,несомненно, относится так называемым «негативным экономическим категориям» типаинфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемымиэлементами экономической системы.
Следуетзаметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики.Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовойсистемы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета.Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частичноуменьшить дефицит бюджета.
Существует несколькотрадиционных способов покрытия бюджетного дефицита — это государственные займыи ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающийувеличение денежной массы в обращении, — это собственное производство денег.Собственное производство денег сегодня не принимает форму простого печатанияденег, так как это слишком явно связано с инфляцией. В настоящее времяпроизводство денег реализуется посредством создания резервов коммерческихбанков.
Государственный долг
Сумманакопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образуетгосударственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственныйдолг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.Этот долг -наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценныетовары, оказывать определенные услуги, Чтобы оплатить проценты по долгу и самдолг.
Внутренний долг — этодолг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ,государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательстваправительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими ифизическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов,полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредствомвыпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств,гарантированных правительством.
Управление и обслуживаниевнутреннего и внешнего долгов Российской Федерации возложено на Центральныйбанк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РоссийскойФедерации. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счетреспубликанского бюджета.
Назовем основныегосударственные долговые обязательства, которые обеспечиваются ПравительствомРоссийской Федерации:
— государственные краткосрочныеоблигации (сроком на3, 6,12 месяцев);
— государственные долгосрочныеоблигации (сроком до 30 лет);
— облигации внутреннегогосударственного валютного займа;
— казначейские векселя и обязательства.Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики посравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашениивнутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения вэкономической жизни, последствия которых могут быть значительными. Это связанос тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит кперераспределению доходов внутри страны.
Бюджетный дефицит игосударственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ — важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить,насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализавеличены государственного долга. С другой стороны, для оценки величиныгосударственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Как государственный долги его рост влияют на функционирование национальной экономики? Обычно вгосударственном долге видятся две опасности: банкротство нации и опасностьпереложения налогового бремени на будущие поколения.
По поводу первой«опасности» можно отметить следующее:
никто не может запретитьправительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственногодолга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования, взиманияновых налогов (с целью получение достаточных доходов для выплаты процентов подолгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых денег.
Что касается второй«опасности», то специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должнасама себе. В большинстве случаев внутренний долг — это только отношения междугражданами страны. Он является одновременно и государственным кредитом.
Глава II. Государственный бюджет 2002 год(доходы и расходы).
Доходы бюджета: Исходя из реальных возможностейдоходы федерального бюджета в альтернативном его проекте повышаются на 425млрд. рублей. При этом увеличение налогов на производственную деятельность непредусматривается: прирост доходов достигается посредством изъятия в госбюджетеприродной ренты путем налогообложения ранее сокрытых и незаконно вывезенных изРоссии доходов, а так же на основе повышения собираемости налогов иэффективности использования государственного имущества.
1. Увеличение на190 млрд. руб. объема рентных доходов, от эксплуатации ограниченных природных ресурсов,изымаемых в доход Федерального бюджета с помощью налогов, в том числепосредством:
– введениеналога на дополнительный доход от добычи полезных ископаемых, пропорциональногообъему горной ренты, образующейся на конкретных месторождениях (105 млрд. руб.)
– увеличениеплатежей за загрязнение природной среды (15млрд. руб.)
– роста неменее чем на 70 млрд. руб. поступлений экспортных пошлин, связанного сприведением ставок пошлин на вывоз энергоемких сырьевых товаров (прежде всегометаллов и продукции химической промышленности) в соответствии со ставкамипошлин на вывоз энергоносителей, которые не должны быть меньше 25%.
2. Увеличение на80 млрд. руб. поступлений по налогу на прибыль в связи со снижениемнелегального вывоза капитала. Прирост величены не поступившей экспортнойвыручки за 1992-2000гг. – 49,3 млрд. долларов, что вместе с приростом на 38,2млрд. долларов экспортных кредитов, представленных нефинансовыми предприятиями нерезидентам[1],за этот период составило 87,5 млрд. долларов. Бюджет недополучил 30 млрд.долларов налога на прибыль, что превышает потребности страны в погашениивнешних займов в ближайшие годы.
