Лекция
На тему: Основа технологии целостного педагогического процесса. />Мастерство воспитателя. Частная технология. Индивидуальный стиль деятельности
Донецк 2009
План
/>1. />Социальная необходимость разработкипедагогической технологии.
2. Связь дидактики и методики
3. История возникновения технологии обучения.Понятие технологии обучения
4. Технология обучения, ее специфика иосновные черты, обучающий цикл
5. Виды педагогических технологий.Классификационные параметры технологии
6. Технология полного освоения знаний
7. Технология конструирования педагогическогопроцесса
8. Мастерство воспитателя. Частнаятехнология. Индивидуальный стиль деятельности учителя
/>Зарождение идеи технологиипедагогического процесса связано с внедрением достижений научно-техническогопрогресса в различные области теоретической и практической деятельности.Огромный опыт педагогических инноваций учителей-новаторов и авторских школпостоянно требует обобщения, теоретического осмысления и систематизации. Вкачестве основы анализа этого огромного опыта целесообразно использовать новыедля педагогики понятия — технология и технологический подход к проектированиюпедагогических процессов.
Следуетвыделить три основные причины возникновения и практического примененияпедагогических технологий: необходимость внедрения в педагогику системно деятельностногоподхода в условиях классно-урочного обучения;
• активизация учебно-познавательной деятельности и моделирования эффективноговербального способа передачи информации;
•возможность проектирования технологической цепочки процедуры обучения,организация взаимодействия учителя и учеников, обеспечивающая гарантированныйрезультат обучения.
Этоабсолютно новое направление в педагогической науке, которое занимаетсяконструированием, проектированием учебных процессов.
В XX столетии школьное обучениестановится массовым, всеобщим, охватывающим всех детей соответствующихвозрастов. В этих условиях школа сталкивается с противоречием: требования ккачеству подготовки растут, уровень требования к знаниям учащихся по всем предметамповышается, диапазон индивидуальных различий детей довольно широкий, а вотусловия обучения, остаются ориентированными на среднего ученика.
Неудивительно,что учебный процесс дает сбои, а общество все более не удовлетворяется работойшколы. Вот почему педагоги продолжают поиск такого построения учебногопроцесса, которое было бы эффективно в условиях массовой школы, безотказнообеспечивало бы успех в руках любого учителя. Если ставить задачу учителю —построить так процесс обучения, чтобы все дети усвоили знания, то наука должнаопределить алгоритм действий педагога. Дидактика дает этапы усвоения знаний —восприятие, осмысление, закрепление, но учителю этого недостаточно. Ему ещенеобходимо указать, как осуществить эти этапы на практике. В психолого-педагогическойлитературе указываются операции, в соответствии с которыми идет процессвосприятия:
• активная ориентировка в новом;
• сосредоточение внимания;
• мобилизация прошлого опыта;
• ориентировка в новых действиях;
• связь с практикой;
• необходимость проведениядоказательства;
• поиск подтверждения нового опыта,практического применения знаний;
• опора на известные знания,представления;
• поиск главного, существенного.
Теперькак бы дан алгоритм действия, то есть цель его деятельности расписана болееподробно, диагностично, через деятельность учащихся. Если так конкретно описатьцель предстоящей деятельности, то ее успешно может осуществить любой учитель.Так же можно отыскать номенклатуру операций осмысления и закрепления. Ониполностью регламентируют деятельность учителя при выполнении его работы. Таклегко работать учителю, когда от него не только требуют, но и рассказывают, какэто делать.
.Современная дидактика требует применения репродуктивного метода обучения. А какего применять? В лекции мы пытались представить стратегию действий учителя поприменению этого метода:
сущностьметода;
назначение;
связь сэлементами содержания обучения;
/>элементы деятельности учителя;
видыдеятельности ученика;
границыприменения метода.
Этоталгоритм облегчает возможность учителя применить метод в своей работе сучениками.
Применение принципов обучения
Принципсистематичности предполагает использование правил его реализации:
предварительноопределить достигнутый уровень знаний ученика;
выделитьведущие знания и остальные знания распределить вокруг этого центра;
сформироватьбазу знаний по данному вопросу (основные знания);
темуразбить на отдельные вопросы, параграфы и подпараграфы;
прибегатьк кратким повторам по ходу изложения
знаний; датьвозможность учащимся высказать свои мысли
(как онипоняли); приобщить к самостоятельной работе по данной теме.
Опятьесть предписания действий учителя при выполнении этого принципа, что облегчаетработу учителя.
Ипоследний пример. Сегодня, говоря о процессе воспитания, мы требуем, чтобыучитель так организовал этот процесс, чтобы воспитание было процессомвзаимостроительства личности. Чем располагает учитель для достижения этой цели?
1. Наличие коллективных творческих дел(различных по направлениям и видам забот).
2. Ведущее условие воспитания —организация жизнедеятельности.
3. Необходимые условия практическоговыполнения любого дела — проявлять заботу о ком-то.
