Понятие и сущность примирительных комиссий

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Коллективные трудовые отношения — одни из самых сложныхправоотношений. Наличие между участниками данных отношений разногласий иколлективных трудовых споров вполне естественное явление.
В настоящее время в трудовом законодательстве РеспубликиБеларусь определена четкая система разрешения коллективных трудовых споров,возникающих между сторонами коллективных трудовых отношений, основная целькоторой — обеспечить сохранение стабильности и социального мира в обществе.
Одно из основных мест в данной системе занимаетпримирительная комиссия — первоначальный и обязательный этап разрешенияколлективного трудового спора.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, чтоуспешно разрешив коллективный трудовой спор в соответствии с нормами трудовогозаконодательства единожды, стороны прибегают к данной процедуре вновь.
Необходимо отметить, что вся процедура примирения поспецифике своей организации является достаточно простой и в то же время официальной,что способствует нормализации обстановки на предприятии, не влияет наповседневный ход производственной деятельности.
Основная цель системы примирения — усадить стороныколлективного трудового спора за «стол переговоров» и найти путем взаимных уступоки предложений компромиссное решение по спору.
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
В 3-дневный срок с момента возникновения спора сторонамиспора на равноправной основе создается примирительная комиссия (ст. 380Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)).
При этом представителями нанимателя могут выступатьруководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документамиорганизации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций (какправило, это заместители руководителя, юристы, главный бухгалтер, экономист,кадровик).
Представительство интересов работников осуществляютпредставительные органы (на сегодняшний день это только профсоюзнаяорганизация, так как законодательством не определено иное) в лице председателяпрофкома, его заместителя, иных уполномоченных членов профсоюза (начальникицехов, рабочие).
В зависимости от масштаба спора и сложности выдвигаемыхтребований в состав примирительной комиссии могут входить от двух и болеепредставителей от каждой из сторон, знающих проблему спора и владеющих навыкамиведения переговоров. Желательно, чтобы члены примирительной комиссии зналидействующее законодательство, нормативные правовые акты по обсуждаемымвопросам, обладали умением аргументировать и убеждать участников переговоров.
После согласования количественного и персональногосостава создание примирительной комиссии оформляется соответствующим приказомнанимателя и решением (протоколом) представительного органа работников либосовместным решением сторон.
ИЗБРАНИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНОГО ЧЛЕНА ПРИМИРИТЕЛЬНОЙКОМИССИИ
Нейтральный член примирительной комиссии — это лицо,избранное представителями сторон коллективного трудового спора, предложенными всостав примирительной комиссии, или назначенное Республиканским трудовымарбитражем (далее — Арбитраж), непосредственно участвующее в процедуревыработки сторонами спора согласованного решения путем взаимных уступок икомпромисса в целях урегулирования возникшего спора.
Нейтральный член обладает равными правами с остальнымичленами примирительной комиссии. Способ его избрания определяется самойпримирительной комиссией: представители сторон, предложенные в примирительнуюкомиссию, не позднее чем в 3-дневный срок большинством голосов избирают всостав примирительной комиссии нейтрального члена, не входящего в данныйпредставительный орган работников и не работающего у данного нанимателя.
В ходе заседания представителей сторон коллективноготрудового спора об избрании в состав примирительной комиссии нейтрального членаоформляется протокол.
Сторонам спора рекомендуется при создании примирительнойкомиссии приглашать трудового арбитра Арбитража для оказания консультативной иметодической помощи. В ходе предварительных консультаций указанныйпредставитель Арбитража также может рекомендовать сторонам трудовых арбитров,выполняющих обязанности на внештатной основе, как кандидатов для участия вработе примирительной комиссии в качестве нейтрального члена. Трудовые арбитры,как правило, имеют высшее образование, практический опыт работы в сфереюриспруденции или экономической деятельности, а также опыт проведенияпримирительных процедур.
Члены примирительной комиссии по договоренности междусобой вправе также самостоятельно избрать любого другого специалиста в качественейтрального члена, не прибегая к услугам представителей Арбитража.
При недостижении решения по кандидатуре нейтральногочлена примирительной комиссии он назначается решением Председателя Арбитража пописьменному заявлению одной из сторон не позднее чем в 5-дневный срок послепоступления соответствующего заявления. К заявлению должен быть приложенпротокол заседания представителей сторон спора об избрании в составпримирительной комиссии нейтрального члена. О назначении нейтрального членапримирительной комиссии обе стороны извещаются Арбитражем в письменной форме суказанием фамилии, имени, отчества нейтрального члена и способа связи с ним.