3. Увеличениена 55,2 млрд. руб. поступления налога на добавленную стоимость по товарам,производимым на территории России, на основе повышения его собираемости.
4. Увеличение на14 млрд. руб. поступлений от акцизов на водку и ликероводочные изделия связанное с сокращением доли нелегально производимой продукции вследствиеужесточения контроля за деятельностью предприятий отрасли, использующихпроизводственные мощности на уровне ниже экономически оправданного. Ростпоступлений от акцизов на ввозимые товары этой группы на 3 млрд. руб.
5. Увеличение на 53 млрд. руб.неналоговых доходов от имущества, находящегося в государственной собственности.Из них 25 млрд. должны составить платежи за пользование не воспроизводимыми иуникальными природными ресурсами (включая радиочастоты, земельные участки,морские биоресурсы, и т.п.), сопряженные с продажей прав на доступ к ним, в томчисле на аукционной основе; на 22 млрд. руб. необходимо увеличить суммупоступающих в федеральный бюджет дивидендов по принадлежащим государствуакциям, доходов от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества,а также платежей государственных унитарных предприятий. Остальные 6 млрд. руб.приходятся на увеличение объема перечисляемой в бюджет прибыли Центрального банкаРФ, связанного с сокращением необоснованно создаваемых провизии.
6. Увеличение на 9 млрд. руб.поступлений налога на прибыль и на 11 млрд. налога на добавленную стоимость потоварам, производимым на территории России, в связи с повышением с 4,3 до 6,0%реальных темпов роста ВВП.
Расходы бюджета. На основе увеличения доходовбюджета и устранения его необоснованного профицита имеется возможностьобеспечить полноценное финансирование критически важных для будущего развитиястраны бюджетных расходов, увеличив их на 551,5 млрд. руб. по сравнениюс правительственным вариантом и распределив дополнительные ассигнованияследующим образом.
В социальной сференеобходимо: 1) в соответствии с законодательно установленными нормативамиувеличить финансирование расходов на науку на 57,2 млрд. руб., на образование —на 80,8 млрд. (в том числе увеличить стипендии студентам в 2—2,5 раза), накультуру, искусство и кинематографию — на 33,2 млрд. руб.; 2) на 1 млрд.увеличить расходы на профилактику безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних; 3) восстановить программу расширения занятости, увеличивассигнования на реализацию государственной политики занятости на 4,3 млрд.руб.; 4) во исполнение соответствующих федеральных программ дополнительновыделить 50 млрд. руб. в Фонд компенсаций, создаваемый для финансированиядетских пособий, льгот ветеранам и инвалидам, в том числе 20 млрд. руб. — напогашение задолженности по детским пособиям и 12 млрд. — на их удвоение с 1июля грядущего года; 5) на 27,0 млрд. руб. увеличить Фонд софинансированиясоциальных расходов, создаваемый для предоставления населению жилищных субсидийна оплату жилья и коммунальных услуг; 6) увеличить на 14,5 млрд. руб. расходына реализацию Федеральной целевой программы «Дети России» (в том числе на оплатупитания школьников и проезда детей в общественном транспорте — на 10 млрд.), атакже на организацию летнего отдыха детей — на 0,5 млрд.; 7) выделить нафинансирование молодежной политики не менее 1 млрд. руб.; 8) на 20,0 млрд. руб.увеличить расходы на здравоохранение (без учета затрат на формированиелизингового фонда государственной поддержки этой сферы), а также на 4 млрд. —на финансирование санитарно-эпидемиологических служб, в том числе навакцинацию, производство современных диагностических и лечебных средств; 9)исходя из реального роста стоимости жизни направить на повышение минимальнойзаработной платы работников, не отмеченных выше отраслей бюджетной сферы доуровня прожиточного минимума 90 млрд. руб. сверх запланированных ПравительствомРФ ассигнований на эти цели.
