Контрольная работа
по дисциплине«Организация казначейской системы»
на тему«Контроль зацелевым расходованием средств бюджетополучателей»
Содержание
Введение
1. Этапы казначейскогоконтроля
2. Санкционированиерасходов бюджет
Заключение
Введение
Рассматриваяработу органов Федерального казначейства, большинство авторов в основномакцентируют свое внимание на их деятельности в области исполнения федеральногобюджета Российской Федерации и управления доходами и расходами бюджета. Однакозачастую упускается такая важная казначейская функция, как контроль. Вместе стем казначейство является единственным федеральным органом государственногофинансового контроля в России, для которого приоритетным направлениемдеятельности служит превентивный характер контроля.
Контрольная функция органов Федеральногоказначейства интересна тем, что проводимые контрольные мероприятия неисчерпываются лишь констатацией нарушений и контролем их устранения. ОрганамФедерального казначейства необходимо установить причинно-следственные связивыявленных отклонений полученных результатов от заданных параметров инормативных предписаний, которые позволили бы разработать конкретныепредложения и рекомендации по улучшению проверяемого объекта. Бюджетныйконтроль — это составная часть финансово-экономического контроля, и трактуетсяон как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами в ходепроверки законности, целесообразности и эффективности действий в образовании,распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов Федерации и местныхорганов самоуправления, при выявлении резервов увеличения поступлений доходов вбюджет, по улучшению бюджетной дисциплины.
1. Этапы казначейскогоконтроля
Несмотря на пятнадцатилетнюю практикуконтрольной деятельности органов федерального казначейства, научныеисследования в данной области знаний практически отсутствуют, что значительнотормозит ее развитие. В контрольной деятельности казначейства можно выделитьдва направления: контроль за доходами и контроль за расходами государства.Причем полномочия в сфере контроля за исполнением доходной части бюджетазначительно уже по сравнению с полномочиями при контроле за расходной частью.При этом контрольные действия осуществляются и по горизонтали, и по вертикали.Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешниепроявления, осуществляется в различных формах, в связи с чем возможна егоклассификация в зависимости от избранного критерия. По критерию временипроведения контроля и времени совершения проверяемых финансовых операций онподразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Виды казначейского контроля:
Ø государственный
Ø исполнительной власти
Формы казначейского контроля:
Ø предварительный
Ø текущий
Субъекты контроля:
Ø средства Федерального казначейства
Ø внебюджетные средства
по характеру материалов:
Ø документальный
метод казначейского контроля:
Ø проверка
В соответствии со ст. 267 Бюджетногокодекса РФ (далее по тексту — БК РФ) Федеральным казначейством проводитсяпредварительный и текущий контроль за движением средств бюджета игосударственных внебюджетных фондов у всех участников бюджетного процесса. Еслипрежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся послеих расходования, то в настоящее время на этапах предварительного и текущегоконтроля проверяется соответствие расходов представленным документам, т.е.утвержденным лимитам, подтверждение надлежащей реализации договоров на поставкупродукции, выполнение работ и услуг либо заключенных трудовых соглашений.Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходованиясредств бюджета. При этом Федеральное казначейство взаимодействует с другимифедеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанногоконтроля и координирует их работу.
Предварительный казначейский контрольпредшествует фактическому исполнению бюджета, т.е. поступлению налоговых и иныхплатежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию каких-либо решенийпо финансовым и другим вопросам. Фактически этот контроль осуществляется впроцессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счетаорганов Федерального казначейства.
Классифицируя формы казначейскогоконтроля по временному признаку, к предварительному контролю можно отнестивыдачу органами казначейства разрешений организациям на открытие счетов поучету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходдеятельности, и учет казначейским органом обязательств, подлежащих исполнениюза счет средств бюджета. Контрольная деятельность органов Федерального казначействапри учете операций с данными средствами проявляется в том, что казначействоконтролирует правомочность поступления внебюджетных средств на лицевой счетполучателя и их расходования на те или иные цели. Учитывая, что государствонесет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений,решение об открытии внебюджетных счетов в органах Федерального казначействаявляется вполне логичным, так как в данном случае государство в лицеказначейства непрерывно контролирует объем обязательств бюджетополучателей и ихфинансовое состояние. Данный процесс также позволит государству определитьперечень тех учреждений и организаций, которые на самом деле нуждаются вгосударственной поддержке.