Опятьвозникает вопрос у рядового учителя: как организовать эти дела?
Естьэтапы КТД (И.П. Иванов):
1. Разведка полезных дел. Затем наконкурсной основе отбирается дело (с пользой для кого-то).
2. Участники делятся на микрогруппы,создается совет дела, который руководит подготовкой КТД.
3. Проведение самого дела.
4. Подведение итогов КТД.
Ясно,что такое воспитание можно осуществить, так как есть этапы действия учителя(технология коллективного воспитания). Традиционное обучение и воспитаниепользуются в основном методикой. Но это понятие шире, чем технология. Методикаотвечает на вопрос, чему учить и зачем учить, а технология отвечает на вопрос,как учить, как бы расписывает стратегию действий учителя.
Сегоднясовременная дидактика и теория воспитания пытаются ответить на требованияпрактики и отыскивают такие подходы и средства, которые могли бы превратитьобучение и воспитание в технологический процесс с гарантированным хорошимрезультатом.
Наконкретных примерах нами показано, что деятельность учителя можно облегчить,если предоставить хотя бы стратегию решения поставленной цели.
Надпоиском единого метода обучения педагогика думала давно. Еще Ян Амос Коменскийстремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы кположительным результатам. Со времен Коменского в педагогике было немалопопыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Но и сейчас мыне имеем такого механизма в обучении.
Напротяжении XX столетия в мировой педагогикеделалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. Но эти попыткибыли в основном связаны с использованием ТСО в обучении. Многие педагогиутверждали, что, возможно, внедрение ТСО потеснит учителя. Сторонники внедренияТСО посчитали, что это значительно повысит эффективность обучения. Вместе с темв 50-е годы появляется программированное обучение. Его характерными чертамиявлялось уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижения(проверочные вопросы, выборочные ответы, рекомендации по дальнейшемупродвижению в обучении). По выражению американского педагога Шрамма, это былавтоматический репетитор, позволяющий ученику в индивидуальном режиме обученияусваивать информацию (короткие логические ходы; почти нет ошибок при усвоении;наличие правильных ответов; последовательное приближение к ответу, которыйявляется целью обучения).
В 60-егоды программированное обучение становится переходным к «технологическому»процессу обучения. Появляются обучающие машины.
/>В 70-е годы дидактика испыталавоздействие со стороны кибернетики — науки об управлении, которая служилаосновой управления процесса обучения. Суть идеи технологизации обучениясводилась к полному управлению дидактическим процессом. Все дидактическиеустановки служили целям управления учебным процессом. В настоящее время опятьшироко возрождается первоначальное понятие педагогической технологии, котораясвязана с компьютерным обучением.
Итак, всовременной дидактике есть понятия «технологический подход» и «технологияобучения». Технологический подход к обучению ставит целью конструироватьучебный процесс, отправляясь от заданных установок (социальный заказ,направления образования, методы обучения, цели обучения и др.). Здесьпросматривается технология обучения в самом общем виде, т.к не обращаетсявнимание на специфику указанных звеньев.
Пример
1. Содержание образования — это передачаопыта деятельности. Конструируется технологический подход к передаче опытадеятельности по четырем элементам. Технологический подход включает четыренаправления содержания опыта человеческой деятельности.
2. Обучение можно представить какорганизацию учебно-поисковой деятельности. Элементы содержания поисковойдеятельности заложены в основу технологического подхода учебно-поисковойдеятельности:
• постановка проблемы;
• поиск фактов для возможного решенияпроблемы;
• поиск идей для решения;
• решение;
• поиск путей признания результата.
Но неучитываются специфические черты каждого из элементов, а только дается ориентир,самые общие установки по организации учебно-поисковой деятельности. А еслиучитывать специфику каждого из составных элементов, то на основании этих этаповстроится подробный план действий обучающего.
В основепедагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом,проектирования и воспроизводимости обучающего цикла.
Педагогическуютехнологию понимают какпоследовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных нарешение педагогических задач. Специфика педагогической технологии состоит втом, что в ней осуществляется такой учебный процесс, который гарантируетдостижение поставленных целей. Определение педагогической технологии с учетомспецифики — это строго научное проектирование действий учителя и точноевоспроизведение этих действий, что гарантирует успех педагогическойдеятельности.
Основные черты педагогической технологии
1.Центральнойпроблемой педагогической технологии является проблема постановки цели. Целидолжны быть четко определены — речь идет об умении учителя разрабатыватьдиагностические цели, то есть определять их через желаемые результаты. Этижелаемые результаты выражают действия учащихся, которые учитель всегда может задатьсодержанием, измерить результат и оценить его.
2. Цели задаются последовательно сучетом усложнения деятельности учащихся. Основанием для последовательности целислужит оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс.Обратная связь дает возможность максимально уточнять цель на каждом этапе,ориентируясь на общую цель. Именно это и гарантирует достижение намеченныхрезультатов.
3. Оценка текущих результатов, коррекцияобучения направлены на достижение цели.