Перечисленные направленияи количественные параметры увеличения социальных расходов позволят реальнопроиндексировать заработную плату работников бюджетных отраслей, увеличив ее всреднем вдвое (до уровня не ниже 4 тыс. руб. в месяц) и повысив минимальнуюзарплату до 900 руб. Значительная (около 150 млрд. руб.) часть средств,выделяемых на финансирование социальной сферы сверх запланированных поправительственному проекту, поступит в бюджеты субъектов Федерации, чтопозволит устранить заложенный в данном проекте перекос в пользу «федеральногоцентра» и восстановить законные права регионов на получение положенной им частиконсолидированного бюджета страны. В целях подъема инвестиционной иинновационной активности предстоит обеспечить полноценное финансированиефедеральных целевых программ, ориентированных на решение приоритетных задачмодернизации и структурной перестройки экономики, восстановив Бюджет развития ипредусмотрев в нем 98,5 млрд. руб. дополнительных ассигнований на капиталовложенияна безвозвратной основе, в том числе расходы на: 1) формирование лизинговогофонда господдержки здравоохранения — в объеме 2,5 млрд. (на закупкуотечественного медицинского оборудования); 2) создание лизингового фондагосударственной поддержки воздушного транспорта — 9 млрд. (на закупку воздушныхотечественных судов); 3) образование лизингового фонда государственнойподдержки водного транспорта— 7,0 млрд. (на закупку отечественных морских иречных судов); 4) финансирование капитальных вложений, обеспечивающихреализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики, — 10млрд.; 5) финансирование модернизации жилищно-коммунального хозяйства в целяхэнергосбережения и снижения эксплуатационных затрат — 11 млрд. (в том численаправить 5 млрд. руб. на погашение задолженности органов федеральной власти покоммунальным услугам); 6) поддержку развития малых городов — в объеме 2 млрд.руб. В составе Бюджета развития следует также: 1) предусмотреть ассигнования напроведение эффективной конверсии оборонных предприятий — до 8,0 млрд. руб.; 2)увеличить взносы в уставной капитал Банка развития — на 5 млрд.; 3) развернутьсистему господдержки экспорта высокотехнологичной продукции, предусмотревпредоставление экспортных кредитов предприятиям-экспортерам — на 21,5 млрд.; 4)на 6,5 млрд. увеличить ассигнования на развитие космической отрасли (в целяхпреодоления нарастающего отставания в этой области, обеспечения российскихинтересов в сфере освоения космического пространства, на модернизацию отечественныхкосмических средств связи); 5) выделить 1 млрд. руб. на поддержку малогопредпринимательства (для совершенствования соответствующей инфраструктуры,связанной с функционированием офисных центров, оказанием услуг по ведениюбухгалтерской отчетности, расчетно-банковским обслуживанием, и т.п.). В целяхподдержки АПК нужно увеличить: 1) ассигнования на субсидирование выплатыпроцентных ставок по кредитам, привлекаемым предприятиями и организациямиагропромышленного комплекса и другими организациями производственной сферы, —на 20 млрд. руб.; 2) расходы на формирование лизингового фонда господдержкисельскохозяйственных товаропроизводителей (на закупку сельскохозяйственнойтехники российского производства) — на 15,0 млрд. руб.
Для обеспечениянациональной безопасности следует увеличить по сравнению с правительственнымпроектом расходы на: 1) закупку и модернизацию вооружений, проведениеперспективных НИОКР (включая погашение ранее возникшей задолженности повыполненному оборонному заказу) — в объеме 38,6 млрд. руб.; 2) проведениевоенной реформы — 264 млн.; 3) содержание мобилизационных мощностей и погашениесоответствующей задолженности российского правительства — 0,5 млрд.; 4) целиборьбы с наркобизнесом — в объеме 5,2 млрд. руб.
Доходы и расходы бюджета,не учитываемые в составетекущих поступлений и ассигнований. В правительственном проектефедерального бюджета на 2002 г. поступление и расходование средств, связанных спредоставлением и погашением кредитов, а также с проведением других капитальныхопераций, вынесены за рамки текущих расходов. При этом некоторые собственныеисточники доходов требуют корректировки.