Предварительный казначейский контроль — это контроль, проводимый до совершения финансовых операций настадии установления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов,договорных соглашений, других документов. Он направлен на предупреждениенеэффективного, нецелевого и незаконного расходования бюджетных средств.Проведение предварительного контроля предусматривает проверку обоснованностирасходов, правильности представленных расчетов, сверку соответствия плановыхсметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования.
Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета путем анализаоперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных обиспользовании средств бюджетополучателями. Это контроль за оперативнойдеятельностью на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета,состоящий в регулярной проверке соблюдения распорядителями бюджетныхассигнований финансовой дисциплины, т.е. соблюдения бюджетных норм инормативов, своевременного осуществления финансово-денежных расчетов, а такжецелевого использования бюджетных средств.
Федеральное казначейство начинаеттекущий контроль уже на стадии принятия денежных обязательств получателямибюджетных средств, регистрируя заключение договоров между получателем бюджетныхсредств и поставщиком продукции (услуг, работ) в порядке, предусмотренном ст.250 БК РФ. Текущий контроль осуществляется при финансировании расходов слицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверкисоответствия документов, подтверждающих правомерность расхода в пределахсметных назначений.
Кроме того, согласно ст. 243 БК РФ приказначейском исполнении федерального бюджета на Федеральное казначейство врамках текущего контроля возложены обязанности:
— по регистрации поступлений,регулированию объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;
— по совершению разрешительной надписина право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетныхобязательств;
— по осуществлению платежей от имениполучателей средств федерального бюджета.
Наряду с этим в соответствии со ст. 251БК РФ Федеральное казначейство расходует средства федерального бюджета толькопосле проверки соответствия платежных и иных документов требованиям Кодекса,утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведеннымлимитам бюджетных обязательств.
Такой контроль наиболее эффективен вцелях сохранности средств федерального бюджета и оказывает наибольшеепревентивное воздействие на процесс формирования и использованиягосударственных ресурсов.
Предварительный и текущий контроль зацелевым использованием бюджетных средств, осуществляемый органами Федеральногоказначейства, охватывает все организации, финансируемые из федерального бюджетачерез лицевые счета бюджетополучателей. Это обусловлено технологией прохождениясредств через систему счетов федерального казначейства.
Одной из форм текущего контроля можетбыть проверка целевого использования бюджетных средств их получателем послесовершения кассового расхода, но в пределах действующего финансового периода(года, срока действия договора, соглашения).
Наиболее ярко роль казначейства приосуществлении контроля за исполнением расходной части бюджета проявляется вмеханизме учета операций. До создания казначейства в России наличие большогочисла счетов осложняло контроль за находящимися на них средствами федеральногобюджета. При открытии лицевых счетов в казначействах резко сократилосьнецелевое использование средств бюджета, так как в ходе совершения финансовыхопераций происходит текущий контроль, не позволяющий направить со счетасредства на непредусмотренные цели. При финансировании через лицевые счетабольшое значение имеет также учет органами казначейства бюджетных обязательств.Он позволяет ограничить рост кредиторской задолженности федерального бюджета. Внастоящее время ведется учет только бюджетных обязательств, вытекающих издоговоров на энергосбережение и поставку коммунальных услуг. Таким образом,пока данный механизм позволяет контролировать лишь часть кредиторскойзадолженности. Представляется целесообразным осуществление органами казначействаучета всех бюджетных обязательств.
Нельзя не отметить, что в случае отказаорганами Федерального казначейства принять на учет заключенный договор, он, темне менее, не теряет своей юридической силы. Поставщику товаров или услугпредоставляется возможность взыскания средств в судебном порядке. Выход изсложившейся ситуации заключается в изменении действующего законодательства,согласно которому договор бюджетного учреждения имел бы юридическую силу вслучае его приема на учет органом казначейства.
В целях совершенствования системы учетадоходов от использования федерального имущества и упорядочивания расходованиясредств на органы Федерального казначейства также возложена обязанность поучету и распределению средств, поступающих от аренды федерального имущества.
Для этого в территориальных органахказначейства открываются специальные лицевые счета для научных организаций,образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, государственных музеев,государственных учреждений культуры и искусства, которые сдают в арендузакрепленное за ними недвижимое имущество, находящееся в федеральнойсобственности. В процессе финансирования расходов за счет средств, поступившихот сдачи в аренду федерального имущества, органы казначейства контролируютосуществление расходов с лицевых счетов в соответствии и в пределахдополнительной сметы доходов и расходов организации. Представляетсяцелесообразным учет на лицевых счетах органов казначейства арендной платы нетолько перечисленных выше организаций, но и всех бюджетных учреждений, сдающихв аренду федеральное имущество. Это позволит существенно повысить уровеньказначейского контроля за данными средствами и упорядочить их учет.