Порядок назначения нейтрального члена примирительнойкомиссии для разрешения коллективных трудовых споров определен Положением онейтральном члене примирительной комиссии, утвержденным постановлениемМинистерства юстиции Республики Беларусь от 03.10.2003 № 23 (с изменениями идополнениями по состоянию на 18.04.2007).
Нейтральный член примирительной комиссии назначается, какправило, из числа трудовых арбитров Республики Беларусь, за исключениемработающих у нанимателя или входящих в профсоюз или иной представительный органработников, которые являются сторонами спора. В качестве кандидатов внейтральные члены предлагаются трудовые арбитры, выполняющие обязанности навнештатной основе, состав которых утвержден постановлением Совета МинистровРеспублики Беларусь от 19.03.2009 № 334 сроком на 5 лет.
Пример 1
На унитарном предприятии «ХХХ» возник коллективныйтрудовой спор при заключении коллективного договора. Работниками были выдвинутыследующие требования:
1) установление в коллективном договоре даты выплатызаработной платы — до 15 числа следующего месяца;
2) закрепление в коллективном договоре обязанностинанимателя производить увольнение работника за прогул только с согласияпрофсоюза.
Наниматель вышеперечисленные требования не удовлетворил.
При формировании примирительной комиссии стороны спора недостигли согласия по кандидатуре нейтрального члена данной комиссии, так какнаниматель предлагал свою кандидатуру, а профсоюз настаивал на участии другоголица. Для обеспечения работы примирительной комиссии стороны обратились вАрбитраж с заявлением о назначении нейтрального члена комиссии. Им был назначенодин из трудовых арбитров Арбитража.
В результате работы примирительной комиссии с участиемтрудового арбитра были выработаны соответствующие предложения по урегулированиюспора, с которыми обе стороны согласились. В соответствии с ч. 2 ст. 381 ТКспор был прекращен.
На первом заседании примирительная комиссия обязанаизбрать председателя. Решение об его избрании принимается большинством голосовчленов примирительной комиссии.
Во избежание возникновения конфликтов на межличностнойоснове Арбитраж рекомендует избирать в качестве председателя нейтральногочлена, так как он является наиболее независимым лицом.
Председатель заседания примирительной комиссии выполняетследующие функции:
ведет заседания примирительной комиссии по урегулированиюколлективного трудового спора;
подписывает протокол заседания примирительной комиссии,предложения примирительной комиссии;
обеспечивает равноправие представителей сторон спора вдоступе к информации, в изложении своих позиций и предложений, в заявленииходатайств, представлении дополнительных материалов по спору;
предоставляет сторонам спора равные возможности длязащиты своих трудовых прав и законных интересов;
содействует достижению взаимопонимания и примирениясторон;
изучает материалы дел о коллективном трудовом споре,представленные сторонами спора;
проводит консультации с представительным органомработников, нанимателем, собственником или уполномоченным им органом;
совместно со сторонами спора решает вопросы о проведенииэкспертизы, о приглашении консультанта, переводчика;
участвует в голосовании при принятии членамипримирительной комиссии предложений по урегулированию коллективного трудовогоспора;
направляет сторонам спора в предусмотренныйзаконодательством срок копии предложений примирительной комиссии поурегулированию коллективного трудового спора для принятия ими решения по спору.
При разрешении коллективного трудового спора председательпримирительной комиссии руководствуется действующим законодательством.
Так как действующим законодательством порядок работыпримирительной комиссии регламентирован недостаточно, многие вопросы еедеятельности следует предусматривать в коллективном договоре.
В коллективный договор можно включить следующее:
список лиц, которые в случае возникновения коллективноготрудового спора войдут в состав примирительной комиссии в качествепредставителей от сторон спора;
вопрос о размере и порядке выплаты вознаграждениянейтральному члену примирительной комиссии;
обязанность какой-либо из сторон по предоставлениюпомещения для работы примирительной комиссии;
обязанность профсоюзной организации и нанимателяпредоставлять всю информацию, необходимую для работы примирительной комиссии;
иные вопросы разрешения спора.
Вышеуказанные положения можно также предусмотреть вотдельном соглашении либо в регламенте работы примирительной комиссии.
Для выработки предложений по урегулированию спорапримирительная комиссия проводит консультации с представительным органомработников, нанимателем, собственником или уполномоченным им органом.