Так, остаткисредств на начало 2002 г. составят 300—350 млрд. руб. По меньшей мере, половинаэтой суммы (не менее 160,7 млрд.) должна быть направлена на финансированиепенсий, что позволит увеличить их средний размер в 1,5 раза, довести размерминимальной пенсии до 900 руб. в месяц, погасить правительственнуюзадолженность перед Пенсионным фондом РФ в размере б млрд. руб., а также решитьпроблему формирования накопительной части этого фонда. Возможное ицелесообразное увеличение доходов бюджета позволяет обойтись безновыхзаимствований для обслуживания его дефицита. Отпадает необходимость в размещенииновыхгособязательств, привлечении кредитов иностранных коммерческихбанков, а также в распродаже государственного и муниципального имущества(нецелесообразность таковой очевиднана фоне нынешнего состоянияфондового рынка и вероятных цен на акции предлагаемых к приватизации объектовсобственности).
На фоне устойчивого ибыстрого роста валютных резервов страны определенная часть внешних обязательствгосударства может быть погашена за счет центробанковских кредитов, привлекаемыхфедеральным правительством в качестве целевого нерыночного займа. Вместе с темзапредельно высокие платежи по госдолгу требуют его реструктуризации. Важно, вчастности, отказаться от инициируемых Правительством надуманных операций поувеличению своих долговых обязательств перед Центральным банком РФ, в целомурегулировать вопрос госдолга перед ним. Это позволило бы сэкономить не менее20 млрд. руб. бюджетных денег и сократить государственный долг более чем на 500млрд. руб.
Для решения проблемы внешнегодолга не обойтись без его реструктуризации со списанием не менее половины суммыили без применения схемы «долги в обмен на инвестиции», предусматривающейсохранение выплачиваемых денег внутри страны и использование центробанковскихкредитов.
ЗапланированныеПравительством РФ показатели расходования средств сверх текущих расходовбюджета также требуют уточнения. В частности, необходимо на 8,8 млрд. руб.увеличить расходы по восстановлению вкладов населения. Важно такжепредусмотреть дополнительные ассигнования на возвратной основе для господдержкинароднохозяйственного развития за счет дополнительных доходов, а также за счетпривлечения кредитов Банка России и коммерческих банков под конкретныеинвестиционные проекты с обслуживанием и погашением кредитов из доходов откапиталовложений.
Кроме ассигнований набезвозвратной основе, следует предусмотреть в составе восстанавливаемогоБюджета развития-2002 не менее 65 млрд. руб. на предоставление государственныхгарантий под кредиты и инвестиции, привлекаемые в финансирование приоритетныхнаправлений структурной перестройки и модернизации экономики. В результатестимулирования инвестиционной деятельности повысятся темпысоциально-экономического развития, и укрепится доходная часть бюджета.
Дополнительные доходыи их распределение.При утверждении федерального бюджета следует исходить из наиболее реалистичноговарианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Однако при добросовестной работе фискальных органов и проведении политикиэкономического роста в ходе исполнения федерального бюджета могут быть полученызначительные дополнительные доходы. Они возможны, во-первых, вследствие болеевысоких в сравнении с предполагаемыми «Прогнозом…» темпов роста ВВП (вреальном выражении), инфляции и обменного курса доллара к рублю, во-вторых, —при перевыполнении бюджетных заданий по доходам в случае благоприятнойвнешнеэкономической конъюнктуры.
В-третьих, в случае принятия предлагаемых выше мерэкономической политики возникнут системные эффекты увеличения бюджетныхрасходов, конечного спроса, доходов граждан и предприятий, инвестиций,налоговых и неналоговых поступлений в бюджетную систему. Сокращение неплатежейв свою очередь приведет к повышению собираемости и к увеличению бюджетныхдоходов.