Таким образом, сам механизмфинансирования через лицевые счета является инструментом казначейскогоконтроля, позволяющим резко ограничить количество нарушений бюджетногозаконодательства. Кроме того, это позволяет добиться соблюдения сметнойдисциплины бюджетополучателей.
Помимо общеизвестных задач, стоящихперед казначейством в ближайшее время (таких, как полный перевод получателейсредств федерального бюджета на казначейскую систему, исполнение внебюджетныхфондов и др.), для усиления государственного финансового контроля необходиморасширить полномочия данных органов в области предварительного и текущегофинансового контроля. Стоит более активно привлекать казначейство косуществлению предварительного финансового контроля на стадии планированиябюджетов. Как правило, при подготовке бюджета отправной точкой являетсяпрошлогодний бюджет, а не последние или расчетные данные казначейской системы.Однако именно казначейство располагает такой необходимой для планированиябюджета информацией, как динамика поступлений в доход государства различныхплатежей и их расходования.
В настоящее время все чаще говорится онеобходимости анализа эффективности использования средств федерального бюджета.Выполнить такой анализ — это увязать расходы бюджета с их необходимостью,определить показатели, характеризующие цель расходования. Только после этогоможно оценить, была ли достигнута цель, на которую выделялись ассигнования.
Другая сторона этого процесса — планирование в рамках бюджета деятельности конкретных организаций илиучреждений, т.е. сметы доходов и расходов получателей средств.
Согласно ст. 161 БК РФ бюджетныеучреждения используют бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметойдоходов и расходов.
По моему мнению, анализ долженвыполняться прежде всего в интересах вышестоящей организации и самогоучреждения.
2. Санкционирование расходов бюджета
Распорядителем бюджетных средств в соответствии со ст. 6 БК РФявляется орган государственной власти (государственный орган), орган управлениягосударственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, органместной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределятьбюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственнымираспорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Получателем бюджетных средств является орган государственнойвласти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетнымфондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящеесяв ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетноеучреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательствза счет средств соответствующего бюджета в соответствии с бюджетной росписью.
В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средствобладает следующими бюджетными полномочиями:
1. составляети исполняет бюджетную смету;
2. принимаети (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или)бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
3. обеспечиваетрезультативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетныхассигнований;
4. вноситсоответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средствпредложения по изменению бюджетной росписи;
5. ведетбюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иномугосударственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);
6. формируети представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средствсоответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
7. исполняетиные полномочия, установленные Кодексом и принятыми в соответствии с нимнормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующимибюджетные правоотношения.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательствапутем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров сфизическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или всоответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Затем получатель бюджетных средств подтверждает обязанностьоплатить за счет бюджета денежные средства в соответствии с платежными и инымидокументами, необходимыми для санкционирования их оплаты, в случаях, связанныхс выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежнымидокументами.
Режим финансирования через использование лицевых счетов и порядоких открытия определяются Приказом Минфина России №142н.
Для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета ворганах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевыхсчетов:
— лицевой счет, предназначенный для учета доведенных главномураспорядителю (распорядителю) средств лимитов бюджетных обязательств и объемовфинансирования и распределения их по распорядителям и получателям средств,находящимся в его ведении;
— лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению доведенныхлимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, принятых денежныхобязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнениярасходов федерального бюджета;
— лицевой счет, предназначенный для учета доведенных иномуполучателю средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, атакже кассовых расходов, произведенных иным получателем средств в процессеисполнения расходов федерального бюджета.
При открытии лицевых счетов орган Федерального казначействаприсваивает им в установленном порядке номера. При этом номер лицевого счетадолжен однозначно определять принадлежность распорядителя или получателясредств, иного получателя средств по отношению к главному распорядителюсредств.
Лицевые счета открываются распорядителям и получателям бюджетныхсредств в органе Федерального казначейства по месту их нахождения. Каждомуклиенту может быть открыт только один счет соответствующего вида. При открытиилицевого счета орган Федерального казначейства заключает с распорядителем илиполучателем бюджетных средств договор об обслуживании лицевого счета, в которомопределены права и обязанности сторон. Об открытии лицевых счетов органыФедерального казначейства в письменной форме сообщают распорядителю илиполучателю бюджетных средств.