Члены примирительной комиссии вправе запрашивать у нанимателяи профсоюзной организации всю информацию, необходимую для работы комиссии, онитакже могут консультироваться у трудового арбитра по возникшим в процессеработы комиссии вопросам.
В протоколах заседаний примирительной комиссии необходимоотражать присутствие членов комиссии, избрание председательствующего,обсуждаемые вопросы, мнения сторон, результаты голосования, содержание решенийпо каждому требованию работников.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотренпримирительной комиссией не позднее 5 дней с момента избрания (назначения)нейтрального члена.
Предложения примирительной комиссии по урегулированиюспора принимаются большинством голосов членов комиссии, включая нейтрального.Например, если комиссия состоит из 5 человек (по 2 представителя от каждойстороны и нейтральный член), предложения будут считаться принятыми, если за нихпроголосовало 3 человека независимо от числа членов, участвовавших в заседании.
Предложения примирительной комиссии подписываютсяпредседателем и в письменной форме направляются сторонам для принятия решенияпо спору.
Если стороны выразили письменное согласие с предложениямипримирительной комиссии, спор прекращается5.
Пример 2
Так, в 2009 году в ОАО «ХХХ» возник коллективный трудовойспор по поводу неисполнения нанимателем условий коллективного договора в частисвоевременного перечисления удержанных в безналичном порядке из заработнойплаты работников профсоюзных взносов. Первичная профсоюзная организация данногопредприятия в порядке, предусмотренном законодательством, предъявила требованияк нанимателю. Ответ нанимателя не удовлетворил профсоюз, после чего с цельюурегулирования коллективного трудового спора была создана на паритетной основепримирительная комиссия.
После проведения заседания примирительная комиссиявыработала предложения по урегулированию коллективного трудового спора, аименно: об утверждении согласованного сторонами графика погашения задолженностипо перечислению удержанных в безналичном порядке из заработной платы работниковпрофсоюзных взносов. Стороны были удовлетворены данным решением, после чего имибыло подписано соглашение с предложениями примирительной комиссии — коллективный трудовой спор прекращен.
Несогласие одной из сторон спора с предложениямипримирительной комиссии оформляется протоколом разногласий6, в которомотражаются суть разногласий и позиции сторон спора, их намерение продолжитьпримирительные процедуры с участием посредника в Арбитраже.
На практике стороны при недостижении согласия спредложениями примирительной комиссии, как правило, сразу напрямую обращаются сзаявлением о дальнейшем рассмотрении коллективного трудового спора в Арбитраж.
В заключение считаем необходимым обратить внимание сторонколлективных трудовых отношений на то, что согласно действующемузаконодательству, а именно исходя из системного анализа норм гл. 36 ТК следует,что примирительная комиссия, как одна из стадий примирения, являетсяобязательным этапом разрешения любого коллективного трудового спора, поэтому дообращения в Арбитраж стороны спора (наниматель и работники в лицепредставительного органа) должны принять все зависящие от них меры дляурегулирования спора на данном этапе примирения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.        Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканскомреферендуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2.        Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2009г.
3.        Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 года № 272-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» Принят Палатойпредставителей 25 июня 2007 года. Одобрен Советом Республики 29 июня 2007 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 01.08.2007, № 183, рег. № 2/1369 от 23.07.2007). Вступает в силу с 26.01.2008г. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2008г.
4.        В.Ф. Гапоненко, Ф. Н. Михайлов. Трудовое право, / М.: ЮНИТИ, 2002. –463с.
5.        Дмитрук В. Н. Трудовое право. / Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000.
6.        Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Под ред. ВасилевичаГ.А. Издательство Амалфея. / 2003. – 1120с.
7.        Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич идр.; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2001 — 592с.
8.        Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков; Под общ. ред. Семенкова В.И. /Мн.; Амалфея, 2002 — 672с.
9.        Трудовое и социальное право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова.Мн.: Амалфея, 1999.-664с.
10.     Трудовое право: Учебник/В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.;Под общ. ред. В.И. Семенкова. – 3-е изд.; перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2006.– 250 с.
11.     Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова, учебник, изд. 3-е, перераб. идополненное – М.: Издательская группа «Проспект», 2000. / 447с.
12.     Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / ВаженковаТ.Н. – Мн.: УП «Молодежное», 2003.
13.     Трудовое право Республики Беларусь, Краткое изложение курса / В.А.Круглов. – Мн.: Дикта 2004. – 75с.
14.     Трудовое право России. Учеб. / Под ред. А.С. Пашкова /, С. — Петербург,1999 – 432с.