В-четвертых,в результате проведения мер по пресечению нелегального вывоза капитала возможноувеличение поступления иностранной валюты, что приведет к существенному ростуимпорта. Соответственно возрастут поступления НДС по ввозимым товарам и ввозныхпошлин. Поступление этих налогов увеличится при погашении нерезидентамиимпортных авансов, предоставленных им российскими предприятиями. За 1992—2000гг. прирост суммарной величины непогашенных нерезидентами импортных авансов,полученныхими от российских предприятий, составил 38,8 млрд. долл., априрост суммарной величины импортных кредитов, предоставленных российскиминефинансовыми предприятиями нерезидентам, — 2 млрд. В течение 2002 г. возможно снижение величины не поступивших товаров и услуг в счет погашения выданных ранееимпортных авансов на 5—10 млрд. долл.
В-пятых, существуют резервы, связанные с назревшейнеобходимостью ликвидации необоснованного снижения таможенных платежей приввозе товаров физическими лицами, а также при импорте из стран СНГ, не входящихв Таможенный союз.
В-шестых, дополнительныеналоговые поступления возникнут в связи с погашением недоимок предприятиями,улучшившими свое финансовое положение после репатриации[2]экспортной выручки и погашения предоставленных ими импортных авансов икредитов.
Точно оценить величинудополнительных налоговых поступлений от внешней торговли невозможно, ибо ихполучение предполагает реализацию конкретных мер по укреплению налогового,таможенного и валютного контроля. Однако уже в грядущем году их величина можетсоставить сотни миллиардов рублей.
Общий потенциалувеличения доходов федерального бюджета сверх планируемой федеральнымправительством величины на основе мобилизации всех указанных во второй частинастоящей статьи источников — не менее триллиона рублей. Учитывая, что 425 млрд.руб. из них учтены в доходной части настоящей концепции бюджета, суммадополнительных доходов при проведении соответствующей экономической политикиможет составить свыше 500 млрд. руб.
Необходимо определить структуруи порядок расходования дополнительных доходов федерального бюджета, не допускаяих накопления на бюджетных счетах (что в условиях повышенной по сравнению спрогнозом инфляцией вело бы к сокращению реальных бюджетных расходов иконечного спроса, тормозя тем самым экономический рост).
Распределениедополнительных доходов необходимо осуществлять ежеквартально, а не в концегода, выделив в качестве приоритетов: 1) восстановление вкладов населения вСбербанке России;
2) повышение заработной платы работникамбюджетных отраслей; 3) погашение задолженности перед поставщиками продукции длягоснужд; 4) инвестирование в развитие экономики, включая создание лизинговыхкомпаний для приобретения транспортных средств и сельскохозяйственной техникиотечественного производства; 5) финансирование экспорта высокотехнологичнойпродукции; 6) финансовую поддержку модернизации жилищно-коммунальногохозяйства;
7) досрочное погашение наиболее дорогихв обслуживании облигаций госдолга.
Таким образом,альтернатива правительственной бюджетной политике и необходима, и имеется.Выбор между двумя проектами бюджета-2002 — это выбор между политикойэкономического роста и социального развития России, с одной стороны, иполитикой, ведущей нас в тупик тотальной социально-экономической деградации, —с другой.
Список литературы.
1. Агапова Т.А.,Серегина С.Ф., «Макроэкономика» Москва изд. «Дело и Сервис» 2001г. (стр.117-119, 371-379).
2. «Экономическаятеория» под редакцией В.Д. Камаева, Москва изд. «Владос» 2001г. (стр. 381-384,385-388, 403-406).
3. А.П. Казаков,Н.В. Минаева «Экономика (микро-, макро- и прикладная экономика)» Москва 1999г.(стр. 136, 139-141).
4. Учебник поосновам экономической теории под редакцией В.Д. Камаева изд. «Владос» Москва1998г. (стр. 272-273).
5. Российскийэкономический журнал изд. «Финансы и статистика» 9 издание 2001г. (стр. 15-16).
6. Журнал Вопросыэкономики изд. «Институт экономики РАН» Москва 2001г. (стр. 45-53).
7. Газета «Экономикаи жизнь» 23 августа 2001г.