Согласно ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходампредусматривает следующие этапы:
1) принятие бюджетных обязательств;
2) подтверждение денежных обязательств;
3) санкционирование оплаты денежных обязательств;
4) подтверждение исполнения денежных обязательств.
Заключение
В настоящий момент нельзя с уверенностьюсказать, что все финансовые ресурсы государства находятся под контролем органовФедерального казначейства и что существующий контроль обеспечивает полнуюзащиту средств государства. На наш взгляд, необходимо расширить контрольныеполномочия органов казначейства, причем в области осуществленияпредварительного и текущего казначейского контроля. Это позволит статьказначейству основным государственным органом текущего контроля и одним изосновных в вопросе предварительного казначейского контроля. В целях повышенияуровня последующего контроля целесообразно, чтобы информация, полученнаяорганами казначейства при осуществлении превентивного контроля, своевременнодоводилась ими до органов, осуществляющих последующий контроль. Таким образом,можно будет говорить о системе, включающей все формы государственногофинансового контроля.
В современных условиях развития страныособенно актуальным является контроль в финансово-бюджетной сфере, связанный спрограммно-целевым бюджетным планированием. Концепция реформирования бюджетногопроцесса в Российской Федерации на 2004 — 2006 гг. утверждена ПостановлениемПравительства РФ от 22.05.2004 №249. Сущностью этой реформы является смещениеакцентов бюджетного процесса от управления бюджетными расходами к управлениюрезультатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельностиучастников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамкахчетких среднесрочных ориентиров; обеспечение поэтапного перехода от сметногопринципа планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию,ориентированному на результаты.
Программно-целевой метод бюджетированияобеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическимиили планируемыми результатами их использования. Из наиболее острых проблем, понашему мнению, здесь можно выделить необходимость разработки методики оценкиуровня достижения намеченных целей и результатов при расходовании средствфедерального бюджета, а также оценки качества внутриведомственного ирегионального бюджетного планирования и управления бюджетными средствами.
Эта проблема — общая для всехконтрольных органов, и объединение усилий органов казначейства с другимиучастниками государственного финансового контроля даст возможность получитьобоснованные и сбалансированные методики контроля в этой области. Не стоитзабывать и о том, что организация этой деятельности и результаты работы органовказначейства, контроля и надзора должны соответствовать международнымстандартам, быть доступными в своем изложении для обобщения и анализа. Дляэтого, прежде всего, необходимо унифицировать методики контрольнойдеятельности, системы отчетности и программное обеспечение, позволяющее вестисбор, накопление, обработку и анализ полученных результатов, определить порядокинформационного взаимодействия. Решение этих вопросов позволит оптимизироватьпроверочную деятельность всех участников государственного финансового контроля,поможет снизить негативное воздействие контрольных и надзорных мероприятий нафинансово-хозяйственную деятельность проверяемых организаций.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1198 №145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от30.11.1994 №51-ФЗ.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от30.12.2001 №195-ФЗ.
4. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред.А.Н. Козырина. — М.: ЭКАР, 2002. 672 с.
5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 №703 «ОФедеральном казначействе».
6. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 №278 «Обутверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».
7. Приказ Министерства финансов РФ от 31.12.2002 №142н «Обутверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федеральногоказначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов дляучета операций по исполнению расходов федерального бюджета».
8. Приложение №7 к Положению ЦБ РФ от 05.01.1998 №14-П«Рекомендации по осуществлению кредитными организациями провероксоблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью».
9. Совместное Письмо Минфина России от 05.05.1997 №36н, ЦБ РФ11.04.1997 №433а «О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органовФедерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетныхсредств через лицевые счета, открытые им в органах Федеральногоказначейства».
10. Указ Президента РФ от 08.12.1992 №1556 «О Федеральномказначействе».
11. Финансовое планирование и контроль / Под ред. М.А. Паукова, А.Х.Тейлора — М.: ИНФРА-М, 1996.
12. Финансы и кредит / Под ред. А.М. Ковалевой — М.: «Финансы истатистика», 2004.
13. Мешалкин Р.Е. Теоретические вопросы государственного и финансовогоконтроля // «Финансы». 2005. №12.
14. Поисков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансовогоконтроля в стране // «Финансы». 2007. №5.
15. Лебедев Д.О. Федеральное казначейство и осуществлениегосударственного финансового контроля // «Финансы». 2006. №8.
16. Каковкина Т.В. Принцип системности финансового контроля и механизмего реализации // «Финансы». 2007. №8.