4. Заключительная(итоговая) оценка результатов. Текущая оценка, как правило, не сопровождаетсяотметками. Она делается по типу усвоил — не усвоил, понял — нет. Эта оценкапомогает ученику найти недостатки в работе и откорректировать свои действия припереходе на следующий этап. Итоговая лее оценка выражается в баллах. Текущая иитоговая оценка соотносит полученные результаты с поставленными целями. В целяхполучения текущей оценки ученикам предлагаются тесты, проверочные вопросы,ситуации, игры, что помогает учителю выяснить трудности на каждом этапе по путидостижения цели. Если на вопросы или задания конкретного этапа ученик неотвечает, он самостоятельно прорабатывает (дополнительно) этот этап.
Рассмотрим,обучающий цикл в педагогической технологии. Он содержит основные моменты: общуюпостановку цели обучения; а конкретизацию общей цели в задачах;совокупность учебных процедур (этапы обучения, которые соответствуют задачам).
Идеттекущий контроль, который служит выяснению степени усвоения знаний и коррекциииндивидуальной деятельности каждого ученика. Без этого обучающийся не достигнетцели обучения.
Обучающийцикл представляет собой циклический алгоритм действия учителя, которыймногократно применяется им на новом разделе, теме содержания обучения. Это неописательная, а конструктивная схема, она представляет учебный процесс какмодуль. В таком случае учебный процесс складывается из ряда блоков.
Представимобучающую технологию в виде схемы.
Установка диагностической цели
Вспомогательные цели (задачи)
Учебные процедуры
Обучение идет по этапам каждый этап имеет свою цель которая ставится с учетом сложности и зависит от тех текущих результатов которые получены на предыдущих этапах
Текущая оценка
Оценивается содержательно деятельность учащихся на этапе
Итоговая оценка
Соответствует достижению цели
И этоталгоритм вновь воспроизводится в новой теме.
Всовременной дидактике сегодня представлены самые разнообразные технологии, таккак каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то своеиндивидуальное, а поэтому говорят, что каждая технология признается авторской.Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно представить такиетехнологии:
• по уровню применения выделяются общепедагогические,частнометодические (предметные) и локальные (модульные);
• />по философской основе’, материалистические и идеалистические, диалектические иметафизические, научные и религиозные, гуманистические и авторитарные,антропософские, теософские, свободного воспитания и др.;
поведущему фактору психического развития — биогенные, социогенные, психогенные или все триодновременно идеалистические технологии;
• понаучной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные,бихевиористические, гештальт-технологии, интериоризаторские, развивающие;
поориентации на личностные структуры: информационные технологии — формирование знаний, умений инавыков по предметам; операционные — формирование способов умственных действий;эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные — формирование сферыэстетических и нравственных отношений; технологии саморазвития — формированиесамоуправляющих механизмов личности; эвристические — развитие творческихспособностей; прикладные — формирование действенно-практической сферы»
Бывают икомбинированные технологии. Это классификация технологий по сущности и значимымсвойствам (цель обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся,организация обучения).
Классифицируютсятехнологии по характеру модернизации традиционной системы обучения: этотехнологии по активизации к интенсификации деятельности учащихся; технологии наоснове гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися;технологии по эффективности организации управления процессом обучения;технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.
Однакопри большом их разнообразии в современной дидактике сложился общий план анализапедагогических технологий — классификационные характеристики. В каждойтехнологии автор должен видеть:
• уровень ее применения (общепедагогический,локальный, частнометодический);
• философскую основу;
основнойфактор развития личности (среда, наследственность, воспитание);
• ведущуюконцепцию усвоения знаний;
• ориентацию технологии на личностьшкольников; отличительный характер содержания образования;
• тип управления;
9 организационные формы обучения;
• подход к ребенку в обучении;
• преобладающий метод обучения;
• категорию обучаемых.
Дляпримера представим технологию, которая направлена на активизацию учебнойдеятельности студентов в процессе изучения стандартного курса «Педагогическиетеории, системы, технологии». В основу технологии положенаассоциативно-рефлекторная концепция обучения, в соответствии с которой путемнепрерывно изменяющихся ассоциаций студенты в определенной логической последовательностиприобретают профессиональные знания, умения, навыки
Технологияполногоосвоениязнаний
Тема:Развитие познавательного интереса школьников.
Цельзанятия: развитие гностических способностей и конструктивных умений.
Задачи:
1. Отбор базовых знаний каксодержательной основы развития профессиональных умений и способностей.
2. Усвоение психолого-педагогическихзнаний на уровне воспроизведения.
3.Практическоеиспользование знаний с целью развития профессиональных умений. План занятия:
1. Сущность и критерии познавательногоинтереса школьников.
2. Значение познавательного интереса вобучении и общем развитии школьников.
3. Характер и уровни познавательногоинтереса.
4. Условия и пути формированияпознавательного интереса.
5. Выполнение практического задания —составить программу развития познавательного интереса школьника.